Изготовитель:
завод “Алиот”, Нововоронеж, Россия, выпуск с 1977 года;
завод “Знамя”, г. Полтава, Украина, выпуск с 1977 года.
Магнитофон обладает следующими характеристиками:
Диапазон частот:
на линейном выходе: 63 – 10000 Гц
на своих АС: 120 – 10000 Гц
на выносных АС: 100 – 10000 Гц
Номинальная выходная мощность: 2х0,4 Вт (2х0,8 Вт на выносные АС)
Коэффициент детонации: 0,3%
Скорость протяжки магнитной ленты: 4,76 см/сек
Время перемотки кассеты МК-60: около двух минут
Количество рабочих дорожек: 4
Питание: 7 элементов А-373 (или сеть 127/220 В)
Потребляемая мощность: от батарей 6 Вт (от сети 10 Вт)
Длительность непрерывной работы от комплекта батарей: около 20 часов
Габаритные размеры магнитофона без выносных АС (ШхВхГ): 350х285х95 мм
Масса без АС: 4,6 кг
Описание:
Магнитофон предназначен для стерео- и монофонической записи на кассеты типа МК-60 или МК-90 и последующим её воспроизведением при помощи встроенных или выносных акустических систем.
Электроника 311 стерео имеет на своей передней панели:
- раздельный регулятор тембра (по низким и высоким частотам), регулятор громкости и баланса, а так же клавиши ЛПМ (пауза, запись, перемотка ленты в обе стороны, воспроизведение, стоп, выброс кассеты из лотка) и два стрелочных индикатора, которые позволяют контролировать уровень записи в каждом из каналов.
В боковых стенках МФ имеются гнёзда с левой стороны:
- для подключения выносных АС, источника питания (12 В);
- переключатель питания (внешнее/внутреннее);
- разъём для подсоединения сетевого шнура (только у некоторых магнитофонов).
С правой стороны:
- гнёзда для подключения источников сигнала – микрофонов, приёмника, магнитофона и т. п.;
- переключатель, обеспечивающий возможность моно- и стереофонической записи на кассету.
Магнитофон выпускали в 4-х вариантах комплектации:
- С блоком питания и микрофоном.
- Без БП и микрофона.
- С микрофоном, но без БП.
- Без БП и микрофона.
Платы от первых выпусков, ещё на германиевых транзисторах (прислал Олег из Луганска):
Несколько фото взято из: rw6ase.narod.ru
Автор: Алексей Климов
Странно, много лет это “чудо” производил завод “Знамя” г.Полтава, Украина. У меня до сих пор валяются где-то нераспаянные печатные платы от него, а в корпусах от них я всё детство усилки собирал 🙂
Магнитофоны были препаскуднейшие, надёжность ниже плинтуса, особенно “хорош” этот ЛПМ… Следом за ним выпустили Электронику-204 на базе Маяка-120 – вот это был танк!
Спасибо.
Виробляли в Полтаві на військовому заводі , почтовий ящик 22 завод “Знамя
не флуди. Это очень хороший ЛПМ!
Есть ещё комплектации магнитофона с УНЧ на германиевых ГТ703 и на микросхемах К174УН7 (А210). В магнитофоне стоит самый неубиваемый ЛПМ в СССР с характеристиками 2 класса по детонации для переносных аппаратов. Есть в коллекции эти магнитофоны 77 и 80 года выпуска, претензий к качеству работы магнитофонов за 40 лет нет!
В модели со встроенным блоком питания был весьма высок уровень фона 100Гц. Причина – неудачная трассировка проводников на плате. После перерезания одной дорожки и подключения проводом к другой точке фон становился незаметным.
Совершенно верно. Есть такая ошибка трассировки “земли” на платах с встроенным блоком питания и К174УН7 на выходе.
Втречались и иные эффекты неверной трассировки. В середине 90-х дорабатывал кассетную магнитолу …имя не помню, Беларусь выпускала. Красного цвета аппарат. Там при воспроизведении слышался вой от щеток мотора. нашел точку заземления питания мотора, вой пропал.
Протяжка в самом деле суперская непревзойденная, от Весны, нет слов, какая надежная и качественная. За счет двух маховиков на одном пасике совершенно не боится движений во время ходьбы, на звуке не отражается, в отличие от прочих переносных магнитофонов с их вечно плавающим звуком.
Возился с таким магнитофоном, схему темброблока дорабатывал в плане лучшего звучания, уж больно убого звучало .
Главное, что этот МФ совсем не “жуёт” ленту, как другие портативные, например, Электроника М-327 и прочие.
Это суперская и непоевзойдённая протяжка с вечно плавающей скоростью (коллекторный мотор с щетками-волосинками, Митсуми со встроенным стабилизатором ещё ничего, наши с внешним – кошмар), фетровым фрикционом отвратительного качества на приёмном узле в комбинации с МК60 – гарантия проблем. Прижимные ролики, которые через год становились эллипсами, о качестве пассиков и конструкции автостопа вообще молчу. Из моего опыта ремонта магнитофонов это самый распространенный и проблемный ЛПМ. Бррр…
Касаемо именно этого 311а стерео – так это, естественно, не основная продукция завода, и поверьте – зонтики там собирали качественнее, чем эти магнитофоны.
Не знаком с вашими проблемами по причине незнакомства с МК60 и прочим шлаком, мотор ставил бесколлекторный , фрикцион регулировал , ролики подбирал новые. Ленту ни разу не зажевало.
Главное пасик новый ставить. Митсуми очень качественные двигатели, но они позже появились, а до этого ставили БДС 01 или 02, про мерзкие венгерские движки не упоминаем, вот же жуть.
Весна -306 отпахал несколько лет , в разных поездках, отменный аппарат с убойным звуком, вот там эта протяжка впервые появилась. Главное- батарейки найти, дефицит был, как и все в те времена.
Так этот “шлак” МК60 был очень распространен тогда, ибо 6 рублей против 9-12 за импорт. Из того, что помню в те времена – хороший лпм был в Риге 110/111 вроде.
МК-60 стоила 4рубля. Импортные 90 минутные – 9рублей. У спекулянтов от15 до 25руб.
Да, спасибо, возможно, попутал – 6 рублей из диоксида хрома МК60-4 и МК-60-7 стоила.
У меня была измерительная кассета и детонометр самодельный, насколько помню – всегда был кошмар с этими ЛПМ, причём виноваты были и ролик, и мотор, и втулки. Скорость плавала прилично от напряжения батареи 🙂 А о чудесном автостопе почему молчок? 🙂 Хорошие ролики, помимо Маяка киевского, делал Протон в Харькове, но на рынок барыги тащили отбраковку 🙂
В Юном технике был ящик с демонстрационными кассетами на хроме, которые шли к Маяку , ленты там было немного, зато настоящий хром а кассета литая металлическая. Брали за неимением других. Потом импортными завалили, по 9р.
денон до сих пор храню, неубиваемая кассета и лента, чудо просто
В Риге-110/111 этот ЛПМ и использовался. Впервые эта механика появилась в Весна-305 с японским мотором M56N и Весна-306 с БДС-0,2. Для самодельного магнитофона перебирал эту лентопротяжку, добивался детонации 0,14%DIN (только балансировкой валов и втулок без люфта), в основной массе они укладывались в 0,2-0,3%. Лентопротяжка весьма требовательна к качеству прижимного ролика, самые качественные были у Запорожской Весны и пассику. Моторы БДС-0,2 раздражали своим грохотом от разбитых втулок.
Венгерские движки – да, та ещё мерзость. В целом ЛПМ очень не плохой. Он действительно 2 класса. Плавающая скорость, как помнится, от загрязненности лпм, а не от дохлости движков. Еще были проблемы с внешним регулятором скорости. А на фрикционы не гоните. Даже в дорогих импортных аппаратах не было преднатяга ленты, регулировок моментов подмотки и многих других фишек.
Фрикционы (поверхности) были неровные, оттого были рывки подмотки, вплоть до влияния на звук. Фетр сбивался, стирался, можно было распушить фетр, поджать фрикцион стопорной шайбой, но это не надолго. И, да, как Вам конструкция автостопа? 🙂
Да ни из-за фетра это, а грязи. Советскую технику никто не чистил. А потом хаили. А что с автостопом? Не помню уже какой там.
Вот как раз фрикционы у нас были толковые регулируемые. Попадался и брак. Как правильно Чалов Денис сказал проблемы были не из-за фетра, а грязи и отсутствия профилактики. С импортной техникой больше проблем было включая одномоторные стационарные аппараты. Пластмасса набивалась так что разобрать узел и распушить фетр было проблемой.
А что не так с автостопом? Прилепили “костыль” на ЛПМ, но он работал. В Романтик-201с вообще извращенцы механический налепили и на удивление работал надежно. Гораздо надежнее чем импортные нажимного типа.
фетр так называемый в фрикционах- разве что наш натуральный, а в импортных видеомагнитофонах и кассетниках- какая-то синтетика, вот она и забивалась пластиковой пылью и переставала работать, жевало ленту. Разобрал, почистил- на пару лет хватало.
Так оно и есть включая видеомагнитофоны. Анекдот про то как отечественный магнитофон просил у зарубежного дать пожевать кассету перестал быть актуальным уже в 90е годы.
До анекдота доходило. Наш так сказать отечественный кореец ВМЦ 8550 кажется, имел два стабильных дефекта: обрыв диода по питанию процессора ( не сложно представить токи через диод) и деформация пластины с фрикционом на ней, после чего подмотка не работала и ленту жевало. Над газом разгибал эту пластину, магнитофон снова работал.
У меня раньше был видеомагнитофон Samsung VX-1260 с точно вышеописанными Вами дефектами
Недавно приобёл 2х-кассетник Victor TD-W511, однодвигательная механика, но всё оригинальное работает спустя 30 лет.
А наши вёсны,романтики на помойке давно.))
Ну почему, стоят и нормально работают.
У меня первый кассетник был “Весна 202” с нелюбимым вами БДС. Я их столько перемонтировал, что у меня запас остался на долгие годы, пока не сдал в утиль. Все направляющие, что касались непосредственно кассеты, были вручную выпилены из специального пластика. Схема полностью переделана. Полоса пропускания электрического тракта из 8-ми кГц возросла до 200 кГц. Аппарат приобрел звучание недоступное всем собратьям. А фрикцион сразу нужно значительно ослаблять. Там с завода выставляли чрезмерное трение, потому сильно тянуло ленту, та деформировалась и застревала в кассетах. Причем приходилось подрезать (укорачивать) пружину прижима фрикциона. Моя Весна ни одной кассеты за все время не заживала. Хотя ее продали неработающей за бросовую цену, как бесполезную.
А отдельные колоночки, те, что у Электроники-311 – вон, рядом стоят. Мне их вид нравится до сих пор.
Надо же,есть энтузиасты ещё!К нашим аппаратам с головой надо..))
ЛПМ – лучший из советских переносных 2 -го класса..
знаю его по Весна 211 стерео
а в остальном это изделие – шутка юмора.
Лучший был
Весна-306 с японской начинкой.
В Весна-306 из японского был только мотор
На барахолке купил плату усилителя на германиевых транзисторах. Решил поискать, с какого устройства она была выдрана. По физическим размерам, расположению выходов и потенциометров, соответствует “Электронике-311”. Но согласно описанию выше, в данном магнитофоне использовалась другая плата. Если кто знает, подскажите. Может были другие устройство с подобно конфигурацией. На этой даже использовались золотоногие транзисторы…
Кронштейны под переменники и панелька с разъёмами явно от Электроники 311, а остальное – возможно, самодел? как обратная сторона с дорожками выглядит?
Это и есть плата с Электроники 311. Самая ранняя версия. Позднее появилась на микросхемах.
Олег Это платы от Электроника-311с первых выпусков ещё на германии
Прочитал эту ветку, потому как недавно – довелось разбирать (на запчасти, авось что пригодится)) “брошенную” Электронику-311c, пытаться оживить её – уже не видел смысла.. Вспомнил те годы, магнитофоны в семье.. Легенда (не помню номер), Вега-326, VEF-Sigma 260 “олимпийского” выпуска.. c “Сигмой” расстался уже во второй половине 90-х, продал его вполне работающим ) .. С начала 80-х появилась возможность покупать “японцев” – пусть не 777 или вроде того )) , но подоступнее – Sharp GF-7Z, National RX-FW20.. конечно, они были поновее предыдущих отечественных – но это была “другая планета” – по звучанию, выходной мощности, относительно меньшей массе аппарата, внешнему виду-дизайну.. да и по надёжности тоже..
В дополнение.. ) В 80-е, имхо, Романтики-Электроники-Вёсны, переносные, 4-3-2 класса – были скорее уже аппаратами “для подростков”, прогулки в компаниях, танцы с девочками и всё такое ) , даже в школу их таскали ) , на уроках пряча под партой – в том числе и я, “здоровенную” ВЭФ-Сигму )