Мы решили доработать активную мультимедийную акустическую систему фирмы Microlab Solo-2. Зачем мы это сделали? Хорошо выглядящая система имела большой провал от 1500 Гц до 4000 Гц, который сильно ухудшал звучание. Мы решили посмотреть, можно ли это исправить.
А вот ее АЧХ с этим провалом на средних (расстояние 0,5 м и 1 м):
Мы спроектировали и сделали новый фильтр. Вот его схема:
Посмотрим, что же получилось по части АЧХ:
Явно лучше! Стыковка с твитером улучшилась намного. Середина стала звонкой и ясной, вокал стал намного лучше. И это произошло не только из-за выравнивания АЧХ, но и из-за уменьшения зоны совместного звучания мидбаса и твитера.
Вопрос: а почему этого не сделал производитель? А это не нужно. В системе такого класса все ставят единственный конденсатор в качестве фильтра на пищалку, и здесь так и было сделано. А если бы кроссовер был сделан, как его предлагаем мы, то это была бы система за другие деньги.
Какие детали лучше использовать в кроссовере?
Мы использовали катушки с сердечником, но лучше применять катушки без сердечника. Тем более, что изготовить их по методике из книжки Алдошиной и Войшвилло без применения измерительных приборов проще. Номиналы невелики, так что должно хватить провода диаметром 1,2 мм или чуть больше. Чем меньше омическое сопротивление катушки L1, тем лучше: меньше будет подъем на низких и бубнение. Этот подъем вызван тем, что мидбас имеет большую добротность и не очень годится в фазоинвертор.
Дополнительное сопротивление катушки последовательно с динамиком усугубляет этот недостаток. Немного улучшить положение можно, добавив в ящик синтепон или другой материал, который увеличивает кажущийся объем ящика. Но с этим не надо перебарщивать: больше половины объема заполнять не следует и надо следить, чтобы отверстие порта не закрывалось этим материалом. Не следует также придвигать его близко к мидбасу.
Другие детали: резисторы проволочные, 5 Вт, хотя, по всей видимости, должно хватить и 2 Вт типа МЛТ, если достанете малые номиналы.
Конденсаторы:
- С1 – можно использовать неполярный электролит или 2 штуки К73-17 на 4,7 мкФ/63 В.
- С2 – тот же К73-17 на 4,7 мкФ и к нему в параллель еще 1 мкФ.
- С3 – тоже К73-17. Номинал 1,1 мкФ можно получить путем подбора или добавив к 1 мкФ 0,1 мкФ.
Знатоки могут сказать, что полиэтилентерефталатные К73-17 не годятся «для звука». На это можно ответить: все хорошо в меру. Это явно не High End, так что, построив фильтр, который вам обойдется в небольшие деньги вы получите значительное улучшение качества вашего изделия. Если вы купите полипропиленовые конденсаторы типа К78-2 или балластные белые с винтом К78, вы потратите на них больше, а улучшение будет незначительным, хотя будет.
И еще: точность конденсаторов такого типа обычно либо ±20%, либо, если повезет ±10%. Поэтому, если у вас нет прибора, не пытайтесь подбирать десятые доли мкФ и навешивать гирлянды конденсаторов.
Кроссовер можно изготовить на куске оргалита, закрепляя детали пластиковыми хомутами и спаивая выводы между собой либо в воздухе, либо пропустив их через отверстия в оргалите на обратную сторону вашей «платы фильтров». Можно, конечно изготовить нормальную плату из фольгированного текстолита, прорезая дорожки специальным резаком.
Успехов в творчестве!
2005 год, по материалам audiotest.ru
Собрал по вашей схеме, мне понравилось конденсаторы поставил к73-16, катушки с воздушным сердечником намотал
Тоже собрал фильтры по предложенным схемам, звук после родных фильтров стал куда лучше, высокие стали звонче и чище, середина подтянулась, низы не перестали бубнить. Спасибо ребятам не зря заморочились. Схемы собрал на базе катушек без сердечника, кондеров К73-16 и керамических резисторов на 10 Вт