Защитить ВЧ динамик от перегрузок можно с помощью лампы накаливания на 12 В, автомобильной. Устанавливать ее можно до или после ВЧ фильтра, так же не имеет значение установка по “плюсу” или “минусу”. В данном примере лампа закреплена в обычной резиновой губке, это ее спасает от вибраций внутри корпуса акустической системы.
Автор: Роман Криштопин
Метод проверен в боях, своим знакомым музыкантам, которые любят палить пищалы, ставлю на входе фильтра лампочку от Камаза 24в 21 вт, в родном патроне, байонетном, плата фильтров крепится на боковой стенке так, чтобы ламмочку можно было заменить через отверстие порта инвертора, через этот же порт- видно её пыханье на пиках сигнала, как знак: кончай шалить, убавляй мощу.
лампочка эта на холоду 2 Ома сопротивлением, нагретая 20 Ом. Есть такая же, на 12 Ом, там 1 Ом в холодном состоянии, она на больший ток и мощную пищалку
Плохая идея!
На большой громкости получаем еще более сильное падение по ВЧ. Юзер будет крутить ручку еще громче, получая еще раз ухудшение АХЧ и уменьшение отдачи ВЧ. Круг не замкнётся.
крути-не крути, а лампа то имеет нелинейную зависимость сопротивления! При правильно подобранной лампе падения отдачи никто и не заметит, тем более, что часто в схемах АС для выравнивания этой самой отдачи, чувствительность ВЧ срезают резисторами.
Правильно!
Только эта нелинейность как раз направлена на ухудшение отдачи.
Пример: 12-00 чел слушает музло, всё нормально.
12-10 прибавил громкость, лампа холодная, звук устраивает
12-15 лампа нагрелась, ВЧ упали. чел прибавил ещё
12-20 лампа нагрелась больше, ВЧ упали сильнее, чел крутит и громкость и тембр ВЧ
12-25 лампа горит вовсю, ВЧ пропали чел крутит всё до конца.
лампа сгорела
вы слышите только себя и не желаете слышать других!
лампа загорается только ПРИ ПЕРЕГРУЗКЕ! в штатном режиме она не влияет на работу динамика.
Прибавил чего, громкости, поднял тембр по вч?
именно для такого чела и придумана эта штука, проще называется ЗАЩИТА ОТ ДУРАКА
И, вообще, если ваш усил палит колонки, то меняйте или акустику на более мощную (если соседи не выражают вам своего восторга))), или усилитель на менее мощный.Третьего не дано, если не считать, что запас мощности усилителя не для того, чтобы грузить акустику по полной.
Добавлю: крепить лампочку на кусок губки- шикарное решение. беру в копилку.А вот пайка – дело неудобное в плане замены, на концерте не поменять быстро.
Кто мешает купить плафон повторителя поворотника с патроном от УАЗ-ГАЗ? Только не деньги он стоит копейки. Ну и вывести его на внешнюю поверхность для удобства замены.
А идея кажется из одного из номеров журнала Радио.
Эта идея с лампочкой накаливания давно известна, просто тут человек проявил смекалку, предложил лампочку крепить в демпфирующем материале. Конечно, можно и плафон вывести наружу, сделать какую то подсветку и тп, но суть идеи от этого не изменится. Да и выводить наружу- это надо постоянно возить с собою этот плафон, если речь о концертных АС.. А если забыли взять? поэтому размещение внутри самое то и, как говорит Александр, вспышки в трубе фазика будут индикатором. А в темноте даже будет очень прекрасно смотреться)
Некоторые АС уже с завода идут с такой вот защитой. И лампочки специально(?) под это дело выпускаются (по крайней мере, видел предложения продавцов). Возможно, лампочки подобраны по такому параметру, как сила тока-температура-сопротивление, а может просто маркетинг. В любом случае, лампу абы какую не поставишь- или не будет эффективной защиты, или срежутся ВЧ
Ну прикрутить плафон на тыльную сторону АС и не забудут и тем кому надо видно.
Специально снимал ачх пищалки по давлению с такой вот лампочной защитой. На средних уровнях давление не меняется, с ростом сигнала оно начинает падать, на перегрузе лампа горит в полный накал, отдача падает децибел на 10-15 но не до нуля.На фоне гама и грома от колонки понять, что с верхами не то, невозможно в принципе.
зато пищала жива.
В фирменных колонках встречал подобную защиту. лампочка там была в виде трубочки с контактами в торцах, к ней панелька, нить накала длинная и тонкая.
Установив лампу получаем почти что дополнительный фильтр 2 порядка раз по замерам Александр Ростов-на-Дону 10~15 дб спада выходит. Но на общей громкости это не сказывается.
Бареттер эта лампочка называется…
ЛАМПОЧКОЙ СИЛЬНО СРЕЗАЮТСЯ ВЧ ОЧЕНЬ ЗАМЕТНО ХОТЯ У ЛАМПЫ В ХОЛОДНОМ СОСТОЯНИЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ ОЧЕНЬ МАЛО,,,ПРОБОВАЛ ВСЯКИЕ ВСЕ ЛАМПЫ СРЕЗАЮТ НО ВЧ КОНЕЧНО БУДЕТ ЦЕЛЫМ ЕСЛИ НЕ ПЕРЕСТАРАТЬСЯ,,,
Лампочка своим холодным сопротивлением конечно же вносит затухание, которое нельзя не учитывать.
АЧХ строим поэтому вместе с лампочкой, подбирая аттенюатор в цепи пищалы, вплоть до его удаления. зато с разогревом начинается отставание пищалки по уровню от средины, неизбежность такого решения. Но тут выбор: или палить пищалы или палить лампочки.
У себя на колонках поставил переключатель. В штатном режиме ВЧ работает через резистор фильтра, вот когда приходит веселая компания….. переключаю через лампу от греха подальше.
мудрое решение!
тем более, что после первых стограмм уже не так и важно, как там с балансом, главное, чтобы гремело)))
Прошу прощенья, а нельзя ли использовать миниатюрную лампочку, завернутую, скажем, в стекловолокно и приклеенную к кубику из поролона?
а зачем? поясните свою мысль-вопрос
Для малогабаритности. А стекловолокно – чтобы жар рассеивать, если лампа будет накаливаться.
Стекловолокно очень хорошо жар удерживает, а не рассеивает. Уж лучше эту лампочку в патрончик вкрутить и закрепить в корпусе, ничем не накрывая.
Вообще-то можно, но нет смысла.
А не будет ли лампочка,”играть” в такт с пищалкой?Как раз есть вариант установить ее как индикатор перегруза ВЧ на передней панели.
Нагрев лампы дело инерционное, на средних уровнях нет никакой игры в такт, а на запредельных уровнях лампа начинает вспыхивать, мощность вдуваемая в пищалу, перераспределяется между ней и лампой. Пищалке достается тем меньше, чем выше перегрузка.
что делать, чтобы пищалка не успела спалиться до того как лампочка разогреется?
«что делать, чтобы пищалка не успела спалиться до того как лампочка разогреется?»
Для этого нужно правильно рассчитать номиналы миниатюрной лампы накаливания.
Как это рассчитывается – показано в статье:
https://disk.yandex.ru/i/LSC19CYpfVdnbw
Там, в статье приведены:
1 – “упрощённый расчёт”, позволяющий определить параметры лампы (вольтаж и мощность) для обеспечения 4х-кратной степени защиты пищалки;
2 – приведён пример расчёта “перегрузочной характеристики” системы защиты с произвольно выбранной лампой;
3 – и, наконец (для тех, у кого “с математикой плохо”), приведена таблица с параметрами ламп накаливания для различных пищалок отечественного производства.
P.S.
Примечательно, что приведённая методика расчёта показана “в общем виде”, т.е. для случая, когда изначально неизвестны параметры выбранной лампы.
Думаю ставить термистор хочу подобрать под S-90B надоели гореть пищалки
Кто ставил и какие лампочки к этим колонкам S-90B 8ом
Я бы сперва на усилитель обратил взор, вот кто точно причина аварий. Или тембра перестать накручивать.
«Кто ставил и какие лампочки к этим колонкам S-90B 8ом»
Я ставил лампы (и успешно) для пищалок в “S-90 (4 ом)”; и тут на сайте уже сообщал об этом:
https://ldsound.info/zashhita-vch-dinamika-ot-peregruzki/#comment-89654
По-моему, самая подходящая лампа здесь – это “12 вольт мощностью 6 вт”.
музыкантские 8 -омные пищалки защищал лампочкой от Камаза 24в 21 ватт, они 2 ома на холоду, в нагретом 20 ом. Есть и 12 в вариант, для 4 омной пищалы. Стоили лампрчки 5 руб. Брал мешок, на запас.
Да я читал про камаз. А термистор какой Ампер Он наверно быстро не сработает
термистор работает в импульсном режиме
Термисторы не помню, а варисторы видел в схемах.
Самая частая поломка в акустических колонках, особенно по-пьяни – жжёные пищалки.
Статья с расчетами лампочек:
“Защита ВЧ-динамиков (пищалок) лампой накаливания”
http://samlib.ru/m/makeew_l_a/1612.shtml