Несмотря на хорошие характеристики 100ГДН-3-8 она редко применяется в самодельных конструкциях. Среди радиолюбителей бытует мнение, что 100ГДН не может воспроизвести глубокий бас. Причина этому – неудачное акустическое оформление в АС «Кливер» и «Корвет» 75 АС-001. Действительно, обладая самым высоким КПД в широкой полосе частот среди всех отечественных бытовых АС высшей группы сложности 75 АС имеет наихудшую АЧХ в области НЧ. По паспортным данным на частоте 25 Гц спад достигает уровня -19 дБ.
Акустическое оформление этой АС выполнено в виде ФИ с полезным объемом 57 л, диаметром трубы 75 мм и длинной 91 мм с частотой настройки ФИ 36 Гц.
Для расчета оптимального оформления были измерены реальные параметры 4 головок:
- резонансная частота fр = 27 – 30 Гц
- эквивалентный объем Vэ = 100 – 170 л
- полная добротность Qts = 0,38 – 0,42
Учитывая, что Qts‹0,6, был рассчитан ФИ. Головкам с большей частотой резонанса соответствовала большая добротность и меньший эквивалентный объем. Такая взаимозависимость параметров обусловила небольшой разброс расчетный оптимальных объемов ФИ Vф = 110 – 130 л, несмотря на различия Vэ в 1,7 раза. Расчетная оптимальная частота настройки трубы ФИ fф = 25 – 27 Гц.
Расчет параметров туннеля ФИ является отдельной темой при конструировании. По рекомендациям М. Эфрусси диаметр трубы должен быть Dф = 0,39…0,63Dэф – эффективного диаметра диффузора. При этом достигается максимальная эффективность конструкции как по уровню звукового давления, так и по ширине рабочей полосы ФИ в окрестности частоты настройки, что позволяет настраивать ФИ на частоту ниже расчетной для расширения рабочего диапазона.
Анализ паспортных и измеренных характеристик 100ГДН-3, а также результаты расчета оптимального оформления позволяют сделать вывод, конструкция 75АС-001 яявляется не лучше для реализации потенциала НЧ динамика. АЧХ системы имеет значительный спад на частотах ниже 60 Гц и «горб» в области 80 – 90 Гц, что объясняется высокой добротностью в этой полосе частот, вызванным как малым объемом оформления, так и влиянием активного сопротивления катушки фильтра номиналом в 4,2 мГн.
Конструкция сабвуфера на базе 100ГДН-3 реализована в виде ФИ размерами корпуса 750х480х430 мм (ВхШхГ). Объем корпуса около 120 л. Туннель ФИ имеет внутренний диаметр 120 мм, длину 320 мм и частоту настройки около 25 Гц. Диаметр туннеля составляет 0,48Dэф головки, что обеспечивает эффективность, близкую к максимальной. Ящик выполнен из фанеры толщиной 19 мм. При сборке использованы бруски сечением 40х40 мм. Соединения выполнены саморезами и клеем ПВА. Передняя и задняя, а также боковые поверхности попарно соединены сяжками-распорками из такого же бруска, размещенными примерно в середине стенок. Внутренняя поверхность корпуса оклеена линолеумом, затем – поролоном толщиной 20 мм. Головку крепят к передней панели снаружи шурупами с резиновыми шайбами. Труба ФИ склеена из нескольких слоев ватамна (толщина стенки 2,5 мм) и вклеена в отверстие на передней панели.
Сабвуфер имеет следующие характеристики:
Рабочий диапазон частот: 25 – 1000 Гц
Чувствительность: 90 дБ
Максимальный уровень звукового давления: 110 дБ
Сопротивление: 8 Ом
Максимальная шумовая мощность: 100 Вт
Реальная конструкция, фото из интернета:
Автор проекта: Борщ Павел Александрович, г. Киев, 2002
Хочу создать акустику двух полосную помогите розчитать корпус
Это рабочий диапазон динамика, по паспорту (25 -1’250)
Фильтры, на сабвуферах, обычно активные, 3-4 порядка.
Фазики, сабсоник, усилитель класса D – признак очень посредственного изделия.
А какой смысл в сабвуфере с рабочим диапазоном частот: 25 – 1000 Гц ? Обычно не более 150 Гц,и это верхний пирог.
Я думаю, что автор указал частоты как максимальные, которые можно получить с такого корпуса.
Ясно. А схемы фильтра нет?
Какая схема в сабвуфере? 15 мГн + 1000 мкФ. Саб используется только с отдельным усилителем, цена которого, вместе с фильтром, меньше такого пассивного.
для 100гдн120л . це мало 150 як минимум . ви писали що работали з 100гдн. яка схема фильтра. ХОЧУ САБ НА 100ГДН-3-8.есть 1шт.нужен ваш совет. идея БОРЩА.П.А. доверия не внуша. може е схема фильтра буду благодарын.
Денис верно пишет. Я купил усилитель для сабвуфера в Китае за 12 дол. Хватает, правда слушаю его только в авто, дома не тестировал.
120л. Не малувато коли йому треба не менши 150л.ато і 200л. Цікаво глянуть на схему фільтра . Є 100гдн хочу собі зробити пасивний саб на два фазіка. 15мгн це велика котушка та 1000мкф це не мало і не дешиво такий фільтр обийдеся.
Усилители продаются для сабов готовые, не нужно делать такие пассивные фильтры.
Добротность 0,38- 0,42 просит объёма корпуса менее чем ваши 150-200л, указанные автором 120 литров – как раз что надо. 15мГн совершенно безумная индуктивность, а емкость вообще запредельно безумная. Откуда у вас эти цифры?
Для 8-Омного басовика за глаза хватает индуктивности 3, 3 мгн , накрай- с цобелем 47-68мкф +10 Ом. А лучше без цобеля вообще. Звук живее.
Питання втім .Багато людей рекомедують робити не менш як 150 л. Який йому потрібний правельний обсяг корпусу ???. І до нього фільтр . Щоб не влитіти на гроші. З матерялом. Автор що цікаво не вказав схему НЧ.
Автор статьи мудро взял некий средний объём корпуса , 120 литров, учитывая разброс реальных динамиков. И вы делайте так, не промажете. Картинка , на которой показана ачх этого динамика в ящике 57 литров. что ниже нижнего, очень наглядная, результат того. что будет при обычном дурацком подходе к постройке нормальной колонки. Но и в ящике избыточного объема получим обвал внизу, только без выброса на срезе. Объём , как и обувь, подбирается точно по ноге. а не по совету друзей или статистике продаж обуви в интернете. Это если быть очень точным.
Простой расчет. Добротность басовика 0,38, объём ящика равен 0,7 от эквивалентного объема.
Добротность выше- объём выше, но не в разы. На трошки бiльше. И совет насчет 120 литров грамотный на самом деле. Там и сотни литров хватило бы, с подстройкой порта чуть ниже нормы.
Добре прислухаюсь до вашоі поради що до 120л. А як на щот фільтра яку треба індукцію і йомкость кандинсаторів???. Іще таке питання . фазік там 120мм. Діаметр і довжина 320мм. Хочу саб на два фи. Підскажіть як правельно розрахувати діамитр обох фи. Дліну думаю оприділю на слух.
Верный расчет порта фазоинвертора есть в статье Жана Пьеро Матараццо” Фазоинвертор-короче!” журнал Автозвук 10 за 2001 год, там формула расчета, работающая , проверенная лично.
Там что-то …2354 умножить на дробь минус 0,85 на D
По скромному опыту, для 8-омного басовика хватает индуктивности 3, 3 мГн и цобеля 10 Ом + 68 мкф . Гнаться за сверхнизким срезом – путь к убийству звука .Сравните и поймете.
“”100 ГДН не может воспроизвести глубокий бас. Причина этому – неудачное акустическое оформление в АС «Кливер» и «Корвет» 75 АС-001″” – проблема скорее всего в фильтре НЧ сопротивлением 10 Ом , а нужно меньше 8-ми .( желательно около 7 Ом). Сам подобные имею, но пока лень– и так ОЧЕНЬ хорошо играют.
Вот схема фильтра на нч от 75ас-001. И это полоса среза в 600Гц
Значит, я не ошибся, взяв с потолка вилку в 500-700гц?
Грамотная аккуратная схема фильтра, сам бы так сделал. Все по уму.
речь шла не о частоте, а о сопротивлении фильтра.
Но и сопротивление 100гдн ни как не 8 Ом а около 6 Ом всего. А у первых и того меньше,около 5 Ом. У первых 100гдн высота намотки была всего 16мм. Чуть позже стали мотать 18-20мм. У меня катушка намотана 23мм в высоту и сопровождение получилось чуть больше 6 Ом.
тогда фильтр считать на 6 Ом..
Люди!..
У динамика комплексное сопротивление. О каких 8 Омах может идти речь?..
Николай,Я как то говорил про условие согласования —- в примере близком к реальности— сопротивление усилителя 0,4Ом — сопротивление фильтра 3-7,5Ом — сопротивление динамика 8 Ом…
Про комплексные числа в этом случае можно не вспоминать(инженерный подход в отличие от научного)
Вы – Инженер, с большой буквы, и Ваш подход – не научный? В смысле, инженеры не учат комплексные числа (комплексное число – удобный формат представления одновременно амплитуды и фазы, на что лучше забить при конструировании?)?
Уважаемый Инженер, прошу Вас создать тему в клубе типа “фишки расчета фильтров” и объяснить мне, тугодоходящему, пару вещей: 1. Каким образом Вы рассчитываете фильтры, допуская разброс характеристического сопротивления оного более чем в 2 раза (3…7,5 Ом). 2. Каким образом Вам удаётся игнорировать комплексное сопротивление динамиков (читайте – индуктивное сопротивление, на частоте верхнего раздела превышающее активное иногда в разы) и рассчитывать фильтры на чисто активное сопротивление? 3. Каким образом Вам удаётся с точностью до Герца рассчитать оптимальные частоты раздела по расстоянию между динамиками на передней панели, игнорируя при этом глубину размещения, а также собственные АЧХ и ФЧХ реальных динамиков? Насколько я понимаю, Вы потом микрофоном результат не смотрите. Ну и напоследок – как ФНЧ с частотой среза 600 Гц или выше влияет на глубину басов. Честно, интересно, но Ваш подход для меня непонятен.
а такой фильтыр подойдет для саба.
есть затумие поместить 100гдн в 160Л. ЗЯ. вот только есть ли смысл будет ли он работать харашо в етом обеми. но чото терзают сомнение что етово обема малавато для ЗЯ.
Ящик для ЗЯ считается от цифры полной добротности динамика. Объём берется такой, чтобы полная эта добротность, но уже в ящике, выросла до значения 0,71. Это как бы край , когда бас есть, а выброса с гулом ещё нет . Как найти нужный объём. Если цифра есть цифра полной добротности динамика и цифра не брешет, (что редко) , то мы делим наши 0,71 на наши 0,35, получая 2, его в квадрат, получаем 4, отняли 1. Получили три.
Вот в эти три раза нужно уменьшить заявленный эквивалентный объём , те самые 0, 2 М3 , или 200л. Получить 70 литров и как бы радоваться. Почему как бы- потому как резонансная частота в объёме 70 литров упрыгает вверх вслед за добротностью и бас получится сильно выше резонанса в воздухе. На сколько выше- а счас посчитаем. 200 л делим на 70, это три, плюс 1=4, корень из 4=2. Вот, в два раза уедет резонанс. Из 25 он станет 50 герцами. В принципе, неплохо. Реально ощутимый низ, плавно спадающая отдача , так что и 40-45 герт будет слышно уверенно.
теперь считаем вашу затумку. 160 литров. В этом объёме у вас резонанс и добротность вырастут в 1, 5 раза. Если с резонансом будет неплохо, 37-38Гц, то добротность 0, 5 даст завал на этих самых 37 Герцах, а басовая полка начнется сильно выше, навскидку, на тех же 50 герцах, а динамик будет болтаться в просторном объёме, не поддержанный воздушной пружиной. Хотели, как лучше, получили как всегда.
Как вариант- в 100 литров врезать, как компромисс. А лишний объём- все равно, что туфли на три размера больше, убедите себя и других, что в них сильно удобнее стало ходить.
Александр Ростов-на-Дону, по вашим формулам получается если добротность динамика 0.71, то объём от Vas нужно увеличить в 0 раз, а если больше 0.71 то в минусовые значения
Александр Ростов-на-Дону:
С добротностью динамика 0,71 речи про ящик уже нет. Нужен бесконечный объём, то есть, щит. Формулы, кстати, не мои. Открываете справочник радиолюбителя, Терещук, Домбругов, издательство Техника, там все.
Уважаемый Олександр Ростов на Дону. благодарю за совет на щот 100гдн. Скажите а на щот 75гдн-1-8. Для ЗЯ 100Л. КАК будет. А ТО короба уже зделал. но вижу што труды мои быле зря. Ещо АС не запускал так как ищо фильтра не доделал.
Во, Александр, включил профи! Только хотелось бы воспринимать информацию полностью. Что такое 0,2 МЗ и как понять, что это 200 литров? Просьба не рассчитывать на то, что что-то просто и так понятно. Это только в учебном заведении информация главное – здать зачет или экзамен. В данном случае неплохо было бы понять, а не просто запомнить.
Ноль два десятых куба, насколько я понял, или двести литров.
Субвувер, с 10″ динамиком может играть и от 13 Гц, в корпусе 280×280мм, с хорошим панчем и очень разборчиво и быстро.
