В современной технике трудно найти механизм, трущиеся детали которого работали бы без смазки. Между тем в существующей не один десяток лет технике воспроизведения механической записи игла звукоснимателя скользит по канавкам совершенно сухой пластинки. Из-за отсутствия смазки она разогревается и деформирует очень чувствительные к повышению температуры стенки звуковой канавки. Значительно сокращает срок службы пластинок и игл звукоснимателей накапливающаяся в канавке пластинки пыль.
Предупредить преждевременный износ пластинок и дорогих алмазных игл, а также существенно повысить качество воспроизведения механической записи можно с помощью устройства, увлажняющего поверхность пластинки в процессе ее проигрывания. Такие устройства довольно широко используются любителями высококачественного звучания за рубежом. У нас в стране они пока не выпускаются, поэтому желающим иметь подобное приспособление, предлагается изготовить его самостоятельно.
Устройство (рис. 1) состоит из S-образной трубки 5, на одном конце которой закреплена головка с увлажняющей щеткой (дет. 1-4), а на другом – противовес (дет. 12, 13); узла карданной подлески (дет. 6-11, 15, 16) и основания 14. Жидкость, играющая роль смазки, вводится в противовес и по трубке 5 поступает в головку, а из нее – на фетровую щетку 1. Длина трубки 5 равна 210 мм, предполагаемая эффективная длина 195 мм (автор использовал электропроигрыватель Электроника Д1-012-стерео). Изгибать трубку необязательно, можно использовать и прямую, например, стеклянную, но при условии сохранения эффективной длины.
Сборку устройства рекомендуется начать с узла карданной подвески. В отверстие диаметром 5,5 мм в наружном кольце 9 запрессовывают втулку 11, а в отверстие ∅6 мм вставляют (с внутренней стороны) втулку 16, которую затем до отказа ввинчивают в резьбовое отверстие основания 14 (желательно с эпоксидным клеем). Керны 10 ввинчивают с таким расчетом, чтобы их острия чуть выступали за пределы втулок.
Далее в одну из пар диаметрально противоположных отверстии внутреннего кольца 8 запрессовывают резьбовые втулки 11, а в другую подпятники 15. Такие же подпятники запрессовывают в торцевые стенки цилиндра 7, который затем вставляют во внутреннее кольцо и подвешивают в нем на ввинченных во втулки 11 кернах 10. Аналогично поступают и со всем этим узлом, установив его на кернах в наружном кольце 9. Собранный узел карданной подвески тщательно регулируют, добиваясь концентричности наружного и внутреннего колец и легкого, без заеданий (но и без осевых люфтов) вращения цилиндра относительно кольца 8, а последнего относительно кольца 9. Затем на конец трубки 5 надевают (с клеем БФ-2) втулку 4, а на нее – головку 3, в которую эпоксидной смолой вклеивают держатель щетки 2 (саму щетку 1 – в виде цилиндра ∅3,5 и длиной 4 мм – вырезают из белого фетра и плотно вставляют в держатель в последнюю очередь). Противоположный конец трубки 5 вставляют во втулку 6, предварительно закрепленную (тугой посадкой или клеем) в отверстии цилиндра 7. Завершают сборку, надев на свободный конец трубки противовес 13 с вклеенной в него втулкой 12.
Прижимную силу в этом устройстве регулируют перемещением противовеса 13, втулка 12 которого имеет скользящую посадку на трубке 5. В свою очередь, сама трубка 5 имеет скользящую посадку относительно втулки цилиндра 7. Таким образом, перемещал трубку, можно изменять ее эффективную длину и прижимную силу, а перемещая противовес относительно трубки, только прижимную силу.
Устанавливают устройство диаметрально противоположно тонарму (рис. 2). Увлажняющей жидкостью (2-4 см2) его заправляют с помощью шприца через отверстие в противовесе 13, просверленное по диаметру 19 мм. Можно залить ее и непосредственно в трубку, сняв предварительно противовес. После заправки головку 3 нужно опустить вниз, дождаться, пока жидкость начнет вытекать через щетку, и установить устройство на проигрыватель. В качестве увлажняющей жидкости рекомендуется использовать смесь из одной части изопропилового (СН3)2CHOH или этилового СН3СН2ОН) спирта и семи частей дважды дистиллированной воды. Подачу жидкости к щетке регулируют калибровкой отверстия ∅1 мм в корпусе щетки. При регулировке его можно увеличить до ∅1,5 мм. После проигрывания щетку необходимо протереть (а точнее – промакнуть) не оставляющей волокон салфеткой, а пластинку просушить и положить в пылезащитный (лучше бумажный) пакет.
Литература:
- Дегрелл Л. Проигрыватели и грампла стинки. М.: Радио и связь, 1982, с.160-162.
- Влажное проигрывание грампластинок. – Радио, 1983, №7, с.58.
Была такая полезная штука – Lenco Clean L… Дистиллят, чуток спирта (изопропилового) … Проигрывать потом винил “на сухую” было некомфортно… Эх…
Применял такое для перезаписи винила на ленту, тогда многие диски были убиты бульдозерными вертушками. А с водичкой треск пропадал заметно, звук менялся сильно в лучшую сторону.
“Бульдозерные вертушки” – это типа “Вега-101 Стерео”? Или “Аккорд – моно” с колонкой, по совместительству ещё и крышкой девайса?
Да. И самое страшное – корундовая игла, которая быстро стачивается до состояния резца и начинает рвать канавку , повреждая безвозвратно.
Да будет Вам известно, что корундовая игла пригодна только для МОНО-записей и дна канавки никогда не касается. Посему и прижимное усилие там – мама не горюй и ещё масса нарушений, ибо моно не претендует на hi-fi. А в Стерео, где ситуация прямо противоположная, предусматривается строго алмазная игла и мизерное прижимное усилие. И даже при соблюдении всех мер иглы хватает максимум на 500 часов прослушки, безболезненной для пластинки, потом каюк.
Ваши слова да богу в уши, в те самые 70-е, когда стереопластинок как грязи, что такое алмазная игла , народ знал понаслышке, а кому сильно повезло, за 7 рублей покупал дефицитную вставку к головке ГЗКУ-631Р с алмазной иглой. Которую прижимное усилие 7 граммов, положенное для нормальной работы пьезы, убивало так же быстро.
Для монозаписей головка универсальная комплектовалась тиглой большого радиуса, для моностерео и стерео- иглой малого радиуса. Про этот самый малый радиус, сточенный до состояния резца и увиденный в микроскоп, я и рассказываю.
Кто в те годы вообще заморачивался этими тонкостями, я вас умоляю. Вот появление Веги-106 с приличными импортными бошками -это был прорыв на самом деле. По сравнению с нашими бульдозерными Аккордами и Вегами-101 .
Полная ересь. Со смазкой пластинке наступит каюк намного быстрее. Выбирайте, что Вам дороже, “проигрывание без треска” на пару раз либо с треском но с сохранением службы диска.
Ласло Дегрелл, автор книги Грампластинки и проигрыватели, не столь категоричен насчет влажного проигрывания. Но заметил, что начав применять этот метод, желательно пользоваться им и дальше. Почему- уже не помню.