Акустическая система Симфония-2 от Рижского радиозавода им А.С. Попова (RRR). В 1967 году начался выпуск радиолы Симфония-2 (УСРЛ-В), которая разработана на базе Симфония. Симфония-2 послужила базой для выпуска Симфония-003 и Эстония-стерео. Состоит из пары одинаковых звуковых колонок закрытого типа правого и левого каналов.
Характеристики Симфония-2:
Номинальный диапазон частот: 40 – 15000 Гц
Неравномерность АЧХ в диапазоне 40-15000 Гц: 15 дБ
Среднее стандартное звуковое давление: 0,25 Па (Н/м2)
Номинальная мощность: 4 Вт
Сопротивление: на частоте 1 кГц: 8 Ом
Установленные громкоговорители:
СЧ: 3ГД-1
ВЧ: 1ГД-3
Внешние габаритные размеры (ВхШхГ): 870х370х255 мм
Внешние размеры с ножками (ВхШхГ): 1020х370х255 мм
Вес одной АС: 16 кг
Описание Симфония-2
Корпус изготовлен из клееной березовой фанеры толщиной 10 мм. Все динамики установлены на передней доске ящика. НЧ крепится к доске металлическими скобами с резиновыми прокладками. СЧ закрыт пластмассовой крышкой, заполненной х/б ватой. Задняя стенка так же изготовлена из фанеры толщиной 10 мм и шурупами плотно крепится к ящику через поропластовые прокладки. Для увеличения жесткости она дополнительно крепится к стойке. Лицевая панель обтянута декоративной радиотканью. В днище запрессованы гайки для крепления деревянных ножек с запрессованными болтами.
В нижней части ящика имеется два акустических резонатора, один имеет размеры 124х280х255 мм, а другой 246х280х255 мм. Они ослабляют резонансы НЧ динамика, обеспечивая необходимую равномерность АЧХ. Резонаторы образованы перегородками из фанеры толщиной 10 мм и сообщаются с основным объемом колонки с помощью отверстий в горизонтальной перегородке. Меньший резонатор сообщается через отверстие диаметром 43 мм, а больший – через отверстие диаметром 28 мм. От размеров резонаторов и диаметров отверстий зависит их настройка на необходимые частоты. Кроме того, на настройку резонаторов влияет и высота указанных отверстий (толщина горизонтальной перегородки). Поэтому для меньшего резонатора высота отверстия составляет 20 мм, а для большего – 10 мм. Все просветы в стыках зашпаклеваны, что также важно для получения качественного звучания.
На низкочастотный динамик сигнал подается через дроссель, благодаря чему на него поступает напряжение в основном нижних звуковых частот. На среднечастотный громкоговоритель сигнал подается через конденсаторы С1 и С2, через которые проходят токи средних и верхних частот. Высокочастотный громкоговоритель подключен параллельно среднечастотному через конденсатор С3 небольшой емкости, что обеспечивает прохождение токов верхних частот звукового сигнала.
СЧ динамик:
Электрическая схема Симфония-2:
Элементы фильтров установлены на днище корпуса на металлической пластине. С1 и С2 – блочные с двумя емкостями каждый К50-3-300-2х40, а конденсатор С3 – МБМ-160. Дроссель намотан имеет 160 витков проводом ПЭЛ-0,51 (сопротивление 0,9 Ом). Выход АС соединяется шнуром ШПВ 2х0,5 мм2.
Хочу такие, как в статье : мне для активного сабвуфера : у него на выходе 2*10 Вт на нагрузку 8 Ом. Сколько будет с доставкой почтой ? Пы сы : на выходах на сателлиты двухканальной системы Dialog SP-660 полоса частот 100 Гц … 20 кГц .
Это информационный сайт. Продажа на других ресурсах.
ldsound, У Вас ошибка в описании. На фото и в схеме показаны Итальянские СДВОЕННЫЕ электролиты 2Х40 mF -300/350V. У них общий МИНУС и 2 плюса, а описание про К50-3.
