Изготовитель: радиозавод им. Калмыкова, г. Севастополь, выпуск с 1985 года.
Назначение: усилитель класса “В” звуковых частот предназначен для высококачественного усиления и воспроизведение через акустические системы звуковых фонограмм с различных источников.
Технические характеристики Ласпи У-005-1:
Диапазон воспроизводимых частот: 20 – 25000 Гц
Номинальная выходная мощность на канал: 25 Вт
Максимальная выходная мощность на канал: 40 Вт
Коэффициент нелинейных искажений: 0,1%
Уровень фона: -70 дБ
Потребляемая усилителем мощность: 85 Вт
Габаритные размеры усилителя (ШхВхГ) 460х88х393 мм
Масса: 9,5 кг
Описание Ласпи У-005-1
Шасси усилителя сделано из штампованной стали. Боковые стенки и передняя панель из алюминиевого сплава. Верхняя крышка металлическая, нижняя – картон. Радиаторы выходных транзисторов находятся под крышкой у задней стенки. Слева расположен трансформатор и конденсаторы блока питания.
В усилителе Ласпи У-005-1 имеется:
- Индикаторы перегрузки
- Фильтры ограничения высоких и низких частот
- Селектор входов
- Отключаемая тонкомпенсация
- Устройство защиты усилителя от короткого замыкания от перегрева и постоянного напряжения на выходе
- Ступенчатое ограничение громкости
- Стрелочные индикаторы выходной мощности
- 5-полосный эквалайзер
- Встроенный корректирующий усилитель для электропроигрывателя
Фото Ласпи У-005-1 (прислал L.I.N.):
Электрические схемы и печатные платы на диске от Виктора и Lajukekoo.
Некоторые фото взяты с сайта rw6ase.narod.ru
схему бы выложил именно этого ласпи 005-1С , нет случайно???
был бы весьма благодарен и не только я, многим нужна ОЧЕНЬ!!!
А как её выложить? У меня есть.
Написал Вам на почту.
Вышли пожалуйста схему тюнера и усилителя если есть. С уважением Виталий.
Здравствуйте немоглибы вы мне отправить схему ” ласпи”
Найдете в списке, что нужно:
https://disk.ldsound.info/amplifiers/cccp-amplifiers/
не открывается
В конце статьи скачайте.
Хороший аппарат в звучании (после замены сигнальных проводов на коаксиальные). Не чета схожим по параметрам амфитонам 002/202. Но и цена в 500 советских (здесь на фото поздний выпуск – цена не указана) обусловили достаточную редкость усилителя.
Подскажите кто знает где собака зарыта в этом аппарате, при прибавлении на плюс или на минус от центра эквалайзера 63гц прослушивается фон 50гц. При музыке его не слышно, но в промежутках гудит отчётливо, достало страшно, аппарат под пломбами.
Возможно, какой то электролит, на этой полосе, ,,высох”.
В темброблоке на регулировке этой частоты (63Гц) стоят по одному электролиту 2 мкф х 25 В,проверьте их.
спасибо проверю, ещё одну вещь бы на нём исправить, токовую защиту, на 4 омную нагрузку он не может выдать то, на что он способен судя по выходникам и блоку питания, если на 8ом работа приемлема, то на 4ом подхрюкивание, у меня не хватает знаний для перерасчёта номиналов защиты, если можете подскажите пожалуйста. в 83г я покупал чёрный 005 у него таково косяка не было и тонкомпенсация у него работала во весь спектр, а у этого только по низам.
Для начала ему нужно сделать профилактику,заменить электролиты,так как годы берут свое и скорее всего они уже подсохли.Именно они за частую виновники плохой работы усилителя.
Вероятно, он не рассчитан на 4 Ом нагрузку, если транзисторы перегреваются.,, Хрюкать”, например, может АС, если катушка бьётся о керн.
может я не правильно выразился, а хлопки при увеличении громкости на 4 ом колонки, так работает встроенная токовая защита и при последующем увеличении громкости полностью блокирует вых. каскад. если её пересчитать и перепаять, что бы она могла не срабатывать при прохождении большего тока (в разумных пределах) то всё будет в норме. вот на это у меня и не хватает знаний. можно было скопировать со схемы первой версии ласпи 005, но там совершенно другое решение и к этому не подойдёт и разные печатные платы. в чёрном не важно какая нагрузка 4 или 8, он работает без проблем на любую легко в полную мощность. проблема точно в токовой защите
Токовую защиту, зря, ставить не стали бы. Не стоит рисковать. Кроме того, акустика на 8 Ом, звучит с гораздо меньшими искажениями, чем 4 Ом.
