Only Music 2.7 (OM2.7)

Only Music 2.7 (OM2.7)

Пролог

Идея о создании данного усилителя, берет свое начало еще со времени разработки усилителя Only Music 3 (OM3). Тогда в планах было намерение сделать помимо основной версии ОМ3, еще и упрощенную его версию. От этой идеи я отказался, но спустя некоторое время все таки решил к ней вернутся. Связано это с излишней сложностью повторения ОМ3, которая вызвала много трудностей у желающих повторить усилитель. Именно это послужило причиной создания нового усилителя и возвращения к изначальной концепции серии – максимальное качество при минимальной сложности и габаритах.

Концепция

Как уже было сказано выше, новый усилитель преследует старую концепцию, заложенную еще в “оплеуха микрухам 2” (ОМ2). При разработке усилителя ставилась цель достичь максимальной повторяемости, надежности и стабильности схемы, а также максимально уменьшить разнообразие применяемой элементной базы и исключить из перечня используемых радиодеталей, малораспространенные наименования. Качественные параметры усилителя, так же не оставались без внимания – новый усилитель не уступает ОМ3, а по большинству параметрам даже его превосходит. Благодаря появлению огромного числа производителей печатных плат и их активной конкуренции между собой, появилось огромной число выгодных предложений по изготовлению заводских печатных плат малыми партиями, поэтому мной была сделать ставка на двухстороннюю печатную плату, рассчитанную на заводское изготовление. Тем не менее, от односторонней печатной платы я не отказался, поэтому так же сделал версию печатной платы, рассчитанную на домашнее изготовление по “лазерно-утюжной технологии” (ЛУТ). Габариты заводской печатной платы точно такие же, как и у авторской печатной платы для ОМ2 – 100х67 мм, а габариты односторонней платы немного больше – 100х73 мм.

Only Music 2.7 (OM2.7)

Имя

Вы наверное задаетесь вопросом: почему 2.7, а не 3.5 например? На самом деле здесь все предельно просто – таким образом мне хотелось показать, что данный усилитель по своей концепции ближе к ОМ2, чем к ОМ3.

Схема

В который раз я решил не изменять традициями и использовать классическую Линовскую топологию. Идея схемы усилителя напряжения (УН), которая подверглась значительным доработкам и улучшениям в настоящем усилителе, была позаимствована у хорошо зарекомендовавшего себя усилителя BackBen, моей разработки. Дифференциальный каскад (ДК), был дополнен каскодом, который позволил разгрузить входную пару транзисторов по мощности и напряжению. Это позволило применить на входе низковольтные, малошумящие, супербета транзисторы, что вместе со снижением напряжения коллектор-эмиттер входной пары и рассеиваемой них мощности, позволило значительно снизить уровень шума на выходе усилителя. Была возращена возможность подстройки “нуля” имевшаяся в усилителе ОМ2, что позволяет точно отбалансировать дифференциальный каскад. Генераторы стабильного тока (ГСТ), для дифференциального каскада и каскада усилителя напряжения (КУН) – независимы друг от друга и имеют независимые источники опорного напряжения. Конденсатор С12 повышает стабильность работы ГСТ и значительно снижает пульсации их опорного напряжения. Применен принципиально отличающийся способ частотной коррекции усилителя, относительно примененных в ОМ2 и ОМ3, позволивший получить гораздо большее усиление с разомкнутым контуром общей отрицательно обратной связи чем в ОМ3 и гораздо большую устойчивость чем в ОМ2. В процессе разработке ОМ2.7 было решено отказаться от одного решения примененного в усилителе BlackBen – составного транзистора в каскаде усилителя напряжения, по причине того, что это решение не давало каких-либо заметных преимуществ, но снижало повторяемость устройства из-за не самой высокой распространенности в продаже составных транзисторов MPSA13. Выходной каскад, впервые в серии ОМ – трехкаскадный “тройка”, что позволило улучшить буферизацию усилителя напряжения от нагрузки усилителя, снизить зависимость нелинейных и интермодуляционных искажений от выходной мощности и характера нагрузки. Данный усилитель, как и ОМ3, имеет защиту от короткого замыкания в нагрузке.

Only Music 2.7 (OM2.7)


Технические характеристики

Параметры схемы снимались с использованием компьютерной программы RMAA 6.2.5. В качестве измерительных ЦАП и АЦП использовалась звуковая карта ASUS Xonar Essence ST. В качестве нагрузки для усилителя использовались два параллельно включенные мощных резистора сопротивлением 10Ом (что дало результирующее сопротивление 5 Ом). Для измерения скорости нарастания/спада выходного напряжения усилителя, использовался генератор прямоугольных импульсов и осциллограф UNI-T UTD2025CL. В качестве лабораторного блока питания использован классический, не стабилизированный блок питания, состоящий из: трансформатора, диодного моста и сглаживающих конденсаторов емкостью по 15000 мкФ в каждом плече. Напряжение на шинах питания усилителя при отсутствии входного сигнала ±42 В, ток покоя выходных транзисторов – 80 мА. Параметры помеченные звездочкой (*) – получены при помощи компьютерной симуляции работы схемы, помеченные двумя звездочками (**) – путем пересчета реально полученных параметров под другие условия измерения (другую нагрузку, другую частоту сигнала и так далее).

Выходная мощность (1 кГц):
Only Music 2.7 (OM2.7)
Выходная мощность (4 Ом) = 140 Вт**
Выходная мощность (5 Ом) = 110 Вт
Выходная мощность (8 Ом) = 70 Вт**

Уровень шума:
Only Music 2.7 (OM2.7)
Уровень шума (А-взвешенный): не хуже -100 дБ

Коэффициент нелинейных искажений (КНИ):
Only Music 2.7 (OM2.7)
1 кГц, 10 Вт, 5 Ом: не более 0,0005%
1 кГц, 75 Вт, 5 Ом: не более 0,0015%
20 кГц, 10 Вт, 5 Ом: не более 0,003%*
20 кГц, 75 Вт, 5 Ом: не более 0,009%*

Интермодуляционные искажения + шум:
Only Music 2.7 (OM2.7)
60 Гц + 7 кГц, 10 Вт, 5 Ом: не более 0,0025%
60 Гц + 7 кГц, 75 Вт, 5 Ом: не более 0,003%

Частотный диапазон:
Only Music 2.7 (OM2.7)
Нижняя граница частотного диапазона (по уровню -1,5 дБ относительно 1 кГц): 18 Гц. (Примечание: завал в правой части графика, обусловлен исключительно параметра звуковой карты и не зависит от наличия или отсутствия испытуемого усилителя в цепи сигнала). Верхняя граница частотного диапазона (по уровню -1,5 дБ относительно 1 кГц): 177 кГц*

Скорость изменения выходного напряжения: 25 В/мкс:
Only Music 2.7 (OM2.7)

Переходная характеристика (1 кГц, 10 кГц, 20 кГц):
Only Music 2.7 (OM2.7)

Приведенные технические характеристики соответствуют авторскому варианту усилителя собранного на заводской печатной плате, они могут незначительно отличаться, в лучшую или худшую сторону, для каждого конкретного экземпляра усилителя. Параметры усилителя собранного на самодельной плате, отличаются не более чем на величину погрешности измерения. При сравнении параметров усилителей собранных на заводской и на самодельной печатных платах, использовались абсолютно одинаковые радиодетали и даже провода. Первым был собран и обмерян усилитель на заводской плате. Потом все радиодетали были выпаяны из заводской платы и установлены уже на самодельной плате, после чего были измерены параметры усилителя на этой плате. Сравнительная характеристика параметров усилителей собранных на разных печатных платах и фото готовых усилителей:

Only Music 2.7 (OM2.7)

Only Music 2.7 (OM2.7)


Элементная база

В этой части статьи, просто перечислю основные моменты связанные с элементной базой, которых следует принять во внимание и строго придерживаться чтобы успешно повторить и запустить данный усилитель:

  • все применяемые при сборке усилителя элементы, перед их установкой на плату, должны быть проверены на работоспособность и соответствие необходимым параметрам (сопротивлению, емкости, ESR, коэффициенту усиления и так далее);
  • не допускается устанавливать элементы ориентируясь исключительно на их маркировку, без проверки на соответствие реального номинала маркировке;
  • лучше отказаться от использования бывших в употреблении радиодеталей и использовать при сборке только новые радиодетали;
  • предпочтительно использовать металлопленочные резисторы (MF) и отказаться от использования углеродистых резисторов (CF) из-за их высокого собственного шума;
  • допускается использование металлопленочных резисторов производства СССР;
  • при использовании резисторов с допуском 5%, крайне желательно осуществить подбор в пары, резисторов R6 и R11, R7 и R12, с точностью не хуже 1%;
  • для достижения равного коэффициента усиления и соответственно – равной громкости обоих каналов стерео усилителя, рекомендуется заранее подобрать по две пары резисторов 15 кОм и 470 Ом (для левого и правого каналов усилителя), с точностью не хуже 1%, чтобы использовать их в качестве – R1 и R19, R2 и R8;
  • при использовании резисторов с допуском 1% – осуществлять подбор нет необходимости;
  • использование в качестве R35 и R36 проволочных резисторов – не рекомендуется;
  • категорически запрещается самовольно заменять какие-либо резисторы, на резисторы другого номинала, отличающегося от номинала указанного в схеме;
  • в качестве подстроечных резисторов R9 и R20, допускается использовать только многооборотные резисторы типа 3296W, допускается использовать подстроечные резисторы с сопротивлением от 200 Ом до 470 Ом;
  • при установке на плату, движок подстроечного резистора R9 должен находится в среднем положении (сопротивление между каждым из крайних и центральным выводов должно быть одинаковым), а сопротивление подстроечного резистора R20 должно максимальным;

Only Music 2.7 (OM2.7)

  • все типы применяемых в схеме конденсаторов и их минимально необходимое рабочее напряжение указаны в списке радиоэлементов к данной статье;

Only Music 2.7 (OM2.7)

  • допускается использовать конденсаторы с большим рабочим напряжением чем это указано в списке радиоэлементов;
  • не стоит переплачивать за конденсаторы аудиофильских серий – применение их в схеме усилителя не приведет к каким-либо улучшениям характеристик усилителя или его звучания;
  • каждый конденсатор, перед установкой его на плату, должен быть проверен на соответствие его маркировки реальному значению емкости, проверен на величину ESR, проверен на отсутствие повышенной утечки. Данная процедура выполняется для КАЖДОГО конденсатора устанавливаемого на плату усилителя;
  • не допускается использование электролитических конденсаторов производства СССР, а также бывших в употреблении электролитических конденсаторов, конденсаторов имеющих видимые дефекты в виде вмятин или вздутий, подтеков электролита;
  • допускается использование стабилитронов других моделей, но с тем же номинальным напряжением стабилизации и мощностью;
  • допускается использовать только те модели транзисторов, что указаны в схеме, либо их аналоги указанные в списке радиоэлементов;
  • перед установкой каждого их транзисторов на плату, необходимо убедиться в их работоспособности и соответствии параметров указанным в даташите на данный транзистор;
  • транзисторы VT18, VT19, VT20, VT21 и VT12, должны быть установлены на общем радиаторе. Площадь радиатора, очень приблизительно, можно выбрать из расчета 10-15 см2 на каждый Ватт выходной мощности усилителя (1000-1500 см2 для усилителя с выходной мощностью 100 Вт);
  • транзисторы VT9 и VT13 могут быть установлены на небольшие теплоотводы (для этого предусмотрены места на печатных платах), однако допускается эксплуатация усилителя без установки транзисторов VT9 и VT13 на радиаторы;
  • транзисторы VT2 и VT6, VT3 и VT7, VT4 и VT8, необходимо подобрать в пары по коэффициенту усиления с точностью не хуже 1%;

Печатные платы

Фотографии “чистых” печатных плат, а также фотографии этих плат в процессе изготовления, монтажа и испытаний:

Only Music 2.7 (OM2.7) Only Music 2.7 (OM2.7)

Выводы на печатной плате

Наименование и назначение выводов на односторонней и двухсторонней платах совпадают, поэтому следующая информация актуальна для обоих плат.
+U – плюс питания;
-U – минус питания;
GND – основная силовая земля;
oGND – выходная земля (минусовая выходная клемма);
sGND – сигнальная земля;
IN – вход сигнала;
OUT – выход сигнала (плюсовая выходная клемма).

Коммутация цепей усилителя

Правильный способ соединения блоков и земель стерео усилителя:

Only Music 2.7 (OM2.7)

Эксплуатация усилителя без устройства защиты акустической системы (АС) – не безопасна и строго не рекомендуется. Работа усилителя без устройств защиту допускается только для первого запуска и настройки усилителя.  В качестве защиты АС для данного усилителя рекомендую использовать устройство защиты – DEF 2017.

Настройка

После успешного первого включения усилителя, необходимо произвести регулировку “нуля” и тока покоя. Для регулировки “нуля”, необходимо замкнуть вход усилителя (замкнуть выводы IN и sGND на плате усилителя), подключить милливольтметр или мультиметр к выходу усилителя (выводы OUT и oGND на плате), после чего вращая движок подстроечного резистора R9, добиться минимального значения постоянного напряжения на выходе усилителя (хорошим можно считать результат, когда постоянное напряжение на выходе усилителя не превышает ±5 мВ). На следующем этапе настройки, необходимо выставить какое-нибудь значение тока покоя чтобы прогреть усилитель перед финальной регулировкой тока покоя. Щупы мультиметра (милливольтметра), необходимо подключить к эмиттерам выходных транзисторов (VT20 и VT21), как показано на иллюстрации:

Only Music 2.7 (OM2.7)

После чего вращая движок подстроечного резистора R20, выставить небольшой ток покоя (примерно 40-50 мА, что соответствует показаниям подключенного к выходу милливольтметра 18-22 мВ) и оставить усилитель в таком состоянии прогреваться примерно на десять минут. Регулировать ток покоя без прогрева усилителя – не рекомендуется так как после прогрева усилителя, значение тока покоя изменится относительно выставленного значения на холодном усилителе. Когда усилитель прогреется (температура выходных транзисторов стабилизируется на одном значении и перестанет расти), можно приступать непосредственно к самой регулировке тока покоя. Для этого, точно так же, вращая движок R20, выставляем необходимое вам значение тока покоя. Рекомендую выставлять значение тока покоя в диапазоне от 70 до 100 мА (что соответствует показаниям милливольтметра подключенного к выходу усилителя – 30-44 мВ). Большее значение тока покоя положительно не повлияет ни на характеристики усилителя, ни на его звучание, зато значительно увеличит нагрев выходных транзисторов и снизит КПД. Нагрузку к выходу усилителя для регулировки “нуля” и тока покоя, подключать – нет необходимости.  На этом настройку можно считать оконченной, а усилитель – готовым к работе. Теперь можно приступать к прослушиванию.

Спасибо за внимание!

П.С. Под списком используемых радиоэлементов можно найти и скачать файлы печатных плат: одностороннюю – рассчитанную на домашнее изготовление ЛУТом (в формате .lay), двухстороннюю – рассчитанную на заводское изготовление (в формате Gerber). Архив с Gerber файлами уже подготовлен к заводскому производству, в каких-либо доработках не нуждается и может быть сразу отправлен любому производителю печатных плат. Не кормите посредников – заказывайте заводские платы напрямую у производителя. Вот теперь точно все!

Печатные платы Only Music 2.7

Автор: Nem0

По материалам: vk.com/nem0_audio

7 комментариев: Only Music 2.7 (OM2.7)

  1. Иван пишет:

    Городить такой огород, чтобы получить скорость нарастания в 25В на мкс. И это при питании + 42В и – 42В. Не впечатляет.

  2. Микка пишет:

    “…сглаживающих конденсаторов емкостью по 15000 мкФ в каждом плече.”
    – это на канал, или на оба стереоканала суммарно?

  3. Сергей Гудков пишет:

    Илюха развивается, когда-то лет 10 назад он жёстко дерзил и спорил со мной, а теперь вижу сделал так как я ему советовал

  4. Игорь пишет:

    СУБЪЕКТИВНО как у этотой схемы звучание?

    • Никодим пишет:

      Собрал детали, спаял сам и качество звука “мягкое, ровное, чистое, прозрачное, без окрашивания”. Чем-то похоже на Marantz PM8006. Лучше Lanzar точно! Очень приятная схема на 21 транзисторе. Требует подбора многих деталей для симметрии, но оно того стоит – симметрия улучшает звучание. Рекомендована к повторению однозначно !!! Проверено – настраивается и работает отлично (от других 1000 %) !

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *