2А-11 является самым большим громкоговорителем, который изготавливался в период СССР на заводе “Ломо” еще в 1960 году. Его диаметр по внешнему краю рамы составляет от 485 до 500 мм (19″), вес – 15 кг. Применялся в открытых акустических системах звуковых колонок для работы в помещениях и на открытом воздухе как низкочастотное звено.
Технические характеристики 2А-11:
Эффективный диапазон частот: 35 – 3000 Гц
Номинальная мощность: 10 Вт
Максимальная мощность: 25 Вт
Неравномерность АЧХ: 16 дБ
Номинальное электрическое сопротивление: 15 Ом
Диаметр излучающей поверхности: 366 мм
Частота основного резонанса: 25 – 40 Гц
Вес излучателя: 55 г
Сопротивление постоянному току: 12 Ом
Индукция в воздушном зазоре: 9500 гс (0,95 Тл)
Размеры: Ø485-500х190 мм
Вес: 15 кг
Конструкция 2А-11
Головка громкоговорителя электродинамического типа, низкочастотная, круглая, с неэкранированной магнитной цепью. Рама литая, изготовлена из силумина. Диффузор литой из бумажной массы с криволинейной образующей крепится скобой за обод рамы. Центрирующая шайба матерчатая бекелизированная гофрированная плоская диаметром 118,5 мм. Трехзвенный гофр.
Рама 2А-11 существовала в нескольких размерах по внешнему диаметру и высоте. Были модели с диаметром 485 и 500 мм. Высота так же была разной – 190 и 230 мм.
Звуковая катушка 2А-11:
- каркас: алюминиевая фольга толщиной 0,2 мм;
- провод марки ПЭЛ: ∅0,27 мм;
- намотка: 4-х слойная;
- общее число витков: 121;
- высота намотки: 9,5 мм;
- вес обмотки: 11,34 г;
- внутренний диаметр: 76,7 мм
- внешний диаметр (вместе с намоткой): 79 мм;
Подвижная система 2А-11:
Магнитная цепь 2А-11:
- магнит литой, керновый, марка ЮНДК-24;
- размер магнита: ∅90-100х56 мм;
- вес магнита: 2,81 кг;
- диаметр керна: 76 мм;
- диаметр отверстия в верхнем фланце: 79,5 мм;
- ширина воздушного зазора: 1,75 мм
- высота воздушного зазора: 7 мм;
- зазор каркас-керн: 0,35 мм;
- зазор катушка-фланец: 0,25 мм.
Магнитная цепь от завода “Ленкинап”:
Магнитная цепь от завода “Ломо”:
Магнитная система без рамы:
Звуковая катушка:
Фото прислал Алексей
Были разработаны для Кремлевского Дворца Съездов.
Такой здоровый дурачок и всего 10 Ватт? 25 максимум! Что за фигня?)) Я понимаю, щас туча народа скажет что под лампу просто офигенно и всё такое)) ФирмЫ с такими параметрами (чутьё) сейчас просто море! По цене, что просят за это “чудо” вполне сопоставимы. Но у фирмЫ мощность таких динамиков как минимум на порядок больше: 250 – 1200 Ватт. Неужели такая ностальгия по советскому?))
У 2А-11, чувствительность 102 ДБ, 10 W.
Для сравнения, динамику с чувствительностью 90 ДБ, необходима мощность в 160 W, чтобы сравнятся по громкости, с 2А-11.
За избыточную мощность тоже какая-то цена заплачена. Как правило, это бОльшая масса подвижки и тугие подвесы. Тихо и качественно такие динамики играть совсем не обязаны. Так что думайте сами, решайте сами…
Надо ещё иметь ввиду что эта отдача около килогерца, а действительно на низах (30-40 Гц) там децибел на 10 меньше. И получить отдачу на низах близкую к середине возможно лишь “агромадным” рупором, или резонансным оформлением. А середина у подобного динамика однозначно “на троечку”.
Мне могут возразить дескать за счёт огромного диаметра ход требуется минимальный и это совсем не то, что большой ход от динамика вдвое меньшего диаметра. Вот только ускорение, а при звуковом сигнале подвижка движется с постоянно меняющемся ускорением, и масса никуда не деваются. И динамик 10″ (75ГДН), и динамик 18″ с одинаковым весом подвижки (около 50-70 грамм) будут играть середину одинаково паршиво.
И толку в такой отдаче? Середина паршивенькая по сравнению со специализированным средником и низа гораздо ниже по уровню. И это супердинамик? Ну никак не для домашних дел.
Ускорение и масса никуда не деваются, вот только десятку придётся ускорять в несколько раз быстрее, чем восемнашку для создания сопоставимого звукового давления. При той же массе, из Вашего примера.
“Низа гораздо ниже по уровню” – ниже чего, 75ГДН?
И середина от них не нужна, ни от того, ни от другого.
Ниже по уровню чем горб на середине. В том то и дело что середина не нужна, а низа по сравнению с серединой как кот наплакал.
У грамотного НЧ в оформлении при добротности 0,7 полочка от самого резонанса и до килогерца, после чего плавный спад без выбросов Он в основном достигается демпфированием устья диффузора колпачком и высокой индуктивностью катушки.
Далее, с определенного размера чтоб диффузор в рабочей полосе работал в поршневом режиме приходится утолщать и утяжелять диффузор. Если у 8″ для домашних мощностей нормально работает диффузор 5 грамм, при 10″ 8-10 грамм, то у 18″ диффузор по сравнению с катушкой слишком тяжёл.
Я в другом месте приводил цифры. Упрощённо говоря 10″ с диффузором от 6гд-2 и МС от 10ГД-30 имеет вес подвижки около 15 грамм. Чтоб получить площадь равную одному 2а-11 надо 3 десятки. У этих трёх десяток будет суммарный вес 45 грамм при гораздо более сильном суммарном “моторе”. Что лучше сыграет поданный сигнал, три лёгких десятки, или один неповоротливый 2а-11? И для той же отдачи у трёх десяток будет ход как у 2а-11
Ну, количеством можно многие проблемы решить. 🙂
Что касается добротности и оформления – любители подобных динамиков должны делать свой выбор осознанно, и дорога им одна: отдельное усиление на НЧ. А там проблемы с АЧХ скорректировать вполне реально.
А для экстремалов – рупоры, если площадь дворца позволяет.
“Суммарный мотор” это как? Мотор, он же BL фактор будет равен одному динамику и никак не сможет суммироваться)). По вашей идее, сумма трех моторов должна быть приложена на массу одного диффузора, а диффузоров то будет в три раза больше, и ускорение для каждого будет такое же, как для каждого отдельно взятого диффузора, а так же частота резонанса никуда не уйдет, будет просто 18″ с резонансом 10″, на кой это надо? Вот чуйка будет на 4,5 дб выше и мощность в три раза больше, что даст теоретически +9 дб от трех динамиков, по сравнению с одним, при том же частотном диапазоне.
Так, первоночально 2А-11,был зазработан ВНИИРПА, для озвучки Кремлевского Дворца съездов, году примерно в 1969.
С чем, он, не плохо справлялся ))
Носятся, носятся с этими динамиками, верят в чудо, мол, это другие дураки/, а я умный, вот как сочиню себе колонки на этих крутых динамиках, так они все и ахнут. Не ахнут, скорее хмыкнут. Я так первый. Эти дины круто заточены под спец оформление, киношное и никакое иное. И ежели кому-то в масть у себя в хрущёвке кинозал устроить, то не получится, масштабы разные.
Опыта общения с этими киномонстрами мне хватает, чтобы хмыкать. Ну и чуток знаний в теме. А кто шибко большой оптимист- то и пущай сочиняет, только боюсь, каждый раз , забивая в программу Спикершоп или другую параметры динамика, будете фигу получать в ответ. Потому что динамики эти не работают в обычном ящике или инверторе, программа с таким авангардом не знакома и ей такие выверты точно поперёк сознания.
Это динамик только под лампу и только для любителей советского винтажа. Занимаюсь ремонтом бытовой электроники более 35 лет, насобирал подобных динамиков в гараже, в том числе и из стран бывшего соц.лагеря, тесловских и немецких, разных калибров, сам перематываю. Сделал много колонок на базе подобных динамиков, мое мнение лучше всех играют 4А-32,(не важно питерские или самарканд,т.к.без измерительного оборудования ни один из “знатоков”не определит), имеют более-менее сбалансированную АЧХ в приемлимом по габаритам ящике. На сегодняшний день есть большое количество профессиональных динамиков по характеристикам и тем более чуйке не уступающих этим древним лохмодам, в которых еще нужно перемагничивать кобальтовые магниты, менять диффузоры, т.к. родные за полвека 100% превратились в труху, полопались края возле гофр, задубели центрошайбы и т.д и т.п. как бы продавцы не заверяли, что динамик в идеальном состоянии.Свои 4А-32 искал лет 15, случайно нашел в деревенском клубе,в начале 2000-х годов, новые в коробках лежали на складе, с большим трудом выцыганил.Мой совет, купите хорошие новоделы и не заморачивайтесь на советском винтеже, который выработал весь свой ресурс.ИМХО.
Хранить динамики в гараже не дело. Я тоже занимаюсь ремонтом. И водилы чаще всех приносят в ремонт аудиотехнику. И я насмотрелся не окисленные и забитые керны и зазоры. Влажность в гараже высокая. Это конечно ремонтируется , чистка и отсос. Но через год , два снова здорова.
Стальные детали магнитопровода часто цинкованы, цинк окисляется, превращаясь в белую муку. В свое время удивлялся, откуда белый налет на железках, хранящихся годами.
Насчет 4А32 полностью согласен, эти динамики звучат достойно, имеют удобные параметры для постройки колонок , не требуют коррекции, могут служить основой для прекрасной двухполосной акустики.
Очень хорошо передают голос, живые инструменты, джаз – для них.
Хотел бы добавить дата выпуска с 1960года!
2а-11 1960г
Ну вот и я присоседюсь к своим тезкам. В свое время доводилось слышать звучание этих исполинов. Звук бас гитары был красивым и мощным. Генератор тоже давал мощный и чистый тон. Конечно для квартиры он избыточен, разве что натурально передать извержение вулкана. Вижу, что опять не вхожу со своим мнением в общепринятый тренд. Но у меня свое понимание качественного звука. Приходилось сталкиваться и с акустикой из 4-х 6ГД2 в одном корпусе. Уверен, что и в ней будет найден отвратительный звук.
всем привет я поставил на 2А 11 свою подвижной систему и хотелось сделать корпус для 2А 11 вместе с 4А 28 нужен ваш совет какой обьем нужно и какие фильтра собрать ? Спасибо .
Я задаюсь подобным вопросом . Но знаю точно , что в один корпус эти динамики ставить ни в коем случае нельзя . У меня динамики 4а-28 стоят в отдельном ящике. На счёт фильтров я особенно не заморачивался , а просто подключил колонку с двумя параллельно соединёнными динамиками 4а-28 через емкость . Так как мы хотим динамиками 4а-28 озвучить середину и высокие , а у 2а-11 судя по характеристикам эффективный рабочий диапозон частот до 3000 Гц , это значит , что динамики 4а-28 у нас должны работать на частотах 3000 Гц и выше, тогда по расчёту последовательно с динамиками 4а-28 нужно включить ёмкость 6,63 мкФ, я поставил ёмкость 10 мкФ, что бы динамики 4а-28 перекрыли верхний диапозон 2а-11 с 2000 Гц. Как-то так.
А на счёт ящика под динамик 2а-11 на этот счёт есть много вариантов, ясно то , что чем будет больший объём – тем лучше , ну и наличие фазоинвертора. Здесь нужно исходить из того, где будет стоять эта колонка и хватит ли у вас места для неё.
Динамик 2А-11, только для Щита или ОЯ, т.к. добротность у него >0,5.
И резать его надо примерно на 320 Гц. Более точно можно сказать, по АЧХ конкретного динамика.
Если 2А-11будет играть до 2 – 3 КГц, то его диаграмма направленности будет очень узкой. Слушать музыку придётся строго по оси звучания.
Резонно! Ну в таком случае ёмкость нужно ставить порядка 60 мкФ. Можно ещё последовательно с 2а-11 установить катушку индуктивности на 4 мГн. Посмотрите статью Москатова о методе расчёта фильтров
nice.artip.ru/ea-moskatov-filtr-dlya-akusticheskoy-sistemy-3000?
И программа там имеется очень наглядная и удобная . Возможно вы захотите сделать более сложный фильтр.
Стараюсь использовать в фильтре не больше одной детали. Если НЧ – индуктивность, на ВЧ – конденсатор.
Я, приверженец 1- го порядка ))
Хотя это, очень и очень не просто, а часто, просто не возможно. По разным причинам.
В вашем случае, ещё остаётся вакансия для ВЧ динамика, т.к. 4А28, тоже не маленький и ВЧ без проблем не отыграет.
Ему максимум до 4 – 5 КГц, можно отдать полосу. А выше, надо искать ВЧ, с чувств ительностью не меньше чем у 4А28. Желательно купольник.
С такими размерами что ни делай- ерунда получится. А на 3-4 полосы нет ни знаний ни опыта. Самый лучший вариант- аудифильский, кладем на стул динамик- и “даем джазу”.
Вот это тазики,впервые вижу..))
А я в молодые годы этот “тазик” и видел, и щупал, и слушал, и мерил… Звук сказочный.
Еще бы, пол метра диаметр)
“Еще бы, пол метра диаметр”
Почему-то фирменный в 55 см и более вызывает восторг, а вот отечественный презрение… Вначале нужно прикоснуться во всю глубину глубин его звучания, а затем осознать, каков он этот сказочный звук. Даже звук 2А9 – это сила сильная. А 2А11 – это вообще “почти как” 6ГД6, только немного крупнее.
Наверное на немецком оборудовании выпускали ,вывезенном с Германии по репарации.Что-то от Клангфильма..))
Сталкивался с этими динамиками. Впечателения только положительные! Стояли у нас 2 штуки на бас гитару. Усилок ламповый на 70 Вт. Плотный, глубокий и мягкий, мощный звук. Ни разу не подвели. Вообще, в 80-е годы, 2А11 был очень востребован. Достались мне по случаю, за пару бутылок водки деревенский киномеханик отдал 4 динамика, два 2А11 и два 2а9. Из 2а9 сделали голосовые колонки, добавив пищалки – звук бомба! Вообще в те годы с динамиками была напряженка! Отчечественной качественной аппаратуры не было, а импортную было очень трудно достать…
Если можно суммировать три 10″ по площади диффузора – 18″, то в таком случае, мощность моторов трёх 10″ суммируется автоматически.
Получается 18″ с ускорением подвижки как у 10″. Подключая 10″ параллельно или последовательно можно получить желаемую индуктивность и сопротивление звуковой катушки такой шустрой 18″. Что касается рез. частоты, то встречаются 10″ у которых рез. ниже чем у 18″.
Вывод – три 10″, имея одинаковую площадь диффузора с 18″, превосходят последнюю по скорости и возможности выбора параметров индуктивность – сопротивление.
Далеко ходить не надо, Электроника Б1-01 в паралельном включении низкочастотников переигрывает по басу любую С-90
Здесь такая “арифметика” не проходит.
Арифметика? Площадь диффузоров двух восьмидюймовок больше чем одной десятидюймовки. BL двух катушек 42 мм больше одной катушки 51 мм
Изучение геометрии не расширяет познания в акустике. Это разные науки.
Аргументом могли бы быть более низкая резонансная частота, большее звуковое давление на выбранных частотах и т.п.
Опять двадцать пять? Просто берете акустику Б1-01 на кобальте, ставите нч в параллель что бы было 4 ома и слушаете с их родным усилителем. И все вопросы сразу исчезнут.
У меня вопросы исчезли, когда я первый раз слушал эти колонки (АС как-то язык не поворачивается их назвать).
Я уже писал ранее что использовал их для проведения дискотек в девяностые и в прямом сравнении с S90, а так же в сравнении с Орбита 35АС многие люди отметили что у 75 гдн бас никакой перед копией хрюндика. Четыре нч на бумаге против двух на медной катушке. Не вижу смысла продолжать общение на эту тему
Влад, так а никаких вопросов нет и не было.
Хотя, конечно вопрос есть. Что должно происходить при прослушивании этих колонок с родным усилителем: – “Они должны долбить, колбасить, валить или просто переигрывать остальных в шахматы?”
Где-то в книге они встречались, они ставились в рупор. В то время концертов в БКЗ не было, значит динамики для озвучивания речей генерального секретаря перед съездом. Сейчас там концертный зал и совсем другая акустика
с корзиной от НОЭМА
А где диффузор взяли? Видно, что только диффузор а провода новодельные.
это фото на авито нашёл https://www.avito.ru/sankt-peterburg/audio_i_video/dinamiki_lenkinap_2a11_20_dyuym_v_korzine_noem_2_sht_2893669937#extended
Что-то все о мощности,громкости от 2а-11,а я сейчас сравниваю звук 2а-11,2а-9,BEAG HX 512A,RFT 3702,2а-12-и 2а-11 дает самый открытый звук,ближе всех к оригиналу ,для всех использую один усилитель и одну и ту же фонограмму.Все эти дины в наличии и сравнение вживую.И никогда 3 десятки не дадут такого звука как 2а-11,динамиков у меня полно,сравнивал с многими,но нето пальто.
Не понял, а оформление какое? Если ящик, то каков объем? Экран – это лажа. Даже в ГОСТе написано, что испытания проводятся на частотах не ниже 150 Гц.
Думаю, было сделано по-профански, просто свободные динамики на каком-нибудь диванчике.
А, в общем, мне наплевать…
“…свободные динамики на каком-нибудь диванчике.”
Любит народ своей продвинутостью щеголять. Этот красавчик даже просто на диванчике звучит красочно. А в оформлении роскошным звуком залы обеспечивал.
BEAG HX 512A не продаете случаем?
Здравствуйте Юрий, по выводам подавляющего большинства форумчан можно сделать вывод, что они не только не слушали обсуждаемых динамиков, но и в глаза их не видели. Я сделал примитивную аккустику на 4а32(оригинали) ОЯ, плюс по 2 шт. 2гд36 последовательно, 2 мкф. , прослушав музыку и пришел к выводу-S90 это для начинающих искателей красивого звука, прослушав свою аккустику, к S90 я окончательно остыл. Вам завидую белой завистью.
“…по выводам подавляющего большинства форумчан можно сделать вывод, что они не только не слушали обсуждаемых динамиков, но и в глаза их не видели…”
Я уж несколько лет советую не обсуждать то, чего не видел и не слышал. Так у здешней публики все стартует с 6ГД6. И S-90 – эталон звука.
Здравствуйте
как ни меряю, диаметр моего по корзине – 485 мм. Везде пишут 50 см. Почему так?
Из справочника данные: https://ldsound.club/threads/dinamiki-sssr-tablicy-spiski-pasporta.59/#post-75
Фото есть у Вас,? Сделай доброе дело, пришлите с размерами,дкмаю, всем будет интересноами.
Действительно 485мм!
Скидываю пару фото для примера.
Щитовое оформление – чепуха, им нужен строго зя. Внутреннее убранство оформить кусками ппу, толщиной как Лёнин мизинец. Вот тогда, заиграет.
Знаете, я вот недавно стал обладателем – пока он стоит на табуретке и мне не хочется даже оя делать))) товарищ джазмен зашел и 2 часа сидел молча на диване, что удивительно. Стал приделывать пищалки, шп, сч – всё лишнее. Вообще не нужно ничего. Хочется домой приходить и слушать 6п14п через него и дальше. Квас чтоли купить…
Берегите его, не надо держать на табуретке. Он уважения требует.
Если Вам выпала удача хранить у себя такой раритет, то нужно быть очень сознательным.
Я надеюсь, Вас не посетит шальная мысль о пропитке динамика герленом или о перемотке.
Слой заводской пропитки по кромке подвеса нельзя трогать руками. Она очень токсичная, в микро количествах прилипает к коже и водой не смывается, только с порошком.
Были 480 и 490 мм. Еще попадалась неизвестная рама на 500 мм. Так что вполне может быть, что рамы были разные, как в случае с 4А-32, где не то что рам а цепей несколько вариантов было.
Ну, лишь бы подвижки одинаковые были, вдруг раскошелиться придётся.
Они и были всегда одинаковые. Стали бы на заводе заморачиваться! А корзина видать была резиновая.
Как-то тихо играет. Правда он 102дб? Тише, чем 2а12. Может размагнитился?
Вполне возможно, что динамик размагнитился. Снимите магнит и отправьте в Питер, там в диффузормаркете намагничивают, 500р.
Имеется три динамика. Магниты на первый взгляд у всех достаточно мощные (крышку, что закрывает магнитную систему, не оторвать). После замеров оказался такой разброс по мощности магнитной системы и чувствительности.
• BL — 28,57 N/Amp, SPL — 96 dB (1W/1m)
• BL — 19,72 N/Amp, SPL — 94,5 dB (1W/1m)
• BL — 11,49 N/Amp, SPL — 90,1 dB (1W/1m)
Звук 2а11 нравится, но иногда хочется чтобы сверху что-то было. Много чего пробовал – не нравится. А вот этот вроде ничего. Но не знаю, откуда он. 11 см диффузор.
Этикетка или ярлык есть? Покажите динамик с разных сторон.
этикетка есть
Судя по окраске, это динамик от какой-то военной аппаратуры либо -авиа, судового либо ж/д назначения.
Если приглядеться, можно увидеть точки сварки магнита с фланцем, чтобы исключить разбалтывание. Это говорит о том, что динамик использовался в суровых условиях, где имеет место вибрация. Вместе с тем, конструкция его довольно грубая и ничем не примечательная, что говорит о его немузыкальном предназначении.
Офигенно полезная вещь. Поставьте его на салфетку, в красный угол.
Многим форумчанам по 60 и более лет, некоторые застали ещё Хрущева и Сталина, работали на производствах в Ленинграде и имеют ученые степени.
Вот нормальные фото, вид сзади))
Похож на среднечастотный 1ГД-1: https://ldsound.info/1-gd-1/
“…А вот этот вроде ничего…”
Если судить по конструкции, то у этого динамика хорошая отдача в районе 8 кГц. Потому то и звук нравится. Музыканты на ВЧ любили 4А-32 ставить. Там тоже возникала аналогичная ситуация. У рупора сильно эту область не поднять, катушки на большой громкости горят. А 4А-32 работает стойко. Так и с данным динамиком. Кстати обычный 2ГД-40 дает аналогичный эффект. ВЧ то вроде бы слабей, а вот 8-9 кГц поднимаются и создают приятное звучание. Особенно голоса.