Предлагаемый вниманию читателей усилитель мощности звуковой частоты (УМЗЧ) разработан на основе технических решений и объединяет их наиболее ценные качества. Кроме того, в нем нейтрализован характерный для УМЗЧ такого типа источник нелинейных искажений, каким является процесс перезарядки входных емкостей ОУ при больших синфазных сигналах.
Напомним, что входная емкость ОУ (примерно 3 пФ) складывается из нескольких линейных и нелинейных компонентов. Один из них — емкость закрытого p-n-перехода затвор — сток полевого транзистора входного дифференциального каскада – существенно нелинеен. При работе УМЗЧ эта емкость (около 0,3 пФ) интенсивно перезаряжается и, если сигнал синусоидальный, в цепи затвора протекает значительный ток перезарядки (удвоенной частоты), создавая на элементах входной цепи ОУ соответствующее падение напряжения. Складываясь с входным сигналом, оно искажает его. Приведенное к входу значение второй гармоники U2, порождаемой процессом перезарядки емкости входного дифференциального каскада ОУ, как было установлено экспериментально, может быть оценено соотношением:
U2= А · ΔR · f · (Uсф/Uсф max)2, где:
- А = 0,5 х 10-12 Кл;
- ΔR – величина разбаланса сопротивлений цепей входов ОУ;
- f – частота синусоидального сигнала;
- Uсф – амплитуда синфазного сигнала.
Если, например, f=10 кГц, Uсф= Uсф max, ΔR = 100 кОм, то U2=0,5 мВ, а это значит, что при входном сигнале 1 УЗ коэффициент гармоник УМЗЧ, даже если нет других продуктов нелинейностей, составит 0,05%. Ограничив разбаланс сопротивлений ΔR пределом 1 кОм, можно пренебречь вкладом процесса перезарядки входных емкостей ОУ в коэффициент гармоник УМЗЧ.
Основные технические характеристики:
Номинальная выходная мощность на нагрузке сопротивлением 8 Ом: 25 Вт
Коэффициент гармоник в диапазоне частот 20 – 20000 Гц: не более 0,003 %
Скорость нарастания выходного напряжения: не менее 40 В/мкс
Номинальное входное напряжение: 0,7 В
Описание:
Коэффициент гармоник измерялся анализатором спектра СК4-58, позволяющим регистрировать искажения, начиная с 0,03%. Для расширения его динамического диапазона использовались режекторные фильтры, что позволило довести нижний предел измерений до 0,001%. Точность измерений ограничивалась шумами испытательного генератора. Реальный коэффициент гармоник использованного генератора Г3-102 не превышал 0,003%.
УМЗЧ состоит из двухкаскадного усилителя напряжения (ОУ DA1, DA2) и собственно усилителя мощности (VT1 – VT4). Каскады на ОУ DA1, DA2 питаются от идентичных источников, образованных элементами VD1, VD2, R6, R7, С6, С7 и VD3, VD4, R14, R15, С13, С14. Средние точки этих источников питания соединены с низкоомным делителем напряжения R5R12R20, подключенным к выходу УМЗЧ, чем обеспечивается подача отслеживающих потенциалов в каскады усилителя напряжения. Цепи R16C8 и R19C10 фильтруют напряжения, питающие первые каскады, от порождаемых сигналом нелинейных пульсаций в цепях питания выходного каскада.
Каскад на ОУ DA1 охвачен местной ООС (R2, R4) и усиливает сигнал в 10 раз. Поскольку на выходе каскада имеется постоянное напряжение около 1 В, он отделен от входа ОУ DA2 конденсатором С5.
Второй каскад (DA2) совместно с выходным (VT1—VT4) усиливает напряжение сигнала только в 2 раза. Коэффициент усиления этого ОУ «расходуется», таким образом, только на линеаризацию выходного каскада. Последний представляет собой известный параллельный усилитель. Резисторы R17, R18, R25, R26 корректируют его АЧХ в области высших частот.
Активные сопротивления входных цепей ОУ DA1 согласованы с точностью около 1 кОм, т.е. ΔR=|R3—R2llR4|»0 (предполагается, что источник сигнала обладает низким выходным сопротивлением). Так же согласованы сопротивления входных цепей и второго каскада (ΔR=|R11 — R9||R13|»0). Элементы R3, С2 образуют входной фильтр нижних частот с частотой среза 110 кГц. Конденсатор СЗ улучшает переходную характеристику первого каскада. Элементы С4, R10 и С9, С11, С12 корректируют АЧХ усилителя напряжения.
Коэффициенты усиления каскадов и коэффициенты передачи делителя R5R12R20 выбраны таким образом, чтобы амплитуды синфазных входных и выходных напряжений каждого из ОУ (относительно соответствующих средних точек их «плавающих» источников питания) были равны примерно четверти амплитуды выходного напряжения. В описываемом УМЗЧ амплитудпые характеристики ОУ используются менее чем наполовину, в то время как уровень ограничения усилителя напряжения равен ±50 В. И это. вообще говоря, не предел: вполне реальным представляется четырехкаскадный усилитель напряжения с уровнем ограничения ±100 В.
Как показали испытания, при питании напряжениями более ±35 В выходной каскад УМЗЧ становится неустойчивым, так как рабочие точки транзисторов приближаются к границе области безопасных режимов. Стабилизировать режим работы оконечных транзисторов можно, включив в эмиттерные цепи резисторы, как показано на рис. 2. Однако при этом резко уменьшается их ток покоя, что приводит к значительному увеличению коэффициента гармоник. Ослабить последствия введения резисторов удалось заменой транзисторов предоконечного каскада на транзисторы серии КТ814 и КТ815, у которых площадь переходов намного меньше, чем у КТ818. КТ819 (на таких переходах создаются большие падения напряжения, что и позволяет увеличить ток покоя транзисторов VT3, VT4). В каскаде по схеме на рис. 2 ток покоя транзисторов VT3, VT4 – примерно 0,2 А, а всего УМЗЧ – 0,4 А. Повышение питающих напряжений до ±40 В увеличило выходную мощность (на той же нагрузке) до 50 Вт при коэффициенте гармоник на частотах 2 и 10 кГц соответственно не более 0,007 и 0,015 %. Номинальное входное напряжение УМЗЧ с таким выходным каскадом — 1 В.
Конструкция и детали. В усилителе применены конденсаторы КМ (С2 – С4, С9, С11, С12), МБМ (C1, С5, С15, С16) и К50-6 (остальные); резисторы МЛТ (R21 – R24 составлены из трех резисторов МЛТ-1 сопротивлением 75 Ом). В выходном каскаде можно использовать транзисторы указанных на схеме серий с индексом Г (статический коэффициент передачи тока h21э транзнсторов VT3, VT4 должен быть не менее 30). В усилителе напряжения возможно применение ОУ К140УД8, К544УД1, однако коэффициент гармоник в этом случае возрастет примерно втрое. Стабилитроны KC515A можно заменить двумя соединенными последовательно стабилитронами Д814А.
Детали УМЗЧ смонтированы па двух печатных платах из фольгированного стеклотекстолита (рис. 3): на одной из них (рис. 3, а) размещены детали усилителя напряжения, на другой (рис. 3, б) – резисторы R16, R19, R21-R26 и конденсаторы С17, С18 (это предотвращает нагрев элементов усилителя напряжения теплом, выделяемым названными резисторами). Дли повышения надежности УМЗЧ микросхемы DA1, DA2 следует снабдить легкими ребристыми теплоотводами с площадью охлаждения около 8 см2. Транзисторы выходного каскада устанавливают попарно (VT1 и VT4, VT2 и VT3), вплотную один к другому, на теплоотводах с эффективной площадью охлаждения около 300 см2. Для уменьшения наводок, создаваемых токами выходного каскада, каждый транзистор следует соединить с платой тремя сплетенными проводами. Такие же или скрученные провода необходимо использовать и для соединения УМЗЧ с внешними устройствами. Конденсаторы С19, С20 размещают как можно ближе, к плате. С источником питания ее соединяют на выводах этих конденсаторов.
Питать оба варианта УМЗЧ можно от нестабилизированного источника, напряжения которого (под нагрузкой) меньше указанных на схемах на 10%.
Правильно собранные УМЗЧ налаживания не требуют. Их параметры в основном зависят от рациональности конструкции и, следовательно, от опыта радиолюбителя.
Автор: Агеев А.А. (журнал “Радио” 1987, №2)
этот выходной каскад за рубежом называется Diamond Follower за его необычайно хорошие качества, включая полную неубиваемость и работу на любую нагрузку и с любым питанием, устойчивость к возбудам, а главное- прекрасную термостабильность. Когда для постройки мощного генератора на частоту 300 кгц искал надёжную схему, то пришёл к этой и ей не было конкурентов, включая дорогие мощные операционники ОРА 548 и иже с ними. Усилитель Агеева в 80-е годы собирал на том, что было под рукой, включая пары КТ805- КТ 837 и всё работало чудесно. Схема мощного каскада собиралась прямо на выводах транзисторов. навесом, цеплялась к раскачке от прежнего усилителя – и готово.
Чудесный усилитель!!! Я собирал сам такой в 80е годы. Советую! Только я использовал 574 микрухи
знаете, когда появились 574-е опера, я уже вовсю работал с военной приёмки 544уд2а, они рассчитаны на 2 кома нагрузки ,а не на 10 килоом, как 574. К тому же 574- ширпотреб, пластик, а 544уд2- золотой корпус, круть.
Позже открыл для себя очень неплохие двойные 574 уд2. Но у них цоколёвка нестандартная.
Разводка платы под железный (круглый и золотой) корпус к574уд1а, а не под прямоугольный пластмассовый.
Разницы, кстати нет. Играют одинаково и великолепно.
вы молод и зелен, если не понимаете слов “военная приемка”!
мне как то попали мп40 с отметками ВП, h21 за сотню!
h21 никак не зависит от приёмки. есть справочные данные, там всё указано.
мне остается только улыбнуться, что и сделаю ))
справочник даёт ворота на бетту: скажем: 60- 160. Это значит: на ширпотреб идут транзисторы с бетой дай бог 70, а военка- 140 вся коробка.
хорошая альтернатива для замены УНЧ 50-8
он не даст 50 ватт, но 30 точно и упалить его в принципе нельзя.
да, применить его в S70 не получится, а вот в заменить штатный УМ в УП 101 вполне подойдет.
Упалить можно все!
“Упалить можно все!”
Вот она настоящая мудрость. У них даже спалить не выходит, а все что-то мудрят.
для S70 я применил бы TDA7293 или LM3886. Шикарные микросхемы.
Александр, сможете собрать мне усь на на лм3886? Как с вами связаться? я из Ростовской обл
https://ldsound.info/ab-aleksandr-bokarev/
Не возьмусь сочинять плату для микросхемы, когда есть готовые варианты на вегалабе, там тема посвящена этому усилителю и масса любителей .А мне палить чужие микросхемы – размер пенсии не позволяет. :))
Вот я читаю такие коментарии типа от (Бокарёв Александр Ростов-на-ДОНУ) и поражаюсь, что вы несёте, да ваша tda7293 или lm3886 их нельзя даже сравнивать по звуку например c платой унч 50-8 от радиотехника у101 или тех же s70, да и вообще с аналогичными усилителями многие пишут взял Амфитон 002 или даже Одисей 021 потрошат, выкинул старые платы поставил туда tda7293 и доволен как слон :-), эти люди видимо либо не сравнивали лоб в лоб эти усилители до переделки и после, а просто получали моральное удовольствие от проделанной работы, либо вообще не разбираются в аудио аппаратуре и пишут такую ересь, а то что баса нет правильного у этих микррсхем не смущает никого? Многие наверное возмутятся но там у вас не басс а бубнение и всё что угодно, но не правильный басс такой как может дать транзисторный усилитель из перечисленных выше но при условии что в блоке питания стоят хорошие конденсаторы low esr и ёмкостью не менее 10000мкф в плече вот тогда сравните что может тда а что любой из перечисленных выше усей, к сведенью скорость нарастания выходного сигнала в блок унч 50-8 более 45в/мкс, а тда и лм 6в/мкс, а и сам звук всего остального диаппазона на микросхемах это тошнилово и звук привязан к колонкам, а на транзисторных он хоть немного аэрирован, про tda7293 вообще молчу там ещё и высокие они вязкие какие-то и как буд то завалены, только не нужно писать что неправильно усь на микросхемах собран был, собирал много раз и с раздельным питанием предварительного и оконечного каскада в tda, и двойное моно делал с трансформаторами номинальной мощностью 250вт в каждом канале, но я сравнивал подавая сигнал на вход чисто самих оконечников во всех усях так как в у 101 и s70, просто отвратительные преды и они просто убивают и горобят звук всего уся, да и одисей 021 и Амфитон 002 тоже самое преды плохие в них. Другое дело что у вас либо токи покоя не выставлены были, либо конденсаторы посохли на входе и в обратной связи, либо беты в транзисторах перекошены..
Я сравнивал лоб в лоб Одиссей-у-010 и TDA7293, последняя выиграла. На ней сделал усилитель для акустических измерений.
у 101 оконечный каскад действительно прекрасен,а в Амфитон 002 и предварительный усилитель легко допиливается . микросхемы на выходе..ну тоже имеют право быть.
К ТДА 7294 нормально отношусь, работала в измерительном усилителе микрофонной станции 20 лет и случайно сгорела недавно. Другое дело, сейчас найти её исправную и не подделку -нереально.
А так- весьма крепкая и терпеливая, звук немного с песочком, но не хуже нашего наждака отечественного.
И кабы услышал хоть раз настоящий звук из наших одиссеев- амфитонов-бригов-вегов, то глядишь , перестал бы сам сочинять, купил готовое. Только не довелось ни разу . Так что не надо ляля .
Я занимаюсь аудиотехникой тоже не первый день, уже более 20ти лет, имел у себя дома и слушал у людей много разных усилителей и систем в целом начиная от 30-50$ за аппарат заканчивая в несколько тысяч $ за один компонент всё по б/у, и в добавок я радио любитель есть знакомые мастера (инжереры по образованию) по аудио технике которые могут отремонтировать или проапгрейдить практически любой аппарат, так что имею представление что и как играет и на сколько, я не говорю что звук супер у советских усей в стоке, во первых все уси нужно смотреть и делать профилактику подбирать пары транзисторов по hfe, а лучше менять транзисторы на более высокочастотные но не обязательно смотря какой усь в амфитон 002 допустим не стоит он даже на родных дубовых неплохо играет, в радиотехника у 101 да лучше заменить, в усе радиотехника у101 например, если подобрать все пары транзисторов по hfe правильно выставить ток покоя, заменить эмиттерные резисторы млт на манганиновые С5-16МВ, входной конденсатор vima mkp4
или 10, ёмкость не менее 3,3uf, в обратной связи желательно на неполярный nichicon muse es не менее 100uf или два полярных зашунтированных vima не менее 1uf, в бп я обычно ставлю по 2* 5шт в плече samwha wl серии по 2200uf (low esr ) так как конденсаторы дешёвые что бы ток могли хороший отдавать ставлю по 5-10шт на 1 плечо питания так как 1 хороший Roe или nichicon будет всёравно дороже чем равные по ёмкости такие, но vima i nichicon не подделку с алиэкспресс, а оригиналы хотя вместо vima можно и к73-11или к78 кому какие больше по звуку нравятся , качественные винтовые латунные клемы предварительно их отполировав войлоком до зеркала, то тогда между такой радиотехникой и тда уже пропасть по звуку, это не только моё мнение, а мнение многих кто приходил и слушал такую радиотехнику в системе говорили хорошо звучит при том что дома у некоторых стоят уси до 500$ за б/у, но сигнал я подаю прямо с выхода цап на саму плату оконечника в обход селектора входов темброблока предварительного усилителя и прочего даже без регулятора громкости так как от него тоже сильно качество зависит, а альпс в радиотехнику ставить не совсем целесообразно, а если вы думаете взяли усь с транзисторами перекошенными по hfe, купили жменю китайских (no name ) конденсаторов заменили и ждёте что он зазвучит? Многое зависит от элементной базы контакты тоже на платах тоже выбрасывать нужно провода напрямую паять, (провода тоже не хуже отечественной меди а не алюминий покрытый медью которые сейчас массово продают как акустический). Единственный советский усь который в стоке только с родными конденсаторами хорошо играет что мне нравится это оконечник Феникс 005, ещё ничего бриг 001, а так если собирать то уже лучше Ланзар при подобранных транзисторах по hfe, во всех каскадах выставленных токах покоя , конденсаторами и резисторами которые выше указал весьма хорошо звучит.
Резисторы
Вот компактный усь ланзар в процессе настройки и сборки, ещё до замены эмиттерных резистров и конденсаторов, так же везде в бп и платах мощников дорожки к выходным транзисторам нужно дублировать медными шинами не менее 1,5мм2
Фильтр бп
Красотища. Нет слов. Как сам люблю говорить, с таким внешним видом- можно и не включать.
Радиаторы сильно знакомые, то ли Амфитон, то ли не помню, что. Но точно наше.
