Построение усилителей мощности звуковой частоты (УМЗЧ) на полевых транзисторах привлекает разработчиков возможностью достижения «ламповой» мягкости звучания (вольтамперные характеристики полевых транзисторов очень похожи на аналогичные характеристики вукуумных ламп) и в то же время дает возможность отказаться от «камня преткновения» ламповых усилителей — выходного трансформатора.
Технические характеристики:
Частотный диапазон: от 7 – 50000 Гц
Чувствительность: 0,7 В
Номинальная выходная мощность на канал: 80 Вт/8 Ом
Максимальая выходная мощность на канал: 120 Вт/8 Ом
Полевые транзисторы менее чувствительны к перегрузкам, чем биполярные, поэтому для защиты от замыкания нагрузки оказалось достаточно установленных в цепях затворов 12-вольтовых стабилитронов, ограничивающих выходной ток до 8 А.
Схема
В усилителе, для усиления по напряжению применен специально разработанный для звуковых применений малошумящий с низким коэффициентом гармоник операционный усилитель NE5534 и симметричный усилитель на биполярных транзисторах Т5—Т8. Усиление по току выполняет комплементарная пара мощных комплементарных полевых транзисторов T9 и Т10.
Линненберг – произносится как “Ленинберг” – в переводе означает ленинские горы
Сейчас смотрю схему , интересно, необычно, то что давно искал.Но сам вместо 5534 выбрал бы другой опер.
Слышно как “ли”
Стабилитроны в затворах не для ограничения тока, а для защиты затворов от пробоя. А ток они ограничивают сами,потому как латералы. Полоса поверху в 50 кгц задана фильтром на входе, а без него килогерц до 500 добежит.Осталось позавидовать автору схему, что он раздобыл редкие полевики.
Схема отличная, правда опубликована больше 10 лет назад и латералы такие давно не выпускаются, сейчас легче найти 10P20 и 10N20, которые до сих пор делают англичане как в пластмассе так и в металле
Есть и те и те.Главное двухтактная раскачка с выхода опера, без летающего питания .Классный драйвер, схему в рамку и при первом случае макетить. Навевает мысли про симметричный Видерхольд
У Видерхольда хотят опер обязательно с полевиками на входе, у 5534 ими и не пахнет
После нашего опера 544УД2 звук 5534 кажется скрипучим.Опера с полевиками на входе звучат для меня лучше.
Для меня тоже, но я больше приверженец ОРА (БюррБраун) или АД, правда, они значительно дороже, чем 544уд2
ОРА 2134 любимый недорогой прецизионный операционник.Но его цену уже страшно спрашивать.
“ОРА 2134 любимый…”
И все же по быстродействию он уступает и заметно 544УД2
Про звук забыли.А он там как бы есть.И сдвиг мизерный. А мне ребятки питерские понадарили крутых оперов всяких,вот и освоим.
“…сдвиг мизерный…”
Временной сдвиг сигнала между входом и выходом присутствует всегда и он никогда не бывает мизерным. Я уже неоднократно писал: в классическом схемном решении с привычным дифкаскадом присутствуют два инвертора с выходным усилителем тока. При использовании ОУ инверторов не менее 3-4. Значит задержка возрастает. Я как еще этот момент должен втолковывать? Да, использование ОУ на входе снижает нелинейность на такой форме сигнала, как синусоида до мизерных значений, но увеличивает искажения на реальном звуковом сигнале, так как обратная связь не успевает абсолютно точно повторять огибающую. В быстром тракте ступеньки выхода быть не может, так как тракт просто не захочет устойчиво работать. Что касается нелинейности в таком тракте… какая нелинейность на скорости слежения 20…60 нсек? Синусоида в 1-2 МГц передается с точностью лучше 1% при номинальной нагрузке. Что вам еще нужно? Ни один из известных кумиров звукотехники никогда не предлагал подобного подхода. И все повторяют одни и те же истертые фразы.
“…50 кгц задана фильтром на входе, а без него килогерц до 500 добежит…”
Скорее всего не добежит. Микросхема явно слабая для такой задачи, далее два инвертора, да и еще с коррекцией на драйвере. Довольно большая емкость в обратной связи сделает реакцию тракта достаточно медленной. Наличие диф.цепей во входах Т5 и Т6 говорит о необходимости коррекции фронтов. Все, что привлекает потенциального изготовителя – наличие полевиков на выходе, что уже само по себе должно обеспечивать НЕЧТО. И тот, кто решится это сделать, обязательно это НЕЧТО услышит, даже если его нет.
Была похожая в Радио ,с КТ 825-КТ827 на выходе, принцип тот же.Должно с полпинка работать.
Эксиконы в металле.
Шикарно! Сейчас англичане просят по 4 евро за штуку плюс доставка
Единственное, пороги открывания у этих N и Р на вольт разнятся.А внутри себя они идентичные.
И им в затворы тоже нужно стабилитроны паять на 12 вольт.
Александр, скажите, схемка на VT 1-2-3-4 видимо фильтр от вч помех или тут что-то тоньше, типа источника тока?
Обратите внимание на RC-цепочку 47к и 0,1мкф в базе Т2 (Т4), на мой взгляд, постоянная времени этой цепочки организовывает плавное открытие Т1 (Т3) и, соответственно, плавный запуск драйвера, что в свою очередь избавит или сильно уменьшит переходные процессы при включении (щелчки на выходе)
ОУ NE5534 нагружен на нагрузку 700 Ом, что для этого ОУ допустимо (мин 600 Ом). Многие другие операционники рассчитаны на нагрузку не менее 2 кОм.
схемка на VT 1-2-3-4 – стабилизаторы напряжения для смещения Т5,Т6. Примерно на 3В.
Вы правы,нагрузка ОУ равна 600 ом.По памяти, такие есть и среди оперов на полевиках.
“…другие операционники рассчитаны на нагрузку не менее 2 кОм…”
Это рекомендуемое изготовителем значение для всех возможных вариантов включения конкретного ОУ. В данной схеме выходной сигнал ОУ невелик, так как далее стоят драйверные усилители. И при меньшем значении выходного сигнала резистор нагрузки тоже может быть меньше.
Вот этот момент я и предполагал, просто с разбегу не понял какие там уровни сигнала, в телефоне мелко все и неудобно.Разберемся.
Вот классическая и популярная схема своего времени. Передо мной стояла задача сделать ее работоспособной. Популярная на то время Мелодия-103 оказывалась постояльцем сервиса. Значит нужно было понять ошибки в схеме и внести нужные изменения. Подчеркиваю – речь не шла об улучшении звучания. Пользователя качество звука вполне устраивало, но нужно сделать так, чтобы устройство не выходило со строя постоянно. Но как потом оказалось, качество и надежность взаимосвязаны. А для начала нужно было понять – так что же ни так в схеме, и что нужно сделать? В схему уже тогда были внесены все те изменения, которые рекомендуют нынешние гуру звукостроения. Как по вашему, какие? Позже покажу результат, если интересно.
Странно,что коррекция введена в первый каскад ,а не в усилитель напряжения. В цепь баз КТ805 желательно поставить низкоомные резисторы от ВЧ возбуждения ,в цепь эммитера V5 – нужен низкоомный резистор для термостабилизации
Я рад, Григорий, что вы умеете читать схему. Все приведенные изменения – это минимум, который был необходим для улучшения схемы на родной печатной плате. Задача выжать максимум не стояла.
И вот то, что тогда вышло.
Вообще ,мне больше нравится схема выходного каскада в усилителе А Агеева из “Радио” 1982г,подобная применена в ОУ К157УД2,Термостабилизация там оригинально простая.