Изготовитель: США, выпуск 50-х – 60-х годов.
Технические характеристики:
3-х полосная АС закрытого типа
Диапазон воспроизводимых частот: 30 – 20000 Гц
Мощность: 100 Вт
Номинальный импеданс: 4 Ом
Используемые динамики:
НЧ: 305 мм, конусный с “воздушным подвесом”
СЧ: 38 мм, купольный
ВЧ: 19 мм, купольный
Частоты раздела фильтров: 575 Гц и 5000 Гц
Объем корпуса: 48,2 л
Размер (ВхШхГ): 636х356xx289 мм
Исполнение: махагон, натуральная береза, голая сосна, орех, вишня, корина, тик
Вес: 24 кг
Описание:
Внешний вид был простым, банальная коробка с деревянным шпоном, но за тканевой решеткой скрывался первый в мире производственный купольный твиттер, купольные драйверы среднего уровня и 12-дюймовый конусный НЧ-динамик. По сегодняшним стандартам, AR-3 не был таким уж маленьким. В 1958 году он продавался по $216 за пару, что делает его очень дорогим для своего времени.
Надо заметить что практически все фирмы ничего не предпринимали, чтобы улучшить вид передней панели. Подразумевалось, что ткань никто снимать не будет. Поэтому современный меломан может прийти в ужас от вида того что скрыто под тканью.
Фанерные шкафы, фильтры и динамики были изготовлены на заводе компании в Кембридже, штат Массачусетс. Качество сборки значительно превысило отраслевые стандарты, и AR была первой компанией, предоставившей пятилетнюю гарантию на свои АС!
То, что сделало AR-3 сенсацией, был звук. В начале 60-х годов Вильчур провел серию демонстраций, в которых звук живого струнного квартета сравнивался с записанным квартетом, сыгранным через пару AR-3. Большинство слушателей не могли сказать когда перестали играть музыканты и продолжили колонки, что свидетельствует о качестве AR-3. В конечном счете, AR-3 был заменен на AR-3a, модифицированную версию, которая использовала тот же самый низкочастотный динамик, но предлагала улучшенные драйверы среднего уровня и твитера, которые дали еще более широкую дисперсию. Как и AR-3, он считался лучшим оратором своего времени и был дико популярен.
Вильчур приложил руку к разработке рекламы AR с просто безукоризненным описанием динамиков. Не было никакой шумихи или громких слов, только факты — и акустика продавала сама себя. К 1966 году компания претендовала на 32% американского рынка, самую большую долю рынка, когда-либо принадлежавшую производителю динамиков. Сегодня пара находится в Смитсоновском музее, и оригинальные AR-3а в хорошем состоянии могут принести более 1000 долларов на вторичном рынке. Исключительно первозданная пара из красного дерева, выставленная на аукцион eBay в феврале, была продана за $3,710.
НЧ динамики, если не привязываться к внешнему диаметру, скорее диаметром 11 дюймов. В течение времени выпуска этой модели диффузоры меняли свой вид и устройство. В “классический” период диффузор имел несколько штампованных при отливке колец и вокруг катушки клеилось кольцо из поролона. Скорее всего оно гасило возможные выбросы на краю рабочего диапазона. В поздний период диффузор стал гладким, без поролона.
Судя по информации на иностранных форумах, на звук низких частот это не повлияло. Подвес динамика все годы выпуска был из пены, как самом мягком материале. Рама динамиков отливалась из алюминия. Магнитная система первые годы выпускалась АЛЬНИКО, а потом стала ферритовой. Параметры магнита при этом не изменились. Частота основного резонанса 18 Гц, в корпусе – 42 Гц.
Когда я искал информацию по этим НЧ, желая повторить классический вариант “воздушного подвеса”, то оказалось что сочетание магнита и катушки довольно близко к советским 30 ГД-1. Там высокий зазор, длинная катушка высотой 1 дюйм, диаметр керна 50 мм. Катушка намотана в 2 слоя и зазор НЧ AR-3 уже чем у советского, что при практически том же габарите АЛЬНИКО магнита дало в зазоре индукцию 1,2 Тл.
Снятые на американском форуме параметры Т-С:
Вес подвижной системы: 48,5 г
Bl: 10
Vas: 243 л
Qes: 0,27
Qms: 3,59
Qts: 0,25
Re: 2,58 Ом
СЧ и ВЧ динамики изготовлены из тонкой бакелизированной ткани. Довольно быстро купол ВЧ начали изготавливать из бумаги. У них необычный подвес – 3-4 точки из мягкой полиуретановой пены центруют катушку в зазоре, а потом по периметру промазано очень тонким слоем прозрачного уретана. Скорее всего это делалось для исключения акустического КЗ.
С годами конечно полиуретан затвердел и резонансная частота сильно поднялась. Так что новым владельцам чтоб прикоснуться к исходному звуку придётся поломать голову как без повреждений вытащить подвижку и что применить на замену такому необычному подвесу. Катушки намотаны алюминиевым проводом. Этот же провод является токоподводом и довольно часто с годами отламывается и окисляется.
От себя скажу что при попытке собрать похожую пищалку, я воспользовался маленькими полосками от нового подвеса для 10 ГДШ-1. В системе не слушал, просто попробовал, но это работает.
Среднечастотный купол прикрыт сеткой и кусочком ваты для создания естественного затухания на высоких частотах.
Звук обычно описывают как мощный, густой, тёплый, но без “ватности”. В те годы не старались тянуть полосу по ВЧ как можно дальше и у подавляющего большинства знаменитых АС был плавный спад начиная с 10 кГц. Многие владельцы пишут, как включали послушать пару песенок и зависали в музыке на часы. Думаю, это в какой-то степени говорит об уровне звучания. Бас слегка превышает уровень средних частот поэтому владельцы пишут, что не стоит ставить колонки вплотную к стенке, иначе может появиться “бубнение”. О высоком качестве звука говорит то, что ими пользовались такие музыканты как Сэйдзи Озава и Майлз Дэвис. Ими пользовался и Герберт фон Караян.
Колонки сильно требовательны к усилителю. Полное сопротивление проседает временами до 3 Ом. Так что не всякий усилитель даст требуемый ток. Потому и пишут среди требований мощность аж до 100 Вт не по причине низкой чувствительности, а чтобы усилитель не перегревался и не давал искажений.
В фильтрах применяются катушки индуктивности без сердечника и бумаго-маслянные конденсаторы. Переменные резисторы керамические с высокоомной катушкой, по которой двигается латунный контакт. Уровень СЧ и ВЧ регулируется переменными резисторами на задней стороне.
Описание прислал: Сергей
Сильно точно не скажу, но близкие к правде данные по намотке катушки басовика я посчитал.
Провод, если исходить из высоты катушки 25 мм и 60 витках в слое выходит 0,355 (0,4) мм. Длина провода в диапазоне 18,4-18,8 метров. Вес катушки 16,5-17 грамм.
несколько месяцев назад слушал их “младших братьев” – 2полоску AR-4. оторваться от прослушки музыки действительно трудно, несмотря на то, что баса в них такого не было. зато середины красивее я в жизни не слышал
Завидую Вам. Услышать звук, с которого это оформление начиналось.
Стоят у меня недоделанные ящики близкие по объему для 8″ НЧ. Надо только прикупить диффузоры от 10гд-30. Тогда сделаю по своим умениям родственников АР-4. И для похожего СЧ/ВЧ есть задумки и детали.
представьте, на момент прослушки, я даже не знал о такой фирме. потом начал искать в сети и понял что это за легенда
Друзья, просветите насчёт “воздушного подвеса” пожалуйста
Я думаю перевод просто такой. Или возможно в то время подвес из ткани или пены так называли.
“Воздушный подвес” = Закрытый Ящик: имеется ввиду, что гибкость воздуха в нем много меньше гибкости подвеса головки.
Подвес динамика делается максимально мягким чтобы при установке динамика в тесный ЗЯ воздух компенсировал слабость пружины подвеса. Таким образом воздух уже не враг, который повышает резонанс, а сотрудник, который не даёт подвижке излишне колебаться. Обычно динамики спроектированные под “воздушный подвес” при той же массе подвижки и той же нижней частоте в оформлении имеют ящики меньшего объема.
как отремонтировать вч?Один звонится 3.6 ома и очень оченьтихо звучит,второй 1.0 ома и не слышно совсем.
Подключите прибор и понажимайте на куполок. Будет сопротивление скакать?
а сколько должно быть наполнителя в акустике?
В этой модели, да и в других этот фирмы тех годов ящики были полностью заполнены стекловатой.
Поролон на внешней стороне диффузора НЧ – скорее, для увеличения веса последнего.
Что, весьма логично, поскольку снижается Fs(18Гц), но повышается Qts. НЧ динамик, с тяжёлой подвижкой, демпфируется воздухом в малом объёме корпуса АС, что компенсирует не удовлетворительную частотно – импульсную характеристику высокодобротного ГГ.
Так, что, заявленная Qts 0,25 у меня вызывает большие сомнения.
С такой низкой добротностью и в ЗЯ не большого объёма, баса не будет вобще.
Какой же это большой ящик? Для 12″ 50 литров это даже мало.
Какой же это большой динамик ?!
Встречаются и на 21″ и даже на 32″))
Схема и фильтр не совпадают. На схеме 3 катушки, на фото 5.
Наверное, 3 больших последовательно в НЧ фильтре. Тогда активное трёх катушек будет под 4 Ома, на одной 1,13 Ома нарисовано, и на ней меньше слоёв, чем на двух остальных. Экономия или добротность подгоняли до нужной?
Похоже, фильтр просто восстановлен на современных деталях. АЧХ будет несколько иной.
Если не поленюсь, гляну на заграничном форуме другие фото фильтров этой АС.
Я что-то не понимаю что такое воздушный подвес у НЧ динамика ? Вроде обычный резиновый.
Подвесом является воздушная пружина замкнутого пространства за динамиком. Его собственный подвес такой нежный, что его практически нет. В том и фишка, кау это сделать Вилчур сделал. Остальные чешут репу и называют свою кирзу воздушным подвесом.
Как вы думаете,допустима установка пищалей от ar3 в Ar3a improvid ?
Предположу, что да. С виду она ставилась на многие модели.
а чем подмазывали ппу?
Посоветуйте усилитель для Ar3a
Любой от 4 Ом. 50-100 Вт
Интересно, были ли колонки в СССР близкие по звучанию к этим?