Очень тяжело менять ничего не меняя, но мы будем!
М. Жванецкий.
Акустические системы 10 МАС-1М в прошлом веке были настолько популярны и многочисленны, что некоторые экземпляры дожили до наших дней. Они имеют вполне презентабельный внешний вид и не потеряли свои основные свойства, то есть – если их включить, то они играют.
Рано или поздно находится непоседливый обладатель таких АС, который обязательно попробует их «модифицировать», что бы они стали играть ещё лучше. Для этого, любитель музыки заходит в интернет, находит целый ассортимент вариантов «доработки» и скорее всего видит эту статью, в которой описано, как можно из фабричной 2-х полосной АС достаточно легко сделать 3-х полосную, с обязательным сохранением аутентичности внешнего вида!
К какому выводу можно прийти после прослушивания стокового варианта 10МАС-1? Середина мутновата, а верха недостаточно разборчивы. За середину отвечает НЧ динамик 10 ГД-30, за ВЧ – 3 ГД-31.
Задача для «модификации»: вместо 3 ГД-31 поставить динамик, который сможет лучшим образом воспроизвести СЧ и ВЧ диапазон частот.
Предлагаемое решение: Использовать 10 см коаксиальный автодинамик, 2-х полосный, например, Sony-xs-f1025, сделанный во Вьетнаме. У этого динамика пластиковый диффузор на тканевом подвесе. «Пищалка» смонтирована на керне и подключена к основному динамику через разделительный конденсатор.
Официальный мануал от фирмы-производителя указывает следующие характеристики: Sony XS-F1025 – коаксиальная 2-канальная система. Низкочастотный 10 см, конического типа. Высокочастотный 3,5 см, тип B.D. Пиковaя мощноcть 130 Вт. Hоминaльнaя мощноcть – 30 Вт. Сопротивление – 4 Ом. Чувствительность – 90 дБ/Вт/м. Диапазон воспроизводимых частот: 40 – 25000 Гц. Масса одной акустической системы около 405 грамм.
Реальные характеристики скорее всего гораздо скромнее, но для АС вполне подойдут.
Операция по замене динамиков начинается. Снимается задняя стенка, удаляется 3 ГД-31 (он же 5 ГДВ-1) и демонтируется фильтр-кроссовер.
Прежде чем установить на освободившееся место головку Sony XS-F1025, необходимо приклеить к ней уплотнительную резинку-прокладку, как показано на фотографии:
Такая прокладка приподнимает головку относительно передней панели и не позволяет касаться подвесу динамика с декоративной тканью АС. Динамик прижимается родными скобами и герметизируется пластилином.
Так как Sony XS-F1025 будет работать только на СЧ и ВЧ диапазонах, то его необходимо отделить от НЧ объема АС. Для этого подойдёт любой колпак, например, укороченный бокс от 25 АС-027.
На нём бокорезами выкусываются выемки под крепление. Колпак заполняется ватой:
Монтируется на панель и герметизируется:
Следующий этап – изготовление и монтаж фильтра-кроссовера:
Дополнительный резистор поднимает сопротивление СЧ/ВЧ излучателей до необходимого общего 8 Ом. Этот же резистор уменьшает более «громкую» Sony до уровня чувствительности 10 ГД-30.
Если подходящего номинала 4 Ом нет, то можно при помощи нихромовой проволоки, намотать на высокоомном резисторе необходимое сопротивление.
Так как Sony изначально является НЧ динамикой, обладающим по меркам СЧ динамиков очень низкой резонансной частотой, то вполне можно обойтись простым фильтром первого порядка, не боясь вызвать соответствующий тип искажений.
Так как частота раздела между НЧ и СЧ/ВЧ излучателями выбрана равной 500 Гц, то, катушки индуктивности наматываются на ферритовых сердечниках, чтобы сэкономить медный провод. Для эмалированного провода диаметром 1 мм требуется намотать 200-212 витков, это соответствует 0,5 Ом постоянному току.
На заднюю стенку АС устанавливаются терминалы, для подключения соединительных проводов. Задняя стенка крепиться обратно к АС. Можно слушать.
Видео работы АС:
Автор: Станислав Мошев
предположительно частота раздела 850Гц будет лучше– Sony динамик маловат для 500Гц.А точнее можно сказать если укажете точное расстояние между динамиками(по центрам динамиков) .
Автодинамик изначально НЧ (от 40 Гц, как заявляет даташит -могу фото на 10 языках привести ). С чего это “инженер” решил, он “маловат” для 500 гц? Вот лишь бы с умничать.
Не надо “мудрить”. Частота раздела для 10ГД30Е – не выше 500 Гц.
Конструктив автошириков с пищалкой на оси басовика обычно наваливает хрени в ачх немеряно. Чего-то там жужжать из двери машины годится, но ставить этот коктейль Ерш в приличное изделие мало смысла.
И сразу, как увидел эти фото, то ёкнуло внутре, не нравится мне этот наборчик, ой не нравится.
А мне не нравиться. что некоторые диферамбы поют 10 Гд 30.
Кто слаще морковки ничего не пробовал, утверждают, что она (морковка) шедевр. И, как то странно от вас слышать восторги в адрес упомянутой ГГ.
Моя особенность- создавать о себе совершенно неверное мнение.
А это уже некий стиль, чем можно гордиться.
Я не утверждал, что 10ГД-30 лучший в мире динамик. Имел дело с настоящими динамиками , о многих есть своё мнение. И всё.
Речь о том, что динамик 10ГД-30- с хорошим звуковым потенциалом. Но ему не дали ума, попал в руки безголовых и лишенных слуха . А экономия на всем довела конструкцию 10МАС до полного тупика.
А то, что до сих пор не удается сочинить удачную простую конструкцию на них , наводит на мысли.
Жаль, до сих пор не довелось повозиться с этими динамиками, жизнь только оживает после чумы, авось получится заняться.
Нет у него хорошего звукового потенциала. Скажем так, что 10МАС1 только усугубляет то, на что способен динамик. Инапрасно его многие обожествляют. Как только это большенство будет иметь опыт послушать нечто лучшее, поймут свое заблуждение. А пока, разумеется, доказывают обратное. Мол, просто руки приложить или как надо рассчитать и все будет путем.
Плавали-знаем…
Вот тут я этим басовикам супер-пупер динамики по качеству предлагал. Не стоят они этого.
https://ldsound.info/samodelnye-izodinamicheskie-izluchateli-na-baze-membran-ot-10gi-1-i-3-x-polosnaya-as-s-ix-ispolzovaniem/
Тяжелые длинноходные басовики по опыту неважно дружат с легкими подвижкой и стремительными откликом изодинамиками, разный темперамент слишком. Не говоря уже про ленточники.
Может. поэтому у вас и “не склалось” и осадок остался.
А я просто взял в руки звучащий динамик , прислушался и для себя отметил, что тут многое – очень удачно. Но повозиться надо.
У 10гд30 до недавнего времени был серьезный плюс – это соотношение цена/качество. При его копеечной стоимости звук в нормальном объеме (а еще лучше с напарником-близнецом) был “за глаза” 90% населению всего земного шара. Сейчас как бы ситуация на рынке не однозначная-все берут-значит раритет!
Парни, Станислав на изготовлении звуковых систем восемь собак уже съел. Занимается этим уже больше 30 лет. И я сам слышал как звучат его изделия. Если он говорит о динамиках, то это мнение высококлассного специалиста в этой области.
Прочитал. Послушал(посмотрел) видео (звук отвратный на мое ухо). Никому бы не посоветовал такое.
По поводу автодинов тоже имею мнение, так как мерил, в курсе, что это. Пищалки некоторые попадались нормальные, средников и низкочастотных из нижней-средней стоимостной ниши – никогда.
10ГД-30 у меня есть, резонанс у обоих в районе 33 гц, вполне неплохой динамик, в планах есть желание с ним поэкспериментировать, но в пару ему поставлю что нибудь более подходящее.
У 10 ГД-30 слоновий выброс на верхнем срезе , если его правильно присадить , повозившись, то можно добиться звука . А то куда ни глянь- либо динамик вообще напрямую, со всеми прелестями такого включения. либо примитив типа катушка либо тупо вторым порядком, без оглядки на средину. А там тщательнЕе надо.
См. мой ответ Александру постом выше.
Тоже пришла мне такая идея сразу как я их начал слушать 10мас 1м У моей 10гд-30е после 800гц и выше подьем неприяный на слух слышно!!! а на 200гц нехватает и на 50гц хочится помошнее вот и хочится обрезать ее гдето до 800гц а выше низнаю што ставит 3гд-31 жалко уберать– и есть иволга50ват кевларовая авто акустика по размеру подходяшая играет неплохо на середине и по чуствительность должно совпасть с 10гд30е
Пробывал вставлять 10гд-30е в 50 и 25ти литровый яшики с фильтром ужас какойто бубнит 25гд-26 лутше но 10гд-30 именно в 20л своем корпусе с ватой нормально играет особенно в стерео- мелодично както лехко низы быстрые понравились но нехватает их и середина 800-2000гц “орет” слишком напоминает широко полосник какойто типа 4гд-35)) только с тяжолым дифузором и резиновым повесом зачем здесь середина нужна если это нискочастотник !
Имхо, лучшее применение этой АС — апгрейд компьютерной акустики типа 2.1 (с их типично мелкими сателитами) в трёхполоску на базе корпусов МАС.
Родные мелкие 4-5 см динамики от спикеров компьютерной системы годятся как середина. Им легко найти место в имеющейся передней стенке. А что-нибудь вроде Alphard LW65a4 удобно встаёт в дырку от родного 10ГД-30 (на фанерку под ткань) и хорошо стыкуются с сабфуфером комп.системы от ~50 Гц.
В этом случае на параметры НЧ можно особенного внимания не обращать: просто ставить как есть и всё, т.к. низы будет играть сабвуфер. Фильтр 450/4500. ВЧ по вкусу.
Получается непритязательная полочная акустика начального уровня, которая, тем не менее, будет играть существенно лучше компьютерной изначальной.
Корпусам изнутри нужна поперечная распорка и трёхслойная обработка: титановый грунт (толстым слоем: он получается тяжёлым), автогерлен и обклейка чем-то вроде войлока/синтепона поверх него. Не лишней оказалась также продольная распорка (бамбук) и усиление задней стенки вторым слоем фанеры такой же толщины.
Можно не бояться уменьшать объём 10МАС всякими подушками: паспортный объём LW65 всего 12 литров (у самих корпусов 18 л), то есть изнутри набивать плотно.
Не забудьте ножки: они очень улучшают внешний вид этой АС.
А вот стакан для СЧ/ВЧ динамика по методике доработки из обсуждаемого материала лучше сделать не из жёсткого пластика, а из полиэтиленового бокс-контейнера для обедов. Постучите по оригинальному чёрному стакану из статьи. Нравится такой звук? Какому динамику он больше подходит: СЧ или ВЧ?
Теперь зайдите в любой хозяйственный или продуктовый магазин и постучите по прозрачному полиэтиленовому боксу (например, в подходящих продают горячие супы в сети Спар). Получится звук как раз на СЧ. Поставив такой стакан, вы и наедитесь вкусного супа и пропустите часть звука от СЧ на НЧ динамик с большой мембраной. Звук на полный желудок после обеда станет интереснее, при этом давление от НЧ обратно не проходит.