Эзотерика звука, акустики, рупора и лампы

Однажды на своем ноутбуке забил в поисковике – «рупорная акустика», и теперь каждый раз при загрузке поисковика вываливает такое, что я начал сомневаться в законах природы – физики и во всем, чему меня с таким трудом старались научить мои глубокоуважаемые педагоги. Решил помочь (не учить!) нежелающим думать, читать и вообще вспоминать уроки физики средней школы, восполняя знания, потерянные в очередях у пивного ларька.

Эзотерика звука, акустики, рупора и лампы

Тезисы

  • Из теории четырехполюсников – для достижения максимальной мощности в нагрузке при заданных искажениях, выходное сопротивления источника сигнала и сопротивление нагрузки должны быть соответствующими, эти несоответствия приводят либо к выходу из строя источника, либо к отсутствию мощности.
  • Для воссоздания меандра (прямоугольника) необходимо бесконечное число гармоник, убывающих по амплитуде по Фурье. Это значит, что чем шире полоса воспроизведения, тем правильнее форма передаваемого сигнала – в музыке нет гармонического синуса.
  • Когерентность (одинаковость) источников существует только в теории, на практике только интерференция – наложение с мало прогнозируемыми последствиями, особенно с фазовыми (даже с одинаковыми частотами и амплитудами).
  • В дальней зоне правильная (неискаженная) сферическая волна в своем сечении имеет форму окружности по периметру, значит из каждой точки, куда дошла волна происходят излучения во все стороны с убыванием мощности, кубически.
  • При прохождении волны между любыми параллельными поверхностями (как в волноводе) возникают искажения, обусловленные возникновением стоячих волн, резонансами в зависимости от соотношения геометрических размеров поверхностей, их протяженностью и длины волн сигналов. С отверстиями всё намного хуже, их (неправильных отверстий) следует избегать.
  • Лучший элемент в тракте «качественного» девайса – отсутствие этого элемента.
  • «Велосипед» звука давно изобретен и проверен природой за миллионы лет.

Эзотерика звука, акустики, рупора и лампы

Акустика

  • Главная задача не испохабить возможности динамика, дать ему полностью раскрыться.
  • Звучать должен только динамик (диффузор), а не феншуйные навороты в оформлении акустики.
  • Отсутствие широкополосных динамиков, способных воспроизвести достаточную полосу частот, даже для приближенного воссоздания исходной формы сигнала источника – чаще посещайте концерты с живым звуком.
  • Короткое акустическое замыкание возникает на частотах, сравнимых с дугой в четверть волны от фронта к тылу излучателя.
  • Жесткость воздуха в ящике должна соответствовать жесткости подвижной системы динамика.
  • Существует единственная отобранная природой форма воздушной нагрузки излучателя – экспонента с коэффициентом расширения, соответствующим затуханию нижней передаваемой граничной частоте.
  • В расчете рупора (экспоненты) участвуют только площадь излучателя, максимальная требуемая акустическая мощность (давление в горле), граничная нижняя частота и периметр устья.
  • Акустические материалы должны быть индифферентны к звуку.
  • Заполнение заднего пространства ящика «ватой» необходимо только для теплоотвода нагреваемого воздуха.
  • Лучший материал акустического оформления – бетон, лучшая форма закрытого ящика – сфера.

Эзотерика звука, акустики, рупора и лампы

Усилители

  • Для человеческих барабанных перепонок достаточно 80-90 дБ чтобы порвать их.
  • Лучший элемент по звуку – его отсутствие.
  • Полупроводники, особенно в бешеных количествах со звуком ничего общего не имеют.
  • Печатные платы – красота и не более.
  • Трансформатор на входе – глупость!
  • Режимы использования элементов усиления – только А, остальные для генерации и преобразования формы сигнала.
  • Любой элемент имеет «свой голос», не всегда приятный для нашего уха.
  • Для приготовления правильного звука нашему уху обязательно добавить вторых гармоник.
  • Лучшие результаты прослушивания показали многоампинговые тракты.
  • Даташиты и особенно торговые марки, цвет, размеры, фэншуй девайсов – это от лукавого, а цена вообще – в обратной пропорции от ожидаемого.

Эзотерика звука, акустики, рупора и лампы

Лампа

Лучшие результаты – 4П1Л. 12П17Л – почти нет разницы с первой. ГУ-15 тоже клас! Из октальной серии в порядке убывания – 6С5С, 6С2С, 6Н8 (для фазоинвертора). Забугорные вроде 300Б, 2А3. Из октальных выходных я бы остановился на 6П6. При расчете каскадов пользуйтесь только законами физики + вахами от производителя. Тут главное не брать у китайских братьев, кроме паяльника и припоя.

Эзотерика звука, акустики, рупора и лампы

Выходные трансформаторы

  • Железо – есть слухи о намотке на кольцах, использовании серии ТС или ОСМ.
  • Хорошее доступное железо – от бесперебойников, размеры желательно побольше, даже сварное после резки болгаркой, главное чтобы с отверстиями под болты.
  • Зазор – в зависимости от анодного тока и схемы (одно или двухтакт), как правило хватает в одном месте в разрыв сердечника положить кальку, около 0,05 мм.
  • Секционирование – сначала у керна, не менее 50% первички, потом все остальное. Не дай боже использование двойных проводов или параллельные обмотки!
  • Технологически первичку предусмотреть по секциям 50% и 75% для УЛ.
  • Вторичку желательно с отводами для подстройки, под конкретную акустику.
  • Симметрирование намотки двухтактного – обязательно со средней щечкой на катушке и секционирование-коммутацию плеч из разных мест.

Еще раз с глубоким уважением и благодарностью за научения к :

Гюйгенсу Х.ван З.
Френелю О.Ж.
Эфрусси М.М.
Алдошиной И.А.
Войшвилло А.Г.

Автор: Ерохов Ю.Н.
30.07.22

4 комментария: Эзотерика звука, акустики, рупора и лампы

  1. А.Б. пишет:

    4П1Л назвать магновальной серией- крутые познания. Остальное напоминает открытие закона всемирного тяготения учеником ПТУ . Все в одну кучу и погуще. Как сказал бы бывший пожарный Виктор Иванович, каша мед г..но и пчелы.

  2. Аудиостроитель пишет:

    Очень сложно для слуха и недоступно для понимания. Замечу, что два здравых рассуждения я заметил.
    Во-первых, на ЛЮБОЙ записи вы слышите замысел звукорежиссёра. От себя ещё раз добавлю, что вы его не знали, не знаете и никогда не узнаете. И к натуральному звучанию инструментов в 95% случаев отношения это не имеет.
    Во-вторых, хотите натуральное звучание – идите на концерт. Любой. Про это тоже каждый раз пишу.
    А лампа там в рупоре или транзистор в щите, это лишь разновидность вкуса фломастеров.

  3. Александр пишет:

    Кроме того, что каша, тяжело для слуха, ещё и много вранья, например:
    «лучший материал акустического оформления = бетон» – неправда, в научной литературе указан другой материал;
    «Когерентность (одинаковость) источников..» – Когерентность – уж никак не одинаковость, это согласованность сигналов во времени;
    «лучшие результаты показали… автомобильные 4 омные бумажные овалы от старой Элантры и 16см кругляки от старых митцу» – это вообще ниочём. Такое можно утверждать, если сравнивалось огромное количество всевозможных динамиков;
    «лучший элемент по звуку – его отсутствие» – исходя из этого «философского» утверждения данная статья была бы намного лучше, если б её попросту не было
    И так далее…

    • АБ пишет:

      Спасает автора от разгромной критики лишь его искренний восторг от содеянного и желание поделиться радостью. Остальное, конечно, тяжелый мрак.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.