Анализ писем радиолюбителей, позволил прийти к следующим выводам. Во-первых (и это естественно), все высказываются за создание простых в схемотехническом отношении усилителей мощности ЗЧ (УМЗЧ); во-вторых, чем проще схема усилителя, тем менее подготовленные радиолюбители берутся за его сборку; в-третьих, даже опытные конструкторы нередко игнорируют известные правила монтажа, что приводит к неудачам при повторении УМЗЧ на современной элементной базе.
Исходя из сказанного, был разработан УМЗЧ (см. рис. 1). Его основные особенности — использование ОУ в малосигнальном режиме, что расширяет полосу частот сигналов, воспроизводимых без превышения скорости нарастания выходного напряжения ОУ; транзисторов выходного каскада — в схеме ОЭ, а предоконечного — с разделенной нагрузкой в цепях эмиттеров и коллекторов. Последнее, кроме очевидного конструктивного преимущества — возможности размещения всех четырех транзисторов на общем теплоотводе, дает определенные преимущества по сравнению с выходным каскадом, в котором транзисторы включены по схеме ОК.
Основные технические характеристики УМЗЧ:
Номинальный диапазон частот при неравномерности АЧХ 2 дБ: 20 – 20000 Гц
Номинальная выходная мощность: 30 Вт/4 Ом (15 Вт/8 Ом)
Максимальная выходная мощность: 42 Вт/4 Ом (21 Вт/8 Ом)
Коэффициент гармоник при номинальной мощности в номинальном диапазоне частот: 0,01 %
Номинальное (максимальное) входное напряжение: 0,8 (1) В
Входное сопротивление: 47 кОм
Выходное сопротивление: не более 0,03 Ом
Относительный уровень шума и фона: -86 дБ
Амплитуда всплесков выходного напряжения при включении и выключении УМЗЧ: 0,1 В
Описание
ОУ DA1 питается через транзисторы VT1 и VT2, которые снижают напряжения питания до требуемых значений. Токи покоя транзисторов создают падения напряжения на резисторах R8 и R9, достаточные для обеспечения необходимого напряжения смещения на базах транзисторов VT3, VT4 и VT5, VT6. При этом напряжения смещения для транзисторов оконечного каскада выбраны такими (0,35-0,4 В), чтобы они оставались надежно закрытыми при повышении напряжения питания на 10-15 % и перегреве на 60-80 °С. Снимаются они с резисторов R12, R13, которые одновременно стабилизируют режим работы транзисторов предоконечного каскада и создают местные ООС по току.
Соотношение между сопротивлениями резисторов R11 и R4 цепи ООС выбрано из условия получения номинального входного напряжения, равного 0,8 В. Включение цепей внешней коррекции и балансировки ОУ для простоты на схеме не показано (об этом будет сказано в разделе, посвященном налаживанию усилителя).
ФНЧ R3C2 и ФВЧ C3R10 с частотами среза в области 60 кГц предотвращают работу сравнительно низкочастотных транзисторов VT3—VT6 на более высоких частотах во избежание их пробоя. Конденсаторы С4, С5 корректируют ФЧХ предоконечного и оконечного каскадов, предотвращая их самовозбуждение при неудачном монтаже.
Катушка L1 повышает стабильность работы УМЗЧ при значительной емкостной нагрузке.
УМЗЧ питается от нестабилизированного выпрямителя. Он может быть общим для обоих каналов стереоусилителя, однако в этом случае емкость конденсаторов фильтра С8 и С9 необходимо увеличить вдвое, а диаметр провода вторичной обмотки трансформатора Т1 — в 1,5 раза. Предохранители включают в цепи питания каждого из усилителей.
Конструкция УМЗЧ может быть различной, однако некоторые конструктивные особенности, от которых зависит успех его повторения, должны быть обязательно учтены.
Печатная плата одного канала усилителя:
Длина выводов деталей должна быть не более 7-10 мм (для удобства монтажа выводы ОУ DA1 укорачивают примерно до 15 мм). В УМЗЧ необходимо использовать керамические конденсаторы с номинальным напряжением не менее 50 В. Плату можно закрепить на теплоотводе транзисторов оконечного каскада с помощью стоек высотой 15-20 мм или в непосредственной близости от него, применив для соединения оконечного каскада с предоконечным какой-либо разъемный соединитель, например МРН-22 (гнезда и штыри соединителя включают в точках 1—5). В последнем случае сопротивление резисторов R12 и R13 следует выбрать равным 43-47 Ом, а на розетке соединителя с подключенными к ней транзисторами VT5, VT6 установить резисторы такого же сопротивления R12′ и R13′ (это предотвратит выход из строя транзисторов при потере контакта в соединителе). Длина проводников между платой и транзисторами оконечного каскада должна быть не более 100 мм.
Кроме указанного на схеме, в УМЗЧ можно применить ОУ К140УД6Б, К140УД7А, К544УД1А, однако коэффициент гармоник на частотах выше 5 кГц возрастет в этом случае примерно до 0,3 %.
Транзисторы предоконечного каскада располагают на теплоотводе, согнутом из пластины размерами 70х35х3 мм (без учета лапки с отверстием диаметром 2,2 мм) из алюминиевого сплава, которую одним винтом М2х8 с гайкой крепят к плате для предотвращения обрыва выводов транзисторов при случайных механических воздействиях.
Транзисторы оконечного каскада можно расположить как на общем для каждого канала УМЗЧ теплоотводе, так и на теплоотводе, общем для обоих каналов. В первом случае их закрепляют на теплоотводе и изолируют последний от корпуса УМЗЧ, во втором — изолируют транзисторы, а теплоотвод может представлять собой конструктивный элемент корпуса усилителя. Для уменьшения теплового сопротивления корпус транзистора — теплоотвод необходимо использовать теплопроводную пасту. При использовании отдельных (для каждого канала) теплоотводов можно применять транзисторы в пластмассовом корпусе, которые из-за малой площади металлических оснований могут перегреваться при плохом выполнении прокладок или неплотном тепловом контакте с теплоотводом и чрезмерном количестве пасты в зазоре. На общем для обоих каналов теплоотводе целесообразно устанавливать транзисторы в металлическом корпусе. Площадь теплоотвода в расчете на один транзистор должна быть не менее 500 см2.
Большое значение имеет монтаж УМЗЧ, соединение его каналов с источником питания. Провода питания (+22 В, -22 В и общий) должны быть возможно более короткими (к каждому каналу они должны быть проложены отдельно) и достаточно большого сечения (при максимальной мощности 42 Вт — не менее 1,5 мм2). Проводами такого же сечения должны быть подключены акустические системы, а также цепи эмиттеров и коллекторов транзисторов оконечного каскада к плате УМЗЧ.
Налаживают УМЗЧ при отключенном оконечном каскаде. Если для соединения частей УМЗЧ применен разъемный соединитель, удобно воспользоваться технологической розеткой, к которой подсоединены только провода питания и выход генератора сигналов ЗЧ. При , непосредственном соединении оконечных транзисторов с платой УМЗЧ достаточно удалить перемычки из припоя с печатных проводников цепей их баз и временно припаять последние к выводам эмиттеров.
Для балансировки ОУ DA1 (если в этом возникнет необходимость) на плате предусмотрены отверстия под подстроечный и постоянные резисторы или проволочные перемычки для соединения выводов микросхемы в соответствии со схемой балансировки для конкретного типа. Например, для балансировки ОУ К544УД2 его выводы 1 и 8 через резистор сопротивлением 62 кОм соединяют с выводом движка и одним из выводов резистивного элемента подстроечного резистора сопротивлением 22 кОм. Свбодный вывод этого резистора соединяют проволочной перемычкой с выводом 7 ОУ, а через резистор сопротивлением 75 кОм — с выводом 5 (на рис. 2 эти элементы показаны штриховыми линиями). При использовании ОУ К544УД1 его вывод 1 через резистор сопротивлением 4,3 кОм соединяют с выводами подстроечного резистора сопротивлением 1,5 кОм. Его свободный вывод подключают к выводу 8 ОУ через резистор сопротивлением 5,1 кОм, а к выводу 7 — проволочной перемычкой. Для балансировки ОУ К140УД6 и К140УД7 используют резисторы тех же номиналов, но свободный вывод подстроенного резистора соединяют через постоянный резистор с выводом 5, а перемычкой — с выводом 4 ОУ. Впрочем, балансировка может и не понадобиться, поэтому эти детали устанавливают только при необходимости.
Налаживание начинают с того, что вход усилителя замыкают накоротко, к выходу подсоединяют осциллограф, включенный в режим максимальной чувствительности, и кратковременно подают питание. Если на выходе нет переменного напряжения, т.е. самовозбуждение отсутствует, измеряют режим работы транзисторов VT3, VT4 и ОУ DA1 по постоянному току. Напряжения питания ОУ должны лежать в пределах +13,5…14 и -13,5…14 В и быть примерно одинаковыми (отклонение допустимо в пределах 0,2-0,3 В). Падения напряжения на резисторах R12 и R13 должны быть равны 0,35-0,4 В. Если же они значительно (более чем на 10 %) отличаются от указанной величины, необходимо подобрать резисторы R8, R9, следя за тем, чтобы их новые сопротивления оставались одинаковыми. Заменяют резисторы при выключенном питании УМЗЧ. Ориентировочное сопротивление резисторов для ОУ К544УД2А указано на схеме. При использовании ОУ К544УД1А и К140УД6 за исходное следует выбрать их сопротивление 680 Ом, а при использовании К140УД7 — 560 Ом.
Подобрав резисторы R8, R9, измеряют постоянное напряжение на выходе УМЗЧ и, если оно превышает 20-30 мВ, балансируют ОУ DA1. Затем подсоединяют базы транзисторов VT5, VT6 к эмиттерам VT3, VT4 и, кратковременно включив питание, убеждаются, что и в таком виде УМЗЧ не самовозбуждается. Напряжение шумов и фона переменного тока при замкнутом накоротко входе не должно превышать 1 мВ.
Далее к выходу УМЗЧ подключают резистор сопротивлением 16 Ом с мощностью рассеяния 10-15 Вт, размыкают вход УМЗЧ, подключают к нему настроенный на частоту 1 кГц генератор и, постепенно увеличивая его сигнал до получения на нагрузке напряжения 13,5-14 В, проверяют симметричность ограничения положительных и отрицательных полуволн синусоиды.
Минимального (в указанных пределах) постоянного напряжения на выходе усилителя добиваются при необходимости окончательной балансировкой ОУ DA1. После этого можно приступить к измерению основных характеристик УМЗЧ, нагрузив его номинальной нагрузкой — резистором сопротивлением 4 или 8 Ом.
Следует, однако, учесть, что попытка наладить, а тем более точно оценить параметры УМЗЧ, собранного без соблюдения указанных выше правил монтажа, не установив его на предназначенное для него место и не питая его от собственного блока питания, не только не даст желаемого результата, но и может привести к выходу из строя транзисторов выходного каскада. К налаживанию УМЗЧ и измерению его характеристик следует приступать только после полного завершения его конструкции. Простота усилителя только кажущаяся. Не следует забывать, что в составе как ОУ DA1, так и УМЗЧ в целом применены транзисторы с максимальными частотами генерации 100-300 МГц, причем в выходных каскадах — со значительными емкостями переходов, которые способны привести к самовозбуждению даже при кажущемся отсутствии цепей обратной связи и нагрузок достаточной величины. Незначительная индуктивность провода цепи эмиттера, параллельное расположение на значительной длине проводов цепей базы и коллектора могут стать причиной самовозбуждения на высоких частотах, что крайне опасно для транзисторов оконечного и предоконечного каскадов. (Впрочем, это справедливо не только для описываемого устройства, но и для УМЗЧ, собранного по любой другой схеме.)
