Доработка динамика 3 ГД-31-1300

Доработка динамика 3 ГД-31-1300Во многих выпускаемых в настоящее время громкоговорителях в качестве высокочастотного излучателя используется динамическая головка 3 ГД-31-1300. Наряду с определёнными достоинствами — широким диапазоном воспроизводимых частот, сравнительно высокой номинальной мощностью, достаточным звуковым давлением, ей, к сожалению, присущи и некоторые недостатки. И прежде всего, это значительная неравномерность АЧХ и «металлический» оттенок звучания воспроизводимых программ. Избавиться от такого рода нежелательных явлений, а значит, и улучшить качество звучания головки можно, поместив в поддиффузорное пространство звукопоглощающий материал (рис. 1). Для этого головку нужно разобрать, придерживаясь следующей методики. С помощью кисточки обильно смочить внешний и внутренний контуры картонного кольца 1 ацетоном и, дав ему впитаться в картон, проделать то же самое ещё раз. После этого острым ножом осторожно снять кольцо с диффузородержателя 7. Оно должно сниматься без усилий, в противном случае его нужно смочить ацетоном третий раз. Затем следует отпаять токоподводы 2 от выводных лепестков 3 и, размягчив места склейки тем же способом, снять с диффузородержателя диффузор 4, а с последнего — бумажный колпачок 6. закрывающий магнитный зазор. Во избежание попадания в магнитный зазор металлической пыли рекомендуется временно заклеить его изоляционной лентой. Затем к внутренней поверхности диффузородержателя клеем 88Н, БФ-2 или БФ-4 нужно приклеить полоску звукопоглощающего материала 5 (например, из войлока толщиной 3 мм) и, отцентрировав диффузор (естественно, удалив прежде защитную изоляционную ленту), вновь собрать головку. Центрируют диффузор с помощью секторов из плотной бумаги, которые вставляют по контуру кольцевого зазора между керном магнитной системы и звуковой катушкой.

Доработка динамика 3 ГД-31-1300

Далее припаивают на прежнее место токоподводы и приклеивают диффузор к диффузородержателю. После высыхания клея бумажные секторы из зазора удаляют и приклеивают к диффузору защитный колпачок.

Доработка динамика 3 ГД-31-1300

АЧХ доработанной головки показана на рис. 2 сплошной линией. Как видно, её неравномерность по сравнению с АЧХ не переделанной головки (штриховая линия) уменьшилась в диапазоне частот 10…20 кГц до 3 дБ (было — 15 дБ). Кроме того, расширился диапазон эффективно воспроизводимых частот — нижняя граничная частота понизилась до 1200 Гц. Субъективно качество звучания значительно улучшилось — исчез «металлический» оттенок звука, появилась прозрачность, естественность, улучшилась различимость тембровой окраски инструментов.

Авторы работы: С. Макшаков, Ю. Горев, г. Казань

19 комментариев: Доработка динамика 3 ГД-31-1300

  1. Олег пишет:

    Ну, вот, нашелся “родимый” и на этом сайте…
    (Это в продолжение темы о 10МАС-1).
    Кая м говорил, ВЧ динамики для студийных мониторов 3ГД-31 (2800 -25000 гц) заменили на дешевые 3ГД-31-1300 с гораздо более худшими характеристиками, как по АХЧ, так и по неравномерности в рабочем диапазоне.
    Естественно, “умельцы” бросились их “улучшать”…
    О замене НЧ динамиков в 10мас-1м на более дешевые мы уже говорили. Уменьшили и внутренний объем АС до 18 литров, и, возможно, толщину стенок. Получились колонки 2 группы сложности не выше 1 или 2 класса, но за туже цену 70 руб. Не зря Л.И.Брежнев заявил: экономика должна быть экономной…

    А ведь первоначально этими АС комплектовались электрофоны и стереорадиолы высшего класса (Аккорд-001 стерео и Симфония 006)…

  2. Анатолий пишет:

    Мы улучшали эти дины ещё в СССР,а ныне их можно применять от большого безденежья!!!! Ну сверлите 4-5 дыр в дыры ПАС из джинсы \натянуть\ обязательно ХБ. Далее внутри оклеим войлоком\кусками\,но оставим дыры свободными.Далее в бокс с ватой,но получше на открытом воздухе на малом щите.

    • Анатолий пишет:

      За прошедшее время хоть кто то попытался так сделать?! Молодые ребята без денег пытайтесь так делать! Конечно я тут получу пинков от Бокарёва за такие советы,но всё же у вас \ребята\ будет какая то система недорогая и опыт для рук и головы. Не сидите не мечтайте о западных колонках ценой в автомобиль. Работайте!

    • Анатолий пишет:

      Ещё наклейте дополнительный магнит\на отталкивание\. Ныне имеются сильнейшие из Китая магниты……………!

  3. Виталий kvn33 пишет:

    3ГД-31 1972 год.Он реально другой.

    • Сергей Гудков пишет:

      никогда такого не встречал, неужели всё отличие только в пылезащитном колпачке? а если на 1300х его переклеить будет аналог 3гд-31

    • Максим пишет:

      У меня 75г. Согласен различии внешним есть в центре нету у меня выпуклости,)

  4. Виталий kvn33 пишет:

    Я думаю что нет. Наверняка еще что-то влияет.Я пытался приклеить, но не все видимо зависит от колпачка.
    Первая картинка -черным 3гд-31 72 год (для сравнения TW70- зеленый).
    Вторая картинка – голубым3ГД-31 86год (для сравнения TW70- зеленый).

    • Александр Ростов-на-Дону пишет:

      Для полноты картины снимите ачх в стороне от оси, скажем 30 град.

  5. Виталий kvn33 пишет:

    В предыдущем сообщении 3гд-31 1986 года в сравнении с визатон тв70

    • Сергей Гудков пишет:

      Виталий, а можно на одном графике сравнивать два интересующих динамика между собой, а не так как тут с каким-то третьим. Вкл. через конденсатор 4 мкФ микрофон на расстоянии 20 см. вывод не барграфов (столбиков) а графиков со 1/3 октавным сглаживанием?

  6. Виталий kvn33 пишет:

    Он у меня сейчас в экспериментальной АС стоит. Если только потом, когда выберу время. Насколько я понял у 3ГД-31 72 года нет горба на 1,6 кГц – 3 кГц. У меня вот есть график сравнения их между собой с 4 мкФ, но в 1/9 сглаживание с расстояния 50 см. Голубым 3гд-31 72года, а фиолетовым 3гд-31 86 года. В принципе близко, но здесь у меня по моему уже более менее подходящий колпачок наклеен.Экспериментировал…

  7. Сергей Числов пишет:

    Доработал так несметное количество этих динамиков. Надо же воротничок мастикой помазать как Шоров велел, два раза. И колпачок… Та ямка штатная, она звук и портит. Сходите в продуктовый, купите сметаны, пельменей, сварите пельмени, съешьте со сметаной. А из фольги от баночки сделайте два выпуклых колпачка диаметром на пол миллиметра больше катушки. Нежно вклейте суперклеем. Нежно. Иначе лишний клей протечёт в зазор, Вы будете вопить на меня за совет и кидаться испорченным динамиком. Это уже после центровки, разумеется. Всё. Вч до 23 кГц ваши, диаграмма направленности широчайшая, звучание фантастичное. Прекрасный динамик!

    • Rokos пишет:

      Подтверждаю! А ещё улучшает АЧХ кольцо из мягкого утеплителя (я использовал похожий на синтепон, но более мелкой и мягкой фракции), которое кладётся под динамик, который ставится мордой к панели (в случае с колонкой “Комета” между передними стенками), в этом случае утеплитель касается края диффузора и частично сглаживает стоячие волны. Ничего не надо вскрывать и 10 раз переклеивать, все работы делаются снаружи. От ДОРАБОТАННОГО 3гд-31 реально получить неравномерность 6дб в диапазоне 4000-13000Гц и это делает его хорошей пищалкой. Да, направленность будет всяко уже любого купола, но мониторным колонкам направленность широкая не нужна, а нужна строго на слушателя.
      Вот он, с пятачком.

      • Александр 1958 пишет:

        ещё встречал доработку 3гд31 – удаление латунных клемм с диффузора, с целью облегчения подвижки. Как это может отразиться на АЧХ динамика? Под алюминиевый колпачок на Керн может наклеить кусочек фетра по диаметру керна?

        • Оймне пишет:

          Не, не надо клеммы удалять это масса там диффузор все равно не движется. Их бы по разные стороны от центра но не судьба. На керн тоже ничего клеить не надо, самый верьх пропадет, там четвертьволновый резонанс.

  8. Сергей Гудков пишет:

    По-хорошему, надо разбираться в причинах скверного звучания 3ГД-31. Найти 10 отличий от 3ГД-15М, например. Бердский завод в условиях массового производства не хотел делать открытую конструкцию корзины, которая требует установки дополнительно герметичного колпака со звукопоглотителем. А ещё различия? Намоточные данные катушек, вес элементов и их параметры остаются пока мало изучены на сайте

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *