Головка 4А-32 – известна уже несколько десятилетий. Ранее широко применялась в кинотеатральных и эстрадных АС, хорошо зарекомендовала себя как “голосовой динамик”, имеет высокую чувствительность (96 дБ) и широкий диапазон частот (40 – 14000 Гц). Однако в области самых низких частот обычно не использовалась. На ее базе разработана широкополосная АС с улучшенным воспроизведением низких частот по сравнению с серийными конструкциями.
После измерений реальных параметров пяти экземпляров 4А-32 были получены следующие результаты:
резонансная частота fр: 44 – 52 Гц;
полная добротность Qts: 0,33 – 0,45;
эквивалентный объем Vэ: 40 – 70 л
Взаимозависимость характеристик была такой же, как у с работой над 100 ГДН-З-8 для сабвуфера (большей резонансной частоте соответствовала большая добротность и меньший эквивалентный объем). Рассчитанные оптимальные объемы ФИ Vф=50 – 60 л.
Корпус АС с использованием головки 4А-32 изготовлен из ДСП толщиной 16 мм, полезный объем около 60 л, диаметр туннеля ФИ 120 мм, длина его 220 мм (частота настройки 45 Гц). Конструкция аналогична сабвуферу на 100 ГДН-3-8.
Широкополосная АС имеет следующие параметры:
Рабочий диапазон частот: 40 – 14000 Гц
Чувствительность: 96 дБ
Максимальный уровень звукового давления: 110 дБ
Номинальное электрическое сопротивление: 16 Ом
Максимальная шумовая мощность: 25 Вт
Внутренние размеры корпуса (ВхШхГ): 600х400х270 мм
Усредненная АЧХ нескольких АС в области НЧ с различными экземплярами головок показана на рисунке, отклонения характеристик отдельных конструкций не превышало ±1‚5 дБ от усредненной. Измерение электроакустических параметров головок различных типов и расчет оптимального акустического оформления для них позволяют сделать вывод, что при одинаковой массе диффузора со звуковой катушкой (для этого типа головок громкоговорителей) технологический разброс гибкостей материалов подвеса и центрирующей шайбы диффузора при изготовлении, а также старение материалов в результате хранения и эксплуатации не приводят в большинстве случаев к большому разбросу параметров АС на НЧ, оптимально рассчитанных для головок со средними характеристиками.
Автор проекта: Борщ Павел Александрович, г. Киев, 2002
Есть ли на данный момент возможность связаться савтором этих колонок и побеседовать о тонкостях конструкции?
Он публиковался в журнале “Радиоаматор”. Попробуйте через журнал.
Я когда-то искал одного автора. Методом проб, ошибок и логики все-таки нашел и пообщался. Статью по его работе сделал: https://ldsound.info/3-x-polosnaya-as-gavrilenko-30gd-2b-15gd-11-10-gi-1/
Так, что попробуйте. Если удастся, напишите мне на почту пожалуйста.
Павел Александрович при нашей юности уже был мужчиной в расцвете лет,так что не легко будет найти,да и многих судьба разбросала по разным странам….. Если найдёте его в здравии,то сообщите всем интересующимся. Желательно на этой теме.
Хорошая работа. Как считаете, если ЗЯ сделать, хватит объема или больше нужно? Лежит пара, как раз хотел сделать широкополосную АС.
Уверен, что для одного динамка хватит 60 л в заполнением.
другое дело, с верхушками там не шибко, по мне, так двухполосочку сделать самое то, пищалку недорогую, Визатон TW6– TW70 или купольную SC10 , а всего краше перемотать бы 10ГДШ на 8 ОМ. Тогда с лампой просто стыковать будет.
Я тему спутал , в другой ветке была колонка этого автора на 10ГДШ.
а к 4а32 какую бюджетную пищалку посоветуете? планирую его с 5-6кгц первым порядком придавить…
Я лично знаком с автором данных статей. Целью было расширение воспроизведения готовых динамических головок в низкочастотном диапазоне без доработок и модернизаций последних, в том виде, как их выпустила промышленность и в том предназначении, для возможности повторения большим количеством радиолюбителей. Измерение АЧХ производились только в низкочастотном диапазоне электретным микрофоном МКЭ-3 в домашних условиях. Если у меня получится связаться с автором данных статей т.к от последнего нашего общения прошло много времени, я постараюсь передать , что на данном форуме идёт обсуждение его статей, возможно он проявит интерес поучаствовать в обсуждении своих статей.
Есть по его работам отдельная страница: https://ldsound.info/borshh-pavel-aleksandrovich/
На слух колонка никакая
По мне так 4а32 – дуд дубом. Они хорошие кричалки для дк, но не в хорошую ас их ставить.
У нас в “АУДИОЛАВКЕ” (комиссионка) продавали точно такую пару. Продавец включал через ус. “электроника -Б1-01”. Звук офигенный. Сразу народ сбегался. Сразу вопросы “сколько стоит ?”. Так что “дубовый звук” это чушь. Людям нравится такой звук.
Воистину так. Достаточно включить звук, держа динамик в руках, чтобы понять его превосходные звуковые качества. И читая ерунду про дубовый звук, остается посочувствовать автору строк.
По прошествии некоторого времени наверно стоит уточнить какие именно динамики нужно и можно так отслушивать , что бы понять его звуковые качества. Т.к многие могут не понять, а некоторые наоборот могут понять буквально и попробуют отслушать таким способом низкодобротные компрессионные нч-динамика и не поймут о чем речь.
странное дело, за несколько лет до опубликования этой статьи в журнале у меня уже были такие колонки только фазоинвертор был квадратным (производителя не помню, шпонированные лакированные цвет бежевый) так вот как мне казалось глубина корпуса недостаточна для таких динамиков и не хватает пищалки. Приходилось устанавливать колонки в угол и добавлять басов и высоких на эквалайзере. Переигрывали любые бытовые колонки S90 Корветы и Эстонию. Для пробы ставил в них 100ГДН – не понравилось, гудели. Считаю, самые музыкальные динамики те, что на бумажном и тканевом подвесе с бумажным диффузором один из них 4а-32
делал двухполоску на базе доработанных Сергеем Сергеевым динамиков 4А32, подхватил их ПиАудио РНТ407, получился бриллиант , а не колонка.
Сергей Гудков совершенно прав насчет нехватки вч у 4А32, особенно вне оси. А пищалка это дело исправляет влегкую, результат превосходен.
Потому что сам динамик шедевр. Не зря его прародители Гудманс Аксиом 201 и 301 считаются одними из лучших ШП.
4А-32 с какой доработкой был?
Замена диффузора. Каркас катушки бумажный. 8 ом.
“Потому что сам динамик шедевр.”
Вот те раз. То ширики никуда по звуку не годятся, то вдруг шедевр. Вот как раз довелось послушать этот динамик в качественном оформлении. Особенно удивил звук на низах. Совершено не ощущался их недостаток.
Наши родили нормальные ширики, передрав их старательно у Гудманса, назвав 4А32. Потому и звук хорош , и ачх идентичная, узнаваемая . Доброе сочетание параметров , правильная расстановка звуковых акцентов и дала нужный результат. И динамики достаточно удобные в плане оформления. Хочешь- в ящик, хочешь- в инвертор, а не хочешь- кинь на табуреточку без ничего- и слушай , тоже вариант.
Я не знаю, кто там у кого чего передрал, но когда я впервые услышал звук 4А32, то закрыл тему в оценке качества звука. Наиболее доступное звучание на то время было сочетание акустики на этих динамиках плюс ламповые фирменные УНЧ. Для провинции это было максимум что доступно. Звук электробаяна на 35АС-1 и пару 4А32 был просто нереально различен.
Это вам, видимо, не свезло услышать звук хорошего 4А32, отчего сделан неверный вывод. Мне довелось услышать и измерить как Гудманс Аксиом 301 , так и разные наши дины, после чего могу составить личное мнение . У наших разброс плюс-минус трамвайная остановка и от завода зависит. Плюс улучшайзеры могут внести доброе вечное , с пропитками . А нам остается слушать и плеваться. Но ежели свезет, то звук порадует с первых нот.
Я видимо, не так понял ваши слова, как раз сочетание 4А32 с ламповым УНЧ самое удачное , тут спору нет.
тоже заметил такое различие, даже если 35АС-1 имеет более ровную АЧХ, а колонки с 32-ми кривую, то эти кривые почему-то лучше. Там только что чувствительность различается дБ на 8 т.е. более чем в 2 раза, наверно это важнее чем ровная АЧХ
“…наверно это важнее чем ровная АЧХ”
Я за пол века не понял что важнее. Из той же литературы указывается, что есть области звука: энергетические, есть информативная область и есть эмоциональная. Если сильно поднять энергетику – то снижается разборчивость и невозможно ничего разобрать в тексте песни или речи диктора. Если поднять эмоциональную составляющую, то сибилянты просто бесят. А поскольку оригинал оценить никак невозможно, то сложно понять золотую середину между этими соотношениями.
Добавлю важную компоненту хорошего звука, одномоментность музыкальных событий, слитность излучателей в общей картине. И есть решения, разваливающие звук на мало связанные меж собой куски, после чего от музыки остается ведро с гайками.
ребята, такие понятия как энергетическая составляющая, информативная, эмоциональная – это всё субъективно, я писал о тех характеристиках которые можно измерить приборами (АЧХ, чувствительность). Представляю, у Ивана колонки где вместо регуляторов Уровень СЧ ВЧ, написано “Уровень эмоциональности”
“…Представляю, у Ивана колонки где вместо регуляторов Уровень СЧ ВЧ, написано “Уровень эмоциональности”
У меня, Сергей, нет регуляторов СЧ и ВЧ ни на колонках, ни на УНЧ. Оригинальничать и прикалывать не нужно. Я ко всему сказанному вокруг за пол века отношусь тоже с долей иронии.
Прекрасно знакома техника с серым невыразительным и безжизненным звуком. Эмоции=нулю. Зато много важных слов про примененные технические решения.
И что можно привести в противовес этим важным словам?
“Добавлю важную компоненту хорошего звука, одномоментность музыкальных событий, слитность излучателей в общей картине.”
Но почему меня все время раздражают кричащие формы звука? Последний корпоратив проходил под звук УНЧ и акустики под гордым названием – Тесла. Внешний вид и УНЧ и акустики был вполне пристойный. Только я был единственный в коллективе, кто не мог спокойно слушать звук издающийся из этого чуда. У меня такое ощущение, что меня или не хотят слышать, или никак не могут понять к чему я пытаюсь прислониться. Ну зачем мне заморочки не дающие призвуков? Ну нет там идеальной линейности, ну и флаг в руки. Я хочу, чтобы не было посторонней информации. Мне все равно чем она вызвана. Главное понять – чем и как это можно исправить. Да, можно постоянно что-то периодически менять и переделывать а потом гадать – где лучше. А что должно вообще быть?
,,А что должно вообще быть?”
,,Одномоментность музыкальных событий, слитность излучателей в общей картине..”
А ещё должно быть понимание, каким должен быть хороший звук и какими критериями это определяется.
“Прекрасно знакома техника с серым невыразительным и безжизненным звуком. Эмоции=нулю. Зато много важных слов про примененные технические решения.”
