Статья включает обработку статей:
- What is Subwoofer Room Gain и мой перевод;
- Analytical Analysis – Room Gain и мой перевод;
- а также личные измерения. Выборки из статей синего цвета, мои комментарии – чёрного, выделения текста – мои.
*****
Первая статья рекламного характера и содержит немного ценных данных.
Румгейн имеет место в помещениях любого размера, но наиболее заметен в небольших замкнутых пространствах. Влияние румгейна зависит от наибольшей размерности комнаты. В комнате, где наибольшая размерность составляет 20 футов (= 6 метров), усиление комнаты начинается на 28 Гц и ниже.
Начинается на частоте самой нижней моды с индексами (1; 0; 0) или всё-таки ниже неё? 😉
Румгейн обычно добавляет от 7 до 9 дБ на октаву ниже начальной частоты, в зависимости от точных характеристик комнаты — например, насколько стены поглощают энергию низких частот (НЧ), наличия небольших отверстий в комнате и т. д.
Практические цифры и источники потерь, ОК.
SVS разрабатывает свои сабвуферы в оформлении закрытый ящик (ЗЯ) так, чтобы их АЧХ начинала спадать ниже 32…35 Гц с наклоном 7…9 дБ/октаву специально, чтобы использовать преимущества румгейна.
Указанные частоты соответствуют длине комнаты для прослушивания (КДП) 4,9…5,4 метра, а указанный наклон на октавном отрезке ниже частоты среза ЗЯ получим при полной добротности динамика в ЗЯ в пределах Qп = 0,4…0,55. Вблизи частоты резонанса такой акустической системы (АС) будет определённый провал отдачи; его может частично скомпенсировать прибавка уровня модой (1,0,0), она же – основной резонанс КДП по длине. Но комнатные моды (кроме нулевой = румгейн, см. ниже) имеют очень узкую полосу и, соответственно, большую эквивалентную добротность порядка 5 единиц, и позволять им помогать в воспроизведении НЧ надо весьма осторожно, чтобы не нарваться на гул. Вероятнее, SVS укладывает АЧХ всех своих сабвуферов (и типа ЗЯ, и в оформлении фазоинвертор (ФИ)) в нужные рамки с помощью DSP, тогда добротность и частота среза собственно АС не важны, и упомянутые 32…35 Гц не являются частотой резонанса динамика в ЗЯ.
Вторая статья одновременно и серьёзнее, и оторваннее от жизни.
В каждой комнате существуют так называемые моды. Моде соответствуют собственная функция и собственное значение. Собственная функция описывает форму моды, а собственное значение дает частоту моды. В любой комнате существует безконечное количество мод. Мы сосредоточимся на “прямоугольной” комнате. Хотя разные моды могут иметь ту же частоту, мы рассмотрим КДП, где это не так. Таким образом, для каждой отдельной интересующей частоты будет существовать только одна мода.
Отличные вводные данные, включая НЕсовпадение частот разных мод (чтобы не было путаницы)!
Моды в комнате существуют независимо от любого источника или возбуждения; они являются результатом геометрии комнаты (и ее граничных условий, а также свойств среды в комнате). Когда (звуковое) давление (ЗД) демонстрирует так называемую резонансную реакцию, достигая пика на определенной частоте, это вероятно связано с модой, но мода существует независимо от того, регистрируете ли вы пик или нет.
Важно следующее:
- насколько сильно возбуждаются моды (если вообще возбуждаются), что определяется размещением источников;
- где вы измеряете отдачу от этих источников.
Итак, мода присуща КДП независимо от нашего желания. Но в наших силах либо не возбудить её (что всегда приоритетно), либо, если она уже возбудилась, не поймать ушами (тоже вариант; но она будет давать пики ЗД в других точках).
