Мои заметки по поводу сушки древесины различных сортов в домашних условиях. Буду постоянно добавлять фото через некоторое время. Сушка выполняется после разных процедур. Посмотрим, что получится в конце.
Груша
Спиленная в апреле 2016 года. Толщина 30-40 мм, диаметр 220-250 мм. Сырые спилы со снятой корой перед самым покрытием. Через 3 недели спилы были покрыты клеем ПВА, а поверх садовым варом. Трещин нет. Через неделю спилы стали явно легче. Под слоем такого покрытия появилась легкая плесень (милимитровые точки) на всех образцах (гру1, гру2, гру3).
Спиленная в апреле 2016 года. Через 5 недель были сделаны спилы (3 шт) толщиной 30-40 мм и диаметром около 230 мм. Варить не получилось, не было большой емкости. Было решено просто замочить спилы на сутки в селеной воде в соотношении 5 ст.л. соли на 1 л воды. После суток дерево стекало около двух часов и было покрыто в трех вариантах: 1 – ПВА, 2 – садовый вар, 3 – ПВА + садовый вар. Образцы гру4, гру5 и гру6 (ниже уже будут пронумерованы согласно покрытия, а пока что это просто спилы под будущими номерами 4, 5 и 6, так как прошли они одинаковые условия):
Ниже фото тех же трех спилов под номером гру4, гру5 и гру6. Обазец гру4 покрыт клеем ПВА, гру5 – садовым варом, гру6 – клеем ПВА и садовым варом.
Через неделю спилы ибильно покрылись плесенью и мхом. Еще через 3 недели спилы очень сильно были покрыты мхом.
Через 2 месяца на образцах гру4, гру5 и гру6 была снята кора и счищен грибок. После этого данные спилы существенно потеряли в весе и грибок уже не растет. Т.е. наличие коры дало негативный результат. Ниже фото этих же образцов:
В мае один из торцевых спилов (гру7) был проварен в соленой воде (1ст.л соли на 1 л воды). Но перед этим спил был пройден на строгальном станке. В итоге его толщина уменьшилась до 20 мм, а диаметр при этом был около 230 мм. При варке через 15 минут на спиле появились трещены. Варка была прекращена. Спил сушится без покрытия.
Абрикос
Спиленный в апреле 2016 года. Толщиной около 20 мм и диаметром 120 мм. Через 3 недели спилы проварились в соленой воде в соотношении 5 ст.л. соли на 1 л воды. Спилы варились каждый отдельно, 1 час. На одном образце кора была оставлена (абр1), на другом снята (абр2). После варки, спилы были слегка высушены и покрыты клеем ПВА и садовым варом. В отличии от груши на этих спилах плесень не появилась, варка в соли дала свой результат.
Яблоня
Спиленная в мае 2016 года. Спилы были сделаны сразу после распилки дерева (ябл1, ябл2, ябл3, ябл4). После этого они просто лежали 2 недели в закрытом помещении.
Через 2 недели дерево было проварено в соленой воде в том же соотношении 5 ст.л. солина 1 л воды. При варке, через 15 минут на одном из образцов появились трещены. По этому остальные были проварены около 10 минут, чтобы избежать подобного. После варки спилы ничем не покрывались.
Результат через 2 месяца (образцы ябл2 и ябл4), пара спилов очень сильно треснули, эксперимент по ним прекращается, остаются ябл1 и ябл3:
Большая научная\сказал бы\ работа,но из спилов акустику не изготовить и диффузоров не делают!!! Для общего развития полезно.
Наилучшее решение это сушка ствола около года в коре. Затем уже можно распилить и в не очень сухом помещении досушивать. Но еще лучше 3-5 лет в коре сушить.
При заготовке дров
имеется два ствола лиственницы по 3м. с корня диаметр см 60. выше конечно тоньше, очень хотелось на какие-нибудь поделки использовать сделать торцевые диагональные спилы и может вдоль распилить получится, как напилить и как высушить подскажите, вычитал, что лиственница капризный материал. спасибо
С таким диаметром и такой толщины скорее всего лопнет. Для 60 см я бы брал толщину около 10 см. Кору оставлять и сушить постепенно, т.е. не нужно спил сразу заносить в теплое помещение. Можно еще попробовать по-началу в пленке сушить, но подкладывая бумагу, чтобы она брала на себя влагу.