подхрюкивание с последующим выключением каналов можно убрать путем подбора резисторов в усилителях мощности.это r19 и r20 в каждом канале((2200 Ом) но… это годится только для плат оконечников с одним подстроечником,я на своем просто перекусил ножку на этих резисторах и усь спокойно стал выдавать по 50 ватт на четырехомной нагрузке(транс с выходниками вывозит)но при этом есть риск выгорания всего выходного каскада при коротком замыкании
В последствии я так и сделал, тем паче, что в силу возраста уже по молодецки слушать (до упора) организм не позволяет. А с фоном в 50гц ещё проще, включаю кнопку тембр при начале воспроизведения и выключаю при смене дисков и т.д. Так освободил мозг и зрение от нагрузки, и успокоился.
Может кому надо, выкладываю фото первой версии 005го, вид спереди, сзади и внутренности.
И вот следующие.
Спасибо Василий, добавил: https://ldsound.info/laspi-005-stereo/
Не подскажите, схемы на него такие же?
Редкий аппарат,в нас только белые продают и то зашморганые..
Какой у него импеданс 4 или 8 ом?
В инструкции 8 Ом-25 ватт, хотя работал он с 35 ас-018.
На какое сопротивление акустики он рассчитан? Ответьте пожалуйста?
В инструкции номинальное сопротивление 8 Ом, но работает и на 4 Ом, проверенно.
Чёрный на 4 и 8 по паспорту, работал у меня на колонки ОРБИТА, S-90, S-70 и ЭЛЕКТРОНИКА 35АС-015. А серый только на 8.
Серый у нас на дискотеке работал с 35 АС-018. Часами и на пиках.
На одном канале или на двух? Фонит ли при отжатой кнопке ТЕМБР?
фона нет, на определённой мощности в сторону увеличения хлопки в обоих каналах, а 50гц при включённом тблоке и только на 63гц в любую сторону отличную от нуля.
Смотрите электролиты.
50 гц возможно сам ползунок хандрит попробуйте пошевелить при фоне. А хлопки обычно – типичный симптом нехватки напруги. Замерьте напряжение на выходе стабилизатора между X1N и X3N, а также между X1N и X4N (они возле штеккера входа УМ ЛК). Должно быть + и – 15 вольт.
Подайте сигнал в гнездо УМ на передней панели, предварительно (важно!) убрав громкость на источнике и нажмите кнопку УМ. Затем осторожно добавляйте громкость. Подхрюкивает ли в этом режиме?
да и примерно на одном уровне, что и с темброблоком, но опять таки только на 4х омную нагрузку.
буду решать вопрос по другому, заменю полностью платы УМ от первой версии ( чёрного) благо они у меня есть.
Василий я бы ещё попробовал бы припаяться акустикой к выходу УМ минуя плату защиты.
плата защиты которая отключает реле и токовая защита которая в самой плате УМ разные вещи, если примитивно, то первая даёт задержку при включении аппарата от переходных процессов на колонки, а вторая ограничивает выходной ток выходного каскада УМ.
Первая еще отключает АС когда усилитель или АС перегружены,и когда на выхлопе УМ присутствует постоянка.
Я про то, что контакты реле могут быть закислены и плохо проводить увеличенный ток, который как раз при низах на 4 ом.
У меня именно 005-1 и прекрасно на орбиты дует. Но уж если токовая, увеличьте номиналы R19 и R20 с 220 ну, скажем, на 270 или 330 ом.
За этот совет спасибо, глубоких знаний по схемотехники у меня нет, но то что срабатывает токовая это точно, реле в полном порядке, жду заказанный с али esr-метр, потом начну профилактику. и ещё кроме R19-20 ни чего в токовой изменять не надо.
Никогда не слышал, как эта штука не даёт играть усилителю. Вам нужно уменьшить переменку, подводимую на базы vt8 и vt9 с выходняков, чтобы исключить их открывание. Чтобы наверняка узнать, что это она, отпаяйте по одному концу этих резисторов в одном канале и послушайте без этой защиты. Если заиграет, и вы хотите оставить защиту от кз, подберите резисторы. Точный номинал не подскажу, но чересчур задирать не нужно, а то перестанет срабатывать когда действительно надо.
P.s. Только если мощник у вас как здесь на фото.
да,это так, она не даёт играть ближе к максимальной мощности и только на 4ом ( на пассивный вход S-70), на 8ом (s-90F) проблем нет, я поэтому и просил знатоков подсказать изменение номиналов защиты в плюс в разумных пределах для этих выходников по аналогии работы УМ первой версии ласпи (чёрного) , там проблем от нагрузки нет, но не переделывать весь оконечник как советуют на других ветках, а дать возможность защите пропускать немного больше тока (до номинала выходных тразисторов)
если чёрный может легко качать любую нагрузку с такими же выходниками и БП, то почему не может серебристый?
Уважаемый Игорь, огромное спасибо за совет. Очень долго “хрюкал” звук, случайно прочитал Ваш совет и теперь всё в порядке, ещё раз благодарю.
Спасибо, хотя не за что, пару слов то всего написано было.
Токовая защита виновата, я видел ролик как парень отпаивал резисторы и ум тянул прекрасно 4ом. Был у меня случай, 100у101 использовал как озвучку на новыйгод. Микрофон шура через эквалайзер электроника эг10, настроили четкий не фонящий громкий звук, а микрофон то беспроводной и там полюбому ару есть какая то. Хрипов небыло, с компьютера у тамады играли мп3, и раскачка в половину мощности. Этого было достаточно для нашего зала с большой колонкой. Потом поехали как то в лес на вечеринку, загрузил я всё и по приезду включаю качественный контент усилок захрюкал. Слушаешь негромко, держит! Так выяснил что там предусмотрена защита от перераскачки выхода, псевдотиристоры из транзов, они лавинообразным образом открываются и шунтируют выходные каскады по базам. Противная мерзость, лечилась поворотом настройки до конца уводишь резистор и качаешь потом по стрелке не до упора и прекрасно стало работать. Я так понял она ловит даже микросекундные импульсы в музыке и отрабатывает как калаш! Итогом я просто внедрил компрессию ум, что бы чуток демпфировать максимальные пики тем самым гладить уровень выходного качкада. Для караоке на даче милое дело, не хлопает и резкие возгласы сам притупляет.
А где Ласпи 005?
Тот, что с тюнером шел в комплекте?
добрый день не могу найти схему на аппарат у меня одна большая плата как на фото у вас если не трудно скиньте на почту
Из приложенных в статье не подходят?
Всем доброго времени! Нужен совет–какой регулятор громкости можно поставить вместо штатного…
Схема оконечника Ласпи 005с-1практически полностью совпадает со схемой Феникс ум-005.В ласпи транзисторы более модифицированней, и в Ласпи одна пара выходнтков. И с пятак резисторов отличается. А так один в один.
“Артем
Токовая защита виновата…”
Здесь нет чьей-то вины. Просто у разработчиков разные подходы на саму суть защиты от перегрузки. В Ласпи резисторы следящие за напряжением на датчиках тока зашунтированы конденсаторами, что УСКОРЯЕТ срабатывание защиты при резких токовых перепадах. В других схемах емкость конденсатора включена между базами защитных транзисторов, что СНИЖАЕТ реакцию схемы защиты на импульсный ток. Потому и итог несколько различен даже при отсутствии какого-либо повреждения.
На фоне обсуждения защитных транзисторов и импульсных токов мой вопрос покажется совсем банальным, но вдруг кто-то поможет. Мне достался экземпляр Ласпи У-005-1, с которым, судя по всему, слегка поработали молотком и напильником. Может быть, кто-то скажет, что должно быть на задней панели усилителя под пластмассовой крышкой, под которую уходит кабель питания? В моем случае там какое-то дикое нагромождение старых и новых проводов клубком, из-за чего крышка не встает на место, но всё равно была притянута насильно болтами и треснула. На схеме, понятно, ничего этого нет.
