Изготовитель: завод радиокомпонентов, г. Казань, с 1975. (выпуск в г. Брянск)
Назначение: высококачественный стереофонический усилитель Б1-01 предназначен для совместной работы с различными источниками звуковых программ. Входил в состав электрофона Электроника Б1-01, с проигрывателем и АС.
Технические харакетристики Электроника Б1-01:
Диапазон частот: 20 – 20000 Гц
Номинальная выходная мощность: 50 Вт/4 Ом
Музыкальная мощность: 80 Вт/4 Ом
Коэффициент нелинейных искажений: 0,5%
Регулировка тембров НЧ и ВЧ: ±10 дБ
Потребляемая мощность от сети: 260 Вт
Габаритные размеры (ШхВхГ) – 500х130х315 мм
Масса: 15 кг
Описание Электроника Б1-01
Стереофонический электрофон высшего класса “Электроника Б1-01” состоит из четырёх отдельных функциональных блоков: стереофонического электропроигрывателя, стереофонического усилителя звуковой частоты и двух акустических колонок. Высококачественный двухканальный стереофонический усилитель модели предназначен для совместной работы с различными источниками звуковых программ. Его номинальная выходная мощность в каждом канале 60 Вт. Коэффициент нелинейных искажений 0,5%. В усилителе НЧ предусмотрена регулировка стереобаланса, раздельная регулировка тембра НЧ и ВЧ частотам. Имеется возможность для подключения одновременно двух акустических колонок в каждом канале.
Стереоусилитель имеет раздельную индикацию уровня выходного сигнала в каждом канале стрелочными индикаторами, световую сигнализацию перегрузки усилителя, наличие фильтров для ВЧ и НЧ частот, устройство отключения тонкомпенсации и раздельного отключения АС.
В усилителе НЧ предусмотрено:
- регулировка стереобаланса
- раздельная регулировка тембра НЧ и ВЧ частотам
- возможность для подключения одновременно двух акустических колонок в каждом канале
- раздельная индикация уровня выходного сигнала в каждом канале стрелочными индикаторами
- наличие фильтров для ВЧ и НЧ частот
- устройство отключения тонкомпенсации
- раздельное отключение АС
Руководство, описания и схемы на диске.
Благодарность за фото и материал: vega-brz.ru и rw6ase.narod.ru
заметный недостаток – громкий хлопок при включении и выключении, связанный с однополярным питанием и отсутствием устройства задержки включения АС. Лечилось ручным отключением АС перед отключением и включением колонок через минуту после подачи напряжения. Сам усилитель неплох – тянул 4 колонки 20АС включенных на 16 Ом. на мероприятиях.
Не несите чушь. Есть в нём задержка, и при том довольно длинная, секунд 7 наверное.
В первых ревизиях задержки нет
с1977 года уже была модификация с задержкой но только у Казанского завода в Брянске схему не меняли.у меня 1979 года все присутствует.
С 1978 уже было релле и т.д.
Еще фильтр низких частот при переключении бахал на всю катушку, даже предохранители родные вылетали. Усилок с особенностями.
У меня оба 1978-го,задержка есть,наверно не меньше 10сек.
это не достаток а особенность усилителя.
Основательный монтаж внушает уважение, на деталях видны ромбики, приемка. Электролиты огромные, такие редко ставили тогда на ширпотреб. Вообще, приятно смотреть, как сделано: крепко, просторно, доступ к любому узлу.
Всё это мелочи для такого усилителя.Сейчас усилителей с таким качественным звуком можно по пальцам пересчитать.А хлопок легко лечится внедрением в него блока защиты АС который можно купить в Ин-те или собрать самому,благо схем куча.Это один из самых лучших усилителей что выпускали в СССР.
В данный м омент слушаю такой.Очень “теплый” на вид,домашний.Вот только не знаю какие лучше для него колонки.У меня Корветы и С90.И да,недавно вылетела защита на включение,отдавал своему мастеру.Теперь задерка защиты где то 5-7 секунд.Редкий усил.Брат отдал,купил где то с рук побитый внутри,восстанавливали
У меня два усилителя таких.Один нагружаю 25АС-027(Амфитон),у нижников подвесы заменил.Оченно мне нравится.Верха шелковистые мягкие.Это лично мое мнение,никому не навязываю,не инженер-акустик и не аудиофил,просто меломан с 40+ стажем.
Этот усь не любит 4 Ом, если ручку выкрутить больше половины, выходники летят, так как питание большое, 8 и больше Ом ему будет легче. Сам такой хотел такой купить, но отказался в пользу Одиссей-002. Звук детальный и прозрачный, у самого ЭФ-017, так она глухая по сравнению с Одиссеем.
“Этот усь не любит 4 Ом, если ручку выкрутить больше половины, выходники летят”
Не летят выходники если все нормально подключено.
А вот если плохой контакт в разьемах АС, или надорваны косички НЧ динамиков то могут быть проблемы. Так как импульсные токи начинали превышать допустимый предел.
Даже КТ809 эксплуатировать приходилось на 4 ома, при хорошем контакте проблем не было особых.
Возможно еще влияет то что теперь в сети номинальное напряжение выше на 10 процентов, чем то что было во времена создания этого усилителя.
У КТ809 max ток небольшой 5 или даже 3А.У меня в одном из Бригов КТ908А стоят.
А напряжение сети,да,выше,чем было в 80-х.Не на 10%,но на пять точно.У нас где-то 233-235V.
Но эт не везде… В 90-е лампы (тогда накаливания) ночью не включали, потому что взрывались. Последние лет 20 в сети 185-195 вольт. После 1 ночи до 110. Причём ГРЭС как на ладони внизу(18км),а другая в 20 км в другую сторону. Включение элчайника даёт посадку в 7 вольт. Пользуемся стабилизатором.
Над вами издеваются..
Над нами тоже 195 вольт постоянно! Совсем оборзели, в Мурманске 240
Кто мне заплатит за потерянную мощность усилителя 🙂
при чём тут питание???! конечно не любит 4 ома потому,что схемотехнику гляньте!!!! это же усилитель напряжения! а они с 8 и выше омами акустики работают,для тех,кто не в курсе,потому,что току там для 4ом маловато будет!!!
Таки купил Б1-01, переходная версия.Мастер поставил защиту на выходе по мощности..вышло так, 50 ватт ном.и макс 75 ватт, дальше транзюки могут сгореть…хотя в пике 80-90 ватт может выдать и это на 4 ОМ.
До Брига это единственный усилитель который максимально точно передает звук не внося в него искажения и призвуки.И самое лучший усилитель что я слышал.Что из них лучше Бриг или Электроника-тоже спорно..Очень мало,.действительно таких что были так качественно сделаны и играли..сейчас одни бумкалки да бабахи..но не усилители..
Имею оба аппарата б1 01 первой ревизии и бриг 001 первой ревизии. Бриг чуть лучше. Бас чуть объемнее и лучше детализация на вч. доработками не занимался))
Это очень странный усилитель. Самые противоречивые отзывы.
Явные плюсы: Приятный не микросхемный звук. Стрелки. Дерево и металл в оформлении. Наличие глубокого НЧ на любой акустике. Удобный монтаж компонентов.
Минусы: Размеры(не все полки примут его). Отсутствие реле(жесткий батхерт). Не “универсальные” разъемы АС(ОНЦ не фатально). Хрустящие регуляторы(только поменять).
В корне не согласен с обзорщиками из YouTube обсирающими его основывая свои доводы на фотографии и слухи.
Не так давно слушал его в кафе там очень интересно использовали его стандартную фичу с двумя парами АС сделав мультирум.
Хотя он сам по себе дешевый но его доводка и профилактика легко догонят по цене младшую модель от Yamaha например S201.
Здравствуйте! Восстановил усилитель Б1-01 путем замены всех электролитов. Звучание усилителя радует, особенно на “низах”. Единственное, что не нравится-напрягающий “розовый” шум в паузах. Может кто знает способ, как его победить?
Победить наверное можно только переделав схему. То есть отключив темброблок и коммутацию и подав сигнал прямо на вход оконечного усилителя через регулятор громкости.
шумит во всех положениях переключателя входов и при минимальном положении регулятора уровня?
купить лампач по типу лофтин -там нет шумящих кондёров на выходе и на пути звука)
Шипит одинаково в обеих колонках при минимальном положении уровня громкости, при любых режимах переключения входов. Пропадает только при извлечении заглушки между предварительным и оконечным усилителями.
с1977 года уже была модификация с задержкой но только у Казанского завода в Брянске схему не меняли.у меня 1979 года все присутствует.
Уровень шумов в описании не нормируется. Так что скорее всего особенность. Можно конечно в предусилителе заменить транзисторы кт315 на кт3102 , и мелкие ёмкости по 1-5 мкф на входах выходах заменить на что нибудь более приличное: танталовые ниобиевые. Шумят скорее всего утечки как раз в конденсаторах.
Предположу высыхание емкостей в цепях ООС в преде, росте усиления и уровня шума. Потеря емкости в входных(выходных) конденсаторах ведет обычно к потере НЧ звуков
Гляну сейчас схемку усилителя, может что в ум придет.
кт342 -они и называются малошумящими (если найдёте в скупках на переплавку на золото)
есть кт 315 Р, применялись в видеомагнитофонах ВМ12, они болотного цвета, у всех коэф усиления 250. Могут, если захотят, сделать прилично.
Есть ли смысл в предварительном усилителе для снижения уровня шума заменить КТ315Г на КТ3102Б?
Оба кт315г в предварительном включены с ОК, поэтому в плане шума какого-либо существенного эффекта от замены не будет
Проверь питание предварительного усилителя, может шум по питанию прет? Давненько пользовался усилителем со штатной акустикой, повышенной шумности не замечал.
Что Вы имеете в виду “шум по питанию”?
– это когда на питание накладываются посторонние наводки. В случае с недостаточной фильтрацией – кратные частоте сети, в случае неправильной конструкции или схемы (отсутствия или потери емкости шунтирующих конденсаторов) – дробные шумы стабилизатора. Если есть осциллограф или милливольтметр посмотрите ! Для проверки можете подключить, при отключенном усилителе, дополнительный конденсатор емкостью не менее 1000 мкФ короткими проводами параллельно к цепям питания предварительного усилителя и оценить изменился ли шум
Проверь С2 на плате стабилизатора,включенный между базой КТ807 и общим проводом.
С2 заменил-не помогло.
Коммент к Валерию от 16.05
Гудит трансформатор? Причина: ослабла стяжка сердечника, отклеились отдельные пластины. Подтянуть,подклеить. Переключателем сетевого напряжения поставить 237 вольт. Гудение уменьшится, надежность увеличится но максимальная выходная мощность уменьшится.
Такой шум возникает после интенсивной эксплуатации усилителя.
Моя Радиотехника-020 (030?) зашумела после 4х месяцев.
Вот и думайте, что могло сесть, разрушиться и ослабнуть
это особенность. унч, не гул как от электролитов по питанию а именно шум
Такой усилитель у меня есть, сейчас им как раз занимаюсь, хочу отполировать корпус и покрасить… не горит лампа на индикаторах и сами они не работают, есть взаимосвязь – если новую подсветку сделать, стрелки задвигаются? еще несколько напрягает гул трансформатора. Если в 70-х это было нормой, то сегодня уже нет.. Кто что подскажет? И какова ему цена?
Имеет смысл, проверить сетевые электролиты в БП.
Электролиты надо не проверять, а менять, причём все, а не только в БП – уже более 40 лет прошло.
По описанной проблеме,(сильный фон переменки 50Гц),вероятная причина в сетевых электролитах.
Или в неправильной разводке “земли”.
Согласен. ВСЕ электролиты под замену. Не то 2-3 шт поменяешь. Явную сушь. Настроишь. А через месяц ещё пара “досохнет”. И всё снова. Разборка. выпаивание, заказ в Чипе, пайка, настройка. И т.д. Менять, сразу, в т.ч большие!
С конденсатором на питании что либо делал? Добавлял? На сколько вольт?
Парни, у меня, по моему, усилок был уже с реле задержки включения акустики. Хотя точно вспомнить не могу, давно было. Помню отец при покупке этого комплекта сказал что по цене (1085 рублей) он должен быть размером со шкаф. Не помню в каком году это было, скорее году в 79-80м. Просто позже я поменял усилитель от Электроники на Радиотехнику 020, вот в ней точно реле не было, хлопала при вкл/выкл, реле делал сам, там в углу место прямо как специально для этого блочка было. Но по звуку, на мой взгляд, Радиотехника превосходила Электронику, поэтому и поменял.
В УКУ020 между предварительным и УНЧ стоит платка на КП302, которая успешно защищает от этих хлопков. Правда, на ранних сериях её не было.
Трудно вспомнить хоть один усилитель советских времён, не хлопающий по ушам при включении . Схемы все как одна, с однополярным питанием, если не мощника, то преда, то есть, хлопушка однозначно. И когда стал сам собирать схемы, нормальные, подивился тишине при включении.
Амфитоны все на двухполярном. Никаких хлопков. Веги хлопают. Все Веги.
За все сказать не могу, у меня было два Амфитона подряд – AI-01-2 и AI-01-2У. Отличались производителем. По моему один Львовский, второй Ульяновский. В одном транзисторы на выходе были в металлических корпусах у другого в пластиковых. И у одного было ступенчатое понижение громкости методом выдёргивания на себя ручки громкости у другого соответственно нет. По моему всё было у Ульяновского, но это не точно, давно это было. А вот реле задержки подключения АС и защиты от постоянного напряжения на выходе были штатно у обоих.
причём тут однополярное у пит.? арктур” так хлопар по ушам так что ушанка слетала с ушей а тда-шки вабче вылетали если задержку подкл. нагр. не ставить
)эстония 010
На моем Б1-01 при включении кнопки ТК незначительно уменьшается стерео эффект. Это особенности конструкции или неполадки в усилителе? Может кто нибудь обращал на это внимание?
В результате шестилетнего периода владения ЭЛ Б1-01(с 1980по86г)никаких таких особенностей незамечалось.Тонкомпенсация при включении кнопки ТК действует на первой 1,3хода движка регулятора громкости,далее она “автоматически”бездействует.Проявляется в ощутимом подъёме НЧ и ВЧ уровней без затрагивания стереопанорамы.В моём случае кнопка ТК была в постоянно нажатом положении.В Вашем случае нужно искать причину:Рекомендую смазать переключатель П2К(ТК) жидкость WD40,возможны токопроводящий мостик от продуктов износа.Далее обратить внимание конденсаторы С3;С10 типа К73-9(0,033мкФ)узел У1 возможны утечки.
У своего я такого эффекта не замечал. Да и вообще, это получается что при нажатии кнопки ТК возникает переходное сопротивление между каналами. Может просто кажется? Никогда такого эффекта не наблюдал и даже не слышал. Я первым делом открыл бы усилок и проверил не соприкасаются ли где меж собой элементы. Или что то попало на плату со стороны дорожек или элементов, и т.д. Не помню как он устроен внутри, он был у меня лет 40 назад, да и не лазил я в него, работал он и работал, так рабочим и был продан.Может платы параллельно стоят, соприкосновение с соседней платой элементами или дорожками. Но от выхода из строя РЭ маловероятно, я бы сказал совсем не вероятно, каналы никак не связаны между собой по схеме, только через БП.
Озадачился вопросом как правильно подключить кассетник для записи с винила через усилок, возможно ли это или нет? Гнезда выхода на усилке нет, может через выход на наушники? Или придется подключать вертак напрямую к кассетнику? Усилок Б1-01, вертушка Пионер 50.
а . Понял. У вашего Пионера нет корректора встроенного, выход- с головы, значит, его включаем на вход корректора усилителя Б1-01. Выход на наушники, если там нет шума и фона, годится для записи .Уровень убавьте только.
Если в усилителе нет выхода для контроля в процессе записи, включите вертушку ко входу магнитофона, а его линейный выход – ко входу усилителя.
С таким колочеством кнопок и гнезд усилок обязан выдать сигнал на запись магнитофону, поищите внимательно. Этот выход , правда, могут обозвать собачьим названием, понятным лишь чиновнику, сочинявшему прибор.
Усилитель Эл Б1-01 имеет сразу два выхода для записи на магнитофон:Сзади под радиатором розетка “магнитофон” гнёзда “1”-“4″ сигнал на запись,”5”-“3″входной на усиление(250мВ) гнездо”2” общий.
Рядом гнездо “Линейный выход” гнёзда “5”-“3” сигнал на запись,спаралелен с розеткой “магнитофон” гнёзда “1”-“4”.В усилителе имеется розетка “проигрыватель” со встроеным фонокорректором чувствит 3мВ для головок звукоснимателя типа ММ гнёзда “5”-“3” ну и “2”общий.
Опять WD40.
В декабре сын ковырялся в машине и использовал эту жидкость. Набор головок Bosch (не китайчатина). Не протёр, на улице было под -30 и весной в местах, куда попала вдшка образовалась ржавчина. Это сволочь сожрала всё покрытие.
Я не знаю реакции WD40 на посеребрённые контакты и латунь, но экспериментировать с радиоаппаратурой не хочу.
Пользуюсь комплектом KONTAKT 60, WL, 61.
Кстати контакт 60 можно использовать для пропайки разъёмов в плате, которые окислились за десятилетия. Прыснул, подождал 10 минут и можно паять.
В замёрзшие замки прыскают или ржавчину чтоб отъело.
Контакты ценой кусаются конечно… Но для себя можно и купить.
по возможности применяю смесь бензина и спирта, если нужно что-то отмыть , не разрушая покрытия. Бензин Б-70.
Что такое эта WD40 так и не знаю до сих пор.
Это смесь керосина со специальными присадками. Создатель Ютуб канала Огненное ТВ смог повторить жижу, почти сходную по свойствам с ВДшкой
https://www.youtube.com/watch?v=_AGJ9KCjNV8
здесь про WD40
Спасибо большое за подсказку. Со слепу не заметил “линейный выход”, сейчас вынул из стойки усилок и обнаружил искомое. Прошу прощения что ввел вас в заблуждение. Теперь надо изготовить два кабеля RCA-ОНЦ, надеюсь разьемы ОНЦ еще есть в продаже.
Валом. Это же не советская разработка, немецкая. И используются такие разъемы о сих пор.
жаль, в 80-е крепко сэкономили на этих разъёмах, изначально удачных во многом и почти не уступавшим фирме (посеребренная латунь контактов, сами контакты крепкие) . Стали делать контакты из тонкой фольги, которая сминается от неверной подачи, пркрыто все странной пленкой, паять которую невозможно в принципе, не содрав напильником.
Специально искал нормальные разъемы по барахолкам, потому что в продаже осталась одна эта непотребная ерунда.
Подскажите где посмотреть схему усилителя, попадается только Казанский, у меня усилок похоже Брянский, передняя панель как на первом фото, только индикаторы как на других фото, на шасси иное расположение больших электролитов (перпендикулярно лицевой панели). Нужно выписать номиналы конденсаторов под замену.
Внутри так же есть отличия?
На диске сайта есть схемы как Казанской 1 и 2 ревизии,так и Брянской, как 1 ревизия Казанской,снижено только напряжение питания до 66В как во второй ревизии Казанской. На сайте есть информация в разделе;ТЕОРИЯ- РАЗНОЕ в конце по ЭЛ Б1-01 о разных производителях.
https://ldsound.info/elektronika-b1-01-o-proizvoditelyax-2-revizii-i-dorabotke/
Вот фотки усилителя без макинтоша. Передняя панель. Шильдик
Это усилитель Брянкий(судя по эмблеме).Различий в схемах печатных плат нет(кроме пары резисторов).Компоновка в расположении конденсаторов фильтра и разделительных расчитана на ёмкость 4700мкФч100В у фильтра,и 2200мкФч50В у разделительных на выходе усилителя.Казань перешла на модернизированную версию(ревизия 2)в 1977г увеличив ёмкость фильтрующего конденсатора 10000мкФчх100В а разделительных 10000мкФх50В.Изменены при этом номиналы резисторов в обратной связи предоконечника от разделительных конденсаторов.В связи с увеличившимися габаритами конденсаторов потребовалось изменить компановку расположения плат предоконечников и конденсаторов на более рациональную. В связи с этими изменениями увеличилось количество “низов” ну и “высоких” в звучании.Правда это потребовало ввести задержку подключения АС т.к возросла сила “щелчка” при включении.Устройство задержки интегрировано в плату питания(схема её не изменилась) с помощью реле типа РЭС6.Вы можете воспользоваться и Казанской схемой плат номиналы конденсаторов не изменились.Если захотите перевестись в ревизию 2 потребуется изготовить схему “задержки” она не сложна
Скажите пожалуйста, какая версия лучше в качестве звучании, удобства, первая или вторая, в первой питание высокое горели выходные при 4 Ом. Думаю какую ревизию взять..Спасибо.
В качестве звучания и первая и вторая ревизия звучат достойно,но вторая “вкуснее”.Первая ревизия в Брянской версии,с питанием 66В то-же вполне надёжна.Берите любую,перевести с первой на вторую в силу компактности электролитов,и обратно легко.Ну а качество,это личностные предпочтения.
А что значит но вторая “вкуснее”.? Просто у 2 версии релле задержки есть.
У второй ревизии увеличена ёмкость разделительных конденсаторов(10000мкФх50В)соответственно изменены номиналы резисторов обратной связи в плате УМ охватывающих эти конденсаторы на выходе.Увеличена ёмкость конденсатора фильтра питания 10000мкФх100В против 4700мкФх100.В плате предварительного усилителя изменены номиналы резисторов делителя напряжения сигнала перед эммитерным повторителем.На слух эти изменения дают больший уровень низов(НЧ) и высоких(ВЧ) звук как-бы прозрачней по сравнению с “первой”.
А можно ли у 1 версии понизить питание как у 2 до 66 вольт? Какие схемные изменения будут? И поставить релле задержки? Спасибо.
Пока попробую только заменить электролиты. Продаются советские в точности по указанным номиналам, стоит ли их использовать или нужно подбирать импортные аналоги?
Советским самое наименьшее 30 лет-гарантии нет.Берите импорт новый у них и размеры уменьшились в разы.Причём есть смысл конденсатор на фильтре С6 взять увеличенной ёмкости 10 000мкФх100В(вместо 4700мкФх100В) а разделительные С4-С5 заменить той-же ёмкостью 2200мкФх50В если остаётесь в “ревизии 1”.На платах предусилителя и предоконечника в качестве “проходных”можно использовать керамические импортные они не “сохнут” и неполярные что очень полезно усиливаемому сигналу.На Алиэкспрессе всё это есть за умеренную цену.Ссылку привожу https://aliexpress.ru/item/33037925460.html?spm=a2g0s.9042311.0.0.264d33ed6njrPk
Вот ещё : https://aliexpress.ru/item/32845261709.html?spm=a2g0s.9042311.0.0.264d33ed4xcuvF
Олег, не нужно покупать это гавно многослойное. Если позволяет габарит на плате, то менять только на плёнку. Где габарит критичен – можно с нижней стороны наращивать смд np0 керамику
Я их использую уже 3 года, в прошлом году восстановлены два Корвета 048 1990 г выпуска,один Амфитон А1-01-2,и один Кумир 001 без замечаний функционируют по сей день.В своей аппаратуре тоже делаю ставку на них.Единственно что надо перед запайкой “прозванивать”измерителем LCR ибо велик разброс(наверно отбраковка)но работают прекрасно и звук хорош.Так-же использовал с Али и SMD керамику она дороже но там точно по номиналу.
Олег, раз уж есть lcr измеритель, то сравни как нибудь добротность (тангенс угла) тех недоконденсаторов, что ты привел с хорошей пленкой или керамикой. Да и зацени изменение ёмкости того конденсатора в зависимости от приложенного напряжения. Как то работать оно будет, но в “проходе” таким емкостям не место. Да и в сигнальное питание я бы не ставил.
Там не только плохой тангенс и зависимость ёмкости от напряжения, но и зависимость от температуры, пьезоэффекты, нелинейные искажения и т.д. Микрофарадные номиналы в таком типоразмере – однозначно мусор.
За пьезоэффект, и НИ вообще молчу, ибо Олег их вряд ли измерит. Ну значит мне на протяжении уже многих лет попадался только брак, а тебе, Олег, попадался высочайшего качества “небрак”))), ибо в качестве блокировочных по питанию в цифровых схемах я их применял очень часто, наизмерялся их донехочу.
Не знаю почему у Вас такое мнение сложилось,может брак попался, но у продавца чьи ссылки я выложил(керамика с ножками 50В) все параметры отлично.Разумеется я проверял их у себя на заводе “Электроприбор” г Алатырь выпускающий авионику на участке входного контроля.Да и дома у себя измерителем LCR DM4070 и ESR-micro v5.0S.Всё прекрасно и подогревал их феном,кроме меня товарищ наведший меня на них 4 года использования и мой напарник 3 года того-же мнения.Или мы что-то недопонимаем?Не настолько мы доверчивы чтоб огульно верить Китайцам.Попытаюсь вставить фото замеров но весят много может не получиться.
Наши к73-9 фольговые, оттого и пузатые, зато звучные. К78-2 тоже фольговые, громадные, зато суперзвучные. Сегодня полипропилена – от китайского до немецкого- везде валом, денег не особо стоит.
На один любимый усилитель – уж можно разориться, отвалить пару сотен рублей, не долларов.
Лирическое отступление: Как не старались убедить нас, что в СССР есть только один класс – рабочий, буржуазное деление на классы оставалось в подсознании, взять хотя бы усилители и прочая техника высший класс для высшего класса общества или по крайней мере тех, кто себя им считает. Чем больше люксовых вещей, тем больше уверенности в своём высоком классе – это философия нищего стремящегося пустить пыль
Люди высшего общества, такие партэлита КПСС старались приобрести аппаратуру иностранных производителей (помните “Берёзку”?), ибо прекрасно понимали и знали, что вся аппаратура в СССР характеризовалась одним словом – ширпотреб!))
В самом деле, из высшего класса в этом усилителе одно название. При КНИ 0,5% и разделительных кондерах на выходе…
…в 1975 году в эпоху тотального дефицита электроника Б1-01 действительно был аппаратом высшего класса с ценой 450 рублей или примерно 725 инвалюты или в универсальной валюте 157 бутылок водки высшего качества в бутылках “чебурашка”…сегодняшний молодежь не знает слово дефицит и монорадиокассетныймагнитофон панасоник в комиссионках стоило от 2500 рублей или …бутылок водки…всех благ…
Ну можно посмотреть на альтернативы по тогдашнему офф.курсу. У меня пара Marantz тех же годов, 2275 и 5520,вот это действительно – высший класс,как по исполнению,так и по надёжности. А “Электроника” – недоразумение за оверпрайс.
…уважаемый Вован, поздравляю с приобретением…однако, иметь марантц сейчас и в 1975 году не одно и тоже…до 1990 года среди 300 млн жителей Советского Союза марантц имели наверное единицы или вовсе не было такое…старшее поколение помнят, что в те годы усилители бриг или корветы продавались под прилавкам с переплатой…да и усилительная техника шла как общественное изделие для залов и площадок…скажем даже стойки прижились в союзе после 80-х годов…были интересные времена…сейчас я слушаю техникс в связке с ямахой и характеристики одни нули…но аппаратура 70-х в те годы это нечто… всех благ…
Например у меня есть двухблочный Lo-D/Hitachi 8300 (1976г.), ритейл пары ¥200,000,это по офф.курсу 76 года – чуть больше 500 руб.
Перебран на новой элементной базе, розовый шум остался (но меньше). Кому интересно могу выложить печатку.
Выложите пожалуйста
Шум у этого усилителя очень вероятен из-за самовозбуждения эмиттерного повторителя на выходе темброблока (за каскадом на полевике). Лечится отпайкой базы транзистора от площадки и установкой между ними резистора примерно 1к.
Доброго дня. Подскажите как настроить обратную связь резистором R6 в предоконечном каскаде. На что смотреть что замерять. И второй вопрос настройка тока покоя резистором R11. Читал что снимать mA с резистора R8 сколько mA должно быть. И правильно ли это.
Добрый день. Подскажите в уселителе предусмотрена защита выходных транзисторов собрана в предоконечном каскаде на кт315 и кт361. Надо ли производить настройку этого контура и как это делать.
ПС. Транзисторы были заменены
Если номиналы сопротивлений в цепях защиты не менялись, то настройка не нужна.
“А как проверить работу, есть какая нибудь процедура?”
Есть. Если выходные транзисторы менять приходится – значит не сработала. И так у большинства усилителей, в том числе и импортных.
Привет всем.Хотел узнать у знающих людей.Плюсы и минусы.Думаю что взять,Электроника Б1-01 или Арктур-001.?
“…что взять,Электроника Б1-01 или Арктур-001.?”
Все зависит от состояния техники. Можно намаяться с любым из них. Каким либо особым качеством звучания ни тот, ни другой не блещет. Опять же не ясно, что лучше – искать или восстанавливать осевые регуляторы или ползунковые. По мне так лучше искать Амфитон-002 или схожие по подходу варианты. Но конечно, если нужна бОльше мощность – то Бриг или еще более мощные изделия, с которыми маеты еще больше.
Привет! Мне Б1-01 достался по наследству, сравнить не с чем!)) Осенью продолжу реанимацию ( новый БП на торе установлю), слушал Электронику Б1-01 и Панасоник 200 с Кливерами 75 так и не определился, что по душе.
Понимаете Товарищи..я современный человек.К импортным усилкам ничего против не имею,но знаете звук у них какой-то синтетический что-и..Меня тянет к таким вещам,наши усилки можно пощупать,потрогать,посмотреть детали по справочникам,что-то по паять,улучшить что-то..А то,купят портативную колонку,и носят на плече,шкварчит не понятно что..молодежь пошла.Есть на примете и Б1-01 и Арктур-001,стрелочки манят тоже.УКУ-020 не очень хочется,хотя и красив.
“…стрелочки манят…”
В некоторых импортных моделях “стрелочки” просто восхищают своим видом!
Иван какие по Вашему мнению,импортные со стрелочками усилики надежные,фирма какая.Конечно тех годов 70/80-х.Спасибо.
“…какие по Вашему мнению,импортные со стрелочками усилики надежные…”
На этот вопрос сложнее всего дать ответ. Как возможно говорить о надежности, если к тебе принесли аппарат в ремонт? При том, что аппарат не имеющий большого ресурса эксплуатации. Самое отвратительное, что у них завышены характеристики, плохое охлаждение выходных транзисторов и корпус довольно часто хиленький. Потому то я на импорт и не перешел. А вот с индикаторами у них все очень даже здорово.
Присматриваюсь к Transonic Stato A-9009..
Не Иван,но тоже отвечу:
Огромное число японцев. Например Маранцы конца 70-х,надёжнейшие,красивейшие аппараты. По звуку никакие Бриги-Электроники рядом не лежали. Правда цены сейчас абсолютно недоступны. Да и из-за рубежа привезти стало проблемой.
А по факту, любая средненькая Ямаха из 80-х для хорошей акустики значительно предпочтительней практически любого советского усилителя. А по надёжности даст фору лет на 20 при правильной эксплуатации.
“…новый БП на торе установлю…”
Если с трансформатором нет проблем, то не вижу смысла в его замене. У Б1-01 проблем с силовиком не замечал. Если есть вдохновение и умение, то лучше перевести питание на 2-х полярное и сменить схему оконечников совсем. Внешне аппарат выглядит вполне приятно.
Вот..купил это Трансоник Страто А-9009.Как на фото выше.Что сказать,одним словом,все познается в сравнении..Это как после Запорожца пересесть в Мерседес.Ни о чем не жалею.
“Вот..купил это Трансоник Страто А-9009…”
Вооот, обычно этим творчество и завершается. Сколько не умничай, а купи нормальный аппарат и не мучайся. А умничать можно и дальше…
Кому лишь импорт Трансоник Страто А-9009, а кому – УМ Электроники совсем не хуже
А кому-то купить импорт и наслаждаться качеством не бегать по ремонтам,как с этим СССР-Увесилителями..то регуляторы шуршат,то,один канал работает,второй нет и т.д.Я тоже творческий человек,но времени нет бегать.
“…купить импорт и наслаждаться качеством…”
Вооот, оптимальное решение. Все равно фирменное решение не превзойти.
Сам подрабатывал в радиомастерской в начале 90-х годов.
Стоял мой самодел на П214 и 3 АС-2 “Вега”, и маг Маяк-203… ну как же, у вас с-90 как мин.
Челюсть сразу выпадала, когда показывали…
Схемотехника отечественных и импортных усилителей того времени была схожей, разницу обуславливали комплектующие. Очень печально было с параметрами транзисторов – огромнейший разброс с коэффициентами усиления и токами утечки , знаменитые армянские электролиты ну и конечно “флажки” Все это сказывалось на звуке не лучшим образом.
Наконец-то,развернутый ответ.Спасибо,жму руку.А сейчас найти не ломастера трудно..Я нашел.И вот спрашиваю,что легче отремонтировать,импорт или ссср,он сказал-импорт.Ответ написан выше.
“…что легче отремонтировать,импорт или ссср…”
Раз на раз не приходится. Импорт с возрастом может создать трудноразрешимые проблемы. Он хорош, пока в нем ничего не ломается. В случае выхода со строя специфического элемента могут возникнуть проблемы покруче, чем с отечественным. Внешний вид многих импортных изделий с годами тоже не вызывает особого восторга. Этим страдают и отечественные изделия, которые изготавливались подражая импорту. И отремонтировать чаще всего легче отечественный аппарат. Даже если сложно найти элемент, то остается возможность найти донора. Так что не вижу оптимизма в вашем утверждении: “Ответ написан выше.”
Отдал я ему в ремонт Элку 50у-017..До него еще 2 ломастера клепали..Он говорит он перепаян вдоль и в поперек,выходники сгорели,индикатор сгорел,вернее микруха,которой в роду нет.РГ,баланс под замену.Донора искать?Цена будет потом как 3 этой самой Элки.Другое дело когда берешь аппарат не копан,если сам не сможешь,то отдай адекватному челу,и он сделает все как было с завода,или что-то улучшить по желанию.Вот в чем суть.
“…если сам не сможешь,то отдай адекватному челу…”
Я никогда не мог понять, зачем брать нерабочий аппарат, если сам сделать не сможешь? Я когда-то купил свою Электронику с мечтой не бодаться со звуком, но практически сразу понял, что схему УНЧ придется создавать самому. Но это не потому, что в ней что-то не работало, а потому, что в легкую улучшить ее работу не выйдет. И она работает с новой схемой более 35 лет. Работает без каких-либо замечаний. Та же участь постигла и Амфитон. Несколько УНЧ созданы вместе с корпусами. И это все эксплуатируется многие годы. Были планы и по созданию лампового УНЧ. Но так вдохновение на его построение и не пришло. Я просто не мог понять, кто им будет пользоваться.
Я имел ввиду,лучше взять аппарат под пломбами и пусть не рабочий,зато Вы знаете что там не было шаловых ручек с кривым паяльником..которым лишь бы бабки сбить,оживили,все,сделано.
“…лучше взять аппарат под пломбами и пусть не рабочий…”
Мне всегда было все равно, что там под пломбами. Для меня главным фактором было обеспечение сохранности внешнего вида. Желательно, чтобы не бодаться с силовиком и искать ручки и кнопки. Все остальное будет заменено.
Господа , а вам не кажется что не стоит идеализировать данный аппарат, люди начитавшись этих комментариев считают что это идеальный усилитель и соответственно повышается спрос на рынке а там где спрос там и цена, по мне дак это обычный усилитель, по крайне мере сравнивал с Одиссеем 001,010 , с Кумиром, разницы не услышал, медведь мне на ухо не наступил пока
А что значит идеализировать? по крайней мере у него очень приятый звук и отличный внешний вид. Что не сказать о других.
“…у него очень приятый звук и отличный внешний вид…”
Смотря что считать приятным звуком. Никакого выдающего звучания этот аппарат предложить не может. Тракт “извергает” много лишних сигналов. Что мне понравилось – грамотный выбор силовика. Тот работает бесшумно и достаточной мощности. Внешний вид вполне приятный, но не выдающийся. Однополярное питание я бы переделал на 2-х полярное. Радиатор для заявленной мощности несколько маловат.
Все знакомые владельцы так наз винтажа большую часть времени ищут мастера , исправить старческие недуги . И самое неприятное, что приходят в негодность детали, которые не найти оригинальные ..Регуляторы, переключатели. Пробовал бегать по радиорынку, искать “точно такой же ” – таращатся , но предложить такой же – не могут.
“…приходят в негодность детали, которые не найти оригинальные…”
Согласен. Основными критериями, которыми определяется весь смысл восстановления старой техники, возможность качественной работы тех элементов, которые невозможно заменить новыми: специфические переключатели, индикаторы, отсутствие родных ручек и кнопок. Для меня это является главным.
СП3 с тонкомпенсацией и чтобы новый
“СП3… и чтобы новый”
Это сказать легко. Мне как-то пришлось решать вопрос несколько иначе
СП3-12 или СП3-30, если надо помыл, смазал, и снова новый, никаких проблем.
“…если надо помыл, смазал, и снова новый…”
Именно так и делается, если только резистивный слой не поврежден. Иногда графит ползунка вытирается и предшественник “вдувает” туда растворяющей жидкости и радуется результату. И ко мне уже приходит с разодранными в хлам резисторами.
Соглашусь, WD-40 это зло! На короткий срок смазывает, а немного погодя испаряется плюс испаряясь сам забирает с собой ещё и смазку, а в иных случаях и защитное покрытие с металла, после чего нарастают на этом месте очаги окисления или ржавчины. Много раз лично приходилось исправлять ситуацию после таких пшикальщиков профилактчичов. Весь усилитель не ржавый, а в районе пшиканья весь металл серый в окислах и прочей дряни.
Совсем не против чтобы на вашем сайте использовалось моё фото, но было бы не плохо упомянуть откуда оно взято. Как-то не очень хорошо на чужое фото ставить свою подпись.
Подскажите Ваш ресурс и как Вас указать, я добавлю. И по АС так же.
Вечер добрый..хочу купить УКУ-020 или Б1-01, последняя более предпочтительней, какой выбрать, кто что скажет..? Спасибо..
Есть каждых по два рабочих и работающих достаточно регулярно и на различные источники.Мне больше нравятся Б1-01.У УКУ-020 входа рассчитаны на ~250мВ,а у большинства аппаратов более поздних годов выпуска линейный выход ~500мВ и более.Еще у этих усилков имеет свойство гудеть силовой транс после 30-40мин работы.
А в плане звучании что более вкуснее..?
Из этих двух я уже выше отметил Электронику.
А УКУ мне понравился исключительно при работе на родные 35АС-1 с источником сигнала Вега-106.Такой комплект у меня имеется,
35 ас-1 у меня тоже есть, но думаю с Электроникой споется…
Был такой усилитель Электроника-001.1974 год..
2
По-ходу колонки такие у меня имеются.Только уже переделанные.До сего момента считал их полностью самоделкой.Приобрел их несколько лет назад с Бригом.И ведь шильдики про Электронику имеются,но посчитал их скомунизженными откуда-то.Все дины инородные:два 10ГД-30Е на кобальтовом магните,а верхник венгерский HD 10/11K
2 10 гд-30 без проблем ставятся на место 4 гд-28..
Верхники в моих стоят по центру,места старых отверстий зашпаклеваны.Насчёт замены 4ГД-28 на 10ГД-30 не так все просто.Не просто пришлепнуть их к доске,а поставить их в углубление в доске.
Колонки динамики 2 4гд-28,1-4гд-8е, 1-3гд-31..
Олег, у Вас есть этот усилитель, Электроника-001?
К сожалению нет, это я случайно на сайте нашел. Made in USSR Усилители Электроника.Там вся линейка Электроник.. Там и вся информация есть на других сайтах, но я их открыть не могу..
3
Добрый день всем, у меня вопрос: есть ли смысл ставить в усилитель Блок Защиты Релейный?????
Есть смысл ставить только импортный, заказать можно в интернет-магазин..
Так а в нём же стоят вроде разделительные конденсаторы по выходу? Зачем тодла?
Эти конденсаторы не играют роль защиты..
А защита нужна только от “постоянки”,чем они с успехом справляются,а больше там,кроме задержки,нафик ничего не нужно.
В усилителе ЭЛ Б1-01 второй ревизии(Казань) на плате питания смонтирована схема задержки подключения акустики( реле РЭС 6),с целью исключения “щелчка” при включении усилителя.Так-же эта схема вызывает отключения акустики в случае предельной громкости на колонках,превышающей установленый предел.Защиту от “КЗ” и перегрузки не производит,эта функция (электронная) в плате предоконечной.В случае установки платы защиты колонок от АлиЭкспрес в Эл Б1-01(1-я ревизия) то получаем только задержку подключения колонок,защита акустики обеспечивается только в случае усилителя с двуполярным питанием(у Эл Б1-01 оно однополярное).
А был случай,когда штатная защита не помогла?Ведь она типа от кз и перегрузок.
Меньше крутить громкость надо в макс…питание то большое..
Добрый вечер, уважаемый Олег, у меня есть вопрос: есть данный усилитель 1-й ревизии, подойдёт ли схема со 2-й ревизии, чтобы туда поставить реле отключения акустики, и что делать с разделительными ёмкостями??? Просто при включении усилителя слышен щелчок…
Добрый вечер Юрий..Да подойдет на трансе есть выводы для защиты, они в первой ревизии не задействованы..по схеме надо смотреть..
Я, старый дискоман, проведший в 80-84 гг. в СССР многие сотни (а может и тысячи, …не считал) профессиональных дискотек и музыкальных вечеров (за деньги под финишный строгий бух. расчет за добросовестно выполненное) в Нижнем и области в своё время с использованием УМ Электроника Б1-01. Порою в самых жутких условиях использования этого аппарата, иногда в нескольких экземплярах в параллель (для создания мощности озвучания). От выступлений на открытых площадях до уютных маломерных кафе. Причём выступал как ведущий (попутно имеющий образование радиофаковца, в том числе, спеца-профессионала по усилителям мощности (УМ)). Ни один из описываемых здесь по теме аппаратов даже близко не может подойти к УМ Электронике Б1-01 в соотношении цены, качества, тех. характеристик, условий использования. Две мои 3-х динамиковые 90-ваттные амфитоновские колонки начали слегка шуметь лишь только после 20 лет их использования с 25-летним УМ “Электроника Б1-01”. Ей надо памятник ставить. А не сравнивать с собой недостойных.