Изготовитель: ПО «Вега», г. Бердск.
Назначение и область применения: для высококачественного воспроизведения музыкальных и речевых программ в стационарных бытовых условиях. Рекомендуемая мощность высококачественного бытового усилителя 20 – 25 Вт. Акустика СССР.
Технические характеристики 15 АС-109 «Вега»:
2-х полосная полочная АС с фазоинвертором
Диапазон воспроизводимых частот: 50 (-8 дБ) – 20000 Гц
Неравномерность АЧХ в диапазоне 100-8000 Гц: ±4 дБ
Чувствительность: 84 дБ (0,317 Па/√Вт)
Сопротивление: 4 Ом
Минимальное значение импеданса: 3,6 Ом
Номинальная мощность: 15 Вт
Паспортная мощность: 25 Вт
Кратковременная мощность: 50 Вт
Используемые динамики: 25ГДН-3-4 и 10ГДВ-2-16
Частота раздела фильтров: 5000 Гц
Направленность в вертикальной плоскости: ± 6° (в горизонтальной: ±5°)
Гармонические искажения при звуковом давлении 90 дБ на частотах:
250 – 1000 Гц: 2%
1000 – 2000 Гц: 1,5%
2000 – 6300 Гц: 1 %
Размеры: (ВхШхГ): 360х220х190 мм
Вес: 6,6 кг
Описание 15 АС-109 «Вега»:
Корпус АС выполнен в виде прямоугольно неразборного ящика, фанерованного шпоном ценных пород дерева. Лицевая панель закрыта декоративной пластмассовой накладкой, служащей одновременно декоративным обрамлением для головок НЧ и ВЧ громкоговорителя. Внешние размеры по корпусу, без лицевой накладки – 360х220х163 мм.
Головки установлены на лицевой панели АС вдоль центральной вертикальной оси симметрии. Все головки закрыты защитными сетками. В верхней части лицевой панели крепится декоративный шильдик с названием АС; под шильдиком имеется отверстие – выход фазоинвертора, закрытое декоративной решеткой. Размеры фазоинвертора: 68х19 мм, длинной 190 мм. Частота настройки – 45 Гц. Выход для подключения АС к усилителю находятся на задней стенке и осуществляется через шнур с разъемом “точка-тире”.
15 АС-109 без лицевой накладки:
Электрически фильтр 15 АС-109:
НЧ динамики 25ГДН-3-4:
Труба фазоинвертора:
Внутренний объем АС – 8,5 л. Для уменьшения влияния на АЧХ звукового давления и качество звучания АС резонансов внутреннего объема корпуса, он заполнен звукопоглотителем.
Задняя сторона 15АС-109:
Внутри корпуса на фанерной доске смонтированы электрические фильтры, обеспечивающие электрические разделение полос АС.
Одиссей + 15 АС-109:
Всех с Праздником !
Вчера замерил номиналы в фильтрах своих 15 АС-109.
На левой АС L2 не совпадеет со схемой, на обеих R2 больше схемного.
Кто подскажет как влияют данные отклонения на звук ?
На деталях, как правило, написаны предельные отклонения. Для МБГО и т.п. до +-10%. Идеальных деталей не бывает.
На звук не влияет.
Ставите обе колонки впритык рядом, напротив себя, провода тянете к себе, соединив земли вместе, звук от усилителя подаете по очереди на каждую колонку, и вслушиваясь , решаете, есть отличие в звучании или его нет. Это будет ваше личное мнение.
Единственно L2 во второй колонке не укладывается в допуски.
R2 давит отдачу пищалки до уровня басовика. И ежели резистор в реале большего сопротивления, чем по схеме, значит,к тупому басовику приделали пищалку нормальной чувствительности, удавив её большим сопротивлением R2 , по факту. Схема, значит, была дана исходя из средней чувствительности примеренных басовиков, а вашим колонкам попалась партия тупых басовиков.
“Есть такая партия!” -Сказал Ильич , завсклад завода на вопрос , где можно взять хоть какие-то динамики для спасения плана по выпуску ширпортеба.
Александр Сергеевич, Вы всерьёз думаете, что на веговском конвейере кто-то что-то слушал?
По своему скромному опыту работы на радиозаводе, могу сказать, что рабочий аппарат на выходе считался нормой, а настройка, это уже как работяга на ленте сделает. Или вообще ничего не сделает.
P.S. Через неделю после установки вибростенда конвейер встал намертво. Нерабочие “гробы” заполнили даже коридоры.
Знаете, я не уверен, что колонки вообще кто-то слушал ,ещё на стадии разработки, такие везде ляпы и убогие схемы. Экономия на шпильках.
Но к динамикам нашим с каждым разом испытываю все большее уважение, жаль, ума им не дали, как положено.
На моих фильтрах оба резистора номиналом 8.2ом на обеих колонках…
Номиналы должны соответствовать указанным в схеме. Если номиналы резисторов в фильтрах двух колонок отличаются между собой, то колонки будут звучать по разному. Это заметно на слух – одна колонка относительно другой будет звучать более (или менее) выразительно.
Аудиостроитель, А.Б., Инженер – всем спасибо !
Всем здравствуйте !
Кто может подсказать каким проводом намотать катушку L2 ?
Хочу сделать заново катушку т.к. у родной в одной АС индуктивность меньше нормы в 2 раза.
Для 4-омного динамика нужна катушка с омическим сопротивлением в 5 раз меньше импеданса
динамика- что так себе и в 10 раз меньше, что неплохо. А по-нашему, мотаете катушку проводом 1, 5 мм минимум.
Можно 0,5, там мало витков и сопротивление не важно.
Чем тоньше катушечный провод, тем больше падает чувствительность нч головки. Даже если там 0.2микрогенри
Алексей, эта катушка стоит параллельно вч головке. Допускается сопротивление в 2-3 Ома. Даже желательно.
Там жилы 0,8 мм в диаметре, мерял по лаку.
Родные да, но это лишнее.
Донамотай, тем же что и есть, Я так сделал, норм
Да, лучший тест – “слепой” тест! Вчера ехал в автобусе, работало радио, песня – попса, к которой равнодушно отношусь в принципе, цеплять нечему, кажется Слава пела.
Так вот сижу и ловлю себя на мысли, что нравится, нравится сама подача звука, аж дома переслушать песню хочется – бас не характерный для штатной автобусной АС, да и автоакустики в целом до 16 дюймов, остальные частоты тоже норм. Выхожу на остановке – и нисколько не удивлён : у водителя стоит наша родная Вега 15ас-109! Качество, проверенное временем!
Это так. В начале 2000-х , не зная ничего про динамик 25ГДН3-4, смакетил на базе 15АС-109 неожиданно звучную 2-полоску, просто вырулив ачх и звук микрофоном. Потом кому-то подарил. Сегодня понял секрет успеха этих колонок. Это сам басовичок. А пищалку туда можно любую приделать.
Один добрый знакомый с моей подачи тоже поменял мнение о советских динамиках. Сейчас неспешно собирает из них прекраснозвучные колонки. Благо, человек он с отменным слухом и есть опыт настройки колонок плюс хорошая измерилка. И тоже считает наши 30ГД-2, 8ГД1-25 , 25ГДН3=4 , и новоделы 2ГДШ-16- лучшими .
15АС-109 – не надо, хотя бубнилки из них получаются неплохие. Высокие картонные, средние как будто помоями облитые, низы – трухлявые и бубнящие, лучше уж S-30b приобрести.
это практически копия S-30b (ничего не переделывая поднять слегка звук можно снятием решетки перед ВЧ динамиком).