Куда провод питания подходит(под прямоугольной крышкой)–стоят 2 предохранителя–и от них уходит два провода на заднюю розетку питания и на ввод трансформатора–и все–по крайней в моем экземпляре так.. Или на AVITO есть куча объявлений о продаже данного аппарата с фотками–поройтесь–может найдете ответ поконкретней…
Честно говоря, не ожидал, что кто-то ответит 🙂 Спасибо большое. На авито искал фотографию без этой крышки, но не нашёл. Кому понадобилось с корнем предохранители выдирать и накручивать чёрте что… Из принципа восстановить хочется :))
Только сегодня принёс такой усилитель домой, вырвал из лап охотников за цветметом. Внешне весь целый и комплектный. Могу сделать фото, какие нужны. Очень хочу взамен скан родной схемы) У меня Ласпи У-005-1. Цена-500 рубликов.
А что не так с той схемой, которая к статье приложена? Или нужен прямо скан в цвете?
PS: Мне бы фотографию того, что находится за пластиковой крышкой, под которую уходит кабель питания (на фото)
Да, хотелось бы скан родной схемы (вкладыш к руководству) в цвете в хорошем разрешении.
Спасибо за фото!!!
Скан есть, но он здоровенный,куда выслать/выложить?
Спасибо за скан, приложил в конце статьи ссылку на него. Подписал Вас как Lajukekoo.
Спасибо за сканы, с такими можно работать)))
День добрый. Что-то я застрял в неожиданном для себя месте.
Парабрал у своего экземпляра напрочь сожженный предыдущим владельцем правый канал, с зворвавшимися электролитами и полопавшимися кт-шками. Усилитель заиграл. Но в самом начале проверке режимов выяснилось, что на X3N и X4N вместо положенных 15 вольт переменниками не выводится ниже 16 – 16.5. Подумал, завышенное питание на входе. Но на обмотках 2 и 2′ питающего трансформатора вместо положенных по схеме 18 вольт стабильные 16.9. Кнопку на всякий случай проверил, контакты по дороге к трансформатору все проверил. Это на всех так питание от эталонного плавает, или мне не повезло?
Здравствуйте. Друзья, достался мне тут давича данный экземпляр, всё вроде хорошо и внешне в порядке и играет не плохо. Только вот беспокоит постоянно горящий индикатор перегрузки, даже в отсутствии собственно всякой нагрузки. Что это может означать? Или может это просто “наводка” от подсветки стрелочных индикаторов по соседству, или что то действительно не в порядке? Буду крайне благодарен за информацию по данному моменту.
Иван, возможно не актуально уже… но это засветка от ламп стоящих для подсветки индикаторов. Усь есть в наличии.
Да конечно. Пик мигает параллельно заходу стрелки индикатора в красную зону.
Здравствуйте. Где можно взять инструкции по ремонту и эксплуатации этого усилителя? Схемы есть только.
Все что есть.
Здравствуйте,подскажите,по звучанию к какому усилителю СССР ближе всего?
Хуже-лучше амфитонов-лорт,одиссеев?
Ну как бы один чел говорил что на выходе КТ-808ам как у Брига 1 версии, и что звучит здорово как мощник. Не знаю, хотя он меня все больше притягивает чем Арктур-001, УКУ-020..Мож быть и куплю, главное найти не ушатаное и т.д.
У Брига 001 первой версии на выходе КТ808а без М. С круглым фланцем. Без ушек с дырками. А в Ласпи005
По всей видимости, у вас усилитель поздних выпусков, без цены сзади, как здесь в шапке. А так в ласпи 005-1 кт808а, круглые с тремя выводами. У меня такой.
судя по вышеизложенным комментариям, усилитель каллл. на уровне у101.. собственно , а как он может выдать да по40вт. если потребление 85вт.. одним словом хлам. дрова! есть же клоуны на овита которые за сие убожество 10000р просят… типа звук чудесный… но но…
Был такой в наличии–на сайте половина фоток от него–где с импортными операционниками–после мелкого ремонта и прослушки понял–не то / не мое…. Продал без сожаления… Фонил на включения светильника или холодильника в соседней комнате…
в мене є такий взагалі фону немає на паузах як будь то виключений, слухаю сам мочнік у зв’язці з цапом , там є кнопка напряму включає з переднього гнізда на ум, навіть на мас1 трусить здорово етаж
Подскажите, а у Лапси были более ранние усилители?
примерно 7570-80гг.
Насколько я знаю–нет! Был до него Ласпи в черном корпусе–просто 005–выпускался мелкосерийно с 1981 года–получше по звучанию… На AVITO ценник на уровне Бригов… Этот аппарат –удешевленная версия, поставленная на конвейер…
Коэффициент нелинейных искажений: 0,1%
не много ли ?
Судя по отзывам хороший, а искажение, как у жигулей убитых.
Знатоки, скажите пожалуйста в каком режиме работает ус. мощности в “В” или “АВ”.
В Справочнике (Ю.П. Алексеев) —1989 год. “Бытовая радиоприемная и звуковоспроизводящая аппаратура”, сказано что оконечники «ЛАСПИ-005-СТЕРЕО» работают в режиме “В”. Тогда зачем устанавливать(регулировать) ток покоя. Проясните ситуацию для неграмотных.
А вы не такой уж и неграмотный раз знаете отличие классов ВК УНЧ и читаете справочники. Тут класс B. Если ток 0 будет искажения и т.н. “ступенька”. Ток покоя настраивается по осциллографу подкл. к выходу, прибавляя ток добиваемся чтобы не было “ступеньки на выходе. Для этого подаётся с генератора сигнал на вход около 20 кГц , на выход подключается эквивалент нагрузки – резистор 4 Ома , при выходном напряжении около 1 вольта на осциллограмме убираем ” ступеньку”
Спасибо за разъяснение, а я то считал что класс B это когда всегда ток покоя =0, всякие Quad, ус. Солнцева, Решетникова и т.д. где нет, ни узла термостабилизации, ни подстройки тока покоя. Век живи, век учись.
Немалая часть утверждений, Алексей, не имеющая большого значения игра слов. Если посмотреть на входную характеристику биполярного транзистора и передаточную диода, то легко заметить начальный участок, при котором отсутствует ток в нагрузочной цепи. Каждый раз решается техническая задача – установка начального смещения достаточного для преодоления данного участка. К сожалению, проводимость полупроводника меняется при изменении температуры. Таким образом: в каких-то случаях ток может расти при росте температуры, а в каких-то снижаться. Но всегда хочется стабильности и предсказуемости. И желательно без лишнего рассеиваемого тепла. Самое эффективное – удерживать начальную рабочую точку смещения как можно ниже уровнем. Транзистор меньше греется, а значит сложно уловить степень подобного нагрева. Нетрудно понять – если выходной транзистор совершенно холодный, то создать условия его термостабилизации не выходит. Вот именно поэтому транзистор начинают греть. Отсюда и возникла идея еще в 80-е годы отдать начальный участок работы выходных каскадов транзисторам раскачки. Так как этот участок приходится на выходную мощность до 100…400 мВт., то выходным транзисторам в этом участке нет работы, и они совершенно холодные. Кроме того – транзисторы раскачки по быстродействию чаще всего лучше выходных. В итоге имеем ситуацию, что при 10… 50 мВт. мощности тракт имеет максимально возможное быстродействие и выходные транзисторы не используются. Только это означает, что рабочая точка выбрана достаточно высоко уже в раскачивающем каскаде. Но, поскольку рабочие токи в этом каскаде на порядок ниже, то и нагрев легче отвести от элемента. По непонятным причинам в те годы описанный способ не использовался отечественными конструкторами, хотя уже был известен из зарубежных источников. Хотя и там этот метод был редким из-за вовремя подоспевшими полевыми транзисторами, которые снизили актуальность описанного варианта решения проблемы начального смещения выходных каскадов на биполярных транзисторах. Немного поздней появились не только просто биполярные транзисторы с уникальными возможностями, но и составные транзисторы, которые позволили создавать компактные модули при высоких параметрах. В итоге получилось, что проблему начального смещения позволило более просто и качественно решить появление мощных элементов с большей граничной частотой. И создать подобные варианты на транзисторах ГТ402 и ГТ404 в раскачивающем каскаде технически нереально. Замена этих транзисторов на BD139 и BD140 позволяло сразу увеличить полосу тракта на порядок. Старенький советский усилитель обретал совсем другое звучание. В своих разработках достаточным оказывался ток покоя выходных каскадов 14… 18 мА. УНЧ работают уже десятки лет. Полоса оконечных каскадов 0,5… 2 МГц. Схемы классические. Большая часть комплектующих еще советских времен.
Подскажите, плз, каким резистором выставлять ток покоя вых.каскада?
А что есть выбор? Подстроечник там один на плате УНЧ.
R21.