VEF Radiotehnika RRR – латвийский производитель радиоаппаратуры и акустических систем. Основан 1926 года, в г. Рига, Латвия. Основатель – Абрам Лейбовиц.
RRR расшифровывается как Rīgas Radio Rūpnīca, что в переводе с латышского означает Рижский радиозавод.
В начале существования предприятия, завод занимался производством приемников и радиоприемной аппаратуры. В 30-х годах Лейбовиц приглашает на работу Александра Апситиса, но проработал он не долго, так как они не сошлись в некоторых рабочих моментах. В 1934 году Апситис регистрирует свою фирму – A.Apsitis & F.Zhukovskis по производству приёмников и радиодеталей. Лейбовиц привлекал покупателей за счёт внешнего вида своих товаров и рекламы. Если была возможности получить прибыль за счёт потери качества – она не упускалась. Апситис делал акцент на качество и его модели были собраны идеально. В конечном счёте именно Апситис внес максимальный вклад в развитие предприятия, которое позже станет называться Radiotehnika.
После вхождения в СССР, рынок сбыта рижской радиоаппаратуры расширился, однако производства прервала война. В 1940 году завод был национализирован, а управление поручено сыновьям Лейбовица. Фирма была объединена с предприятием Nikolajs Klemptners, под общим названием Radiopionieris. Предприятие Апситиса объединили с несколькими мелкими частными компаниями под названием Radiotehnika. Во время войны немцы объединили оба предприятия, сделав их филиалом Telefunken Geratewerk Riga, где началось производство продукции для военных нужд Германии.
После освобождения Риги в 1944 году в распоряжении завода оказались оборудование, измерительная аппаратура и запас материалов. В послевоенный период завод «Радиотехника» стал крупнейшим производителем аудиотехники в СССР, на него приходилось 35% выпускаемой продукции. RRR входил в оборонную «девятку» СССР и активно экспортировали свою продукцию на рынки Германии, Финляндии, США, Австралии (куда продали более 5000 акустических систем).
В 1945 году на конвейер попадает приёмник Riga T-689:
В 1948 году завод «Радиотехника» выпускает первый в СССР переносной ламповый радиоприёмник Пионер:
В 1949 году началось производство батарейного приёмника Riga B-912:
В начале 50-х годов появляется приёмник Riga-10. Она имела 10 ламп и весила 24 кг, потребляя от сети 85 Вт и принимала вещание в диапазонах КВ, СВ и ДВ. А для обеспечения хорошего звука, использовался широкополосный громкоговоритель.
В 1951 году заводу присваивается имя электротехника и изобретателя А.С. Попова, но директора завода Александра Апситиса понижают в должности из-за «невыполнения плана», а затем и вовсе арестовывают. Через четыре месяца он вышел из тюрьмы, но на завод не вернулся.
По словам Инарса Клявиньша, проработавшего на «Радиотехнике» 33 года, аппаратуру завода покупали в Германии, Франции, Британии и других западных странах. Производство радиоаппаратуры на заводе быстро росло, к 1954 году оно достигало 100000 штук, а к 1962 – 200000 штук. Под руководством Павловского, которого назначили в 1958 году, началась разработка малогабаритных приёмников «Гауя» и «Селга».
Первый транзисторный приемник «Гауя»:
В начале 60-х годов на заводе выпускаются автомобильные приёмники, такие как АПВ-60-2, которые устанавливались на Чайки и ЗИЛ-111:
В 1963 году первой крупной разработкой объединенного RRR и VEF стала радиола «Rigonda-stereo», которая состоит из лампового радиоприемника со стерео усилителем, проигрывателя и парой АС. В акустической системе установлены по паре фронтальных 4ГД-28 и паре боковых 1ГД-18. В 1967 году радиола была награждена золотой медалью на международной Лейпцигской ярмарке.
Радиола “Rigonda-stereo” с парой АС:
В 1964 году “RRR” запустил в производство первые в СССР акустические системы закрытого типа Симфония, для которых были специально разработаны громкоговорители ВЧ (1ГД-3), СЧ (3ГД-1) и НЧ (6ГД-2).
Simfonija 2 модернизированная версия первой:
Для радиолы «Виктория-001» был разработан низкочастотный громкоговоритель с резиновым подвесом на НЧ динамике АС-40-8, первый в своём классе и предназначенный только для АС закрытого типа. В этом же году завод возглавил Ленёв Олег Константинович, который превратил его в производство с 16000 работников. Через году завод был подчинён всесоюзному министерству промышленности средств связи, что обеспечило ему доступ к валютным ресурсам для закупки оборудования.
Виктория-001-стерео:
В 1970 году было сформировано производственное объединение, в которое вошли Рижский радиозавод им. А.С. Попова, КБ «Орбита», Рижский электромеханический завод и Кандавский радиозавод. Через 3 года производство завода переехало в новые просторные корпуса с конвейерными и поточными линиями и импортным оборудованием. Было построено специальное здание акустической лаборатории с заглушённой и реверберационной камерами большого объёма. В 1984 году началось строительство производства микроэлектроники.
Для многих завод ассоциируется с акустическими системами 35АС-1 и S-90, последние стали самыми массовыми по выпуску в СССР и узнаваемыми даже в настоящее время.
Radiotehnika S-90:
35АС-1 Radiotehnika:
Производственное объединение росло до 1990 года: на новых площадях ежегодно производилось 1,5 млн единиц радиоаппаратуры, в том числе 1,1 млн акустических систем (12 моделей). «Радиотехника» была ведущим производителем аппаратуры высшего и первого класса в СССР. Всего с 1945 по 1990 год производство выпустило 41,5 млн изделий с логотипом “RRR”. С «Радиотехникой» не мог конкурировать ни один завод в СССР. Завод имел собственный пионерский лагерь и базы отдыха в Крыму.
Комната прослушивания:
Фото завод в 1982 году:
Для расширения экспорта были основаны несколько совместных предприятий, в том числе «Hamrig International» совместно с немцами для торговли акустическими системами в Европе под маркой «Norsk Audio». Для этого были организованы изолированные участки, на которых сборка обеспечивалась специальной маркировкой комплектующих, отделяющих их от массовой продукции. Немецкие партнёры передали «Радиотехники» программу Autocad для проектирования и программу Calsod для электронного моделирования фильтров частотного разделения мощности в акустических системах.
В 1991 году после выхода Латвии из Советского Союза, «Радиотехника» лишилась источников сырья и рынка сбыта. Были предложения создать на базе объединения кооперативы, которые на льготных условиях получили в аренду помещения и оснащение, взяв на себя обязанность выполнять задание завода. Однако большинство из них разорились.
На постсоветские рынки хлынула импортная продукция, однако рижские акустические системы оставались конкурентоспособными. Сначала акустические системы выпускала фирма «Baltline audio», а в 1996 году было зарегистрировано акционерное общество «Radiotehnika RRR», которое после покупки оборудования завода ВЭФ стало называться «VEF Radiotehnika RRR». В этом же году оно отделилось от государственного акционерного общества «Рижский радиозавод».
Baltlines Audio Sonicsound S-300F-1:
В 1997 году завод RRR был объявлен неплатёжеспособным и ликвидирован в 2001 году. 2015 года АО «VEF Radiotehnika RRR» объявило о продаже заброшенного здания заводоуправления в Риге и в 2018 году оно было снесено, сейчас на его месте размещается магазин.
Здание заводоуправления перед сносом:
В 2011 году компания World Audio Distribution запустила в Риге собственное производство акустических систем, от изготовления корпусов до готовых изделий под брендом Arslab. Во главе производства стоит Виктор Лагарпов, который был главным инженером на «Радиотехнике». Помимо сборки самой акустики, на заводе изготавливают корпуса колонок для других производителей из Германии, Франции, Италии и др. В 2014 году W.A.D. приобрела контрольный пакет акций Penaudio.
По материалам – wikipedia.org, pravda-tv.ru
Фото – rw6ase.narod.ru, radiopagajiba.lv
На первые картинки посмотрел – как на машине времени прокатился… Давно это было… Печально всё это…
Это всё наглядное свидетельство того что при Союзе все мощное создавалась и было востребовано.А как стали все независимыми,то и развалилось все почти..Без СССР не было бы RRR в том виде что мы видим до сих пор на изделиях этого предприятия,закономерно имевшего славу не только в СССР но и во многих странах мира.
Арнис, а вспомните рижские микросхемы, операционники с буквой R на крышечке. Мало того, что красивые, так ещё и качественные. Про динамики 8ГД-1РРЗ , 6ГД-2 , 5ГД-1 и 3ГД-32 -вообще молчу.
И если память не изменяет, то АЦП 572 ПВ2 тоже делали в Риге, на них Валдемарс Кетнерс сделал свой цифровой тестер. А позже эта микросхема применялась во многих цифровых приборах.
Это всё наглядное свидетельство того что при Союзе все мощное создавалась и было востребовано.А как стали все независимыми,то и развалилось все почти..Без СССР не было бы RRR в том виде что мы видим до сих пор на изделиях этого предприятия,закономерно имевшего славу не только в СССР но и во многих странах мира. (c)
Востребованность всего в СССР определялось лишь всеобщим дефицитом того самого “всего”. К реальной экономике это не имеет никакого отношения. Почему многое и развалилось с приобретением независимости. Независимость предполагает и свободу, а свобода не предполагает дефицита.
Впрочем, это не означает, что всё делали плохо. Встречались и исключения.
К сожалению, многое, что выпускалось тогда заводами , радиолюбителям было совершенно недоступно, в магазины завозили отбросы . Динамики можно было добыть в телеателье с дикой переплатой, и то, если там был знакомый .
Из приборов первые осциллографы Н313 оказались негодные, не держали синхронизацию напрочь. Редкая пакость.
Полевики, операционники , резисторы, емкости- в магазинах не продавались. В основном запчасти к радиолам, магнитофонам и телевизорам . Радиорынка не было, продавцов деталями гоняли, задерживали, сходки разгоняли и устраивали облавы. Но радиолюбители выживали даже в таких условиях. Сам оттуда. )))
а на последние смотреть больно .. как легко все про..ли
Есть, в последних фото, нечто кармическое.
Все что человек создал своими руками,он же и разрушает…Больно смотреть..
А “Ригонду – стерео” (да и моно) пошто забыли?
А динамики там какие,4 гд-28,по 4 шт.в каждой?
скорее всего, не 4ГД-28, а получше, 4ГД-7. 28-е позже сделаны.
Таки 2 шт. 4 гд-28+ 2 шт.1 гд-19.
Исследовал колонки в своё время. Из плюсов: 4гд друг от друга отличались маркировкой, видимо, имели разные частоты резонанса. Несомненный минус – ВЧ на обоих боковых стенках. Зело способствует стереоэффекту…
Всего-лишь 2…
Спасибо, добавил.
Последний раз был на заводе в 1992г, дальше потихоньку началось. Очень жаль…
Ригонда настолько красивая и вписывается в комнату идеально, что сейчас в каждый фильм про те времена ставят этот приемник на дальнем плане, символ спокойной жизни и достатка.
И АЦП 572па1, 572па2. ОУ 154уд1-уд4 на Альфе
есть в коллекции их 153УД2, 159НТ1 .
у кого есть книга по истории рижского радиозавода, отсканируйте или перефотографируйте посмотреть
Вот так как?! А про “Симфонию” я в свою очередь, подзабыл…
Мне “посчастливилось” в 1991 году, после третьего курса института, проходить производственную практику на этом заводе. Завод впечатлял. И масштабом и отличной техникой . И Юрмала….Это был последний год советской власти.
Да, последняя фото со зданием заводоуправления – как ножом по сердцу.
1988 год. RRR Radiotehnika: история, производство, продукция, условия работы и отдыха сотрудников https://youtu.be/f97p83obupM
Под конец пошла не верная информация.
Поправьте.