Изготовитель: ПО «Вега», г. Бердск. Выпускались и другие варианты 10ГД-30Б, такие как 10ГД-30, 10ГД-30А и 10ГД-30Е.
Назначение: для применения в закрытых акустических системах второй группы сложности в качестве низкочастотного звена для работы в помещениях. Старое наименование: 10ГД-30Б
Технические характеристики:
Диапазон частот: 63 – 5000 Гц
Неравномерность АЧХ: 14 дБ
Чувствительность: 86 дБ
Рабочая мощность: 3 Вт
Коэффициент гармоник при подводимой мощности на частотах:
125 Гц: 7%
200 – 630 Гц: 5%
1000 – 2000 Гц: 3%
Сопротивление: 8 Ом
Паспортная мощность: 20 Вт
Долговременная мощность: 30 Вт
Кратковременная мощность: 45 Вт
Частота резонанса: 32 Гц (±8 Гц)
Полная добротность: 1
Эквивалентный объем: 60 л (0,06 м3)
Размеры: Ø 200х97 мм
Вес: 2,1 кг
Конструкция:
Головка электродинамического типа, низкочастотная, круглая, с неэкранированной магнитной цепью. Корзина изготовлена методом литья под давлением из алюминиевого сплава. Диффузор конической формы с криволинейной образующей из бумажной массы с пропиткой. Подвес тороидальной формы из резины. Центрирующая шайба из ткани с пропиткой. Колпачок сферической формы, тканевый.
Звуковая катушка, намотанная проводом марки ПЭТВ-1 диаметром 0,2 мм, намотка двухслойная, общее число витков 93, в первом слое 48 витков, во втором – 45, высота намотки 11,3 мм, омическое сопротивление 7 Ом. Каркас катушки изготовлен из бумаги К-120Н. Высота ЗК 23,8 мм, внутренний диаметр 40,3 мм, внешний (вместе с намоткой) 41,8 мм.
Магнитная цепь:
- Кольцевой ферритовый магнит марки М28РА180 размером К110х45х16 мм.
- Керн диаметром 39,8 мм.
- Верхний фланец с отверстием диаметром 42,8 мм.
- Высота воздушного зазора 7 мм, его радиальная ширина 1,46 мм, индукция в зазоре 0,95 Тл.
Эквивалентный объем: 6 л? это правда?
Нет, опечатка. Эквивалентный объем 60 л или 0,06 м3. Спасибо, что заметили.
Рабочая мощность: 3 Вт….
Паспортная мощность: 20 Вт
Долговременная мощность: 20 Вт
Кратковременная мощность: 20 Вт
бредом попахивает…
Поправил.
Динамик на втором фото с серебристым магнитом это 10ГД-30Е
Точнл
Рабочая мощность: 3 Вт
так и осталось
Рабочая мощность в 3 Вт указана в книге.
кто знает какой объём корзины и магнита? напишите
Около 1 л.
Спасибо уважаемый!
Поправлюсь: Уважаемые специалисты скажите какой ФИ, размеры6 длина и диаметр нужны для него в ящике v-30 литров? если это пополам меньше заявленного для него 60 литров. Длина до 160 мм.
А то гудит сильно.
65 мм (+/-). Вот здесь формула: https://ldsound.info/fazoinvertor-ne-na-bumage/ Подставляйте свои значения и узнаете длину.
Гена, он может быть размагничен (если магнит кобальт) и добротность поползла вверх.
10гд-30Б с ферритовым магнитом и его клоны имеют собственный резонанс 29-40гц. И в хорошем акустическом оформлении (фазоинвертор или с пассивным излучателем) будут работать в диапазоне 29-5000гц. Но некоторым любителям джаза или классики средних частот не хватит. Это хороший басовик для комнаты.
Скажите пожалуйста, объём ящика сколько будет если поставить 2 таких динамик в одну ящик?
По человечьи, относительно исходного надо умножить его на два. Т.е. 10мас вроде около 20 литров, вот и будет считай что 40л. Правда если ставить их сдвоено навстречу друг-другу, то меньше, но это экзотика.
а 4 ом как называются точно? эти то 8 ом
ЧетырехОМные 35гдн-1-4 (25гд-26),а восьмиОМные 35гдн-1-8 (10гд-30)
Это разные головки: 35гдн-1-8 – это тоже 25гд-26. А вот 10гд-30=20гдн-1.
Рабочая мощность 3 вт и это верно! Читайте справочник. Рабочей называется мощность, при которой дин на расстоянии 1м развивает определенный уровень звукового давления.
ПЕРЕМОТКА
У динамика сгорела катушка и выгорела микросхема усилителя
Размачиваем ацетоном клеевые соединения диффузора, выковыриваем подгоревший провод катушки, наматываем внавал на каркас, получилось 58 витков, провод похоже диаметром 0.15
Задача сделать динамик сопротивлением 6 Ом, подбираем провод по диаметру и сопротивлению Ом/на метр.
Подошёл провод диаметром 0.16 сопротивлением 5 Ом/на метр,
намотано 50 витков в два слоя, сопротивление 5.7 Ом
При намотке каждый слой обмотки покрываем спиртовым лаком. Центруем диффузор склеиваем.
Ну ты,Антоха и выдал! Насмешил конкретно. За такое как ты делаешь надо руки отрубать по самые уши! Кто же тебя,глупого такому научил? Не дай бог если из твоих рук и динамик попадет в руки нормальному аудиофилу-Я ТЕБЕ НЕ ПОЗАВИДУЮ. Ни неси ереси!
внавал??))))
100500! я от прочитанного чуть под стол не свалился!
ну Антоха, так держать!
а микруху можно к плате зубочистками прикрепить!))))
Микруху на клей ПВА посадить. ПВА больше на термопасту похож.
Вопрос, если такому дину дать объем все 60 литров – это хорошо или плохо для него, точнее для его звучания, чуйки и т.п.?
Звук объемом не испортить! Ставь и слушай, не забыв поставить ВЧ звено, ибо сам динамик выше 5 кГц имеет спад АЧХ
Динамику типа этого вреден лишний объём, исчезает компрессия и растет болтанка, а с ней искажения . Про это дело ещё в 70-е годы писано в Радио, в статье про любительский звуковой комплекс. автор- Сырицо Александр Петрович, знаменитый акустик . Прошлой осень удалось услышать на выставке Росхайэнда его систему , был очень впечатлён звучанием.
Болтанка устраняется уменьшением уровня НЧ составляющих регулятором тембра.
То есть, эквивалентный объем это больше теоретическая величина, и меньше него 20Гц возможны?
Ерунда. АЧХ басовика в избыточном объёме даст обвал по низу, а попытка добыть бас регулятором тембра приведет к этой самой болтанке. То же самое будет если динамик из ящика вытащить .
Тогда для чего нужен “эквивалентный объем”? Я полагал, что при данном объеме динамик как-бы полностью раскрывается. Другими словами – ему комфортно в этом объеме. Я же не собираюсь давать ему бесконечный объем или объем свыше 60 литров, чтоб его расколбасило
Эквивалентный объем это тот объем, который даст такое же сопротивление подвижке динамика, как и его подвес плюс центрирующая шайба. Если по другому, надавливаете на диффузор динамика на открытом воздухе так, чтобы он сместился например на 5мм вниз. Замеряете приложенную силу. Потом мысленно помещаете такой же динамик, только с удаленной центрирущей шайбой и подвесом из замши, которая вообще не пружинит, в ящик объемом 60л и надавливании с той же силой. В итоге получите то же самое смещение диффузора. Это и есть эквивалентность. Т.е. ящик какого объема даст то же сопротивление, что и упругость подвижки динамика.
К тому же у этого дина большая добротность. Ему по идее нужен объем? 50 литров – норм?
Эквивалентный объём – это параметр, который нужно учитывать при расчёте акустического оформления. Может совпадать с объёмом “кабинета”, а может и нет. Всё зависит от параметров динамика. А добротность, самая обычная, порядка 0,5-0,6, отклонения встречаются конечно. Всё надо замерять. В 50 литрах, может заиграть, но много мощности вваливать нельзя, “застучит”.
Совершенно верно. И как сказано было в статье из Радио за 1979 год, данный динамик в слишком просторном корпусе идёт в разнос, болтанка велика. А применить его в фазоинверторе- добротность излишняя не позволяет. Вот и применили авторы к нему “правило буравчика”, совместив фазоинверсное оформление с усилителем с отрицательным выходным сопротивлением.
Хотя, по мне-так лучше небольшой ящик с ПАС , чем фи и хитрый усилитель. Великий акустик Шоров делал ПАС для 10МАС, ачх и звук заметно улучшились .А применив ящик литров 30 , можно получить лучший результат.
С болтанкой достаточно просто справиться демпфированием динамика, как делали Изофон и Телефункен, например в модели telefunken L60 или RB70. Оп
Обтягиваете динамик сзади тканью и/или заполняете ящик стекловатой или каменной ватой, она не так колется.
Да, верно. Доводилось работать с этим монитором Телефункен, все именно так , как вы пишете: внутренний объем плотно забит кирпичами из стекловаты, ачх колонки невиданно ровная, плата фильтров – на боковой стенке монитора – огромного размера и веса. Уникальные динамики и роскошный звук.
“АЧХ басовика в избыточном объёме даст обвал по низу” – Это как? Обоснуйте свое открытие!
Все просто. Есть оптимальный объем ящика, позволяющий получить наинизшую частоту среза и полосу вниз, соответственно. Отклонение в обе стороны от этого объёма уводит нижнюю границу вверх.
Ерунду не пишите! Как увеличение объема ЗЯ уводит нижнюю границу вверх?
Увидел ваш повисший вопрос ко мне, обвинение в ерунде.
Осторожно спрошу: мне нужно вам отвечать- или за эти пару лет вы и сами поняли особенности поведения динамика в замкнутом объёме , а мои обвинения в ерунде – просто недостаток опыта и знаний с вашей стороны?
Повторю историю со своим напарником, у которого была мантра , мол, объем закрытого ящика должен быть как можно больше.
Вопрос насколько больше- вызывал у него поток демагогии .
На самом деле, все очень просто, есть два значения добротности, в воздухе и в ящике, одно делим на другое, всё в квадрат и минус 1. Это отношение объёма эквивалентного к рабочему и берем в расчет. Остальное ахинея .
Этот динамик в колонках 25ас128 с пассивным излучателем (ПИ),и объёмом 20 л. звучит отлично. Работает уже 30 лет. Проблем не было. Приносили сравнить в подобных ящиках Рioneer , Sony , Kicx AL и все затруднялись определить который лучше. Но мне показалось , что у Pioner чувствительность побольше. Гоняли генератором , музыку диско, джаз, рок. Переключал тумблером. Все решили , что зря переплатили за иномарку. И пожалели о развале Советского производства. Они ведь тоже развивались бы.
Этот динамик один, по низам, задавит двух 25ГДН-1 , 3 , 4.
Я недавно поставил такой в саб. SONY SS-WS72 вместо сгоревшего родного. Хозяину объяснил, что родной не найти. А по размеру подошёл. Так он так забухал , что хозяин был счастлив. Сказал , что родной так и не работал никогда. Вот такие советские динамики.
у этого динамика много хороших качеств, позволяющих наего основе сделать отлично звучащую акустику. Есть и особенности, затрудняющие реализовать 2-полоску, нужен низко работающий вч динамик приличной площади.
С добротностью у динамика перебор, для фазоинвертора он годится с натяжкой. А так- очень красиво звучит и дурного объёма не просит.
Если бы не убогие фильтры и тесные ящики советских колонок, сторонников этого динамика могло бы быть намного больше.
Когда-то в интернетах, мелькала статья из журнала, название не вспомню, правда. Конструкция, по подобию “кубиков” Салтыкова, но с динамиками от 10МАС. На картинке, всё очень недурно.
Александр, а с какой добротностью, вам попадались 10гд?
Сам динамик , подкинутый к усилителю, звучит приятно, бас плотный, незатянутый, средина не крикливая. Есть потенциал. Другое дело, измерения его в колонке 10 МАС-1 показали дефицит объёма , отсюда дикий выброс на нижнем крае, явный перебор по добротности. По мне, так литрах в 30 из него была бы хорошая колонка.
Цифры добротности не скажу, навскидку – 0,5 -0,45. Мало имел дела с ним.Просто сейчас с опытом есть уверенность, что на этом динамике можно сделать удачную акустику, динамик явно недооценен.
Если создавать “авторскую” пару, на 10гд, то тут я полностью с вами согласен! Динамик, действительно чудесный. Этакий, широкополосный басовичёк, старой школы, не “пропитанной” эры)
Насчёт 10мас, моя пара, 74 года, гудит только если не верно установить в помещении. Взаимодействие с “комнатой”, порой, крайне неадекватно действует на звучание/восприятие.
Не самая “чистая” модель, но вы-то знаете, что не в этом счастье, без общего баланса)
Сергей, при желании могу вам скинуть лично измеренную АЧХ колонки 10 МАС-1, там грусть и печаль, и комната ну совсем не при делах. Сама колонка гудит жутко.Выброс под 10 дБ.
Конечно! С интересом-бы глянул.
[email protected]
Александру из Ростова. А как ваше мнение о пассивном излучателе (ПИ) как в колонках Электроника 25АС-128 , или Электроника 150АС-002м.
В наших колонках пассивник , прилично работающий, был разве что в колонке Электроника АС-130, а в прочих это просто паролия на это решение. Сам слушал лет 10 фирменную колонку Celestion Ditton15XR с пассивником, эффективная штука, хотя в тесном ящике был перебор по басу и выброс на 80 гц. Скорость отклика у басовика с ПИ ещё хуже чем с портом ФИ, нужен инфра НЧ фильтр, чтобы пассивник не телепался, в общем, не в восторге я от этой штуки. Да и настройка сложнее чем с портом.
Александру из Ростова. Ваше LOUD SOUND™ занимается только Автозвуком ?
Спецам из Ростова на дону. Не пойму чего все боятся ДОБРОТНОСТИ. Из радиотехники известно, что её можно уменьшить шунтированием сопротивлением. Выходной каскад усилителя это и есть шунт с очень маленьким сопротивлением. Это вам не звуковая карта. Поэтому и все измерения желательно делать через усилитель с которым будет работать этот динамик.
Добротность динамика в оформлении и её влияние на ачх
оценивается как раз при работе с услителем нулевого выходного сопротивления, если вам это известно. Усилитель с ненулевым сопротивлением повышает электрическую добротность динамика , ачх получает дополнительный выброс, а звучание- дополнительный гул и бубнежку.
Прежде. чем делать громкие выпады в сторону спецов, прочли бы статейку -другую , для общего понятия.
Читаю ваше сообщение и пытаюсь понять, каким боком здесь звуковая карта вообще. У меня лично с неё берётся измерительный сигнал , шум, свип. тоны, на неё же заводится сигнал с измерительного микрофона, а в динамик подаётся ток от мощного линейного измерительного усилителя. Так что, в нашей ростовской фирме – все делается как надо.
Так прочитав комментарии совсем запутался – 10ГД-30Б 8ми омный – это одно и тоже что и 35ГДН-1-8 ( 25ГД-26Б 8 ом ) или не одно и тоже ?! То есть можно ли ( и правильно ли ) заменить неисправный 35ГДН-1-8 на 10ГД-30Б 8 ом ???
Нет это разные динамики у них разное количество витков в катушке и от того различаются и номиналы подводимой мощности. Если и ставят 20гдн то только ради его музыкальных свойств в двухполосных АС с простым фильтром. Например в паре с 3гд31 или 6 ГДВ-5Д-8.
Усилок мафона Маяк233 для такой конструкции(10мас?) в самый раз.
спасибо за коммент. Но только не 3гд-31 в заводском варианте.
Олегу. Ставь и ничего не бойся. Никто даже ничего не заметит и не услышит. Слово телемастера со стажем. Я частенько брожу по сайтам , когда работы нет, и со всеми теоретиками спорю.
Ну мощность-то разная… Хотя, конечно, головки похожи…
Куприянов Александр, вот откуда растут вредные советы.
Идеи замены НЧ на 25АС309 на 20гдн витали в мастерских и тогда. Просто тогда они навеяны из за дефицита комплектухи и сроков сдачи. Но сейчас то зачем себя обижать 35гдн можно найти за дешево с любыми омами.
Одинаковое посадочное не факт что все срастется.
Если судить так то 20гдс смело можно менять на 25гдн ибо влезает(бог с ним с АЧХ оно и так было не фонтан).
Евгению и Константину. Я эти динамики частенько перематываю. Разбираю полностью. Всё там одинаково. Даже на заказ мотаю более толстым проводом, зазор позволяет. Толще провод, больше ток, а значит и мощность. Вот и вся разница.И хозяева ставят в те же старые колонки. И радуются. А 20ГДС и 25ГДН это ты издеваешься. Там и диффузоры по весу разные и катушка и зазор.
Большой зазор керн-магнит следствие высоких допусков на халтуру и отсутствие точных станков на производстве. Косвенное достоинство этого, даже при больших перепадах температуры и влажности сохранялась геометрия катушка-керн на десятилетия.
Как вы собираетесь сохранять его намотав толще, следовательно уменьшив зазор не ясно.
Гильза из ЦБМ или полиамида очень сильно меняет геометрию. Аллюминь почти не меняет форму но тяжелее всех.
Есть конечно радикальный способ использование жесткого резинового подвеса но это скажется на общей амплитуде диффузора и как следствие на развиваемом звуковом давлении. При одинаковой подводимой мощности подвес из мягкой резины или ППУ по этому показателю будет лучше но долговечность под вопросом. По тем же причинам 75гдн Рига и Красный луч рабочий с родным подвесом найти гораздо проще чем ивано-франковский на ппу. Тоже и их звуковых характеристик.
Что до 20гдс и 25гдн шутка для понимающих из разряда “ведь влазит же и звычит”.
Я владею д1-012 и менять 35гдн на 20гдс не буду.
“Толще провод, больше ток, а значит и мощность. Вот и вся разница.”
Вона оно как все просто, катушку проводом потолще и будет вам счастье в мощности. А как же механику сопоставить, а вес подвижки?
Александр, что то Вы зарапортовались. Если бы все было вот так просто, то не говорили бы, что 10гд-30 поет лучше, чем 25гд-26. Это Вам не дрова рубить, толще-тоньше, дескать, один фиг сгорят!
Куприянов Александр, увеличивая диаметр провода, при замене на катушке ГГ – уменьшаете активное сопротивление динамика. Меньше сопротивление ГГ – больше искажения.))
шел мимо. Я по образованию радиоинженер. А в душе экспериментатор. И всегда если что то делаю демонстрирую публике , где есть и меломаны , и аудиофилы , и шел мимо. Не предвзято. И таких качественных нюансов (10гд-30 и 25гд-26) никто не слышит. Даже я неуверен на 100%. А прирост в мощности и чувствительности слышат все. У меня есть и приборы. Для себя я измеряю и АЧХ и гармоники. И удивляюсь что людям нравится совсем не то , что приборам.
То, что ухи и приборы, как говорят в Одессе, две большие разницы, понятно!
Я про другое:
будьте Вы хотя бы сто раз радиоинженером, хоть бы доктором этих наук, но законы физики и механики пока никто не отменял.
Ну поставили вы катушку из провода потолще, а дальше что?
Добавилась моща? допустим, но на сколько?
У Вас автоматом увеличился ход диффузора? Какие механические параметры изменились?
Да, у динамика есть некий запас механической прочности,но это же делается не для того, чтобы кто то ставил катушку мощнее и напрягал всю механику до предела!
Я уже не говорю, что для более мощного дина нужен и диффузор поболее ибо динамик, как бы это выразиться, сотрясает упругую среду. бездумное наращивание электрической мощности не ведет к пропорциональному росту акустической мощности. Это надо понимать. Я уже не говорю про искажения и прочее.
С таким успехом на кукурузник можно поставить турбину от ту-160 и полетит же!)) далеко ли, это уже другой вопрос
эксперимент- это одно. постоянное использование-совсем другая опера
Я внутренне ближе к 8-омным динамикам. И усилителю не напряжно и к проводам нет особых требований. А то придется, как это недавно было, внутрь колонке встраивать доп резистор на 1, 5 Ома, чтобы фирменный японец – усилитель на полной мощности не вырубался защитой, ну не рассчитан он на наши 4-омные колонки….Питание огромное, нагрузка – строго 8 Ом. А хозяин врубает на полную и удивляется результату.
Совершенно правильно. Вообще, 4-омные динамики предназначались для автомобилей с их 12 В. А в бытовой акустике их использовали, когда не было “высоковольтных” выходных транзисторов, т.к. в основном были германиевые.
Кроме того, при высокоомной нагрузке ниже искажения и выше КПД выходного каскада.
Однозначно всё должно быть согласовано. Если усилитель настроен на 8 Омную нагрузку , то и колонка должна быть 8 Омной. Хотя и усилитель можно перенастроить. Совсем несложно.
Вот как-то слабо верится в несложную настройку готового усилителя с 8 Ом на 4. Раскинул мозгами, как тот Штирлиц из анекдота , ничего в ум не пришло, кроме удвоения выходных транзисторов.
Я мог бы написать как настраивают усилители , но этот сайт не про это , а про динамик. Хозяину сайта Дмитрию может не понравится.
Если хотите я могу сделать статью о том как настраиваются усилители, там можно будет пообщаться. Или хотя бы под усилителем напишите каким то.
Хочу. Я бы покомментировал. Я их ремонтирую и настраиваю. А в институте был предмет УСИЛИТЕЛИ. А поскольку у вас всё отечественное то и усилитель возьмите отечественный. Например Радиотехника У-101 или Амфитон-50у. Их столько настрогали. Недели без них не бывает.
Рабочая мощность 10Вт, не 3.
Имея магнитную систему от 20гдн(35гдн) НПО Вега могла сделать купольный СЧ по примеру 20гд1.
Документация и прототипы были переданы Вега и ПунанеРЭТ. По традиции самые сметливые и исполнительные не славяне и освоение новых технологий началось в Прибалтике.
Я когда прикидывал какую МС взять для купольного СЧ на полном серьезе прикидывал и эту МС. Не такой уж плохой вариант. Индукция в зазоре правда маловата, но для лёгкой подвижки пойдёт. Не сохранил предварительные расчёты, по памяти брал в 4 слоя, вес катушки около 3-4 грамм. С таким зазором получается приличный ход, а значит, если подвижка имеет низкий резонанс, можно стык с НЧ сделать первым порядком и не бояться превышения хода. С 4-х слойной, относительно тяжелой катушкой получается естественный спад по верхам и простая стыковка с ВЧ на 3,5-4 кГц.
В качестве одного из вариантов рассматривал МС 4А-32.
хелп , я дубовый ) у меня динамик 10 ГД-30 и короб от него , внутри короба какая то штучка стояла. когда колонка померла я разобрал ,хотел ту штучку поменять но потерял . как мне востановить колонку? что надо в короб поставить чтобы можно в машине слушать? выкинуть жалко .
Нужно найти и поставить штучку на место)
Кладите короб в авто, добавьте ваты. О корпусе Вы ничего не сказали. Купите усилитель для сабвуфера на алиекспресе и будет Вам счастье – https://ldsound.info/usilitel-dlya-sabvufera-klassa-d-na-tpa3116/
)) эта штучка потеряна ,ее не найти , что там с динамиком должно стоять (похожее на конденсатор ,бочонок маленький) ? Какой “бочонок” взять в маге? И услитель какой мощности? Колонка играла от обычной магнитолы в газеле. Спасибо за ранее )
Ну я так понял фильтр пассивный стоит перед НЧ. Берите тот усилитель, что я привел, там уже все обрезано, будет играть только низкие частоты.
Спасибо! , буду искать усилок на Али.
вам не нужно искать утеряную штучку, ибо то есть фильтр до пищалки. а динамик подключается на прямую к усилителю
напрямую подключал но динамик не заиграл -значит он сдох? )
Да.
Купил по дешевке пару 20гдн1-8 и превратил их в 35гдн1-8. Для превращения надо: катушки 8ом, шайба центрирующая из плотной ткани с пропиткой, подводящий кабель. Подвес и диффузор с пыльником можно оставить те же. Идентичная геометрия корзины и магнитной системы позволяют пойти путем “брюки превращаются”.
здравствуйте оторвался магнит от корзины, как отцентровать?
Когда то делал: https://ldsound.info/remont-avtodinamikov-alpine/
Центровал круглым пластиком через магнитный зазор. Благо магнит сам держится, нужно только отцентровать.
Магнит от верхнего фланца оторвался, или с фланцем от корзины?
Собрал самоделочку ЗЯ на 4-х 10ГД-30. Звучат отменно. Перепели мои 35АС-028 “Корвет”. Очень мягкий и глубокий низ получился. Некоторое время экспериментировал с заменой 15ГД-11 и ему подобных “чудес” на что-то более дельное и имеющее наиболее натуральное звучание. Вспомнил про классный звука от 10ГД-30. Поставил и такое впечатление, что у меня слух прорезался. Т.к. этот дин тянет почти до 10кГц, то он с легкостью работает на СЧ.
Внушительно. Какие размеры корпуса? Что за фильтры?
Что значит, с годами научился понимать, что слышу. Звук этого 10ГД-30 в павильоне по динамикам на радиорынке – удивил богатством, красотой и прозрачностью.
Засела мысль сочинить на нём нечто достойное .
Сознание, отравленное дрянным звуком колонок из 70-х, противится мысли сделать что-то на отечественных динамиках, как негодных в приличную систему. Но опыт и слух доказывают обратное.
Сержу респект за внушительную конструкцию.
Только я, значит, решил все свои завалявшиеся динамики определить в столбик, а тут уже, оказывается, есть готовое решение! Круто!
У меня по НЧ вопросы, которые ниже не увидел: как соединены динамики между собой? какие-то нюансы по группировке есть?
В 90гг попал в ремонт ЭМИ название не помню, акустика была из 4 10гд30 + 10 ГД35. Оформление ЗЯ , как колонки “Эстрада” , ВЧ стоял по центру, динамики закрывались радиотканью. Играло очень хорошо.
Колонки получились следующего размера: высота 1,25м , ширина 0,3м , глубина 0,4м. толщина стенок 23мм. Материал: влагостойкая многослойная березовая фанера. Стянул мебельными шурупами (конфирмат) под торцевой шестигранник. Изнутри промазаны полиуретановым герметиком, установлены дополнительные поперечные распорки, на стенках в два слоя старое ватное одеяло 🙂 для экономии. ВЧ- 6ГДВ-4-8, СЧ – от SONY-тринитрон “уши” (широкополосник 8 Ом 20вт). Фильтр серьезно допиленный от Эстонии 35АС-021. В нём Цобель, доп резисторы и т.д. На одном фото голый фильтр, а втором измененный. Верхняя часть колонки, в которой СЧ и ВЧ отделена горизонтальной перегородкой от НЧ. Там же установлен фильтр. Доступ к нему через верхнюю крышку. Оторцевал систему алюминиевым профилем с зазором между передней стенкой, чтобы профиль зажал выгнутую сетку. Сетка обычная окрашенная черной матовой краской.
Полного фото АС у Вас нет? Расположение динамиков не понял.
