Технические характеристики:
2-х полосная АС с фазоинвертором
Диапазон рабочих частот: 30 – 24000 Гц
Чувствительность: 86 дБ/2,83 В/м
Номинальный импеданс: 4 Ом
Минимальное значение импеданса: 3,4 Ом (на 33 Гц)
Габаритные размеры (ВхШхГ): 450х360х450 мм
Масса одной АС: 22 кг
Идея
Идея проекта двухполосной АС с низким разделом, серьезным басовым потенциалом и бескомпромиссной стыковкой двух полос давно не дает никому покоя. Уж очень хотелось бы добиться от двухполоски масштаба трехполоски при более компактных размерах с сохранением характерных для двухполосных АС как превосходной пространственной звуковой картины, так и более низкой стоимости. Суть в том, что подавляющее большинство существующих двухполосных АС с претензией на басовые возможности используют конфигурацию 6+1 и раздел в районе 2-2,5 кГц. Не совсем идеальная частота раздела для мидвуфера не позволяет получить гладкой стыковки диаграмм направленности, так как на этих частотах уже начинается заметное сужение пространственной дисперсии излучения мидвуфера, в то время как у твитера она еще будь здоров. Отсюда провал в излучаемой мощности и характерный почерк в звучании. Конструкции с топологией 8″+1″, 10″+1″, 10″+1-1/3″ обеспечивают, вроде, и неплохой звук, но жанровый, всеядными их никак не назовешь. В них, как в притче о коротком одеяле, натягиваешь на лицо – ноги мерзнут. Хочется бас пониже и погромче – нужен больший калибр мидвуфера, больший калибр – большие проблемы с дисперсией на СЧ и нужно снижать частоту раздела, а снижению частоты раздела мешают энергетические характеристики и ограничение по максимальному линейному ходу твитера. Попытки компенсировать малый линейный ход большей площадью мембраны, как в случае с твитером SEAS T35C002, приводит к завалу и сужении дисперсии на ВЧ – опять компромисс. Поэтому, все эти конструкции в той или иной степени являются компромиссными.
Есть довольно удачное и популярное техническое решение снизить частоту раздела, поместив твитер в волновод и обеспечив тем самым большую перегрузочную способность твитера на нижнем краю рабочего частотного диапазона при сохранении плавной сшивки диаграмм направленности с мидвуфером. Все хорошо, но у таких систем в целом более узкая диаграмма направленности и, отсюда, другие пространственные характеристики звуковой картины. Это ни хорошо, и не плохо, а уже является больше вопросом вкусовых предпочтений и интеграции в конкретное помещение для прослушивания.
Тормозом на пути к разработке желанной двухполосной системы было отсутствие на рынке твитеров с большим линейным ходом, широкой дисперсией и энергетическим потенциалом одновременно.
Ситуация изменилась с появлением в начале 2018 года на рынке твитера с набором уникальных характеристик BlieSMa T34A-4, что явилось для нас мощным стимулом в реализации двухполосной АС с хорошими басовыми возможностями, широкой звуковой дисперсией и более равномерной частотной характеристикой излучаемой мощности.
Выбор динамиков
Итак, с твитером уже определились – BlieSMa T34A-4. Измерения подтвердили, что твитер спокойно может выдержать нижнюю рабочую частоту вплоть до 1,3 кГц. Кто же может составить ему достойную пару? Можно было сразу начать с 8” мидвуфера, но сразу ничего в голову не пришло. Нужно чтобы и низко мог, и искажения были очень низкими и АЧХ была без сюрпризов до 1,3 кГц. Оставил эту опцию на потом, а пока решили подобрать какой-нибудь достойный 6-7”, обкатать его, посмотреть на качество сшивки и комбинации звуковых почерков.
Итак, господа-кандидаты:
Всвязи с тем, что проект – коммерческий, то при выборе пары к твитеру немаловажное значение имел показатель «цена/качество», поэтому, сразу выпали из круга рассмотрения хорошие мидвуферы известных брэндов Accuton и Audiotechnology.
- ScanSpeak 18W/4531G00– хороший мидвуфер с очень характерным мягким бумажным звуком, отклонен из-за сомнений в совместимости звукового почерка
- ScanSpeak 18WU/4731T00–хорош, но дороговат
- SEAS W18EX001– хороший, но дорогой и чуть слабоват на в самом низу
- SEAS W18NX001– хороший, но дорогой
- Satori MW19P-4– хороший, жесткий бумажный диффузор с добавлением армирующих волокон из египетского папируса, большая площадь диффузора – 158 см2, внушительный линейный ход – 6,8 мм, очень низкие искажения и демократичная цена. Выбор сделан!