видимо уже тогда комплектухи не хватало и покупали импорт, соответственно в фильтре это выглядит так 2*40 =80/2 = 40 Мкф неполярный конденсатор
Ааа я понял, Вы взяли схему и описание от Симфонии 3 и применили на Симфонию 2. Они же различаются только установленными НЧ динамикамиЮ, возможно в переходной период и те и те могли комплектоваться акустикой любой модели..
Вот Схема Акустики Симфония-2 На К50-3, их тут 4 штуки. В СССР стандарт емкости 50.0 Мкф. и Динамики должны быть 5 ГД-3.
6ГД-2 это скорее в поздних переходных моделях…
и на фото не конденсатор МБМ-160
он выглядел Так :
ВСЕГДА круглые и без креплеий.
а это что то из серии МБГ…. МБГО, МБГЧ…
Металло Бумажных Герметичных…
Вот собственно человеческое обьяснение работы этих резонаторов в АС Симфония-2 (цитата отсюда – https://www.radiopagajiba.lv/RRR/simfonia/AS/simfonia_as.htm)
“Механический резонанс в колонке этого размера при отсутствии акустических резонаторов приводит к подъему АЧХ в районе 70 Гц на 7…8 дБ. Акустический резонатор бОльшего размера настроен как раз на эту частоту и компенсирует подъем, однако, создает подъем АЧХ на 5…6 дБ на частотах 62 Гц и 110 Гц. Резонатор меньшего размера настроен на 110 Гц, компенсируя подъем АЧХ здесь, но создавая подъем на 1…1,5 дБ на частотах 90 Гц и 140 Гц. Таким образом, применение объемных акустических резонаторов приводит к выравниванию АЧХ в области низких частот.”
Теперь все понятно.
Осталась еще правда загадка у АС Симфония-003, на их фото видно, что вертикальной перегородки между резонаторами нет (их обьемы как бы обьединили), а вот 2 дырки так и остались (вторую дырку не очень видно, она находится под фильтрами).
Стало от этого лучше или хуже – непонятно… все таки -003 – высший класс как бы считался.
Вот это больше похоже на правду, а то где-то читал резонаторы для подавления сетевого фона. Кстати у этой системы были зарубежные первоисточники конструкции, несколько лет назад где-то выкладывал.
«… где-то читал резонаторы для подавления сетевого фона …»
Я тоже читал про это (давно), только уже не помню, где конкретно читал.
Там, говорили, если не ошибаюсь, что первый резонатор настраивали на 100 Гц (двойная частота от сетевой 50 Гц).
Переводя вышеуказанную цитату (с сайта https://www.radiopagajiba.lv ) на простой, понятный язык – первый резонатор подавляет резонансный горб НЧ дина 6гд2 (он бы бубнел сильно на 70 гц, т.к. его Qtc велика в малом ЗЯ) и создает два связанных подьема на АЧХ – тот который примерно на 60 гц будем считать полезным, так как это искомый бас (здесь +5 дб нахаляву не помешает), а тот подьем, который на 110 гц- нежелательный, неблагозвучный (противный :), поэтому для его подавления применен второй резонатор (на 110 гц), который в свою очередь дает два связанных подьемчика на 90гц и 140гц. Поскольку они мизерные – всего 1-1,5 дб, то ничего плохого от них нет. На этом разработчики и успокоились. В целом – и бас приподняли (по тем временам 60 гц это бас) и бубнение 6гд2 (5гд3) в относительно компактном ЗЯ устранили, профит!
Переводя вышеуказанную цитату (с сайта … ) на простой, понятный язык – первый резонатор поглощает резонансный горб на ачх НЧ дина 6гд2 (он бы бубнел сильно на 70 гц, т.к. его Qtc велика в малом ЗЯ) и создает два связанных подьема на АЧХ (на боковых частотах) – тот подьем, который примерно на 60 гц будем считать полезным, так как это искомый бас (здесь +5 дб нахаляву не помешает), а тот подьем, который на 110 гц- нежелательный, неблагозвучный (противный :), поэтому для его подавления применен второй резонатор (на 110 гц), который в свою очередь дает два связанных подьемчика на боковых частотах 90гц и 140гц. Поскольку они мизерные – всего 1-1,5 дб, то ничего плохого от них нет. На этом разработчики и успокоились. В целом – и бас приподняли (по тем временам 60 гц это бас) и бубнение 6гд2 (5гд3) в относительно компактном ЗЯ устранили, профит!
Вот еще одна цитата, верная лишь в первой части :
“акустические резонаторы можно использовать для усиления или ослабления определенного диапазона звуковых частот. Самый наглядный пример акустического “усилителя” – фазоинвертор акустической системы, представляющий собой все тот же резонатор Гельмгольца, возбуждаемый “изнутри”. Если резонатор Гельмгольца возбуждать снаружи, он становится режекторным (подавляющим) фильтром, поглощающим энергию внешних колебаний. Глубину режекции можно увеличить, увеличив потери в горле резонатора при помощи звукопоглощающего материала.”
– здесь я согласен, хотя и ничего не сказано о подьеме ачх на боковых связанных частотах.
Дальше (имхо) идет домысел-заблуждение, т.к. автор цитаты сам ничего у Симфонии скорей всего не измерял :
“В акустических системах первой отечественной стереофонической радиолы “Симфония” в качестве низкодобротного двухчастотного режекторного фильтра использовался резонатор Гельмгольца. Он представлял собой отдельный объем в нижней части корпуса с двумя отверстиями диаметрами 23 и 31 мм в горизонтальной перегородке. Частоты настройки составляли 50 и 100 Гц. Фильтр предназначался для частичного подавления 1-й и 2-й гармоник сетевой частоты лампового усилительного тракта, а также устранял неизбежный “горб” на АЧХ в области 60-80 Гц, характерный для обычных в то время высокодобротных динамиков (Qts~1).”
этот миф и гуляет по инету…
Резонаторы Гельмгольца для уменьшения пиков резонанса динамика и корпуса. Такой вариант применялся и в фирменой акустике. Не знаю кто сказл что это фильтр от фона, но это мнение ходит по инету. Эти резонаторы и стоят для того , чтобы 6гд-2 нормально работал в небольшом ящике, что объем АС маловат, и резонатор реально помогает. При заглушке портов бас начинает бубнить и гудеть, а с работающим резонатором он заметно прибирается. НИКАКОГО сетевого фона в АС, который стоило бы фильтровать, НЕТ.
Нет, именно фильтр фона 100 Гц. Это было написано в инструкции самой одноименной радиолы, которая этими ас комплектовалась.
Это не было написано ни в какой инструкции, ни для какой радиолы.
Это кто-то безграмотный однажды ляпнул где-то в интернете, а остальные такие же принялись повторять с умным видом, и так эта чушь разлетелась по сети.
Про реальное назначение резонаторов, и то, как они работают – уже процитировали выше в сообщениях.
Сетевой фон возникает не в ас, а в аппаратуре воспроизведения. В те года фильтрация питания была реальной проблемой. Техника ламповая имела высокое входное сопротивление и чувствительна к наводкам сети, отчего этот эффект гула был ещё сильнее. Такими резонаторами пытались избавится от этого. С появлением транзисторной техники эта проблема исчезла и такие ас стали не нужны.
В книге по симфониям всё написано “Эти отсеки являются акустическими резонаторами, которые ослабляют резонансы низкочастотного громкоговорителя и тем самым обеспечивают необходимую равномерность частотной характеристики звукового давления колонки” и какой тут фон, столько лет мусолят эту тему а книгу почитать не могут, “специалисты”
У меня наружный размер ящиков от Симфония-2 (без ножек ) такой : 870х370х225. Первые два размера совпадают с описанием здесь, а глубина меньше -225 против 255 по описанию. В чем дело, интересно?
Может опять “опечатка” в описании? Такое уже в Симфонии встречалось.Например,в одном описании индуктивности катушки ФНЧ указана трудновообразимая в колонкостроении величина 5 Гн.