Изготовитель: “Radiotehnika”, г. Рига, Латвия, выпуск с 1982 года.
Напольная 3-х полосная АС с фазоинвертором Радиотехника ”S-50B” предназначена для высококачественного воспроизведения музыкальных и речевых фонограмм в стационарных бытовых условиях с подводимой мощностью 20 – 50 Вт. В АС имеется индикация перегрузки, срабатывающая при подаче на АС сигнала с уровнем, превышающим ее паспортную мощность.
Основные технические характеристики S-50B:
Вес: 15 кг
Конструкция S-50B
Корпус АС выполнен в виде прямоугольного не разборного ящика из древесно-стружечной плиты, фанерованой шпоном ценных пород дерева. На стыках стенок корпуса с внутренней его стороны установлены элементы, увеличивающие жесткость и прочность корпуса.
Головки, установленные на лицевой панели АС, обрамлены двумя декоративными накладками, изготовленными из пластмассы и окрашенными «под металл» или без окраски. Одна накладка обрамляет головки СЧ и ВЧ, а также – верхнюю половину лицевой панели АС, другая — головку НЧ и нижнюю половину лицевой панели. Головки СЧ, ВЧ и НЧ защищены металлическими сетками. Верхняя накладка крепится с помощью 8 шурупов, а нижняя с помощью 10. Головка СЧ с внутренней стороны изолирована от общего объема корпуса пластмассовым кожухом в форме усеченного конуса. Все головки расположены на лицевой панели симметрично относительно вертикальной оси симметрии АС. В верхней части лицевой панели крепится шильдик с изображенными на нем кривой АЧХ звукового давления и названием АС. В правом верхнем углу имеется индикатор перегрузки АС, а в нижней части панели — прямоугольное выходное отверстие фазоинвертора размером 100х24 мм и с частотой настройки 37 Гц.
На задней стенке АС установлен шильдик с основными техническими характеристиками и колодка с зажимами для подключения соединительного шнура. Внутренний объем АС 27 л. Для уменьшения влияния на АЧХ звукового давления и качество звучания АС резонансов внутреннего объема корпуса, он заполнен звукопоглотителем, представляющим собой маты из технической ваты, обтянутой марлей. Маты расположены и закреплены на внутренних поверхностях стенок корпуса.
Фильтр S-50B
Внутри корпуса на единой плате смонтированы электрические фильтры, обеспечивающие электрическое разделение низко-, средне- и высокочастотных полос АС. Частоты раздела, обеспечиваемые фильтрами: между головками НЧ и СЧ — 900 Гц (±50 Гц); между головками СЧ и ВЧ — 5000 Гц (±500 Гц).
В конструкции фильтров и блока индикации перегрузок применены резисторы типа ВС, МЛТ, СПЗ-386, С5-35В, конденсаторы типа R73-11, МБГО-2, К50-12 и катушки индуктивности на пластмассовых литых каркасах. В комплект поставки входят четыре пластмассовые ножки, которые при необходимости можно крепить к основанию корпуса.
Пришли ко мне колоночки «Радиотехника S-50» вместе с усилителем «Радиотехника У-7111». Усилитель потребовал ремонта и простенькой модернизации. После проведённой профилактики запел, как положено, причём при выключенных эквалайзере и тонкомпенсации. Кому интересно – могу рассказать, что там надо делать. А вот из колоночек посыпалась всякая скрытная нечисть. Они выдали «гундящий» бас неопределённого происхождения, подхрипывающую середину неуловимой локализации и какие-то фазово-завороченные верха. Померил АЧХ. Не так красиво, как во вводной части этой ветки, но в нормы ГОСТа практически уложились. Явно вылез резонанс на 72 Гц и горб на 4 кГц. Вроде всё в пределах нормы, а слушать больше 10 минут невозможно. Как такой звук люди слушают в течении 1-2 часов, я не представляю. Для меня это изощрённая пытка, а кому-то наверное такое звучание кажется нормой. Глянул на фильтр. Классическая параллельная трёхполосная структура, за которую здесь на форуме агрессивные товарищи готовы глотку перегрызть, доказывая, что она единственно правильная. Но слушать музыку то невозможно. Противоречие однако, и сильное. Интуитивно слушающий народ ищет выход в двух направлениях. Первое: всячески улучшать компонентную базу (динамики, конденсаторы, катушки индуктивности, резисторы, корпусные изощрения, провода и т.д.) при сохранении параллельной структуры фильтра. Второе: изменить структуру разделительного фильтра, чтобы обеспечить более плавное согласование фазовых характеристик динамиков в зоне их совместной работы. При этом требования к качеству компонентов вполне можно снизить. По первому пути идёт абсолютное большинство любителей хорошего звука, да и производители акустики тоже. По второму пути идут единицы чудаков вроде меня. Например, на ресурсе pulse.mail.ru проскочила статья об активном трёхполосном фильтре, в которой предлагается формировать полосовой фильтр для СЧ динамика как алгебраическую сумму из фильтров Бесселя для НЧ и ВЧ динамиков. По сути то же самое предлагается и в моих материалах, только на уровне пассивного фильтра. На основании подобной идеологии, изложенной в статьях «35ас-018. Взгляд из середины» и «Взгляд из середины. Практика», опубликованных здесь на форуме, я разработал и реализовал фильтр для упомянутых колоночек «Радиотехника S-50» на родных динамиках.
https://ldsound.club/index.php?threads/radiotehnika-s-50b.4/#post-188584
Получить приемлемую линейность АЧХ наверно можно при любой структуре фильтра, но будет ли система звучать – вот в чём вопрос? В данном случае звук кардинально изменился. Та нечисть, о которой упоминал в начале, испарилась, появился комфорт, проявились инструменты. Правда, пришлось добавить звукопоглощающие подушечки в 2,5 см на боковые стенки рядом с басовиком для более полного подавления «гундежа» на низких частотах.
Николай Васильевич, я лично не против последовательных. Но что делать с резонансом 6гдв-1, выбросом на 4,5 кГц у средника и подъёмом на средних у басовика? Последовательные фильтры имеют смысл только первого порядка, фазы совпадают. Но с этими динамиками, с их ачх первый порядок им противопоказан. А что такое “фазово-завороченные верха”? Как это? Я понимаю, услышать различие в фазе, когда в одной из стереосистем пищик перепутали полярностью. Но как услышать закрученную фазу из одной ас? И какой вообще смысл в фазолинейности?
На спектрограмме, которую не пропустила система, нет выброса на 4,5 кГц. С какого перепуга эта структура обзывается последовательной? У вас же есть измерительная аппаратура. Проведите свои измерения. Докажите справедливость своих сомнений. Ещё ни один оппонент не взял в руки паяльник, не включил аппаратуру, не представил протоколов измерений. Я с таким же успехом могу поливать грязью классическую параллельную структуру без измерений, без доказательств, и никто меня остановить не сможет. Но я этого не делаю. Я предлагаю красивое решение, заметно превосходящее по восприятию классическую структуру, но не вписывающееся в существующие догмы.
Ясно. Опять “я прав, остальные дураки”. Я повторял те схемы. Просто из интереса. И измерял. И давал послушать. Не поёт. Ладно, вразумительных ответов не будет, хвалите себя дальше.
Про фазу. Есть фортепиано и есть синтезатор в режиме имитации фортепиано. Ухо довольно уверенно отличает звук одного от другого. За счёт чего? За счёт фазовых параметров. Есть звук чарльстона с цепочкой, и есть имитация этого звука с завихряющимися послезвучиями, которая наблюдается в исходной структуре фильтра этих колонок. Этот эффект я и имел ввиду. Полагаю, что это результат фазовой несогласованности СЧ и ВЧ динамиков. В моей структуре эти завихрения не лезут в уши.
Николай, попробуйте это. Звучит. Пока не измерял. Дины 4-8-16 Ом.
Радует, что структура всё таки зазвучала. Но по моим измерениям 20ГДС выдаёт на 2-3дБ большее среднее давление, чем 75ГДН, а 6ГДВ перекрикивает 20ГДС ещё на 3-4дБ. Не ясно назначение LCR пробки на 4,5кГц параллельно пищалке. На резонансе она поддержит, а выше 10кГц срежет всё. На какой идее сидит введение этой цепи?
Фотографии спектрограммы в программе spl-lab и самой схемы не пропускает система с ограничением 1 МВ. Раньше было 5 МВ. Прошу модератора помочь.
Присылайте мне на почту: [email protected]
Доработали данные колонки. внутри на всех стенках приклеен синтепон. установлены по две распорки на корпус. СЧ заменён на Alphard etp-1300s2. Поработали с фильтрами. На выходе другие колонки, качество звучания на высоте.
Вопросик. Схему фильтров можете привести? И разделы полос. А также комплект динамиков перечислить еще раз.
Для тех у кого проблемы с колонками с50б 20гдс и 6 гдв есть очень простое решение. Это катушка L4. Динамики этого типа есть в нескольких схемах cccp динамиков, где должно присутствовать 0,6-1мГн. На схеме ничего близкого к катушкам нет. У моего s50B в обоих динамиках: L1-3,15 мГн бас, L2-0,26 мГн верх, L3-3,65 мГн середина параллель, L4-0,62 мГн середина. Нет необходимости менять динамики. звучит кристально чисто и очень хорошо. Я бы сказал, что это около +4 +5db, Катушка L4 была 2,26мГн, я убрал обмотки на 0,62мГн и все. Бас очень глубокий и сочный. Я выбросил оба резистора. Звук во много раз лучше и четче, чем раньше. Я подключаю динамики плюс к плюсу и минус к минусу.
Однако я немного ошибся. Катушка L4 должна быть немного ниже исходной 2,6 мГц. от 1,6 мГн до 2,0 мГн. Когда я впервые начал слушать, звук был хорошим, но баса было странно, не хватало. Потом я понял, что катушку надо мотать обратно близко к оригиналу.
Необходимо поменять конфенсатор c2 20uf на 10uf, а номинал катушки L4 на исходные 2.26uf. В настоящее время у меня есть катушка c2 10uf и L4 емкостью 1.60 мГн. Звучит лучше, басы хорошие. Я все еще тестирую
Обновлённая s-50b – модель Baltic-Sound 50 HI-FI
Похожая ас есть Н-125, только меньше размером..
Имеет ли смысл убрать индикацию перегруза, если не предвидится сверхнагрузка?
Сегодня закончил восстановление фильтров и замену динамиков на новые. Середина — Visaton Ws 13 e, верхние — TW 6ng. Басовый динамик оригинальный. Звук в разы лучше оригинала. Динамики все 8 Ом.
Частота кроссовера 650 Гц/5200 кГц
Mārtiņš, расскажите как делали измерения АЧХ и в каких программах оформляли результаты. Представленная выше картинка очень наглядная и информативная. Буду учебники в оформлять.
Измерить невозможно, потому что нет такого микрофона. Я создал файлы zma и frd для каждого динамика, чтобы иметь возможность моделировать новый фильтр в программе virtuix. Для низких частот я использую дейтон dc200 8 Ом, так как он чем-то похож на 35гдн. Я взял оригинальную схему для фильтра. Однако в итоге это удалось. Но звук остался намного лучше. Со старыми серединой и верхом не сравнить. Сегодня я слушаю музыку разных жанров, кассеты, диски, радио. И результат очень хороший, бас низкий, как сабуфер, средние и верхние уже показали детализацию, не такие тихие и тупые, как раньше. Звук уже интересно приятный. Я лично не жалею о проделанной работе и потраченных деньгах
Все, что вам нужно, уже есть в фильтре. Нужно отдельно 3 штуки конденсаторов 2.2мкФ К73-11. Два меняют верхний динамик с 1 мкФ на 2.2 мкФ. А третий идет средний динамик С6 параллельно 4.4 мкФ. Катушки с измерительным аппаратом должны быть измерены. Добавьте или перемотайте столько, сколько нужно.
Mārtiņš, как программа построила этот график без микрофона?
Из файлов FRD и ZMA, которые я создал с помощью программы Vituix, я ввел эти файлы в программу, подключил конденсаторы и катушки. Я менял значения элементов до тех пор, пока не получил окончательный результат. Вот и все, не более того
Для этого динамика на картинке, внизу находится необходимая таблица, из которой формируются данные frd и zma. А программу используют для моделирования линейных частот
И тут то же самое. Внизу находится график, из которого также формируется частотная линия
https://ldsound.info/vituix-cad/
Если кратко. Снимаем график АЧХ и импеданса для каждого динамика. Открываем программу, собираем схему, на иконках динамиков загружаем наши файлы АЧХ и импеданса для каждого ГГ. Переходим во вкладку позиционирования и выставляем по расстоянию ГГ относительно микрофона как они измерялись. Вот тогда можно получить более-менее схожие результаты.
Тоже самое сделал. Первый фильтр был похож на ваш, но переделал. Настоящий фильтр написал Николай Марков, за что ему огромная благодарность https://ldsound.club/threads/radiotehnika-s-50b.4/post-286297 . Замеров не делал, т.к. все устроило, может когда дойдут руки, займусь 🙂
Сегодня утром я сделал тест