Параметры у динамика удачные, очень. Лишь бы не наврали в данных, что запросто.
Скорее инженерная хитрость.
Высокодобротный динамик, с низкой резонансной частотой, в маленьком объёме ЗЯ и диффузором в пол,эффективно демпфируется двусторонней воздушной пружиной.
“Ноль два десятых куба, насколько я понял, или двести литров.”
Благодарю.
0,2 кубометра, взято из даташита выше.Vas по -нашенски.
Объяснял ” с поправкой на пехоту”, как говаривал наш кап-три Кирюхин. Если и это непонятно, то вопрос: ребята, может вы не тем занимаетесь? Проще как бы некуда. Тем более, дал готовые цифры рабочего объёма и частот . Этого мало? Кххее….
С интересом прочту ваши варианты расчета. Может, чего упустил в жизни, важного. Научусь, с поклоном .
…БАС как всегда прав…самый оптимальный объём 65 литров при ровной АЧХ …при увеличений объёма корпуса будет бас бубнить и при увеличений тембра бас диафрагма динамика будет играть и гулять т.е. произвольные дополнительные движения без звука…
…с ФИ характеристики будут получше…
Проверяем на оглобле. В 125 литрах коэфф. подскока альфа у нас 1, 6. Добротность 0,56, для ФИ то что надо. Резонанс динамика в ящике 40 Гц. Инвертор стянет эту частоту на треть октавы вниз, на 7 Гц 40 минус 7 = 33 Гц. Почти попал.
…я взял характеристики из сайта для расчета : 25, 0.35 и 200 литров…
Диапазон частот: 25 – 1250 Гц
Чувствительность: 90 дБ
Номинальная мощность: 75 Вт
Паспортная (шумовая) мощность: 100 Вт
Сопротивление: 8 Ом
Частота резонанса: 25 Гц (±5 Гц)
Эквивалентный объем: 200 л (±50 л)
Полная добротность: 0,35 (±0,1)
Размеры: Ø315х190 мм
Вес: 6,5 кг
А я о чём? Фазик, при грамотном расчете и применении, играет не хуже зя.
К динамику, выбранному для работы в инверторе, требования однозначно высокие ,иначе отклик будет затянут , звук – испорчен, репутация – неважная. Абы что на годится. А хорошее стоит соответственно, особенно с честными заявленными параметрами. Расчет оформления- дело как бы второстепенное по сравнению с точным выбором динамика. Такое мое мнение.
АС с ФИ, более капризная к помещению, чем ЗЯ или ОЯ.
Щит, здесь выигрывает однозначно.
Про щит с добротностью динамика 0,35 можно тихо успокоиться.
Это-оо, если-ии, Вам, бас не нужен, совсем))
А высокодобротные, от 0,7и >, очень даже прилично в Щите звучат и комната при всем старании, модами звук не портит, как с ФИ акустикой.
Про динамики с добротностью единица и выше – понятно. Просто тема тут жуется про басовик с Qts 0,25.
0,25 вы что в это правда верите? кто это измерил?
Я мерил. И с 0,22 попадались.
Лет пятнадцать назад, во время вынужденного безделья и “озаренный” расчетом ортогональной акустики на основе геометрических размеров динамика, “приснилась” мне некая хрень. А именно узнавать необходимые объемы (размеры) колонок на основе сопоставления геометрических размеров динамиков, одного назначения (например низкочастотных) СССР. За основу был взят 25ГДН-3 с размером 125мм и объемом колонки 8,5 литров. Снилось))))) мне, что надо размер диаметра динамика поделить на 125мм, возвести в куб (в трехмерном мире живем) и умножить на 8,5 литров. С утра сам хихикал, но 35ГДН-1 (35л.), 75ГДН-1 (68л.), 100ГДН-3 (136л.) Вот такая блин арифметика))))))))
Сон в руку! всё верно! Менделеев!
Красавчик! Всё верно. Совокупность всех параметров любых нч динамиков позволяет пользоваться этим выводом.
Было бы смешно, кабы не было грустно. В справочнике радиолюбителя давних лет видел расчет ящика, по формуле V= 125 D квадрат.Где D диаметр динамика в см. И неважно, что за динамик, ты ,главное- умножь, как учат.
Смотрите, Александр. Имеем динамик диаметром 250, Fрез 25, добротностью 0,3, Vэкв 100 л. Масса подвижки 50 гр. Короче типичный 75гдн-1. В 70 литровом ящике играет хорошо. Теперь поменяем подвес на более жёсткий. Fрез стала 35, Vэкв стал 65-70, Qts 0,35-0,4. Масса та же. В ящике 70 л. играет так же. Так же можно изменить массу, уменьшится добротность, резонанс, экв объем, играть будет так же.
