25 ZT-2

25 ZT-2

Данные динамики устанавливались в Radiotehnika Sakta MM 9.1. Было установлено, что они имеют высокие резонансные частоты, что никак не вяжется с заявленным Радиотехникой частотным диапазоном. Я измеряю добротность программой Audiotester 3.0 одновременно с другими параметрами при нахождении головки в условно свободном поле (она подвешивается на верёвки примерно по центру довольно большой комнаты, не имеющей акустической обработки).

25 ZT-2

Всё вышеописанное вкупе с тем, что у описанных головок центрирующие шайбы довольно податливые, но у одной, ЦШ была замазана клеем и больше положенного приклеена к диффузору, вызвало у меня нехорошие подозрения по поводу общего качества изготовления головок независимой Радиотехникой. Ещё одно уточнение по отправленным мной Вам материалам про Radiotehnika Sakta. Диаметр колпачка примерно 36 мм у основания (с буртиком).

25 ZT-2

Были измерены НЧ-головки 25ZT-2 из Radiotehnika Sakta. Результат меня удивил и обескуражил: резонансные частоты для двух головок получились 102 и 117 Гц, что, опять же, никак не вяжется с заявленным диапазоном частот АС (50—20000 Гц). Резюмируя, можно сильно усомниться в качестве поделок Радиотехники после 1990 года. Причиной тому, как не кажется, может быть плохое качество резиновых подвесов НЧ-головок.

25 ZT-2

Параметры Thiele-Small:

25 ZT-2 (1) 25 ZT-2 (2)
Fs (Гц) 117 102
Zmax (Ом) 370,5 497,3
Rdc (Ом) 8,8 8
Qms 5,6 7,74
Qes 0,14 0,13
Qts 0,13 0,12
Mms (г) 13,7 13,7
Vb (л) 600 600
Mmd (г) 10,14 9,03
Cms (мм/Н) 0,18 0,27
Vas (л) 1,6 2,36

25 ZT-2

Параметры Thiele-Small после ремонта:

25 ZT-2 (1) 25 ZT-2 (2)
Fs (Гц) 69,3 82,4
Zmax (Ом) 1436,2 1053,5
Rdc (Ом) 18,5 9,4
Qms 9,33 10,96
Qes 0,12 0,1
Qts 0,12 0,1
Mms (г) 13,7 13,7
Vb (л) 600 600
Mmd (г) 9,38 8,63
Cms (мм/Н) 0,56 0,43
Vas (л) 4,93 3,79

Материал подготовил: Евгений Щепкин

76 комментариев: 25 ZT-2

  1. Александр Р. пишет:

    И где здесь добротность 1,2?

  2. Марков Николай пишет:

    Многоножественные очепятки в таблице.

    • Коля пишет:

      Николай, посмотрите. Я напечатал свои впечатление от виде АС Корвет 248.
      “За редакцию буду рад и денег не возьму” (так сказал Э.Золя своему другу редактору)

    • Арсений пишет:

      25zt-1 редкой версии на 16ом, вроде как шли специальной партией для S-400

  3. Александр Ростов-на-Дону пишет:

    Два пшика лаком для волос – динамик выгодно подрос.

  4. Евгений пишет:

    Дмитрий перепутал немного. По поводу добротности 1,2 и бОльшая часть текста относится к головкам из Baltlines Audio JBR S-40 LUX (короче, одна из разновидностей Radiotehnika S-40). Правда тогда параметры Т-С пришлось снимать на бегу и получилось не очень. Переснял их сегодня и позже опубликую в рамках заметки про соответствующую АС. Очень интересные НЧ-головки, кстати. Маркировки не имеют, поэтому условно можно назвать их 25ГДН-1-16 за схожесть во всём кроме сопротивления.
    К 25ZT-2 относится момент с резонансными частотами в 102 и 117 Гц. Вчера заменил на одной головке подвес на подвес от НПП “Диффузор” и резонанс стал 69-70 Гц. Сегодня повторил то же самое на второй головке. Результаты выложу позже.
    Из впечатлений от разборки/сборки головок: склеены каким-то клеем вроде эпоксидного. Диффузор покрашен какой-то краской, похожей на акриловую, явно после сборки – все клеевые соединения ей залиты. Показалось субъективно, что зазор у данных головок шире, нежели, например, у 6ГД-6. Когда перебирал и центровал несколько 6ГД-6, между катушкой и керном влезало по 2 бумажки от календаря в каждой точке. В этих – 4.

  5. Коля пишет:

    А вот что Вы скажете про этот динамик B1354.8. Вот его хар-ки

  6. юрий пишет:

    Асалабовские дины отличные у B1354.8 до 3кГц.

    • Александр Ростов-на-Дону пишет:

      А что выше 3 кгц, спрошу опасливо. Всяко было…..Включая просто чудовищное. Особенно от АСА Лаба.

      • юрий пишет:

        А что выше у других динов сверх диапазона?

        • юрий пишет:

          А от визатона вообще напоминает творение васи пупкина из мухосранска) Такая бугага.

          • Александр Ростов-на-Дону пишет:

            Пару раз имел несчастье общения с АСАми, содрогаюсь до сих пор. За кого нужно держать покупателя, чтобы впаривать такую кирзу.

  7. kolobrkin пишет:

    Ну, не знаю, что там Асалабовцы насчитали-нарекомендовали, но Тиль-Смолл то поганенький.

    • Марков Николай пишет:

      Почему? Под фи заточен. С катушкой добротность станет 0,4 , ровная АЧХ до частоты резонанса, фи на ту же частоту…

    • Арсений пишет:

      20VT-3 среднечастотник радиотехника https://ldsound.info/20-vt-3/

      • Сергей Гудков пишет:

        Подвес из ППУ?

        • Арсений пишет:

          Да.

        • Арсений пишет:

          Диффузор кстати очень лёгкий и тонкий, если бы не пропитка то его порвать было бы легко. ЦШ жёсткая, для снижения добротности. Играет гораздо лучше чем 20гдс даже 16 омный от S-90B, D, F.

          • Евгений пишет:

            А ППУ-подвес точно заводской? Сама Радиотехника вроде не выпускала головки на ППУ-подвесе.

            • Арсений пишет:

              Естественно заводской. Так эти все 20VT и 25ZT это уже более новодел, начиная с 2000-х, позже уже на штампованых корзина были разные модификации, естественно с конусным диффузором. Поменять подвес тот никто никак не мог, поскольку эти динамики стоят в SAT-310 Radiotehnika и в них никто кроме меня не лазил, а предыдущий владелец ими пользовался пару раз где-то, у него был весь комплект домашнего кинотеатра Радиотехника.

              • Евгений пишет:

                Во-первых, такие головки выпускались сразу после обретения Радиотехникой “независимости” – где-то с начала 90-х годов. Знатоки могут, наверное, уточнить это обстоятельство. Мне встречались АС середины 90-х как с маркировкой головок 25GDN, так и с маркировкой 25ZT, а попадались и вообще без каких-либо маркировок.
                Штампованные рамы – это действительно уже после 2000 года. По крайней мере я таких из 90-х никогда не видел.
                SAT-310 – комплект как раз из второй половины 90-х. Забавно, но я не так давно продавал сателлиты от него. В них стояли головки 20VT (видимо – “дети” 20ГДСа) с резиновым подвесом и пропитанным/крашеным диффузором. СЧ-ВЧ диапазон играли вполне неплохо, а на НЧ им однозначно нужен сабвуфер.

                • Арсений пишет:

                  В 90-х небыло такой популярности на домашние кинотеатры. Это сателлиты от домашнего кинотеатра. Колонки 2000-х годов. Человек у которого я их купил покупал как раз где-то после 2000. С резиновым подвесом были 25ZT, значит вам попалась ранняя версия.

          • Евгений пишет:

            Насчёт “тонкий и лёгкий” – не замечал, по крайней мере у головок, что попадали мне в руки. А вот на СЧ мне тоже показалось, что головки “новых” семейств (назовём их так), звучат немного поприятнее. Возможно, дело в пропитке. Слышал легенду, что якобы их пропитывали в Петербурге на опытовом заводе ВНИИРПА. Возможно, что и пропитка родом оттуда.

            • Арсений пишет:

              Ну про то что там пропитывали это естественно неправда, поскольку динамики красились после сборки, на той же радиотехнике естественно. Пропитка незнаю чья. Диффузоры и колпаки тоже не простые стали тогда, уже из какой-то бледной целюлозы и лёгкой. По консистенции похожа очень на туалетную простую)

              • Евгений пишет:

                А что мешало красить собранные головки в Петербурге? Вообще было бы неплохо взвесить подвижку стандартного 25ГДН-1 и такой головки и сравнить. А что могло помешать пропитывать готовые головки в Петербурге? Тут не далече.

                • Арсений пишет:

                  Мешало красить то, что во первых нет смысла, во вторых у радиотехники даже денег небыло чтобы сам завод нормально содержать и так пришлось им продавать цеха некоторые постепенно уменьшаясь, переносят все в один цех который делился на небольшие участки. Есть фото в интернете как делали там и корпуса, и динамики. Даже видео одно есть в том же интернете.

          • Сергей пишет:

            «… ЦШ жёсткая, для снижения добротности …»

            Вообще то, увеличение жёсткости подвеса должно приводить к повышению добротности.

            • Арсений пишет:

              А причём тут подвес к ЦШ? Высокая добротность, когда динамик очень мягкий и с лёгкой подвижкой.

              • Сергей Гудков пишет:

                Высокая добротность – это значит резонанс ярко выраженный, происходит это от тоже , что упругие свойства подвеса и (или) ЦШ преобладают над вязкими. Вспомните, как скачет резиновый мячик (цельный) и как комок бумаги.

                • Арсений пишет:

                  Обычно для повышения добротности, например как у широкополосников подвижка мягкая и добротность высокая, а если утяжелить диффузор то будет ещё больше на мягкой подвижке. Если наоборот подвижка лёгкая, но жёсткая то логично что она будет быстрее обратно возвращаться и добротность будет ниже.

                  • Евгений пишет:

                    Обычно нормально спроектированная головка является компромиссом как минимум между многими физическими параметрами, а после того как к процессу подключатся технологи и экономисты – ещё и с ними.

              • Сергей пишет:

                «А причём тут подвес к ЦШ? Высокая добротность, когда динамик очень мягкий и с лёгкой подвижкой.»

                Дело в том, что на добротность влияет практически всё(!): масса подвижки, жёсткость подвеса, намоточные данные звуковой катушки, т.д.
                Так вот, на жёсткость подвеса влияет не только жёсткость самого подвеса, но и жёсткость центрирующей шайбы ТОЖЕ(!) – она же добавляет жесткости.
                И, кстати, жёсткость ЦШ влияет и на резонансную частоту также…

                • Евгений пишет:

                  Многие забывают, что жёсткость центрирующей шайбы часто значительно больше жёсткости подвеса головки, так как основную функцию по позиционированию катушки в зазоре выполняет именно она, подвес лишь “помогает” сохранять центровку для более крупной подвижной системы…

                • Арсений пишет:

                  Ну это да. Кстати надо бы её замерять, я думаю что будет не сильно отличаться по резонансной частоте от 20гдс.

                  • Евгений пишет:

                    Почти все 25ГДН-образные головки от постсоветской “Радиотехники”, побывавшие в моих руках, вызывали в плане резонансов печаль, иногда очень глубокую. Поэтому многие были снабжены новыми подвесами от НПП “Диффузор” или даже центрирующими шайбами оттуда же.

                • V.K. пишет:

                  На добротность динамика, прежде всего прочего, влияет отношение массы подвижной системы динамика к силе магнитной системы последнего. Чем легче подвижка и сильнее магнит, тем ниже добротность. И наоборот, чем тяжелее подвижка и слабее магнит, тем выше добротность.
                  Это конечно, если максимально упрощенно объяснять, поскольку общая добротность складывается из усредненного значения мех. добротности и эл. добротности.

  8. Арсений пишет:

    Ну 20VT-3 врядли у вас были, головка стояла в очень нечастой акустике Radiotehnika SAT-310 2000-х годов выпуска. Звучат колонки очень даже неплохо, лучше чем S-90B даже, только по НЧ проигрывают естественно.

  9. Валеха пишет:

    Так и не разобрались чем покрашен диффузор ???

    • Сергей Гудков пишет:

      Если посмотреть из чего сделаны фильтры, то краска это дешёвый аэрозольный баллончик за 100 рублей

      • Арсений пишет:

        Это демпфирующая пропитка.

        • Сергей Гудков пишет:

          Арсений, попробуйте сделать анализ этого демпфирующего покрытия и понять на что оно похоже. Есть ли у него ощутимая вязкость как у ВПС или липкость как у изобутилена и каучука или оно похоже на воск, клей БФ, краску и т.д. Чёрный пигмент в покрытии во всяком случае присутствует.

          • Евгений пишет:

            Пигмент в этом составе однозначно присутствует, так как обратная сторона диффузоров не обрабатывается и имеет естественный цвет.

          • Арсений пишет:

            Сделал скажем так “анализ” и вот что вышло:
            пропитка эта продавливается к примеру ногтем, и если присмотрется она как буд-то немного пористая. Растворителем растворяется, но очень плохо, становится клейкой массой, которая потом при высыхании сохраняет свои свойства. Так же помню покупал колонки, где стоят динамики 10ZT-1 с такой же пропиткой и после хранения в гараже у бывшего владельца, на пропитку налип мусор и пыль, который за время использования сам осыпался, но по началу тряпкой стираться не хотел полностью. Так же акууратно в 1 динамике 25ZT-1 отодрал с подвеса излишки этой пропитки, на ощупь как что-то полурезиновое, эластичная, но при растягивании рвется.

            • Евгений пишет:

              Самый большой недостаток этой массы: после разборки головки при помощи ацетона и подклеивания обратно колпачка остаются следы в месте её растворения.

              • Арсений пишет:

                Так не надо его отклеивать, можно горячей центровкой, их легко оцентровать. А если надо отклеивать колпак, то нужно аккуратно по окружности пройтись канцелярским ножем и растворитель наносить с задней части диффузора, тогда все отклеивается и собирается обратно практически без следов. Главное только в таком случае выдавливать аккуратно колпак с внутренней части, через катушку.

      • Евгений пишет:

        Это точно не краска: при расклеивании головок с помощью ацетона она собирается в кусочки наподобие слегка подсохшего клея “момент”.

        • Сергей Гудков пишет:

          Липкость появляется от ацетона? Если да – то возможно это ВПС, БФ, Изобутилен, и.т.д. , если нет – акриловая краска.

          • Евгений пишет:

            От ацетона, но в то же время эта хрень в нём не растворяется… ВПС пробовал, кстати, растворять. В ацетоне не получается, а в бензине – пожалуйста.

          • Игорь Иванов пишет:

            Изобутилены не растворяются в ацетоне. Только в углеводородах.

            • Никки пишет:

              ацетон – это углеводород и есть.

              • Игорь Иванов пишет:

                Неправда. Ацетон не является углеводородом. Это кетон. К углеводородам относится например, гексан, толуол и бензины.

                • игорь пишет:

                  1

                  • игорь пишет:

                    2

                    • Игорь Иванов пишет:

                      Спасибо. Как я и говорил, ВПС не растворяется в бензине. Только в ацетоне, тк содержит полимер ПВА.
                      В бензинах растворяются полиизобутилены, но они и впс – разные вещи.

                  • Евгений пишет:

                    Может мы про разные ВПСы. Я растворял ВПС 2,5 от “Пластполимера” в виде мелко разорванной плёнки… Месяц в ацетоне без особого успеха и 5-6 часов в бензине “галоша”…

                  • Евгений пишет:

                    Вынужден посыпать голову пеплом: за давностью лет, видимо, забылось, но коллега, часто работающий с ВПС подтверждает Вашу версию. Похоже дело обстояло наоборот: начитавшись форумов я пытался растворить ВПС в бензине. Дело не пошло. И через 1,5 месяца это было вылито и выкинуто, а ВПС успешно растворён в ацетоне. После растворения получилась клееподобная масса.

                    В связи с этим можно предположить, что блестящие головки от Радиотехники из 90-х покрыты чем-то наподобие ВПС с добавлением пигмента.

                    • Сергей Гудков пишет:

                      ВПС содержит сажу, да и покрасить диффузор аэрозольной краской не так просто – бумага будет впитывать и краска ляжет неравномерно, где-то где клей будет блестеть, где-то матовая. 30 лет назад нанесённый ВПС уже полимеризовавшийся на солнце и воздухе уже ничем не растворяется.

                    • Игорь Иванов пишет:

                      Признание ошибок свойственно умным людям. Мне приятно, что Вы – умный человек.

                      Для Сергея Гудкова: стоковый впс не содержит сажи. Сажа указана как один из компонентов в патенте, причем нейтральный, чисто чтобы окрасить пластизоль в черный цвет.

                      Состав этот производился отнюдь не для акустики, а для военных нужд, на ПО пластполимер. Больше его нигде не делали.

    • ldsound пишет:

      Если этот похож https://ldsound.club/threads/nch-ot-sabvufera-teufel.1517/, то это просто краска.

  10. Валерий пишет:

    Цитирую Евгения:
    Это не колхозинг. Заводское исполнение. Некоторые утверждают, что это какая-то акриловая пропитка. Из личного опыта – эта субстанция крайне плохо растворяется ацетоном, что мешает разбирать такие головки.
    Думаю что не краска, тогда что?

    • Сергей Гудков пишет:

      “просто краска.”, “не краска”, вы что забыли их же много разных, масляная, акриловая, алкидная, эмаль, нитроэмаль, латексная, порошковая (это не она). С предварительной грунтовкой или без, с последующей лакировкой и без. Одно можно сказать точно – цвет чёрный, глянцевая, мазков нет скорее всего значит аэрозоль.

    • игорь пишет:

      Возможно латекс.

      • Евгений пишет:

        Возможно… У EVM, насколько я знаю, в головках используется некая “латексная пропитка”.

  11. Валерий пишет:

    Если внимательней присмотреться то мазки таки есть, радиальные, как бы диффузор вращался, а к нему приложили кисть.
    Но я не за этим морочу голову людям – хочу понять что сделала Radiotehnika для улучшения звучания своих динамиков. Вы же не будете отрицать, что SM-300 или S-400M звучат куда лучше чем S-90 ? Думаю заслуга пропитки тут очевидна, учитывая фильтра. которые “не очень”.

    • глеб пишет:

      Эта пропитка для этих динамиков как мертвому припарка, набор этих динамиков в этих колонках физически улучшить нельзя.

    • Сергей Гудков пишет:

      Покраска диффузоров это скорее для соответствия евростандартам чем для улучшения звука. В конечном итоге колонки надо продавать, а не биться за мифический идеальный звук. Корпуса тоже по европейской моде, надписи Made in Europe, но им это не помогло всё равно.

  12. глеб пишет:

    Очередное “чудо” от возрождённого бренда в России Radiotehnika Alfa 1.02 Black

    • Арсений пишет:

      После смерти рижской радиотехники в россии решили сделать свою радиотехнику, но производство находится не в россии, а в китае. Но вроде уже у себя собирают из китайских запчастей.

  13. vovand пишет:

    Случайно на Авито увидел колонки на таких головах – именуются Acoustic Reference BS-300,якобы английские.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *