Изготовитель: Рижский завод «Radiotehnika».
Назначение: применение во встроенных открытых акустических системах переносной бытовой радиоаппаратуры 1-й группы сложности при работе в помещениях и на открытом воздухе.
Технические характеристики 5 ГД-1 RRR:
Эффективный рабочий диапазон частот: 80 – 10000 Гц
Неравномерность частотной характеристики: 15 дБ
Уровень характеристической чувствительности: 96 дБ
Среднее стандартное звуковое давление: 103,8 дБ
Номинальное электрическое сопротивление: 4 Ом (±0,4 Ом)
Номинальная мощность: 5 Вт
Частота основного резонанса: 65 Гц (±10 Гц)
Габаритные размеры: 260х180х108 мм
Вес: 0,75 кг
Описание 5 ГД-1 RRR:
Головка громкоговорителя электродинамического типа, широкополосная, овальная, с керновым магнитом из сплава АНКО-4 в магнитной цепи. Керн диаметром 19 мм. Рама изготовлена штамповкой из стали. Диффузор с подвесом — из бумажной массы. Центрирующая шайба изготовлена из ткани, пропитанной раствором бакелитового лака. Диаметр керна 25 мм. Ширина воздушного зазора 0,9 мм. Звуковая катушка намотана в 2 слоя, 32 + 30 витков проводом ПЭЛ-0,18. Сопротивление по постоянному току – 3,4 Ом.
Динамик, вызывающий восторг. Одинаково верно передает симфонический оркестр и тяжелый рок, динамический диапазон – от шороха пальца по гитарной струне до фортиссимо. Единственная доработка – заклеить лавсаном центр от попадания пыли и не при долговременной работе не разгонять более 70%.
Согласен полностью. Звук чарующий. АЧХ красивая, ровная, с плавным спадом без выбросов или провалов. Поразительная достоверность в передаче музыки.
Ты же сам на аудиопортале писал, что ачх кривая, надо давить режектором верхнюю середину иначе крикливые и звук звезд с неба не хватает. Ты в разных местах разное пишешь.
Были бы эти динамики сколько нибудь стоящими по звуку на авито они бы по 500р не продавались.
На портале писано не про 5гд1 а про 6гд1, торчок на ачх у него, а 5гд ровный. И дины разные, мне горбатый принесли. Да и не по 500р они, опомнитесь барин.
Опомнились через 15 лет, претензии выставить, сами гляньте, где я и где портал? И мне полагается, значит, с одним мнением всю жизнь носиться , как с пулей в голове? Эт вряд ли.
Никаких претензий нету, просто зачем так преподносить эти динамики, как будто подобного звука сейчас не получить. Получить, и лучше, просто новые хорошие динамики других денег стоят но и параметры на высоте будут.
Насчет цены, надо искать не по названию, так скорее всего на коллекционера ценителя попадешь за 6000р пара. Надо смотреть объявления где скопом разное старое барахло продают. Вот сейчас при беглом взгляде нашел пару 3 гд 32 за 300р, и лот из 5 гд 1, двух 3 гд 38 и какого то старого овала за все 500р.
Звук такое дело, до него ещё дорасти надо. Вот, к 65 годикам дорос я до звука 5гд1, видимо, оттого и хвалю их во все лопатки. А вам-как получится. Очень личное дело, звук.
В колонках у Шалина рабртали 6гд1, видимо, они крупнее чем 5гд1 и там на ачх выброс есть, с ним бились, и на 400гц бубен был, режеатором давил. А у 5гд1 ровная дуга , с плавным завалом пл краям и никаких выбросов. Стояли 5ГД1 в радиоле Сакта, а в Фестивале были разные дины.так бывалые рассказывали.
АБ. В Фестивале по НЧ стоит только 6 ГД-1 RRR. Я их ремонтировал не раз. Да и в моём музее он есть. И рабочий. Загляни на мою страничку (мы же в друзьях) в фотографии , альбом “РАЗНОЕ”. И всё увидишь и поймёшь.
5ГД-1РРР стоял в радиоле Сакта, не в Фестивале. Фестивальский 6ГД1 более кривой чем 5гд1.
Подскажите, что с верху ему, какой динамик?
как всегда 1гд2 или 1гд-3, не фостек же 😉 , но 5гд-1 надо обваливать, тянется вверх он , в этом плане 6гд-1 покрасивей, сам обваливается…
ПС сколько лет читаю да смотрю, но ни у кого не видел или вообще ничего на этих лопухах, или всё пытаются. Пока только все ахают и охают от этих динамиков, что они чудные, пока только слова. Как и я кучу перепробовал всего с ними, есть наработки. Но только снова что может быть да сделаю,да доделаю.
ПС2 Уважаемый АБ, ваш знакомый еще не доделал на 5гд-1? Очень интересен опыт, мой ГИ на 5ках так себе опыт 🙂 , скажем на 6гд-1 в рупорах получше опыт был..слегка 🙂
А как на фоне 5гд-1, 4гд4 ?
Вроде того же завода, более доработан.
вот не знаю, лежат у меня и разных модификаций, с разными магнитами, с разных приемников….но там толстая жесткая бумага и очень жесткая, ничего не скажу что там доработано, кто их производил уже в лучшем мире. И они другие динамики , не лопухи. Какие то я пробовал в щите и не глубоком рупоре, как по мне лучше все же 6гд-1, это мое мнение….5гд-1 и 4гд-4 я толком не сумел приготовить 🙂
Нужен хороший сренечастотник хотябы до 14000 кГц. низу вообще не надо. на низ идёт 4а32. туда и свой усилитель. перемотали на 4 оМ.
если до 14 так высоко отыграет средник, то его душить надо справа по ачх, иначе не согласуется с вч. Вообще лучше “самообваливающиеся” справа по ачх выбирать динамик, что ширики что сч 🙂 , да и нч так же 🙂
Кто бы ,господа хорошие, мне бы пару за 1Т.руб продал? ! Где найти такого человека доброхота и где найти такую песню,сударь?
за один тыр вы разве что пару 3ГД-32 купите и то, если повезет. На пару 5ГД-1РРР готовьте треху -пятеру рублей. И то маловероятно, что пара будет парной.
Так в чем причина столь чудного звучания ? Форма диффузора? Материал (бумага)? Или что то другое? Ваши варианты знатоки ….
Причина проста. Этот и другие рижские динамики-наследие великой фирмы Телефункен, владеющей секретами варки бумажной массы для диффузоров и технологией производства самих динамиков.
Из переслушанных старинных динамиков Телефункены 10″ на слух побивают даже великих собратьев Сименс-Клангфильм KL-405.
О тайне этой бумаги писал Лихницкий. По его воспоминаниям, ее знал Роланд Керно, в годы войны работавший в Риге на заводе Telefunken, где изготавливались 300-миллиметровые громкоговорители. Состав включал 24 секретных компонента.
После оккупации Роланд продолжил работу на том же предприятии уже в качестве советского инженера, и диффузоры ГГ РРЗ 40-х, 50-х и даже 60-х годов отливались из этого состава. Качество бумаги сохранялось в 6ГД-1 и других от “Фестиваля”, в меньшей степени в 5ГД-3 и 6ГД-2. После его ухода — нет, а умер он в Латвии в 2003 г.
Керно будто унес тайну бумаги с собой, так как в отколовшейся Латвии похожих ГГ не производили, да и РРЗ развалили. В общем, вересковый мед.
Прошлой зимой брал на замеры и послушать пару 5ГД-1 в приличном состоянии, продавались на радиорынке. Не ожидал, что услышу такой божественный звук и увижу такую красивую ачх. И сами динамики небольшие, в скромных щитках места не попросят. Даже просто в руках они играют нет слов, а в щите с крохотным усилителем – красота будет. Кабы не новые колонки , ровные и звучные, оставил бы себе это чудо.
Суть в геометрии конуса, качестве бумаги, правильной формы магнитного поля и качества сборки. При прогоне через генератор практически частотный диапазон 57- 13000 гц, давление не менее 0,97 во всем диапазоне ( усредненные данные от 5 экземпляров), неравномерность в пределах 12%. Без всяких фильтров и примочек в ЗЯ 600*350*300 работают две штуки. Верность воспроизведения потрясающая. Единственное правило – стенки потолще, распорки и около килограмма распушенной ваты. Пара этих примитивных, казалось бы, агрегатов, затмевает все ранее мной услышанное.
У приятеля в стену помещения врезана пара этих динамиков и даже без пищалок они воспроизводят всю музыку в отменном качестве. Насчёт 13000 гц вы преувеличиваете, но ровность ачх и красивый спад на краях диапазона заслуживают уважения.
Начну поиски этих динамиков, думаю, найду. Сделаю пробные щиточки либо плоские открытые ящички и сравню с колонками своей выделки на сканах. И уже примерно догадываюсь, какой будет выбор.
Неужели поменяете сканспики на 5ГД-1?)
Есть в звуке 5ГД-1 магия, недоступная даже сканам.другое дело- разменять компактные ящики на открытую акустику-…ммм….не готов пока. Но динамики ищу.
Александр, какой НЧ можно к ним подобрать? Динамик очень чувствительный, точно придется низ активный делать. Но какой НЧ сыграется с очень легким 5ГД-1 вопрос.Лежат 2 пары 5ГД-1, непонятно с какой стороны к ним подойти. Просто в щитках играют волшебно, но нужен низ, и нужен твиттер.
У меня для баса четыре 6гд-2 в щите перед открытой тумбочкой.
Для ВЧ может имеет смысл набрать то что будет под рукой: 2гд-36, 1гд-2 ВЭФ.
Но для компенсации их низкой чувствительности придётся брать количеством. И по краям щита. Лучше от 8 штук, но не меньше 4х.
Ну или 1гд-3 от симфонии должен подойти ещё луче, но их сложнее достать.
Чувствительный твиттер можно подобрать и средис современных, тот же PHT-409 или поискать у брендов – это проблема поменьше, чем с НЧ. А вот 6ГД-2 ему в качестве НЧ вызывает вопросы – ведь 5ГД-1 сам по себе доигрывает 70-80 Гц в щитах, а 6ГД-2 не намного ниже и тут решений немного – либо 6ГД-2 использовать на очень узкую полосу снизу, либо 5ГД-1 подрезать от 200 Гц и использовать только в качестве СЧ-ШП, так для этого есть кандидаты не хуже – тот же 3ГД-32.
не знаю , но динамики меня не впечатлили , чуйка не плохая но только на средних частотах, а дальше до краёв до 90 доходит , в своё время они были огонь, сейчас есть дины с чуйкой 124. но для старого джаза 5гд1 само оно.
дело в том, с чем сравнивать эти динамики. Похожее звучание у их младших братьев 3ГД-32, овалов. По ровности ачх и плавности спада с ними трудно тягаться многим динамикам. Естественность звучания – разве что Телефункены способны на это. И в этом нет ничего удивительного, рижский завод был филиалом ТФК.
С какой чуйкой простите!?
У моих колонок dB technologies Basic 400 максимальное зв.давление 125 Дб.
Неужели так технологии сильно шагнули вперёд?
алексей скажите название динамиков с чуйкой в 124дб
Не путать максимальное давление с характеристичнской чувствительнлстью. А то договоримся до мультика про замороженные песни и морозы градусов под триста, а старики сказывпли, до 500 доходило.
а магнит у них кобальт
“Среднее стандартное звуковое давление: 103,8 Па”
Странное заявление характеристики. Болевой порог около 60Па, может всё-таки 103,8дб?
Да, спасибо!
Никак не 60 – это 120 дБ на 1 кгц = 120 фон.
явно ошибка, у 6ГД-2 чувствительность была 0,35Па
Чувствительность измеряется в децибелах , а не паскалях ))
любую величину можно измерять равно, как в относительных величинах, то бишь, Дб, так и в абсолютных. В данном случае, Па/Вт.
То, что Александр не дописал дробь в единице измерения, я воспринимаю лишь как описку, которая любому, сколь немного понимающему понятна.
На уроках физики надо было не спать, “оппонент”!
Характеристическая чувствительность динамика в дБ -Ватт на метре либо Паскаль на Ватт на метре. Есть таблица пересчета дБ В па. Кому надо-отыщет.
гляньте в справочник по динамикам, там чувствительность – в Па, никаких ватт и метров.
Метры -ватты за скобками и подразумеваются. Для тех, кто в теме.
Не нужно мне объяснять , опечатались(оговорились) ошибка есть ошибка .
Сами гляньте – там звуковое давление , а не чувствительность. А там где характер. чувствительность как раз на 1м от рабочего центра к корню квадратному из подводимой эл. мощности.
До введения ОСТ 4.383.001-85 был параметр “Стандартное звуковое давление” – звуковое давление, развиваемое громкоговорителем при подведении к ему электрической мощности 0,1 Вт в точке на расстоянии 1 м и расположенной по ее оси. Для 5гд-1 это и есть 0,35Па. При наличии желания и калькулятора легко и непринужденно пересчитывается в децибелы.
Это верно.
Но чувствительность никогда не была паскалем , как например ВА – ваттами , а перевести да, пару секунд.
Согласен со всеми , неточно выразился. Но главное- все поняли, что именно хотел сказать.
И что такое паскаль- вроде знаю, единица давления, сила на площадь.
Недавно в Москве попал на ствнцию Площадь Ильича. Вспомнилось: Только начинающий на вопрос”Как найти Площадь Ильича?” – умножит длину на ширину. Настоящий ученый – возьмет интеграл по поверхности.
Взять-то он возьмет, да кто ж ему даст 🙂
Тут бы с линейным интегралом разобраться: какая мощность подводится к динамику? Точнее, как она считается? Его сопротивление комплексное, ток сдвинут от напряжения, вспоминаем косинус фи.
Раньше у нас приводили эти мощности в вольт-амперах, т.е. без косинуса фи. Что такое современный ватт в динамике, молчит наука (или я прослушал).
Глянуть на кривую импеданса и понять, где усилителю хуже всего , а это примерно герцах на 200-250, яма. Усугубляет картину неправильно считанный фильтр НЧ, когда соотношение индуктивности и емкости – в пользу емкости, дополнительный провал импеданса, беда усилителю.
Само собой, тонкости фазовые учитывать надо, но в динамике есть вещи более неприятные- разогрев провода и тепловая компрессия сигнала . А вообще, верить нужно написанному: написано на переносной балалайке 1500 W PMPO – значит так и есть:)
Это как раз та область выше резонанса, где импеданс минимальный и чисто активный. По идее, именно там надо измерять мощность (синусоидальную) .
думаю, да. Там нагрузка на усилитель самая большая.
Происхождение этого динамика не менее чудесно, чем его звучание. На одном из фото видна частота резонанса 56 гц и год выпуска вроде 1951, но самое главное – катушка подмагничивания. Но где распаяны ее выводы? По идее, для них могла служить контактная площадка на противоположной (правой стороне), где видны два отверстия.
Такой динамик действительно выпускался, но назывался 5ГД-1-МЭ, и есть достоверное упоминание о радиоле “Сакта” с таким, но выпуска 1955 г. С другой стороны, пишут, что “Сакта” выпускалась с 1959 г. И что у ранних 5ГД-1 выводы были на широкой стороне, и звучали они лучше поздних.
Никакой катушки подмагничивания у него нет. Обыкновенный керновой магнит. У меня на складе такой лежит. Но боюсь прикасаться к нему , развалится. Столько не живут. Пусть будет экспонат.
Обыкновенный керновой магнит не выступает за скобу магнитопровода. Посмотрите название складского экспоната, пока не развалился.
Да, динамик не плох, но не всё так просто. По ВЧ стыковать лучше всего с 1гд3-ррз (один из лучших бумажных ВЧ динамиков СССР). 2гд36 не годятся маленькая чуйка. Основная проблема чем – обеспечить НЧ. Диффузорных с хорошей чуйкой ( 6гд-2, 6гд-1, 5гд-3ррз) найти очень сложно. Оформление всего этого ТОЛЬКО щит 120мм. х 160мм., или ОЯ приличных размеров. Всё остальное баловство или как говорят: ” танцы с бубном”. Всё это проверено практически. Да и усь ламповый без оос.
Просто всё лишь в теории. Атут на днях решил свести для хорошего знакомого трехполоску-открытку на 6 гд2 ррз, 3гд32, и пищалке от Пи Аудио, все динамики знакомы давно и прочно, казалось бы, пара ударов паяльником и трёхполоска в кармане….Угу, как бы не так. Измучившись и соорудив нечто в принципе звучащее, потом понял, что широкополос в роли средника делает построение правильной акустики невозможным.
Почему- долгая история и печальная. Но как-нибудь расскажу
Расскажите, или в отдельной статье, или на вегалабе, хотя бы в теме Дамира, думаю, в тему будет. Очень интересно
На данный момент я лишен возможности выложить файлы измерений в дополнение к статье. Надеюсь восстановить компьютер, там весь архив по измерениям.
Пока все комментарии только на словах, пишу с планшета.
Казалось бы, вариант трехполосной акустики в виде шикарно звучащего широкополоса и поддержкой басовиком и пищалкой на краях лежит на поверхности и все проще не бывает.
Но именно такой подход оказался неудачнее прочих. Что в плане слитности, что в плане направленности, что в самом звучании, лишенном легкости и естественности. Столкнулся с этим неприятным явлением лет 15 назад, сочиняя амбициозные колонки на престижных динамиках, нормальное звучание достигалось большим трудом и все равно оставалось ощущение недоработки. И наоборот, сужение полосы средника до 700-2000гц с уменьшением крутизны спада на стыках делало звучание нормальным , приближая его к звучанию хорошей двухполоски.
И ещё, подметил, что средник должен звучать на главной частоте, примерно 1300гц. Она отвечает за ясность голоса и презенс, провалить отдачу на частотах 1000-1500гц нельзя, звук умирает.
Стало быть, единственное грамотное применение 5ГД-1 – двухполоска с хорошим чувствительным ВЧ и максимально возможной отдачей 5ГД-1 вниз, насколько получится его оформить в открытке. Если уже пытаться замахнуться на трехполоску – ограничим хорошо звучащий динамик в очень узком диапазоне и потеряем весь смысл применять именно 5ГД-1
Скорее всего ШП дин крутит фазу на краях диапазона-отсюда и “необычайно душевный звук” и невозможность “тремя ударами паяльника” склеить по краям АЧХ дополнительные динамики…
Пищалку ещё можно физически по перемещать (относительно ШП динамика), на слух ловя фазу (опять же – только для фиксированной точки прослушивания). А вот с басовиком гораздо сложнее-размерчики волны слишком большие, что бы “угадать”)
Внизу все быстро и неплохо, все проблемы наверху, из-за острой напоавленности у 5ГД1 прлтянуть вверх не получается, дикая интерференция и ужас на внеосевых, слитности нет. А стянуть вниз в поивычные 200-300гц мешает необходимость круто валить басовик, отчего бас разваливается и отстает от музыки.
Александр, а можно подробнее, почему нужно круто валить басовик? Склеить какой нибудь быстрый басовичок с 5ГД-1 на 200-300 Гц совсем никаких шансов?
Из быстроходных басовиков в пару к 5ГД-1 могу предположить разве что Альфард PS12 , но у него резонансная высоковата, а добротность низкая. 8гд-1ррр редкий, Альфа Эминенс просит огромного щита.
6ГД-2 и сам средину тянет без помощников.
В общем, нет совета. Правда, есть в старом Радио рупор на этом 5ГД-1 в виде подковы, по Шорову. Но как там оно играет- я без понятия.
Как раз 8ГД-1-25 мне встречается довольно часто, на удивление. Правда, не знаю что там с подвесами, может задубевшие, нужно обмерить. Заодно и корпуса под них есть из разбархоленных S90, посадочные места совпадают.
А, уже понял свою ошибку, это немного не те 8ГД-1, а те которые в Рига-10 стояли. Вопрос снят.
Почему надо круто валить басовик- потому что нет смысла отрезать ширик, работающий вниз до самых 70-80гц, где-то с 500. Получить канарейку вместо ШП? А чтобы дополнить недостающий кусочек ниже 70гц, это ж какую ачх должен иметь наш басовик? В виде иголки на 45 -50гц? так не бывает.
Блестящие комментарии к моим рассуждениям вслух. Именно так всё обстоит на деле: либо слушаем роскошный широкополос в наименее уродующем его звук оформлении, либо пытаемся всеми силами внедрить его в супер-акустику, с сомнительным результатом. Добавлю, что достаточно чуть обвалив полосу 5гд 1 наверху, пристыковать к нему скромную пищалочку, каких море, получив прозрачный ненаправленный звук.
Пробовал советовать именно такой подход, разным псевдо-недо- меломано-аудифилам. В итоге нытьё про нехватку баса.
Видимо, нытье про нехватку баса было в сторону Вашего проекта двухполоски 6ГД-2 + ВЧ, которая обсуждалась не помню на каком форуме. Спасибо, что избавили от кучи бесполезных дров, которых я несомненно напилил бы, пытаясь воткнуть 5 ГД-1 в трехполоску. Остается открытым вопрос, как же все таки Дамир свел свою трехполоску нга 6ГД-2 + 3ГД-32. Или все таки не свел? Может, отдельный усилитель в НЧ полосе и активное деление помогло забороть.
Юрий, как раз последний вариант двухполоски на 6ГД2 и Пишке 409й выдал прекрасную протяженную ачх и прозрачный звук . Просто первое впечатление от звучания этого динамика часто сменяет желание к его роскошной средине да добавить подземного низа, что в принципе маловыполнимо, уж больно стремителен его отклик. Дамир приводил ачх, все как бы достойно, там и ящик нч был приличный, может и удалось сложить звук в одно целое, да у меня не вышло.
Такое впечатление, что проще принять звук 5гд1 как данность, либо делать три полосы на чем-то ином. Хотя, прошлогодний ваоиант 3-полоски на 15″ Бейме, 5гд1 и 409 Пишке как-то сложился, хотя сделан в условиях жуткой нехвмтки времени и неполадках с измерилкой. Но и там пришлось ужать полосу среднику , отпустив басовик и стянув пищалу пониже.
Кстати да, был начальный спешный вариант у-полоски на 6гд-2 и Пишке, было неплохо, но осталось ощкщение мутноватой средины, что так и было на самом деле. Простой резистор в обход катушки нч фильтра совершенно преобразил звучание. Этот финт я проделывал и с 4а32 и с Сеанспиком Ревелатором 18 8531, резальтат всегда победный. Правда, за счет протяжки средины аж за 4 кила имеет место перехлёст и накладка средника и пищалы, но беспроблемная, просто меняем фазировку на пищалке , убирая провал на стыке и всё.
Вот проект проект на Бейме было бы интересно взглянуть. Давно уже теплится мысль у меня, что уж если с чем-то и сшивать 5ГД-1 снизу, так только с высокочувствительными прошными динамиками 15″-18″ с хорошими моторами. А Вы уже и реализовали такое, оказывается.
На сайте Горнова Дмитрия ULF Diy sound.ru есть форум, там огромная тема по этой трехполоске на Бейме, 5гд1 и ПиАудио409. Автор ветки Петр из Сочи. Я уже дважды побывал там на месте и лично поучпствовал в настройке. Там проблемы с усилителем бвли, пищалка прежняя косая, постепенно устранили все промахи и что-то в итоге получилось. А сейчас Петр приобрёл пару 6гд2 и вскоре приступит к постройке 2-полоски .Все замеры мои у него есть, схема тоже.
Тема Петиных колонок началась 10 лет назад на вегалабе, потом я на отдыхе заехал к нему в Сочи, с измерилкой, оставил замеры и советы по улучшению звука. В итоге Петру пришлось освоить измерилку, проделать гору замеров, выбрать удачное оформление, сочинить фильтры. Правда, по пприбытии на место все Петины фильтры летят в мусорку, заменяясь моими летучими соплями. Вот, через год приеду снова, послушаю, что у него получилось.
Спасибо за наводку.
Добавил сюда замеры.
Новости этого года. Петр из Сочи, строивший свою систему на Бейме 15″, 5ГД-1 и ПИшке 409й, недавно стал участником здешнего форума и продолжил обсуждение по этой теме.
А мы ему помогаем , по мере сил.
Давно читал здесь высказывания уважаемого АБ про это динамик, наконец то достал, но увы один пока.
Один и испытайте. Может не стоит искать второй. Ведь годы на бумагу сильно влияют. Она становится хрупкой и ломкой.
Можно попробовать вытянуть низ ширика в лабиринте. Да это тоже не просто. Сечениние взять чуть больше площади диффузора, да и гормошку побороть надо. Вообще построение правильной акустики это ещё то искусство. Пробовал разные комбонации, фильтры выше первого порядка создают много проблем. Поэтому решил строить АС не из того , из чего хочется а из того, что подходит для стыковки первым порядком.
Лабиринт требует динамика с теми же параметрами как для ФИ. А это добротность 0,3-0,45 и резонанс 30-40 Гц. Вот тогда будет ЗВУК, а никак от задохлика с добротностью 1,5-2.
Было дело, не имея абсолютно никаких знаний сунул 5ГД-14 в трубу Войта. Гадость вышла ещё та. Удел всех этих радиольных динамиков щит, или неглубокий ОЯ.
А.Куприянов, бумага чем старше тем блаогородней звук.
Нет. Я уже видел рассыпающиеся старые бумажные подвесы. На вид не поймёшь , а подбавиш мощи и диффузор вылетит из корзины. Приносили такие в ремонт. Но отремонтировать можно. Автомобильные овалы подходят.
Даже на фотографии , второй ряд , правый именно такой , выцветший , наверняка дохлый. А левый хороший , как новый.
Эти динамик не для мощи, это винтажные динамики для души
ПС Сергей, да оя или щит, рупор еще передний не глубокий
Есть ещё один вариант: два одинаковых динамика в параллель, но один на всю полосу, а второй через индуктивность только на НЧ. На счёт того, что в лабиринт нужен динамик с рез. частотой 30-40гц. – абсурд. На счёт добротности 0,3-0,45 сейчас точно не помню, но точно не как у динамика для ФИ.
Кстати да, вариант две с половиной полосы(точнее, полторы полосы в данном случае) очень неплохо в плане низа, но динамиков -то уже 4 надо!
Подкову Шорова былоб не плохо попробовать на 5гд-1. Но все же лучше на 6гд-1. Единственный динамик из советских кто лучше всего как ширик отыграл в рупоре FH-8 Норманна.
Я всегда и безоговорочно доверяю уважаемому АБ, но уж не до такой степени 🙂
Уже пару купил. Еще про запас ищу. Просто великолепно играет музыку, просто улёт. Замер в щите 60х35, какой уж был щит.
в рупоре отыграл обалденно так же, лучше чем 2гд-3 и 8. День и ночь. Причём реально можно слушать как один динамик. На видео он один и играет во всю полосу.
https://www.youtube.com/watch?v=TYnqDZ4vSeA
Да рупора вещь хорошая, но им простор нужен. А в малолитражной квартире пытаешься сделать АС малых размеров и чтоб хорошо звучала. Сложно, но нужно. Для этого и сабвуферы используют. Пусть они ни кого не пугают: не путать правильный сабвуфер и криворукие гуделки. Для саба самое главное выбрать правильный динамик и корпус.
Улдыс, я прошлой зимой привез пару 5гд-1 RRR с рынка, чисто из любопытства, послушать, померить, хотя купить было не на что. Кинул их на диван, включил измерилку, ахнул от увиденного и услышанного.
Редкой красоты ачх и дивного звука динамики. Один был с потёком клея по диффузору, промазка подвеса сползла в зазор, её потом содрали с слоем бумаги, вид испорчен, но ачх и звук не пострадали. И просили за них 3000р, это менее 50 долларов.
Динамики самодостаточные, играют в огрызке фанеры 90 процентов музыки. жаль, не все это понимают и в погоне за улучшением (или тем, что есть улучшение в их понимании) пытаются снабдить динамики костылями снизу и сверху. Будете смеяться. Мне это- не удалось, на что я высокого о себе мнения. )))) А вам – успеха.
Александр, благодарю вас, да такие динамики нужно оставлять обязательно, пригодятся 100% под настроение когда то, как в щит или оя.
ачх 5гд-1RRR без оформления, те самые , на диване.
20, 30, 40 Гц-по минус 10 -это не совсем правда для 1м и более?
да гляньте же, динамик БЕЗ оформления, просто динамик-на диване, мягкое покрытие, гасящее отражения. Обвал по низу дикий, одна средина. Но что-то можно понять и по этой картинке.
видим резонансный шиш в районе 80-70 гц с обвалом слева , полочку и рост давления на частотах с длиной волны меньше периметра корзины.
Вы пробовали? Я пробовал в шите 60х35, не плохо и очень, будет какой ящик можно попробовать, с тонкими стенами как резонирующий..аля кабинеты американские 30ых годов
Это вы меня не слышите. Откройте интернет и почитайте на форумах как правильно строить открытую АС. Если 35мм. по вашему много, то 30мм. это точно и передняя стенка вообще то набирается из реек бука или мукзыкальной ели и склеивается под прессом. А, что бы столб воздуха в 30мм. перед динамиком не влиял на звук отверстие делают конусом. А что бы корпус не резонировал изнутри обклеить вибростойкой мастикой которая применяется в автомобилях и звукопоглотителем. Перед тем как строить АС надо изучить технологию изготовления АС. А иначе только динамик портить.
А если динамик 12 или даже 15, то тогда 60..70мм стенки? 😉 не выдумывайте и меньше читайте бабушек. И я вообще то про кабинеты – резонирующие корпуса.
Улдыс? я не выдумываю делайте как хотите. То, что я вам писал это не только моё мнение, но и тех кто хорошо разбирается в постороении АС. Должен звучать динамик, а не корпус. Мы говорим про открытую АС при чём здесь резонирующий корпус. Удачи.
ОЯ щит , резонирующий корпус, никогда никто не будет делать даже 30мм для такого динамика. А тем более 36мм. 36мм делают ашфреймы под 18″, да рупора общей длинной от 2.5м. А для такого крохотного динамика это сумашествие брать оя больше 18..20мм. А резонирующий так вообще 3..5мм надо. Это говорит о том, что вы соврали, что делали вы , да ваши знакомы
За советы применить музыкальную ель для колонок в своё время досталось Гендину в журнале Радио, ель как раз звенит , обладая малым затуханием. Её место в муз инструментах, но никак не в колонках, если задача избавиться от резонансных призвуков.
Для постройки открытой колонки на небольшом динамике типа 5ГД-1 точно нет смысла убиваться в погоне за толщиной стенок. Динамик прекрасно звучит на куске картона. Но поскольку полету мысли аудиофила нет преград, все силы брошены на вещи неосязаемые, на вибрации и борьбу с ними. Хотя, кто сказал, что подыгрывающая стенка это плохо? Динамик звучит децибел на 30-40 громче, нежели подрагивающая стенка ящика.
другое дело, можно важно надуть щёки и заявить, что я- слышу, я -слышу эти вибрации, и они так портят звук, что кушать не могу. Тогда- да, вперёд и с песней.
Мой поклон вам Александр
Ну тогда нет проблем, берём кусок гофрокартона и опачки готовый корпус! И зачем все заморачиваются с этими АС, “седвичи” клеют, что бы звук лучше затухал в стенках АС, от дураки.
Есть две крайности, правда между ними, как обычно. Просто и без фанатизма. Что собственно и хотел вам сказать.
Вячеслав, может сначала что то попробуете сделать, послушать, замерить? хоть раз! а потом пишите, тем более вам уважаемый АБ написал.
И не бойтесь, у меня в банановой коробке играет 8гд-1 ррз, поставил попробовать, да снять ачх, а играет музыку прекрасно, казалось бы. Просто начните, что то делать сами, а не читать фантазёров
Вот по такому принципу построил свою последнюю открытую АС. http://www.salonav.com/arch/2016/05/otkrytaya-akustika.htm И остался очень доволен. Через мои руки “прошёл” весь КИНАП. Сейчас подготавливаю следующий проект: двух полоска на динамиках SONIDO, слышали о таких. Мог бы предоставить фото сессию изготовленных мной АС, но не люблю и не буду хвастаться.
А Гендин был не дурак.
Вместо фотосессии буду рад паре лично измеренных ачх. Рассказы о звуке не обязательны.
Что такое Sonido я в курсе.
К сожалению, кроме Иштвана, никто больше не осмеливается выложить ачх своих изделий на этих приличных динамиках , лишь фото да ещё фото, да число слоёв лака и толщина фанеры.
Может, хоть вы сделаете исключение?
чуть сумбурно прочитал, так это экран, а не ОЯ? по фото щит. Как бы и там в помине нет 30, а тем более 36мм. Дело даже не в этом, просто вы так категорично на довольно “мелкий” 5гд-1 утверждали про 36мм и точка. Можно и 36мм, но наверно лучше золотую середину как сказал уважаемый АБ под конкртеный динамик
Уважаемый, а в чём отличие щита от ОЯ? Наличие боковых стенок, так это по сути и есть продолжение щита и сделано для уменьшения его размеров. Но поскольку это приводить к появлению резонансов, то лучше изнутри стенки ОЯ обклеить звукопоглотителем. Повторяю ещё раз: играть должен динамик и резонанс воздуха если это фазик или войт или другая АС где резонанс внутреннего объёма используется для получения звука и улучшения звучания АС. КОРПУС НЕ ДОЛЖЕН ЗВУЧАТ. В идеале это получить сложно, НО к этому надо стремиться. Что и делают все уважающие себя фирмы, которые занимаются изготовлением АС высокого класса.
Каждое оформление имеет свой набор особенностей, которые нужно учитывать или рассчитывать. Щит тоже разный, широкий, узкий, прямоугольный, трапециевидный, с крыльями и без.
Открытый ящик , в зависимости от глубины , порождает набор резонансов, есть формулы. Эти резонансы можно полезно применить для получения наиболее протяженной и равномерной отдачи.
Только ведь, как бы повежливее-то….Возиться надо, понимая, что делаешь.
Полная бредятина, масса воздуха и нагрузка в оя на динамик вам ничего не говорит в отличии от щита? Похоже нет. А кабинеты с тонкими стенами как понял так же ни о чем не говорят? Печалька полная…стыдно даже переписываться с вами.
Правильный ОЯ имеет приличные размеры и незначительную ширину боковых стенок и масса воздуха оказывает но малое влияние, то есть нагружает динамик но незначительно. Если строить ОЯ небольших размеров и с широкими (глубокими) боковыми стенками то неизбежен “острый пик” то есть резонанс в районе от 125 до 250герц, что будет проявляться бубнением, для этого используют фильтр настроенный на эту частоту, уменьшающий это бубнение и выравнивающий АЧХ. Что бы развеять вашу печальку приведите пример профессионального построения АС, где специально используются резонанс стенок для получения качественного звука.
Гугл вам в помощь. Фирма Бёзендорфер, акустика. Принцип рояля, набор резонирующих панелей при построении корпуса колонок.
Александр, но это же эксклюзив. Мы говорим о построении АС в домашних условиях. Кто возьмётся на коленках за построение таких АС. Я же не привожу в пример АС корпус которых изготовлен из мрамора. Ну видел и слушал АС корпус которых изготовлен из стекла ну и что? Мы говорим о массовости, о том, что уже широко применяется и используется и доступно в изготовлению массам. Да и эта фирма говорит о том, что акустика строилась под музыкантов с целью подчеркнуть звучание рояля. Это как приводить в пример усилитель на 2а3 когда у основной массы радиолюбителей в наборе 6п14п и 6п3с. Я думаю, что даже вы с вашим опытом не возьмётесь за изготовление таких АС.
Вячеславу: ОЯ имеет очень точные параметры по настройке. Именно в этом его отличие от щита, в т.ч. свернутого.
Выше по ветке приведена АЧХ в небольшом щите, с пиком на резонансе и провалом на 150-450 Гц. Настройка ОЯ на 120-170 Гц устранит этот провал и немного подрежет горб, сохраняя все прелести шп. Расчет ведётся как фи для 150 Гц при площади порта в 2-4 площади гд. Глубина порта = толщине стенки. Добротность регулируется ватными пакетами на глухих стенках.
Сведение с нч гд – настройка ОЯ на частоту провала и на ней же сведение фильтров. При добротности порта ОЯ в 1-1,5 и наличии фильтра 1 порядка, крутизна спада по нч получится примерно 12-18 дБ/октаву. При этом сохранится доплеровский эффект и модуляция сч-вч диапазона сигналом на частоте резонанса, так любимые колонкостроителями на шп гд, хотя и сниженные на 4-8 дБ.
мысля насчет 3-х полоски с участием 5ГД-1 ррз. Если использовать его как СЧ дин в диапазоне допустим 200-2500 Гц с пологими склонами, то снизу можно было бы соорудить групповой басовик из нескольких недорогих 8″ басовичков типа 25гд-26 или 35гдн-1. Допустим 4 штуки 4 Омных (последовательно-параллельно). Суммарная эффективная площадь излучающей поверхности будет примерно как 12-13″. Такой групповой басовик будет иметь сопротивление 4 Ом, добротность наверно около 0,5-0,6 , неплохой фактор ускорения BL/Mms и чувствительность на уровне одной 5ГД-1. Видон правда будет одиозный, да и где взять для пары колонок, 8 штук этих НЧ в хорошем состоянии…
5ГД-1 никто не догонит по скорости отклика, особенно компрессионные утюжки. Звук естественно развалится. Последний гвоздь в крышку хорошего звука забьёт низкая частота стыка НЧ и СЧ.
Вы глубоко заблуждаетесь по поводу резонирующих корпусов – кабинетов по мотивам старинных приёмников, их много кто делает в России именно любители.
И что значит доступно? кому и зачем ваша доступность? Делать как все без головы на плечах? А с головой пилить 36мм для 5гд-1?
И как можно резать красоту 5гд-1 сверху да снизу ? 😉
А еще, как то совмещать шустрый 5гд-1 с тормозами резиновыми гулухими 25гд26 не странно ли?
Надо поробовать щит побольше с небольшими крылушками и послушать как один звучит, замерить ачх. Хоть из регипса на скорую руку сделать,понять что может полностью динамик
Улдыс обогнал меня по скорости отклика мысли на 5 минут))))
И сказал слово в слово то же самое
Так у вас же и учился и учусь 😉
Сегодня один добрый знакомый привозил для будущей открытой колонки на 5Гд-1 интересные пищалы , Сименс, по виду напоминают ВЧ от Виктории , но исполнение просто сказочное, ачх ровная , звук добротный. Когда приступим к колонкам, сфоткаю их и название. Редкая удача, найти такое чудо.
Ранее не встречались. В основном таскают всякое похожее на 3ГД-31 , РУФ, LSP28 и прочее так себе никакое . А это класс.
Каких габаритов делает для 5гд-1? Очень ждем вч динамик, данные о нем и фото
Сделаем “рыбу” из ДСП, уже забраковали вариант с динамиками с внутренней стороны щита. осталось придумать крепление для них снаружи.
Ну вот Улдис, всё же убедил вас строить большой ОЯ. Ваш щит с крылышками это и есть ОЯ. А вот на ваш резонирующий корпус очень хотелось бы посмотреть, а ещё лучше послушать. Проблема советских динов в их больших разбросах, когда строил очередную АС из 5штук 1гд3-РРЗ только один хорошо звучал: ровно и без призвуков. Я ни чего плохого не могу сказать про 5гд-1. Были у меня 2 таких динамика. Но с низами проблема. Получить хорошие низы в ОЯ и не строить огроменную АС можно только по принципу приведенному выше сатйту. Улдис, я вам настоятельно советую внимательно прочитать эту статью, она очень умно написана. На НЧ 4 динамика с разными резонансами (это обязательное условие), на СЧ такой же динамик, ВЧ бумажная пищалка (пробовал импортные с такой же отдачей – не стыкуются) подошла только 1гд3-ррз. Все фильтры первого порядка.
пропустил ваш комментарий, на выходных ставил 5гд-1 в щит (неглубокий ОЯ) размеры 1.1х0.7х0.15 , и был ошарашен как прекрасно играет этот динамик, и даже низа есть, терпимо в норме но они есть и очень красиво слушать его. Измерял ачх в воздухе и в щите, очень хорошо щит поднял низа, очень!
Про то что собрать из них скажем 5-6-8 динамиков типа цветка и попробовать, очень даже хочу.
ПС обожаю 1гд-3 динамик, если подобрать из кучи кривых по ачх, то очень достойная головка. Так же нравится 1гд-2, и там меньше брака было
Подскажите, пожалуйста! Если делать ОЯ из двух 5гд1. Один в полную полосу и добавить снизу еще один 5гд1 на НЧ. Какой фильтр лучше подойдет и какую частоту срезать?
никакой, так не будет ничего работать. это не нч динамики, от них не будет ни в каком оформлении нч хоть 10 штук на нч! у них резонансная 80гц, о чем речь может идти
А к ним какой НЧ лучше? 2 шт 6гд 2 ?
вам ни какой! берите готовую конструкцию кто построил в сети и отслушал,отписался, и прожил с ней… и повторяйте за ним. Так выйдет у вас.
Есть 2 шт 5гд1. Какую конструкцию с ними посоветуете ?
еще раз, для вас никакую и тем более для вас никакую! с такими вопросами как у вас вы ничего не осилите! я дал вам совет, вы упрямитесь! я делал ги на 8 этих динамиках, ерунда!
https://youtu.be/640VXPKs-PA?si=IUyD0nw9jSrLlPG8
никто ничего не сделал на них. Он вроде и самодостаточен, а никто не сделал ничего. С поклоном к АБ (Бокарев), у него знакомый делал , но доделал ли не знаю.
Получается оптимально поставить в ОЯ один 5гд1.
Но у меня усилитель ламповый рассчитан на 8 ом. А этот динамик 4 ом. Нужно вч наверное ставить..
вч вгд-1(3гд15) к 5гд1 не плохо подходит, помню с микрофоном проверял. ну это если из тех лет и тоже из приёмников, а так есть и другие вч. что касается сопротивления то 4х омный динамик к 8ми омному выходу не правильно конечно.
Каким фильтром обрезали вгд 1 снизу?
Какую частоту среза делали?
давненько было, да и не старался запомнить, кажись это был 2й порядок в виде 2 мкф и катушки параллельно динамику на 0,2мг.
Саша, для лампового усилителя под 8 Ом акустику, два 5ГД1 соединить последовательно и поставить в щит 1×1м. Оба 5ГД1 расположить вертикально и симметрично. Расстояние между центрами динамиков 29 см. Попробуйте для начала отслушать без фильтра.
P.S. продолжение следует.
Так у них родные крепления есть, я их и применял для крепления снаружи.
А кто говорит про большой ОЯ? Пляшем от размера динамика, он невелик, резонансная в районе 60 герц, значит, и щиток делаем от силы 40 на 60- 80, а то и меньше. Размеры прикидываются на куске картона между парой стульев , микрофон сверху на “журавле”. Потом рыба из куска ДСП. делаем сшивку полос и прикидочные фильтры. Остальное – владелец колонки пилит и строгает. Моя задача скромная, свести все в звук.
а я прочитал комментарии и не могу понять одного – если динамик хорош как широкополосник, то зачем пытаться “лепить” из него сраднечастотника? пусть играет в полную полосу. если уж низа мало, то пробуйте поддержать его сабом (хотя, полагаю, что вряд ли получится что то толковое). ИМХО лучше цельный звук , чем если бас будет “опаздывать” за общей звуковой картиной
Именно так все обстоит. Но как убедить , что динамик самодостаточен в пределах возможностей и проще принять его звук как данность, нежели начать битву с прибиванием к нему сабовых костылей.
тут даже пищалку придется подгонять – и сомневаться в успехе. Не факт, что получится. Баланс может сместиться вверх и звук будет яркий. Вот тогда в самом деле бас исчезнет.
Вячеслав, с уважением к вам, но городить огород не входит в мои планы. Еще раз, прочтите где я делал замеры на куске картона 30х60, и где АБ его же измерил на диване. Уважаемый АБ подсказывает всем нам, что мах 40х80 надо, просто не городим ничего лишнего. И если сказал АБ, то делать только так, а ни как подругому.