«В начале было слово. И слово это было»… 10МАС-1, потом 10МАС-1М. Это были первые массовые компрессионные колонки, умевшие прилично басить, несмотря на небольшие размеры. В то время они устраивали большинство потребителей. Только отдельные модернизаторы, типа меня, пытались выжать из этого объёмчика в 18 литров что-то приличное. Иногда получалось.
В ходе бесчисленного количества экспериментов над соседями определились главные недостатки серийных образцов:
Во-первых, недостаточная масса фанерного ящика, плохо демпфирующего вибрацию. Прыгающий внутри динамик мог заставить прыгать всю колонку, поэтому приходилось прижимать её к стене.
Во-вторых, неудачная схема фильтра, по которой на НЧ-СЧ динамик подаётся весь спектр сигнала, что при большой амплитуде колебаний диффузора приводит к интермодуляции, которая на слух воспринимается как грязь.
Оптимальный (по моему разумению) вариант доработки сводится к исправлению этих главных недостатков. Для этого все внутренние поверхности, кроме передней панели, обклеиваются звукопоглощающим материалом. Я использовал ковролин. Увеличивается масса, да и фанера перестаёт петь. И ватный мешок надо оставить на месте, только по возможности увеличить его рыхлость и соответственно объём.
Перебор всех видов фильтров для двухполосных акустических систем привёл к оптимальности схемы с последовательным соединением динамиков. Конечный вариант схемы фильтра выглядит так:
Частота раздела около 4000 Гц. Индуктивность 0,3 мГн получается из исходной в 0,4 мГн путём сматывания 15 витков. Если в исходной схеме нет катушки индуктивности, то придётся намотать на типовой катушке с начальным диаметром 30–50 мм около 100 витков. Конденсаторы – типа МБГО или аналоги, резисторы – типа ПЭВ или SQP.
После доработки колонки играют чисто на всех уровнях громкости, появляется хороший стереоэффект и чёткая локализация кажущихся источников звука. Общая звуковая картина кардинально меняется. Для большинства слушателей – в лучшую сторону.
Сей трактат составлен 26.05.2011
Автор: Николай Васильевич
(Раз пошла такая … тема)… как-то поэксперементировал с этим “бердским чудом”. Выкинул всё, поставил широкополосник 10-ГД-36 (по старому), благо крепёж совпадает, дыру от пищалки заглушил… Чёткая, изящная стерео-панорама!
Так тоже можно. Но если переделать “по мотивам” В.И.Шорова, то “стерео-панорама” (Что это такое???) будет “изящнее”
Установка ПАС или замена пищалы на ширик с переделкой фильтра?
А я бы в первую очередь подобрал два одинаково звучали динамика 10гд 30 /пару/ и два вч, прослушать и потом пробовать что то делать с ними!
Шоров, Торбаев Журнал Радио №5 1975 г. с.42-43. Это о применении и изготовлении ПАС для 10МАС
Лупырев, Мещеряков, Торбаев, Шоров Журнал Радио №11 1980 г., с.32 + №7-8 1981 с.77 Это об улучшении качества звучания 10МАС на средних частотах или борьба с интермодуляционными искажениями 10МАС.
Нет смысла пересказывать статьи. Они написаны профессионалами, которым можно доверять. Ничего лучшего не придумано.
Колонки изначально были бездарно спроектированы.
По молодости, я за “денежку” переделывал их. Причем сначала одну, а потом, после прослушивания с заказчиком, и вторую. Разница была, на взгляд заказчиков большая (в лучшую сторону).
Дополнительно могу подсказать. В настоящее время вместо 2ГД-40-8 можно использовать в СЧ-ВЧ области какой-нибудь подходящий по размеру автодинамик с ВЧ излучателем при соответствующей доработке корпуса.
Дельные советы в этих журналах и сравнительно эффективные, при своей простоте исполнения. Спасибо за указку на эти статьи.
Оно бы можно было заниматься доработкой этих МАСиков, если бы не дикий разброс у динамиков и чем позже-тем страшнее. В принципе, единственнре верное решение втиснуть этого басовика в родной бокс и не получить мычалку вместо баса- это сделать ПАС по Шорову. Только и ПАС не так прост и требует настройки. Сразу вопрос: чем бум настраивать. В ответ хмурое молчание. Или новый вопрос: – а зачем? Есть чертежи в журнале, их разве
недостаточно? И всё. Можно не продолжать.
Что касается доработки корпуса.
1. Желательно укрепить корпус стяжками “с натягом” особенно боковые и передние стенки. Это сделает корпус более жестким и усилится “отдача” на низких частотах.
2. НЧ динамик закрепить на виброизолирующих прокладках ( попросту на резиновой прокладке и установить динамик снаружи передней панели). Если не охота снимать внешнюю ткань, то изнутри нужно добавить дополнительную прокладку из резины или оконного уплотнителя.
3. В качестве вибропоглотителя паразитных колебаний стенок можно использовать битумную мастику. Слой не менее 3 мм. Несколько раз обмазать стенки ящика изнутри. Клеить линолеум, ковролин не надо. Хорошо не приклеишь. Но можно и не использовать вибропоглотитель, со стяжками паразитные колебания будут минимальны.
4. О герметизации. Битумная мастика может выступать и как заделка щелей в корпусе.
Это общие рекомендации, но можно и без них, если не очень интересует результат.
Насчет задней стенки соглашусь, она прикручена дебильными шурупиками со спиленной резьбой, благо, сейчас с этим нет проблем вообще. Включая прекрасные мебельные резьбовые бонки.
Согласен насчет стяжки задней стенки с передней, желательно в центре площади , где максимум болтанки. Или над басовиком сразу.
А вот клеить мастикой стенки- не уверен в крутом улучшении. На низу жесткости хватает, средину погасит заполнитель.
Пробовать надо, а я не пробовал, чисто теоретизирую, как обычно.
Цель ПАС – создание активного сопротивления на низких частотах. Это приводит к тому, что поток воздуха из ящика на резонансной частоте сильно ослабляется, и тем самым уменьшается амплитуда колебания динамика. Т.е., от частоты колебаний работа ПАС не зависит. Ведь длина волны на резонансе много больше габаритов ящика.
Изучению поведения ПАС В.И.Шоров отдал много времени. Я тоже задавал Шорову вопрос о настройке ПАС. Он ответил, что теоретически просчитать ПАС сложно (+- 50%), поэтому выводы в статье приведены экспериментальные применительно к конкретной АС и конкретному динамику, в частности, выбор диаметра отверстий и свойство материала.
Другое дело ПАС к СЧ динамику. Там надо просто заделать окна диффузородержателя тканью типа мягкого фетра. Поролоном не надо, он сыпется.
пожалуйста, подробнее о независимости работы ПАС от частоты. В теории как бы строго обратно. Это резистор частотнонезависимый и то с оговорками, а ПАС как бы не совсем резистор.
По идее, на очень низкой частоте, ниже резонанса в ящике , динамик с ПАС в ящике слабо демпфирован или почти раздемпфирован, с ростом частоты демпфирование растет вплоть до частот , на которых ящик как бы становится герметичным.
И наша задача подобрать степень акустической прозрачности ПАС , чтобы снизить компрессию внутри именно на резонансе в ящике, одновременно допуская и рост болтанки ниже по частоте.
Или я что-то упустил главное.
ПАС по определению создаёт сопротивление прохождению воздуха, превращая механическую энергию движущихся молекул в тепловую. То есть, эффективность ПАС пропорциональна объемному смещению на конкретной частоте. Отсюда максимум влияния на частоте резонанса, выше – резко меньше, ниже – плавнее меньше. Практически при расположении максимально близко к диффузору получаем уменьшение механической добротности и всё. Если же ПАС в отверстии стенки, то картина намного сложнее. Полного раздемпфирования не будет, излучение задней стороны диффузора будет ослаблено.
В случае использования ПАС, заполнять объем ватой не нужно.
По остальному. Стяжки делал так. По всей длине в центре сторон стягиваемых панелей приклеивал эпоксидной смолой алюминиевые уголки и прикручивал их к панелям. Затем подбирал деревяшку близкую по размеру и аккуратно молотком забивал ее между плоскими поверхностями уголков. Даже небольшой натяг приводил к заметному уменьшению колебаний. стенок.
Чем жестче корпус, тем меньше призвуки.
Про битумную мастику. Денежный расход небольшой. Качество звучания улучшится на слух.
Если все рекомендации выполнены, то таким образом из этого ниже среднего по акустическому качеству объекта можно вытянуть нечто удобоваримое.
Лексус из Запорожца не получится, но Реношка- вполне.
Вы очень мудрено написали и неправильно. Вы путаете с работой динамика в корпусе с ФИ. Там действительно на частоте ниже резонанса ФИ поворот фазы будет 0 градусов и динамик начнет бултыхаться с большой амплитудой. У ПАС другой принцип работы. Я писал об этом. Никакого увеличения амплитуды не планируется и не будет.
Опыт, который, как известно, дело наживное, ежели охота на “изоляции” поразвлечься и есть с чем, то вперед.
Кстати, в комплекте с радиолой “Мелодия 104” были колонки типа 6 АС2 в закрытом ящике. Их тоже переделывал на ПАС. Качество звука улучшалось еще больше, чем в 10МАС. Если есть в наличии можете потренироваться. В гараже самое то!
мудрить моё любимое занятие. Равно, как разрушать легенды и отбирать любимые сказки. Микрофон мне в этом помогает на пару со спектрой.
Если вы считаете ПАС частотнонезависимым сопротивлением, то я умолкаю и ухожу от дискуссии с академиком. Ушел бы в гараж, по вашему совету. да жаль, нет ни гаража ни машины.
ПС. Расскажите. пожалуйста, чем вы выявляете призвуки корпуса до оклейки мастикой. Каким прибором. Или методикой поделитесь. Темные мы, не местные.
ПАС – частотно-независимое сопротивление. Докажите обратное.
Призвуки я определяю исключительно на слух по сравнению обработанной колонки с необработанной. Проверено неоднократно.
И потом, уважаемый, я Вам (конкретно) ничего не навязываю. У Вас есть мнение. Так и его никто не отнимает. Мы не на семинаре. Про увеличение амплитуды колебаний на частоте ниже основного резонанса в закрытой системе Вы уже высказались.
Любопытно было бы Ваше мнение как Вы себе представляете работу ПАС. В ознакомительных целях исключительно.
“ПАС – частотно-независимое сопротивление. Докажите обратное.” (С.1)
“Цель ПАС – создание активного сопротивления на низких частотах. Это приводит к тому, что поток воздуха из ящика на резонансной частоте сильно ослабляется,….” (С.2)
Доказывать обратное самому себе , задача архисложная!
Обработка мастикой хорошего корпуса не даёт НИЧЕГО. И не может дать в принципе. Слишком тонкий слой. Виброизоляцию можно (и нужно) делать при помощи автомобильных виброизолирующих листовых материалов. Толщина и плотность соответствующие моменту. Если корпус совсем плох (тонкий, из неподходящих материалов и т.п.), то виброизоляция ему пойдёт на пользу, но таких корпусов с резонирующими стенками, как-то не попадалось. Моща не та, это не саб на пятнашке.
Предложу “литературное” определение. ПАС “обманывает” динамик. С сопротивлением соединяя давление создаваемое динамиком на НЧ с “внешним миром” – “убеждает” его в том, что он работает в закрытом ящике большего объема. Тем самым понижая резонансную частоту и общую добротность. В то-же время приглушает СЧ диапазон, воспроизводимый обратной стороной диффузора.
“Обработка мастикой хорошего корпуса не даёт НИЧЕГО. И не может дать в принципе. Слишком тонкий слой.”
Я писал: “В качестве вибропоглотителя паразитных колебаний стенок можно использовать битумную мастику. Слой не менее 3 мм. ”
На резонансах пластин (стенок ящика из ФАНЕРЫ), когда импеданс становится мал, то слоя мастики вполне хватит для подавления этих резонансных колебаний. Подчеркиваю, не низкочастотных, а именно высокочастотных 400 и более герц, которые для зажатой по краям пластины могут вызвать паразитные воздушные колебания из-за близкой к этим частотам частоты совпадения скорости изгибных волн пластины и скорости звука в воздухе. В этом случае вибропоглощающие свойства мастики вполне способны задавить резонансы.
Во всяком случае, чисто на слух колонка с мастикой дает более чистый звук.
Естественно, измерений никто не проводил.
Николай, пардон, но это редкостный бред. Заставить лист фанеры 10-ки резонировать на 400Гц и выше? – Шутить изволите. Это какого размера должен быть лист, и какую мощность должен выдавать дин на этой частоте! Какого импеданса может не хватать!? Какая скорость звука!?
10МАС, как Веговское изделие вполне может быть просто халтурно изготовлена. Вполне допускаю. Нормально собранного ящика для её мощности хватит по уши и без вибры.
P.S. Помню, виброизолировали дверь в БЭХе по “Морель” 9″ кажется. Вот там трясло маманегорюй! Итог – дверь стала провисать на петлях, но акустически была глуха, как железобетонная стена. Ни шороха.
Понятно, что стенки колонки резонируют на своих частотах, добавляя к звуку динамика свои резонансы. Другой вопрос- уровень этих звучащих стенок по отношению к звуку самого динамика.
Стенки эти точно не из хрусталя или стали, чтобы звенеть громче динамика, а ежели что и дребезжит, то это не резонанс стенки, а плохой клеевой шов или ненатянутая радиоткань или неприкрученная задняя стенка, вот там действительно создается давление такое, что выносит стенку . Давняя идея соорудить вибродатчик в пару к микрофону- видимо назрела. Иначе до смерти придется слушать бред этих виброборцев.
Бред? Вы проверяли? Нет. 10 мм корпус из фанеры на 10МАС – это барабан с минимальным внутренним поглощением. Это единственное с чем я согласен из статьи автора. НЧ динамик упирается в корпус и его каркас передает вибрацию на корпус. Например, Салтыков делал корпус для 10ГД30Е из двух склеенных листов фанеры по 10 мм каждый на объем 24 л. Такой корпус действительно не требует вибропоглотителя. Но у нас ситуация другая, хуже.
Впрочем, зачем я Вам это пишу? Все равно Вы не будете заниматься этим громкоговорителем. А просто убеждать не имеет смысла.
Я давно мечтаю сделать на основе 10ГД-30 звучную и ровную двухполоску.Потенциал этого динамика очень высокий, просто ума ему не дали, как обычно. А 10 мм фанеры или 20 – дело второстепенное. Разберемся и с вибрациями, как-нибудь.
Уж поверьте .
Уважаемый, вы не забыли, что динамики в МАСах закреплены с резиновыми прокладками(шайбами) на передней панели, которая в свою очередь, прикручена к корпусу через вибропоглощающий материал?
Второй вопрос, неужели мне одному посчастливилось быть обладателем этой акустической системы с “двойными” Боковыми стенками, дном и верхней крышкой? Оконным утеплителем проложил переднюю и заднюю стенки и воостановил герметичность. К слову сказать, пластилин это средство для детского творчества, не нужно пихать его туда, где он глаз не порадует, лучше сразу монтажной пены через отверстие Ф=10мм, проделанное в диффузоре 10гд-30 задуть, все паразитные вибрации вмиг испарятся. Кстати, коль уж вы упомянули динамик 10гд-30е, можно сделать убедительный вывод, что колонки были рижского производства, как раз такие, какие были у меня, с очень прочным каркасом. Кстати, задняя стенка там тоже не такая, как у Веги, на веге отверстия для крепления на стену закрыты квадратными фанерками, а на RRR задняя стенка двухслойная.
Чушку порете, да простит меня Всевышний….
Разумеется, стенки вибрируют, это их свойство. И вибрируют именно на тех частотах, которые вы указываете. И достаточно квадрата из мастики, наклеенного в точку максимальной вибрации, чтобы погасить этот резонанс. Либо массивного бруска.
Тут , как в любом деле, главное- чтобы без фанатизма.
На деле все ровно наоборот, сплошной фанатизм, поддержанный
странными понятиями. Врага не знаем, но бьёмся изо всех сил, вслепую и вглухую.
Еще про ПАС. Поскольку ПАС работает в условно закрытом ящике, то переходная характеристика у ПАС лучше, чем у ФИ.
У меня есть знакомый барабанщик. Так вот он считает, что ФИ “размазывает барабан”. Причем он это слышит даже у хороших АС. Ему виднее, ведь ему есть с чем сравнивать – естественный звук барабана.
Еще раз хочу сказать, что 10МАС – это неудача. И если удается подправить это убожество, то это хорошо.
kolobrkin, объясните, что Вы имели в виду, говоря “В то-же время приглушает СЧ диапазон, воспроизводимый обратной стороной диффузора.”
10МАС просто достался неудачный басовик. Полно АС тех годов с НЧ 8″ и объёмом 20-23 литра с нормальными характеристиками.
Вот я ввёл в калькулятор закрытого ящика параметры из тех, что должен иметь динамик с воздушным подвесом: добротность 0,25, резонанс 18 Гц, эквивалентный 150 литров. На выходе получаем честных 50 Гц и 21 литр ящика без выброса на резонансе и без заполнения. И никаких ПАС не потребуется.
Ну а исходному 10ГД-30 надо не менее 30 литров.
При таком раскладе, честные 50 Гц – без фильтра?))
Не проще ли сделать, новый корпус под существующую Qts басовика и фильтр первого порядка ?
И заменить, действительно неудачный 3ГД31.
Скромно спрошу можно ли вставить 10 гд 30 в 30-50 литров типа столбы хорошо сбитые акрытые и с войлоком на стенках и заставить его петь без пищалки а потом уже добавить пищалку от с 90 через точно подобранный фильтр ?? запоют ???
10 гд 30 в 30-50 литров – это хорошо, заставить его петь без пищалки – нет проблем. (Вас тоже можно заставить петь арии колоратурным сопрано, нет проблем, но мало кому это пение понравится).
Потом уже добавить пищалку от с 90 через точно подобранный фильтр – ???
Фильтр только фильтрует т. е. режет лишнее. И пищалка от S-90 хорошо если от 5 кГц начнёт нормально пищать. А вот “заставить его (10 гд 30) петь” до 5 кГц ровно – вот в чём будет проблема.
В результате будет проблемная область, и это будет слышно.
Одних это устроит, а другим – не понравится.
Проблема известна давно, и выходы есть разные:
1) трёхполоска,
2) ВЧ динамик способный хорошо звучать на СЧ.
Неудачный?батенька вы очень сильно ошибаетесь ,с такими параметрами ещё поискать Нада и за таку цену ,нч очень хорош ,единственный минус это слабоват но для комнаты 10_15кв,м,в самый раз и играет приятней чем все советские басовики ,объема можно и побольше до 30л небольше ,и глухой корпус
В паре с пищалой Визатон TW70 в ящике на 30-40 л получится шикарная двухполоска на 10ГД-30.
А сейчас вышел на очень удачный ширик от рязанской фирмы Русаудио, овал в габаритах 2ГД-36, на неодиме, ровнейшая протяженная ачх, высокая отдача, прекрасный звук. Как замена дешманской бездарной пищалке 3ГД-31 очень даже вариант. Единственное, нужен бокс небольшой этому динамичку, у него открытая корзина.Пластиковый контейнер для еды самое то.
а в каком помещении Ваш барабанщик слушает естественный звук барабанов? от этого много зависит
Разработайте самостоятельно метод улучшения этой акустики, проведите практические исследования и сделайте заключение, а потом и называйте 10МАС-1 убожеством.
Каждый горазд хаять, а ты сделай ещё лучше. Сам.
Наиль, купите в обувном магазине обувь на три размера меньше и предложите конкурс по её улучшению , раздавая советчикам щелбаны. Такой ерунды не способны придумать, а еще умничают.
Динамик 10ГД-30 хороший, колонка в целом – редкая лажа. И молятся на неё, кто слаще морковки не ел ничего.
Метод улучшения известен давно: – выкинуть, купить нормальную акустику и не пытаться отрастить собаке пятую ногу.
Любые исследования, разработки и т.п. должны иметь какую-то цель и экономическое обоснование. А тут-то смысл в чём?
Есть и другой, крайне неудобный вариант, использование ящика от 10МАС с другим , более подходящим по объему басовиком. Метод имеет аналог в быту, когда куплена обувь не того размера, а потом ищется желающий её купить, кому подошел размер. Неудобно, долго, без гарантии успеха.
Помимо того , что фазоинвертор размазывает барабан, ак и катушки индуктивности заваливают фронты сигнала. Какая тут достоверность звука ? Надо использовать свойство НЧ динамика не воспроизводить те частоты , которые он не умеет, т.е использовать естественный спад АЧХ, лишь слегка помогая ему катушкой минимально нужной индуктивностью. Или переходить на биампинг.
Аудиостроитель, Вы привели мою цитату (С1). Она, в общем, верна. А насчет доказательств от обратного – ответ фразу Александра : “Если вы считаете ПАС частотнонезависимым сопротивлением, то я умолкаю и ухожу от дискуссии с академиком”. Я счел эту фразу как иронию, потому и задал вопрос.
Мне привычнее спорить с картинками сравнительных измерений, проделанных лично и впечатлениями от прослушивания того, что сделал сам.
А ввязываться в теоретические споры – для этого есть другие форумы.
Давно хотелось повозиться подробно с этим отменным решением , при случае обязательно повожусь. Хотя, пару случаев убедиться в том, что метод работает , были.
Динамик излучает звук как наружу (к слушателю), так и внутрь АС. В некоторых случаях (открытый корпус, щит, отверстие ФИ) этот переотраженный звук достигает слушателя.
То kolobrkin. Если не ставить близко к стене, то этого эффекта не будет. Открытые системы существуют и неплохо работают. Слово “близко” – это 20-30 см.
Но, вы забыли о СЧ-ВЧ динамике! Это вторая сторона успеха.
Этот “эффект”, как показывает практика, есть практически всегда, за исключением использования акустического оформления – закрытый корпус или прослушивания в “чистом поле” или эхо поглощающей камере. Другое дело, что подобная “обратка” может быть очень разной по уровню. ВЧ динамики выпускаются в закрытом корпусе и “обратка” там давится конструктивно либо выводится за рабочий диапазон. СЧ динамики устанавливаются в изолирующий бокс который предохраняет их не только от давления создаваемого НЧ динамиком, но и служит коробочкой для складывания ваты, которая “кушает” обратное излучение диффузора не дает ему переотражаться и паразитно действовать на динамик. Для этой же цели внутренняя часть АС заполняется звукопоглощающими материалами. И просто “не надо” про виртуальное увеличение объема колонки. При адекватных размерах акустики – вклад очень незначителен и с избытком съедается перегородками, распорками, фильтрами, динамиками и пр.
То kolobrkin. Я даже не знаю, что Вам сказать… Вы сами принимали участие в “колонкостроении”? Если “да”, то должны знать, что вата добавляется в СЧ бокс не для того, чтобы кушать обратное излучение диффузора. Она нужна, чтобы “увеличить” в 1,4 раза объем бокса, чтобы он (бокс) не поднимал частоту СЧ динамика. А это нужно, в свою очередь, чтобы уменьшить габариты этого бокса. А вот увеличить толщину стенки бокса нужно чтобы обратное излучение НЧ динамика не проходило наружу.
Поэтому вату кладут в распушенном состоянии.
Ну подумайте сами, как можно с помощью клочка ваты заглушить звук на частотах 400-700 Гц, если длина волны на этих частотах от 0,9 до 0,5 м? А расширить диапазон излучения СЧ динамика – это святое. Не верите? Уберите вату и, практически мало что изменится
Насчёт ваты в СЧ боксе Вы неправы. Оптимальная набивка ваты снизит резонансную частоту в боксе максимум по теории на 15 процентов, от 210 до 180 Герц, к примеру. И что толку? Он активно работает на 200 Герц (кроме Романтики – 121 и Эстонии -311) в какой-нибудь АС? Эти частоты должны быть срезаны! А вот с отражениями в боксе при заполнении плотнее обычного вата как раз справляется, при тонком диффузоре это важно.
Все это здорово, но в 10МАС НЕТ (пока нет) СЧ динамика.
“А вот с отражениями в боксе при заполнении плотнее обычного вата как раз справляется, при тонком диффузоре это важно.”
Не заметил, а вот изменение частотной характеристики заметил. Это когда вата набивается под завязку, что эквивалентно уменьшению объема бокса и передемпфированию СЧ динамика. Это не эквивалентно установке ПАС в СЧ динамик. ПАС просто уменьшает выброс на fрез., а плотная вата снижает амплитуду колебаний в диапазоне частот 400-700 Гц. Еще раз повторяю:как можно с помощью клочка ваты заглушить звук на частотах 400-700 Гц, если длина волны на этих частотах от 0,9 до 0,5 м?
Вы когда-нибудь занимались звукопоглощением?
Извините, но проверено неоднократно.
Всё, что пишете, ясно и так. Заполнение выполняет несколько ролей, каждая- под свою задачу: объём добавить слишком тесному ящику, добротность динамику убавить , выброс на резонансе понизить ,стоячие резонансы внутри объёма погасить, и ещё по мелочи.
И поглотители разные и самые эффективные, к сожалению, самые неудобные, та же минераловата. И по мне, так лучше неэффективный синтепон, чем эта мерзость.
“И по мне, так лучше неэффективный синтепон, чем эта мерзость”.
И что Вы собираетесь с ним делать, с таким неэффективным?
Может, чуть больше положить? 🙂
а я применяю к нему правило буравчика. И он начинает поглощать.
Блажен кто верует в прочитанные сказки. Длина волны имеет отдаленное отношение к звукопоглощению, скорее к звукоотражению, переотражению и стоячим волнам. Заглушить 400-700 гц? И не только? Да просто. Проведите опыт, накройте динамик – подушкой. Результат на лицо. В звукомерных, эхо поглощающих камерах, стены, пол и потолок отделаны однотипными, практически одинаковыми элементами. И эхо давится на всех частотах звукового диапазона, вне зависимости от длины волны.
“И эхо давится на всех частотах звукового диапазона, вне зависимости от длины волны.”
kolobrkin, Вы это серьезно?
По вашему-если накрыть динамик плитой ДСП, то динамик “заглушится”. Отсюда -вывод-ДСП отличный звукопоглотитель?!
Тогда срочно забиваем весь объем колонки ДСП-шкой.
Вы привели не совсем удачный пример.
Для тех, кто хоть раз занимался проблемой звукопоглощения.
Простой опыт. Пустой ящик с отверстием для динамика. Хлопнуть в ладоши внутри ящика в центре . Получим звонкое БЭЭЭМС!
Хлопок в ладоши- импульсная посылка с частотой заполнения 500 герц, проверка комнаты на эхо.
теперь в центр колонки помещаем кусок ваты или синтепона размером с мяч и снова хлопаем. Угу. Хлопай до посинения, отлика нет. Можно крикнуть внутрь, с тем же успехом. Тишина.
Поэтому читать стоны про невозможность убрать 700 герц в ящике странно по меньшей мере.
Немного сложнее всё. Хлопок – многочастотный. Затухание – частотно зависимое. Слушая процесс затухания, мы сравниваем процесс затухания в корпусе с процессом затухания в комнате и с процессом затухания слухового восприятия! В заглушенной комнате вылезут звуки, ранее игнорируемые: дребезг, стенки, внутренние резонансы корпуса. В обычном помещении мы просто их не слышим, и прекрасно. Есть в справочнике Терещуков, кажется, полезный график: зависимости коэффициента поглощения от плотности заполнения. Зависимость следующая: с увеличением плотности снижается частота, с которой и выше неё коэффициент максимален. По памяти, и 300 Герц поглощается при приемлимой плотности. Для 700 что-то порядка 15 г/ литр, емнип. Найду – сброшу фото.
Николай, снимите спектр хлопка в ладоши и ткните меня мордой в его многочастотность, приму с благодарностью такую критику.
Эт не критика, выясниловка скорее. Я вместо хлопка цокаю языком 🙂
Цокну в микрофон, пришлю вам спектр цока, сравним с моими хлопками))))) два эксперта )))))), один цокает, другой шлёпает)))))
Меняя глубину лодочек из ладошей, можно менять частоту заполнения импульса. Обычно 500гц ровно.
5ГДШ-9
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ:
Номинальное электрическое сопротивление4 Ом, 8 Ом
Эффективный рабочий диапазон частотот 140 до 12500 Гц
Уровень характеристической чувствительности90+-3 дБ
Предельная шумовая мощность5 Вт
Предельная кратковременная мощность15 Вт
Масса300 г
Габаритные размеры 100х100х34мм
Установочные размеры 80х80мм
Принципиально, эту головку можно установить в 10 МАС вместо предлагаемой 2ГД40.
Установочные размеры такие же как 3 ГД31.
Только добавив бокс и ПАС.
Выпускает РусАудио Рязань.
Цена в Чип и Дип 380 руб.
Отменный динамик, судя по виду. Спасибо за хорошую новость.
я такие заслушал до дыр, пока учился лет 10 назад
Вот характеристика этой головки. Вполне приемлемые
Вполне себе ровная ачх. Согласен. Ещё бы вне оси глянуть.
Вот нашел переделанный 10МАС с ПАС на задней панели
https://www.youtube.com/watch?v=U04PFjq7oD8
Вот посмотрите этот адрес. Данный “товарисч” оставил 3ГД31, но частоту раздела сдвинул вниз до 2500Гц. И что из этого вышло… Лучше бы не приводил запись переделки. Сип как у больного пневмонией. При этом несказанно гордится собой. Понятно, делал для себя. Но уши то есть. Неужели не слышит?
Но низы звучат достойно (для 10МАС, конечно)
Немного в сторону. Когда надоело работать паяльником и отверткой, восстанавливая и исправляя глупости разработчиков винтажных отечественных АС, прикупил себе по две пары Yamaha NS-777 и Yamaha NS-125 (фронт и тыл, соответственно.
Yamaha NS 125
Акустическое оформление Фазоинверторного типа
Количество полос 2
Количество динамиков 3
Мощность 40 Вт
Максимальная мощность 120 Вт
Минимальная частота 60 Гц
Максимальная частота 35000 Гц
Импеданс, Ом 6
Чувствительность, дБ 86
Частота разделения кроссовера 6 кГц
Тип излучателей Динамический
Тип ВЧ-излучателя Купол Диаметр ВЧ-излучателя 22 мм
Тип НЧ-излучателя Конус Диаметр НЧ-излучателя 80 мм
Клеммы Винтовые
Магнитное экранирование Да
Ширина 236 мм, Высота 1050 мм
Акустическая система Hi-Fi Yamaha NS-777
Основной цвет черный
Отделка черный ясень
Номинальная суммарная мощность (Вт) 100 Вт
Максимальная суммарная мощность (Вт) 250 Вт
Минимальная воспроизводимая частота (Гц) 30 Гц
Максимальная воспроизводимая частота (кГц) 35 кГц
Сопротивление (импеданс) 6Ω
Материал корпуса MDF
Фронтальные колонки
Вариант исполнения фронтальных колонок напольные
Мощность фронтальных колонок
номинальная 100 Вт, максимальная 250 Вт
Диапазон частот фронтальных колонок 30 Гц – 35 кГц
Чувствительность фронтальных колонок 89 дБ
Акустическое оформление фронтальных колонок фазоинвертор
Количество полос фронтальных колонок 3
Динамики фронтальных колонок два НЧ 200 мм, СЧ 130 мм, ВЧ 25 мм
Высота фронтальной колонки 1100 мм
Глубина фронтальной колонки 391 мм
Ширина фронтальной колонки 276 мм
Вес фронтальной колонки 24.4 кг
24кг это много? У хорошего знакомого на даче 777-ые, не могу сказать, что они переигрывают аналогичные по качеству сборки акустические системы фирм Sven, Microlab, BBK… Но это субъективно. Уж если за весом гнаться, то нужно брать хотя бы Revox Symbol B, там пара колонок больше центнера весят. Корейский ресивер Сони 2008-го года тоже не совсем интересная вещь… Хотя слушать мрз пойдет.
Позволю себе вклиниться между мэтрами “Колей и Сашей”, двумя Опытными Специалистами. Наверное, тема подразумевалась не как “Доработка 10МАС”, а “как на базе 10ГД-30 сделать приличные колонки дёшево и сердито”.
Ибо 10МАС изначально имеют несколько неизлечимых пороков.
1. Корпус не годится абсолютно.
Дело в том, что динамики 10ГД-30 имеют чудовищный разброс, но процент оптимально работающих с столь тесном корпусе, наверняка ничтожен.
Оптимально будет примерно 40 литров +-10 литров. И это если повезет, а ведь очень многие динамики, особенно на феррите имеют добротность около единицы!! Бубнить они будут в любом закрытом ящике, а если их поставить в ОЯ, то от баса ничего не останется. Есть у меня несколько штук таких и что с ними делать – не знаю (кроме мусорного ведра). Итак, нужен новый бОльший корпус.
2. Двухполоска с 10ГД-30 не получится никак.
Посмотрите статьи Шорова в журнале “Радио”, ссылки Коли выше (спасибо ему). При достаточном объеме ящика снизу будет красивая “полка” до 500 Гц. Далее вредный рост отдачи до 1 кГц, а для описания того что еще выше, цензурных слов у меня нет, какие уж там 5 кГц. Да, отдача будет, но “такой хоккей нам не нужен”. А это значит что что нужен ШП динамик от 300…500 Гц и выше. Так Шоров и предложил – 2ГД-40. Всё бы хорошо, но работает он по факту до 12…13 кГц, как указано в паспорте. Это маловато будет. Про то что он ровно(!!) работает до 18 кГц – сказки. Я измерил микрофоном 10 штук, поэтому знаю что пишу. Кроме того все (почти) СЧ-ШП динамики конусные, значит диаграмма направленности на ВЧ – прожектор. Так что даже если и будет выше 12 кГц, толку будет мало.
Далее. Категорически не советую 2ГД-40 ставить в бокс, он будет задушен и всю прелесть красивого звука вы потеряете. Особенно если это родной корпус 10МАС. Динамик надо ставить в ОЯ сверху ящика (ФИ) с 10ГД-30. Это тоже не я придумал.
Под это дело хочу попробовать в качестве эксперимента последовательные разделительные фильтры. Думаю, в данном случае они годятся. Частота раздела 300…500 Гц. Эти фильтры не так просты как кажется, я с ними уже имел дело, настраивать их намного труднее обычных из-за взаимного влияния каждой детали на оба динамика.
И далее надо будет приспосабливать пищалку, но это потом, может быть, если остальное понравится.
Я сознательно не пишу о ПАС. Дело хорошее, но не такое простое т.к. измерения на самых НЧ дома делать сложно.
Кстати, Спикершоп показывает, что для 10ГД-30 ЗЯ не годится, если мы хотим получить хотя бы 50 Гц ЧЕСТНЫХ (с завалом 3 дБ). А для 80…100 Гц лучше взять другой старый динамик, поставить его в ящик побольше, и он ровно и честно споёт до 5 кГц где его подхватит обычная пищалка. Петь выше 2 кГц 10ГД-30 не способен никак (читайте старых классиков в “Радио”). Это касается и других подобных советских динамиков на резиновом ходу.
Итак, 10ГД-30 плавно превращается… в трехполоску, как уже давным-давно писал Зотов. В итоге на ДЕШЕВЫХ советских динамиках можно получить приличный результат для домашнего пользования. Но учитывая жуткий разброс параметров советских динамиков (учитывая их старость и износ на современное время) без измерений обойтись будет трудно, да и сделать приличный корпус – проблема (по крайней мере для меня).
Если бы найти партнёра-мебельщика для которого сделать ящики – просто, а сделать фильтры и настроить их – тёмный лес, то было бы проще, но…
Переделывал 10мас долго и упорно. Усиливал корпус. НЧ победил прикручиванием корректора Линквица. Ушел резонансный горб и появился бас. На вч поставил ленточную 25гдв-1. Фильтры второго порядка. Уже можно было слушать. Но в итоге выкинул 10ГД из-за дубовости подвеса. Воткнул сис подходящего размера и стало совсем хорошо.
Все решения в десятку. И 25ГДВ-1 именно здесь удачнее многих пищалок, и по чутью и по способности тянуть низко и вообще ровная по звуку. Хорошее решение!
Были у меня самодельные колонки, практически как Вы и описали, 10д-30б с приклеенным на отталкивание доп. магнитом (он положительно влияет не только на добротность, но и понижает искажения) ящик большой, 55 литров, фазоинвертор, бас был от 27 Гц. Сверху ящиков на небольших щитках стояли 5гдш-3 новодел 2000 года. Частоту раздела и номиналы элементов фильтра не помню, помню только, что катушка на басовик была 2 мГн. Самых высоких было мало, пробовал на 5гдш ставить “ускоряющую” RC цепь, поднимающую самые высшие частоты, но помогало не особо. 10гд-30 имели все описанные Вами проблемы, диффузор жёстко ломало, подъём АЧХ от 450 до 500 Гц в ближнем поле был 8 дБ. Потом в этих же ящиках собрал 4гд-5 плюс самодельный изодинамик на железе 10ги-1, сделал ПАС внутри ящика. По звуку другая планета, несмотря на то, что такого баса, как от 10гд-30, и близко нет.
Для комфортного уровня громкости в ящике около 30 литров 10ГД-30 выдает весьма красивый звук, достойный сравнения с Сканом Ревелатором, которые звучат у меня в ящиках , тоже 30 литров и тоже с катушкой на 2.2 мГн. Просто Сканы бегут по оси до 9 килогерц, а 10ГД-30 примерно до 5 кгц, валятся отдачей круче, просят подтяжечки на верхнем срезе, то есть, с фильтром повозиться. Пищалу лучше применить бумажную, конус, неплохо работают Визатон TW70 и наш ширичек рязанский 2ГДШ-16-8. Созвучность отменная, ачх ровная, звук хаендовский. Хау, я все сказал.
Странные вы. Лично мне интересен первозданный звук, задуманный на заводе. Принимаю, если незначительные доработки. Сами по себе звучат интересно. Хотите большего, смотрите в иную сторону. При цене на данную поделку полувековой давности, странно читать про затраты на переделку, сопоставимые с созданием чего то на современной базе. А звук с них действительно интересный, на не максимальной мощности.
Колонки, созданные авторами, мало похожи на мерзость, что позже сходила с конвейера . И динамики там совсем иные, особенно отвратная пищалка .
А всякие улучшайзеры со страниц Радио, врезающие в ящик трубу от пылесоса с целью баса добыть, завели тему этих колонок в глухой тупик.
Хотя, басовик 10 Гд 30 в подходящем оформлении и нужной модели на диво хорош в двухполоске. Получится- будет тема, продолжение Кубиков Салтыкова, но уже на базе 10 ГД-30, есть результаты и добрые отзывы от повторивших эту конструкцию.
1. Подвесы пропитываем аккуратно силиконовым жидким маслом. Снаружи и внутри. С суточной выдержкой. Ватная палочка. Не руками разминаем 🙂 . Опять мажем, и так 2-3 раза. Проверено на сухих резиновых подвесах 10МАС1, RFT Compaktbox, 15АС109. (Эти играют в сию минуту у компа. Остальные – веселят в гараже, где им и место.)
2. Удаляем тряпки-решётки.
3. Средне-хороший ЦАП – никаких встроенных звуковух! Используем относительно современные мощные усилители с большим демпфермированием и, соответсвенно, большой энерговооружённостью. ИСКЛЮЧАЕМ ИЗ ЦЕПИ ТЕМБРОБЛОКИ И ПРОЧЕЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ УСИЛЕНИЕ! Слегка “поджимаем” НЧ путём уменьшения входных конденсаторов – просто снаружи вешаем на входные цепи не электролитические конденсаторы 1-10 мкФ. С бубнежом улучшится.
4. А нафига мне (нам) это надо? Сколько раз зарекался, что прекращу заниматься совкодрочерством… (Да простит меня модератор!)
Успехов!
тоже силиконом раньше резиновые подвесы пропитывал, пока не попробовал реставратор покрышек (доктор вакс) размягчает быстро и на долго
“…Слегка “поджимаем” НЧ путём уменьшения входных конденсаторов…” (с)
А ху из ит “входные конденсаторы”!? В 10МАС (да и вообще) такое диво дивное не встретишь.
Они отстой что ни делай звука нет нормального
!Благодарю. Имеется недостижимая мечта середины 80х – полный комплект “Вега-101” с “десятками”. Попробую намазать Ваше зелье. Выкинуть жалко. Продать – не покупают. Даже игла есть. (У меня был только “Аккорд-стерео 202 🙁 … )
Поясню. Этот комплект 10МАС1 ещё не мазал ничем.
Неоднозначно про Dr Wax
drive2.ru/l/520235302145491681/
Силикон более щадящее средство. Видимо (?).
Хочу поблагодарить “Николай Васильевич” за материалы.
Столько комментариев, а по теме ничего. Кто ни будь собирал данный последовательный фильтр? есть смысл переделывать родной? если даже не собирали, знатоки, подскажите будет ли данный фильтр лучше родного?
можно проще слегка изменив первоначальную схему с теми же элементами– резистор перенести последовательно к динамику,последовательно к катушке добавить резистор 4-6 Ом ,динамики включить в противофазе(получится синфазное включение динамиков на фильтрах 1-го порядка….. (для пробы не хватает только резистора 4-6 Ом)
примерно так
С этим может только поспорить “доработка”, которую я видел в Ютубе. Творец долго рассказывал как он доделал корпус, как менял переднюю панель, какие пимпочки ставил для подключения к усилителю. Про ножки не забыл! Внутри “бескислородным” проводом все проложил, на стеночки извел вибропоглотитель, забил корпус насмерть синтепоном. Вычистил все катушки от постороннего мусора… И при этом сиял как паяльная лампа, ужасно довольный собой.
Вот это доработка!
Первая часть. Анализ
Любая доработка. даже для ленивых, связана сначала с изучения того, что надо доработать. Нам повезло, мы имеем АЧХ этой системы и схему фильтра, при котором получена эта АЧХ.
По схеме видно, что басовый динамик подключен БЕЗ фильтра. То есть, до частоты раздела, хотя ее правильнее было бы назвать частотой “включения” ВЧ динамика (3ГД31), работает ТОЛЬКО НЧ динамик (10ГД30Е).
По АЧХ видно, что активное излучение начинается с частоты 63 Гц. Примерно до частоты 200 Гц практически плоский участок, а с 200 до 400 Гц небольшой подъем +3дБ. С 400 до 500 Гц следует резкий подъем на 4-5 дБ. С 500 до 630 Гц еще подъем +2 дБ. 630-750 Гц спад на 2 дБ. Далее спад до 900-1000 Гц, потом небольшие на уровне +-2 дБ подъемы-спады вплоть до частоты 2,5 кГц. Дальше резкий провал почти на 12 дБ на 3,0 кГц (!), потом опять подъем на 7-8 дБ до частоты около 4 кГц, спад на те же 7-8 дБ на 4,5 кГц и подъем на частоте 6,3 кГц на 7-8 дБ. А дальше уже видимо работает 3ГД31 с его характерными перепадами от +-6 дБ до +- 3 дБ.
Пардон, куда-то делась АЧХ
Федору– основная ГЛУХОСТЬ колонок — разнофазная работа динамиков (динамики исправны) — они начинают “”душить друг друга”” и создается эфект недостаточность высоких частот. Остальная кривость,идущая от динамиков,на слух ощущается значительно слабее. И да– НЧ фильтр 1-го порядка НЧ динамику только бы помог.
“Сколько я доделал, сколько переделал, сколько душ невинных одарил” (в смысле, хорошим звуком). Далеко НЕ первый МАС и, думаю, не последний. Методология отработана.
Но там все несколько сложнее, поверьте. Это я так, немного в шутку (но серьезно!) написал.
Этот поэтический перл оставляем на совести автора и модератора и переходим к выводам анализа АЧХ.
Разделим диапазон на несколько участков
I. 63-400 Гц.
II. 400-1000 Гц
III. 1 – 2,5 кГц
IY. 2,5-6,0 кГц
Y. Остальное.
Выводы (синтез)
Участок № I – самый беспроблемный.
№ II – подскок почти на 5-6 дБ. Остановимся на нем. Видимо, да что уж “видимо”, определенно надо отделять этот участок от “руководства” басовика 10ГД30Е с помощью фильтра. Причем отделить его надо фильтром 2-го порядка, поскольку фильтра 1-го порядка не сможет погасить этот подъем АЧХ. А заодно и все проблемы в верхнем среднем диапазоне частот.
Продолжение выводов.
Мы договорились, что не будем менять внешний облик АС. А его и не надо менять. Менять надо методологию построения АС. Надо отказываться от раздела частоты 10ГД30Е в области ВЧ и производить раздел в области около 500 Гц. А дальше? Дальше будем искать динамик, который мог бы работать в СЧ-ВЧ диапазоне и иметь диаметр 100 мм как 3ГД31. Из советских наиболее доступен динамик 3ГДШ7-4 и 1ГД50. Но 1ГД50 совсем уже древний динамик – археотип. Оставляем 3ГДШ7-4, который вполне работоспособен в диапазоне 200-15000 Гц. Несмотря на то, что паспортные данные 3ГДШ7-4 дают верхнюю границу частотного диапазона 12,5 кГц, но это дань ГОСТу на ШП динамики.
Такая наработка имелась и показала очень неплохой результат.
А дальше по “классике”. Сочиняем фильтр с разделом частоты 500 Гц с цепями Цобеля. Я рекомендую “всепропускащий” фильтр (так он в натуре называется) или по-другому Линквица (вот причем здесь Линквиц не пойму, Может быть кто знает?). Ну и так далее: 3ГДШ7-4 доработать ВПМ, одеть на окна ПАС (высокая мех. добротность), заключить в бокс размером не более 0,5 л.
Шоров (и я) рекомендовал установить ПАС на задней стенке и положить ваты для расширения полосы в сторону НЧ.
Если кого-то интересует конкретная доработка “без поэзии” оставьте свой адрес mail. Свяжусь обязательно.
Так значительно лучше,но намотать катушку обычному человеку?…
здравствуйте. а можно вместо катушки 0,45 поставить родную 0,5 с другой колонки? что-то еще нужно будет при этом изменить в вашей схеме? спасибо.
Нужно 0,45. От Вашей 0,5 мГн отмотать несколько витков.
спасибо за ответ, надеюсь отмотать помогут)
конденсатор 9мк уменьшить до 8,1мк (подойдет 8мк)
спасибо за ответ, понял)
“””АВ 04.11.2022 на 00:41
здравствуйте. а можно вместо катушки 0,45 поставить родную 0,5 с другой колонки? что-то еще нужно будет при этом изменить в вашей схеме? спасибо.”””
Прошло много времени,не вспомню ,откуда взял размеры? Измерьте пожалуйста точно какое расстояние между ЦЕНТРАМИ динамиков у колонки. Тогда Я перепроверю расчет.(стал сомневаться) .
хорошо, завтра разберу измерю)
между ЦЕНТРАМИ ВЧ и НЧ динамиков у колонки.
доброго. 170мм
Есть 2 варианта ,на частоту раздела 3000 Гц(противофаза у динамиков) и 4000 Гц(динамики включены синфазно ).
1.синфазное включение: частота раздела 4000Гц, L1-0,197mG, C1-4mk, C2-8mk, L2-0,395mG
2.противофазное включение: частота раздела 3000Гц,L1-0,281mG, C1-5mk, C2-10mk,
L2-0,562mG
Частота деления выбрана исходя из расстояния между динамиками(случайно попола так кругло по цифрам от тех кто делал корпуса колонок).. ,, конденсаторы выбраны цельночисленных номиналов т.к. катушки можно намотать любые используя программу
RLC-meter 2.16 с этого же сайта. R1 нужен для согласования уровня отдачи ВЧ и НЧ головок(он у них разный– скачать РОЗОВЫЙ шум и расположив ухо МЕЖДУ динамиками послушать — должно быть ощущение с пол метра что работает один динамик. Ось диаграммы направленности (в вертикальной плоскости) будет находится строго между динамиками и комфортное прослушивание станет возможным с одного метра и далее.
Желательно всё внутреннее пространство забить синтепоном под напряжением(сдавленным нешуршащей тканью, к мримеру затолкать подушку с синтепоном).
0,2 МБ RLC-meter 2.16 – измерения сопротивления, индуктивности и емкости неизвестных электронных компонентов
R2 , R3 для рассогласования фильтров 2-го порядка до фильтров 1-го порядка. фильтры 1-го порядка дают лучшее согласование по фазе.
В данном варианте фильтров отдача басовика на средине не выровняется до уровня басовой полки, бас окажется маскирован срединой. По моим поделкам НЧ фильтр выглядит как катушка на 2.3 мгн , шунтированная резистором на 27-30 Ом. LR корректор.
Средина протягивается подальше, потом плавно валится в районе 4-5 кил, где ее подбирает пищалка, правда, иная, чем здешняя. Можете для интереса сравнить оба варианта фильтров. Мне мой нравится .
Многоуважаемый А Б – для выравнивания отдачи басовика ВО ВСЕМ ему отмеренном диапазоне частот и понадобился спрессованный тканью синтепон. (наполненная колонка не даст “”выскакивать””катушке НЧ динамика за границу рабочей зоны зазора керна- , а низкая частота начнется с 70- 80Гц и потянется ровно. Образуется как бы воздушная пружина, не дающая динамику работать с большой амплитудой(происходит на низких частотах), за то делающий звук ровным.
Спасибо за курс ликбеза, но я о другом. Синтепон выравнивает отдачу динамика в районе резонанса, на нижнем срезе, я же рассуждаю о другом участке звукового диапазона, участке верхнего среза и прилегающей басовой полке левее него. И там катушки вашей с цобелем не хватит прижать торчащую средину басовика, да еще пищалка добавит на стыке, общее звучание будет ярчить и будет достаточно неряшливым. Хотя, кому-то может и понравится.
Этот динамик сам обладает индуктивностью как все нч и поворачивает фазу на средней частоте, просто врубаете его напрямую, а к нему уже подгоняете вч, может там и кривая ачх и интерференция выходит боком.
Кстати если послушать настоящие тарелки то там интерференция дичайшая. Вы видели размеры тарелок?
Собрать установку с наборными деталями и переключателями- ради услышать нечто непонятное, с каждым щелчком переключателя и зависнуть в непонятках.
Потом вернуться сюда с новыми вопросами.
А дальше по “классике”. Сочиняем фильтр с разделом частоты 500 Гц с цепями Цобеля. Я рекомендую “всепропускащий” фильтр (так он в натуре называется) или по-другому Линквица (вот причем здесь Линквиц не пойму, Может быть кто знает?). Ну и так далее: 3ГДШ7-4 доработать ВПМ, одеть на окна ПАС (высокая мех. добротность), заключить в бокс размером не более 0,5 л.
Шоров (и я) рекомендовал установить ПАС на задней стенке и положить ваты для расширения полосы в сторону НЧ.
Если кого-то интересует конкретная доработка “без поэзии” оставьте свой адрес mail. Свяжусь обязательно.
Зря вы предлагаете резать этот басовик на 500 Герцах.
Нет, не зря! Нечего ему выше делать. Смотрите АЧХ. Это правильная АЧХ. Привычка “тянуть” вверх частоту раздела низкочастотника, как правило, приводит к некоторой неестественности звучания, по-видимому, связанному с интермодуляционными искажениями. особенно это заметно “по сравнению” двух одинаковых АС. но с разным разделом частот. Коля лучше меня это знает, он проводил сравнительные прослушивания помимо снятия АЧХ. Жалко, конечно, что у него не сохранились результаты исследований, но такова “се ля ва”.
Кто в теме, тот узнал в предложенном варианте доработки 10МАС работу Шорова по доработке этих АС. В конце 80-х аудиолюбители повторяли его вариант переделки с разными ШП динамиками. Шоров предлагал доработку с 2ГД40, а еще делали с 1ГД50. Мне попался 3ГДШ7-4. Тоже неплохо получилось. Сейчас много Рязанских ШП довольно высокого качества, лучше, чем указанные выше старые советские динамики. Единственное, что останавливало любителей – большая индуктивность на полосе 500 Гц. Но любители на то и любители, что могли это сделать.
В конце 80-х аудиолюбители повторяли вариант доработки 10МАС работу Шорова по доработке 10 МАС ШП динамиками. Шоров предлагал доработку с 2ГД40, делали и с 1ГД50. Мне попался 3ГДШ7-4. Тоже неплохо получилось. Сейчас много Рязанских ШП довольно высокого качества, лучше, чем указанные выше старые советские динамики. Единственное, что останавливало любителей – большая индуктивность на полосе 500 Гц. Но любители на то и любители, что могли это преодолеть.
Откуда взялась фраза. Поясняю. Я рассматривал АЧХ 10МАС, критические моменты характеристики этой АС. Вам должно быть известно, что согласно ГОСТ Р 53575-2009 (МЭК 60268-5:2003) при измерении АЧХ (или ЧХ) многополосных систем микрофон располагается напротив самого высокочастотного излучателя, или по акустической оси. Характеристика направленности – характеристика АС при отклонении микрофона от акустической оси.
Качество звучания кроме АЧХ зависит также и от искажений, в том числе, интермодуляционных. Направленность системы тоже играет роль, но вот только какую?
Есть класс АС, которые принципиально имеют круговую направленность. К ним относятся омниполярные и более интересные контрапертурные системы. В которых используются отраженные от стен акустические волны для создания, по мнению авторов, естественного объемного звучания. Насчет омниполярного не знаю, то, что я слышал, мне не очень понравилось. А вот контрапертурные системы создают четкую стереокартину, которая имеет большую базу прослушивания. Вот звучание этих систем мне очень понравилось.
Я это к чему. А к тому, что характеристика направленности играет вспомогательную роль. Нет даже критериев, по которым можно оценивать качество систем с этой точки зрения. Скорее она выступает “совещательным голосом”. Вот для динамиков да, там ХН одна из многих обязательных характеристик.
Анифига, уважаемый Фёдор. Направленность, а точнее, ненаправленность, одно из преважнейших свойств нормальной колонки. Привет вашим ГОСТам.
Если нужно сделать фильтры для ЭТОЙ пары динамиков и с целью получения результата, а не времяпрепровождения, прочитайте статью из раздела самодельной полочной акустики “АС на основе 10 МАС-1 (10ГД-30 + 3ГД-31)”
1. родной фильтр ВЧ настроен на 3558Гц сопротивлением 16 Ом, убирая катушку фильтр становится настроен на очень высокую частоту при сопротивлении фильтра на этой частоте равной нулю ( фильтр ОБЯЗАТЕЛЬНО настраивается на какое-то сопротивление с какой то частотой.
2.как определить оптимальный резистор— когда фильтр готов (расчитан,утвержден и поставлен,динамики установлены) скачать “розовый шум” (установить регулятор громкости на усилителе РАЗУМНО по громкости – расположить ухо между динамиками 50 см(НЕ ПОДНОСИТЬ УХО К ДИНАМИКУ ВПЛОТНУЮ–оглохнет минут на 5) и крутить резистор в ВЧ фильтре пока не покажется что работает один общий динамик (расчет еще ни разу не сошелся с практикой— ВСЕ ДИНАМИКИ разных партий РАЗНЫЕ , поэтому выравнивание ТОЛЬКО эмпирически.
Почитайте страничку ПОЛНОСТЬЮ https://vpayaem.ru/information6.html хотя я пользуюсь двумя желтыми калькуляторами.
https://vpayaem.ru/information2.html для ВЧ . Вместо R подставить сопротивление динамика
http://35ac-018.ucoz.ru/load/programma_kfas_kalkuljator_dlja_raschjota_filtrov_as/1-1-0-24
программка расчета скачать
Многоуважаемый А Б –””Синтепон выравнивает отдачу динамика в районе резонанса, на нижнем срезе””
Он (синтепон)не столько выравнивает сколько поднимает этот участок по уровню выравнивая с отдачей на средине.(замеры микрофоном не делал -занимался прослушиванием. Таких именно колонок у меня нет , за то с подобными по размерам НЧ динамиков– 50АС-106 и 35АС-021 низкие частоты сильно возросли и 3-я композиция диска Рауля-Санчеса (03. We Are Motorhead.wav)как он и объяснял,игра барабанщика стала “полновесной” чего без набивки синтепоном не наблюдалось. А при введении в схему дополнительных элементов фаза “уходит” (Я пока разработал только частный случай стыковки синфазно и только с фильтрами 1-го порядка, есть мысль как посчитать расстояние между динамиками с фильтрами 2-го порядка,но это то же будет разновидность частного случая. А ЕСЛИ дополнительные детали фильтра непредсказуемо(для меня) крутят фазу, то нахрена заморочки с расчетом частоты раздела фильтров?
Ваш комментарий ожидает проверки.
Для АВ 09.11.2022 на 14:1
1. родной фильтр ВЧ настроен на 3558Гц сопротивлением 16 Ом, убирая катушку фильтр становится настроен на очень высокую частоту при сопротивлении фильтра на этой частоте равной нулю ( фильтр ОБЯЗАТЕЛЬНО настраивается на какое-то сопротивление с какой то частотой.
2.как определить оптимальный резистор— когда фильтр готов (расчитан,утвержден и поставлен,динамики установлены) скачать “розовый шум” (установить регулятор громкости на усилителе РАЗУМНО по громкости – расположить ухо между динамиками 50 см(НЕ ПОДНОСИТЬ УХО К ДИНАМИКУ ВПЛОТНУЮ–оглохнет минут на 5) и крутить резистор в ВЧ фильтре пока не покажется что работает один общий динамик (расчет еще ни разу не сошелся с практикой— ВСЕ ДИНАМИКИ разных партий РАЗНЫЕ , поэтому выравнивание ТОЛЬКО эмпирически.
Почитайте страничку ПОЛНОСТЬЮ https://vpayaem.ru/information6.html хотя я пользуюсь двумя желтыми калькуляторами.
уважаемый инженер, спасибо
первый вопрос – по синтепону
синтепона в наличии нет, но много поролона
может его мелкими кубиками нашинковать и набить подушку – сгодится так?
и что, все колонки надо так синтепоном набить? у меня их много разных) во всех нч улучшится?)
Поролон хорошо “работает” на СЧ, для НЧ не пойдёт, на НЧ лучше АМТ-1 (ООО “НЗСВ” АТМ-1 ТУ5762-015-04616815) или синтепон.
Поролон (даже “акустический”) вообще плохо подходит для демпфирования. Нужны волокнистые материалы с хорошей воздухопроницаемостью. Синтепон, войлок и т.п. Отлично сработает минвата (утеплитель). Только её нужно упаковывать в марлю, х/б и т.п.
Синтепон,паралон,минвата,гранитная крошка,Гранитная плита под колонку и т.д. Смотря что ВЫ собираетесь получить. Паралон ГАСИТ волны, как и хлопковая вата. А синтепон сопритивляется ,сжимаясь как пружина,за тем отдает энергию назад, но и не дает динамику выскочить наружу далеко, притормаживая( заставляет НЧ динамик работать в магнитном зазоре. (за динамиком образуется то повышенное давление-динамик идет назад ,то пониженное-динамик идет вперед,,, при этом уменьшается отдача на 30-50Гц , за то возрастает с 60 (у 50АС-106) у мас будет повыше,но это возрастание Вы не почувствуете в музыке(только на тестовом сигнале) за то динамик равнее и с большей отдачей будет работать от 80 и до 5000Гц (у мас). (есть тестовый диск с сигналами от 20Гц по +5 Гц для теста на какой частоте реально начинают работать колонки и нет ли паразитных резонансов комнаты.
Я не писал что мне нужно, я писал какой материал лучше для НЧ, все материалы были опробованы и измерены ещё 40 лет назад во ВНИИРПА, и не надо писать про свои умозаключения, что гасит а что пружинит, нужно измерять и на основе измерений и изучении свойств материалов делать выводы, и никакой тестовый диск не поможет, дома бас ниже 100 гц не измерить.
Ниже 300-400 Гц, в крайнем случае 200 Гц. Например, камера в МТУСИ сертифицирована до 200 Гц.
В ВНИИРПА мерили в камере от 20 гц.
