Домашний звуковой тракт имеет в своем составе три основных компонента: источник звука, усилитель и акустические системы. Любое слабое звено в этой цепи в значительной степени портит звук. Чаще всего улучшение параметров каждого компонента тракта достигается за счёт его усложнения и, естественно, удорожания. Причем, не секрет, что качество звучания увеличивается непропорционально возрастанию стоимости. Любой дополнительный элемент в звуковом тракте, честно работающий только во благо конечного результата, тем не менее, добавляет цену изделия. Вот поэтому, компоненты, обладающие наилучшим соотношением цена/качество, будут являться наиболее оптимальными с точки зрения здравого смысла.
Примером такого компонента может считаться УМЗЧ А.Агеева. По своей простоте, доступности повторения, стоимости и качеству получаемого звука ему нет аналога. Имеются усилители с более высокими параметрами, но на порядок сложнее и дороже. Есть дешевые и удобные микросхемные сборки, но значительно отстающие по качеству звучания. Кроме того, вышеупомянутая схема не нуждается в какой либо подстройке параметров, что экономит время при повторении конструкции.
Среди источников звукового сигнала оптимальным вариантом являются звуковые карты компьютера. Но не каждая звуковая карта обладает достаточным качеством звучания. Чтобы воспроизведение звука было на достойном уровне, следует выбирать устройства, имеющие на своём борту качественные ЦАПы с так называемым балансным выходом. Приблизительная структура конечного преобразования с использованием такого ЦАПа представлена ниже (рис.1):
Благодаря такой реализации получаются достаточно высокие качественные показатели восстановленного сигнала. В то же время реальное звучание такой звуковой карты обычно разочаровывает. Что бы в полной мере использовать заложенный в ЦАПе принцип борьбы со специфическими искажениями, достаточно продолжить звуковой тракт, как показано на структурной схеме (рис.2):
Роль послецапового ФНЧ выполняет сам усилитель. Окончательное смешивание и восстановление звука производится непосредственно в нагрузке – динамике или акустической системе. По мере прохождения звукового сигнала по «сигнальным» проводам помехи «накапливаются» в схеме относительно «корпуса» и находятся в противофазе относительно друг друга. В динамиках происходит складывание (усиление) звуковых сигналов и вычитание (взаимокомпенсация) этого «мусора».
Для реализации проекта, сначала был собран двухканальный транзисторный усилитель по вышеупомянутой блок-схеме (Агеев А.А. УМЗЧ с малыми нелинейными искажениями. Журнал «Радио», № 2, 1987 г.). Фото 1:
Оригинальная схема усилителя уже имеет в своем составе ФНЧ с более высокой, чем необходимо частотой настройки. Изменив номинал конденсатора С2 на 820 пФ (в каждом канале), получаем необходимую частоту среза 21500 Гц.
В качестве источника сигнала были опробованы две широко распространенные звуковые карты: Asus Xonar Essence ST c ЦАПом PCM1792А , и внешний интерфейс E-MU0404 USB с ЦАПом AK4395. Звуковые сигналы взяты непосредственно после преобразователей I/U c балансных выходов.
С целью продолжения эксперимента был собран УМЗЧ на лампах 6Н9С и 6П13С (Фото 2) по нижеприведенной схеме (Рис.3):
В качестве общей нагрузки обоих плеч усилителя выступил трансформатор с двумя симметричными обмотками. В нём происходит сложение звукового сигнала. А так как обмотки включены противофазно (по постоянному току), нет паразитного подмагничивания сердечника трансформатора. Основное достоинство такого тракта – это отсутствие лишнего в данном случае фазоинверсного каскада. В наличии уже имеется два готовых идеально симметричных противофазных сигнала.
Фото 2:
Для удобства подключения межблочных кабелей к звуковой карте Asuse Xonar Essence ST четыре разъема были собраны на отдельной выносной панели (фото 3):
Для подключения внешнего интерфейса E-MU0404 USB межблочный кабель припаян к соответствующим выводам непосредственно на звуковой карте (фото 4):
Попеременное прослушивание одного канала стандартного (линейного) выхода и методом балансно-мостового включения обоих звуковых карт на разных усилителях даёт основание заявить о значительном приросте в качестве звучания во всех случаях. По результатам макетирования и окончательным завершением проекта стала сборка четырехканального транзисторного стерео-усилителя (фото 5):
Именно транзисторный прототип УМЗЧ в содружестве с ЦАП PCM1792А произвел наиболее благоприятное впечатление. Более точная передача музыкальной палитры выявила теперь уже недостатки самих записей. Имеется в виду качество студийного сведения фонограмм, дикция певцов и игра музыкантов. Улучшенная разборчивость речи и повышенная чёткость музыкальных инструментов позволяет легко (и с большим удовольствием) выделить истинных творцов и профессионалов своего дела над основной массой музыкальной индустрии.
Кроме домашнего использования такая схемотехника может оказаться полезной для профессионального применения. Например, при дешифровке «цифровых» записей в различных регистраторах с изначально высоким уровнем шумов, за счет лучшей заметности минимальных изменений фонограммы.
Остается добавить, что в заключительном звене тракта рекомендуется использовать АС с достаточно низкими значениями всех видов искажений. Например, «Электроника -50АС-061м» (фото 6):
Автор: Станислав Мошев