Настраивал не быстро. Вечерами после работы. Изначально исходный “Эстонский” фильтр звучал, как будто динамики не в колонке, а лежат рядом. Из материалов данного сайта подчерпнул чуток дополнительной информации, пересчитал малость и всё. Усилитель ONKYO A-9377 2×100вт. Сравнивал с имеющимися в хозяйстве Корвет 35АС-028, Амфитон 25АС-027, S-90 35АС-012, МАС-10 🙂 Самоделки перепели всех. Звуковое давление у них гораздо больше, чем у перечисленных бытовых АС. Очень близок к ним Корвет, но ему не хватает натуральности. При тестировании сосед-меломан прибегал неоднократно интересовался звучанием. Сначала фукал, т.к. увидел Советские динамики. А по итогу сказал, что мои самоделки переплюнули его JBL за которые он отвалил 700 баксов. Так что динамики в СССР делать умели, но из-за необходимости быстро и недорого удовлетворить спрос впихивали их в маленькие коробочки. На то время и так было хорошо. Теперь же, понимаешь весь ресурс составных элементов акустики тех лет.
Да, и еще. Динамики немного доделал из-за боязни, что повыплевывает диффузоры, т.к. работают в ЗЯ. Фасадный пыльник пролакировал в несколько слоев, чтоб воздух через него не гоняло. Оставил не залакированным участок 2х2мм, чтобы все-таки дин дышал и охлаждался.
В ЗЯ с диффузорами ничего не произойдёт, если объём не завышен. Тогда у НЧ голов сильно падает перегрузочная способность. Да и бас становится тягучим и вязким.
Замеры какие то делали? Или на слух?
Замеры не делал. Слух музыкальный (худ.образование: фортепиано, ударные и т.п.). Пока на слух. Перегрузочная способность в норме, т.к. при одинаковом уровне (около 70Вт) Корветы выдают “пердящий” быс, а самоделки держаться. Амфитоны при таком же уровне громкости тупо хлюпают, а звук (нормальный низа) не выдают, хотя в них 75ГДН. Это фото подкосметиченных динамиков
Я за Амфитоны всегда заступаюсь. У меня в мастерской они стоят. С советских времён. Только подвесы сменили на новые. Могу заверить один 75ГДН-3 задавит двух 35ГДН-1. Проверено. И хлюпать или пердеть не будет. Подавали на него и 100W. И ничего. Выдержал. А если хлюпают ищи неисправность (тоже проверено). Я давно убедился , что один большой динамик лучше двух маленьких , эквивалентной площади диффузора.
первый вариант я собрал на 10ГД-30-Е. Они оказались слабенькими. Чуйка хорошая. На небольшой громкости (до 30Вт) 8-ми омная колонка передавливала 4-х омный Корвет. Но чуть добавляешь и за счет мягкого подвеса Ешки “выплевывало”. Искажения чувствовались сразу. Сейчас в самоделке стоит пара 10ГД-30Б и пара 35ГДН.
Серж, все эти рассказы о каких-то Ватах, чуйках и т.п. – в пользу бедных.
Но если звучание нравится – в добрый путь.
Как друг с другом работают пара 10ГД-30Б и пара 35ГДН? По паспорту они несколько отличаются и чувствительностью, и резонансной частотой…
Изначально идея не нова и не оригинальна, но и не ущербна. Четыре нч дина с не самой высокой чувствительностью дают возможность не давить делителями сч и вч звенья. Не единожды такое описано. То, что никаких замеров нет – жаль. И расчётов НЧ бокса тоже нет?
Только при этом нужно учитывать тот факт, что нижнюю середину излучают сразу четыре головы. Представляете, какая там будет каша. Человеческий слух на этих частотах уже чётко фиксирует расположение источника звука. Если уж хотеть такой вариант, то три НЧ головы должны быть обрезаны ниже Герц 80-ти (фактически сабвуфер), и только одна “добивать” до границы раздела с СЧ.
Если диффузоры “выплёвывало” из ЗЯ, значит добротность системы явно низкая и динамики потеряли значительную часть своих возможностей. + все “прелести” такого решения.
Уверен, что даже в 2-полосном варианте ” 4 штуки 10 ГД-30 конвертом и пищалка в центре ” получим хороший результат без каши. Нужно лишь выбрать расстояние между басовиками, и частоту стыка, чтобы снизить взаимовлияние . Разумеется, полосу сверху нужно ограничить.
А в три полосы можно обвалить басовики с 500гц и забыть про интерференцию.
“Каши” не наблюдаю. Классическая музыка звучит очень натурально. На басах слышны все “атаки” и щипки по струнам. Бас проверял на композиции Donald Fagen “Kamakiriad” 1993. Всё четко прослушивается. В то время, как Амфитон и С-90 бессмысленно гудят. Середину показательно проверял на Вивальди и Cassandra Wilson “Blue Light Til Dawn”.
Границу раздела между полосами сделал 500Гц и 5кГц.
Уточняю: “выплевывало” при подачи 30-50Вт на первые установленные динамики 10ГД-30Е (1972г.). Видимо резина на подвесах сдохла или еще что-то. Была возможность быстро заменить их на более свежие 10ГД-30Б. Что и было сделано и результат весьма положительный.
Обращу внимание “коллег по интересу”, что изначально не планировал ничего делать, но внезапно отданные мне друзьями старые колонки 10МАС и т.п. рука не поднялась выбросить. Столько приятных воспоминаний с этой акустикой было связано. Вот и решил из остатков фанеры под новый 2020 год сделать системку. Теперь у динов вторая жизнь, а у меня приятное прослушивание любимых музыкальных произведений в очень достойном качестве.
Уверен, что Камакириад – трек 4, Snowbond? ))))
И Фаген и Стили Ден и сольник Беккера есть в коллекции, понимаю ваш выбор!)))
Держите ролики Фагена, они суперские
https://cloud.mail.ru/public/MXWQ/Zoi5iVUyi
https://cloud.mail.ru/public/7QFS/XoQNUcDxx
В колонках от Сигмы-200,по 185 литров,по 6 штук 10гд-30 получается глубочайший бас.И насчет объема ящика-меня удивило,что большой ящик снизит НЧ.Хотя-бы посмотрели справочник радиолюбителя автора Терещука,где даны графики АЧХ в зависимости от отношения экв.объема динамика к объему колонки при одинаковой добротности.Очень хороший спавочик с отличным разделом по акустике.По графикам я-видно,что увеличение объема АС приводит к подъему НЧ.
Площадь излучателя напрямую связана с его КПД, отсюда увеличенное количество динамиков помимо роста подводимой мощности увеличивает отдачу. 4 динамика учетверяют отдачу, +6дБ. Насчет снижения коллективной резонансной частоты – такого не обнаружил. Два динамика в двойном объёме дают такой же резонанс, как и один в единичном.
Если бы играл на басу, то именно 4/6 штук 10ГД-30 применил бы переделанных, а не один 15″. Отдача та же, а масса подвижки у 8″ гораздо меньше и импульс они передадут лучше. Восьмёрка мне кажется оптимальной на басу по соотношению жесткости диффузора к его массе.
В который раз соглашусь с каждым вашим словом.
Восьмеры удачнее многих и в 2 и в 3-полоску
Уважаемые единомышленники!Прошу помощи! Дайте ссылочку или намёк на материал, в котором можно почерпнуть понимание зависимости добротности динамика (что это такое вообще) и акустического оформления к нему. Ну и иже с этими явлениями и параметрами физическими.
Здравствуйте, Дмитрий вот посмотрите этот ролик https://youtu.be/WYBDA0dXp3M , там Денис простыми словами все популярно объясняет. В двух словах: после толчка катушки диффузор по типу маятника будет еще колебаться по инерции. при низкой добротности вредных колебаний будет меньше, при высокой добротности затухающих колебаний будет больше
Замените слово добротность на болтанку диффузора и станет более понятно
Для создания ПАС по Шорову в акустике 10МАС-1м подойдёт в качестве ткани простиранная хлопчатобумажная, или всё-таки лён надо?
думаю, не в этом дело, лён или ХБ, а в продуваемости самой ткани. Скажем, принимаем мешковину за 10, носовой платок за 1, наша ткань должна быть где-то между.
Как-то применял искусственную салфетку , глушить средник, получилось классно.
Ну, у меня ткань по такой градации примерно на 3 получается
Андрей посмотрите темы по ссылкам. Гайдар много полезного там про ПАС пишет.
http://forum.vegalab.ru/showthread.php?t=24514
http://forum.vegalab.ru/showthread.php?t=7711
Опытов не ставил для сравнения, но как-то подсознательно делал для 6гд-2 пас чтоб был с большой площадью отверстий и плотной такнью, а не наоборот.
Я бы не стал делать ПАС для НЧ головы. Изготовить достаточно натянутую панель будет сложно, а эффект вряд-ли будет явным.
ПАС для СЧ голов типа 15ГД-11 куда более полезен. И в изготовлении проще, т.к. ход диффузора гораздо меньше.
Пример подобной ПАС есть в Веге 25ас-109-2
Совет от художника: купить серый льняной холст в художественном магазине.
Если его распарить, то он растягивается, а при высыхании натягивается обратно так сильно, что может легко выгнуть дугой по широкой стороне подрамник картины длиной более полуметра и сечением 20×50 мм. Поэтому большие холсты даже имеют усиливающие перекладины (крестовину в центре).
Для распаривания сухой холст водой мочить нельзя! Его нужно повесить в ванной и включить горячий душ, но так, чтобы брызги не попадали на холст (например, тоже повесить повыше, устроив горячий дождь, чтобы создать парилку). Минут через 20..40 холст растянется. Сохнуть он будет потом сутки. Как натягивать, лучше поищите видео от художников на ютубе, очень полезно ознакомиться.
Примечания:
1. Белые холсты не те: они хлопковые и ведут себя наоборот: натягиваются при увеличении влажности и провисают при высыхании.
2. Льняные холсты бывают разного типа плетения (то есть можно выбрать акустическую прозрачность ткани), от простой сеточки до очень плотной двухслойки сложной конструкции в несколько ниток.
3. Все (без исключения!) льняные холсты на постсоветском пространстве производятся из так называемого “очёса”. Это наихудшая категория качества льна. То есть попросту, нитки художникам вьют из льняной пыли от остатков производства. Поэтому такие холсты имеют узелки посередине (число узелков на холсте нормируется по площади). А вот так называемые бельгийские холсты в Европе делают наоборот, изо льна первой категории. Холст в этом случае абсолютно равномерный, без узелков, весь из единой нитки. Но в РФ (до известных событий) был всего один поставщик: ровно тот, которым пользовался Пушкинский музей в Москве. Физ.лицам он холсты тоже продавал — а как сейчас, не знаю.
“Керн диаметром 39,8 мм.
Верхний фланец с отверстием диаметром 42,8 мм.
Высота воздушного зазора 7 мм, его радиальная ширина 1,46 мм”
По цифрам не сходится. (42,8-39,8)/2=1,5 мм
Верно, думаю, что в книге округлили в большую сторону.
Решил не останавливаться на достигнутом. Дочка попросила себе в комнату что-то по солиднее, чем ее МДФовские компьютерные гавкалки. Используя опыт изготовления АС с 4х10ГД-30Б на выходных сделал опытный экземпляр АС по-меньше:
2х10ГД-30Б на НЧ,
1х10ГД-30Б на СЧ
и 10ГД-35-16.
Габариты: 90х30х27см. Лицевая панель: 23 мм березовая фанера. Остальное 18мм ДСП.
Фильтр взял от 25АС-109 (немного допилил). Включил и сразу получил море впечатлений. Можете сравнить рядом две “сестрички”. Про первую я выше писал.
Серж, одно морщит сознание: на средине направленность у 10ГД-30 куцая, по оси ещё добежит до 4-5 кил, но вне оси рухнет с 1-2 кил, куда пищалке точно не дотянуться. Неспроста применили ему в напарники никудышний, но широкий своей кирзовой душой 3ГД-31, он и с кила спокойно споёт , не то что эта пищаль. А так все лихо и интересно, уверен, шо звука там- вагон.
Александр, соглашусь с вами по направленности, но я слушаю музыку в комнате 5х4м. АС стоят по короткой стороне. На расстоянии 2,5-3м от них всё очень прилично. Больше скажу, в этом варианте звук получился на столько естественным, что концертная запись фортепиано звучит так, как будто он в комнате. Дочка и сын, которые как раз заканчивают музыкальную школу по классу фортепиано в один голос признались, что из всех имеющихся в хозяйстве колонок новые “малышки” звучат наиболее натурально. Да, 10ГД-30Б – это очень классные динамики для домашней акустики. Хотя, когда я лабал в школьном ВИА, у нас были две эстрадные колонки собранные как раз на этих динах. По 6 шт в каждой. Мы через них пускали бас и ритм гитары. Прокачивали актовый зал на ура. Всем удачи. Готовлюсь собрать аналогичные по конструкции АС на базе 2х8ГД-2. Результатом поделюсь.
Серж, недавно довелось послушать и измерить старинные колонки от Сансуй на динамиках JBL , была такая серия “собери сам”
Две полосы с басовиками 12″ и рупорным излучателем .
АЧХ средней паршивости, как бы не придраться особо, но звук рояля вызвал странные ощущения: словно звучит гитара , без нижнего участка, фундамента, да и сами эти звуки словно выстреливают отдельными нотками , нет цельности , лажа невероятная. Хотя формально, по ачх- бас есть, чутка поджатый. А в целом ужас.
Так что, я прекрасно понимаю, о чем вы пишете.
ПС. Вижу, вы отпустили ваш средник 10 ГД-30 , убрав катушку . Нет возражений. А вот на нч цобель я бы оставил, с ним скорость отклика басовика заметно выше, чем с ф-ром 2го порядка.
Привет “Odessa”. Я в вашем институте связи ка курсах повышения квалификации был. Когда мы дружили. Моё мнение: Я бы на средние частоты поставил 4ГД-35 или 3ГД-32. Но не 10ГД-30. СЧ стало бы красивее. И колонку сделал бы поуже (ширина 24см.). Люблю узкие, глубокие,высокие столбы. В квартире удобно.
Мы и не ссорились! Пробовал ставить 4ГД-35. Но по мощности они не вытягивают. Особой разницы в звуке при 40-50Вт не заметно. Плюс эстетика: когда все динамики в ряду выглядят единообразно, то изделие выглядит приятнее.
4ГД35 по скорости отклика обгонит 10ГД-30, вылезет вперед и будет торчать своим нахальством. А у массива из 10ГД-30 средина спокойная , ровная и с плавням спадом, низкоработающая пищала спокойно подхватывает этот звук , получаем красивое слитное звучание в целом.
средник к 8″ басовику не может иметь хлебало размером с 4ГД-35, средина валится на внеосевых, звук страдает. Как бы азы, но видимо, не для всех.
Заранее прошу прощения за, возможно, глупый вопрос. А не пробовали ли Вы случайно на середину не ферритовый 10гд-30б, а альнико 10гд-30е ставить? Было две пары колонок 10мас-1, одни рижские, другие бердские, приобретенные под впечатлением от первых, разочарованию не было предела и пустил оба комплекта на органы. Но у меня, как у дилетанта, сложилось впечатление, что 10гд-30е на порядок музыкальнее, а 10гд-30б именно басовичок, плохо приспособленный к воспроизведению симфоний…
Михаил, от части вы правы. Но по моему опыту (15 шт. динамиков 10ГД-30Е, 17 шт. 10ГД-30Б и несколько 25 и 35ГД-1-4) Ешк более музыкальные. Т.е. натуральнее звучат в широком диапазоне и чуйка у них выше. Остальные чуть туповатие, но для нормальной бытовой техники вполне подходят. Я в колонку на 4-х 10ГД-30 специально ставил пару Ешек и пару Бэшек. И очень доволен.
Можете поделиться схемой фильтра вашей колонки на 4-х 10ГД-30
схема фильтра от Эстонии 35АС-021
https://ldsound.info/35-as-021-estoniya/
Да у Вас серьёзные проекты) Еще бы внешний вид доделать.
Скоро доведу до ума.
Вид на звук не влияет. Доказано Занусси (С).
Класс !!! )
Идея конечно отличная для всех этих старых динамиков,но помимо мощи с них можно также выжимать ультра низа отдельным динамиком на каждом канале и отдельным усилителем.бухать могут достойно.но в принципе при мощном усилителе и с этого можно выжать пропасть в ориентации.респект полюбому за такие поделки!