Голофоническая запись или еще называется бинауральная запись. Об одном таком методе я делал статью “Звук запуска и посадки Falcon Heavy Space X”, где применен такой способ записи звука. Но здесь мы рассмотрим еще другие варианты. Включите его на своих АС (колонках):
Запись №1: Спички
Прослушав звуковой фрагмент со звуком трясущегося спичечного коробка в движении вниз-вверх мы не слышим ничего особенного. Волшебство появляется не так, а когда начинаем прослушивать запись в наушниках. Для того, чтобы передать достоверно голофоническую запись, колонки не подходят, поскольку вносят искажения в звуковой план.
В этом аудио треке человек зажигает спичку, затем начинает трясти коробок, обходя слушателя вокруг, затем, трясет коробок, двигаясь вверх-вниз стоя перед слушателем и, повторяет это, стоя сзади и слева. и всё это отчётливо слышно в обычных стереонаушниках.
Голофоническая (Holophonic) запись получила известность благодаря аргентинскому учёному Хьюго Зукарелли (Hugo Zucarelli) в 1983 году. Принцип записи использует многие наработки в области голографического изображения (отсюда и название holophonic), что, в принципе, очевидно: если учёные смогли «обмануть» два глаза, воспринимающих световые волны, то почему бы не проделать то же самое с ушами и звуковыми волнами?
Зукарелли установил, что человеческое ухо – это не только приёмник звука, но и излучатель: согласно гипотезе, улитка уха распознаёт и анализирует звуковые образы так, если бы это была акустическая голограмма. Так, мозг обрабатывает эти данные и определяет направление источника звука.
Кстати, несколько учёных подвергали сомнению труды Хьюго, но его записи убедительнее любых слов. Далее, ещё одна запись, где женщина, шепчущая настолько близко к уху, что невольно ощущается её дыхание, присутствие её губ:
Запись№2: Шёпот
Цифровой способ воспроизведения голофонической записи требует вычислений нескольких потоков записи с эффектом присутствия (Ambisonics), но детали процесса записи держатся в секрете, хотя, кое-какие догадки можно построить, проведя частотный/фазовый анализ этих примеров:
- множественные сигналы в противофазе и постоянное ощущение объема позволяют предположить, что запись ведётся в реальном помещении – это сделать значительно проще чем, скажем, программно моделировать естественную реверберацию.
- заметно много инфранизких звуков, вполне способных достоверно передать «движение» или «дыхание» источника. Вдобавок к этому – низкочастотная область панорамируется наряду с другими частотами (что идёт вразрез с одним из основных принципов сведения музыки – «низ в центре»). Естественно, подобное звучание не сможет передать ни одна 5.1 звуковая система с сабвуфером посередине и маленькими СЧ-ВЧ колоночками по углам.
- ещё одно предположение: вероятно микрофоны расположены так же, как и уши у человека. Это позволило бы создать звуковую картину, наиболее приближённую к естественному восприятию… Кстати, микрофонная пара Neumann KU100 Dummy Head, вероятно, неплохое решение как раз для таких записей:
Еще одна запись из парикмахерской:
Видео в формате 3D, но только в аудио.
Однако. Мощно.
Слышал ещё один ролик, виртуальная парикмахерская, тоже впечатлён.
я не знаю пока как делается эффект выше-ниже, а дальше-ближе, лево-право и вокруг – это можно сделать на програмном уровне играя с панорамой, громкостью, и главное! подмешиванием в основной сигнал реверберации и отражения
И до 1983 г. было не мало подобного звукового материала в 60 – 70 х.
Достаточно вспомнить, Pink Floyd ,,Umma Gumma” 69, ,,Atom Hert Mather”70, или Deep Purple, Shedow’s of Deep Purple”68.))