4ГД-4 изготавливался на Рижском производственном объединении ВЭФ им. Ленина.
Технические характеристики 4ГД-4:
Диапазон воспроизводимых частот: 60 – 12000 Гц
Неравномерность АЧХ: 15 дБ
Чувствительность: 93 дБ
Среднее стандартное звуковое давление: 0,27 Па
Сопротивление: 8 Ом
Мощность: 4 Вт
Частота основного резонанса: 55 Гц
Габариты: Ø203х95 мм
Вес: 1,5 кг
Обзор 4 ГД-4:
Головка широкополосная, круглая, с не экранированной магнитной системой. Диффузор с гофром изготовлен из бумажной массы с пропиткой. Диффузородержатель изготовлен из штампованной стали толщиной 1 мм. Центрирующая шайба тканевая. Магнит кобальтовый с внешним диаметром 73 мм и высотой 39 мм. Диаметр керна 20 мм.
ОТЛИЧНАЯ головка!! с высоким кпд! разрабатывалась давно новполне приемлемые хар_ки!!
Почти всё то, что выпускалось в те годы – было добротным. А в последствии проверено временем.
Динамик нормальный! С повышенной чуствительностью! Да ещё на кобальте. При вроде бы небольшой своей мощности, он способен качественно воспроизводить звук в пределах заданных параметров данного динамика. В этом хорошо способствует диаффузор, а именно его размеры. Эту дин.головку можно использовать в АС как среднечастотное звено(приимущественно в АС самодельной с небольшой мощностью). Превосходно такой динамик звучит с ламповым усилителем.
Сделал на 4ГД-4 колонки без задней стенки. Объём 22 литра, записал разную музыку в формате Flac и удивляюсь качеством звучания. Сцена прозрачная. Даже слышно, как слюни во рту певицы чмокают. Подключил его через ёмкость 60 мкф, а низкие частоты идут от колонок Симфония 003. Раньше ненавидел записи с концертов, а теперь обожаю. Жалею, что раньше не знал про эти динамики и зря слушал столько лет Корветы 75 АС-001.
Готов взвалить Ваш тяжкий труд на свои…уши! За нефантастическое колличество денег и слушать Ваши “корветы” у себя дома! Или куплю нч от этих колонок в любом состоянии
это чё я вабще думал что сошёл с ума слушая 3гд-45 – отодвигал занавеску а там нет динамика он у стены стоит) думал что на подоконнике )))
А не подскажите размер своих колонок на 4гд 4 ?
На динамике ясно виден логотип рижского завода ВЭФ. А в тексте – производился на рязанском заводе. Неувязочка
Спасибо, поправлю.
Очень хороший динамик для своего времени.
Из наших широкополосных 4W 200мМ, пожалуй, самый лучший по звучанию.
Дополнить высокочастотным 2ГД36 поставленным вертикально, через конденсатор 0,82-0,75мкФ.
Мне ещё очень нравятся рижские 3ГД-32, овалы. Редкой красоты ачх и звук.
Привет Александр! Звук у 3ГД-32 просто шикарный.
Не нужно такое советовать. 2ГД-36 из-за малой чуйки слышно на фоне 4ГД-4 не будет.
Сергей, слышно будет, появится “воздух”, если правильно отрезать 2ГД-36.
На каком-то вшивом рынке такой давали за 500 деревом. Я сперва подивился, отчего так дёшево? Оказалось, что гибкие проводники уже совсем гнилые.
Потом я узнал,что это – беда очень многих динамиков; проводники сперва покрываются чёрным налётом, потом истончаются и переламываются. Говорят, на немецких динамиках гибкие проводники делали и вовсе из стальной проволоки…
Приятель купил пару этих динамиков. я глянул микрофоном и послушал, впечатление очень приятное, ровные, спокойные и детальные. Для прослушивания музыки отменные дины. Работали вроде как в приемнике ВЭФ. Недавно приносили пару 4гд4 глянуть ачх. Я не назвал бы её идеальной, есть выброс на средине в районе 3-4 кгц, не присадив который,получим прикрик и яркость в звуке. Вероятно, в приемнике такой финт придает разборчивость речи и интсрументов, но для качественной подачи нужна коррекция ачх.
Паяли скорее всего кислотным флюсом, а промывать спиртом естественно забывали – вот и гниют проводники при высокой влажности.
За овер чем 50 лет соляная кислота из этого “кислотного флюса” давно испарилась бы к чертям собачьим.
Если динамик лежал в подвале или гараже – то неудивительно, что там всё сгнило.
Динамики из ностальгического прошлого. В 70е годы в отцовских колонках в корпусах от Ригонды-стерео стояли 4гд-4, 4гд-5, 1гд-3 в колонке. С самодельным усилителем по схеме Электрон-20 с вертушки Вега-106с играли божественно. Следующие самодельные АС из двух 10гд-30е и 4х 3гд-31 звучали не так ярко.
Усилитель тот германиевый реанимировал. Осталось найти 4гд-4 (4гд5 и 1гд3 есть)и заново собрать акустику по чертежам тех ригонд.
4ГД-4 стояли в радиолах ВЭФ-Радио. Сейчас эти динамики на авито 2…3 тысячи стоят. В Ригонде стерео в колонках стояли 4ГД-28 по 2 шт. и 1ГД-18 (28) по 2 шт. Фильтр нужно делать другой. Можно сделать по размерам колонок 80АС-2, но там без СЧ.
Ещё в радиоле ВЭФ-Рапсодия.
Помогите пожалуйста рассчитать щит для 4гд-4 я в этом вообще ни чего не понимаю, будут играть с однотактной лампочкой.
Технические характеристики:
Диапазон воспроизводимых частот: 60 – 12000 Гц
Неравномерность АЧХ: 15 дБ
Чувствительность: 93 дБ
Среднее стандартное звуковое давление: 0,27 Па
Сопротивление: 8 Ом
Мощность: 4 Вт
Частота основного резонанса: 55 Гц
Габариты: Ø202х100 мм
Вес: 1,5 кг
Не нужно использовать 4ГД-4 в качестве НЧ – диффузор быстро порвётся. На НЧ поставь 6ГД-2, на СЧ 4ГД-4, а на ВЧ 3ГД-15М. Лучшего звука придумать нельзя.
Многократные попытки сочинить суперскую трехполоску, в которой на средине работает широкополос а не средник, оказались провальными для меня. Даже несмотря на приличный опыт возни с колонками.Возникают жестокие противоречия и а плане направленности и в плане самого качества звука.После чего вся идея летит к чертям а конструктор впадает в тоску. Хотя, с разбегу, методом тяпляп две сопли -вроде просто и звучно. Но на деле лажа. Такая же безнадёга в случае желания подхватить нормальный широкополос чем-то снизу, подумаешьпроблема. Угу , попробуй. Динамиков, способных внизу догнать ширик по скорости отклика даже не по пальцам руки а меньше, да и габариты сразу. И чем ниже задуман стык ширика с басовиком и чем выше стык ширика с пищалой, тем неразрешимее проблемы, а звук отвратнее, при всей казалось бы простой идее, чуть добавить к тому что есть и неплохо играет. АБ.
А можно размеры акустики и фильтр, плиз.
Книжка от фирмы Фостекс дает расчет щита с нужной частотой среза как 4250 делить на L в см, где L расстояние от центра динамика до края щита в сантиметрах.Скажем, ваш 4гд-4 8″ или 20 см. l =10 см. в щите 50 на 50 см частота среза щита будет равна 4250 делить на 25 см, это чуть выше 200гц, результат подтверждают и личные замеры . Хотите 100 гц от вашего щита- делайте его метр на метр. ну и комната вам добавит баса. Для ширика 4гд-4 метровый щит более чем достаточен.Дополнительный подъём на низах даст установка щита на полу вплотную к нему. Отрыв щита от пола и щель мгновенно обрушат бас и заметно.
Спасибо за помощь, попробую сделать 1х1. Ставил их в оя и в щит 1.3х0.8 звук ни какой басов нет вообще, с тыловой стороны и то больше (фазировка норм.) Теперь сложно поверить что они могут вообще что то, хотя понимаю что этот динамик не басовитый, но хоть чуть чуть хотя бы, а то как из банки звук и ни какого баса нет 🙁
Этот динамик и не должен отыгрывать басовый диапазон, поскольку он не
длинноходный и не большого размера. Его ,,конёк” – середина и вч.
Хороший,, дин”, но очень
жанровый. Идеален для маломощьного однотакта.
Верно. К тому же, привыкнув к музыке тима тыц-тыц трудно получить радость от прекрасно звучащей ясной средины , если бубнилка уши не давит. Обычный случай.
Если кому-то нужен 4гд-4, я готов отдать в хорошие руки.
Состояние среднее, местами порван подвес, и шуршит катушка, возможно попал мелкий мусор.
Отдаю, потому что если буду чинить, то боюсь испортить, а динамик хороший, жалко, да и отдать в хорошие руки хочется.
Только что закончил ремонт такого динамика (4гд4), менял подвес, все разбирал и собирал. Результатом доволен. Хотел бы приобрести второй такой же, так что готов взять, если договоримся… Звук у него хороший…понравился…
Есть у меня 4гд-4 вэф. Правда магнит там не кобальт, как многие думают. Сплав АЛЬНИ – алюмоникелевый, потому и магнит такой большой. Был бы кобальтовый (как у 2гд-8 вэф, 5гд-1 ррз, и пр.) – магнит был бы в ращы меньше. Динамик один из лучших претендентов на роль сч. И хороший шп, главное не перегружать.
Заметил, чем корявее диффузор – тем лучше звук. Поглядите только, какая шероховатая поверхность вэфовцев а также у 4 гд-28, к примеру. А какой звук!
Наверняка вы все знаете, что задняя поверхность диффузора содержит фактуру сетки. Так вот, кстати, поначалу, диффузоры отливали лицевой стороной к сетке (технологию изготовления читайте у Алдошиной). См. диффузоры динамиков 4а-32 и 25 гдн**. Это отражалось на звучании.
Были у меня 4гд28,4гд4, 4а28 и,т,д. В итоге остановился на “Бейме”4FR40Nd. Этот 4-ех дюймовый малыш не оставил им шанса в качестве подачи средне частотного диапазона. Пишу об этом так как рассматривал все эти динамические головки именно как средне частотные.
Спасибо! Какие у Вас ВЧ и НЧ стоят?
4гд4 – чувствительность 94Дб (после доработки и 96 можно получить) Бейма 88 Дб – как она может вообще сравниваться с этим динамиком? Не надо писать глупостей.
Алексей, какая нужна доработка, для получения 96 дб
Чувствительность никогда не была решающим фактором. Динамик достаточно сложное электротехническое устройство определяемое многими техническими параметрами взаимосвязанными между собой. А языком молоть все горазды. И не надо мучить этот 4 гд 4. Инженеры того времени знали что делать делать и как делать. Взять того же Керно. Просто всему свое время.
Чувствительность не была решающим фактором,динамик устарел,может закон ома устарел,новые лучше,но не за 2 тыщи,
Чем и как заклеить дырку на подвесе? Или оставить как есть? Размером 5 мм.
Для “таких”динамиков с полнобумажным диффузором использовал бумагу от пакетов упаковки фотобумаги советских времён,чёрного цвета.Наверное помните такие чёрные конверты светонепроницаемые.Заплаточку из неё подклеевал изнутри нитроцелюлозным клеем НЦ.Бумага легко формуется даже под волну гофра.
Упаковку от фотобумаги можно чемто заменить? Поискал – наверное не достать сейчас. А клей – дайте пример, название. Если не трудно.
Клей НЦ как и лак НЦ практически одно и тоже разбавляется ацетонрм.
Динамик судя по ачх и звучанию достаточно неважный, так себе фигня.
Для приемника сгодится, для хаенда как бы не шибко.
Ну да, он такой яркий-яркий и слегка надоедливый. Но мне для домашнего комбика – не для слушания музыки. Из серии “вот есть динамик, а другой покупать надо или ждать долго, пока подарят”. Если не секрет, какой ваш любимый динамик ткого размера, из доступных и бумажный?
5ГД-1 РРР однозначно, 3ГД-32 , 1ГД-4А, 4ГД-7. это все динамики из приемников, звук красивый.
А 4а32 не слушали ?
Да, думаю у 4ГД4 вэф основной косяк из-за кольцевой канавки гибкости на диффузоре (ее диаметр 122 мм). На низких частотах весь диф двигается как одно целое (поршень). С повышением частоты, приферийная часть дифа уже не успевает за центральным конусом и происходит ломка дифа на этой кольцевой канавке. В районе этой частоты, центральная и периферийная части дифа двигаются в противофазе. Из-за этого резкий провал на АЧХ. С дальнейшим повышением частоты, за сигналом следует только центральный конус, а периферийная часть болтается как попало. Из-за этого кривая АЧХ.
Конструкторы просто хотели расширить воспроизводимый дином диапазон частот вверх, за счет малого центрального конуса. В одном выиграли, в другом проиграли…
Диффузор никогда не колеблется весь! Только участками. За ВЧ отвечает как раз центр и он всегда колеблется в противофазе.
какой режекторный фильтр?
Ну почему самые “плохие” динамики так сложно найти? Вот так бы взял пару “отвратительных” каких-нибудь 4ГД5, собрал бы на них пару совсем неправильных колонок. Подключил бы к ним “отвратительный” транзисторный УНЧ с полосой этак на 1-2 МГц и мизерной мощностью вата 2-3. И наслаждался бы не руганью близких и соседей, а природными звуками, которые заложила сама физика в “ужасные” изделия. Конечно рев Белаза реально ими не передать, но вот пение птиц, шум ветра, звук скрипки может очень даже радовать слух.
4ГД5 ррз существенно отличается от сабжевого 4ГД4 вэф.
У 4ГД5 ррз нормальный, не трескающийся подвес, гладкий диф без канавки, керн 25мм, а не 20мм, мотор феррит, а не альнико.
Хотя и у него есть небольшой косячок.
Зотов расхвалил этот дин, вот и раскупили, фиг найдешь…
Ребята продается На него ремкомплект, или как можно восстановить его,….
Подскажите где, никогда не видел.
Купил такие, только пыльника нет, это как? И надо ли его ставить и из чего его взять сделать/купить?
Кажется в ВЭФ Радио без пыльника, а в Рапсодии с оранжевым пыльником.
Я в свое время делал подвижки для 10 ГД-35 и еще имею запас капроновых мембран. Тонкая такая сетчатая ткань. Очень легкая. Можно вырезать пыльник из такого. Если нужно, пишите на почту.
мой город Старый Оскол. Можно письмом простым прислать ткань. Как можно его басовиком усилить? Фильтр какой первого порядка нужен ему и НЧ головку какую, может что современное Байму, Сигу? Сверху ВЧ может надо приделать? Хотя люблю чтобы одон ширик был. Думаю он лучше будет Sica 10D1.5CS (4 Ohm)? Его вроде один успешно применяют. И еще кто может скажет что о вот таком виде ящика http://www.hifi-forum.de/viewthread-267-37-28.html
далек от всяких вычислений, но как-то еще до всеобщего сегодняшнего тренда допер что динамикам свобода нужна, и как можно больше.
“Тот вид ящика” – довольно сложное резонансное оформление. Без измерений параметров динамика и последующих вычислений ничего путного там не получится. Но даже без измерений можно предположить, что та труба не для 4ГД4 (тонкий диффузор, слабые мотор и подвес, высокая добротность).
Прикупил ламповый усилитель. Поставил динамик 4гд4 на левый канал и 4а32 на правый без оформления. Звук даже так отличный.
Не знаю даже какие оставить и сделать ОЯ. Играют очень похоже. У 4гд4 звук более открытый немного, 4а32 на высокой громкости лучше
Михаил, поверьте моему опыту, никакие пылезащитные колпачки на эти динамики клеить не нужно. Были они действительно в двух вариациях, ранние как у вас без пылезащитных колпачков и более поздние с колпачками. Ранние звучат приятнее, но роль играют условия их хранения и партия. В домашних условиях, особенно если динамики будут установлены в АС существует очень малая вероятность попадания в зазор магнитной пыли. Если же вы очень опасаетесь то пылезащитные колпачки лучше сделать с акустически прозрачной ткани и как можно меньшего размера, таким образом вы не внесете никакого влияния колпачка на АЧХ динамика в отличие от бумажных пылезащитных колпачков.
«… Были они действительно в двух вариациях, ранние как у вас без пылезащитных колпачков и более поздние с колпачками …»
Я встречал третью вариацию динамика 4ГД-4: без колпачков, но с высокочастотным конусом (т.е. с составным диффузором по типу как у широкополосника 10ГД-36К).
Могу показать фотографию очень редкой модификации динамика 4ГД-4 с высокочастотным конусом:
https://disk.yandex.ru/i/t7M6OKhhPDkwAQ
Правда, к сожалению, этот динамик подвергся вандализму…
Здравствуйте. Подскажите, пожалуйста. Каким составом можно обработать бумажные подвесы динамика? Начали трескаться. Не нашел нигде толкового мнения. Знаю, что Вадим Карельский в серии статей про “механику эмоций” пропитывал своим составом и Qms менялась в 2 раза у динамика винтажного.
Сейчас нашел такие рекомендации: промазываем полосу 3 мм раствором герлена в бензине в месте крепления к корзине. Остальной подвес касторовым маслом с пчелиный воском 10 к 1 и витамин е. Готовых составов не нашел нормальных.
Глупости. Разведите резиновый клей в бензине до жидкого состояния (без “соплей”) и аккуратно пропитайте этим раствором подвес. После высыхания (только после высыхания!!!) посмотрите состояние. В случае необходимости повторите. Обычно, одного раза хватает, но надо знать исходное состояние.
Если сможете, повторную промазку сделайте изнутри.
Давно видел такой динамик в радиоле ВЭФ, там подвес был намазан чем то липким не высыхающим, и не трескался
Клей Момент Резиновый использовать? Подвес не утяжелит он сильно?
Я на примере 4гд35 использовал какойто зеленый резиновый клей японский, толуолом разбавлял и изнутри промазывал кисточкой, что бы не портить внешний вид. Но подвес станет жестче и частота резонанса повысится. Снаружи подвесы таких динамиков иногда с завода покрыты чем то похожим на клей от грызунов.
Эти динамики не любят низкие частоты, такие как в современной музыке.
Как вариант, подвес можно заменить на тканевый.
Лучше использовать клей из натурального каучука.
Советуют заклеить каучуковым клеем надрывы и оставить подвес в изначальном варианте без пропитки.
Хочу такой! Это немецкое наследие, в войну там выпускали динамики в оккупации даже.