Электропроигрыватель изготавливался на Рижском электромеханическом заводе ПО «Radiotehnika» с 1986 года. Предназначен для воспроизведения через внешние УКУ моно и стерео записей с грампластинок любых форматов.
Основные технические характеристики:
Диапазон воспроизводимых частот: 20 – 20000 Гц
Частота вращения диска: 33,33 и 45,11 об/мин
Чувствительность на частоте 1 кГц: 0,7 – 1,7 мВ/см-1/с
Разбаланс звукоснимателя по чувствительности: 2 дБ
Разбаланс звукоснимателя по АЧХ в диапазоне 315-6300 Гц: 2 дБ
Коэффициент детонации воспроизводимого звука при вращении 33 об/мин: 0,12%
Прижимная сила звукоснимателя: 10 мН
Пределы подстройки номинальной частоты вращения грампластинки: 2%
Отношение сигнал/фон: 64 дБ
Потребляемая мощность от сети: 10 Вт
Габаритные размеры (ШхВхГ): 430х135х335 мм
Вес: 7,5 кг
Описание
В проигрывателе впервые применен прямой электромеханический привод диска, без использования промежуточной передачи. Звукосниматель ГЗМ-155 по лицензии от датской компании “Ортофон”. Впервые в отечественной практике применен полный электронный автостоп, обеспечивающий подъем микролифта и выключение электропроигрывателя при окончании проигрывания грампластинки или нажатии кнопки “O”, а так же автоматический подъем микролифта при случайном отключении ЭП от сети. Проигрывание пластинки может осуществляться с закрытой пылезащитной крышкой.
Упаковочная коробка:
Внутри проигрыватель помещен в пенопласт:
Комплект поставки ЭП Ария-102:
Электрические схемы Ария-102:
Тонарм такой мне не нравился. Примитивно прямой как палка. Веговские с унитрой лучше. Тонарм гнутый , лучше следит за дорожкой. И головки часто приходилось менять на ГЗМ-008 с швейцарской иглой. Люди прознали и заказывали. Аж заказали коробку. Привод сильно замудрённый. Я такие схемы называю кладбище деталей. Опять же у веги-106, 112 всё проще и надёжней. И свой корректор есть.
Данные проигрыватели комплектовались с завода головками ГЗМ-155 II, клон Ortofon VMS20EMKII, которую т.е головку многие и сейчас считают достаточно хорошей. На этом достоинства упомянутого проигрывателя к сожалению и заканчиваются. ГЗМ-008 головка конечно знатная, но требует лучшего ЭПУ чем примененное здесь.
А вы посмотрите на четвёртом фото головка MF-101 польского производства Unitra , а не 155. И так было во всех. А почему несли заменить – в них дубела резинка иглы , и даже рассыпалась. И игла выпадала. И здесь только замена.
И этот аппарат если старый , из коллекции , то он тоже без ремонта не заработает.
Вы бы лучше объяснили как в нём работает противоскатывающий компенсатор, вот в Веге я понимаю, а тут просто грузик на оси – никаких рычагов – он тонарм никуда не подтягивает
Каким образом, установленная кем-то на проигрыватель, который запечатлен на фото в описании, пусть и находящийся в неиспользованное состоянии, хотя точно не понятно это один и тот же проигрыватель от которого изображена упаковочная тара или фото разные, головка Unitra опровергает общеизвестный факт того что с завода данный аппарат комплектовался и товары ГЗМ-155II со сферический иглой? Вы путаете с проигрывателям Вега, именно в них с завода устанавливались головки пр-ва Unitra. В Арии головки Unitra с завода не устанавливались.
Озвученный мной выше факт, что проигрывали Ария эп-102 с завода комплектовались именно головкой ГЗМ-155 ІІ, также подтверждает указанная в схеме к данному проигрывателю маркировка головки, где значится ГЗМ-155. Скриншот прикреплен к моему сообщению. Полная схема данного проигрывателя находится выше в тексте описания к данному проигрывателю.
Кроме первых 2 фото, все от одного аппарата, присланные Алексеем.
” Дубели резинки иглы” только в иголках заменителях, производство которых наладили в Москве, данные иголки отличались плохим качеством не только резинового демпфера но и самой иглы. Отличительной чертой такой вставки было отсутствие маркировки на самой вставки, вместо нее ближе к правому краю была нанесена маркировка в виде “ковычки” золотистого цвета. В оригинальных Unitra MF полного задубевания не замечалась, а частичная потеря эластичности, которая наблюдается по сути во многих древних головках сейчас, никаким образом не сказывается на звуке тех, откровенно бюджетных аппаратах, для замены в которые покупают эту головку люди сейчас.
Нет, комплектовались ГЗМ-155 II.
Кстати, ГЗМ-155 были и с эллипсными иглами, звались ГЗМ -055, лежали на прилавке универмага в конце 80-х. Когда увидел эту иглу под микроскопом, дурно стало, такой вид страшный. И сама головка сделана неряшливо, выводы луженые, не позолота, как у Ортофона. Экран тусклый, все как-то убого , нет желания купить. Полоса по измерительному винилу уже оригинала, валит наверху. Хотя звук неплохой, нет дурного выброса, присущего многим недорогим бошкам.
Была ГМЗ-055 с эллипсной иглой
и были
ГМЗ-155-I с эллипсной иглой
и
ГЗМ-155-II со сферической иглой
К стати, если не изменяет мне память, то именно головки гзм-055, всё-таки встречались с позолоченными выводами, возможно отдельные ее экземпляры. Но утверждать не берусь в силу давности лет. Из-за того, что звук данной головки меня не устраивал, данных головок у себя не имею и подтвердить или опровергнуть какими либо доказательствами не имею возможности.
Чем гнутый тонарм “лучше следит за дорожкой”..?
Геометрически это эти конструкции одинаковы. Вы можете сделать тонарм спиральным и даже обходящим пластику с обратной стороны. Векторы связей всех точек системы будут теми же, что и у прямого тонарма.
За исключением того, что гнутые больше весят (и отвешивают вертикаль иглы в сторону, если изгиб ассиметричен центральной линии симметрии). Прямой всяко лучше как инженерное решение.
Эстетически да – прямая палка проигрывает изящно изогнутой, в глазах потребителя, но технически он совершенней – он жёстче, легче и равновесней. А ухудшить всегда можно.
Вы так говорите, словно изогнутый тонарм панацея. Игла в прямом тонарме плохо огибает звуковую дорожку на любом участке пластинки. Изогнутый тонарм плохо огибает начальный и конечные треки, но хорошо следует средним трекам.
Самый лучший тонарм – тангенциальный, но это до сих пор диковинка. А еще есть лазерное считывание – дорожку читает лазерный луч, без контакта с пластинкой. Это очень эффективная и дорогущая технология, применяется для оцифровки ценных и поврежденных (треснутых) пластинок, которые нельзя проиграть другим способом.
по сути это Эстония ЭП-010 Лайт
Ария-102 – дурь, и больше ничего.
Ну почему, проигрыватель соответствует тенденциям развития мировой электроники того времени и полностью соответствует заявленной первой группе сложности, что-то ожидать от него большего конечно же не стоит.
Отличный проигрыватель с прямым приводом и прекрасным “ножевым” подвесом тонарма.
Рижская ЭП-101, кажется, куда удачнее сделана, особенно если заменить родной дешманский тонарм хотя бы на S-образный от веговской G-600c
Родной тонарм у Радиотехнике ЭП-101 ещё то д……мо, постоянно отламывающиеся усики крепежной пластины трубки тонарма к стойке прворотного шарнира, и сам крепёжный элемент шарнира к столу ЭПУ часто ломается из-за хрупкости материала, ещё и силумин растрескивается на многих экземплярах. Единственным достоинством данного проигрывателя есть плата управления двигателем, которую можно внедрить в электронику 012 для повышения стабильности оборотов диска. Я бы воздержался “это чудо” называть проигрывателем.
да, привод в ЭП101 качественный, плату привода двигателя использовал с разными шаговыми движками с превосходным результатом.
Удобно и то, что есть подстройка частоты, амплитуды и фазы по двум скоростям.
Вега Г-600в прямой, Г-602 S-образный. G-600c чет не помню…
Спутал G-600C с прямым тонармом и приводом от моторчика постоянного тока с поздней моделью G-602 c S-образным тонармом. Юрий прав.
никогда не задумывался, зачем тонарм делают S образным? в чём преимущество? Вот два фото, прямой и гнутый тонарм, что лучше?
S-образный сбалансирован справа и слева от линии, соединяющей ось поворота тонарма и иглу. Поэтому нет и усилий, разворачивающих его вокруг этой оси , в отличие от прямого типа кочерга тонарма.
А.Б., посмотрите на фото , представьте, что нажимаете на грузики антискейтинга, куда поворачивается тонарм? и что это правильно? в результате один из бортов канавки нагружается сильнее
Ежели бы криво под углом вставленный лом обладал свойством вращать ось своим весом , то до вечного двигателя – меньше одного шага.
Только не склалось, похоже.
Пардон, рассмотрел вдогонку, антискейтинг работает в куда надо сторону, грузик падает на нас, тонарм сносит наружу.
а в Арии 102 не так
Вопрос про S-образный тонарм не относится к теме антискейтинга, приложения сил к тонарму разные .
Шелл с башкой скручивает ось тонарма в одну сторону, а изгиб тонарма-в другую, имеем баланс веса на опоры горизонтального подшипника
Насколько я понимаю данный вопрос, то во время воспроизведения пластинки на иглу действует сила, толкающая ее в направлении центра пластинки, суть работы антискейтинга уравновесить обе силы, т.е скатывающею силу, толкающую иглу к центру и силу и силу приложенную антискейтингом, что бы игла шла по центру звуковой канавки. В рассмотренном выше проигрывателе ария 102, антискейтинг реализован в виде торчащего в правую сторону штыря и перемещающего по нему груза. Суть в том, что наличие с одной стороны груза утяжеляет его осевой поворот влево в направлении к шпинделю и этим компенсируется упомянутая выше сила.
Vladi, т.е. в Арии грузик просто добавляет инерции? так он её добавит в обе стороны. А если давить на него тонарм никуда не идёт, в отличии от Веги
ГЕОМЕТРИЧЕСКИ эти конструкции одинаковы. Вы можете сделать тонарм спиральным и даже обходящим пластику с обратной стороны. Векторы связей всех точек системы будут теми же, что и у прямого тонарма.
За исключением того, что ФИЗИЧЕСКИ гнутые больше весят (и отвешивают вертикаль иглы в сторону, если изгиб ассиметричен центральной линии симметрии). Прямой всяко лучше как инженерное решение.
Эстетически да – прямая палка проигрывает изящно изогнутой, в глазах потребителя, но технически он совершенней – он жёстче, легче и равновесней. А ухудшить всегда можно.
А как же Ленко Л75?
там ещё более запутанная механика
Ничего запутанного. Грузик на кочерге вытаскивается наружу и своим весом уравновешивает шелл, загнутый внутрь от оси тонарма Перемещением этого грузика вдоль кочерги устанавливаем нужный прижим .Антискейтинг- грузик на леске, тянущий тонарм кнаружи.
А ещё можно повернуть противовес вокруг оси и за счет эксцентрика создать добавочный скручивающий момент в трубке тонарма в ответ на лишний вес тяжелой бошки или шелла.
Эти мысли приходят в ум при виде устройства этого тонарма. Могу ошибаться, с Ленко не так часто приходилось сталкиваться.
всё нашёл ответ тут https://stereo.ru/p/stkzw-vopros-pod-otkos-chto-takoe-antiskeyting-i-kak-s-nim-borotsya хорошая статья можно скопипасть на этот сайт. А дело в самом слове “Скейтинг” и Скатывающая сила – это неудачно выбранные слова не отображают сути явления только наоборот запутывают
Есть две Арии. У одной “нормальная” крышка двигателя с торчащим штоком, на который натягивается сам диск. А на другой пластиковая крышка с пластиковой шайбой по центру, на который должен одеваться диск (так как наружняя часть штока имеет форму цилиндра и диск в нём просто болтиается.) Второй купил с рук вот с этим диском как на мелодии 301. Сам проигрыватель почти новый. ни царапин, всё на пломбах и пр. В общем, хочу поставить родной диск с рисками для стробоскопа на Арию, что с пластиковой крышкой… но не понимаю как.
Горячо приветствую. Хочу узнать стоит ли брать эту Арию в качестве первого вертака?
Лучше Вегу-106 возьмите с Г-600, или Г-602 на крайний
Рекламка
Антискейтинг в данном тонарме выполнен оригинально: если внимательно присмотреться к конструкции поворотной оси тонарма, виден её конструктивный наклон вправо и назад. При установке груза на штангу , на наклонную ось вращения действует поворачивающий момент , который зависит от величины груза и плеча. При этом горизонтальная штанга тонарма отрегулирована так, что головка находится в плоскости вращения диска.
Здравствуйте. Есть у меня такая Ария. И в ней проблема: после включения диск очень сильно раскручивается, раза в три быстрее обычной скорости. Подстроечник ни как не влияет.
Может быть у кого-то была похожая проблема, что можно с этим сделать?..
Возможно ли, что это конденсаторы блока питания?
P.S.: 1992 года выпуска Ария, ничего в ней не ремонтировалось и не менялось…
C16 проверьте
Спасибо. Сейчас посмотрю на схему…
Попробуйте на удачу заменить DA3. Вдруг повезет. В противном случае без опытного спеца не обойтись. Все неисправности простые, их найти порой сложно.
Извините, а Вы не могли бы подсказать номинал С 16. Я не могу рассмотреть на схеме….
от датчика скорости 10 мкФ, вот он на фото
Спасибо большое.
Здравствуйте Сергей. Вы мне подсказали номинал конденсатора, но, оказывается у меня какая-то другая схема, плата в проигрывателе другая. Наверное сборка не такая, как тут в описании.
https://ldsound.club/index.php?threads/arija-102.1515/#post-121310
Константин, что вы хотите? чтобы я по фото угадал неисправность? проверьте все детали, неисправные замените. Зачем такие вопросы задавать. Схема вот: https://ldsound.club/index.php?threads/arija-102.1515/
Ребят, накрылась игла, стояла 155 1, чем можно заменить?, нашёл что подойтет вставка от ortofon vms 20,но что то она не особо дешёвая, 4500, я вертак за эти деньги взял может посоветуете, или скажете где иглу можно купить
Хотелось бы поговорить об невероятных технических решениях, реализованных в проигрывателе виниловых пластинок Ария – 102. А именно, обеспечивающих высочайшую разрешающую способность тонарма Ария – 102 (кстати, до сих пор ни одному производителю не удалось превзойти его возможности). Тонарм позволяет вести проигрывание пластинки с рекордно низкой прижимной силой, всего 0.3 грамма! Естественно, при наличии с высокой податливостью головки звукоснимателя.
Тонарм звукоснимателя для Ария – 102
Испытания проводились на измененной hi-fi головке звукоснимателя ТС 310 (Ортофон) и тестовой пластинки того же производителя. Тонарм обеспечивал абсолютно уверенное следование по самому “горячему” треку данной пластинки (частотой 300 Гц. ампл. 80 мкм.), и на сколько известно, в мире до сих пор такой уровень еще не достигнут. как то так…..
“…высочайшую разрешающую способность тонарма Ария – 102…”
Мне не очень понятно, глядя на конструкцию, в чем заключается невероятная разрешающая способность. Когда я только купил свою Электронику, то сразу установил Корветовскую головку. И первым делом проводил эксперименты с уменьшением давления. Ни разу не было потери дорожки. Только есть одно но – через некоторое время под иглу собирается пыль (я не сильно щепетилен в данном вопросе) и образуется некий клубочек, который слегка приподнимает иглу. И даже в этом случае нет потери дорожки. Поэтому я больше не стал маяться, а оставил 0,7 гр. Больше к этому вопросу не возвращался.
добрый день,коллеги! Являюсь обладателем сего чуда.Проблема в двигателе-приклеил оторвавшиеся катушки в приводе,появился стук при вращении диска.Может не правильно сориентировал катушки?Помогите советом!
Подскажите по Арии 102. Вертак 1988 года. Проблема в произвольном выключении проигрывателя в рандомный момент времени. Причём чем дольше он работает, тем чаще отключается. Доходит до того, что начинает отключаться каждые 2 секунды. Но в итоге после очередного нажатия кнопки Пуск реле КУЦ прощёлкивает само по себе несколько раз и “замораживается” в включённом состоянии, да так что аж перестаёт срабатывать кнопка Стоп, автостоп и автовыключение при остановке диска. Приходится дёргать вилку из розетки. Конденсаторы поменяны. Непропаев на платах нет. Напряжения на контрольных точках в норме. Куда копать?
См.плату управления, контакты КУЦ, контакты кнопок, контакт с сетевым кабелем причин может быть множество. Аппарат того же времени со схожим дизайном
проблема походит на обрыв одного из выводов транзистора (Микросхемы) при нагреве…
в конце 80 ых-90ых было много некондиции
выводы от кристалла плохо приваривали к выводам – и при тепловом расширении контакт пропадал.
это или выяснение виновника или поочерёдная замена всех полупроводников
возможно и микротрещины – холодные пайки
Пропаяйте ВСЕ точки пайки на плате – возможно поможет
здравствуйте уважаемые друзья, есть проблема: не работает 33-я скорость, пожалуйста, подскажите, куда копать???
Всем здравствуйте, подскажите номинал предохранителя(F1)
0.16А
Добрый день, дорогие друзья, вертачок не работает на 33-й скорости, подскажите пожалуйста: куда копать?
Данный проигрыватель выпускался несколько лет и схемотехника его менялась. В каких-то моделях был импортный многополюсный двигатель (Чехословакия, Венгрия, Польша?). Потом пошли двигатели уже рижского производства, 4-х полюсные. Это хорошо видно при снятом диске, вращение идет толчками. Диск это сглаживает, но в паузах слабые стуки можно услышать. Управления двигателя на моделях 90-х годов сделано на К155УД2 (цитата: Микросхема К157УД2 по своим характеристикам (аналог LM301) представляет собой советский двухканальный малошумящий операционный усилитель (ОУ) широкого назначения, имеющий средний класс точности). Микросхемы поздних годов выпуска имели большой процент брака. С этим и может быть связаны проблеиы с установкой скорости, резким ускорением и прочее. Поэтому привозможности их надо менять на микросхемы более ранних выпусков.
Всем здравствуйте!
Возможно, здесь кто-то есть из Минска, кто мог бы помочь подключить данный проигрыватель к колонкам через фонокорректор?
Заранее спасибо!
Подскажите , из какого материала сделан тонарм ? Ищу вертушку именно с легким тонармом , в идеале карбоновым .
Если тонарм хорошо отбалансирован, игле по барабану, тяжелый он или легкий. Тяжелый даже лучше, ибо как-никак демпфирует паразитные колебания и более инертен.
В Арии-102 прекрасный тонарм. Не по внешнему виду, а по сути – по техническим характеристикам. Разработчики не только обеспечили ничтожно малое трение в осях поворота, но и убрали влияние соединительных проводов, заменив их перемычками-пружинками. А для компенсации скатывающей силы они обошлись без обычных рычажных компенсаторов или типа “нить – грузик”, которые являюся источниками дополнительного трения. При наличии головки с высокой податливостью (из советских такой была, например,
ГЗМ – 008) тонарм Арии работает с прижимной силой 0,3 г. и способен воспроизводить без искажений сигнал 300 Гц при амплитуде 80 мкм. Такую способность следования фирма Ортофон называет “превосходной” (excellent).
Владимир.
Моя Ария-102 работает безупречно с момента покупки в 1988 году.
Лет 10 назад не смог найти очередную сменную иглу.
В итоге купил оригинальный Ortofon VMS20E mkII, звучит отлично с ПС 0.8г