3 АС-503

Изготовитель: приборостроительный завод “Вильма”, г. Вильнюс, 1982 год.

Технические характеристики 3АС-503:

Широкополосная АС с фазоинвертором
Диапазон воспроизводимых частот: 100 – 10000 Гц
Чувствительность: 90 дБ
Номинальная мощность: 3 Вт
Долговременная мощность: 6 Вт
Кратковременная мощность: 20 Вт
Сопротивление: 4 Ом
Размер (ВхШхГ): 375х260х185 мм
Вес: 6 кг

Обзор 3АС-503

Корпус выполнен в виде прямоугольного не разборного ящика из фанеры. Внешне отделан натуральным шпоном и лакирован. Громкоговоритель расположен по центру вертикальной оси, немного сдвинутый в верхнюю часть. Спереди динамик защищен декоративной круглой сеткой. Внизу расположено 3 отверстия фазоинвертора. На задней стенке имеется крепление для подвешивания АС на стену.

Фазоинвертор в виде прямоугольного отверстия:

3 АС-503

3 АС-503

3 АС-503


Так же существовала версия без отверстий фазоинвертора. Оформление было закрытый ящик, декоративная решетка другая. Очень похожи на 3АС-303. Динамик использован 3ГД-38Е. Внутренний объём 11,7 л с размером стенок 340х230х150 мм. Внутри около 100 г ваты обёрнутые в марлю. Передняя и задняя стенки из фанеры, остальные ДСП, внешне корпус покрыт шпоном. Фото прислал Дмитрий.

3 АС-503

3 АС-503

3 АС-503

3 АС-503

3 АС-503

3 АС-503 3 АС-503

3 АС-503 3 АС-503

3 АС-503

3 АС-503

3 АС-503

22 комментария: 3 АС-503

  1. Алексей пишет:

    В описании конструкции корпуса ошибка – “Внизу расположено 3 отверстия фазоинвертора.” на сколько мне известно это не фазоинверторы. Данный тип корпуса очень редок для советской техники это “полузакрытый экран” вроде как, но это не точно. Но точно не фазоинвертор.

    • Александр пишет:

      Исходя из размеров (по фото по пропорции) эта АС имеет следующие параметры: внутренний объем — 12,5-14 л; площадь (суммарная) отверстий — 24-27 кв.см; толщина отверстий (длина ФИ) — 10-14 мм. Исходя из этих данных можно получить два крайних значения частоты настройки ФИ — 90-109 Гц (по Эфрусси). При этом нижняя граница воспроизводимых частот заявлена 100 Гц. С уверенностью могу сказать, что это ФИ.

      • LDS (администратор) пишет:

        Если расчет правильный, то длинна трубы может быть сама стенка.

        • Алексей пишет:

          Не похоже что расчёт не правильный поскольку длина стенок тут – 17-16 мм (поскольку корпус выполнен из обыкновенного ДСП с его стандартной толщиной да и с рабочим объёмом товарищ промазал в меньшую сторону отсюда вывод – всё неверно.)

      • Алексей пишет:

        На других сайтах подобной тематики все точно так же как вы с полной уверенностью в своей правоте утверждают то что это не ФИ. пруф – http://donex-ua.narod.ru/indexphp/as-ussr/29-as-ussr-all/223-3as503.htm
        Знаете тут дело в том что в СССР предпочитали ставить в “бюджетный” вариант широкополосники коим ФИ как бы на фиг для гармоничного звучания исполнение как правило ОЯ. Да и сами используемые головы – типа 3-ГД40 не думаю что это ФИ хотя я не супер спец и на истину в последней инстанции не претендую. вот пруф по головам – http://asmpa.com/70-5gdsh-2-3gd-40

      • Алексей пишет:

        Кстати их габариты – 370х260х190 мм следовательно рабочий объём ~ 16 литров.

        • Александр пишет:

          Во-первых – при расчете ФИ используется внутренний объем ящика, а не внешний.
          Во-вторых – в описании указан материал – фанера.
          В-третьих – даже с учетом Ваших “ДСП” и “16 литров” частота настройки ФИ не ниже 83 Гц.
          Шах и мат, “товарищ”.

  2. Алексей пишет:

    Хотя с объёмом я то же промахнулся – исходя из конструкции и материалов (видно на фото) и зная размеры получаем рабочий объём ~ 10.65 литров (с учётом толщины стенок и внутреннего расположения динамика) Так же если судить по фото то диаметр отверстий – 4 см. отсюда – общая площадь отверстий ~ 38 см и длинна стенок ФИ 17 мм. отсюда настройка – 117 Hz Это по М. М. Эфрусси а если по Э. Л. Виноградовой получается – что бы настроить такой ФИ на 100 Hz длинна стенок должна быть 51 мм но ещё веселей всё получается если считать по рекомендациям Тиля-Смолла настройка такого ФИ получается на 250 Hz. считал тут – http://www.aie.sp.ru/Calculator_faz.html и если честно то проведя все эти исчисления я сам стал подозревать что всё же это отверстия ФИ… хм если верить графику АХЧ то у данного типа головок как раз просадка в районе 250 Hz (график смотрел тут – http://asmpa.com/70-5gdsh-2-3gd-40) но вот с остальными расчётами как то странно получается – если по Эфрусси то в районе 100 просадок нет и горб там добавлять как то не разумно… Если по Виноградовой то там настройка где то на 120 Hz что вообщем то тоже не очень разумно опять же исходя из графика АХЧ… так что… блин я уже и не знаю.

    • Александр пишет:

      Расчет по Тиля-Смолла я бы не брал во внимание — несколько акустических систем со всеми известными параметрами не соответствуют расчетам. Да и из трех расчетов на приведенном сайте два показывают близкие результаты, а этот совсем иные. Но это уже мое мнение. Что касается оформления обсуждаемой акустики — тяжело найти истину, лишь разработчики это точно знают. Но вот что интересно — если увеличить площадь отверстий в 10 раз и взять толщину стенок 3 мм (по сути это перфорированное ДВП или картон), то каждый скажет с уверенностью — это открытый ящик. И я тоже считаю так. НО по расчетам это получится ФИ с частотой всего в два раза выше (около 240 Гц). И вот теперь я ничего не понимаю. Либо расчеты работают в более узком диапазоне значений, либо просто чего то не знаю и не учитываю. Еще один неучтенный параметр — эффективность ФИ — возможно она настолько низка, что ФИ и фазоинвертором считать нельзя.

      • Марков Николай пишет:

        При расчёте длины ФИ нельзя забывать о краевом эффекте.
        Если ФИ торчит глубоко в колонку, добавляется 0.85*D (диаметра ФИ) к геометрической длине, а если у нас отверстие в стенке, то плюсуется 1.7*D! Иначе – бардак. Судя по большому диаметру отверстий – это ФИ.
        ПАС получается либо при маленьких отверстиях, суммарной площадью гораздо меньше площади диффузора(такие ПАС могут свистеть), либо при закрытии больших отверстий материалом с существенным сопротивлением прохождению воздуха. В обеих случаях потери в отверстиях убивают резонансные явления и эффектов как от ФИ нет. Задняя панель с дырами по площади = как у диффузора акустического сопротивления не создаёт и на НЧ не влияет (защита от детей).

  3. Кристас пишет:

    А какие головы использованы в этих АС? Часом не 3гд-45?

  4. Soviet Sound пишет:

    Отличная акустическая система. В фазоинверторном оформлении этот динамик по-моему звучит лучше, чем в открытом… Сам слушаю самодельную на двух таких динамиках 5 ГДШ 4-4 и 5 ГДШ 1-4 плюс один высокочастотный 2 ГД-36 к ним(объём ящика 25 литров с перегородкой, то есть так же – по 12 литров на динамик) … По чёткости ритма музыки лучше ничего не слышал…

    • Коля пишет:

      Не буду сомневаться или критиковать трудящихся.
      Расскажу как я сделал для мамы в 1981 году такие колонки. Никаких ФИ, ЗЯ этот динамик не переносит. Qtc – 2,0 – 2,2. Забивать корпус ватой – выкинуть НЧ.
      Решение. На НЧ использую сдвоенные головки “лицом к лицу”, на задней стороне делаю ПАС с частичным заполнением корпуса распушенной минватой, через емкость (подбором) ставлю 1ГД50. Все тыльные части диффузоров мажу герленом. После прослушки потребовался аттенюатор на 6 дб звукового давления по СЧ-ВЧ.
      Головки соединены в противофазе. ПАС выбрал около 30% от площади громкоговорителя. При настройке провода вывел наружу через имеющуюся дырку. Емкость конденсатора не помню, где-то 4-6 мкф. Индуктивность не ставил. Спад на ВЧ при таком расположении 3ГД38 наступал где-то в районе 1000 Гц.
      Качество звука оценила мама. Гостям обязательно включала радиолу и говорила: “Это мой Коля мне сделал, послушайте какой замечательный звук”.
      Сделайте приятное своим родителям, дедушкам и бабушкам!

  5. L.I.N. пишет:

    На первом фото слева–c 3 отверстиями–такие колоночки шли в комплекте с кассетным магнитофоном ТОНИКА 310 стерео–если мне память не изменяет….

  6. Юрий пишет:

    Это есть полузакрытый ящик “leaky sealed box” Aperiodic Speaker Enclosure
    Отверстия похожие на фазоинвертор это короткие трубки задемпфированные. Dynaudio имели пару типов АС такого толка. Неплохое решение для головок с высокой добротностью.

    • Распони из Турина пишет:

      Приветствую синьора Юрия!
      Спасибо за информацию!
      На первых фото не очень-то и разберёшь: три трубки с тканью или без оной? А то придется фотошопить иллюстрацию 🙂
      С АС, что без отверстий, можно поступить так: на задней стенке лобзиком выпилить прямоуг-е (круглое) отверстие площадью не меньше диффузорной, закрыть его мелкой сеткой для защиты от насекомых, поедающих звук.
      Внутрь колонок ватин на боковые и верхнюю стенки приклеить, но отверстие не загораживать. “Огромная”(по меркам динамика) площадь отверстия будет иметь минимальное гидравлическое сопротивление (и никаким ФИ являться не будет!), что динамик воспримет как благо, радостно “думая”, что АС — полностью открытая для звукового диалога :).
      Ватин на боковых и верхней стенках АС погасит стоячие волны, превратив их в бегущие 🙂 И никакого ПАС’а (с его расчётом и настройкой) ужЕне потребуется.

      • Юрий пишет:

        🙂
        Да там не слишком понятно трубки вроде без демпфирования но внутри массивный ваттный валик что практически даёт такой же эффект (по спецификациям такого оформления 60% внутреннего объема).
        Ну….такая себе попытка совкового бюджетного хайэнда:) всё ж лучше закрытого или открытого ящика.
        Почти что “Tannoy Red 15” (утрируя:) хотя там действительно фазоинверторы.

  7. Hi-Copy пишет:

    Были ещё с прямоугольным фазоинвертором (это таки фазоинвертор – там же не просто дырки – за ещё карман есть, создающий своеобразную “трубу” – её надо учитывать при расчёте резонансной), с тремя видами грилей:

    3 АС-503

    3 АС-503

    3 АС-503

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *