3-х полосная АС “Verna 50-01” (25ГДН-3 + 5ГДШ-5 + 10ГДВ-2)

В данной статье вниманию читателей предлагается описание акустической системы “VERNA 50-01”. В ней использованы доступные головки громкоговорителей российского производства 25 ГДН-3-4, 5 ГДШ-5-4 и 10 ГДВ-2-16, что позволяет радиолюбителям без особых затрат построить АС с хорошим качеством звучания.

3-х полосная АС "Verna 50-01" (25ГДН-3 + 5ГДШ-5 + 10ГДВ-2) 3-х полосная АС "Verna 50-01" (25ГДН-3 + 5ГДШ-5 + 10ГДВ-2)

Основные технические характеристики АС:

Диапазон воспроизводимых звуковых частот: 50 – 20000 Гц

Неравномерность АЧХ в диапазоне 100 – 8000 Гц: ±3 дБ

Уровень характеристической чувствительности: 85 дБ

Номинальная (максимальная) мощность: 25 (50) Вт

Номинальное электрическое сопротивление: 8 Ом

Коэффициент гармонических искажений при звуковом давлении 90 дБ в диапазоне:

63 – 500 Гц: 3%

500 – 10000 Гц: 1,5 %

1000 – 15000 Гц: 1%

Габариты (ВхШхГ): 700х220х270 мм

Масса: 15 кг

Verna 50-01

Сборка

Изготовление АС начинают с попарного подбора низкочастотных головок громкоговорителей после их 10. – 30 часового прогона, позволяющего стабилизировать характеристики подвеса диффузоров головок. При прогоне головок 25 ГДН-3-4 их поочередно подключают к звуковому генератору и подают на них сигнал частотой 65 Гц и амплитудой 18 В. Реальные чувствительности и добротности головок, устанавливаемых в одном корпусе, не должны отличаться друг от друга более чем на 10 и 5% соответственно. Рекомендуется также использовать головки с разными (в пределах 10 – 15 Гц) резонансными частотами. Это благоприятно сказывается на АХЧ звукового давления и уменьшает четные гармоники воспроизводимого сигнала в два раза, а это весьма важно для малогабаритных АС.

Рис. 1. Verna 50-01 - схема

Принципиальная схема АС приведена на рис. 1. В СЧ звене работает широкополосная головка 5 ГДШ-5-4 с пропитанным мастикой подвесом и установленными на окна диффузородержателя, панелями ПАС. Эту головку можно заменить на 6 ГДШ-5-4, но поскольку уровень ее характеристической чувствительности ниже, чем у 5 ГДШ-5-4, то резистор R2 нужно взять меньшего сопротивления.

При подборе ВЧ головки следует выбрать экземпляры с наиболее низкой частотой резонанса. Затем следует разобрать головки, с тем, чтобы заменить в них звукопоглотитель. Для этого нужно отвернуть винты, крепящие акустическую линзу, затем снять саму линзу и купол головки. В качестве нового звукопоглотителя рекомендуется применить 0,5 г глазной (мелкодисперсной) ваты. Ее следует равномерно распушить и положить под купол. Затем ВЧ головку нужно собрать в обратной последовательности. Крепежные винты акустической линзы фиксируют лаком НЦ.

Коротко о фильтре. В низкочастотном звене применен фильтр L1, C1, L2, C2, R1 третьего порядка с частотой среза 550 Гц и затуханием 18 дБ/окт, в среднечастотном – полосовой фильтр первого порядка R2, C2, L3 и в высокочастотном – фильтр третьего порядка R3, C4, L4, C5.

Катушки L1 и L2 намотаны на плоских магнитопроводах из феррита 2000НМ размерами 8x15x80 мм; L1 содержит 200, а L2 – 72 витка провода ПЭЛ-2 1,12 мм. Намотка – виток к витку. Катушки L3, L4 состоят соответственно из 140 и 147 витков провода ПЭЛ-1 0,56. Они намотаны на пластмассовых каркасах диаметром 20 и высотой 25 мм. В фильтрах применены конденсаторы К73-16 (C1-C3) и К73-21, К73-17 (C4, C5), резистор R1 – ПЭВ, R2, R3 состоят четырех включенных параллельно резисторов МЛТ-2 сопротивлением 16 Ом. Все элементы фильтра смонтированы на стеклотекстолитовой плате, которая через резиновые шайбы крепится шурупами к задней панели корпуса акустической системы.

Рис. 2. Verna 50-01 - чертеж корпуса

Корпус АС (рис. 2) изготовлен из пластин ДСП толщиной 16 мм и брусков сечением 20×20 мм, устанавливаемых в углах соединяемых панелей. СЧ и ВЧ-головки размещены в отсеке, отделенном от общего корпуса. НЧ блок имеет объем около 17 кубических дм, что позволяет настроить фазоинвертор, состоящий из двух трубок внутренним диаметром 30 и длиной 150 мм на частоту, близкую к резонансной частоте НЧ головок – 50 Гц. При этом уровень звукового давления на этой частоте на 5 дБ ниже уровня средней характеристической чувствительности. Неравномерность АЧХ при использовании двух головок 25 ГДН-3-4 в данном объеме в диапазоне 50-500 Гц не превышает ±3 дБ. В качестве звуко- и вибропоглотителя в НЧ блоке использован мягкий войлок толщиной 15 мм, который плотно приклеен клеем “Момент” ко всем его внутренним поверхностям. В стыках панелей корпуса поверх войлока закреплены марлевые пакеты с ватином. Трубки фазоинверторов изготовлены из стали и закреплены в отверстиях с помощью эпоксидного клея. Для увеличения жесткости и вибропотерь корпуса между отверстиями НЧ головок и фазоинверторов клеем ПВА приклеены буковые бруски.

Verna 50-01

СЧ/ВЧ блок образован двумя перегородками из фанеры толщиной 12 мм (их устанавливают в смонтированном корпусе АС без задней панели). Его объем позволяет свободно воспроизводить сигнал с частотой 300 Гц. Внутри бокса равномерно уложена хлопчатобумажная вата массой около 200 г. СЧ и ВЧ головки закреплены снаружи через фетровые кольца толщиной 3 мм. НЧ головки также установлены снаружи через прокладки из пористой резины 3-4 мм.

Снаружи корпус АС покрыт шпоном дуба и влагонепроницаемым бесцветным лаком. Передние панели АС снаружи закрыты рамкой с акустически прозрачной тканью. На задней панели расположены зажимы для подключения АС к усилителю мощности.

Verna 50-01

Сравнительный субъективный анализ качества звучания АС показал, что “VERNA 50-01” звучит не хуже таких импортных АС, как MATRIX 805, JBL L-20, TDL NFM-2, KEF K160, K140, при гораздо меньших затратах на изготовление и настройку.

Автор проекта: А. Демьянов

24 комментария: 3-х полосная АС “Verna 50-01” (25ГДН-3 + 5ГДШ-5 + 10ГДВ-2)

  1. Сергей пишет:

    Здравствуйте.
    Дорабатывал 5ГДШ-5-4 по методу В. Жбанова, для аналогичной акустики, оказалось “Герлен” в моих краях днем с огнем не найти. Нашел отличный аналог – шнуры “Викар”, также на основе бутилкаучука, причем цвет можно подобрать от светло-серого до черного. Кроме того бутилкаучуковый герметик можно намыть уайт-спиритом с лент и листов шумоизоляции автомобильной и общестроительной. Но в этом случае с цветом – как повезет.
    P.S. Пишу здесь, потому что под статьей “Механическое демпфирование диффузоров” комментарии закрыты.

  2. radiolyubitel пишет:

    Собирал такие. Звучит хорошо, но как то странно: отчетливые басы слышны если находится сбоку по диагонали от ас

    • Alik пишет:

      Так же само и с АС Голунчикова,басы глубокие только по бокам АС

      • Александр Бокарёв пишет:

        Как вариант -неправильная фазировка одной из колонок, бас вычитается в центре , сохраняясь по краям. Проверить легко тест диском, тот же Аудиодоктор FSQ

    • Vip Kit пишет:

      Это характерно для большинства ,,конусников” – узкая диаграмма направленности на Сч – Вч диапазоне.
      Исправляется акустическим инжектором.

  3. Олег пишет:

    Этот эфект от головок с большим разлётом чуйки

  4. Maglevitos пишет:

    Это комнатные моды.

  5. Виталий пишет:

    Собирал подобные АС как раз в год выхода их в журнале РАДИО. Только в моём случае нч были 25ГДН-1л, вроде бы как, из Красного Луча чуть ли не новые. Размеры АС, объём и порты ФИ мне тогда уже пересчитывал Криштопин Александр Александрович из этого же Красного Луча, фильтры мне он так же помогал делать – не стал ничего пересчитывать, хоть в последствии уже моделировал их и… странноватые какие-то они.

    Собрал сначала без доработок динамиков и… показалась мне крикливой акустика. СанСаныч мне пропитал 5ГДШ5 герленом – серединка стала менее выраженной, но и явна потухла микродинамика – прада это я уже сейчас, спустя лет 20 оцениваю ))) – тогда я бы назвал это тухлым звуком. Далее началась череда перебора между 5гдш+, 5гдш сток, 6гдш, 4гд-8е и в итоге 5гдш в стоке с обклееной корзиной у меня остался в приоритете на роль СЧ.

    Наряду с перебором СЧ, я попробовал другие всякие 2гд36, 6гдв1, 10ги без смены фильтра, лишь играясь делителями для согласования по уровню. 10ГДВ ужасный динамик! Он покупался так же новым и уже был некий новодел, да ещё и со странными 16 Ом… По хорошему, там достаточно даже 6гдв от S30 чуть ли не в любой их итерации – да, не самый лучший динамик, но 20 лет назад другого особо и не было. 10ГИ звучит интереснее, но диаграмма направленности узковата, да и чувствительности не хватало, т.к…

    на НЧ была пара 25ГДН-1л… Ну Вы понимаете, что достались они мне не просто так из Красного луча от когда-то начальник КБ электроакустики и были они очевидно интереснее других 25ГДН в плане отдачи: S30A же пошли на донорство ВЧ головок и как раз пару 10ГД-34 я попробовал вместо 25ГДН-1л, заткнув фазики. Ну поянтное дело, магниты то разные, но и по жёсткости динамики тоже разные и… если честно, мне больше понравился звук более мягких 10ГД-34, хоть они играли тише и явно раньше выходили на искажения. Т.к. больше динамиков не было у меня, то вернулся к схеме 2х25ГДН1л + 5гдш5-4 + 6 гдв 1. Были мысли добавить 10ГД-34 ещё сюда третьим на НЧ, т.к. высота моих корпусов позволяла, но перспектива согласования 3х НЧ динамиков и пересчёт фильтров эту затею оттягивал…

    Да, забавные были времена, когда выбора динамиков то особо и не было, поэтому приходилось вертеть то, что оставалось от великой страны. В 2020 подобную акустику делать уже нет смысла, т.к. есть вполне неплохие 5″ современные недорогие динамики, которые вполне могут играть НЧ и СЧ полосу этих АС, ну и уж точно ВЧ динамики, которые здесь предлагаются, лучше не применять. Пусть даже это из каких-нибудь S90 будут они. Да, может быть такое можно собрать из уже имеющихся динамиков, единственное фильтр на НЧ можно было бы и упростить, т.к. в этих катушках реально теряется много драгоценного сигнала для низкочувствительных 25ГДН.

  6. radiolyubitel пишет:

    У меня такие есть сейчас.
    Правда я бы не назвал это точным повтором:
    -не такое наполнение,
    -не подбирались динамики по параметрам(чем подбирать 4 пары таких динамиков лучше и вправда купить готовое),
    -нет прибора проверить индуктивность в фильтрах – моталась примерно по программе-считалке.

    В целом они мне нравятся, хотя подозреваю просто из-за того что у меня другие были только 25ас-225.

  7. k пишет:

    как получилось

    • k пишет:

      моделирование

    • LDS пишет:

      Как звук? Я верно понял, все по оригинальным чертежам?

      • к пишет:

        Да, по оригиналу, но с исправлением. В более позднем номере Радио были уточнение по расстояниям между НЧ и фазоинверторами.
        Впечатления я выше описывал(https://ldsound.info/3-x-polosnaya-as-verna-50-01/comment-page-1/#comment-42104). Но то с усилителем Амфитон 50у 202. Пару дней назад появился Амфитон 50ум-104 и звук другой: меньше крикливости на средних и больше баса. Он не глубже, просто мощнее (у меня бутылка с газировкой в руках вибрировать начала, при том индикаторы перегрузки так и не зажглись).
        https://ldsound.info/3-x-polosnaya-as-verna-50-01/comment-page-1/#comment-42104

        • Виталий пишет:

          У меня кааак раз тоже Амфитон 50ум-104 гонял эту акустику и… Я точно до ярких перегрузок выкручивал уровень громкости. Амфитон то 2х50 Вт давал на 4 Ома, а на 8 Ом, получается 2х25 Вт, что, по сути только половина того, что можно было бы на них подать. Подключал я их потом к мостовому УМЗЧ на 2хTDA7294 – вот там уже низкочастотникам иногда было плоховато. Ну я ж молодой был: надо погромче!

  8. kolobrkin пишет:

    Что то помнится считал: при указанных размерах фазоинверторов настройка очень низкая. Увеличить внутренний диаметр до 40 мм, будет больше походить на правду. Или использовать “стандартные” размеры диаметр – 30 мм, длина 60 мм.

  9. k пишет:

    Вот в интернете нашел:

  10. SV пишет:

    Ещё одно изделие Демьянова. Чего-чего, а апломба и самомнения ему не занимать, со скромностью похуже будет. Каждый раз сравнение с “фирмОй” и не в пользу последней (сравнение с полочниками не совсем уместно, да и импорт для сравнения выбран очень разный).
    Самохвальство понятно – бизнес есть бизнес, но возникает ряд вопросов, например, по АЧХ. Далее, при высоте колонок 70 см, пищалка сознательно помещена как можно ниже. Зачем? Зачем её ставить намного ниже уровня ушей сидящего человека? Колонки ведь напольные, а не полочные.
    Фильтр 4-го порядка на НЧ??! Оригинально, но есть ли в этом необходимость? Умиляют также сотые доли миллигенри в катушках.
    Даже не спрашиваю – так ли это нужно, знаю – не нужна такая точность, как сомнительны и 1,1 мкФ в ВЧ фильтре вместо 1 мкФ. Ладно бы автор об этом написал, но ведь повторяющие будут землю рыть для достижения такой “точности”.
    Умиляют и советы типа “разобрать пищалку и засунуть ей в зад ватки”.
    Разобрать-то эти пищалки нетрудно, но вот правильно собрать намного труднее и не слишком опытные мастера скорее испортят пищалки, если они были на заводе правильно отцентрованы. Опять-таки нет сравнительных замеров “без прокладки” и с “новой ваткой”.
    Пишу потому, что из интереса занимался этими пищалками. Их можно довести до кондиции (если это не брак изначально), но сделать это не просто.
    В целом, набор динамиков не плохой и на них в принципе можно сделать неплохо звучащие колонки. Насколько это удалось Демьянову, сказать трудно.
    Хочется верить, что удалось, но в связи с замечаниями выше, есть определенные сомнения.
    Не претендую на истину, но думаю, что 15ГД-14 место в небольших полочниках, это их стихия. А для напольников лучше было взять что-то покрупнее и не пару, а одну штуку.
    Если учесть год “изобретения” данных АС, то всё нормально и объяснимо.
    Делать их сегодня? Ну если под столом валяются динамики и их надо пристроить.
    Всё это личное мнение, другому они могут очень нравиться.

  11. Сергей Гудков пишет:

    “При прогоне головок 25 ГДН-3-4 их поочередно подключают к звуковому генератору и подают на них сигнал частотой 65 Гц и амплитудой 18 В ” Поясню, сигнал должен быть синусоидальный частотой именно 65 Гц другую нельзя т.к. на 65Гц резонанс где сопротивление около 20 Ом и мощность будет 16 Вт, на другой частоте будет выделяться 80 Вт

    • Инженер пишет:

      все НЧ динамики проверяю на 20 Гц (должна быть тишина– Проверка–цепляет катушка за керн и хорошо ли приклеен подвес,не расклеился ли диффузор?,, и другие неожиданности.) Очень показательно. Мощность– видимые колебания диффузора 0,5-2 см в зависимости от размера динамика.

      • А.Б. пишет:

        На 15-20 герцах динамики разминать полезно, все происходит в тишине. А звуки, как вы точно пишете- от неисправностей.

  12. Армен пишет:

    В этой АС собраны максимально неподходящие по параметрам динамики. Кошмар. Интересно, из каких соображений их выбирали?

Добавить комментарий для Олег Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *