СлУшать, а не слЫшать.
Вступление и уговоры – пропускаем.
Ответы на вопросы почему и зачем ищем в первоисточниках:
- учебник физики средней школы – теория распространения волн, Гюйгенс Х. ван З., Френель О.Ж.
- Эфрусси М.М.;
- Алдошина И.А.
Мое мнение результат моей практики и остается мнением. Статья – плагиат полнейший, как и все знания.
Ограничения (именно в такой последовательности):
- разрешение жены на установку подобного дэвайса в среднестатистической квартире;
- малый выбор адекватной цены и размеров подходящих динамических головок, наилучшие мои результаты у 4″ 6,5″ и 8″;
- только широкополосники ;
- лень, которую надо было поставить первой в этом списке.
И это ВСЁ!
Идея: её надо принять как догму, иначе возвращаемся к первоисточникам и истории!
ВИКИ: Искусство трубить в полый рог животного или в раковину было известно уже в глубокой древности. Впоследствии люди научились их делать.
Эти инструменты издавали звуки натурального звукоряда. Отсюда появились военные и охотничьи фанфары и сигналы, основанные на звуках натурального звукоряда, прочно вошедшие в музыкальную практику.
Форма девайса-ящика (иначе не назовешь):
- предрупорная камера – какая получится;
- собственно – труба, не экспонента, а трактриса, точнее её половина .
ВИКИ: Такую линию описывает (при некоторых допущениях, см. ниже) предмет, волочащийся на верёвке длины a за точкой, движущейся по оси абсцисс[1][2]. Трактриса также является кривой погони.
В идеале – вот это (естественно без крон, изменяющих канальную длину):
Теперь если вместо мундштука музыканта установить бетонный шарик, с одной стороны которого динамик, а с другой через отверстие в трубу:
Но это идея, хотя, почему бы и нет? Домочадцы не поймут.
Состав трубы
В своем пологом начале/конце трактриса близка к экспоненте, а в конце (примерно последняя ¼ трубы в нашем случае почти 90°) дуга окружности. Поэтому Эфрусси М.М. предлагает формулу расчета – экспоненту:
Si = So*EXP(K*X)
И так , труба состоит из:
- предрупорной камеры;
- горла, входа в экспоненту;
- собственно экспонента;
- устья, раструба, выхода экспоненты с раскрывом почти 180°.
Начало расчетов
Предрупорная камера получится сама собой при «скручивании» трубы до вменяемых размеров. Строго говоря, эта камера – фильтр ВЧ, но об этом не здесь.
Площадь горла/входа определяется почти эмпирическим (опытным) здравым путем и составляет от 0,21 до 0,25 наружного диаметра динамической головки.
Sгорла = 0,21 … 0,25 * Sдин.
Из моего опыта, чем «жестче» ход диффузора, тем площадь горла ближе к 0,21.
Теперь смысл экспоненты (начала трактрисы)
Площадь поперечного сечения рупора увеличивается от горла к устью по экспоненциальному закону. Основную формулу еще раз (с уважением к Эфрусси М.М.):
Si = So*EXP(K*Х) , где:
- Si – искомая площадь сечения трубы в конкретной точке на расстоянии Х от горла/входа;
- So – начальная площадь трубы = площадь горла;
- К – коэффициент расширения равен частному от деления числа 12,56 на длину волны выбранной нижней частоты, К = 12,56/лямбда п. 4.
- Х – это расстояние от горла (начала) рупора до искомого сечения c выбранным шагом.
Для примера – для 20 Гц k = 0,007
Забиваем все формулы в эксэль таблицу и получаем что-то подобно-универсальное. Исходными – внешний диаметр головки (как правило он в дюймах есть в названии) и желаемую нижнюю. Получаем похожее для 6,5″:
Вот тут ловушка, лучше звучит 80 Гц правильно согласованный, чем 20 Гц с несоответствующей головкой. Этот обман только себя. Колонка А начиная с А10 = расстояния до искомого сечения с выбранным шагом.
О таблице:
Все величины в сантиметрах, не смешивайте с метрами!
Верхние над таблицей ячейки для ввода и вспомогательные.
Колонка А начиная с А10 = шаг, может меняться, для удобства рисования лучше 5 см. Расстояние Х=0 и есть площадь горла.
Колонка В начиная с В10 искомая площадь сечения трубы с заданным шагом (формула Эфрусси с вложенным расчетом К расширения от заданной частоты).
Для контроля вычислений – первоисточник М.М. Эфрусси:
Колонка Е – уже практика рисования – глубина прямоугольника соответствующей площади при выбранной фиксированной внутренней ширине ящика = частное от деления …
Внутреннюю ширину ящика по фронту выбираю минимальную, чтобы внутрь влез динамик. Алдошина рекомендует минимальную ровную поверхность вокруг излучателя. Проверено – работает. Почему так ? – первоисточники.
Справа габаритные размеры выбранного динамика для рисования.
Вниз таблица по колонке А простирается не более 250 см. На практике вряд ли можно свернуть трубу более 2 метров при вменяемых размерах акустики (домашней).
И так. Мы имеем:
- габаритные размеры головки;
- выбрана внутренняя ширина (соответствующая внешнему диаметру динамика);
- выбран шаг поперечных сечений;
- известны пошаговые глубины прямоугольных сечений.
Для рисования/черчения этого достаточно. Осталось выбрать форму рупора. Гуглим «рупорная акустика» и выбираем. Мне приглянулась от авторитетов – Лаутэров.
Хотя каждый волен выбирать сам. Собственно рисование. Вооружаемся миллиметровкой больше метра, карандашом, резинкой и циркулем. Практика моя видна снизу на фото. Сзади головки оставляем примерно глубину динамика.
Толщину переборок максимальную из имеющегося в продаже «глухого» материала. Мне нравится ОСБ 22 мм. А если взять трехслойный разнородный по «звонкости» (фанера+осб+двп) проклеенный материал общей толщиной около 25 мм будет просто сказка!
Расстояния между сечениями меряются по воображаемой середине волновода. Скругления на краях обозначаем циркулем. Затем аппроксимируем-лекалим от руки. Никаких острых углов! Звук этого не допускает!
На фото видны «изломы» переборок – расширение нелинейное, по возможности. Стараемся максимально использовать отведенный женой объем ящика – без фанатизма…
В последних моих моделях устье направлено вниз с усиленной 5 см «юбкой» того же материала. В этом случае акустика стоит на шипах 5-7 см. Этим добиваюсь отсутствия противофазности от диффузора и устья. С устьем вниз добиваюсь большего диаметра самого устья. Результат – бас лучше.
О басах. В акустике на фото ниже головки предусмотрена установка пассивного диффузора, поэтому предрупорная в виде клина вниз, а горло находится в начале поворота.
Изготовление (всё как всегда):
Скругляю плиточным клеем с ПВА, в углах вкручены не до конца knauf-саморезы, после высыхание нет просадки и держится мертво. Затем все досткуные поверхности прохожу 3-4 слоями ПВА. Не забываем сразу положить кабель. Демпфирование, разъемы, отделка и пр. по вкусу. Вот и все премудрости…
Сходите в филармонию на живой концерт, чтобы знать как звучат инструменты!
Автор: Юрий Е.
Это не рупор .а фазоинвертор, да и то не верится .что он там наинвертирует
Видел, слушал крайние на фото – 6гд2 с пищалками, как простой обыватель скажу, не дурно играют, еще бы НЧ добавить и эти рупора ввели бы в реальный музыкальный ступор – каждого .
уже существует крайняя (не последняя) версия, названная мною 3хЯманака, идея увидена на просторах инета, пересчитана, подправлена, запущена…
лучшие результаты = выхлоп вниз… с юбкой на ножках. головки от автомицу… вот если бы не 4 ома…
“К – коэффициент расширения равен частному от деления числа 12,56 на длину волны выбранной нижней частоты, К = 12,56/лямбда п. 4.
Х – это расстояние от горла (начала) рупора до искомого сечения c выбранным шагом.
Для примера – для 20 Гц k = 0,007”
Не понял как для 20Гц получили К=0,007? Если К=12,56/20 – откуда 0,007 взялось?
уважаемый Вадим = лямбда в знаменателе означает длину волны (для 20Гц) в метрах = для нахождения оной моя средняя школа учит = = = надА скорость звука в воздухе (прим. 320 м/сек) разделить на частоту (20Гц) и… слава тебе господи… слава средней и старшей школе… получаем из скорости и частоты = метры….
почитайте маэстро Эфрусси М.М. … предварительно учебник физики…… я могу ошибаться !!!!!
Я не заметил что там длина волны для 20Гц. А так – вы ошибаетесь, сами посчитайте что получится если считать как вы написали :))) Из книжек формул накидали? :)))
вот примерно так