Единственное опасение – как проявит себя в системе всплеск искажений от резонанса подвеса в районе 1,2 кГц. Но так как всплеск относительно узкий и на этом участке сигнал на мидвуфере будет ослаблен почти на 6-10 дБ по отношению к НЧ диапазону (фильтр + коррекция баффл-степа), то есть надежды, что он не вызовет особых проблем. Забегая вперед, отметим, что так оно и получилось и никаких сверлящих ухо артефактов от этого всплеска в готовой конструкции не было обнаружено, что подтверждается также окончательными измерениями нелинейных искажений всей АС. Нужно отметить, что в кандидатах также рассматривались пары SB Acoustics SB17CRC35-8 иSB17NBAC35-8 в конфигурациях МТМ и 2,5 полосы. Для них был разработан и даже запущен в производство макет корпуса, но в силу определенных причин было принято решение поменять приоритеты и первым опробовать проект на Satori MW19P-4. SB17CRC35-8 и SB17NBAC35-8 великолепные динамики, по соотношению «цена/качество», на наш взгляд, на сегодня им просто нет аналогов. При приблизительно таком же басовом потенциале (имеется ввиду пара SB17xxxx против одного MW19P), как и у MW19P-4, их проблемные резонансы подвеса смещены дальше от частоты раздела, они абсолютно чисты в полосе пропускания и пара подобных динамиков способна переварить больше мощности. Кроме того, SB17NBAC35-8 оснащен диффузором из алюминиевого сплава, как и твитер, поэтому такая комбинация обещает быть достаточно гармоничной.
Конструктив
Проект задумывался как референсный и хотелось понять на что же способны выбранные динамики, поэтому каждому элементу конструкции было уделено особое внимание.
Корпус – ящик с трапециевидным сечением, немного напоминающий пирамиду, из фанеры толщиной 21 мм позволил уменьшить количество внутренних параллельных плоскостей, сведя их фактически к двум – передней и задней стенкам. При такой форме значительно снижается образование внутренних стоячих волн и облегчается борьба с ними, что благоприятно сказывается на звуковом почерке. Сужающаяся кверху форма передней панели способствует сохранению широкой дисперсии твитера и снижению паразитного влияния дифракции на кромках передней панели.
Внутри корпуса вертикально размещены цельные по периметру ребра жесткости с шагом 100 мм. Дополнительно, в критических местах на стенках при помощи специального демпфирующего материала толщиной 0,2-0,4 мм закреплены полосы фанеры для эффективного поглощения вибраций стенок. Передняя панель ступенчатой формы с переменной толщиной от 25 до 50 мм служит для согласования откликов динамиков во времени. В результате получился прочный и инертный корпус с очень глухим откликом на простукивание.
Особое внимание было уделено выбору диаметра трубы порта фазоинвертора и его размещению в корпусе, а также выбору типа, количеству и месту расположения внутреннего звукопоглощающего материала.
Дело в том, что выбор диаметра трубы порта для двухполоски является гораздо большим компромиссом, чем для трехполоски. Приходится рассматривать сразу несколько моментов:
- Выход порта вперед или назад. Для двухполосных конструкций я считаю, что порт должен выходить однозначно назад. Так как то, что выходит наружу из порта вместе с полезным НЧ сигналом содержит много постороннего СЧ мусора, который сильно портит звук. Заднее расположение порта создает некоторые проблемы при установке АС вблизи у стены, но, во-первых, при таком размещении возникает дополнительное усиление низких частот и можно просто закрыть отверстие порта, переведя оформление АС в закрытый тип, снижая возбуждение паразитных комнатных мод, а во-вторых, эта система не того уровня, чтобы ставить ее у стены и лишаться всех преимуществ, ради которых она создавалась.
- Позиционирование трубы на задней стенке. Ее, в принципе, можно установить где угодно, но от точки размещения зависит степень возбуждения и уровень паразитного СЧ излучения из порта. Для определения оптимального месторасположения трубы нами была проведена серия экспериментов (более тридцати), в которых основным критерием являлся спектр излучения порта для каждого конкретного случая.
- Диаметр трубы. Больше диаметр – лучше характеристики вблизи частоты основного резонанса, но и выше уровень паразитного СЧ излучения из нее, а также более обогащенный спектр. Поэтому, диаметр трубы выбирался с учетом всех вышеперечисленных факторов.
- Заполнение звукопоглотителем не менее ответственный момент, так как степень его влияния на звучание двухполосной АС очень трудно переоценить. Проблема усугубляется еще тем, что это влияние очень тяжело контролировать инструментально и значительная роль отводится слуховой оценке. Недостаточно задемпфированный внутри корпус приведет к появлению окраски звучания в СЧ диапазоне и существенному изменению пространственных характеристик звуковой картины в сторону ложного увеличения объема виртуального помещения, в котором располагаются звуковые образы, а также к снижению точности локализации. При передемпфированном корпусе все происходит с точностью до наоборот, в добавок со снижением отдачи в НЧ диапазоне.
Кроссовер
Так как частота раздела достаточно критичная для твитера, то ни о каких первых порядках (здесь и далее имеются в виду акустические порядки, не электрические) речи и быть не могло. Второй порядок тоже не получилось реализовать. А вот 3 и 4 порядки, Баттерворта и Линквица-Райли оказались вполне реализуемы. Было опробовано несколько вариантов кроссовера с частотами раздела от 1,3 кГц до 2 кГц, 3 и 4 акустических порядков, симметричными и асимметричными склонами АЧХ. Нужно сказать, что это как раз тот случай, когда все они звучали сильно по-разному. Все же было принято решение остановиться на первоначально запланированной частоте раздела между 1,3 и 1,4 кГц и немного асимметричными спадами АЧХ в полосах заграждения, так как такой вариант дает наиболее тонально сбалансированное, прозрачное и детальное звучание, а также лучшие внеосевые характеристики. Преимущества довольно непростой формы передней панели и широкой дисперсии твитера не дались бесплатно – дифракционные горбы на АЧХ все же проявились, но они были аккуратно обработаны в кроссовере и удалось обойтись всего одной режекторной цепочкой.
Хочется отметить, что так называемый, т.е. формирование окончательного характера звучания акустической системы в целом отняло львиную долю времени всего процесса разработки АС. Впервые в жизни нам пришлось работать с твитером со столь широкой дисперсией и огромным рабочим частотным диапазоном. Его звучание не совпадало ни с одним из шаблонов звучаний твитеров, хранящихся в наших головах. Поэтому, привыкание к столь широкой и детальной подаче звука заняло некоторое время. Задача стояла в достижении баланса между аналитичностью и музыкальностью одновременно, т.е. в получении благозвучной комбинации двух динамиков с разным материалом мембран. Кроме того, необычно широкая полоса рабочих частот твитера предъявляет повышенные требования к допускам критических элементов в ВЧ звене кроссовера, так как малейшие изменения параметров влияют сразу на всю полосу от 1,3 кГц и до самого края диапазона, что сразу же заметно на слух. Это в той же степени относится и к качеству используемых компонентов. В этом смысле басовое звено менее требовательно.
Измерения
Частотная зависимость Кг2, Кг3, Кг4, Кг5 на расстоянии 315 мм:
Среднее звуковое давление: 86~88 дБ/м:
Среднее звуковое давление: 92~94 дБ/м:
Среднее звуковое давление: 98~100 дБ/м:
Спектр на выходе порта фазоинвертора.
Задняя панель для установки слайдера; с трубой в положении 1; с трубой в положении 2:
Очень плохо:
Лучше:
Хорошо:
Отлично:
Импеданс АС с открытым (слева) и закрытым (справа) портом:
Звучание
Сразу отметим, что звучание АС отличается от всех тех двухполосных систем, с которыми нам этого приходилось иметь дело. Сначала не сразу понимаешь, что происходит, так как все известные тебе тестовые записи звучат с вновь открывающимися деталями, которых ты раньше просто не замечал. По другому расставляются акценты в пространственной картине. Звучание очень ровное, тонально сбалансированное и при всей своей аналитичности сохраняет музыкальность. Очень впечатляет звуковая сцена – широкая и глубокая с сохранением эшелонирования виртуальных образов. Локализация отменная. Великолепная прозрачность, от которой немного становится не по себе – все это атрибуты широкой дисперсии и твердой мембраны твитера. Нижний регистр наполненный и довольно внушительный для АС таких размеров – это второй момент, который удивляет при первом прослушивании. Атака и динамика просто ураганные, это нужно хотя бы один раз услышать. От энергетики ударной установки на известном треке Marilyn Mazur & Audun Kleive – Drum Impro с тестового диска The DALI CD vol. 1 становится просто страшно. Через 15-20 минут все необычные ощущения улетучиваются и ты просто залипаешь на музыке, стараясь наверстать потерянные ощущения за много лет, забывая, что собирался присесть всего на 5 минут протестировать звучание.
А где же недостатки, спросите Вы? Неужели идеальная АС? Нет, такого не бывает. Любителям качнуть воздух и получить массаж всего тела нужны АС побольше, разумеется. Слушателям, привыкшим к звуку мягких и демпфированных диффузоров может тоже не подойти точный, аналитичный, детализированный звук со взрывной динамикой. Это уже дело вкуса.
АС разрабатывалась для прослушивания с расстояния 1,8 – 2,5 м и в связи с очень широкой дисперсией чувствительна к акустическим свойствам помещения для прослушивания, так что будьте готовы, если окажется необходимо, поработать с комнатой и с расстановкой АС.
По материалам: hificompass.com
Тема на формуе.