При измерении коэффициента гармоник и относительного уровня шумов и помех следует помнить о возможных наводках со стороны питающей сети, теле- и радиопередатчиков, телевизоров и других радиоприборов из-за плохой экранировки соединительных проводов, входа УМЗЧ и чувствительных измерительных приборов, а также при отсутствии соединения их незаземленных корпусов друг с другом. Иногда достаточно переставить в розетке вилку кабеля питания одного из приборов или УМЗЧ, чтобы получить неверный результат. Кстати, не следует пользоваться известным из старой радиолюбительской практики способом проверки УМЗЧ прикосновением пальца к его входной цепи. Это может привести к такому уровню высокочастотных наводок, что выходные транзисторы выйдут из строя.
Рассмотренная схема может быть взята за основу при создании УМЗЧ с различной выходной мощностью. Для этого надо лишь изменить ряд элементов УМЗЧ и блока питания. Некоторые рекомендации по этому поводу можно почерпнуть из таблицы. При постройке УМЗЧ с выходной мощностью примерно 25 Вт часть элементов можно исключить (см. рис. 3). Как видно, вместо резистора в цепи неинвертирующего входа ОУ DA1, соединенного с общим проводом, здесь применен делитель из резисторов R1—R3, что позволило отказаться от среднего вывода вторичной обмотки сетевого трансформатора Т1. Это позволяет использовать трансформаторы с напряжением вторичной обмотки 24-28 В и обеспечивает защиту акустической системы от выхода из строя при пробое одного из транзисторов оконечного каскада.
УМЗЧ по схеме на рис. 3 можно смонтировать на той же печатной плате (см. рис. 2). В этом случае отверстия под выводы резисторов R2, R5—R7 оставляют свободными, резисторы R8 и R9 впаивают непосредственно в цепи питания ОУ DA1, для чего в отверстия под выводы эмиттеров и коллекторов транзисторов VT1, VT2 устанавливают проволочные перемычки. При выходной мощности менее 25 Вт в оконечном каскаде можно применять транзисторы серий КТ805 и КТ837 с любыми буквенными индексами.
Примечание. Сопротивления резисторов R8, R9 (УМЗЧ по схеме на рис. 1) и R6, R7 (УМЗЧ по схеме на рис. 3) указаны ориентировочно. Налаживание УМЗЧ по схеме рис. 3 не отличается от описанного выше.
Автор: Гумеля Е.
Такой усилитель обречён на неудачу. Такие режимы транзисторов недопустимы в надёжном усилителе. Здесь нехватка тока и несогласованность каскадов по выходному и последующему входному сопротивлению. И только обратная связь всё частично исправляет – но это не качество, а детский сад – когда палятся выходники и так далее… Противоположность этому усилителю – усилитель Зуева с многопетлевой ООС!.
Неправда это!Усилитель,собренный по этой схеме,находится у меня в эксплуатации уже лет,эдак,двадцать,если не более.Работает ОТЛИЧНО!
И ни разу ничего не вышло из строя!
Каким образом этот усилитель с 2007 года у меня работает?
Надо хотя бы на выходные транзисторы, на эмиттеры, поставить резисторы по 0.2 – 0.3 ома. Искажения возрастут (из- за перегруженности микросхемы – она не может давать необходимое падение напряжения на такую низкую нагрузку R8 и R9) , но тогда хотя бы не так быстро будут гореть выходники. В результате грамотной модернизации такой схемы – отличие её от оригинала будет весьма существенное – будет практически новый усилитель.
И это неправда.Это теоретические измыслы.Вы соберите его(усилитель)и погоняйте.Сами убедитесь.
Собирал такой усилитель 23 года назад, когда учился в школе, работал этот усилитель ровно 3 минуты, сгорели практически все транзисторы, очень был расстроен…
Ребята там сказано:собирать и налаживать только тем у кого “прямые руки”(читайте между строк)…
Работает этот аппарат двенадцатый год и без проблем.
Почему-то некоторые хают этот усилитель, но у меня 6 лет проработал, а потом его купили и еще работал. И заработал он у меня сразу.
И нагружали мы его нещадно, напряжение питания было не 22 в, а около 30 в, так что выходная мощность была поболее. “Раскачивали” им басовые колонки из четырех низкочастотников. И самое тяжелое – на свадьбы пару раз давали его использовать.
То-же собирал,работает отлично и питание поднимал до 35+-вольт.Все было отлично.Самое то это 30+-вольт.Полет с 2001 года.
Есть существенная претензия к этой схеме – внятная термостабилизация. Да, автор пишет о запасе по перегреву и нагрузке (уменьшенное напряжение смещения вых. каскада), но это запас статичный, заранее заданный, и не изменяется и не адаптируется в процессе работы УМЗЧ. Так делать не стоит. Хороший вариант подобной схемы можно глянуть здесь http://forum.vegalab.ru/showthread.php?t=71031
Нельзя собирать этот усилитель! Он горит!!!!! Да, какое то время после сборки он может работать нормально, но потом, по совершенно непонятным причинам вдруг вылетают выходники! И руки тут совершенно не причём! Этот усилитель проклинают на Веге, на Паяльнике, на Технарях, и т.д. Усилок то простой, как 3 копейки. Там, что сборка, что настройка – всё просто. Сам Гумеля предупреждал в своей статье о говнистости этого усилителя. Если у кого то он и работает, то я очень рад . Но вот у меня как то не сложилось. И не только у меня. Кстати первый сделанный мной вариант проработал года 4 без проблем.
