Энтузиаст-аудиофил Джеймс, ведущий на Facebook страницу под названием Sparrow Legs Speaker Design, в данный момент освещает в своем блоге процесс разработки и создания акустической стереосистемы необычной формы. Корпуса колонок состоят из фанерных колец разных диаметров, образующих раковину улитки. По словам создателя колонок, он решил прибегнуть к форме спирали из-за того, что она очень часто встречается в природе, в частности — в ушной раковине. Американские ученые доказали, что ушная раковина имеет такую форму не только в целях экономии пространства, как считалось раньше, но и увеличивает чувствительность уха, особенно к низким частотам.
Проект достаточно долгоиграющий: первая запись была создана 1 августа 2013 года, и совсем недавно в блоге опубликовали фотографию собранных корпусов колонок с установленными динамиками. Это не первая стереосистема такой формы. Однако другие производители, как рассказывает Джеймс, используют пластик для корпусов, а это по мнению разработчика, не самый лучший выбор. «Я могу звучать несколько фанатично, но эта форма — очень природная и тактильная, пластик просто ощущается не так, как дерево». С другой стороны, он отмечает трудозатратность изготовления деревянных корпусов: каждый состоит из 110 скошенных фанерных колец с разными внутренними и внешними диаметрами, на производство одного такого кольца уходило около 30-40 минут.
Достаточно интересным является и то, что при создании колонок Джеймс отталкивался изначально от их формы, которая не только внешне, но и акустически необычна, а не от параметров выбранных динамиков. Сейчас в колонках стоят 6,5-дюймовые широкополосные динамики, но диаметр отверстия рассчитан на 9-дюймовые драйверы. Реверс-инжиниринг, как признается сам создатель, вызвал немало проблем при расчетах параметров корпуса и подборе динамиков, который, кстати, так и не завершен.
По материалам: stereo.ru
Сама идея взять улитку внутреннего уха за основу, по причине повышенной чувствительности литки к низким частотам – кривая изначально. Сам подход неверный: нас интересует повышенное давление не внутри улитки, а за её пределами, в воздухе. Второй ошибкой является полное отсутствие фронтпанели вокруг басовика, следствие такой формы- весьма уродливая ачх на нижних частотах, полное отсутствие низа как такового. Не по этой ли причине- нигде не встретить реальной ачх таких выпендрёжных колонок, все восторги обычно расточают продавцы и их одураченные клиенты.
Если Вы не в курсе. Оформление типа закрытый ящик даёт плавный спад ачх на нч. Форма нч не зависит от размера передней панели, если только это не оформление, типа, ОЯ.
Оформление ОЯ – на самом деле будет избавлено от НЧ диапазона, в следствии акустического КЗ противофазных сигналов волн, превышающей четверть длины волны, волн от фронтальной и тыловой поверхности динамика.
От размера передней панели, так же, частично, зависит направленность, о которой, в случае НЧ волн говорить сложно.
Оформление ЗЯ = бесконечно большой поверхности. Деградация давления в ЗЯ на НЧ связана только с запасом линейного хода динамической головки и малой площадью излучателя. Т.е. – с механическими свойствами динамиков.
Я изготавливал корпуса сабвуферов на датских динамиках Perless XLS-10 400х400х400 мм, и, при помощи фильтров, вытягивал линейный диапазон АЧХ до 15 Гц.
Возможно, что у вас ложное ощущение создавалось, что в больших корпусах басу больше от того, что вы слышите много гармоник в больших корпусах. Там интермоды переотражений от внутренних стенок корпуса. Резонансы самих стенок.
Жесткий корпус улитки даст отсутствие гармоник. Бас менее обогащён гармониками. И люди его не слышат именно поэтому. Однако, – приборы говорят об обратном.
С уважением, Николай. Wavecorp.ru
Ваша фраза “форма ачх на нч не зависит от размеров панели” многое проясняет. Только зачем старинные книги по акустике рекомендовали делать фронтпанель не менее 2-3 диаметров диффузора-неясно. Глупые, видимо, люди писали те книги.
Николай, обратите внимание, что по сравнению с первыми Наутилусами у этой улитки динамик уже не во всю переднюю панель, явно меньше её, а во-вторых, он упрятан вглубь, что тоже добавляет ширины и даёт некий выигрыш за счет рупорного углубления.
Уверен, что такой подход пойдет на пользу отдаче на низу.
Хотя, для экономии размера я свернул бы улитку иначе, в виде штопора, а динамик выглядел бы в виде головы кобры 🙂
Я рассуждаю лишь в пределах своих измерений в бытность работы в лаборатории. Ровная АЧХ басового динамика в оформлении(неважно, ФИ ЗЯ или щит) зависит в большой степени от площади фронтпанели. И нынешняя мода на узкие колонки к качеству низа и ровности басовой полки малое имеет отношение. Скорее никакого, угода моде и удобству. Панель шириной менее двух диаметров басовика выдаст вам огрызок басовой полки с ямой в самой важной панчевой части, от 60 до 100гц. Если вы серьёзно занимаетесь измерениями, а не читаете глянцевые мурзилки и на их статьях строите свои выводы, вы меня поймете. Иначе разговор ни о чём.
Есть у меня замеры Танноев серии Престиж, -широкие дубовые шкафы, вот они- эталон басового оформления, а не эти позорные поющие карандаши, радость аудиофила. И тем более не эти улитки, на которые до сих пор никто нигде не выложил ачх.
старинные книги описывали конструкции с панелью акустического сопротивленя сзади и открытое оформление. И это всё верно. Верно для ОЯ.
Для ЗЯ площадь фронтпанели совершенно важна для получения ровной ачх выше среза, игнорировать этот факт простительно менеджеру из гламурного салона, но не профессионалу.
Все ваши умные доводы вдрызг разлетятся при включении измерительного микрофона. С которым вы похоже, не дружите. В отличие от. АБ.
Если вы мерите моды комнаты – не вопрос. Получите кривулины на нч. Кто такой АБ, почему в третьем лице?
Знаете, мерить моды комнаты смысла мало, для битвы с ними нет дешёвых средств, хотя, открытой акустике рум-гейн сильно помогает в плане низа.
Поведение динамика у нижнего среза смотрю микрофоном в упор, стык полос делаю на дистанции метр-полтора, по оси и вне оси, что ближе к реальной прослушке на месте. Оттаскиваю колонку на средину комнаты подальше от мебели.
Колонка с широкой фронтпанелью сохраняет басовую полку даже на дистанции, а узкая обваливается по низу уже с 30см и дальше.
АБ это я , Александр, типа, подпись моя.
Колонки Танной Ройял Вестминстер и Кентербери 15 сохраняют ровную ачх на низу на дистанции в несколько метров. что совершенно недостижимо для всех новомодных худосочных столбиков .
Продаваны идут на хитрость , снимают ачх на НЧ в упор и сшивают её с ачх вч на дистанции. Получается очень радостная, но лукавая картина.
Книги и разработчики не заблуждались. Заблуждаетесь вы, к сожалению.
Я следую книгам и измерениям. Вы, видимо, зачитались мурзилок , отсюда и ваши понятия, мне чуждые и враждебные. Я практик, что вижу и слышу- о том и сужу. У вас, видимо другие источники, в духе времени, сетевое клиповое мышление , по принципу “пригномь клиента”- за умного сойдешь. АБ.
Это переход на личности. Вы меня не знаете, но уже наградили почётным званием ,,читателя мурзилок” и вешаете ярлыки? Ещё одно заблуждение с вашей стороны.
Есть время узнать друг друга подробнее и если буду неправ- принесу извинения . С уважением, АБ.
пс. Вся жизнь- это борьба с заблуждениями. Одним больше- или меньше…….
Слово новое. Что значит ,,пригномь”?
это у моего давнего приятеля, звукорежа Вадика Дубинина есть забавная фраза: пригномить клиента. Взял на память. Очень понравилось. Пригномить- то есть приземлить . На землю вернуть 🙂
а кстати. Совершенно свежая акустика, сделана на днях, со второй попытки попал в звук. Динамики Сканспик Ревелатор 18W8531 и 2904-970000 . Намеренно выбрал широкомордую фронтпанель и понял, что не зря. бас очень уверенный, ровный и плотный.
http://ulfdiysound.ucoz.ru/publ/avtorskie_stranicy/tvorcheskij_praktikum_a_bokarjova/dvukhpolosnye_polochnye_as_na_dinamikakh_scaspeak_18w_1831goo_i_d2904_970000/7-1-0-32
0_0 столько разговоров о широких мордах акустики, а на сайте напольники классические…
http://ulfdiysound.ucoz.ru/publ/moi_stati/akustika/lampovye_dvukhpoloski/4-1-0-30 – зааачем вч притоплен по передней панели, когда он и в рупоре достаточно глубоко сидит? И глубина совпала бы, если фланцы динамиков были на одной плоскости.