Данные измерения можно где либо увидеть? От ВНИИРПА.
Хоть от 10 Гц! Единственная безэховая камера в Европе, сертифицированная на 20 Гц, находится в АКИНе. Она же самая большая с сетчатым (висячим) полом. http://akin.ru/about-us/stendovaya-baza/ispytatelnyj-kompleks-promyshlennoj-akustiki
В ВНИИРПА была, к сожалению нет ни института ни камеры.
Камера завода Красный луч.
и если все колонки забивать синтепоном то тогда какой смысл в их разном внутреннем объеме будет если все будет забито синтепоном?
внутренний объем важен же для звучания, и материал корпуса, а если он весь будет забит то и смысл его пропадет?
Можно обойтись и без синтепона, а использовать простую минеральную вату – лучше будет. А еще лучше сделать Панель акустического сопротивления (ПАС), если использовать родной корпус. Тогда количество звукопоглотителя можно значительно сократить. Надежнее и дешевле. Кстати, “свои” 12 штук переделанных 10МАС дорабатывал именно с помощью ПАС. Очень хорошие результаты были. Только вот корпус нужно укрепить и лишние щели убрать.
Что касается остального: раздела частоты, выбора фильтров и замены 3ГД31, то я об этом писал выше.
Тогда 10МАС из 3-го (по последней версии ГОСТ 4 класс исключен) класса можно перебраться в 1-й.
Уважаемый Инженер, я оперирую своими понятиями и методиками, наблюдая поведение динамика микрофоном на экране измерилки, сигналы-розовый шум, свип-тон и музыкальные треки .
Все замеры фиксируются и сравниваются , делаются выводы.
Так вот. без поглотителя в виде синтепона, минеральной ваты , просто ваты, овечьей шерсти либо имитатора овечьей шерсти из того же синтепона, ачх басовой полки имеет выброс в левой части , если добротность завышена. Поглотителем , его количеством, сперва убирается этот выброс до нормы, но если продолжать набивку, то начинается деградация результата, полка валится влево, отдача внизу падает, срез уезжает вверх. Значит, перебор , убираем лишнее.
зет-кривая импеданса тоже показывает оптимум набивки, при нем частота резонанса наименьшая.
Кроме обычного синтепона, сделанного из пластиковых бутылок или еще из чего-то там, есть так наз.хлолфайбер, у него волокно пустое внутри, микротрубочка с воздухом, то есть, сжимаемый материал , с неплохими свойствами. И с ним удобно работать, эти фасолины набиваются рукой до нужного резульата. А результат -по измерениям , по наинизшему резонансу и минимальному горбу в районе среза
Всё просто. С определённого момента набивка начинает уже ощутимо “съедать” объём. Отсюда и повышение нижней частоты диапазона, и сваливание полки и прочие “нежданчики”.
Федор, что такое нижняя граничная частота и сколько она у мас?
не нужно много – много это сколько? мало сколько? сколько нужно?
что значит для поглощения средних и высоких частот? какой будет результат?
спасибо
Под нижней граничной частотой понимают частоту, при которой звуковое давление уменьшается вдвое (на 6 дБ). Обычно, в связи с невозможностью правильно измерить звуковое давление на низких частотах (кроме как в специализированных безэховых камерах, да и то не всех), нижние частоты определяют расчетным путем или по имеющимся расчетным графикам. Так вот, частоту ниже расчетного уровня на 6 дБ называют нижней граничной частотой. Связано это с тем, что за счет отражения от стен звуковое давление увеличивается в два раза (6 дБ) – метод мнимых источников.
Нижняя граничная частота зависит от многих параметров: fрез.дин.; Qtc; Vэкв; Vраб. Соответственно выбирают оформление: ОЯ, ЗЯ, ФИ, ПИ. Сочетание параметров и оформления позволяет определить эту частоту.
К сожалению, проверить правильность выбора можно окончательно только с помощью прямых измерений звукового давления.
федор, спасибо, про нижнюю граничную частоту понял
а сколько она у мас?
и что значит для поглощения средних и высоких частот? какой именно будет результат?
спасибо
нижнюю граничную частоту у мас? —составляет 63Гц , при чем уровень на частоте от 630Гц до 63 Гц падает на 18ДБ , а это в 8 раз по напряжению(уровню сигнала) .
почему на 18?
смотрим график ачх https://ldsound.info/10-as-401-10-mas-1m/
на 630 – 18дб
на 63 – 8дб
падение 18-8=10дб
верно?
“на 18ДБ , а это в 8 раз по напряжению (уровню сигнала)”
уровень сигнала – это что? громкость?
первая страница поиска гугл не дала ответа
падение 18-8=10дб
верно…. Значит в 4,5 раза тише на 63 Гц чем на 630…
Скачайте таблицу перевода децибел в разы .. Мне проще оперировать понытием уровня(размаха переменного напряжения))
И что то пошли объяснения как СЛОЖНО переделать колонки и получить НАИЛУЧШИЙ результат.. Так и до смены динамиков и пиления копусов уже договорились.
Я еще в первый раз показал (не совсем простой ,но доступный и без применения микрофона метод) что нибудь попробуйте уже что то сделать. Обсуждения к результату не ведут. Я ( к примеру) поставил больше 200 экспериментов,пока не пришел к результату.) Т.Е. теория ,эксперимент , прослушивание— вывод, принятие решения нужно ли что то делать еще , снова теория и т.д.
Чтобы было более понятно привожу Вам частотную характеристику 10МАС-1М. Видно, что до частоты примерно 500 Гц и ЧХ и |Z| примерно ровные. Затем сравнительно резкий подъем и того и другого. До примерно 630 Гц (у меня получалось до 900 Гц) происходит выравнивание ЧХ, а |Z| продолжает расти примерно до 4-5 кГц. Это значит, что индуктивное сопротивление растет с частотой и меняется фаза сигнала.
Поэтому я ограничивал частоту среза НЧ на 500Гц фильтрами 2-го порядка. Первый не подходит, он не может скомпенсировать подЪем ЧХ. В качестве СЧ-ВЧ динамика выбирал 3ГДШ7-4, диффузор которого был доработан герленом. Или, по согласованию с Заказчиком, вставлял еще ВЧ динамик (обычно, 3ГД47), а частоту раздела выбирал 6-7 кГц. Фильтры были “всепропускающие” с цепью Цобеля.
Вот ЧХ 10МАС https://ldsound.info/wp-content/uploads/2020/03/10as401-10mas_1m-ldsound.ru-14.png
На вашей картинке версия АС без катушки индуктивности в нч звене. Но такой спад легко компенсируется активным фильтром усилителя. А вот на слух звучание самих басов без всяких катушек получше. Сами попробуйте с катушечкой и без нее.
На лично измеренной АЧХ колонки 10МАС-1 есть бугор на 80 гц и спад ниже 63Гц. Выше полутора-двух килогерц начинается безобразие, порождаемое недопищалой 3ГД-31. В целом ачх и звук неряшливые и далеки от нормы.
Здравствуйте! Скажите, если я заменю 3ГД-31 на ВЧ динамик 8 Ом 10 ватт, можно ли из штатного фильтра АС исключить резистор? Или он обязателен? Какой тогда номинал поставить?
Все зависит от чувствительности вч динамика..
2.как определить оптимальный резистор— когда фильтр готов (расчитан,утвержден и поставлен,динамики установлены) скачать звуковой файл “розовый шум” (установить регулятор громкости на усилителе РАЗУМНО по громкости – расположить ухо между динамиками 50 см(НЕ ПОДНОСИТЬ УХО К ДИНАМИКУ ВПЛОТНУЮ–оглохнет минут на 5 мин) и крутить установленный дополнительно переменный резистор в ВЧ фильтре пока не покажется что работает один общий динамик (расчет еще ни разу не сошелся с практикой— ВСЕ ДИНАМИКИ разных партий РАЗНЫЕ , поэтому выравнивание ТОЛЬКО эмпирически.
Ответ Олега по сути верный, нужно больше информации: что за ВЧ динамик? Пару слов хотя бы
https://sound-king.ru/product/2391/
Вот такой динамик планирую поставить. Чувствительность нигде найти не удалось). Про переменный резистор я тоже думал. Его только для настройки и определения номинала можно использовать, или на постоянку оставить можно? Не сгорит? Я просто без задней стенки колонку включал и на несколько секунд накоротко резистор штатный перемыкал. Разница не существенная по ВЧ совсем. Мне кажется, этот 3ГД-31 как ВЧ динамик совсем плох. Основной вопрос такой: могу ли я спалить этот Soundking FG011, по ссылке выше, если включу его без резистора и буду ему наваливать мощи, сколько вытянет 10ГД-30? Или только мои уши пострадают? Всех благодарю за ответы! Всех с Днём Победы!