Изготовитель: завод Пунане-РЭТ, г Таллин, выпуск с 1970 года. Акустическая система построена на базе Симфония-2, так же имеет напольное оформление, но в качестве СЧ применен другой громкоговоритель – 4ГД-28.
Технические характеристики “Эстония-стерео”:
3-х полосная АС закрытого типа
Диапазон частот: 50 – 18000 Гц
Чувствительность: 92 дБ
Звуковое давление на расстоянии 1 м при подводимой мощности 4 Вт: 112 дБ
Сопротивление: 8 Ом
Используемые динамики:
НЧ: 6ГД-2
СЧ: 4ГД-28
ВЧ: 1ГД-3
Габаритные размеры (ВхШхГ): 900х380х240 мм
Вес одной АС: 20 кг
Описание “Эстония-стерео”
АС входила в комплект “Эстония-стерео”. Корпус акустической системы изготовлен из высококачественной березовой фанеры толщиной 10 мм со съемной задней стенкой. Внешне корпус фанерован ценными породами дерева и покрыт лаком. Передняя панель закрыта радиотканью. АС схожа с Симфония АС-003, но имеет другой СЧ динамик и схему фильтра. Динамические головки крепятся к передней панели изнутри корпуса. Некоторые места стыков промазаны герметиком. Передняя панель прикручена к общей конструкции болтами. Задняя стенка АС изготовлена из фанеры и прикручена через поролоновый уплотнитель шурупами.
Корпус разделен на верхний отсек и два нижних, которые являются резонаторами. Резонаторы выравнивают АЧХ на НЧ, уменьшая выброс на частотах своей настройки. Они являются “поглотителями энергии” без которых резонаторов было бы бубнение вследствие недостаточного объема корпуса. СЧ динамик закрыт кожухом с ватой.
Схема электрического фильтра:
Примененные конденсаторы С1-С4: К50-3-350-50 мкФ, С5: МБГО-2-300-1 мкФ. Для подачи на СЧ динамик необходимого напряжения, он подключен к отводу автотрансформатора, так как его номинальное сопротивление на частоте 1000 Гц = 4,5 Ом.
Тема на форуме
У моих АС есть отличие в одном размере: глубина 235мм, вместо указанных 350. Это ошибка в описании или они выпускались в разных вариациях? Скорее всего ошибка, т.к. на фото относительные размеры ширина/глубина более подходят к моим измерениям.
Опять нелады с уровнями: 112 дБ – не 0,25 Па
Да, это аж 7,96 Па.
Набросал таблицу, скоро дополню.
Прекрасный выбор для комплекта из лампового УП и двух однотактных моно УМ.
Единственное это странный выбор СЧ.
Скорее его выбор обусловлен невысокой чувствительностью “других кандидатов”.
Напротив, чувствительность 4а28, ниже, чем у НЧ и ВЧ, на 3,5 ДБ.
Со своими задачами, 4а28, справляется отлично.
В смысле – 4ГД-28. Как широкополосник, с СЧ он справляется шутя. Легко и непринужденно.
Vip Kit, – не 4а28, а 4ГД-28 !
так добавлю на память и сохранение …
http://www.rw6ase.narod.ru/00/as.html
Написано не по-русски. Похоже на гугл-перевод с японского языка.
“НЧ динамик работает на верхний объем. Два нижних связаны с специальным резонатором через отверстия разного диаметра (20 мм и 30 мм) для подавления гармоник. СЧ закрыт кожухом и внутри своего объема заполнен ватой.”
НЧ динамик работает “на весь объём”, два нижних отсека – важная часть этого “объёма”.
Нижние отсеки и являются резонаторами, а не связаны с ним.
Отверстия, как и сами резонаторы нужны не для подавления каких-то гармоник. Гармоник чего? Нижние отсеки, резонаторы, выравнивают АЧХ на НЧ уменьшая выброс на частотах своей настройки. Это “поглотители энергии”. Без резонаторов было бы бубнение вследствие недостаточного объема колонок.
СЧ закрыт кожухом с ватой – так проще и понятнее.
Пусть будет так, поправил.
Насчет назначения резонаторов – нашел первоисточник (АС СССР 165911, заявка 03.07.1963). Они ОДНОЗНАЧНО предназначены для выравнивания АЧХ на НЧ. Просто положу это здесь, а то по форумам уже насмотрелся всяческого бреда, наподобие того, что это, мол, сделано для подавления фона на 50 и 100 Гц. Кстати, фильтр питания у “Эстонии-стерео”, как и у ее рижских сестер, настолько хорош, что фон там надо о-о-очень хорошо постараться, чтобы услышать.
Для устранения бубнежа достаточно 1 резонатора, настроенного на частоту резонанса динамика в ЗЯ. Второй зачем? Полоса у одного резонатора узкая? Измерить бы разницу, закрыв по одному и сразу два…
В АС “Симфония-003” и оставили только один. Но там размеры АС другие, и при этом объем меньше. Насколько я понимаю, цель использования резонаторов была не просто устранить бубнение, а именно максимально сгладить и выровнять АЧХ на НЧ. Что и как лучше – без измерения сказать сложно.
Диаметры отверстий, связывающих резонаторы с основным объемом корпуса, у двух резонаторов тоже разные. У меньшего резонатора диаметр отверстия больше. На прикрепленном фото это хорошо видно. Соответственно, разная степень связи и добротность. Думаю, что сначала все подбиралось экспериментально.
yes1111, – не важно – каким образом (экспериментальным или расчётным) конструкторы пришли к такому решению, но звучат эти колонки очень достойно !
такие еще выпускали
А что тут за динамики ?
НЧ- 10 гд-30, ВЧ- 3 гд-31, СЧ не знаю..
СЧ: 4ГД-28
У меня такие же колонки
Только 1 файл прикрепляется
НЧ: 6ГД-2
СЧ: 4ГД-28
ВЧ: 1ГД-3
тоже такие прикупил по случаю, очень нравится как играют, буду до ума доводить, по корпусу много болячек, щели кругом надо заделать, и фильтр перебрать. кто по фильтру подскажет, что на что менять
Я вот однажды переделал фильтр заменил электролиты на неполярные. Недавно задумался. Новые конденсаторы имеет другое внутреннее сопротивление, что будет со звуком в итоге.
Свел однажды АС, все ок, потом сделал фильтры, точно по номиналам, емкость и индуктивность, но не придал значению их внутреннему сопротивлении. Да, по звуку особо не отличить, но итоговая АЧХ оказалась другой немного.
пока только поменял электролиты на раздетые мбго, звук немного чище стал, на вч пленку жду
На вч, на мой слух, достаточно хорошо работают конденсаторы К77 с поликарбонатным диалектриком для военки. По моему мнению, они сочетают в себе детальность “пленки” и мягкость “бумаги”. Полипропилен, слышимый мной, даёт “мягкость” на границе “замыливания”. Но я считаю, что плохих типов конденсаторов не бывает, каждый подходит конкретно под свои цели. Порой на вч может хорошо сработать “бумага” если требуется убрать излишнюю яркость или резкость на вч-диапазоне. Акцентирую, что изложенное умозаключение не подтверждено никакими объективными измерениями и является всего лишь моим личным мнением, по этому прошу расценивать его, не как руководство к действию, а как информацию к размышлению при интересе к таковой….
Согласен с вами насчет поликарбоната К77. Отменные по звуку емкости.
Плёночные конденсаторы звучат более честно и обнажают такие косяки звучания, как нарушение тонального баланса и не равномерность АЧХ.
Электролиты – ,,мылят звук”, скрадывая резкость звучания за счёт более высокого ESR и – тангенса угла потерь.
Кстати, такое размещение НЧ и СЧ динамиков( по диагонали), несколько снижает отдачу на басах и подчёркивает акценты на 1-1,5 КГц.
вот понесло меня с этими ас)) думал просто щели заделать, а нет, полная разборка и реставрация. новый шпон радиоткань и так далее. времени нет. по вечерам на 2-3 часа после работы. результат обязательно покажу. на пару месяцев творческой работы для себя нашел.
https://ldsound.club/index.php?threads/ehstonija-stereo.1003/#post-67904
Хобби важная составляющая жизни человека, позволяет расслабиться, отойти от прочих житейских проблем и забот, дать разгрузку нервной системе. А результат не заставит себя ждать. Я рад за вас, Сергей, что вы заняты этим интересным делом. Обычно так и бывает, вскроешь что-то посмотреть и понеслось…. На счёт доработки данных ас, написано очень много практических советов, я хотел бы добавить с одной стороны очевидное решение, но им почему-то многие пренебрегают. С мой точки зрения, какие бы мы не делали доработки, но результат нивелирует плотная ткань, акустически прозрачной которую трудно назвать. Это как слушать акустические системы через ширму. Что бы не нарушать аутентичность, грили можно сделать сьемные на клипсах, переднюю панель зашпаклевать и окрасить в черный цвет под стать дизайна многих ас того времени. При прослушивании грили снимать.
дело двигается с одной ас почти закончил. вот встал вопрос? передняя панель будет в цвет и съемные грили с темной тканью. так вот как крепить динамики снаружи или как было внутри. кто подскажет
Добрый вечер, Сергей!
“Вопрос, конечно, интересный!”
Есть правильное мнение (основанное на фактах), что пространство перед динамиком, “ограниченное” толщиной передней панели, может сыграть как паразитный четвертьволновой резонатор. По теории, вроде, всё так. Но не будем забывать, что при относительно большом диаметре, длина такой трубы получается много меньше её диаметра. Кроме того, диффузор динамика на средних частотах уже не работает как единый поршень. Прикинем резонансную частоту для такого отверстия (при толщине передней панели 1 см). Длина волны равна четырем толщинам панели, то есть 4 см. Частота, соответствующая такой длине волне, равна 340 делить на 0,04 метра, то есть 8500 Герц. Не знаю первую частоту раздела, но похоже, что она много ниже 8500 Гц. Добавлю, что масса короткого столба воздуха перед НЧ динамиком слегка понизит его рез-ную частоту ( 1 куб. дм воздуха весит около 1,2 грамм). Если и будут “проблемы”, то только у СЧ динамика, но на 8,5 кГц излучает не весь диффузор а малая его часть (центральная). ВЧ динамик при его сопротивлении 12,5 Ом и конденсаторе 1 мкФ “режется” от 12,7 кГц, но достаточно полого. Эффекта трубы (с учетом утопленного в толщине панели выступа акустической линзы) там можно не бояться.
Полагаю, что ничего переставлять не нужно.
Как было , внутри. Эти динамики не красавцы , смотреть неначто. И крепёж проблемный. Но звук !!!. Это же важнее.
Сергей, я бы окрасил переднюю панель в черный цвет, лучше матовый т.к матовый лучше скрывает всякие недочёты на поверхности. Такое оформление имели многие ас того времени, так сказать классика. Смотрится хорошо. Передняя панель черная, боковые в шпоне. Крепеж динамиков с обратной стороны я бы сохранил.
решил так сделать. шпон кроме задней стенки. грили съемные
Отличная работа. Смотрится замечательно. Передние панели родные оставили или новые изготавливали?
панели родные. только одну развернул для симметрии
В начале топика, на фото видно разводы на декоративной ткани передних панелей.
У меня на старых колонках такая же проблема. У кого есть опыт борьбы с такой
траблой? Из условий – передние панели у меня не снимаются, сделаны “намертво”.
По этому снять материю, перестирать и перетянуть не получиться.
Заранее благодарен!