А я вообще не вижу никаких технических решений, которые бы обозначали хоть какой то путь в движении. Непонятно, почему мои слова разочаровывают, а такие же просто слова других очаровывают. Я сколько раз просил объяснить техническую проблему, которую необходимо решить. Не вижу ответа. Зато реплики раздражения налицо. Как говорят – Раз ты нервничаешь, значит ты неправ. Я несколько десятков лет относился равнодушно ко всем потугам в области звука признанными профессионалами, так как неоднократно приходилось сталкиваться со случаями, когда возня происходила на пустом месте и без результата. И вот решил поинтересоваться, что же изменилось за эти годы. И ничего. Все так же разговоры. Никто ничего значимого не предлагает. И по прежнему все оценивается личной убежденностью. Человек пишет о невероятных успехах, а пользуется либо заводским УНЧ, либо старыми ламповыми схемами. Ну и еще современными динамиками или уже готовой акустикой. Ну да на здоровье.
есть много факторов которые важнее АЧХ. и Вообще АЧХ это очень относительный параметр- слушать надо ушами а не пялится на графики и цифры.
4а28 вот – эти для дома и лучшая бумага широкополосная..
У 4А-28 низов точно нет. Их развешивали в коридорах кинотеатров в маленьких ящиках для оповещений.
У вас ещё есть время убедиться в другом. 4А28 для речи. С музыкой там проблемы.
Зато весь СЧ диапазон, 4а28 играет, на удивление здорово.
Несомненно, так. Но басовик для поддержки этим средником, просится не менее 18″.
“…4А28 для речи. С музыкой там проблемы.”
Когда человек имеет возможность купить мерседес, то Жигули никогда не будут автомобилем. Когда имеет Макларен Ф1, то и Мерседес автомобилем перестает быть. Почему-то, Александр, тот звук от которого Вы испытуете восторг, скорее всего мне не понравится. Когда я внимательно слушал ламповый однотакт, то заметил, что у него проблемы с динамикой. Автор УНЧ между прочим заявил, что характер звучания его двухтактника окажется схожим с моим транзисторным. Это и подтверждает такое наблюдение. Значит искажения однотактника снижаются вместе с упрощением огибающей сигнала. А учитывая еще и меньшую мощность создается ощущение лучшего качества. Потому-то и подходит для такого тракта только легкая музыка. Мощную атаку там нечем создавать. Все соки ушли на поддержание рабочей точки. Потому и акустика настолько притязательна к конкретному УНЧ.
Вы вслушались в ламповый однотакт и сделали выводы относительно всех ламповых однотактов. А я пришел к звуку однотактника через множество разных схем.И считаю его звук безупречным и лучшим для себя. И об чем спор?
“Вы вслушались в ламповый однотакт и сделали выводы относительно всех ламповых однотактов.”
Я Вашу реакцию, Александр, ожидал именно такой почти слово в слово.
Вы молодец, Вашей энергии можно просто позавидовать. Я столько прочитал Ваших комментариев, как никого. И именно Ваши наблюдения стали для меня источником для размышлений. Я не зря начал общение с здешним сообществом с того, что объяснил, как я вижу работу обратной связи. Дальнейшее я воспринимаю только через свое видение. В свое время я обратил внимание, что сложно устойчиво производить съемку с видеокамеры, если она слишком легкая. Происходит постоянная обратная связь между напряжением мышц и точным нахождением предмета в определенной позиции. Для того, чтобы создать более устойчивое положение необходимо увеличить вес предмета. Мышцы несколько больше напрягаются и положение становится более устойчивым. Но, если нагрузить с избытком, то мышцы устают и предмет снова обретает неустойчивость. Аналогичную ситуацию я вижу и при больших токах в трактах. Если поддержание рабочей точки уже отбирает половину всего ресурса элемента, то на изменение положения уже сил не хватает. Какие там гармоники? Тут хоть бы не умереть пока на другое положение передвинешься. Особенно интересно было предложение наблюдать выход одного УНЧ через воздействие выхода другого. Только опять не учивался тот фактор, что параметры УНЧ определяются степенью воздействия обратной связи. И воздействие инородного сигнала заставляет работать ОС асинхронно от собственного входа. Возникающие искажения ничего не подтверждают.
оформляем в ОЯ 1,5 х 1,5 с заворотом в тыл ещё сантиметров 25 и прекрасно. да грудь не пробивает но на уровне 5 Вт. отлично. по верхам да можно подпереть 36-м через 0,68 – 1 мкф. а если два в параллель то вообще замечательно. есть знакомый, так он поставил их в ЗЯ объём не помню но на вид литров 130. там был и бас так бас, но мягкий без резонансов как в фазиках и трубах. резонансы это самое поганое что есть.
а у 32-го диффузор тяжёлый его качать мощностью нужно иначе слышны голоса , которые нашёптывают – плохой динамик плохой динамик. повторюсь , самое плохое в электроголовках это разные резонансы как в диффузоре, так и в самой колонке, которые имеют послезвучие. поэтому самый чистый звук – это ЗЯ.
да и к стати по мне так одна из очень классных головок это 10гдш-1-4 именно в алюминии. благодара ппу подвесу нет обратных волн диффузора, сам диффузор очень не резонансный, рупорок очень хорошо отдаёт высокие вплот до 18 кгц. если задемпфировать и сунуть две в паралель, то звук супер, завалы не более 6 дб. одна проблема узкая направленность ВЧ. но есть опыт по отклейке рупорка и пропитки малого конуса самого диффузора хитином. высокие до 16 кгц ровно завалы менее 6 дб. два в парралель в зя на 100 л . 40 гц берут. по минус 6 дб. не ставте дины последовательно – толдько в парралель, ради этого и катушки стоит перемотать.
всё. много текста.
“а у 32-го диффузор тяжёлый его качать мощностью нужно иначе слышны голоса , которые нашёптывают – плохой динамик плохой динамик. повторюсь , самое плохое в электроголовках это разные резонансы как в диффузоре, так и в самой колонке…”
Так я именно это в основном и наблюдаю. Я беру динамик – прогоняю на половине его заявленной мощности и у многих проявляются призвуки на разных частотах. А продавцы возмущаются, что я им морочу голову, подключают к подножному УНЧ и спрашивают, что мне может не нравиться? Они тоже спецы по фильтрам и так же объясняют все моей некомпетентностью. А я не хочу слушать призвуки от слова совсем. Меня не беспокоит завал за 10-ть кГц и до 100Гц. Я хочу наслаждаться звуком большого барабана и дробовика, которые звучат более отчетливо, нежели в АС-90. Мне вполне хватает слегка ослабленного, но чистого звука бас гитары, а не непрерывного не меняющегося постоянного гула АС-90. Я точно знаю, что бас гитара никаких непрерывных гулов не создает. Мне говорят, что им так нравится. Да я не против. Только не нужно утверждать, что это правильно.
это не гул, а бас гитара приятель. она именно так и звучит, если ты не в курсе…там звукосниматель электромагнитный, и потом преобразователь в звукоакустику через электронику…..Ты попалился! А то о чем ты говориш про короткий звук, это так играют акустические инструменты, где механика звук дает, типа пальцы, смычок, молоточки и тд… это контрабас или виоланчель например пальцевая техника…там как раз твой пук-пук, коротметражный элемент бас-гитары.
а АС90, просто передают то что “слышат”, от электромагнитных преобразователей. В этом то их фишка. И они прекрасно выполняют эту задачу. Другое дело, что кому то это не по вкусу….ну а о вкусах….
Выходит на бас – гитаре со звукоснимателем, ноту нужного размера сыграть не получится ?))
На бас – гитаре со звукоснимателем, ноту нужного размера не играют…это делают на звуковых редакторах при сведении и то если это требуется в муз треке… а бас гитара это такой муз инструмент, можешь на фото посмотреть или у музыкантов попросить подержать и подергать струны…это будут нотки с продолжительным периодом основного звука и плюс затухающий обертон.
На всякий случай расскажу, что бас гитара появилась задолго до музыкальных редакторов и прочей цифровой лабуды. И ноты на ней играются любой длительности. Просто нужно этому долго и упорно учиться, как и игре на любом другом музыкальном инструменте. И абсолютно ЛЮБОЙ звук из колонок проходит электромагнитное преобразование, будь то звукач или микрофон.
P.S. Если есть желание послушать разнообразное звучание бас гитары, то Миллер, Вутен, Кларк, Гловер и многие другие к Вашим услугам.
Уважаемые эксперты, как вы делаете сопряжение диапазонов ШП и Вч чтобы АЧХ была ровной? Всё рассчитал по Алдошиной, спаял фильтры 2 порядка на 4кГц. При включении пищалки в фазе получаем провал, а при противофазе (как правильно) подъём. Вот графики. Красный и голубой это каждый динамик с фильтром отдельно ШП и ВЧ. Жёлтая и зелёная кривая это фазное и противофазное вкл. пищалки
Сергей, ровно не получится, слишком велик разнос по частоте среза у ваших излучателей , 700гц на нч и 4кгц на вч. Посредине-яма с камнями.
Нужно либо пищалу стягивать вниз, чтобы с килогерца работала, либо басовик отпустить удушенный крутым и ранним обвалом. Вава .
4 кГц это расчётная частота раздела обоих динамиков, в реальности микрофон показал другое. Формулы правильные ( для НЧ : L= R/ Пf ; С= 1/ 4ПfR, для ВЧ: C= 1/ 4ПfR; L= R/П f, из книги “Высокачественные АС и излучатели” авт. Алдошина-Войшвило, стр.84-85) но собственные АЧХ динамиков вносят дополнительные резонансы.
При всем уважении к профессорам Алдошиной и Войшвилло не упало в ум считать стыки – по формулам . Видимо, по причине сильного отличия поведения динамиков от их математических моделей. Есть микрофон, есть шум, есть поведение динамика в оформлении, крути его ачх и звук – до победы. А какая там формула фильтра…..Да кто его знает….Может 4 Пи, а может и 24.
У обоих динамиков горб на 3 кГц, он ещё и удачно просуммировался. Правильная фазировка – зелёная кривая, но работы с фильтрами будет много. Некрасивые АЧХ и красная, и синяя по отдельности. При удачном стечении обстоятельств (разница фаз на частоте раздела около 0 градусов) суммарная АЧХ идёт на 6 дБ выше в точке раздела.
https://ldsound.club/index.php?threads/po-grafikam-ot-multisima.472/post-15893
ого! по приведённой вами ссылке тема где есть и мой вклад в общее дело. Методом последовательных проверок каждого утверждения можно дойти до истины. Фильтры рассчитанные по формулам в Mustisime из АЧХ складываются в ровную горизонтальную прямую. Значит – формулы верны. (Для суммирования я использовал микросхемы сумматоры с единичным усилением и инвертор для переворота фазы) Спаянные из реальных деталей фильтры дают те же ровные характеристики (пока вместо динамиков резисторы!) как только в качестве нагрузки подключаются динамики и сумму уже определяет микрофон ровность полностью утрачивается. Вот кто как и насколько эффективно выравнивает (да и надо ли?) результирующие АЧХ вопрос?
Фильтр для двухполоски на базе 4А32 и пищалы Пи-Аудио РНТ-407 был несложный, LR контур 1, 2 мГн и 12 Ом для 4А32, емкость 1, 5 мкф-2,2 мкф на вч плюс гасилка ома 2. А то, что у вас на картинке. ни разу не стык на 4 кгц.
Александр, как Вы выбираете частоту сопряжения? Вот по книге И.А.А сопряжение фильтров происходит если четный порядков на уровне -6дБ, а нечётный -3дБ, но вот от какого уровня отсчитывать эти -6дБ? Можно считать от максимума АЧХ динамика, можно от некоторого среднего уровня, считая при этом что максимум это не 0, а +3.. +6дБ. Как Вы насчитали 700 Гц?
Ещё вот такое от А.Б.: https://ldsound.club/index.php?threads/2-x-polosnaja-as-eltax-3872-vifa-xt25tg30-04.104/post-13364.
700гц у вас на картинке обозначено. спад по минус 3 дБ относительно басовой полки. Классика.
АБ, удивлён такому ответу, на графиках не видно градуировки уровней чтобы отсчитать -3дБ (к тому же для 2 пор. фильтра нужно брать -6дБ) также не видна левая часть и “басовая полка”, а вот с Николаем Марковым согласен, правильное включение (зелёная кривая) где резонансы складываются
На рисунке горизонтальная шкала интересно проградуирована (2 и 20 кГц), это сбивает с толку. А цена деления вертикальной шкалы вообще не видна…
полностью графики такие
Теперь всё понятно. Да, раздел 4 кГц. Просто неудачная пара динамиков, надо их сильно попросить. В ВЧ звене уменьшаем катушку на землю, чтобы сдохло 3 кГц и выросло 4. А по НЧ схему надо видеть.
Схема классическая два фильтра 2 порядка ВЧ: С= 4 мкФ и L=0.38мГн НЧ теже величины L и C. Динамики PAudio ВЧ 4 Ома НЧ 6 Ом, да ещё вч фильтр вкл. через резистор 8.2 Ома чтобы выровнять уровни вч и шп
Идём сюда:https://ldsound.club/index.php?threads/as-ot-sergeja-gudkova.491/
Можно тему в клубе начать, если есть необходимость.
Вариант – у одного из динамиков пик 3 кГц убить режектором (если у ВЧ это резонанс, и он – купольный, то у него) и заново свести полосы.
Схему бы в студию… Но получится клубная версия типа
https://ldsound.club/index.php?threads/2-x-polosnaja-as-eltax-3872-vifa-xt25tg30-04.104/…
а пересчитать фи под более адекватный размер трубы нельзя? посмотрел в магазине, труб диаметром 120мм нет…
Вентиляционные, диаметр 125, пересчитай объем труб, и будет тебе счастье)
вообще наобум не советовал бы пилить корпус, потому как параметры гуляют очень сильно, автор стать видимо измерял “похожие” экземпляры хранившиеся и использовавшиеся в одинаковых условиях. мне попадались с резонансной от 38 до 65гц и добротностью от 0,3 до чуть более 1…
Сделал корпуса как в статье из ЛДСП 18 мм . Динамики ЛОМО 4А32-У4 . Fs -38,5 и 42 Гц . Добротность 0,63 и 0,56 ..Фазоинверторы делал из трубы 110мм . Настроены на 41 и 42 Гц соответственно . Баса хватает даже на открытом пространстве .А вот по верхам пищалка нужна однозначно . Возможно поставлю 2ГД-36 если не подвернётся что нибудь более чувствительное . Второй такой же комплект сделал на 100ГДШ-33-16 Ноэма .У них с верхами всё в порядке , пищалка не нужна , а вот по низким ощущается нехватка , правда я их не разминал . У обоих Fs -48Гц , Добротность – 0,56 . Фазоинверторы настроены на 42Гц .
Спасибо, что поделились. Как динамик закреплен, изнутри или снаружи лицевой панели?
4А32-У4 закреплены изнутри , снаружи родные грили не скажу точно от какой эстрады . Корпуса изнутри обшиты ватином , добавлены мешки с синтепоном . 100ГДШ-33-16 закреплены снаружи , кольца грилей выфрезерованы из 12мм МДФ , решетки куплены “Аура” и обрезаны . Грили крепятся на магнитах ф10*3мм . Корпуса внутри обшиты также .
Красотища редкая. Порадовали!
Колонка суперская. Компактно, красиво, строго и морда широкая.
Хоть в домашку, хоть свадьбу озвучивать.
А в пару у 4А32 прекрасно идет пищалка от Р-Audio PHT-409 .
АЧХ на улице и в комнате . В комнате – с пищалкой , видны вносимые перекосы на нч . Микрофон использовал как у Дениса с канала ” АЗвука” – китайская петличка . Снимал телефоном
АЧХ достойная и там и там. АЧХ 4А32 точно узнаваемая, я с ней хорошо знаком.
Корпус похож на 25А-78У4.
Да , есть сходство , но объем немного разный . Фазоинвертор тоже другой .
Согласен с Вами.
Спасибо Бокарёву он нас постоянно просвещает по теме акустики и придерживаясь его рекомендациям получается всегда удачно!
Александр добрый день.
Именно Александр Бокарёв подсказал на просторах интернета, что динамики Audax hif 17 имеют очень линейную АЧХ и я ни разу не пожалел, что приобрёл их. Правда измерить параметры Тиля-Смола пока нечем и вариант исполнения корпуса пока не определён. Большое ему спасибо.
В качестве фазика отыскал трубу с внутренним диаметром 75 мм. Теперь задумался, а при таком малом диаметре не потребуется ли две трубы в корпус устанавливать? И ещё один вопрос, не потребуется ли её в раструб расширять? Спасибо.
—–
Александр большое спасибо за столь быстрый ответ. Мне самому интересно как будет 4А32 в закрытом корпусе. Или два ящика сделать с фазиком и ЗЯ и послушать? Ламповый УНЧ какое должен иметь выходное сопротивление, что бы раскрылся весь потенциал динамика? А может на германии спаять один пробный канал? Как всё интересно развивается!
Сам применил бы одну короткую дудку вместо двух подлиннее.
Динамик с добавкой добротности от лампоунча впишется и в ЗЯ с явным улучшением звука.Сравнить бы оба варианта, там всегда сюрпризы.
Приятель тоже мудрил с портами для ширика в фи, но послушал и в итоге законопатил их в пользу ЗЯ.
—–
Для динамика с импедансом 12-16 Ом спокойно строим УНЧ с выходным в 4-5 Ом.С достойным результатом по звуку и чутью.Ящик 120 литров ,навскидку.Точнее указать не получится,динамики сильно разные
У меня сейчас заготовлен распил на ящик в 60 литров, как раз по чертежам из данной статьи. Напилить на 120 литров не долго, только нужно прикинуть как на листе ЛДСП это всё уместится? Наверно при таком объёме придётся внутри перемычки для увеличения жёсткости применять? Это для одного 4А32 нужно 120 литров? А я размечтался применить в каждом канале по 2 динамика 4А32 и Р-Audio PHT-409 , которые у меня есть. Боюсь жена меня не поймёт. У меня в зале уже два ящика для ОРТО стоят 1160х500х500 мм.
Александр добрый вечер. Взял сегодня и почти собрал одну колонку. Аккумулятор в шурупо-вёрте разрядился, а то и последнюю бы стенку прикрутил. Сейчас осуществляю поиск в интернете как произвести расчёт длины трубы от заданной резонансной частоты фазика от внутреннего диаметра оного.
Журнал Автозвук 10 за2001 год статья Жан-Пьеро Матараццо Фазоинвертор,короче. Там формула в которой 2534 умножить и поделить.Она отменно работает.Но сразу вопрос в лоб.Какую частоту выберете для настройки,из каких соображений,если вам неизвестны параметры динамика?
Дмитрий,поправьте ошибку, для чего гляньте статью. Там цифра 2354 Dквадрат!!!
Значит так:
https://ldsound.info/teoriya-i-praktika-fazoinvertora-otredaktirovannoe/
Александр спасибо за формулу. Завтра перемерить параметры придётся, так как есть разночтения от разных методов измерений. Мультивибратор показал Fm=44 Гц в открытом пространстве, а старые измерения с генератором и резистором Fm=48 Гц, Qts=0,39.
Решил произвести расчёты по приведённой в статье формуле. D=7,5 [см] V=60 [л] Fm=40 [Гц] L[см]=2354х7,5х7,5/60/40/40 – 0,85х7,5=1,37929 – 6,375= – 4,99 см. Ничего, что значение длины трубы около 5 сантиметров со знаком минус?
Вы значения в см поставили. Нужно в мм. Выйдет 74,2 мм.
формула с ошибкой. Правильная: L [см] = (23540 * D^2 [см]) / (V [л] * F^2 [Гц]) – 0,85*D
Формула правильная, только значения в мм нужно ставить.
Теперь проведём новые вычисления. L[см]=23540х7,5х7,5/60/40/40 – 0,85х7,5=13,7929 – 6,375 = 7,4179 см. Вот этот результат вполне правдоподобен. Спасибо Семён.
Всем добрый вечер. День прошёл результативно. Собрал корпус, предварительно оклеил изнутри не до фанатизма вибро поглотителем, при степлерил ватные коврики, отрезал 7,5 см трубы и поместил в отверстие на передней панели. Правда с терминалом не решил, что делать. Может на время вытащить провода из фазика? Надеюсь завтра проведу измерение импеданса колонки и оценю двух горбого “верблюда”, сниму АЧХ, ну и послушаю звучание.
Собрал корпус на 60 литров и решил протестировать колонку на 4А32 с фазиком на 40 Гц. Аудио доктор трек №6. Усилитель TEAC AX-501. Расстояние 2,5 метра, программа Spectroid. Высоких не хватает. Вот решил поженить 4А32 с PHT-409N. Посмотрим, что получится.
Ну и вот.
Попробуйте на улице , вдали от стен снять АЧХ . Интересно посмотреть как будет выглядеть на открытом пространстве и без влияния помещения .
,. Полка выше 400 герц оторвана от басового участка децибел на 15.Не выравнив их по давлению получите крик без баса.Делается этот финт LR контуром,по памяти катушка 1,2мгн и шунт к ней на 12ом.
Заглушив оба порта,смотрите АЧХ вашего устройства микрофоном в упор к динамику.Получаете исходную картину нижнего среза без влияния искажений огибания и отражений от комнаты .В идеале имеем ровную басовую полку выше резонанса и ровный без выброса спад левее.Частота резонанса совпадает с частотой одиночного пика Zкривой
Всем доброе утро.
[Попробуйте на улице , вдали от стен снять АЧХ . Интересно посмотреть как будет выглядеть на открытом пространстве и без влияния помещения.]
Самому очень интересно увидеть АЧХ на открытом пространстве, но живу на девятом этаже в каменных джунглях и пока не представляю как это реализовать. На крышу тащить аппаратуру?
[Полка выше 400 герц оторвана от басового участка децибел на 15. Не выравнив их по давлению получите крик без баса.Делается этот финт LR контуром, по памяти катушка 1,2 мГн и шунт к ней на 12 Ом.]
Спасибо, пойду искать катушку и резистор.
[Заглушив оба порта, смотрите АЧХ вашего устройства микрофоном в упор к динамику.]
Порт у меня один, о заглушим и его. Вперёд и с песнями.
Александр добрый вечер.
Индуктивность для 4А32 пока отыскал только 6 мГн, впаял её и проверил программой Spectroid. Неравномерность уменьшилась. Понимаю, что это первый шаг.
Я тут кидаюсь из стороны в сторону и никак не определюсь с приоритетами. Ведь собирался вставить в корпус динамики Audax hif 17, а какие у него параметры так и не знаю. Подскажите если не трудно. Спасибо за консультацию.
hif 17f работал в корпусе колонки Танной Меркюри М2, там навскидку литров 8. Фазоинвертор . Баса особенного не было, не те возможности у скромного ширика, но средина безупречна.
6мГн для коррекции 4А32 это перебор. Обычно хватает пары мГн с запасом.
[6мГн для коррекции 4А32 это перебор. Обычно хватает пары мГн с запасом]
Да именно перебор, сильно валит после 2 кГц, да и середину и с полосой от 300 до 1000 Гц немного придётся давить. Спасибо, продолжаю поиски своего звука.
Вроде понятно написал , что катушка коррекции для 4А32- на 1, 2 мГн , шунтирована резистором 10-12 Ом. В ответ: все сделал, как вы сказали, но катушка на 6 мГн, а про резистор вообще ни слова. И ачх , трагичнее некуда.
Ребята, у вас с прочтением текста как дела обстоят, ?
Провалы АЧХ на 127, 220 и 320 Гц чем обусловлены?
[ Ребята, у вас с прочтением текста как дела обстоят? ]
С прочтением текста дела обстоят нормально, просто нет индуктивности на 1,2 мГн. А от той, что имеет 6 мГн, витки не скинуть. Единственное, что на сегодня удалось найти это дроссель Д69.
10 Ом 10 Вт не сгорит при первичном применении?
Не сгорит и 1 ватт. Мы же разумные люди, не собираемся на радостях упалить динамики и фильтры , дав мощности от 300-ваттного Сансуя.
Спасибо. Будем искать дроссель на 1,2 мГн и конденсаторы, которые могут потребоваться в фильтре. А резистор у меня на 10 Ом проволочный, китайский. Это не не страшно? Или лучше приличным озадачиться?
Впаяйте переменник, Ом на 22-30 , им выстройте баланс на слух, потом замените обычным постоянным
Добрый день. Есть у меня пара 4а32, если можно подскажите какие корпуса для них подойдут и если можно ссылку на чертеж. Заранее спасибо!
Добрый. В статье же приведен расчет. Снимите параметры Ваших 4а-32.
Ребята добрый вечер. Подскажите в скрин шоте от 07.07.2021г. имеем провалы в АЧХ на 127, 210 и 315 Гц. Чем обусловлены эти провалы?
колонка стоит на метровой подставке, положите её динамиком вверх и на расстоянии 0.5-1.0м измерьте АЧХ сравните, будет другая
Сергей большое спасибо.
Акустика стоит на табуретке, расстояние 1 метр, микрофон напротив НЧ, провал на 148 Гц, 242 Гц, на 70 Гц пропал.
Понимаю, что это возможно комнатные стояки, но при сканировании по НЧ диапазону руками ощущается иногда вибрация корпуса. Не связаны ли эти провалы с резонансами динамика с корпусом?
Юрий, я так понимаю, Вы собрали колонки по оригинальным чертежам, автор Борщ Павел Александрович, с этой страницы на динамиках 4А32? Рассчитаны они верно и дают хороший звук. Как Вам уже писали в домашних условиях измерить АЧХ на низких частотах затруднительно
Да Сергей я собрал одну колонку по оригинальным чертежам автора Борщ Павла Александровича, с этой страницы на динамике 4А32. В диапазоне частот до 150 Гц можно не мучатся, это комната напоминает о своём присутствии. Но вот выше подозреваю отражения от пола, потолка, стен и резонансы корпуса дают провалы на АЧХ. Комната отчасти заглушена.
Как по басу?
Сравнивал измерения акустическим микрофоном и с телефона программой, две разные кривые: https://ldsound.club/index.php?threads/izmerenija-achx-cherez-telefon-android-ios.746/
Ну так микрофон телефона и не предназначен для измерений… Он предназначен для передачи Вашего голоса собеседнику узнаваемым. По старым стандартам связи, достаточным для этого считался диапазон 300-3000 Гц. Сейчас, наверное, пошире, но не уверен, что намного – зачем плодить избыточность в канале связи?
Корпус очень похож на колонки 25А-78У4.Имею одну такую,хорошие низы,хоть и фазик просто дырка.
“Ну так микрофон телефона и не предназначен для измерений… Он предназначен для передачи Вашего голоса собеседнику узнаваемым. По старым стандартам связи, достаточным для этого считался диапазон 300-3000 Гц. Сейчас, наверное, пошире, но не уверен, что намного – зачем плодить избыточность в канале связи?”
Ну не знаю может не всё так плохо. Вот я измерил характеристику акустики Sharp CP-3000 с помощью ASUS ZD553KL. Программа Аудио доктор заканчивает свип тон на частоте 16 кГц, хотя пишут, что диапазон от 20 Гц ….22 000Гц. Специально проверял микрофон ASUS. С генератора подавал сигнал 24 000 Гц и Spectroid отобразил её на АЧХ.
Измерения подразумевают некоторую точность. Для этого используют измерительную аппаратуру, поверенную или калиброванную. И ещё проводят измерения в определённых условиях по определённой методике. Отображение чего-либо – это, конечно, хорошо, но остаётся вопрос, насколько можно доверять тому, что получается.
точность чего??? все никак не поймете, что песня, музыка, это не графики…это когда душа поет и она это и слушает….а вы просто никтгда не слышали по настоящему, душой, кот и гоняете цифры, графики…как старые импотенты, чтоб хоть как то компенсировать свою неполноценность. Я бы разделил все форумы на категории, на душевных слухачей и глухих, но оч грамотных графиков. и все встанет на свои места и неискушенным или начинающим меломанам намного проще будет понимать че спецы пишут, а то одни противоречия….а все потому что это две совершенно разные концепции и они никогда не пересекутса
Измерения это хорошо, это инструмент который даёт нам пищу для ума, но как же раньше в прошлом веке без измерений делали акустику? Наверно выслушивали звучание и делали корректировку? Цифры дают точку отсчёта, но только прослушивание выносит приговор. Спасибо что высказываете своё мнение.
Вы абсолютно правы. Истина, она где-то посередине… В пример хочу привести случай, рассказанный одним из сотрудников ВНИИРПА: у них была пара АС, в которых были фильтрами вырезаны частоты, соответствующие резонансам уха. Так вот, звучали они отменно, несмотря на формальную огромную неравномерность АЧХ.
Тут, к сожалению, нельзя гоняться за чем-то одним. С одной стороны, АС делаются не для того, чтобы их слушал микрофон, с другой стороны измерения позволяют избежать очень грубых ошибок.
Верно,грубые ошибки нужно избегать,которые слухом человека определятся.А по мелочи мы не узнаем без микрофона.Можно добиться хорошей ачх,но этого на слух не слышать.Уши у всех разные.
Подтверждается тезис о значительно большей вредности для восприятия выбросов АЧХ в”плюс” по сравнению с провалами в “минус”.
Доброе время суток! Может не по теме, но всё же, хотелось бы попросить помощи. Купил очередной раз на борохолке пару 4А32-2-у4, прогрел день на частотах 7-19Гц без оформления, сделал замеры параметров ТС, получилось Fp-40Гц, Vas-162л, Qts-0,19, Qes-0,211!!! В какой корпус их засунуть??? Чем можно приподнять добротность??? Замеры верны, проверял много раз по формулам и программами один результат. До этого были разные 4а-32, но не с такой низкой добротностью.
Спасибо всем, проблема решена! Четыре дня прогрева (после работы) вывели всё параметры на стандартные
Ну и правильно.Мне попались 15 ас-109 с дубовыми подвесами,нч не было.Пару дней погонял на хорошей громкости,все стало на свои места.
Админ есть такие колонки 25А-78У4.
Верхнюю приобрел не давно,буду делать ей ремонт.Динамик у верхней 4А-32У-4.Надо и для ней сделать страницу.Спасибо.
Олег спасибо большое. Добавлю значит)
Конструктивные данные:
Размер ящиков 760х460х280 мм. Фанера 12 мм толщиной. Стенки ящика соединены посредством шипового соединения и деревянных брусков. В верхней части передней панели закреплен динамик 4а-32. В нижней – порт фазоинвертора (отверстие диаметром 180 мм с центром 180 мм от нижней кромки передней панели). Передняя панель вставляется в ящик до упора в бруски и закрепляется 12 шурупами по периметру.Полоса частот от 60-14000 Гц, может и ошибаюсь..Рад помочь сайту.!
И внутренняя часть..
Размеры этой ас такой- 760х460х280 мм.Надо исправить на сайте.А те размеры для 25А-78- 980х490х360 мм,я никогда не видел таких ас.
Ну как, из описания: https://ldsound.club/index.php?threads/dinamiki-sssr-tablicy-spiski-pasporta.59/#post-83158
Это так..но здесь маркировка 25А-78У4.А там просто 25А-78.Наверное были какие-то версии..
Стоил кусок фанеры 1т.руб,а теперь у нас в Сибири уже 3т.руб. Вот тебе и фанера!!! Остаются старые шкафы из ДСП бабушкины времён СССР. Зато все фенолы выдохлись за 40 лет!!!!!
…и по поводу бубнежа… скорее всего это изза неправильного размещения во первых обязательно убрать колонки с углов, выкинуть 10 шифанеров, тумбочек, сервантов и пр… протянуть везде звукоизоляцию, хотябы ткань, шторы, ковры, паласы, пробковые обои, яичные лотки, спец звуковые ловушки…вобщем все что можно…и провести профилактику колонкам, внутри все стыки пролить клеем, войлок, вата, закрутить болтики, пластилин, герметик и .тд… проверить все динамики, приборами, также на предмет отклеивания или метал стружки и пр…потом отпиши результат. 90 процентов колонок, звука лечится именно так. Это конечно все хлопотно, но если без фанатизма и постепенно, то и не трудно…Зато результат классный. и потом все напряги забываются мигом….и только волны прекрасного звука
Здравствуйте, подскажите, можно ли один фазоинвертора в колонках по чертежам Борщ П.А. заменить двумя, такого же совместного диаметра и длины как в оригинале? Или есть какие-то тонкости?
можно, два диаметром 8.5 см длиной 22
Спасибо. То есть сумма площадей 2 портов,
не равна площади одного, так? Если не трудно дайте формулу пересчета.
Дмитрий, вы мне сначала свою формулу расчёта площади дайте по которой у вас получается “сумма площадей 2 портов,
не равна площади одного”
Сергей, пересчитал. Все правильно 8,5 см. Давно я в школу ходил :)…