Из данной формулы для формы мод видно, что под стенками всегда имеем максимум ЗД, там cos (arg) = 1. (К тому же заключению можно прийти и логически.) Отсюда простой вывод: установка АС под самую стенку возбуждает моды с максимальной силой по одной координате; для вертикального угла не на полу получаем то же самое сразу по двум координатам; для угла на полу – сразу по трём координатам.
Мы видим, что косинусные функции описывают модальное давление, но помните, что это давление не то, что вы бы измерили, это скорее абстракция, которая показывает решение однородного волнового уравнения (т. е. нет источников) и однородных граничных условий (энергия не проникает в стенки).
В жизни ситуация, естественно, другая. АС и излучатели имеют конечные размеры, стены поглощают излучение, давление убегает через двери и окна, на НЧ звуковая волна является сферической ó в ближнем поле излучателя АЧХ резко выравнивается, да и слушатель использует пару микрофонов, а не один. 😉
Это – формула для нахождения частоты моды по собственному значению. Как видим, при заданных размерах КДП, мода полностью определяется тройкой целых чисел (nx, ny, nz).
Итак, я выбрал комнату, которая имеет размеры
(lx, ly, lz) = (длина, ширина, высота) = (4,5 м, 3 м, 2 м).
Высота 2 метра далека от реальной, но она выбрана такой для несовпадения частот разных мод.
С помощью этого выражения мы можем вычислить комплексное ЗД в любой точке комнаты от монопольного источника, размещённого в любой точке комнаты.
В числителе видим произведение волновых функций для источника и приёмника излучения. Что это значит? Если в данной точке хотя бы одна из функций стремится к нулю, то и соответствующая мода не будет слышна. Если же обе функции далеки от нуля, то на выходе получим заметное увеличение ЗД от влияния данной моды.
Давайте рассмотрим пример, где источник размещен около угла, а микрофон расположен прямо посередине комнаты (рис. 1).
Помните, что расположение источника в углу максимально возбуждает моды КДП по всем трём координатам? Потом сие вылезет боком.
Рис. 1. АЧХ в КДП без потерь, источник в углу, микрофон по центру.
Красная кривая — это отдача динамика в свободном поле, синяя — отдача в помещении, а пунктирными линиями обозначены все частоты, на которых в помещении есть мода. Мы видим, что первый пик отдачи в помещении приходится на 76 Гц. Хм… где мода на 38 Гц? 57 Гц? Также есть мода (nx,ny,nz)=(2,0,0) на 76 Гц, но пика нет.
Ошибка. Нет пика на моде (1,1,0) 69 Гц, а на моде (2,0,0) 76 Гц – есть, как и сказано двумя предложениями раньше; он и должен быть: на этой частоте волновые функции и для источника (в углу), и для микрофона (в центре) имеют максимумы.
Обратите внимание: ось частот заканчивается значением 300 Гц. Выше по частоте рассмотрение модального спектра теряет смысл как минимум по двум причинам: а) влияние каждой отдельной моды уменьшается и по уровню, и по полосе частот и б) на таких частотах предметы внутри реального помещения полностью изменяют картину мод. Так же ограничена ось частот в программе REW. Вот пример АЧХ пары сателлитов в точке прослушивания (ТП) (рис. 2). АС размещены несимметрично по длине в КДП с несимметричным расположением мебели, в трактах каналов присутствуют ФВЧ. Отдельные моды чётко прослеживаются до частоты 220 Гц, дальше картина размывается:
Рис.2 АЧХ левого сателлита (зелёная кривая), правого (синяя) и суммарная АЧХ (красная).
Давайте выберем другое положение микрофона/головы, здесь я взял (xmic,ymic,zmic) = (3.5, 2, 1.5) (рис. 3).
Не совсем в углу и на высоте ушей стоЯщего человека, принято.
Рис. 3. АЧХ в КДП без потерь, источник в углу, микрофон вдали от стен и центра.
Мы видим, что теперь возбуждается гораздо больше мод, поскольку мы не помещены в узлы более низких мод.
Чего и следовало ожидать, затаскивая АС в угол.
Теперь давайте добавим некоторое затухание в уравнения (небольшое затухание не повлияет на обсуждение, которое мы имели до сих пор) (рис. 4):
Рис. 4. АЧХ помещения при Кп всех поверхностей около 0,22.
Синюю кривую я называю АЧХ помещения (АЧХП) при данных положениях источника и приёмника. По-честному, автор ввёл значительное затухание, получив +10дБ на частоте моды (1,0,0) относительно среднего уровня (см. рис. 5), что (согласно прикидке в Маткаде) соответствует коэффициенту поглощения всеми поверхностями около Кп = 0,22 на частоте 38 Гц – слишком большое значение для обычной КДП! Так было сделано для того, чтобы не вогнать читателя в ступор пиком +17дБ, вылезающим на частоте моды (1,0,0) при более реальном Кп = 0,1.
Наконец, источник имеет плоскую АЧХ ускорения. Это эквивалентно тому, как ведут себя большинство динамиков; направьте лазер на драйвер в его полосе пропускания (т. е. там, где он должен воспроизводить музыку), измерьте скорость, преобразуйте в ускорение, и вы должны увидеть плоскую АЧХ ускорения. (Кстати, это хороший тест для инженеров-акустиков. Они часто думают, что это должна быть плоская АЧХ смещения, которая дает плоскую АЧХ давления). Таким образом, источник «идеален» в том смысле, что он имеет безконечную полосу пропускания от постоянной составляющей и выше.
Звуковой диапазон начинается с 20 Гц, на половине записей нет частот ниже 40 Гц, а частоты 6…9 Гц приводят к расстройству психики (см., например, «Медико-психологическое воздействие инфразвука на организм человека», Назаров Д.В. , Ахмедзянов В.Р.) Таким образом, радоваться подъёму АЧХП ниже 20 Гц лишено смысла. А отображение частотной оси от 1 Гц (точка 20 Гц находится посередине частотной оси на графиках из статьи) является обычной манипуляцией сознанием, и имеет целью привлечь максимум внимания к ценности румгейна и самой статьи.
Рассмотрим спад АЧХ динамика на НЧ. ЗЯ сабвуфер будет спадать наподобие второго порядка, так что реакция ЗД будет напоминать реакцию ФВЧ второго порядка. (А фазоинвертор будет спадать с откликом наподобие ФВЧ четвертого порядка.) Итак, если предположить, что в углу у нас есть ЗЯ сабвуфер, и предположить, что он ведет себя как ФВЧ второго порядка с частотой среза 35 Гц (я думаю, у Linkwitz Thor это есть без применения внешнего фильтра; у меня когда-то была такая акустическая система, и она была очень хороша), то мы в итоге получаем такой результат (рис. 5):
Рис. 5. Расчётная АЧХ при совпадении частот моды (1,0,0) и Fрез ЗЯ в герметичной КДП с потерями, АС в углу.
Положение источника в углу, при полосе рабочих частот АС, включающей частоту моды (1,0,0), даже при Кп = 0,22 привело к преобладанию НЧ и к гулу на частоте этой моды, сушим вёсла. На фоне сказанного последующий абзац с восторгами о «плоской АЧХ от нуля Гц» выглядит смешно.
Ух ты… У нас есть плоская АЧХ в помещении для сабвуфера с конечной полосой пропускания. Почему так? Ну, мы на самом деле забыли одну вещь: индексы (nx,ny,nz) не начинаются с (1,0,0), (0,1,0) или (0,0,1); они начинаются с (0,0,0)! У нас есть мода при 0 Гц, которая оказывает одинаковое давление в помещении во всех точках (градиенты отсутствуют), и она удовлетворяет вышеупомянутому волновому уравнению. Румгейн — это просто эффект наличия собственной моды на постоянной составляющей! При приближении частоты возбуждения к модальной частоте рост давления отвечает второму порядку (см. знаменатель в уравнении выше), отдача же ЗЯ сабвуфера снижается соответственно второму порядку, и мы можем получить суммарную плоскую АЧХ давления до постоянной составляющей.
Программа СпикерШоп считает, что ЗЯ с добротностью 0,7 и частотой среза 50 Гц в салоне машины превращается в идеальный излучатель (рис. 6):
Рис. 6. АЧХ ЗЯ в свободном поле (бирюзовая кривая) в салоне машины становится плоской (жёлтая кривая).
Откуда следует, что в её математическую модель заложена АЧХ румгейна в виде кривой, симметричной относительно линии 0дБ АЧХ ФВЧ второго порядка по Баттерворту с частотой среза 50 Гц, которой соответствует длина (салон + багажник) = 3,4 метра. У 600-го Мерседеса насчитал 3 метра, у огромного Mercedes-Benz GLS – 3,2 метра. Не влезли! Реально румгейн в легковушке начнётся с 55…65 Гц. Динамики в дверях с такой резонансной частотой имеют теоретический шанс отыграть весь звуковой диапазон без помощи сабвуфера, но их добротность обычно около единицы (а не 0,7), а резонансная частота находится выше 65 Гц. В конце концов панч побеждает, а суббас убегает через щели 😉
Для сабвуфера с ФИ мы не сможем получить эту плоскую АЧХ из-за его спада более высокого порядка.
Практически, из-за потерь на негерметичность, результат взаимодействия румгейна и ФИ зависит от сочетания свойств КДП и АС и в полосе частот выше 20 Гц может быть даже лучше, чем с ЗЯ, см. ближе к концу статьи.
Имеет ли вся эта математика смысл с физической точки зрения? Импеданс акустической гибкости Са равен 1/(f*2*pi*Ca), где f — частота. А акустический импеданс — это давление, деленное на объемную скорость (!). Перестановкой получаем, что давление равно объемному смещению (!), деленному на константу (акустическую гибкость), и поэтому давление прямо пропорционально смещению, а смещение — это именно то, что наш ЗЯ сабвуфер может выдать ниже своей резонансной частоты.
Правильно для идеального мира и не работает в реальных КДП, не являющихся чистой акустической гибкостью.
А как насчет сабвуфера с ФИ? Когда драйвер движется внутрь на НЧ, ниже резонанса драйвера…
Несколько ниже резонанса ФИ, сэр!
…воздух просто выталкивается из порта, и в результате нет объемного смещения; есть акустическое КЗ, как и в случае с диполем. Итак, то, что мы не можем воспользоваться тем же преимуществом румгейна для ФИ, что и в случае ЗЯ, имеет физический смысл.
Вывод справедлив для области частот ниже частоты настройки ФИ, где крутизна ската АЧХ ФИ начинает превышать 12дБ/октаву.
*****
Итак, румгейн есть нарастающий подъём уровня ЗД в герметичной КДП в сторону инфра-НЧ. Теоретически, его АЧХ есть зеркально отражённая АЧХ ФВЧ второго порядка по Баттерворту ó компенсирует спад НЧ у системы ЗЯ по Баттерворту с той же частотой среза. На практике — имеем утечки давления из комнаты (машины), в прямоугольной КДП – плюс влияние всех мод начиная с (1,0,0), плюс влияние мод смежных коридоров и комнат. Утечки приводят к уменьшению крутизны подъёма ИНЧ с 12дБ/окт. до 7…9дБ/окт., моды КДП делают звучание гудящим, моды смежных комнат и коридоров могут менять картину на ИНЧ.
Зададим в программе REW последние данные из второй статьи и сравним результат с рис.5. Коэффициент поглощения всех поверхностей Кп = 0,2; ЗЯ сабвуфер с частотой среза 33 Гц; герметичная КДП (рис.7):
Рис. 7. Расчёт REW для герметичной КДП, данные из статьи.
То же самое, снимаем галочку (рис. 8):
Рис. 8. Расчёт REW для негерметичной КДП, данные из статьи.
На частоте 20 Гц, которая близка к половине частоты моды (1,0,0), равной 38/2=19 Гц, имеем разницу 8,3дБ, на частоте 19 Гц ожидается разница 9дБ. Таким образом, румгейн в программу заложен вполне адекватный.
Интересно, что в герметичной КДП REW выдал уровни на частоте 30 Гц, при установке излучателя в разных углах, в виде -12дБ; -13дБ; -25дБ; -20дБ относительно уровня на частоте моды (1,0,0) 38 Гц, а в статье имеем -4дБ! В то же время высота пика на частоте моды (1,0,0) у REW одинакова для герметичной и негерметичной КДП, а теория вроде даёт 3дБ разницы. И почему-то влияние герметичности у REW прослеживается до 80 Гц, что вообще никак не объясняется предыдущей теорией ó математическая модель, применённая в REW, отличается от расчёта по формуле из статьи. Как отличается и почему?..
Остаются практические измерения. Моя КДП имеет размеры (4,6 м; 2,87 м; 2,45 м). Частота среза ЗЯ НЧ блока по -3дБ чуть выше 40 Гц, полная добротность около 0,62 единицы, частота резонанса 38 Гц. Дверь в коридор закрывается без дребезга, но не доходит по высоте до пола на 1 см (вентиляция), так что герметичность КДП плохая. Сперва получил АЧХП в ТП, используя уже имевшиеся данные (рис.9):
Рис. 9. АЧХП в ТП при закрытой (красная кривая) и открытой (синяя кривая) двери, нормировано по уровню на частоте 100 Гц.
Но, после оценки погрешности в составе
- Два измерения через большой промежуток времени, +/-1дБ.
- Сглаживание в 1/3 октавы, +/-1дБ.
- Ошибка выбора частоты нормирования, +/-1дБ.
- Не прикручена панель 0/-2дБ.
- Малое количество повторений пачек шума +/-2дБ.
- Соседи +1/-0дБ, –
суммарно +6/-7дБ, решил измерять всё заново. Количество повторений пачек шума увеличил до 10, панель была штатно прикручена, измерения проводились одной серией. ФНЧ был идентичен во всех измерениях, баффл был одинаков для всех измерений в ТП – горизонтально стоЯщая перед сабвуфером под углом к передней панели подушка от кресла. Сглаживание было выбрано в 1/6 октавы, поскольку в моём случае на целевом отрезке 20…100 Гц оно практически не вносит ошибку (рис. 10):
Рис. 10. Сглаживание в 1/6 октавы по сравнению с 1/24 октавы является допустимым.
Были получены три АЧХ (рис. 11).
Рис. 11. АЧХ в ТП при открытой двери (красная кривая), при закрытой (синяя), с расстояния 10 см от передней панели АС (зелёная).
АЧХ в ближнем поле на рис. 11 нормирована по уровню на частоте 100 Гц. Для таких вводных получены две следующие АЧХП (рис.12):
Рис. 12. Уточнённая АЧХП в ТП при закрытой (синяя кривая) и открытой (красная кривая) двери.
Источники погрешности:
- Ошибка выбора частоты нормирования, +0/-1дБ.
- Малое количество повторений пачек шума +/-0,5дБ.
- Соседи +1/-0дБ.
Суммарно погрешность +/-1,5дБ.
На частоте 19 Гц, равной половине частоты моды (1,0,0), получено:
- +3 (+/-1,5) дБ – при негерметично закрытой двери;
- +8,5 (+/-1,5) дБ – при открытой двери;
- +8 (+/-1) дБ – прогноз при герметично закрытой двери.
То, что уровень ЗД на частоте 20 Гц меньше при закрытой двери, вероятно, вызвано следующим: щель под дверью сильно испортила герметичность и одновременно сработала как ПАС, а сама дверь убрала влияние мод комбинации КДП + коридор (две ветки) + кухня.
А вот так выглядит моя КДП и её АЧХ при герметизации с точки зрения REW. ФНЧ – другой, чем для АЧХ на рис.11, Кп более-менее приведён в соответствие со свойствами КДП (рис.13):
Рис. 13. Расчёт REW для моей КДП в случае её герметичности.
Интересно, что REW предсказывает немонотонность АЧХ на суббасе, а во второй статье подъём монотонный. Вероятно, положение сабвуфера в КДП не влияет на сам румгейн, но изменяет его взаимодействие с модой (1,0,0), и автору было выгодно поставить сабвуфер в угол ещё и потому, что это позволяет избежать нежелательного провала на НЧ. Реально (см. рис. 12) немонотонность есть, но на частотах ниже, чем предсказал REW.
Остаётся невыясненным вопрос, насколько влияют на румгейн разные взаимные положения источника ЗД, приёмника и мест утечки, например, как на рис. 14:
Рис. 14. Разные варианты взаимного расположения источника ЗД, приёмника и мест утечек давления.
Понятно, что в ближнем поле сабвуфера влияние румгейна, как и остальных мод КДП, значительно падает.
Теперь вернёмся к вопросу о возможности использования румгейна совместно с ФИ или с пассивным излучателем (ПИ). Для примера возьмём мою КДП и мой ЗЯ НЧ блок и преобразуем его в ФИ/ПИ. Исходя из АЧХ в точке прослушивания, для получения плоской АЧХ при закрытой двери требуется обеспечить: 0дБ/60 Гц и выше; +2дБ/40 Гц; +3дБ/35 Гц; +8дБ/30 Гц; +9дБ/25 Гц; +10дБ/20 Гц относительно существующего ЗЯ. ФИ и ПИ имеют более широкую полосу, чем требуется, небольшое поднятие уровня 60 Гц неизбежно. В СпикерШоп получил оптимальные (с моей точки зрения) параметры ФИ и ПИ для моего НЧ блока без заполнения (рис. 15):
Рис. 15. Расчётные АЧХ ЗЯ (жёлтая кривая), ФИ (голубая) и ПИ (красная) моего сабвуфера.
Параметры ФИ и ПИ – реальные и достижимые. АЧХ в ТП этих оформлений будет иметь вид (рис. 16):
Рис. 16. АЧХ реального ЗЯ (зелёная кривая), теоретические АЧХ ФИ (синяя) и ПИ (красная), сделанных на базе того же ЗЯ.
Очевидно, что, если бы румгейн дал монотонный подъём ИНЧ и +8дБ на частоте 19 Гц, то ФИ и ПИ дали бы излишний уровень зоны 20…40 Гц, но, в моём случае, этого не происходит, и эти оформления хорошо стыкуются с моими конкретными КДП и ТП. Резко возрастает максимальная акустическая мощность (рис. 17).
Рис. 17. Максимальная акустическая мощность для 75ГДН-1 при подводимой мощности 30 Вт: ЗЯ (жёлтая кривая), ФИ (голубая), ПИ (красная).
Однако, за более протяжённую АЧХ в случае ФИ и ПИ есть расплата: они сами порождают гул, поскольку являются резонансными типами оформления с приличной добротностью. С точки зрения группового времени задержки (ГВЗ) это выглядит так (рис. 18):
Рис. 18. ГВЗ ЗЯ (жёлтая кривая), ФИ (голубая), ПИ (красная).
Все три типа оформления имеют ГВЗ меньше 10 мс выше 30 Гц и меньше 2 мс выше 80 Гц, что является отличным показателем. И дальше каждому самому решать, что лучше: получить до 20 Гц с плоской АЧХ и некоторым гулом, или не иметь ни гула, ни 20 Гц.
*****
Давайте теперь смеха ради посмотрим, что наобещали японцы касательно помощи румгейна своим АС «Sansui» (рис. 19). Судя по виду кривой импеданса, эта АС типа ФИ:
Рис. 19 Графики АЧХ и импеданса АС «Sansui» от производителя.
Производитель посчитал, что румгейн заметно выровняет АЧХ его АС, имеющей в безэховой камере срез -3дБ на частоте 80 Гц. Как Вы (теперь) понимаете, для получения +3дБ от румгейна на частоте 80 Гц максимальная размерность «нормальной японской КДП» должна быть… 215 см! А остальные две размерности – и того меньше 😉 Поставим эту АС в реальную комнату 4,5*3 метра, красная кривая на рис. 20:
Рис. 20 Теоретическая АЧХ с учётом румгейна в КДП длиной 4,5 м.
Остаётся засунуть данные АС вместе с нарисованной на ней АЧХ в углы и спасать ситуацию включением в работу мод КДП на полную катушку. Уровень моды (1,0,0) (38 Гц) «имеет право» вылезти на +18дБ, а моды (0,1,0) (57 Гц) – на +11дБ, прежде чем они достигнут уровня басовой полки! Одна беда: даже если так сделать, то в прямой волне, отвечающей за атаку, самых НЧ всё равно не будет слышно, ибо в момент атаки колебания в КДП на частотах мод ещё не установились, для этого надо несколько периодов колебаний. Удара барабана-бочки в грудь в момент атаки не будет, зато вместо него через 3…4 периода (≈ 100 мс) появится гул 38 Гц, и он будет одинаковым для барабана, бас-гитары и контрабаса (((
Подведём итоги.
- Румгейн есть, но работает в реальных КДП вовсе не так, как рисуют в заграничных статьях.
- Целесообразно принимать крутизну подъёма ИНЧ 7…9дБ/окт. начиная от частоты моды (1,0,0).
- Не доверяйте программам, в которые заложено крутизну подъёма 12дБ/окт.
- Реальная величина румгейна и поведение на ИНЧ сильно зависят от окружения и герметичности конкретной КДП/салона автомашины, особенно дверей.
- Реальное взаимодействие мод (0,0,0) ака румгейн и (1,0,0) ака основной резонанс по длине, похоже, зависит от положения источника и слушателя в КДП. Требуется дополнительное изучение вопроса.
- Влияние мод смежных помещений на ИНЧ сопоставимо с румгейном.
- Определить, кто поднимает ИНЧ – румгейн или мода (комната+коридор) у меня не получилось.
- ФИ и ПИ при правильной настройке под параметры КДП имеют шанс не хуже, чем ЗЯ, использовать румгейн. Понятно, что звучание не будет «закрытоящичным».
*****
P.S. Все АЧХ сняты с применением временнОго окна 100 мс. Добавляю три АЧХ, снятые через четыре дня с временнЫм окном 350 мс.
Рис. 21. АЧХ при закрытой двери, снизу щель 1 см (синяя кривая) и полностью открытой (красная) при временнОм окне 350 мс.
Рис. 22. АЧХ при закрытой двери, снизу щель 1 см (синяя кривая) и приоткрытой на 1 см (красная) при временнОм окне 350 мс.
Рис. 23. АЧХ при закрытой двери, снизу щель 1 см (синяя кривая) и при открытой на 30 градусов одной из половинок двери шкафа с одеждой, стоЯщего в дальнем углу (красная) при временнОм окне 350 мс.
Судя по первой АЧХ, румгейн ещё ленивее: прибавка относительно уровня ближнего поля составила 0 (+/-1,5) дБ – при негерметично закрытой двери (на частоте 20 Гц) и +5,5 (+/-1,5) дБ – при открытой двери! Выводы сделайте и запаяйте сами 😉
Автор: Николай Марков