Лично я лиственницу не использую никогда,как и многие мертвые для звучания породы древесины. Применяю только массив грецкого ореха. И в очень редких случаях ясень. Из личного многолетнего опыта познал давно какая древесина певучая а какая,так сказать-ни о чем. Сушу в бревнах не снимая кору в вертикальном положении в достаточно хорошо проветриваемом помещении и без естественного света. Прежде ,на всякий случай,обрабатываю известью бревна. И забываю о них на десять лет. То есть сушка происходит в естественных условиях. По иистечении 10 ти лет,когда древесина перестрадает,произвожу распил бревен на доски из которых и делаю корпуса акустики. Не верьте никому что она запоет если в сушилку…. Вранье!!!!! А вот моим способом если сделаете,то даже при легком простукивании пальцем,вы услышите как она запоет. И лак,которым покрываю уже готовые кабинеты колонок,тоже покрываю только своим ,собственноручно приготовленым лаком на базе соков растений. Поверьте,это того стоит!!! Поскольку и лак влияет на звучание. Массив же древесины тяжелых пород годится только для изготовления щитовой акустики. (дуб,граб,бук,береза,…..)
Немного занимался подобным, заготавливал яблоню, грушу, ильм, боярышник, рябину. Пилил или брал бревна только что спиленных деревьев поздней осенью. Сразу же, день-два, распускал на досточки в гараже, Н-образной приспособой с перемещаемой опорой, ручной циркуляркой с большим диском. Первично придавал плоскость для опоры топором и рубанком, от этой плоскости и делил бревнышко, первоначально опиливая его до более-менее состояния бруса, а потом на досточки той толщины, что были нужны. Незамедлительно, день-два, переносил их в квартиру, там каждую заготовку заворачивал в газету, примерно с десяток таких пеленованных заготовок помещал в мусорный мешок, завязывал горловину. Мешки можно затолкать под диван. На следующий день, открывал мешки, перепеленовывал свежими газетами и опять завязывал. Можно через день делать, грибка будет больше. Сырые газеты убирал на батарею центрального отопления на просушку, для повторного использования. Постепенно, в процессе, газеты будут все менее влажные, можно будет удлинять промежуток переборки. Месяца за два, они высохнут до приемлемой влажности, не потрескаются, грибок перестанет расти. Досточки держать на полу, небольшим штабельком, не стоит их поднимать куда то и уж тем более класть на батарею отопления. Материал будет иметь минимум коробления, полное отсутствие трещин и весной готов к использованию. Есть небольшой момент, если досточка была выпилена к краю бревна, она может и “сыграть”, лучше для изделия их подбирать рядовые. Если заготовки пролежат еще пару-тройку лет дома, в квартире, древесина будет очень стабильной. Если заготовки достаточно объемные, сечением больше 40 на 40, сушка займет больше времени, менять газеты чаще, даже, если они почти сухие, только тогда будет результат. Есть еще один способ сушки дома, без порчи заготовки. Соорудил в гараже ящик литров на 60, закладывал заготовки, пересыпая поваренной солью, так, что бы они не касались др друга. Вполне быстро это все высыхало, но соль попадала в саму заготовку и удерживала в ней определенный процент влаги. Заготовки не коробились и не трескались при сушке и в дальнейшем нахождении в неотапливаемом помещении годами. Огромный минус такого способа это порча инструмента, от соли не избавиться и при обработке она ляжет на инструмент, необходимо тщательно следить за ним, большой риск испортить. На форуме вудмастер подробнее описывал эти способы, солевой способ даже измерил. Сушка в бревне у меня не получалась, яблоню крупную не удержать от трещин точно, да и насекомые с грибком не дремлют, грибок рябину обожает. Первый способ очень канительный, столько возни, домашние ругаются, но результат будет. Все это применимо к тому материалу, что не купишь или он чем то нравится. Трудозатраты для энтузиастов, само изделие будет делаться через месяцы, проще купить заготовку и воплотить свою идею, чем “выращивать лен, что бы сшить себе рубаху”.