Старое наименование: 3 ГД-38Е
Изготовитель: завод «Динамик», г. Гагарин.
Назначение: для применения в открытых акустических системах телевизионных приемников с размером кинескопа 61 см по диагонали для работы в помещениях. Измерение АЧХ и звукового давления шести динамиков 5 ГДШ.
Технические характеристики:
Диапазон частот: 80 – 12500 Гц
Чувствительность: 90 дБ
Неравномерность АЧХ: 16 дБ
Сопротивление: 4 Ом
Коэффициент гармоник на частотах:
125 Гц: 7%
200 -400 Гц: 5%
630 – 6300 Гц: 3%
Рабочая мощность 3 Вт
Паспортная мощность: 5 Вт
Частота резонанса: 80 Гц (±15 Гц)
Размеры: ø160х55 мм
Вес: 0,31 кг
Конструкция:
Головка электродинамического типа, широкополостная, круглая, с экранированной магнитной цепью. Корзина изготовлена из штампованной стали.
Магнитная цепь:
-
кольцевой ферритовый магнит марки М22БА220, размером К52х23х7 мм;
-
керн диаметром 15 мм;
-
верхний фланец с отверстием 16,7 мм;
-
высота воздушного зазора 3 мм;
-
радиальная ширина воздушного зазора 0,85 мм;
-
индукция в зазоре: 0,7 Тл.
Подвижная система:
- звуковая катушка намотанная медным проводом марки ПЭВЛ диаметром 0,125 мм, намотка двухслойная, общее число витков 49, в первом слое 26, во втором 23, высота намотки 3,8 мм, омическое сопротивление 4,3 Ом ±0,9 Ом. Каркас ЗК изготовлен из бумаги К080 толщиной 0,08 мм. Высота ЗК 11,3 мм, внутренний диаметр 15,3 мм, внешний (вместе с намоткой) 15,7 мм;
- диффузор с подвесом изготовлены из бумажной массы;
- центрирующая шайба, изготовленная из пропитанной ткани;
- пылезащитный колпачок из бумажной массы.
Судя по вашему сайту и фото 3 ГД-45 абсолютно аналогичен 3 ГД-38е
Внешне да.
Добрый. Подскажите какой конденсатор лучше на него поставить.
К73-17
Даже с лица различаются – у 3ГД-45 выводы разнесены дальше, раза в три.
у меня 3гд38е выводы по разному разнесены. 3гд-45 хотелось бы парой обзавестить
Прошу прощения ошибочка вышла оказалось два динамика 5гдш-4-4 и один 3гд-38е))) вот и обзавелся парой негаданно не жданно)
Добрый день, подскажите пожалуйста, или м. б. есть ссылка на Вашем сайте как К73-17 с динамиком правильно соединить.
Можно использовать этот динамик с усилителем из Китая на 2X3 вт?
Вполне.
А что лучше: две колонки АС или щит?
Щит оформление?
Злые языки говорят, щит лучше (для этих динамиков) =)
Эти динамики однозначно для открытого оформления , а как его обозвать- дело личное.
где купить?
У меня есть пара.
Куплю пару в Питере.
Или с пересылкой в Питер низадорога!
Я бы тоже парочку приобрёл, где нибудь в Татарстане
Массово ставились в телевизоры 2-го класса в паре с 2ГД-36 на ВЧ. В деревянном ящике соответствующего объема ровно так и звучало – в точности на 2-й класс. Но по стравнению с теперешними гламурными “досками” – да, это был таки ЗВУК! С Большой Буквы. ))
2ГД-36 через 4 мкф был лишним… УН7 или УН14 раскатали бы пару 5 ГДШ-1-4(в 8 Ом, последовательно)… Но в этих телевизорах был регулятор тембра и лишние ВЧ можно было им срезать… Хорошо звучит в закрытом ящике(или даже с фазоинвертором) от 10 до 20 литров…. https://ldsound.info/3-as-503/
Хороший динамик…
Почему Вы считаете, что пищалка через конденсатор 4 мкФ была лишней? Ведь конденсатор данной ёмкости даёт срез на частоте около 5 кГц, что весьма оправданно для телевизора 2-го класса, а насчёт 10-20 л в ЗЯ или ФИ – это вряд-ли. Вообще, такому добротному динамику не очень подходит акустическое оформление ФИ. Закрытый ящик поднимет его резонансную частоту, что отрицательно отразится на качестве звучания.
Админ, в тексте ошибка. Вместо слова “каркас” указано “Карская”. Ошибка повторяется также здесь: https://ldsound.info/5-gdsh-4-4-3-gd-45/
Текст словно под копирку. Это не ошибка?
Николай это ошибка, спасибо. Текст делался по шаблону с изменениями, по этому пропустил.
Проверьте еще распределение витков по слоям.
Логично конечно сначала больше мотать) Но как на самом деле.
Отличный динамик. Очень хорош для лампового усилителя. Он использовался в ламповой радиоле Сириус-311, в которой стоял усилитель на 6Н2П и 6П14П. Несмотря на то, что динамик всего на 3 Вт и с диапазоном частот 80-12500 Гц, звук всё равно очень приличный.
Кстати, эта радиола у меня до сих пор стоит в комнате. Я поменял в ней все электролитические конденсаторы, повысил ёмкости электролитов, которые сглаживают пульсации тока, поставил дроссель в БП. Но, несмотря на принятые меры Сириус продолжает “гудеть”. Кто-нибудь знает, как можно устранить обозначенную проблему?
Не видя, трудно лечить, остается угадать. Для начала:
1. микрофонный эффект ламп УНЧ – их заменить или утяжелить.
2. дроссель в БП неудачно расположен – убрать его (вернуть что было).
Сначала убрал дроссель, но стало ещё хуже, затем переместил его подальше от деталей. Гул стал меньше, но всё равно он мешает прослушиванию музыки. Насчёт ламп – нет возможности их замены, ведь плата радиолы сделана именно под схему на 6Н2П и 6П14П. Может быть, ещё можно что-нибудь сделать? Дело в том, что мне очень хочется “воскресить” эту радиолу.
Сначала требуется определить частоту фона – 50 или 100 Гц. Если 50 то фонят цепи накала, если 100 то анодное. Возможна наводка на не экранированные входные цепи и неудачный выбор общего провода.
Насчёт фона – это скорее 100 Гц, ведь 3ГД-38Е вряд ли способен воспроизвести 50 Гц. Входной провод экранированный. На лампу 6Н2П пробовал одевать алюминиевый “колпак” (Такие “колпаки” были на лампах переключателя каналов в старых телевизорах.), но не услышал улучшений. Уменьшится ли гул, если закрыть трансформатор питания и дроссель металлическим боксом?
Запросто воспроизведет. Попробуйте включить его в осветительную сеть через резистор – убедитесь сами.
Значит, дроссель дает наводки.
6Н2П и 6П14П купить несложно, можно вынуть откуда-ндь – стояли почти везде. Ну если никак, попробуйте прижать их рукой в перчатке.
Прижал – ничего не изменилось. Теперь думаю закрыть дроссель и трансформатор питания алюминиевым коробком, чтобы уменьшить наводки.
Насчёт фона – 3ГД-38Е вполне способен воспроизвести гармоники 50 Гц. Если есть наводки, то алюминий от них не спасет, нужна мягкая сталь.
Спасибо! Буду делать короб из мягкой стали.
А поставьте антифоновые катушки.
Что-то смутно в памяти всплывает эта или подобная ей задача, возникшая когда-то.
Не помню – как её я решил: или где-то полярность динамиков с электролитами перепутал и исправил, либо ферритовый фильтр поставил.
Проблема с фоном решена?
Да. Сделал небольшой стальной короб и одел его на трансформатор и дроссель, проверил ёмкости заменённых электролитов – все кроме одной соответствовали номиналу. Тот кондёр, который “высох” я заменил на новый. Фон прекратился.
Здравствуйте! А в чем разница между динамиками 3ГД-38 и 3ГД-38Е? И есть ли она вообще?
Никогда не слышал о 3ГД-38. Знаю только 3ГД-38е.
Вроде в Е подвес дффузора ёлочкой, что добавляет мощности, но и искажений тоже. Так сказали в акустической лаборатории после снятия с них характеристик. Дело было ещё во времена СССР.
Забавные дины. Выдрал, помню из подставки под цветной телевизор Горизонт 723 пару штук, подключал к 220 Ноте, там как раз выхлоп слабоватый. Больше всего понравились в ОЯ. На щите – чуть похуже. В ЗЯ – не очень. ФИ не пробовал.
Зачем им ЗЯ или ФИ с такой добротностью? Для этих динов подходит только ОЯ. Вот мой вариант использования 3ГД-38е совместно с усилителем – https://ldsound.info/usilitel-na-tda2003-dlya-novichka/.
Только что нашёл такой динамик, но с тканевым пылезащитным колпачком и штампом, не таким, как на фото выше – на нём написано – 3ГД-38Е-80. Скорее всего, этот дин имеет нормированную частоту резонанса. Как только появится возможность, сделаю фото и отправлю их Дмитрию.
Можете на форум закинуть, я от туда потяну.
Понял. Но я лучше “по старинке” Вам на почту, если Вы не против.)
Судя по фото, пылезащитный колпачок у 3ГД-38е тоже тканевый.
Сходил в гараж. И… не может быть! Два динамика в коробках. Коробки пожелтели от старости. Никак за это время не нашел им применения. Цена – три рубля написана. Да, так вот, на средних они у вас не “цыкают” так неприятно? Какой-то шаловливый пик вылазит. Сколько этих телевизоров в свое время перебрал, а не помню, как они там. Вроде бы нравилось. А сейчас включил – ну… RCF_овские широкополосники как-то лучше, что ли 🙂
Хочу для мультимедиа сделать колонки из картона чтоб у компа слушать. Подскажите какой им нужен объем. И что лучше зя или фи. В приоритете как можно сильнее выжать из них бас. И если фи то трубку или щелевой?
У этих динамиков добротность 2. Следовательно, идеальный вариант – полупространство. А картонка из-под обуви?
А если серьезно, Из фанеры 6 мм сваяй ящик объемом литров 10, а на задней панели сделай ПАС. И будет счастье… Только вот для компа вряд ли пойдет. Передняя панель должна быть широкой.
И никаких ЗЯ и тем более ФИ.
Для компа можно еще экран сделать без стенок.
Такие динамики неплохо звучат в машине под задним стеклом или в двери. Только вот диффузоры у них из бумаги, а магнитная система от тряски может отвалиться.
Дерзайте. Я бы не заморачивался с ними. Или совсем с бюджетом тухло?
Да не не тухло. Так то по переменно для мультимедиа пользую 15ас-208 и микролаб соло2 переделанные в пассивные. Мне чисто по приколу хочется. Просто когда то в 2001 году я сделал колонки из картона и ПВА клея на динамиках типа 20гдс и китайских пищалок. Басило ого-го. Картон более гулкий чем фанера или дерево. Я поэтому и подумал о картоне. Для таких лёгких динамиков самое то считаю.
Не занимайтесь -ней. Только время и силы потратите. Дело, конечно, Ваше, но от такого звука меня, извините, тошнит. Мы же все-таки на форуме Акустических Головоломок. Вот посмотрите конструкцию Алексея Климова. На этом сайте она представлена.
Там, конечно, полно косяков, но основа есть.
Основное. Ящик должен быть с ПАС, а не закрытый. Ибо при добротности 3ГД38 = 2 закрытый ящик не годится сколько его ватой не набивай. Только ПАС.
Делал я ПАС с 4ГД28 и получалось оччень прилично.
Далее, раздел частоты. Около 500 Гц нужно, а не несколько кГЦ.
На “верх” надо поставить СЧ-ВЧ головку, которая играет кГц до 14 и выше.
Можно оставить и голый динамик, но из-за подъема излучения на частотах выше 300-400 Гц нижние частотки будут “отставать”.
Как сделать ПАС могу подсказать. Слава Богу….
Горячий привет г-ну Климову. Посмотрел Вашу конструкцию и возник вопрос. Хотите улучшить ее?
Да как бы задача сделать хайфай не стоит. Я бы тогда корпуса от старинных колонок с пасом нашел. Таких полно на Авито у них задняя стенка в отверстиях и тоже широкополосники стоят.. просто хочется пристроить то что есть. Мне понравились они. Для таких динов довольно низкие частоты могут отыгрывать. Вот я и хотел это усилить.первое о чем подумал это картон. Я даже ради прикола когда динамики проверяю иногда коробкой картонной накрываю и уже басит. Хотя в один слой обычный картон.
Тогда ишшо проще. Все-таки картонная коробка – это произведение искусства, возьмите просто фанерку с дырочкой диаметром 160 мм, прикрутите или пластилином прилепите и будет Вам счастье. Шутка, ерничество – не обижайтесь.
Я бы не заморачивался если бы те колонки которые я собрал в 2001 году так офигенно не играли .такой бас был что соседей пугал , .СПИД – Паула окенфолда (трек такой) звучал грандиозно. А в качестве усилителя была обычная автомагнитола. Соседка с кровати упала помню за стенкой от этого трека на первом ударе баса . Я не шучу.
Сантиметр толщиной если стенки сделать . Думаю норм будет. Вопрос какв идеальный обьем
6 мм больше не нужно. Объем? На Ваше усмотрение, примерно как у Климова.
Задняя стенка с ПАС должна быть довольно жесткой, не картон. И ткань надо хорошо натягивать без провисаний. Иначе ткань будет болтаться. Знаете что, здесь все-таки полуобразовательный форум, я Вам дам ссылку на статью Шорова. Радио 1969,4
Ну про пас имею представление. Я 20гдс-3 делал пас. Окошки вырезал из картона с кружочками и на ткань наклеивал натягивал ткань. В окошки корзины вклеивал
Отлично, это кое-что. Но смущает “из картона”. Знаете, уважаемый, имени не знаю, акустика простая наука при реализации. Вопрос какой реализации.
На счет картона, так то это какой то умный дядя статью написал и выложил чертеж. Картон конечно не с коробки. А плотный картон. Поэтому смущать не должно, все по фен-шую.
Ну по феншую, так по феншую. Феншуйте из картона. Лишь бы здоровым быть.
У меня на амфитонах на одних на 15гд-11уже был такой пас я купил с такими динамиками. Только там не картон был а какой то другой материал, похож на пластик но не пластик.и без ткани и кружочков. Просто тупо окна корзины заклеены им.
Для СЧ – это нормально. На таких частотах ПАС надо “подносить” прямо к динамику. На расстояние много меньше длины волны. Я сам закрывал дырки диффузородержателя тканью типа фетра и дырки шилом пробивал. Я просто наклеивал ткань на динамик.
Я понимаю там может просто горб на низких частотах. АЧХ кривая . Но задача усилить нч ане ровная ачх
Это называется не усиление, а бубнение. Послушайте как звучат сабы наших героев-автомобилистов. 150 Гц – это не низ.
Ну уж не 150 у меня было )))) 30гц конечно не было. Ибо динамики их не воспроизводили. Но 70 где то резонировало. Если Дин воспроизводит ниже. То это частота поднимется. Потому что у картона низкая резонансная частота. Возьмите коробку и постучите. И постучите по фанере такого же обьема. Разница очевидна. Я из за этих свойств о картоне поэтому и подумал. А главное просто сделать и бесплатно. Хотя это не имеет значение.
Справка. 70 Гц – это граничная частота колонок Симфония. У Вас не 70, а именно 150.
Сейчас уже не проверишь. Этих колонок уже нет. Но на слух я различаю 70 гц и 150. Разница такова что это было не 150. А ниже 100 по любому. Кстати на счёт симфонии я бы поспорил. Тут человек на Авито мне пишет о 5гд-3 и о том что у них у отдельных экземпляров резонанска вплоть до 20гц. Хотя у моих экземпляров 28 и 33. И он говорит что они хреновые. Возможно корпус и поднимает резонансную частотув целом.
Не надо спорить о том, что не знаешь. Я лично обмерял эти колонки, они у меня дома стояли. И оборудование у меня было тестированное. Ниже 70 Гц наступал резкий спад. У них резонаторы Гельмгольца были настроены на 70 гц, чтобы погасить пик. При частоте резонанса динамика около 35 Гц резонанс в ящике был около 70 Гц.
6ГД2 прекратили выпускать из-за этого. Да для маломощных ламповых усилителей они может быть были хороши.
Я потом заменил 6ГД2 на 75ГДН и низы были несопоставимы.
В сказки про “теплый” звук ламповых усилителей, естественный звук виниловых проигрывателей, акустические провода, острые опоры, “качественный” звук ШП динамиков я не верю. Взрослый уже.
“6ГД2 прекратили выпускать из-за этого.”
Нетехнологичные они. Трудно добиться повторяемости, т.к. изготавливать ровные и очень тонкие бумажные подвесы непросто. Недоложишь бумажной массы – получишь дырки или проплешины, положишь избыток – вырастет резонансная. То же самое у них и с пропиткой. И какими они должны были получаться на самом деле – знали только те, кто их придумал, а сейчас спросить уже не у кого.
Качественный звук ШП возможен только при качественном же их изготовлении, а там проблем ещё поболее, чем при изготовлении качественных басовиков. ИМХО.
У меня 5гд-3 а не 6гд-2 я же говорю . Мне самому симфония 2 не понравилась. Наслушался на форумах про ламповый звук. Пошли к черту все эти росказни . Щас продаю их по запчастям.
75гдн в корпус от Симфонии? Фигасе .что за извращение?)))
Почему? 60 литров здорового объема еще никому не вредили, зато полноценных 45 Гц удавалось выжать. А не 50, как на 35АС. Низы были роскошные. Лишнее я из колонок кроме распорок удалил. Распорок еще поставил штук 8 – тонкая фанера на корпусе была. Добавлю, что СЧ и ВЧ тоже поменял. Filter поставил свой. Для себя же любимого делал.
У меня и в 35 ас низы шикарные, правда в старых амфитонах лучше чем в более современых и в с90. Так что нужно правильные 35ас найти и будет вам счастье. А не франкенштейнов собирать)))
75 ГДН в 60 литровый ящик от Симфонии -срвершенно грамотное решение, 45 полноценных герц и плотный качественный бас. Полностью согласен. Другой вопрос, ящик у Симфонии хлипкий для такого могучего динамика, крепить нужно по-штормовому, тогда и результат.
А франкенштейн – это что?
История из жизни о доделках. Все мои клиенты покупали по моему совету АС в комиссионке. Главное, чтобы все динамики были на месте и корпус не обшарпанный. Приносит Заказчик 35АС-1 и говорит, что одна колонка бубнит. Он в нее вату набивал, бубнит меньше, но звука внизу поубавилось. Ушел. Открываю колонку, вынимаю динамик. Обмеряю. Резонанс 34 Гц при штатном 30 Гц. Измеряю Vas – 120 л. Понятненько. Пересчитываю трубу ФИ, отрезаю 4 см, выбрасываю вату. Собираю, слушаю. ОК. Быстренько по своей схеме доделываю СЧ-ВЧ тракт. Через неделю, раньше нельзя, звоню, приезжай на пробное прослушивание, приехал, привез свой усилитель “Тechnics” номер не помню. Прослушал понравилось особенно по сравнению. Удивился отсутствию бубнежа. Через два дня приехал забрал. Через два часа звонит, могу ли я другу переделать. Друг купил себе “крутые” Сансуи за 1500 р. за штуку. Прослушали вместе. Разницы почти никакой. 35АС-1 звучали даже покруче на некоторых джазовых композициях, особенно с трубой и саксофоном – это я сам слышал, приехал на “контрольное” прослушивание. Друг расстроился, деньги выброшены на ветер. После первой бутылки коньяка решил свои продать и заказать у меня доделку. Честно, сам был удивлен. К японской акустике всегда питал нежные чувства. Дело было в 88 году. Никаких китайских или иных клонов не было.
Фраза понравилась. Через неделю, раньше нельзя. Верно подмечено,, нельзя быстро делать, иначе скажут:не вспотел, а денег хочешь. Мнение большинства, раз быстро сделано, значит плохо. То, что за этой быстротой знания и опыт, не помещается в уму.
Есть и другая сторона неспешности. Можно перебрать варианты и найти лучший, а ещё -тщательность исполнения всегда требует времени.
Интересная петрушка. Во-первых, штатная резонансная 25 Гц, а не 30. Во-вторых, если стало 34 даже после 30 Гц, то эквивалентный объём должен уменьшиться до 78 литров (или 55 литров, если плясать от 25 Гц/100 литров). В-третьих, если АС бубнит, однозначно добротность завышена, что совпадает с высокой резонансной в 34 Гц . И тут Вы выбросили вату (уменьшили потери в оформлении = добротность выросла) и укоротили ФИ, подняв его частоту настройки (добротность на частоте верхнего пика ЧХ сопротивления системы с ФИ выросла). После энтого АС перестала бубнеть (добротность снизилась). Ну-ну…
“Интересная петрушка. Во-первых, штатная резонансная 25 Гц, а не 30. Во-вторых, если стало 34 даже после 30 Гц”
Никакого шаманства нет. Изначально дин и ФИ не соответствовали друг другу по частоте, потому колонка и бубнела- не подавлялась болтанка динамика на резонансной. Ведь суть ФИ не в том, чтобы понизить частоту излучаемых волн, а в компенсации резонанса дина. Если ФИ настроен верно, то динамик на частоте резонанса практически стоит неподвижно- излучает ФИ.
Если убрать длину ФИ, то тем самым поднимаем его частоту. Вероятно, что в данном случае, просто сошлись звезды и человек попал пальцем в небо, вернее, в те самые 34 герца))
Проблемка в том, что в данном случае в ящике резонансная уже не 34, а 50 Гц, и бубнит она на 50…70 Гц если что… А на 34 Гц провалище и бубнеть некому.
нет никакой проблемы! это у вас проблема в абстрагировании. даже пусть 45-100, не суть, главное- компенсировать резонансную болтанку дина.
Это 34 в свободном пространстве, в ящике, вероятно, другое. но суть в том, что обрезав этот кусок ФИ человек привел СИСТЕМУ к норме!Не отдельный динамик, а всю систему!
можно пойти Вашим путем, цифровым, сделать замеры-расчеты, а можно просто вот так, опираясь на глаз и практику. Одно другому не противоречит, но, в первом варианте, дольше, а во втором-опаснее
Возвращаемся к началу. Что есть бубнение и на какой частоте 35АС-1 и иже с ними могут бубнеть. Сейчас узнаю много нового, чувствую.
Насчет укорочения порта и удаления ваты из бубнящей колонки есть стишок детский. Коротка у стула ножка, подпилю её немножко.
Блин, физика в разных концах Земли, оказывается, разная.
Откуда Вам известны проблемы з-да им.Попова? Вы работали там или друзья рассказали? Мне ЛИЧНО Главный конструктор говорил это на экспертном совещании. Для завода это было революцией.
Про “гениального” работягу это сказки.
“Качественный” (в кавычках) звук ШП не связан с изготовлением (хотя куда без него). У ШП излучателей (динамиков) есть принципиальные проблемы, даже если он выполнен идеально. Слушайте, читайте Ирину Алдошину. У нее там подробно показано, что переход к ступенчатой схеме из нескольких динамиков обусловлен исключительно физикой воспроизведения.
Извините, я не хотел Вас обидеть, просто я немного в теме.
И вообще мы увлеклись околонаучными проблемами, нас не касающихся. Лично про себя могу сказать, что после прослушивания контрапертурных колонок, разработанных в стенах АКИНа, я на все остальное смотрю очень спокойно.
Просто есть несколько отработанных способов простыми средствами улучшить качество звука, которыми не следует пренебрегать, если интересует результат. А так, корпуса можно делать хоть из рубероида. Suum cuique.
“контрапертурных колонок, разработанных в стенах АКИНа”
Есть ли какая-нибудь более подробная информация об этом? Где посмотреть, почитать?
Да у нас сидела группа, которая занималась этими колонками. Не знаю есть ли сейчас кабинеты для прослушивания, раньше были, даже “Больцано” привлекли к этому.
Раньше был открытый салон в “Валанконе” у Костина. По моему у него есть сайт. Но я его не видел лет 15, наверное…
Но ЗВУК – потрясающий (для меня). На Новый Год в столовой поставили пару штук, так весь зал – метров 400 озвучили. У этих колонок есть одно уникальное свойство, об этом не говорят, потому что не знают. У них доля излучения в дальнем поле значительно больше, чем у простых АС. А это значит, что бас одинаково хорошо слышен и вблизи (в зоне ближнего поля ) и вдали.
Я когда их услышал первый раз на выставке, то простоял минут 40, задело.
При обсуждении технических вопросов я не обижаюсь.
“Проблемы завода” – это когда эти динамики ставили в неподходящие по объёму корпуса, потому что в домах “советских тружеников” лишнего места обычно не водилось. Потому и налепили всех этих “Гельмгольцев” внутри маломерных ящиков.
О проблемах динамиков могу составить своё представление, имея возможность их померить, послушать, внимательно осмотреть. Получить пару 5гд-3 или 6гд-2 с близкими параметрами – немалая удача, и большие разбросы параметров у них обусловлены вполне материальными причинами.
Не разделяю Вашего восторга.
В наших квартирах, я не в особняке живу, ставить ящики размером с холодильник? А где жить-то. У меня был друг, который в 70-е продал дачу родителей и купил как теперь называют Hi-END. Это было НЕЧТО. До сих пор помню звук.
Теперь, если Вы имеете в виду 35АС, то сообщаю Вам, что они были рассчитаны очень качественно, я имею в виду з-д им. Попова. Но были дыры с заводом не связанные, я имею в виду СЧ и ВЧ динамики. Зато, сколько я бабла срубил на доработке 35АС…
А 6ГД2 и прочее. Ну если Вам нравится, то слушайте их, на здоровье… Это как живопись. Я люблю классику, но не люблю авангардизм. Но не отрицаю того, что кому-то это нравится. И слава Богу.
С очевидными истинами спорить не могу. И восторгов у меня нету, скорее – печаль.
Ну-ну = это междометие.
Во-первых, резонансная частота 30 ГД-1(2) – 25 +-5 Гц
Во-вторых, практически все ГГ, которые я смотрел, были именно вблизи 30 Гц.
В-третьих, что было, то намерил. Журнал не вел.
Вата в корпусе влияет на добротность ящика, а не ГГ. При той толщине стенок, что в 35АС, вату надо удалять. Проблемы с увеличением частоты более чем на 10% относительно базовой 30Гц происходят из-за усыхания подвеса. Все-таки почти 8 лет колонкам было и где хранились до комиссионки неясно. Видок был неважнецкий внешне.
А какая Вам разница. Тоже мне Эркюль Пуаро!
Вы мне льстите. Но Вы не отмазались 🙂
Вата в корпусе двояко влияет на характеристики АС. Во-первых, вносит в систему потери на нагревание, что уменьшает добротность ЗЯ. Во-вторых, увеличивает объём сверх расчётного (теоретический предел 40%, практически гораздо меньше), что также снижает добротность ЗЯ.
Таким образом, вата (стекловата, холофайбер) влияет на ЗЯ (или ФИ как частный случай) в целом, в частности, на добротность. Ну да, на динамик не влияет 🙂
Статья по теме: https://baseacoustica.ru/istorija/47-zakrytyj-jaschik-polveka-istorii-i-bolshoe-buduschee.
Ну что ж цитатой на цитату.
1. Размещение звукопоглощающего материала в корпусе меняет удельную теплоемкость воздуха – из адиабатического процесс передачи тепла становится изотермическим. Т.е., Сa меняется на Сt, что эквивалентно увеличению объема в 1,4 раза. Но это происходит при сравнительно незначительном количестве ЗП – примерно 1/3-1/4 от объема воздуха в ящике, который заполняется распушенной ватой.
2. Внесение заполнения вносит дополнительные потери энергии, что приводит к уменьшению механической добротности Qmc, т.е., к увеличению демпфирования и, соответственно, снижению к.п.д.
3. Внесение ЗП может приводить к увеличению присоединенной массы подвижной системы за счет того, что часть материала, находящаяся около тыльной стороны диффузора начинает колебаться вместе с ним. Это увеличение может меняться от единиц до 20%.
Дополнительно можно сказать, что увеличение потерь, т.е., уменьшение Qmc проявляет свое отрицательное действие в уменьшении к.п.д., но этот эффект незначителен, так как он может быть скомпенсирован увеличением к.п.д. за счет увеличения гибкости подвижной системы ГГ (но не более, чем на 25%).
Так же можно отметить, что синтепон, обычно рекомендуемый для заполнения ящика, не лучший выбор.
В свою очередь, я никогда не прибегал к “услугам” ЗП материала, поскольку считаю, что правильно рассчитанный и хорошо сделанный корпус позволяет обойтись без “геморроя” с запихиванием и вытряхиванием ЗП материала, который к тому же имеет тенденцию к “слеживанию”, что нарушает характеристики АС.
Я уже писал, что тоже стараюсь “подработать ящик” и поточнее посчитать объем, чем пихать ЗП.
А цитату из Алдошиной привел к тому, что, по-видимому, мало кто из присутствующих ДЕЙСТВИТЕЛЬНО понимает смысл звукопоглощения и всех вытекающих из этого следствий. Некоторые, например, всерьез считают, что на НЧ в ящике происходит поглощение звука, наподобие как в помещении. Путаются в простых вещах, считают скорость звука в синтепоне и т.д.
Правильно пишете.Принимается.
Так по какой же причине бубнелка, описанная в https://ldsound.info/5-gdsh-1-4-3-gd-38e/comment-page-1/#comment-47578, перестала бубнеть?
Бубнение стало меньше, когда удалил вату из корпуса. Труба заработала.
Потом (давно это было) я пробовал частично с помощью ткани на рамке. Сделал себе такую, чтобы менять добротность ФИ без ваты. Просто, ПАС с ручкой, и на малой громкости менял сопротивление трубы. Результата не дало.
Тогда изменил частоту настройки. И это оказалось действенным. Я немного подзабыл этот процесс, постепенно вспоминал.
Таким образом, по причине настройки трубы ФИ на правильную частоту удалось победить бубнение.
Спасибо, помогли вспомнить.
Ну, насчет “пальца в небо” – это перебор!!! Пальцем в небо тычат случайно. А я делал целенаправлено. А там до неба далеко.
Кстати, почему-то эта запись куда-то делась? Динамики от 35АС-1 имели рез.частоту около 30 Гц, а не 25. Это уже статистика (более 20). 25 Гц ни разу не встретилось. Один раз было 28 Гц. А вот размах Vas был от 110 до 150 л – это 26%.
—————————
На самом деле есть еще интересное решение: сдвоенные динамики морда к морде + СЧ ВЧ ГГ.
Кстати, видел я поделку для компа на двух Ваших динамиках. Постараюсь найти. Но звук… Китайская изощренная пытка. “музыкальная шкатулка” как в фильме.
“На самом деле есть еще интересное решение: сдвоенные динамики морда к морде + СЧ ВЧ ГГ.”
Нечто подобное выпускалось в Москве на МЗТБ “Янтарь” и именовалось 50АС-125. Только НЧ были 35ГДН-1-8
Нет – это не то. 50АС-125 разработка Володи Горбачевского, а я говорю о системе Журенкова
Журенков в своей работе пишет, что выпускалось некое УКУ “Электрон 50”, которое комплектовалось колонками с двумя парами сдвоенных друг за другом 4ГД35. Но в интернете я не нашел даже аббревиатуры.
Горбачевский таким расположением убрал интермодуляционные искажения.
У меня даже есть такие колонки самодельные где динамики друг за другом 4ГД35 , видимо кто то пытался повторить.
+ вч 2гд36 добавлена. Но я их даже не слушал , не думал что они могут как то удивить. да и динамики там вероятно убитые.
Вам Коля все в двух словах ответил. Добротность два, любой объём тесен. Либо ПАС .
Вот по поводу пас нюанс.а его прям вместо задней стенки делать или заглублять надо ближе к динамику? Так как видел что то подобное. И да, размеры дырок какие надо? На которые ткань натягивать
Длина волны на 80 Гц составляет 4,25 м. 1/6 длины волны 0,708 м. Вполне можно использовать глубину ящика около 0,2 м.
Отверстия диаметром 0,02 м (например). При D 148 мм, S = 0,8πD2/4 x 0,3= 0,004 м2. Sотв =πD2/4 =0,00031 м2. n = S /Sотв = 13 отв.
Итого: 13 отверстий диаметром 2 см. Отверстия располагаются напротив динамика. Можно в два ряда, например, 7 и 6. Можно по кругу. Расстояния между краями отверстий около 1 см. Ткань зажимается между двумя фанерками. Если один динамик, то края обработать звукопоглотителем (высокочастотное поглощение) и добавить распущенной (!!!) ваты 30% объема.
Что неясно?
Но лучше (это потом) добавить СЧ-ВЧ в боксе из консервной банки (я серьезно) с ватой внутри.
Вот теперь все понятно))). Благодарю!
Делать-то будете?
Да буду. Только не прям щас. Динамики не дома лежат. Заберу , потом .
Комментарии перешли от 3ГД-38 к 35АС и 6ГД-2. Забавно.
А я напишу крамолу. Мне НЕ НРАВЯТСЯ 3ГД-38, хотя их очень хвалят очень уважаемые люди (обычно – лампадники). Я пытался приучить себя к ним и вызвать привыкание – бесполезно. Всякие манипуляции и герлен на гофре не помогли. При этом АЧХ приличная (НЧ и ВЧ нет, их и не должно быть).
В чем же дело? Думаю, в импульсных характеристиках. Программа ARTA хороша тем, что позволяет это видеть. Для сравнения вот импульс 3ГД-38.
(У меня их 4 шт. и они очень похожи).
А вот пример (их тоже 4 шт.) другого динамика, пока не скажу какого – это ШП эллипс, мне вообще нравятся по звуку эллипсы, хотя их принято ругать.
Разница есть? А в АЧХ – не очень.
Вообще форма импульса довольно показательна и в определенной степени я сужу по ней о качестве динамиков.
При постройке 3-х полоски именно по форме определял нужное заглубление динамиков относительно лицевой панели.
Расчитать – невозможно хотя бы из-за влияния фильтров, а подогнать с учетом расстояния до точки прослушивания – легко.
А что обсуждать 3ГД38? В ТВ приемниках были использованы, для них и проектировались. Так сказать, для полупространства. В свое время работали и у кого-то работают до сих пор. Баланс между более менее приличным для ТВ звуком, габаритом и стоимостью.
Делать на них колонки? Только из любопытства причем для школьников. Поэтому тема про них и усохла. Лично мне неинтересно обсуждать это чисто утилитарное изделие.
Их рекомендует уважаемый С.Сергеев. Поэтому я их купил “для опытов”. Наверное, они годятся на СЧ, но есть лучше – это я и хотел показать.
И хотел обратить внимание на импульс – долгое дрожание у 3ГД-38Е и хороший апериодический процесс у другого динамика.
Поэтому НА СЛУХ 3ГД-38Е мне не понравились.
Отмечаю, что на АЧХ этого безобразия не видно. Это лишний раз подтверждает, что ровная АЧХ – необходимое, но недостаточное условие.
2ГД-40 тоже делались для массового ширпотреба, но они звучат намного лучше, особенно после герлена и ПАС и, конечно, на щите.
Всё это моё личное мнение, но проверенное практикой.
очень нравится данный динамик (сказывается бытность работы телемастером) как широкополосник, запилил на работу из подручных материалов трубу войта, в связке с сабиком на 25ГД26 звучит приятно, даже очень…..
Не плохая работа.))
Подскажите где взять новые диффузоры на 5гдш?
Лежат 4шт. с рваными дифами.
Где-то встречал, спросите здесь: https://www.diffusor.spb.ru/komplekt.html
Подскажите схему чтобы я мог с кучи таких динамиков сделать колонку подав в нее 100 Вт . И выпускает ли такие динамики РФ ? Эти динамики имеют божественное звучание но мало мощности
Последовательно-параллельное включение
Кто знает есть ли у этого динамика разница по звуку с 5 гдш 4?
У меня пара таких в самодельном ламповом комбике стоит. ОЯ небольшой из сосны по канонам Fender’а, фильтр третьего порядка для среза вч. Для гитары низ такой выдают, будто играют 12″ лопухи. Сравнивали с Celestion super 8 – 3гд-38 повизгливее на сч немного на большой громкости, как по мне, исправимо фильтрами. Без фильтра для “музыку послушать” негромко тоже сойдут. Пробовать на них городить хи-фи – только время зря тратить.
то же самое сварганил – на 6п6с. и 2 этих динамичка. всё же хочется каких-то других попробовать, у этих дух бытовой как-бы. может дело в этом подвесе рубцеватом.
На редкость удачный динамик.
Звучание нейтральное и очень прозрачное. Наиболее близкостоящий динамик – 10 ГДШ.
Этот динамик не для лампы. Слишком высокая добротность…
Вероятно, Вы будете сильно удивлены, если узнаете, что этот динамик стоял в ч/б ламповом телевизоре “Горизонт”.
Зависимость между добротностью и “ламповостю” я вообще не заметил за 40 с лишним лет.
Может, это потому, что я не курю?