Идея менять подвес на более жесткий, скажем так, плохо пахнет. Массивный – да, чтоб центровку хорошо держал, жесткий – нет. От этого вырастает РЧ и идёт значительный спад по ВЧ, с одновременным выпиранием ВЧ и СЧ, причем очень “грязных”.
У нпп диффузора были толстые подвесы, примерно 2 мм. толщина.
Денис, маааленькая оговорочка : “теперь поменяем подвес…” Кто поменяем? Я- точно нет. Кто-то? Тоже вопрос.
За счет жесткого подвеса резонанс у вас улетит никак не на 10 Герц, а на все 100. И получится автомобильная кричалка.
Ой, не по душе вне ваша идея, не по душе.
Тем более, что 75ГДН-1 вряд ли может быть с добротностью 0,3. Из встреченных вживую наших динов с такой добротностью знаю только один, 25ГДН3-4. Остальные -там худо. 0,5 – 0,6 в лучшем случае.
Подскадите а завод делал для 100гдн-3-8 котушки на алюминевом каркасе. На медном оригинала нет в продаже. только новодел. а он для 100гдн не подходит а вот для 75 гдн-1-8 как родной. Нашол оригинал но на алюминивом каркасе у продавца уточняю точно для 100гдн. Говорит што да. Насколько я знаю то такие котушки ишли для 50гдн.
Завод делал только на медном каркасе, при разработке в институте был бумажный каркас.
А што будет характеристикой если поставеть котушку на алюминевом каркасе???
Подвижная система будет задемпфирована, зажата динамик будет гудеть, на фото таблица для расчёта фильтров.
таблица
Игорь, подскажите,пожалуйста, из какой книги взяты таблицы фильтров?
У меня знакомая работала в магазине они торговали динамиками Visaton и со своей базы данных скачала.
Если зделать фильтр для 100гдн. 3,3 мгн +68мкф 10ом. Какая чистота среза получица?????
Утвирждают што для 100гдн котушку индуктивности 3,3 мгн. Хватет вполне. Тоже самое и для 75гдн-1-8. Вот интиресно при новом инжинерном проектировании 200АС-010 почему не било доработки фильтра получаеца што ктушка 4,2мгн для 100гдн не перебор. А как раз что нада. Инженери вроди не дураки но ошибки внекоторих вещах допускали.
Вам для сабвуфера или НЧ звено в многополосной АС?
Для сабуфера. Вкачестве как дополнение к паре АС. ЗЯ.
Купите усилитель для саба, так будет проще. 10-12 долларов в Китае стоит.
А можно ссылку для примера на имеющийся в виду усилитель?
Вот такой: https://ldsound.info/usilitel-dlya-sabvufera-klassa-d-na-tpa3116/
В оригинальном фильтре 75АС-001 ВНИИРПА НЧ катушка 3,15 мгн.
Кто делал такие сабвуферы, по эти чертежам? Всё получилось, всё хорошо?
Сабуфер тоже будет ЗЯ.
Скажите пожалуйста, если делать два отверстия и две трубы фазоинвертора, как пересчитать их диаметр? И важно ли местоположение самого отверстия на передней панели?
Сначала задаётесь диаметром используемых труб,подсчитываете площадь отверстия одной трубы,полученный результат умножаете на 2,получаете площадь отверстия для двух труб в см.квадратных.Подставляя значения для имеющегося объёма ящика в “л” и желаемой частоты получаете длину для каждой трубы.Место расположения труб бывает разным,на вкус “хозяина”,литература исследователей допускает это.
Спасибо СОЗДАТЕЛЮ темы.Долго вынашивал планы, рассматривал разные варианты, например с ноэма 300ГДН30. Наконец остановился на 100ГДН3. Купил пару таких динамиков, один из них починил мастер, сам я за такое не возьмусь. Сделал корпуса объёмом 100л. Разобрал колонки Орбита 35АС016-1.Использовал оттуда фильтра, ВЧ .СЧдинамики. ВЧ динамики изначально хотел поставить альфарды,но они 8 ом, получались бооольшие изменения фильтров. Заявленная в инете чуйка преувеличена раза в два.Реально они значительно тише 6гдв6. На этом этапе потерял дней 5. Изменения в фильтре, взятом из орбит: отключил вообще цобель и домотал катушку до 2.5 мГ. Звуком остался доволен. Есть с90б, с90-012 . Рекомендую,пробуйте. Те, кто раздувает щеки и сыпет формулами в лучшем случае сам теоретик.