В этой статье автор рекомендует еще один вариант применения сдвоенных головок – в громкоговорителе НЧ с рупором, отличающихся высокой эффективностью электроакустического преобразования звуковых сигналов. Рупорный громкоговоритель с чувствительной головкой способен обеспечить достаточную громкость даже с приемником, питающегося от энергии окружающего электромагнитного поля.
Рупор, как известно, является акустическим трансформатором, согласующем высокий выходной импеданс головки громкоговорителя с низким сопротивлением окружающей акустической среды. Размеры рупора определяют диапазон эффективно воспроизводимых частот и «коэффициент усиления» относительно обычного оформления (акустический экран).
В недавнем прошлом рупорные излучатели в основном и обеспечивали концентрацию звукового потока в музыкальных инструментах, фонографах, граммофонах, мегафонах и прочих акустических инструкциях.
Интерес к рупорным громкоговорителям возобновился, в частности, у радиолюбителей, занимающихся изготовлением радиоприемных устройств с эфирным питанием, требующих применения громкоговорителей с высоким КПД.
При сооружении акустической системы повышенной чувствительности, пригодных для работ, например, с ламповыми УЗМЧ небольшой мощности, очень полезной может оказаться конструкция с экспоненциальным рупором, разработанная доктором Р. Хичкоком (США) в середине прошлого века. Размеры рупора американский изобретатель отрабатывал на малогабаритной прозрачной модели, добиваясь отсутствия завихрений, вызывающие интерференционные явления, при прохождении через звуковой канал дымовых струй.
В прямоугольный корпус размерами 865х865х510 мм, Хичкоку удалось встроить экспоненциальный рупор длинной 3 м, изогнув звуковой канал подобно трубе патефона. Такое акустическое оформление с соответствующим излучателем обеспечивает эффективное воспроизведение весьма низких частот – от 40 Гц и выше.
Основные размеры корпуса, внутренних перегородок и каналов приведены на рисунке в дюймах (1”=25,4 мм). Выходной раструб рупора имеет размеры 330х840; его входная горловина рассчитана на установку ГД диаметром 8 дюймов (20 см) с фланцами для крепления. Целочисленные в основном размеры в дюймах показывают, что соотношения элементов конструкции достаточно приблизительные.
Входная часть звукового рупора состоит из двух параллельных каналов, объединяемых далее в один общий. Следует отметить, что подобная конструкция акустического оформления способна обеспечить исключительно эффективную работу сабвуфера, в котором используются сдвоенные головки по типу «Push-Pull Coupled Cavity».
Все детали корпуса выпилены из фанеры толщиной 12 мм и соединены с применением клея и шурупов. Клиновидные вставки Хичкок выполнил из бальсы, этот экзотический материал вполне можно заменить пенопластом. Щели тщательно заделаны оконной замазкой. Габариты корпуса при необходимости можно изменить, обеспечив постоянство соотношений основных размеров конструкции.
Автор: Низовцев А., г. Москва
А кто делал подобное чудо ? Видимо нет таких !!!!
Боюсь ошибиться, но нечто похожее довелось услышать на фирме НекстСаунд , колонки звались JBL Hartsfield , по рассказам, там внутри-нечто похожее . Звучали они от лампача на 6с4с и 2а3 совершенно потрясающе, живое слитное и цельное звучание, стремительный отклик.
А динамик с какими параметрами может применяться в системе Хичкока? Изготовление ящика, в принципе, – обычная столярная работа
Динамик нужен с добротностью 0,22-0,25, с бумажным, короткоходным диффузором. Желательно с магнитом АЛНИКО.
Спасибо! А какой из “советских” под эту категорию подходит? А, скажем, саб сделать из данного ящика на базе 75ГДН-1м ?
Под это АО нужен динамик с высокой чувствительностью (от 93Дб) и лёгкой подвижкой. Например Sonido, Fostex.
ГГ 75 гдн-1м под это оформление абсолютно неподходит!
Спасибо, еще раз. Только ещё спрошу: в статье упоминают, что конструкция хорошо работает со сдвоенными головками, а на рисунке одна показана. Как тогда сдвоенная головка устанавливается? Это домыслы автора статьи?
Две головки рядом (по горизонтали). Для квартиры – излишество. С одним динамикой чувствительность АС будет достаточно высокой.
Сейчас глянул ещё раз публикацию, а там речь о сдвоенных динамиках для саба ))
Раз так, то ГД ставятся друг за другом – паровозиком.
Спасибо. Тоже глянул по сети: народ лепит эти рупоры на ЧПУ -станках из мдф, цены чуток дешевле упомянутых вами динамиков фостекс 🙂 Но у меня в запасе на утилизацию старое советское пианино – будет время займусь.
Чернь на выдумки хитра.
Тут интереснее, что Хичкок выдумал. В статье указано, что клиновидные вставки из бальсы, т.е из очень лёгкой древесины. Но какие вставки? Только те, что в верхней части? Или всё. что на рисунке изображено без структуры древесины из бальсы? Рупор в принципе должен быть лёгким?
В большинстве случаев – нет, ибо собственный резонанс попрет.
Я мыслю категориями технологичности изготовления. Сейчас любой распиловочный станок позволяет пилить под различными углами, но дальнейшая состыковка : клей-шурупы в торцевые поверхности при нынешнем качестве материала – не лучший выход. Напрашивается такой вариант: выпилить торцевые изгибы из плоского материала (фанеры) и соединить их рейкой через определённый шаг, потом всю эту криволинейную поверхность обшить линолеумом. Пустоты с обратной стороны заполнить пенопластом и также обшить тем же линолеумом. Тогда точно всё будет тяжелым.