Собирал его в 90году в варианте с 6 транзисторами. Питание было +-30В. в течении года 4 раза сгорали тогда дефицитные выходники КТ818/819 в каналах. После осциллографом обнаружил подвозбуд на полуволнах, были подобраны конденсаторы С4,5 в сторону увеличения емкости и установлена цепь Бушеро на выходе 10ом и 0,1мкф. После не сгорал.
Он либо работает , либо горит… Из четырёх одинаково собранных плат две сразу сгорели , а две работали несколько лет. Почему так остаётся загадкой.
Собирал я его, настраивал. Проработал ровно год. А потом раза три менял все, просто на ровном месте умирал
Всем привет) 25 лет назад, в моем детстве, повторяли этот УМ – работал девайс отлично! Устанавливался вместо штатного ненадежного УМ в Веге 50у-122с. Прекрасно работал со встроенной защитой от штатного БП +-23 В. Искажения иногда проявлялись на слух из-за недостаточного быстродействия ОУ к140уд7. Позже переделали УМ с применением к544уд2, “высокие” стали чище. Надёжность не упала. Усилок за 10 лет сгорел только один раз когда я, соревнуясь с соседями по шумности, обеспечил ему “вольтодобавку” без подстройки режимов выходных транзисторов)) Успел поменять оконечники до прихода родителей – никто и не заметил)) Позже, в студенчестве, собирал себе такой же усилок. Работал без нормального корпуса, от какого попало БП и ни разу не сгорел. Отличная схема, при наличии прямых рук и элементарных правил монтажа, о которых упоминает уважаемый автор, работает долгие годы. Жаль, что Евгений Борисович рано ушел из жизни. Еще много его статей мог бы напечатать журнал Paguo!
В настоящее время, есть доработанная версия этого усилителя. Автор М. Васильев.
Хороший усилитель. Звук отличный.
Повторил эту схему сразу после статьи в Радио, макет ошарашил чистым сигналом, прекрасным звуком, но радость была недолгой, усилитель начал вылетать при включении, транзисторы ставил туда самые пресамые, импортные BD139- BD140 , для себя, горечь утраты была многократной. В итоге плюнул на эту схему, тему закрыл, собрал Зуевский многопетлевик и он проработал много лет безотказно. Позже прочел статью автора с советами по улучшению схемы, но все это было вслед ушедшему поезду. Считаю. что напрасно напечатали такую сырую схему , хотя идея неплохая.
У Гумеля есть в Радио N9 за 1985 год более надежная схема. Подобная ей схема с двух-уровневым питанием в промышленном усилителе Форманта-0522 применялась. А этот усилитель в своё время истощил мой запас КТ818/819 внезапными отказами.
Да введите вы защитные диоды и стабилизаторы в каскад с ОБ .Это спасет вылет оу при аварии. Введите дополнительно резисторы сдвига уровня и все, предварительная часть работает в безопастном режиме.Для защиты ВК от сквозных токов соедините базы предвыходных танзисторов кондесатором на 0,22-1мк/63вольта и все . Если не коротить выход,усь вечен
Меня всегда интересовала одна особенность этой схемы. Нагрузка выхода ОУ на резистор 39 ом. Для операционника это почти КЗ, какое он там вообще может качество выдать?
По идее там и этого резистора на 39 ом не должно быть, он антивозбудный и обеспечивает кажется, запас по фазе. Особенность схемы в том, что резисторы в питании отслеживают рост тока с ростом сигнала и передают его на выход. Оно бы все ничего, да нет точного соответствия тока по плечам питания току на выходе оу. Об этом писали.
NEULO/ По идее очкарёва там не должно быть.Резистор R8 регулирутся при настройке (всем знакомым обр свз.)
Для этого и подбираются резисторы в базах первых транзисторов. Всё соблюдается. И очень точно.
Должен там резистор быть,но не 39 ом,а больше Для ад825/845 порядка 68ом,для 5444уд2 и иже с ним еще больше
https://drive.google.com/open?id=149uHkKasm5NQDjqP-LTgJLtAVQEgBFX3
работает при 37 вольтах на нагрузку 4 ом магнат супрайм 2000 как зверь . звук отличный . транзисторы tip35c tip36c
Я, собирал этот усилитель. По его импортной версии в1989 году! И в нем есть такие не сказанные автором подводные камни!!! Транзисторы кт315, кт361, менял на кт 3102-3107 а,б, соответственно, кт 814-815, на кт904а,кт914а, соответственно. Диоды д220а, на д311а. И выходные транзисторы кт819-818 гм. Конденсатор С3 на 5600 пф. Я исключил и поставил резистор на 2 ком. Резисторы R5-6 на 130-150 Ом. Там очень важно чтоб напряжение между базой иэмиттером, транзисторов v 3-4 не привышало 0,5-055 v!!! Так же как и на транзисторах кт818-кт819 поэтому диоды д220а, не приемлемы.так как имеют падение 055-065v..И используются д311а с падением
04-045v.ещё я применил баллансировку ОУ. Питание учил. +-35v .мощность на 4 дома 80 ватт.S90 еле выдерживали.искажения меньше 001% , а не так как заявленно. С применением 544уд2а и более высоко- частотных транзисторов, отпала надобность в конденсаторах от само возбуждения. Полоса без фильтра нч, расширилась до 200 кГц.
Я, пробовал опубликовать схему доработанного мною усилителя. Но как то руки не дошли.
Схема фирменного усилителя, STONECOLD,,,с которого якобы был сделан усилитель,автором Гумелей!!! Вы можете найти сейчас в инете. В свободном доступе.
Если кому что подсказать? Мой [email protected]
STONECOLD это первая версия “Гумели”,он же усилитель Шмидта.А это не Stonecold.
Лежат у меня две авторские печатки Стоуна в корпусе Орбита-002,давным давно он постоянкой плюнул,благо АС не сжег,защита отработала.Никак не соберусь восстановить.Инфу дали годную)
ёмкость в питании ставить с как можно большей площадью пластин а не ту гадость что щас продают с надписью 10000 и размером с батарейку …
Причем тут емкости? Если в клипе транзисторы с ОБ работают за гранью ОБР! Есть предпосылки к сквозному току. Уберите их и усь замечательно работает
Именно поэтому у многих этот усилитель воспламеняется. Еще один грамотный участник!
Собирал такой лет 20 назад много экземпляров с различным питанием до+-45 выходники были и в металле и по два на плечо в пластмассе и защиту от кз вкорячивал, но почти все дохли на ровном месте. Особенно подвёл один экземпляр на дискотеке в лагере, вылетел один канал, пока бежал к усилителю всё в дыму было )) плата вся закопченая была, после этого случая перестал собирать эту схему. На верхней схеме кондёры с4 и с5 не ставил т.к. они выводили усилок из строя почти мгновенно.
собрал такой в 89ом, до сих пор работает, с проблемами с вылетом выходных транзисторов отлично справляется стабилизированный БП с защитой по току, да и звуку стабилизированное питание идет на пользу.
Усилитель после наладки, очень хорошего качества. Выходной каскад горит, если вход переключить при включенном питании. Сначала выключаешь УМЗЧ, подключаешь или переключаешь вход, и только после этого можно включить сам УМ. Из этого усилка с питанием +- 40в “выдавливали” 120 ватт на нихромовую проволоку, синусоида была идеальная. Правда некоторые резисторы приходилось подгонять по напряжению питания.
Боже, какая чушь. В “комментах”!. Усилитель замечательный. С 544-ой, 503, 815, 817 и их “прямыми”. от 15 гц до 200кгц линейно. Абсолютно. При нагрузке, с динамиками 4 ом, 8, 16, 32 и 64. А дальше резисторы . При подключении нагрузки и отключении- ноль эмоций. Здесь один секрет, который желательно реализовать: по мере роста напряжения на входе должны работать тр-ры 502, 503, классА, затем 814, 815. класс АВ, а уж затем выходные класс В. шум усилителя на выходе- 100 мквольт!. Слабые сигналы, совсем слабые усиливают 500-отые, затем по мере роста, 814, 815 и затем уж выходные. Классный усилитель.
Немного доработал данный усь. Сделал лучшее согласование раскачки оу с входом ВК. Плюс все закомпозировал.
Красота. А зачем столько выходников, сколько ж там мощность на выходе?
Если присмотреться ,то увидите,что в ВК все транзисторы одинаковые в изолированном ТО220ф корпусе 2 амперные А1930/5171. Так мы зарантированно избегаем получения теплового удара в режиме В. ток покоя выходников 1ма пара.усиление с разорванной оос на 20кгц 110дб.
Они нежные транзисторы ,но с шикарными параметрами.
Изолированный корпус все объясняет, даже с таким мизерным током покоя. Там действительно нужно время для прогрева и отвода тепла, транзисторы особые.
Отсюда и количество спараллеленных для надежности, спасибо , все ясно.
NEULO , я это .я. Вы правильно догадались.
Ну я так, просто немножко сомневался, но совсем каплю.)) В любом случае я вас и тут и там и на паяльнике почитываю.
Впрочем и ещё много кого, само собой.)
“Немного доработал данный усь.”
Интересно на каком расстоянии от звука с этого УНЧ рекомендуется находиться, чтобы тебя не сдуло?
А что у него большая мощность ? 40-45ватт на 8 ом.
Да просто транзисторов так много, что аж страшно.
Много ? Ну если подкинете 5амперных с параметрами А1930/С5171, то оставлю по 2 пары . Реакция понятна. Непривычно,хотя после агеевского монстрика говорить об этом странно. Хотя странно что про возможные параметры ,хоть и теоретические , не спрашивают.И о введенных изменениях тоже.
после тёть Наташи_про я бы сказал усилок выглядит довольно небольшим. А что симулятор обещает по параметрам? А в железе уже был?)
был ,фото платы упрощенного я на веге показывал.параметры для режима В с минимальным током покоя неплохи.
покажу график имд
Ну это только красивые картинки. Нужно, чтобы сама конструкция могла такое выдать. А то вон с УНЧ Шушурина явно заморочки вышли, хотя абсолютное большинство уверяло окружающих и самих себя, что реализовать приведенную схему способна одной левой. Как то я это (ожидаемо) не заметил.
“Много ? Ну если подкинете 5амперных с параметрами А1930/С5171, то оставлю по 2 пары…”
Ну Вы чего? Я с иронией. Это хорошее решение. Я вообще мечтаю сделать малогабаритный УНЧ небольшой мощности и для мобильного питания 6-12 В, только на BD139 и 140. Так же поставив штуки по 4-ре параллельно, убрав при этом раскачку. Должна получиться максимально возможная эффективность при очень широкой полосе и высокой стабильности.
Глянул на печатку в статье. А вот интересно, земляную шину все заземляют с двух концов? Это прямо готовая, шикарная земляная петля. Подключаем как подписано и вуаля- замечательный генератор готов.)
“Глянул на печатку в статье. А вот интересно, земляную шину все заземляют с двух концов? Это прямо готовая, шикарная земляная петля. Подключаем как подписано и вуаля- замечательный генератор готов.)”
А ее (землю) со скольких концов не земли, все равно по завершению искать лучший вариант приходится. Он (вариант) только на картинке неизменным остается, чтоб “спецы” помидорами, как ведьму не забросали.
Сделали этот усилитель? А теперь для любителей “лампового звука” сделайте предварительный усилитель, выход которого включается на вход описанного выше. Например на лампе 6д24н. 70 вольт анод, класс А, вход транс. выход транс или дроссель в катоде, с сопротивлением активным чтобы получился класс А .Получится мощный усилитель с лампово-транформаторным звучанием, с нагрузкой лампового усилителя на постоянную, активную нагрузку, не зависимую от”реакции” колонок. Мечта меломана-активного преверженца высококачественного “лампового” зхвучания. Если не говорить, что есть тразисторы, то будут в восторге. Проверено.
А как на диоде сделать усилитель? А просто стоваттная накаливания не подойдёт?
“Однако существует достаточно немногочисленный ряд случаев, когда при применении полупроводниковых диодов определенных типов (туннельные диоды, диоды Ганна, лавинно-пролетные диоды, параметрические диоды) возможно построение диодных усилительных и генераторных схем.” Это к сведению. А 6д24н Триод. На вход транз. усилителя достаточно 1-2 милливат, что позволяет использовать совсем небольшой участок на анодно-сеточной характеристике триода для повышения линейности, а так же совсем не перегружать лампу используя класс А.
rudatasheet.ru/tubes/6d24n/ офигенный триод триодней некуда. вот с этим не путаете?
rudatasheet.ru/tubes/6n24p/
И не надо мне лекции читать, я немножко знаю да. Но у вас усилитель на диоде вакуумном а не ганна или туннельном. К тому же вся эта экзотика используется на сверхвысоких частотах а никак не в УНЧ.
А я вообще обморок потерял, подумал, может пропустил что-то в жизни важное, триоды новой буквой обозвали, а я не в курсах. Хотя, если проволочки посчитать, так вообще-тетрод….
А ещё вот интересно можно ли усилок на МТХ-90 или ТХ4Б собрать?))) Или вот, кстати, на тиристорах к примеру класс Д?
Никто вам лекции не собирается читать. Ну ощибся я. По работе столько назаний приходится помнить. А посмотреть дома ничего нет.. Извиняюсь, конечно. Но если бы вас это заинтересовало : лампа, подключаемая ко входу транзисторного усилителя, когда нужен “ламповый звук” ,тоя бы конечно уточнил. Лампа в моём варианте 6с 51н. В усилители всего три детали: транс входной 1:1, 6с51н, и трансформатор выходной 1:1 с активным сопротивлением таким, чтобы лампа работала в классе А. Последне можно подправить резистором. Ведь мощности то инадо всего 1-2 милливатта. Просто ребятам понадобился мощный усилдитель с высококачественным “ламповым” звуком. Ещё раз простите: с лампами я общался вплотную лет сорок назад. А теперь редко и с мощными, сравнительно конечно. (в SSB- усилителях) да и то по мелочи так …заменить, подобрать эдиентичные.Правда у меня бывали и по крупному ошибки и более досадные ошибки.
Да, в общем принцип понятен.)
С наступающим!!) Всех!!
51й нувистор звучит красиво, удобен по внутреннему сопротивлению, усилению , напряжению питания, в качестве ламповой “грелки” – самое то.
“Если не говорить, что есть тразисторы, то будут в восторге.”
Если качество пристойное – так и будет. Это как скрипку Страдивари от новодела эксперты не смогли отличить, когда тем не сообщили – где какая.
Суть изменения в раскачке оу
Ну почему у меня идея – усиление через изменение энергопотребления ОУ сразу вызвало пессимизм? Никогда не вызывало симпатий. Сразу, как только ее впервые увидел.
У любого каскада или их набора энергопотребление непостоянно по разным причинам и эти свои свойства он передает дальше. Конечно общая обратная связь снижает это влияние. И ОПЯТЬ обратная связь. С ней (обратной связью) и так все непросто, а мы ей каждый раз очередные заморочки подбрасываем а затем гадаем – отчего транзисторные УНЧ так плохо звучат. Когда я впервые испытал пассивную коррекцию (еще никто до этого так не делал, по крайней мере я не видел, и ни разу об этом не читал), я заметил фантастическую разницу в звуке в сравнении с коррекцией в обратной связи. А ведь характеристики-то не улучшались. И поведение обратной связи было абсолютно одинаково как для транзистора, так и для лампы. И тогда-то я и осознал, что сама обратная связь является элементом погрешности и лепить ей задачи чьего-либо воспитания и исправления является постоянной ошибкой. Яркий пример – схема транзисторного аналогово осциллографа. Введите ему общую обратную связь и посмотрите на результат. Я и с этим экспериментировал не потому, что не догадывался а из внутреннего чувства и желания наглядно в этом убедиться.
А что это транзисторные усилители внезапно плохо зазвучали? Давайте так. Дермовые усилители бывают что ламповые что транзисторные. И хорошие так же. Если руки из задницы- то тут хоть операционниками по сто баксов весь увешайся- результата не будет, ну да потом будем обвинять глубокую оос и злые транзистеры которые “звук портят”. Давайте уже не будем впадать в дремучее средневековье?
Обратная связь отрицательная, если она на низких частотах вносит искажения, то что-то не так. Нагрузка Нч усилителя -динамические головки. У которых изменяется сопротивление в зависимости от частоты, и при смене колонок. Меняется нагрузка на выходной каскад. Конечно ОС должна быть быстродействующая для усиливаемых частот, с запасом и достаточного усиления. Если нагрузка активная,или на одной частоте (т.е. постоянная), то тогда ОС не нужна вовсе.
“Обратная связь отрицательная, если она на низких частотах вносит искажения, то что-то не так.”
Эта песня хороша, начинай сначала. Задача ООС – максимально точное поддержание изменения выходного сигнала относительно изменения входного увеличенное в число раз равное заданному значению. Нет здесь никаких низких, средних или высоких частот. Реальная огибающая – сложная постоянно меняющаяся форма.
Народ, сколько можно тормозить и мусолить одни и те же варианты фантазий? Уменьшение ООС увеличит нелинейность, но и увеличит скорость передачи сигнала от входа к выходу. Яркий пример – ламповый УНЧ. Нелинейность высокая, а качество звука неплохое. Значит нелинейность для уха значительно менее значимая проблема, нежели высокие скоростные характеристики активных элементов.
Как то не стыкуется. Уменьшение глубины ООС удаляет из усилителя по дороге сигнала пару-тройку транзисторов? Может оно конечно увеличить скорость нарастания. Однако это напрямую от глубины ООС не зависит. От схемотехники зависит. Вообще.. Несогласен я. Поглядел сейчас из чего мой то усилитель сделан.. Из TDA2822M. Как то мне не мешает музыку слушать. И на лампы не тянет и никакого “транзисторного наждака” я не слышу. И уж какие такие у неё скоростные характеристики, это вообще смешно.
=на лампы не тянет = по простой причине у Вас нет хорошего ламп УНЧ … второе– если не слышите наждак -это проблема врачей.. музон можно слушать на любом УНЧ но главное отличие заключается в том что на лампе можно слушать сколько угодно по времени… на транзисторе послушал и через некоторое время(( у всех разное время ) и хочется потише а то и совсем выключить
Забугорная 211 хорошая лампа? Она “в жопе” по сравнению с советскими (серия ГС, если не ошибаюсь) триодами. И по качеству и по цене., Несмотря на позолоченный цоколь и цену.
“Как то не стыкуется. Уменьшение глубины ООС удаляет из усилителя по дороге сигнала пару-тройку транзисторов? Может оно конечно увеличить скорость нарастания. Однако это напрямую от глубины ООС не зависит. От схемотехники зависит. Вообще.. Несогласен я.”
Какая-то непонятная каша. С чем не согласен? Причем здесь удаление транзисторов? Такое ощущение, что это бред после изрядно выпитого. От схемотехники зависит… А от чего должно зависеть? Есть два варианта нагрузки каскада с общим эмиттером: резистивная и активная. Резистивная реализует большую полосу пропускания, активная – большее усиление. Это что – ни особенности схемотехники? Активная нагрузка позволяет сделать обратную связь более глубокой, а значит и измеренные прибором искажения в звуковом диапазоне будут ниже, но полоса уже.
Активная и резистивная -одно и тоже. И полоса одинаковая (широкая) . Реактивная – становится равной активной, если строго точно только на одной частоте. Так,если транформатор имеет индуктивное сопротивлени на f 50гц равное активному, то на частотах ниже будет R ниже, а на f выше и R выше, не считая резонансов. И без ОС не обойтись никак, пиричём сильнее и быстрее кольцо ОС, а до 100Кгц в этом нет проблем, если не применять индуктивности, то на выходе усилителя, внезависимости от нагрузки мы получим прямопропорцинально усиленное напряжение относительно входному. Это ОС по напряжению.
“Реактивная – становится равной активной, если строго точно только на одной частоте.”
Бред!
Сигнал – непрерывно меняющаяся огибающая. Оставьте Вы все свои частоты в покое. В огибающей нет никаких частот. Реактивная составляющая производит непрерывные фазовые изменения огибающей. Степень отличия выходной огибающей от входной определятся временными факторами ее изменения на входе. До Вас что совсем не может ЭТО дойти?
Бред!! Я пишу вам о нагрузках. Активной и реактивной. И как это связано с частотой. Которые измеряются в омах, а вы мне о сигналах и огибающей в ответ. По поводу “огибающей”. Понимаю о чём вы пишите, но это наименование не солвсем правильное. Что эта “огибающая” огибает? Какие частоты? Например в ам модуляции да. Там есть “огибающая”. А в сигнале усилителя ,нашего НЧ?
” В огибающей нет никаких частот ” Ну да?, а в динамике они появляются сами по себе. и если через индуктивность подключить динамик, то звук не изменится? Не исчезнут высокие частоты в звуке, отражённые индуктивность обратно, в усилитель?Ведь “сигнал меняющаяся огибающая, а ” В огибающей нет никаких частот “. ” Реактивная составляющая производит непрерывные фазовые изменения огибающей” для всех частот одинаково? Метр провода изменит фазу сигнала в 50гц и в 100 мгц одинаково?? при прочих равных условиях???. Усилителю допустима задежка по временисигнала сколь угодно длительное время ( как на “флэшке”: записали у друга,апрослушали дома), главное, чтобы задержка была одинакова для всех частот в необходимой полосе частот. И с запасом. То есть фаза должна меняться , если уж меняться, то только на всех частотах одинаково. Что с индутивной нагрузкой (например трансом или динамиком )невозможно. Попробуйте подать на транс. сетевой, вместо 50 гц, 20!. А на резистор. “Нет никаких частот”.!!
“…о нагрузках. Активной и реактивной. И как это связано с частотой.”
Активная нагрузка – это схема использующая активные элементы. Например – источник тока. Резистивная нагрузка (о реактивной я ничего не писал) – это обычный непроволочный резистор. В каскаде с активной нагрузкой к срезу частоты непосредственно усиливаемому транзистору добавляется еще срез, образуемый самОй активной нагрузкой. Таким образом полоса пропускания такого каскада меньше резистивной, но усиление выше.
“”В огибающей нет никаких частот ” Ну да?, а в динамике они появляются сами по себе…”
В динАмике они не появятся. Они появятся в слухе. Именно сам слух и попытается правильно “разделить” то, что ему предлагают. Задача динамика та же, что и любого тракта – правильно передать огибающую сигнала.
“А что это транзисторные усилители внезапно плохо зазвучали?”
Вдруг? Об этом многие годы споры идут.
“Если руки из задницы- то тут хоть операционниками по сто баксов весь увешайся- результата не будет, ну да потом будем обвинять глубокую оос и злые транзистеры которые “звук портят”.”
Я вроде бы ясно объяснил позицию относительно использования энергопотребление как управляющий фактор, а не использование операционного усилителя как элемента схемы.
Такое ощущение, что живешь в зазеркалье каком -то.
Еще с детства читал статьи, что разумность человека очень спорна. Вроде бы пытаюсь просто и доходчиво объяснить свои взгляды, а в ответ неадекватный выпад.
Управление по цепям питания – работает. Чтож тут поделать, физику не изменишь. Закон сохранения. Нравится оно мне к примеру или нет. Про споры- они идут да. И будут идти всегда.
https://ldsound.info/prostoj-usilitel-moshhnostyu-1-vt/ вот. Образец “транзисторного” звука. Да только от таких схем давным давно уже ушли. И никакого такого транзисторного звука в общем давно нет. Есть или чистый звук. Или “ламповый”.
“Есть или чистый звук. Или “ламповый”.” Это замечание справедливо на 100%. Браво!
“…Есть или чистый звук. Или “ламповый”.”
А хотелось бы, чтобы он (звук) был правильным.
А правильный- это какой? И для кого правильный. Для осциллографа?
Навеяло строки из Записных книжек Ильфа. Ваши убеждения? -Я эклектик.
А эклектика, это хорошо? – Д а уж, чего тут хорошего…..Так и записали: эклектик, но к эклектизму относится отрицательно.
Так и надо говорить, правильный звук для одного конкретного индивида, спеца по транзисторам, лампами не занимающегося, к тонкостям лампозвука равнодушного , если больше не сказать…..(Остапа Бендера понесло))))))
Извините, Иван, если царапнул вас. Ворчу по инерции.
“А правильный- это какой?”
“Так и надо говорить, правильный звук для одного конкретного индивида…”
“Извините, Иван, если царапнул вас. Ворчу по инерции.”
Александр, Ваши вопросы риторические. Вы именно вопросами описываете мое понимание “правильного звука”. Оно совершенно индивидуально в своем восприятии. Я же не могу настоящему художнику объяснять как нужно правильно рисовать, полагаясь на свое умение проводить прямые линии под линейку. Так и большинство любителей повторять исключительно чужие конструкции звукотехники не могут считать себя большими профессионалами. Для меня главным критерием является то, что я слышу и насколько это может быть близко к оригиналу. Если появляется желание не только слушать музыку, но и посмотреть фильм, то тракт должен обеспечить хорошую разборчивость речи. А не создавать отдельные устройства под разные звуки. Я прекрасно осознаю, что достичь совершенства не получится так как многое основано на компромиссах. Только если все, что я встречаю, меня не устраивает – почему я не могу иметь свое собственное видение?
Ну, а насчет – “царапнул”? Можете не переживать, если Вам так удобней общаться. Для меня важнее отдельные суждения. Иногда эти суждения способны натолкнуть на интересную мысль, даже, если автор проронил их чисто случайно.
Звучание близкое к оригиналу – примерно из серии поиска глубины сцены. Которой никто не видел вживую, но про которую так приятно важно порассуждать. Даже в случае идеала, когда побывал на концерте любимого исполнителя, звучание в разных залах может быть от удачного до невыносимого. И что, нужно потом тащить эту мерзость себе домой, воссоздавая до тонкостей все недостатки неудачного концерта? Нет уж, сами слушайте.
Меня еще умиляют рассуждения про то, как звучание домашней системы вытаскивает недостатки записей или ошибки звукорежиссеров. Это уже” ни в какие ворота рамок ”
В любом случае, битва за идентичность звука домашки и звука в студии или на концерте- очередная утопия, это сильно разные явления , чтобы пытаться их свести в точку .
Столкнулся с одним явлением, в домашней системе одного знакомого. Там музыкальные записи звучат на удивление бездарно, убого и невыразительно. стереокартина никакая, зато на фильмах потрясающая реальность , расстановка голосов точная, дыхание ветра, шумы все переданы , нет слов. А музыку послушать- дикая лажа вместо неё.
Но там вся система -один наворот из кучи блоков, предов, усилителей и цапов.
По принципу всего и побольше.
Паял такое в начале 90, надо был мощный усилок для S-90. Поставил 818,19 в металле, питание под 40 В, через пару дней начали гореть по очереди. долго с ним возился, ставил потом 8101-02, вроде работал, но с большой опаской)..
Усилок собирал. Работал без предусилителя, вход втыкал прямо в звуковуху компа. Питание +/-30В…32В на хх. Ограничение синусоиды на 4 ом при 60-70 Вт начиналось, в зависимости от h21 выходных транзисторов. Перегрузки до ограничения сигнала выдерживал, не горел, НО только при условии что питание усилка подавалось строго после сочленения с компом. Но, если на ходу втыкать, то похоже наводкой на вход выпаливало выходники мгновенно! На ходу джек пошевелил и все! То ли сквозняк от крутого фронта при втыкании, то ли чего. Даже диодные ограничители на вход втыкал (по 3 диода кд521 и встречно еще 3 диода, вход через резик 500 Ом), чтоб не выше 2,1 вольта амплитуда на вход попадала – бесполезно, не помогло. В результате разобрал.