все там снимается
подскажите пожалуйста простым языком,достались колонки,корпуса очень потрепаны как и ткань, работают вроде нормально сравнить с оригиналом нет возможности))хочу новые корпуса,из чего лучше?,ламинированная дсп или все же фанера,прочитал много,хвалят все фанеру,но дсп эстетически красивее,я особо не меломан, люблю инструментальную музыку…и еще вопрос многие советуют заменить конденсаторы (колонки работают,вскрыл посмотрел (до меня тоже кто то вскрывал) пайка вся заводская вроде,все на месте следов вмешательства не заметил) так как определить стоит менять или нет?!!!
Корпус все равно “””дсп или все же фанера”””— единственное условие к корпусу(для звука) это хорошая толщина стенок(16мм и более),жесткость конструкции и общий вес колонки(больше 15кг в их размере) и еще принципиально сделать расположение динамиков как пример орбита 35АС-016!!! сразу уйти от неудачной конфигурации. И желательно расстояние между центром ВЧ и СЧ динамиков задать 13,6см . По фильтру– поменять 4-е конденсатора на один неполярный (т.е. набрать емкость из нескольких неполярных не электролитических конденсаторов общей емкостью 50мк).то же сильно поможет в звуке.
Сергей, если у вас нет цели воссоздать в первозданном виде акустические системы Эстония -стерео с сохранением ее аутентичности и вы не стеснены квадратными метрами, то лучше при изготовлении нового корпуса уйти от основной проблемы этих АС ,а именно, тесного объема для динамика 6ГД2, что позволит также отказать от применённых в оригинальной конструкции полумер доя решения вопроса ограниченного пространства, под средством применения в оригинальной конструкции резонаторов Гельмгольца. Также проблемка тонких сторон. Но корпус в таков случае, выйдет около 120 литров. Если это вас устраивает поищите ветку с рекомендациями Бокарева Александра (А.Б)также можете ему задать вопрос. Никто лучше его вам не поможет разобраться в данном вопросе.
Сергею: Я видел много разных корпусов колонок. Иногда приходится ломать их на дрова. И вот мои наблюдения. ДСП хрупкий материал. Колонку разбить можно пинком. А фанерную только топором. ДСПэшные колонки все с побитыми углами , с щелями , деформированные от сырости , продольные выемки изломаны. А у фанерных панели срощены в пазы в полдерева (термин столярный). И это очень прочно и герметично. Почему фанерных колонок меньше ? Только потому что фанера дороже. Но серьёзные колонки фанерные. И толщина фанеры не меньше 15мм. А лицевая ещё толще.
Акустические свойства дсп лучше фанеры. Ещё лучше двп. Некоторые фирмы делают панели корпусов сэндвичем: внутри двп, снаружи фанера, между ними – песок.
ну вот закончил работу за три недели по вечерам. все дыры заделаны. уплотнители проложены. корпуса теперь герметичные. баса стало больше. одну панельку развернул. на сч 4гд7 поставил как то больше мне они заходят. шпон клеил первый раз в жизни на момент классик. работа не сложная но кропотливая.
попробовал методом тыка разные конденсаторы в фильтре. мбго. к73-16. к77-1 в итоге вернул электролиты обратно. только на вч оставил к77. на мой слух с электролитами более приятнее как бы все динамики играют как одно целое. и мягче чем с пленкой. с пленкой они детальные но крикливые, и слишком навязчивая середина.от этой детальности уши устают.
Заменяя электролиты на плёнку, добавляйте к плёнке последовательно резисторы небольшие, 0,5…1 Ом. Иначе меняется АЧХ, и Вы оцениваете разницу не в конденсаторах, а в АЧХ.
разве добавляя резисторы к вч и сч не поменяется ли общее сопротивление
Они есть внутри электролитов, внутреннее сопротивление.
сделал немного проще, подключил вч не через всю связку конденсаторов, а через трансформатор, там как раз есть одна свободная клемма, и вч тише стал, что было и нужно, теперь он не выпирает на фоне остальных, а немного подыгрывает
Сергей, я сделал по-другому: штатный 1ГД-3 заменил на 3ГД-2. ВЧ стал звучать тише.
3ГД-2. у него размер больше чем 1ГД-3
диаметр “носика” – одинаковый, 42мм.
Виталий, именно так: “носик” 3ГД-2 чётко входит в штатное отверстие 1ГД-3.
3ГД-2 16-омный Ток в катушке меньше. АЧХ ровнее, выброса злого шипучего в районе 5 кгц нет. вот и тише .
Не могу не высказать своё субъективное мнение о данной акустике. Если говорить о ЗВУКЕ, то этот шедевр – лучшее, что было создано в СССР. Корпуса конечно нужны большего объёма, а в остальном всё сделано правильно.
Здравствуйте! Были у меня АС Симфония – 003. По средним частотам звучали отлично и ВЧ тоже. А вот НЧ слабовато, пробовал и к ламповым с темброблоком и без, транзисторным усилителям. Так ничего и не добился. Басом остался не доволен. Хотя это, конечно, дело вкуса. Кому какой звук нравиться. От многих людей слышал, что басов не хватает. Подскажите, товарищи как звучат Эстония?
подключены к однотакту на 300b в положении ручки громкости на 9 часов сидя на диване в двух метрах басы прям всем телом ощущаю, тембрблок по нулям, там с корпусом надо поработать, что бы ни где щелей не было.
Благодарю за ответ! У Вас Симфония или Эстония?
эстония чуть выше мои фото после реставрации
Отлично сделано. Если всё же приобрету их, можно будет обратиться к Вам за советом по реставрации корпусов?
обращайтесь
Здравствуйте, Сергей! Скажите, пожалуйста, какой у Вас усилитель? Вы писали однотакт, заводской или авторской работы?
BoyuuRange A50 MKIII китай немного доработан, хотя и без доработке не плохо
Благодарю! Купил я АС Эстония, звучат прекрасно, ничего не переделывалось. АС Симфония – 003 которые у меня были, звучали хуже.
Всем здравствуйте. Уже делал свой скромный комментарий по данной акустике. Вот он. Не могу не высказать своё субъективное мнение о данной акустике. Если говорить о ЗВУКЕ, то этот шедевр – лучшее, что было создано в СССР. Корпуса конечно нужны большего объёма, а в остальном всё сделано правильно.
К сожалению многие уважаемые товарищи, даже не внимательно читают описание, а именно.
Корпус акустической системы изготовлен из высококачественной березовой фанеры толщиной 10 мм со съемной задней стенкой.
Из вышеописанного могу сделать своё субъективное заключение о том, что присутствующие коллеги относятся к двум категориям слушателей. Первое- это коллекционеры, которым Звук до лампочки, главное аутентичность изделия. И вторые- улучъшатели, которые почему то не хотят идти до конца.
А теперь моё субъективное мнение, которое не стоит слушать, тем более читать. Разговор идёт только о ЗВУКЕ. Нужно выбросить эти ящики на свалку, вместе резонаторами Гельмгольца. Сделать больший объём на 15-25% от реального, с толщиной стенок от 20 до 30 мм, в открытом ящике. Я вместо 4гд-28, поставил 4гд-7, на мои уши лучше легло, видимо из за чуть большей чуйки, ширины сцены. Долго колдовал с кроссоверами, в результате оставил заводские. На самом деле продал. Люди до сих пор благодарны. Надо двигаться дальше, дальше и ещё раз дальше. Всегда завораживает, когда чем то обладаешь. И как не странно, становишься богаче, когда это отдаёшь и двигаешься дальше, по крайней мере счастливей точно. Удачи всем, здоровья и хорошего ЗВУКА.
Да, забыл не маловажное замечание. Хоть это и ОЯ, но 6гд-2 нужно отделить сплошной перегородкой от ВЧ, Сч, звена. Про демпфирование писать не буду, здесь все знатоки.