Я полностью с вами согласен, что вложенный труд, аккуратность и усердие в сочетании с знанием предмета вернутся добрым звучанием. Прибор тоже живой и тоже чувствует внимание и заботу о нём. (и скажите здесь, что я чокнулся на старости лет)
В большинстве случаев схемы наших усилителей особой критики не вызывают, разве что транзисторы там применяются не самые лучшие, вы про это подробно пишете выше. И подбор пар по h21e будет звуку только на пользу. Равно, как избавление от лишних контактов, каскадов усиления или контактов по пути. Занимайся этим кто-либо на конвейере или в КБ, может и мнение о нашей технике поменялось бы на лучшее. То же самое скажу я про наши колонки, которыми занялся недавно и обнаружил , что во многих из них рабтатют отменные по звуку динамики, с высоким звуковым потенциалом. Но звук, которым колонки наделили на конвейере, чаще всего ужасен. И достаточно пары вечеров, чтобы превратить унылый мычащий ящик в высококачественное изделие. Нужно всего лишь вложить умение , знание , слуховой опыт и настроить изделие по приборам . Разумеется, такая идиллия бывает не всегда и приходится выкидывать откровенно негодные динамики, меняя их на нормальные. Тогда и результат.
Вы попробуйте сделать вещицу-другую, на заказ. Усилок там, какой, али колоночек пару, вот тогда Вам и ясно станет, что стаж в 20 лет “для себя” ничто, по сравнению с мнением и желанием заказчика. И глаза Ваши откроются и мнение сменится.
В смысле не реально найти не подделку ТДА 7294? Фарнел, маузер, промэлектроника бери не хочу, это еще с учетом начавшегося дефицита.
Поддерживаю Вашу точку зрения.
S70.
Можно и и микруху, получится дешево и сердито. Но я бы применил транзисторный УМ на 70-100вт. Запас мощности только исходя из качества воспроизведения. Тем более, что БП позволяет такую мощность отдавать
а , учитывая, что места в боксе для УМ хватает, там вполне может разместиться и гибридный ум.
одним словом, поле для творчества большое)
как вариант- заменить наши транзисторы на современные , выбор нынче совсем иной, нежели в те годы. ну и ёмкости по питанию тоже все долой.
я согласился бы, да только есть но:
платы сделаны на гетинаксе такого качества, что однократная выпайка детали приводит к отслоению дорожек(не знаю, может это мне попались такие экземпляры, что медь отваливалась при однократном нагреве). А если придется шаманить, то последствия плачевны. Придется делать новую плату. да и режимы с новым набором активных элементов, вероятно всего, потребуется подгонять.
По сути, получится изготовление нового усилка. Так что вариант замены транзисторов будет соизмерим по затратам времени и комплетухи с изготовлением нового усилка по известным схемам. Хотя, надо признать, УНЧ50-8 довольно хорошая разработка и не очень критична к замене транзисторов.
ой, не говорите. Привыкнув к стеклотекстолиту, особенно настоящему, попадая потом на гетинакс, с ужасом понимаешь, что паять ты не умеешь, каждое касание дорожек- сносит их вслед за жалом. Как раньше радиомастера работали- выше моего понимания.
…монтажницы работали. Женскими ручками. И сейчас только им доверяют )) А ремонтники-то дааа-конечно мужчины!
Дело не в ручках, а в бумаге, коей по своему составу и является гетинакс.
Очень удобен для изготовления ПП штамповкой, а вот ремонтникам не позавидуешь, особенно, если монтаж очень плотный….литературных слов не хватает). Да и ручная пайка новых плат бывает с плачевным результатом, если чуть передержал паяльник. Текстолит- совсем другое дело! Но дороже в цене, поэтому практически весь ширпотреб в СССР и шел на гетинаксе- экономия, однако!
А вот так и работали. Нужно заменить микросхему на плате двигателя прямого привода – припой еще не расплавился, а фольга уже отпала. И это уже текстолит. Так, что никаких лишних движений. Все действия должны быть продуманы и безошибочны. А аппарат в сервисе лежит уже больше года и никто браться за него не хочет.
При некотором навыке можно биться и с гетинаксом, да отсохнет во веки веков его каарбюратор. Паяло с регулируемым нагревом, отсосник , и дорожки живы. Либо вариант Омега: экранирующая оплетка от кабеля , пропитанная флюсом. ей отбираем припой вокруг вывода микросхемы, кусок оплетки откусываем. Совет прочел в книжке американской . М.Джоветт.Производство надежных электронных схем.
Попробовать бы на импорте, как думаете?
УСИЛ ОБАЛДЕННЫЙ!!!!!!!!! Попробовать бы на импорте 0 только как с цепями в обьвязке !!!!
прекрасная импортная замена нашим кт 818-819 это Тошиба 2SC5200 и 2SA1943 , идеальная пара транзисторов. И цена невелика.
А ещё у Тошибы есть пара 2SC5198 и 2SA1941. Они слабее 5200/1943 по Vce и по току, зато более линейные и их реже подделывают.
!!! Не прошло и пары лет, как приобрел на рынке именно эти самые, вами подсказанные Тошибы, 1941 и 5198, чудо чудное, диво дивное. Последние. Усиление в районе 130-140, одинаковые как близнецы, а за цену я вообще промолчу, чтобы не позавидовали. Золотой запас Родины.
А ещё есть транзисторы, опробованные в этой схеме и успешно- BD911- BD912 . Звери, с усилением 160.
BD911/BD912 достойно ведут себя и в Веге-50у122с. Термостабильность высока, ступенька на 20кгц при токе покоя 15-20ма отсутствует как у кт818/819. Очень хорошая комплиментарная пара с высоким усилением.
Пока на иссяк запас, активно использовал в усилителях на выход качественные 2SA1265/2SC3182
У наших комплементарных пар кт818-819 (равно как у 8129-8130) найти пару с равным усилением по току- безнадега. Ещё одна беда- стальная подошва у транзисторов в металлокорпусе ТО-3, смерть кристаллу на пиках мощности. В этом плане пластиковые транзисторы на медной подошве с их заявленными 60 ваттами даже более живучие нежели их 100-ваттные собратья в металле.
Не нравится мне такая раскачка ,лучше по питанию оу сигнал снять и забыть о синфизке навеки.
Делал всяко, и с дрыгающимся питанием операционника и с выходным каскадом. усиливающим в 2-3 раза, – работают все схемы, важно лишь повозиться и добиться.
Более того, намереваюсь взять раскачку именно эту. а выходной каскад сделать на латералах -полевиках, просто сказка и песня такие транзисторы . И входное сопротивление повторителя на латералах – 4-5 и выше килоом. Операционнику – самое то.
ПС. Входному каскаду на ОУ вряд ли нужна синфазная раскачка по питанию, согласен с вами. ООС все равно заведена во второй каскад. Хотя, и автору виднее.
Скиньте ссылку на схему с полевиками буду очень признателен.
А можно ли каскады предварительного усиления сделать не на Оу а на лампах с катодным повторителем на выходе
Я так и сделаю, но не скатодником на лампе(он гадит и песочит звук) а с СРПП либо резисторным каскадом на маломюшном триоде с низким внутренним- скажем , 6с31б, 5687, нувисторе 6с52н, 6н28б-в
6с31б довольно дефицитные лампы. Можно ли сделать раскачку ВК Агеева менее дефицитными (не дорогими) и не обязательно низко-вольтными лампами ? Одиночная или в виде СРПП лампа 6Н6П на входе, никак не пойдет ? Какие еще лампы стоит попробовать ?
6н23п-ев прекрасный вариант, особенно в СРПП, выходное 470 ом, звук сказочный. С 6н1п выходное получится 1, 5 ком, неплохо. 6Н6П уже можно половинку на канал с резистором килоом на 6-10 в аноде
входное агеевского каскада 4 килоома, значит, нужен ламповый каскад с выходным на порядок меньше. Это в основном СРПП на лампах с низким внутренним и высокой крутизной. Есть ещё 5687, импорт, она лучше всех вышеперечисленных.
Спасибо. 6н23п-ев и 6н6п у меня есть. На входе буду пробовать что-то типа такого как на схеме. На выходе думаю ставить одинаковые пары транзисторов типа BD911/912. Также наверно можно попробовать TIP3055/2955.
между выходом драйвера и входом каскада на транзисторах непременно врежьте резистор ом на 100-200, СРПП обожает генерить иногда на емкость в нагрузке.
А ещё я бы сделал питание через стаб на полевике с плавным подъёмом , чтобы не хлопало в динамиках. СРПП как бы плавно растет выходным потенциалом, но хлопает все равно.
Спасибо, учту.
Можно ли все транзисторы через изолирующие прокладки установить на один радиатор
Категорически нельзя.Транзисторы и так на пределе по теплу, радиаторы кипят, прокладки будут последней соломиной, переломившей хребет верблюду.
Схема на латералах есть в макете и в альбоме, ссылка будет позже. Видимо, когда на каникулах отлажу весь усилитель.
Не только можно , но даже и нужно , выходные + предвыходной – это повысит термостабализацию выходного каскада .
С чего бы вдруг оно повысит термостабилизацию?
Ни разу. Предвыход будет нагреваться выходом и дополнительно растить ток покоя. В итоге эффект будет мягко говоря предсказуемым- лавинообразный скачок тока в конце концов выбьет выходные транзисторы. 15 секунд – и меняй оконечники.
Я бы взял нормальные активные радиаторы от компа, цена сейчас 200 р за штуку отводить могут по 100 ватт без проблем.) И оконечники на каждый по одному.)
Схема Агеева тем интересна, что ток базы выходного транзистора отбирается от него перегретым предвыходным, режим остается на месте. Но эти оба транзистора обязаны быть рядом в тепловом контакте.
Конструктив агеевского выходного каскада жеван и разжеван с 1982 года, когда схема появилась, а позже в новом варианте в 1985 и 1987 годах. Выходные и предвыходные одной проводимости сидят рядом на одном радиаторе и без прокладок.
НEULO / Если бы вы разработали хотя бы один унч , то такого бреда бы не писали как очкарёв . Я не собираюсь разжёвывать для вас принцип работы . Посмотрите хотя бы на унч “бриг” 2-ой мод, и сущ. множ. примеров , дилет. этого не понять хоть вывернись наизнанку.
Какие мы умные и ясновельможные. Мы же сочинили лучшие в мире усилители, а какие-то чумазые смеют мнение свое выказывать. Фамилию оппонента прочти снова, авось напишешь правильно, ваше косоглазие.
Про схему агеева , в последних комм. Александр прав .
последние мои комментарии явно после ведра шампанского. Утром буду просить прощения у всех.
С ув. АБ.и с Новым Годом всех!
С Новым Годом Александр!
что там расжевано,когда все бездумно слизано с западных источников .В первом варианте 7/82 выбросить нахрен диоднорезисторный коммутатор и поставить между базами нормальный электролит 105 градусный на 1000мк /50-63 вольта и все. Кг упадет сразу и размах амплитуды станет максимально возможным.
Не получится , нужно отпереть заведомо запертые предвыходные транзисторы из-за разной площади кристаллов с выходными. Проще взять одинаковые пары на вход и выход.
Возился с выходным каскадом от 82 года, плюнул, пакость. Сделал на одинаковых и не наших, а BD911 912 . Супер.
В те годы само понятие западных источников было пустым звуком. Забор слишком высокий был. Кстати, там эта схема обзывалась алмазным повторителем за массу достоинств.
Через пару лет отвечу вам более основательно. Недавно смакетил выходной каскад автора Арасланова , там ток смещения выходных транзисторов задан источниками тока . Подвесил эти источники на радиаторы небольшие, дал питание два по 25 вольт и крепко порадовался параметрам этой схемы. Давно не видел, как дымит нагрузочный резистор. Занес схемку в зал славы рок-н-ролла)))
Особенно отрадно, что на выход тратим только пару мощных транзисторов, прочие – средней мощности.
Все шикарно работает.Иначе бы не говорил.
Ну некоторые товарищи в то время имели доступ к зарубежной литературе
По мне усь по мотивам Гумели намного перспективнее и точнее звучит
Мне тот гумеля попалил шикарных транзисторов, ну б его нахрен. Звучал его усилитель чудно, но недолго, до следующего включения. А через три номера журнала появилась статейка с оправданием, что не так поняли, и что нужно драйверные транзисторы на радиаторы сажать и вообще все иначе делать. Угу. Спасибо. Когда ведро упаленных транзисторов рядом,- извинения помогают. Нафиг.
Если Вы про Гумеля из Радио за 89год, то да. Попалил он мне выходников в своё время. Мог полгода работать, мог сгореть при включении
Все было именно так, как вы пишете. Сгорал при включении, случайно. звучал божественно.
так там от сквозняка не было мер принято. Да и оу был от пробоя при авариях не защищен.Ничего невероятного в том,что выходники вылетели не было.
Подобная история приключилась со схемой Митрофанова из Радио 11 за 1981год, благодаря хорошим приборам я сумел найти причину выгорания транзисторов в выходном каскаде, устранил неполадки и схема ожила. Прочие собирали, включали, – дым в потолок, -меняй транзисторы.
Позже нашел и автора схемы- W Маршалла Лича, интересный подход, но данной схемы там нет.
Мне кажется вы путаете с усилителем Гумели по мтивам золотого булыжника Шмидта из радио 9/85 год , статья “Качество и схемотехника УМЗЧ”.Этот дерьмо полное
Есть Гумеля-1 и Гумеля-2, который по следам и с извинениями. Но – поезд ушел, транзисторы спалены и повторять скорбный путь думаю вряд ли кто захотел. Я к тому времени спаял многопетлевик Зуева, офигел от его параметров и неубиваемости. Что звук так себе- узнал куда позже, когда ламповый услышал .
По подобной схеме из радио 9/85 год, только с двухуровневым питанием был промышленный усилитель Форманта-ум0522. Весьма надежный. С 91года до сих пор работает, несмотря что постоянно раньше на дискотеках играл на 4ом нагрузку (по паре Формантовской акустики на канал)
А я перечитал статейку эту самую только что. Там написано что предвыход работает в режиме А, выход в режиме В. Если транзистор при напряжении питания +-30 вольт работает в режиме А то ему наверное радиатор точно нужен.) Мой отец в своё время пересобирал кучу усилителей – предвыход всегда был с небольшими радиаторами, правда то были не Гумели, а его личные схемы. Единственно что эта Гумеля тип то как в QUAD 405 с коррекцией. И сильно высокочастотный сам по себе. Довольно капризен понятное дело.
Лично не повторял. Повторял Акулиничева с широкополосной ООС на который тоже много помоев вылили и по тому же поводу.
Есть платы, собранные ещё в 80-лохматом и не мной по первой схеме Агеева, той, что в Радио 8/82. Вопрос: как при питании +/-18 В оно развивает 25 Вт выходной мощности? А ведь звучит, и громко.
А в чём неверие-смущение, ась? У “старичка” опер с плавающим питанием, что даже при вашем питании +/-18В в зависимости от применённых транзисторов параллельного повторителя позволяет получить на выходе увеселителя амплитуду сигнала около 15. Далее согласно мат-иеё-матики всё просто: 15/1,4142 в квадрат и поделить на чепыре вашей нагрузки => 25 ватт как 2 пальца абасс…фальт даже с учётом потерь на китайских шнурках от усилка к АС-кам. Здоровья Вам и вашим соседям! ;))
на 4 ома- да, 20 ватт. С 8 омной акустикой все печальнее. Хотя, схема эта редкая по надежности и качеству, прекрасно повторяется.
Выходной каскад за рубежом называется Даймонд Фолловер. И не зря . Нет более простой и надежной схемы.
На 8 Омах-25 Вт чистого синуса. 45 Вт с хрипом.
Неверие-смущение вызывают применённые на выходе кт816-817. Скажем так очень оригинальная пара для такой выходной мощности.
Сачала ручонки зачесались модернизировать до 40вт, но теперь думаю, что как музейный экспонат оставлю, благо качество плат и сборка на высоте. добавил только плату релейной защиты с задержкой включения АС, так, на всякий случай.
Для 25 ватт тока этих транзисторов за глаза хватает. Ничего оригинального в этой паре нет.
наши 816 817 успешно заменяются нынешними BD139 BD140 , с индексом 16, усиление- 160 и одинаковое в паре. На выход ставятся BD911 BD912, для варианта на одинаковых транзисторах в драйвере и на выходе.
У товарища Агеева отличные результаты получились и с отечественными транзисторами, есть мнение что замена транзисторов почти ничего не даст. Можно попробовать операционники поменять, это да.
Вообще наша любимая тема какое всё совковое было говно это разговоры в пользу бедных. Совка нет уже 30 лет почти , и сравнивать то что выпускали тогда с тем что делают сейчас.. Смысла никакого.
А я помню, как не смог найти пары к этому усилителю, 818 и 819 оказались сильно разные в этом плане, а хотелось послушать . Удалось выбрать одинаковые из пластиковых КТ805б и КТ835б. И усилитель запел. Схема до сих пор удивляет простотой и надежностью Одна из лучших схем за многие годы.
а я никогда транзисторы вообще не подбирал. ну фиг знает. вроде работало итак. вот кстати недавно усилок из учебника Хоровица-Хилла собрал. На выход 819В и 818Б поставил, других под рукой не нашлось. Играет хорошо, насколько та схема вообще это может делать.
Транзисторы в схему Агеева без подбора ставить можно, но на выходе каскада появляется сдвиг , на устранение которого опер тратит свои ресурсы. И по плечам будет разница в усилении и отдаваемому току , поэтому очень желательно пары выбрать.
А так- да все схемы в принципе как-то работают, кто бы спорил.
Александр,о очень хочу с вами связаться по поводу унч Агеева.Владимир г Ростов на Дону тел 9525762678
Добрый вечер! Вопрос админу. В перечень самодельных усилителей не входит усилитель Агеева из журнала “Радио” 1982г №8. Усилительный блок любительского радиокомплекса. Хотелось-бы статью про этот усилитель. Есть не решённые вопросы по нему.
Сделаю, не проблема.
Спасибо!
Присоединюсь к восторженным комментариям, в студенческие годы (конец 90-начало 2000) собрал усилитель по этой схеме на своих платах, на операционниках в металле, как положено. Транзисторы желательно ставить именно с буквой “В” они мало того, что были в 2 раза дешевле “Г” так ещё и коэффициент усиления тока у “В” заметно больше. При настройке пришлось конденсаторы коррекции операционников подобрать. По звуку, что можно сказать, отлично играет как на минимальной мощности (тут была беда у многих советских заводских) так и вплоть до ограничения. Мощность, кстати, 50Вт давал, только так. До сих пор работает у друга тот экземпляр. Из недостатков могу лишь указать на большой ток покоя и, соответственно, нагрев. Ну и мощщи не всегда хватало, когда она чистая, хочется всё больше и больше.
Народ, резон такой мощник встроить вместо стандартного мощника веги 10у-120с?
Выбросил его в свое время. Почему? Посмотрите на сигнал при малом уровне и всё поймете. Ту ступеньку убрать – та ещё морока. Недаром был усовершенствованный вариант с отдельным источником смещения. Его тоже пробовал. Но там стоит только перестараться, как тут же каюк выходному каскаду. В общем, довольно хлипкая штуковина. Ну и восемь ом… А на четырёх кривит синусоиду. В общем, перемудрил здесь Агеев.
Выходной каскад из журнала за 1985 год лишен ступеньки при любом питании на любом уровне сигнала на любой частоте до Мегагерца. 1982г- да, неважненько. Зато у всех работала с полоборота.
В журнале за 1987 год все варианты выходного каскада и выверенная схема мощника с платами. Там же особенности поведения операционника в схеме с летающим питанием, которые нужно учесть. Прекрасная статья.
Всем добрый день! Какие ОУ можно поставить из имеющих-LF357, LF411,OPA134,OPA2134,NE5534,NE5532.
ОРА 134 точно можно, 5534 можно, но он биполярный, сдвиг побольше, LF411 только у Горовица-Хилла встречал, как распространенный и неплохой, сам не работал с ним.
Кто ставил сдвоенные ОУ КР574уд2 в этот усилитель или другие импортные?
Как вы себе представляете сдвоенный операционник с летающим питанием, когда в соседнем канале другой опер летает по другой траектории?
а ни кто не пробывал предвыходной каскад (v1-v2) включать по немного другой схеме….у нас сей час 2 эмиттерных повторителя, с коэф.передачи 0.7-0.8….на выходе мы имеем около 35в. синуса…я попробывал включить v1 v2 c общим эмиттером подобрав в коллекторах нагрузку по току… у меня уже лет 20 схема ….при питании 2х35…на 4 ом. дает синуса 63в. остекловка 50вт светится как лампа.Искажения не мерил честно говорю…нужно было просто озвучить площадь. Но синусоида чистая визуально без ступеньки…от 0 на входе до 1в.
попробуйте поменять v1 -v2 в схем уОЭ,подберите нагрузку в коллектора, снимите с коллекторов…у вас на выходе будет 62-63 в. синусоиды на 4 ом. При 2х35 питания
Зачем использовать такую раскачку сейчас ? Да и схема этого толи композита ,толи недокомпозита весьма не совершенна.А вот ВК неплох.
Я это делал на классическом Агееве , с 1ОУ использовал сначала 140 уд8 потом 574уд1 скорости у 574 за глаза …отрабатывалось все, просто хотелось эксперимента, а когда пошло уже не оторвать , вот и собрал новый предвыходной. Работает до сих пор, только защиту надо высокоскоростную если кто будет делать. Может сейчас это уже и не актуально.
Простите за провалы в памяти , а ВК это что.
“Простите за провалы в памяти , а ВК это что.”
Вероятно – выходной каскад.
ВК это ВК .Выходной каскад.VAS усилитель напряжения ,он же УН.
“ВК это ВК .Выходной каскад.VAS усилитель напряжения ,он же УН.”
Я рад, что Вы в курсе. Только Вы больше тумана навели. Так что тогда такое ВК? Это к чему относится? При чем здесь усилитель напряжения?
Щас в моде параллельник с батарейкой . А раскачку ему можно любую. От микросхемной до ламповой.
Нормальное во всех отношениях решение для данной схемы, автор пришел к самому простому и эффективному варианту в Заратустре.
Другие решения сложнее и затратнее на порядок.
“Щас в моде параллельник с батарейкой . А раскачку ему можно любую.”
Сразу стало “ясно” что такое ВК…
Тип батарейки?) Блин, а чего бы ещё туда не впихнуть к примеру пакетник из электрощитка, пользы как и от батарейки будет?
Там отдельный источник смещения, стабилизированный. Заменяет громоздкую вольтдобавку, сохраняя все преимущества этого выходного каскада.
Сейчас модно заходить в свой подъезд по смартфону, через мобильное приложение и видеть на экране того, кто просится в дверь снаружи.
А батарейка в Заратустре- совершенно грамотное решение, автор схемы -ddimon с форума Вегалаб -гениальный конструктор.И его схема весьма популярна.
Хотя, есть другой вариант от Арасланова, там без батарейки, с источниками тока смещения, тоже супер.
Нет, Арасланов не при делах.Вы спутали с Лачиняном.
Виноват, конечно же- Лачинян. Спасибо за поправку!
Незнаю никакой заратустры, однако и вправду в этом конкретно усилке вместо вольтдобавок напрашиваются ГСТ.
Собственно с самой симуляцией схемы у меня возникли проблемы на постоянном токе- ОУ защёлкивается и на выходе или + или – питания.) Потом разберусь.
“в этом конкретно усилке вместо вольтдобавок напрашиваются ГСТ”
Токовая нагрузка имеет собственные частотные ограничения, да и на резисторах все же проще.
делал и на резисторах, с добавочным питанием +- 50 в, получилось сходу и круто, но автор Заратустры , Димон, вежливо ответил, что, да, работает, но батарейка все-таки проще и не жрет так, как резисторный ИТ.
вообще то авторы батарейки Филатов ,Мардер.Димон усовершенствовал её.
Прекрасно помню ту статью в Радио. Тогда забавное решение на батарейке показалось странной глупостью и мало имеющего со схемой . Но не сегодня, когда чуток поумневши.
В заратустре судя по схеме стоит не батарейка, а плавающий источник питания. Не сказать бы что у него много общего с батарейкой. )
будете смеяться. С батарейкой там много общего, можно применить обычную батарейку, или сборку. Ток невелик, миллиампер 30-40, батарейка справится.
Иван:
“будете смеяться. С батарейкой там много общего…”
А я вообще не в курсе о чем речь
А.Б.:
Дядя Иван, вот вся тема по Заратустре .
http://forum.vegalab.ru/showthread.php?t=36227
Спасибо, дядя Александр, хоть понятно о чем речь идет.
Не переживайте, я тоже не в курсе был, просто название в поиск забил да глянул. Слышал как то краем глаза , да и всё)
“Не переживайте, я тоже не в курсе был…”
Да я и не переживаю. Я скептически отношусь ко всем этим симбиозам и извращениям. По мне так – или лампа, или транзисторы. Собрать хороший линейный усилитель среди полупроводников в настоящее время есть на чем. И непременное использование лампы во входных каскадах – желание изобразить что-то необычное. Старенькая 544-я, которая УД2 имеет настолько большой запас по своим возможностям еще с давних времен, что смысл искать и покупать лампы, которые сейчас совсем не дешевы, не вижу. Другое дело выходные каскады. Разные их варианты дают разный звук. Какой правильный понять сложно. Искажения у всех показывает малые, а звук разнИца значительно. И здесь продолжается поиск той удачи, которая будет обозначена как успех… а через время ситуация опять повторится. Мне сам подход не нравится.
Почему сразу “извращения”? Лампа – хороший усилитель напряжения. Транзистор – хороший усилитель тока. Одно к другому само напрашивается. Я в параллельной ветке про БРИГ-У-001 дал ссылку на интервью Шушурина. Иженер высокой квалификации. Он делал и делает подобные аппараты. И спрос на них есть.
ламповый каскад кроме усиления по напряжению и огромного запаса по неискаженному сигналу вносит в звук нечто особенное. К этой особенности у всех отношение разное, часто полярное, от обожания до презрения , но явление это однозначно существует и живет в реальных устройствах, причем, применяется все чаще, в дорогих фирменных устройствах, гибридная схема легко решает проблему сочинения качественного драйвера с помощью одной лампы.
“ламповый каскад кроме усиления по напряжению и огромного запаса по неискаженному сигналу вносит в звук нечто особенное”
Ключевое слово здесь – “ВНОСИТ”. А что должно быть никто сказать не может.
Отнюдь, сказал граф, шурша манжетами. Очень даже может сказать. Тот самый Джинн, раб лампы.
И он скажет, что лампа привносит в звук – благодать. С которой обычный транзисторный мощник обретает объём, эхо, дыхание и жизнь . Не верится- на здоровье. Чужие мнения вряд ли способны переломить своё внутреннее,
выращенное за десятилетия.
А ежели точнее, то короткий, быстро и правильно спадающий спектр гармоник триодного лампового каскада и усилителя в целом- залог достойного звука.
Не забуду случай, когда принесли на послушать и померить один самодельный лампач, там всё-ужас ужас, что схема. что набор ламп, что форма сигнала, все плохо и странно.Но когда включили- все аж крякнули, так привлекательно он зазвучал. Так что, не в одних “искажениях” и привнесенных призвуках дело. есть и ещё нечто. Про это образно высказался один посетитель выставки: В каждом усилителе поет душа его создателя. Точнее не скажешь.
“…образно высказался один посетитель выставки: В каждом усилителе поет душа его создателя. Точнее не скажешь.”
Согласен.
“Он делал и делает подобные аппараты. И спрос на них есть.”
Ну если есть спрос и возможности, то почему не делать? Ну а кто какой квалификации я не знаю. Пол века идет копирование сторонних идей и далеко не всегда хорошо выходит.
И все таки, кто нибудь пробывал поменять предвыходной каскад поменять на съем с коллекторов, оч интересны отзывы от эксперементаторов
Какие изменения необходимо ввести в схему усилителя что бы можно было использовать не 8 ми омную нагрузку а 4 х омную !
“Какие изменения необходимо ввести в схему усилителя что бы можно было использовать не 8 ми омную нагрузку а 4 х омную !”
Снизить питание.
Он и на 4 Омную работает прекрасно!
Приветствую всех всех специалистов-радиотехников. Собрал я два раза данный усилитель по этой схеме, каждую деталь проверил прибором, транзисторы подобрал по усилению, НО после включения через несколько секунд отлетает провод от коллектора Т3 (КТ819В ) и идёт дым от резистора Р26. В чём дело? Может подскажет кто? Всё соединёно как по схеме.
С уважением Николай.
Мощную схему нужно запускать постепенно, с защитными резисторами, поднимать питание медленно, скажем, через ЛАТР. И смотреть осциллографом форму сигнала. Если все в порядке, на выходе имеем чистый синус на самых малых напряжениях питания. А если спаял- включил- что будет? Будет фейерверк. По недосмотру, по дефектной детали, можно вообще питание не туда подать, у меня такое запросто.
Но мне-можно, дедушка старый, ему все равно.
Если транзисторы ваши на радиаторе через слюду, то им обеспечена быстрая лютая смерть. Там все иначе, как автор пишет. Все одноименные на один радиатор, впритык, другие-на другой. И никак иначе.И без прокладок, само собой.
Благодарю Вас за быстрый ответ. Да, транзисторы на радиаторе через слюду. На днях заменю выходные транзисторы и поставлю их попарно без слюды. Такой хвалёный усилитель и на тебе-такой капризный. По результату отпишусь.
Данный усилитель я хочу встроить в Радиотехнику У101 взамен два раза подохшего штатного оконечника.
Гляньте, какая схемка сложилась для применения в приборе. Полоса полной мощности 1 МГц, питание 30 вольт. Если поднять питание до два по 25в, нужно будет увеличит резисторы смещения до 220+220 Ом, как у Агеева.
Вот здесь я немного не понял ( прошу простить меня, схемы не паял уже лет 30, а тут просто нужда ), питание на Вашей схеме однополярное 30в?
На моей- да, однополярное. Это для прибора схема. Никто не мешает сделать его двухполярным, просто у меня оно такое, 30-в .Или два по 15.
А для варианта два по 25 в нужно убавить ток покоя , увеличив резисторы до нужного значения , увеличить емкости вольтдобавки до сотни мкф. Короче. чуток повозиться.
ПС. Токи через транзисторы выходного и драйверного каскадов в этой схеме не равны, выходной ток покоя раза в 4 выше. И повышая питание, нужно сохранить это соотношение , заодно не выходя за границы допустимого тока покоя.
Скажем, остановиться на 100-120мА на выходе.
Учтите, что на радиаторах будет сидеть питание, плюсовое и минусовое. А значит, радиаторы нужно изолировать от шасси. Иначе бабах снова.
Вот так выглядит рабочая платка со схемой
Вот как у меня всё это выглядит. Все транзисторы через слюду.
Прочтите внимательно статю про усилитель Агеева номер 2 за 1987 год и найдите там совет про слюду под транзисторы.Не найдете. У вас все сделано неправильно, транзисторы мгновенно выгорят от дикого нагрева и отсутствия тепловой связи между ними.
Спасибо, я всё понял ( Понял я в жизни ложь и обман, не робщу на свою незавидную долю….Мамочка из к/ф Республика Шкид )… Буду всё переделывать как Вы посоветовали , но это пройдёт несколько дней. По результату отпишусь. Но… Если всё же не получится у меня с этим усилителем, то я опять обращусь к Владимиру Горнову ( у нас в городе есть такой мастер электронных дел, по схеме которого я собирал усилитель лет 30 назад, только я его вместе со схемой отослал на Ямбург, где в молодости работал друзьям, а потом адреса и контакты ушли в небытие ), чтобы он опять дал мне схему своего усилителя, которому пофиг и слюда и разница в коэффициенте усиления деталей и коэф. гармоник не определяется.
Агеевский выходной каскад в разных вариантах ценен тем, что не нуждается в настройке тока покоя, ток этот держится как вкопанный вплоть до разогрева радиаторов до кипения . И до сотен килогерц нет ни намека на какое-то искажение формы сигнала. И КЗ в нагрузке он не боится. Чудо схема.
Приветствую всех мастеров-электронщиков и любителей самодельных электронных узлов. Опишу результат своей работы. Как я и говорил, нашёл я Володю Горнова и попросил у него схему его УНЧ. Он мне её нарисовал на бумаге, я говорю ( ссылаясь на свою зрительную память ) что схема отличается от предыдущей. На что он ответил–эта лучше. В общем схема на шести транзисторных сборках –3 КР159НТ1А, 3 2ТС1303А , КТ851А-2шт, КТ850-2шт и на выходе КТ864А и КТ 865А , ещё диоды КД522А ну и резисторы, конечно. Собрал я оконечники навесным монтажом. Выходные транзисторы поставил каждый на свой радиатор. Включил питание ( +-26в–штатное в Радиотехника У101 ) В колонках абсолютная тишина, напряжение на выходе-0. Стал проверять синусоиду на выходе 200мв и 100герц–ступенька отсутствует, потом подал 20000герц–ступеньки нет. Затем подключил к усилителю предварительный и о радость– давно не слышал прекрасного звучания! Но вот огорчает только –гул или фон как его ещё обозвать от предварительного усилителя. При отключении питания от преда в колонках полная тишина, подключаю питание–сразу гул. Все кондёры заменены на новые в БП и в преде, также заменил диоды моста питания преда на КЦ405А. Комутатор входов удалил напрочь, входной сигнал подаётся на вход предварительного с передней панели с гнезда ВОСПР. Заметил такую особенность– при подачи сигнала на любой их каналов на вход сигнал есть на выходе обоих каналов. Перечитав кучу инфы, заподозрил входную К157УД2–заменил её, поставив на переходник–ничего не изменилось, почему так? Кстати, когда вынимаю входную микросхему из переходника, гул не исчезает и не меняется, т.е. не реагирует ни на что–громкость и тембра крутишь туда-сюда ни чего не меняется. Вход и выход предварительного выполнен экранированным проводом. При работе усилителя на протяжении 10 часов при средней громкости выходные транзисторы чуть-чуть тёплые. На Агеевских радиаторах можно было бы щи сварить. В общем, у меня вопрос ко всем спецам–что там в преде может гудеть? Буду очень признателен за помощь!!!
Гудеть может неправильная земля. Запросто. Поэтому. Надо попробовать отпаять от выхода преда экран провода ведущего к оконечнику. Земляная петля небось. Питаются они от одного источника.
Дело в том, что экранированные провода я поставил уже после того, как начал борьбу с гулом, ни чего не изменилось. По поводу земляной петли да–возможно. Попробую сегодня отпаять землю от выхода преда. И ещё у меня возникает мысль запитать пред от отдельного источника. Если найду подходящий транс, то попробую.
С уважением Николай.
Скажите, что сами думаете про возможность помочь разобраться с вашим усилителем – от “Владимира N “, без схемы вообще, лишь с перечнем транзисторов.
Или все уже освоили телепатию?
Да по поводу усилителя от Владимира у меня как раз вопросов то и нет, он работает прекрасно. Вопрос у меня про гул от предварительного усилителя Радиотехника У101 стерео. А по поводу схемы–все творческие люди, как бы это сказать эээээээ, немного недоверчивые что ли–как бы кто не присвоил их творение, а печальный опыт он уже имеет. Но, если интересно, я у него спрошу можно ли выставить схему на обозрение. Скажу вкратце про усилитель–питание у него от+-70до +-25 вольт и мощность от 250вт до 25вт. В моей Радиотехнике У101 питание +-28в. При полной громкости индикатор шкалит и мои колонки 25АС в Ужасе, так что при средней громкости вполне комфортно для объёма моего гаража в 48кв.м.
С уважением Николай.
http://archive.radio.ru/web/1987/02/032/ Особенности монтажа схемы.
Ни каких секретных приятелей нет ( я указал его имя и фамилию ) . Обратился я к Владимиру по старой памятии и от того, что Агеевский УНЧ мне не понравился–очень жаль много потерянного на него времени и успокоительного бухла. Но ещё раз позволю себе повторить, что вопрос я Вам, уважаемые спецы задал по поводу гула от преда Радиотехника У101. У моего *секретного приятеля* просто нет времени на изучение моей проблемы. Поэтому я и задал вопрос здесь. По Вашим ответам по поводу Агеевского УНЧ я очень доволен и благодарен Вам, но он мне не понравился. И пожалуйста, если можно, то давайте без сарказма.
С уважением Николай.
Решить проблему гула можно.
Но есть подозрительные вещи. Чего это у вас один канал в другом слышен? Не должно так быть. Нет ли ошибки в подключении предусилителя?
Ну и неплохо бы проверить его питание. +-15 вольт приходит или нет? И стабилизировано оно или нет?
С другой стороны, если усилитель мощности настолько хорош.
То входной сигнал можно подать сразу на регулятор громкости а с него сразу на выходной усилитель.
И схемку усилка неплохо бы. Может дядь Вова поделится. Мы тоже хотим причаститься чудо-звуком.
С такой подачей материала для просьбы о помощи кроме сарказма других чувств не останется у самых закаленных тутошних. Вам значит не с руки взять и послушать иль померить, что валит у вас с выхода преда, взятого фигзна откуда, с У-101 или как там его. А мы- гадай, делай умное лицо, вангуй по фотографии, которая секретная . Вам самому такое не странно?
Ошибки в подключении предусилителя нет. Питание +- 15в приходит, я его стабилизировал стабилитронами КС515А. Переключатель моно-стерео наглухо зафиксирован в режим стерео. Можно, конечно, оставить только один регулятор громкости, но тогда тембров не будет.
С уважением Николай.
Добрый вечер, уважаемый….( к сожалению не знаю вашего имени ). Гул от преда моего стал намного тише и один канал в другом уже не слышен после замены всех микросхем и увеличения ёмкости конденсаторов по питанию. НО ВСЁ это для меня уже не АКТУАЛЬНО, так как сегодня я получил от Владимира Горнова схему предварительного усилителя и после Нового Года я буду воплощать её в жизнь. НО не это главное. Владимир разрешил поделиться схемой с уважаемыми людьми. Териториально я в г. Балахна Нижегородской обл. Найти меня можно в VK–Николай Грязев.
Если вас действительно заинтересовала схема оконечного усилителя, то я вам пришлю с коментариями к ней. Так же как и Уважаемый Hettier я сравнил звучание УНЧ от Владимира Горнова с Бригом и с Радиотехникой–При прослушивании УНЧ от Владимира ощущение такое, как будто с колонок одеяло сняли.
Я вам ещё раз повторяю, что предварительный у меня штатный и усилитель называется Радиотехника У101-стерео и проблема у него в том, что имеется неприятный гул от этого преда. Всё, что можно, в этом преде я померил и заменил, к тому же заменил первую К157УД2 на новую по причине подачи сигнала на один из входов на выходе сигнал на обоих каналах, почему так не знаю ( при этом стерео присутствует при прослушивании муз. композиции ). Если бы вы промолчали в ответ на мои вопросы, я бы понял, люди не знают причину, поэтому и молчат. По поводу Агеевского оконечника вы мне многое прояснили ( хотя это должен был сделать сам Агеев, истребитель ему в ангар ) и я, беспощадно запалив пол ведра транзисторов, приговорил его к забвению.
А раньше то пред нормально работал? А петлю земляную разорвали уже? А есть ли на входе усилка конденсатор и сколько постоянка на выходе преда?
ЗЫ. Как говорил мой наставник в телемастерской “со схемой каждый дурак сумеет, попробуй без неё”
Вместо предохранителей (по + и – )припаивается 100Вт лампы накалки, и спокойно ищется неисправность(и НИЧЕГО не горит и не отпаивается!)
Резистор 100 Ом 2 Вт тоже неплох. Дымит- значит, что-то пошло не так.
Так тоже можно попробовать. Вот только вместо ламп проволочные могучие резисторы попробую аналогичного сопротивления.
Благодарю за ответ!
Могучие не обязательно. Я ставлю 0,5 вт, если что- отгорают и все прочие живы.
Или предохранитель на 0,5-1 А. Спасает надежно.Но нужен сразу мешок.
Читаю комментарии и удивляюсь. Из опыта некоторых “экспертов” в области звука постоянно рекомендуют включение ламп в цепи питания, резисторов и т. д. “Хвастают” большим количеством сожжённых транзисторов при запуске той или иной схемы. И недоумевают, как это я не прошел тот же путь их мучений. Ну если так уж тянет что-то собрать и это желание длится, как хроническая болезнь, долгие годы, то почему так сложно изготовить или хотя бы приобрести регулируемый источник питания с качественной, для целей разработок, защитой? Выставил нужное питание и спокойно “химичишь”. Никаких волнений не возникает ни при ошибочном включении, ни при капризах схем при первых запусках. Такое несложное устройство, и не одно, позволяет мне многие годы безопасно реализовывать десятки собственных проектов и еще больше – на предприятии. Я начинал свой путь разработок в первую очередь из создания источников питания. Есть 2-х полярный, для мощных схем, есть комбинированный, для питания цифровых схем одновременно с отдельным питанием для ОУ или компараторов. В нем же есть отдельный регулируемый выход 0…250 Вольт, для питания каких-нибудь реле, маломощных двигателей, видеоусилителей и т. д. Что путного можно создать не имея подобного под рукой? Вымучить что-то конечно можно… потратив на это безумно много времени и усилий. Я такое у своих коллег наблюдал неоднократно. Заменят деталь, а потом несут ко мне проверять. Потому что вставят плату в устройство, а тот же элемент “выстреливает” заново. Не солидно это все.
Добрый вечер, уважаемый….( к сожалению не знаю вашего имени ). Гул от преда моего стал намного тише и один канал в другом уже не слышен после замены всех микросхем и увеличения ёмкости конденсаторов по питанию. НО ВСЁ это для меня уже не АКТУАЛЬНО, так как сегодня я получил от Владимира Горнова схему предварительного усилителя и после Нового Года я буду воплощать её в жизнь. НО не это главное. Владимир разрешил поделиться схемой с уважаемыми людьми. Териториально я в г. Балахна Нижегородской обл. Найти меня можно в VK–Николай Грязев.
“…сегодня я получил от Владимира Горнова схему предварительного усилителя…”
Вот это событие! Никогда не мог себе представить, что схема предварительного усилителя может вызвать такую возвышенность в чувствах. У меня все более прозаично. За десятки лет отработаны наиболее удачные схемные решения и заранее уже реализованы под них платы: как под мощники, так и предварительные… Что-то лежит уже давно с набранными элементами, что-то в любой момент можно начинить комплектующими. Если все же хочется собрать что-то нетипичное, то сразу разрабатываю печатный монтаж. Мне даже схему видеть не обязательно, я ее вижу в голове.
И вам, Николай, желаю успеха! Чтобы новый год принес новых приятных ощущений!
Ну, много чего может вызвать возвышенность в чувствах, а уж простая и высоконадёжная схема, простая и не требующая никакой настройки и, вдобавок, превосходящая все известные схемы–особенно. УНЧ собранный по схеме Владимира звучит намного лучше и приятнее чем Радиотехника и Бриг, с другими усилителями у меня нет возможности сравнить.
Иван, благодарю вас за пожелание успеха, и вам желаю всего наилучшего, главное спокойствия в душе и всяческих успехов. Быть Добру!
Собрал данный усилитель по родной схеме. Заработал сразу. Но, интересная ситуация, 20 гц чистого синуса усиливает до примерно 22 вт., а дальше корёжит горбушки. Чем выше частота, тем выше вых. мощность и уже 20 кгц аж за 30 вт. выдаёт чистый синус. Меандр на 1 кгц идеальный.
Ёмкости согласно схеме. Но можно и добавить попробовать. Вы имеете в виду по питанию микрух или вольтодобавку?
Ёмкости в “плавающем питании” наверное маловаты.
Вольтдобавку. Но вообще у меня где то была симуляция этого усилка. Завтра гляну.
Пробовал добавить ёмкость 200 мкф и 500 мкф в вольтодобавку, не помогает.
Источник питания вполне себе достойный. Железо от ТСШ-170, первичка 0,5 мм, вторичка 1,0 мм. Ёмкости что 2000 мкф. в плече, что 10000 мкф – результат тот же. Один транс на один канал планировал.
Гляньте поведение выходного сигнала на нагрузке скажем, 10 Ом вместо 4.
Предположу, что вы наблюдаете ограничение выходного сигнала в виде телепающихся верхушек синусоиды , именно на низкой частоте, десятках Герц. На высокой частоте эта болтанка уходит. Первое, что приходит в ум- малая мощность источника питания, просадка на низкой частоте. Скажем, слабая вторичка, нехватка емкостей в питании(хотя , добавка емкости в питание только усугубит проблему слабой вторички)
Вольтдобавка- там емкости в питании операционника могут быть небольшие, 10 – 20 мк . Увеличение ничего не даст.
Гляньте форму меандра на 50-100герцах, при завале нижней границы усилителя полка меандра свалится слева направо. И реальная полоса пропускания на синусе совпадает с частотой, на которой меандр упадет на 50 процентов от начала полки, эту частоту делим на 6,28 (два Пи) , получаем F нижн по минус 3дБ.
А нагрузка 4 ома или 8?
А то я как раз сейчас модель смотрел этого усилка.. На 4 ома он почти неработоспособен, на 8 более менее. Но вообще..Собирать такое – нужно быть большим поклонником творчества товарища Агеева. Ну очень большим. То есть сейчас смысла вообще ноль.
8ом
Тут вот такой вопрос: резисторы R-21-24 (75ом) купил обрывные китайские, других не было. Не может из за них?
Меандр на 50 герцах как раз делится горкой пополам. Получается всё правильно вреде бы. МТ-2, где же их взять то….. Уточняю про чистый синус. 20 гц-13вольт, 200гц – 16 вольт, 2кгц-16,6 вольт, 20кгц-18вольт. На 20 гц если поддать до 15-16 вольт, то по горбушке как бульдозером проезжает один раз в секунду. Нагрузка у меня 8 ом. Переменка под макс.нагрузкой просаживается на 0,5 вольта, а постоянка на 1,5 вольта.
Мощность указанных резисторов не зря указана в 3 Ватта, они прилично греются. Что из себя представляют ваши китаецкие обрывные-не скажу. Вместо 3-ваттных можно спокойно применить наши МТ-2, они держат и больше.
бульдозер по верхушке- понятно. Пульсации по питанию, просадка питания на величину пульсаций, подрезка верхушек синусоиды. был бы стабилизатор питания- подрезка верхушек была бы одинаковой на всех частотах.
Резисторы китайки 2 вт. Особо сильно (до опупения) не греются.
Ну да, там 2 ватта тепловых раскиданы по двум резисторам на 220 ом. Это в покое. На сигнале мощность вырастает в разы. У автора схемы по питанию баночки на 2000мкф, этого впритык хватает на 8-10 омную нагрузку. Для 4-омной нужны баночки на 4700-6800мкф.
У меня нагрузка 8 ом. кондёры пробовал по 10 000 в плече – всё тоже самое. Синус не просто срезается, а как бы по нему проезжает бульдозер с частотой 1 раз в секунду – это на положительной части синусоиды, а на отрицательной наоборот с тем же интервалом проезжает волдырь внутри синуса.
Попробуйте увеличить резистор вольтдобавки, с выхода усилителя в точку питания опера (оперов).
С подобным сталкивался при перегрузке какого-то из каскадов усиления,когда входной сигнал просачивается через ограниченный участок дальше, напрямую. Понимаете, что советовать в отрыве от схемы с приборами -дело неблагодарное. А ещё подумал: в данной схеме очень важно отобрать транзисторы с одинаковым и высоким коэффициентом передачи тока. И у наших 818-819 с этим делом не совсем прилично. Импортные 1941-5198 лучше всего, 1943-5200 тоже супер, но много подделок.
Смакетил по совету Агеева другой вариант выходного каскада, с транзисторами разной мощности, получилось быстро и удачно, адаптировал схему под пониженное вдвое питание, 0-30 вольт однополярное. Превосходный результат. На полном сигнале бежит до 800кГц.
Увеличивал вольтодобавку с 33-ёх до 75-ти ом – пофигу. Заменил всю плату с операми – тоже самое. Микросхемы все жёлтые. Транзисторы ставил и неподобранные, и подобранные – пофигу. Импортные купить наверное невозможно, уже купил как то, еле назад вернул с брёхом. Подделка 100 %, все разные по h21, ёмкость переходов маленькая, размер корпусов разный.
“Смакетил по совету Агеева другой вариант выходного каскада, с транзисторами разной мощности, получилось быстро и удачно, адаптировал схему под пониженное вдвое питание, 0-30 вольт однополярное. Превосходный результат. На полном сигнале бежит до 800кГц.”–по схеме из журнала или что то другое?
Моделирование показало , кстати говоря, довольно плохой клип у этого усилка. И да, на НЧ ограничение наступает раньше чем на высоких. Это не баг , а фича. ) Ну, кондёры вольдобавки выходного каскада если увеличить скажем до 500-1000мкФ то ситуация выравнивается, почти одинаково становится на разных частотах. Но сам клип выглядит в любом случае не ахти, вход второго ОУ перегружен, с этим мало что можно сделать.
Это схемка для мед прибора, заточена под 30 вольт , токи указаны. Для варианта питания в два по 25 вольт пересчитайте резисторы в сторону увеличения.
С подделками импорта я сталкивался, фуфел вместо BD911 -912 , они прекрасно работают в данной агеевской схеме на выходе. Но подделка дохнет на нужном токе, там кристалл вчетверо меньше оригинала.
Вместо примененных мной С5200-А1943 можно применить BD911-912
Отличить фуфлыжный транзистор от нормального поможет простая схемка, показавшая уверенный результат. Нормальный транзистор спокойно обеспечивает ток в 2 А на эмиттерном резисторе, а падение на резисторе, задающем ток базы, покажет нам усиление по току. Фуфел начинает плыть уже на 1 ампере, а может и дым пустить, было такое. Радиатор нужен небольшой. чтобы не спалить транзистор. Теплопаста не нужна, достаточно винтиком прикрутить.
Это другая схема, виноват, она для транзисторов средней мощности. Сейчас найду для мощных, там в эмиттере 2 Ома, токозадающий резистор 100 ом. И нужно выставить питанием напряжение на эмиттерном резисторе 4 вольта, что равно 2 Амперам.
а вот результат замеров транзисторов из разных источников. Нормальные легко выдали 2 ампера и показали приличное усиление.Подделка не вытянула и 1 ампера. Кристалл у подделки размером с таковой у КТ815, маковое зернышко.
Да простит меня Александр Сергеевич, но приведенная схема не меряет h21э поскольку это включение с общим коллектором. Так мерять можно, но сравнивать некорректно.
“…Фуфел начинает плыть уже на 1 ампере…”
Этот момент не понятен. Когда приходится измерять усиление, то наблюдать величину усиления необходимо до тех пор пока транзистор не прогрелся. С прогревом усиление растет. Поэтому измерительные приборы для мощных транзисторов обеспечивают импульсное питание. Я же просто даю возможность остыть и повторяю измерение.
Иван, схема проста как топор и предсказуема.Резистор лишь для плавности и стабилизации растущего с питанием тока. И у фейка ток не успев достигнуть желаемого значения останавливается и дальше не растет. Нормальный транзистор мы можем и на 3 А вывести, да БП отрубает на 2.5 А.
В Радиве с училителем Крылова в начале 70-х была схемочка для подбора выходных транзисторов, с резистором в 100ом к-б и питанием 4 вольта, амперметр в коллекторе. Там что-то в 1, 8 а нужно было попасть, перебирая транзисторы. Я лишь чуть доработал эту схему и перемерил все свои триоды. Даже те, которые на заводе обмерял с Л2-41. Совпало до соплей. Так что скепсис ваш излишен.
“…Так что скепсис ваш излишен.”
Тут дело не в скепсисе. На транзистор указывается усиление при определенном напряжении между Э-К. Чаще всего – это 5 В. Чем меньше напряжение, тем ниже усиление. Это дает возможность сравнить усиление данного экземпляра с заявленным изготовителем. 9 Вольт я использую в высоковольтных транзисторах таких как КТ812 и подобные. В данной схеме нагрузка служит своеобразной обратной связью. Я попробую сравнить оба варианта на досуге.