Были одни и другие с новья в 80-х, две большие разницы по звуку, внутрь не лазил. 15АС-109 на шкаф отправил пылиться, а Radiotehnika S-30B слушал, хотя тоже не фонтан, баса если много или погромче сделаешь – захлёбывались.
Они обе мало того, что инверторные, с особенностями, так ещё обе сочинены от балды и по понятиям с уродскими фильтрами , негодными пищалками. Требуют доводки и настройки, результат сильно другой. Без доводки останется слушать, страдать и сетовать .
Схемы полны ошибок.
Это легко можно проверить.
На скрине расчет исходя из частоты разделения 5кгц
Эти программы и формулы по расчёту фильтров нужны лишь для начального определения номиналов. Дальше идёт подбор по звучанию. Так что, указывать на ошибки в схеме, ссылаясь на калькулятор лишь показывает, насколько мало у Вас опыта.
ага… подбор конденсаторов по звучанию… подбор проводов по звучанию )))) xD
в 15ас109, кстати, фильтры на деле почти соответствуют расчету. Есть не большой разброс.
Вы не учитываете факт, что в таких калькуляторах импеданс и частотная характеристики условно идеальны.
У Вег всё нормально с фильтром,вообще,одни из лучших АС СССР такого размера. Основная проблема – брака много,ошибки в сборке бывают, не те номиналы( не по схеме). Все это особенно выражено в поздних изделиях.
Угу. Идеально с фильтрами. Вот, прям, верю ! Катушка басового фильтра- немыслимой индуктивности ,чудовищные 250 микрогенри. Парад неслыханной щедрости. Там 1 миллигенри надо для ровной ачх и правильного звука. А с родными филтрами- будет верещать, громко. Пацанам нравится.
Во первых,я не говорил,что идеально. По замерам,у них,по АЧХ, всё отлично,особенно у НЧ с блестящим пыльником,там нет пиков на 4.5-5к герц. К ВЧ вопросы есть,у многих экземпляра 10гдв 2 есть пики на 12-13к герц,но если подобрать пару,отличные компактные АС.
С 1мГн скорее всего нужна будет уже другая ВЧ головка. Та, что в них с завода, низко играть не умеет.
Слушал эти колонки когда-то у товарища. Кроме излишнего “цикания” на верхах, большого криминала не заметил. Из советских двухполосок наверное одни из лучших.
Вообще-то у данных колонок на НЧ фильтр первого порядка + цобель. А не второй как на вашем скрине.
И то, что показывает этот калькулятор – это для идеального варианта, а не для реальных динамиков. Собрав по нему, на выходе может получится все гораздо хуже чем с завода. Я даже более чем уверен что оно так и будет.
это не легко проверить, не имея под рукой приборов и динамиков, которые нужно измерить на частоте среза перед вводом данных в онлайн калькуляторы расчётов фильтров
С сабвуфером звучат изумительно (все что ниже 60 обрезано сабсоником), нижние частоты отыгрывает сабвуфер. Пищалки правда я установил 6гдв 6М-16. Звучат куда лучше шепелявых 10гдв-2.
У меня такой вопрос почему указанно верхнея граница в 20000гц если в 10 ГДВ-2-16 указано 25000гц ? Фильтр душит ?
Вч фильтр по верху никого не душит.Все дело в измерениях самой полосы, у кого какая рулетка.
По -6 дБ будет 20 кГц
по -12 дБ будет 25 кГц
В этом плане очень интересны полочные техниксы с-1000 с мощнейшим низкочастотником концертного типа с подвижкой усаженной на !!!четырехдюймовую!!! катушку и заявленной частоткой 20-30000Гц, а то, что с 20-ти до 50-ти герц идет подъем в 20дБ японцы тактично умалчивают….
Внимание!
Фильтры у 25АС-101 и 15АС-109 разные!
1 мои 25АС-101
2 сравнение схем из паспорта
3 схема от 25АС-101
(схема таже но другие номиналы катушек и конденсаторов)
С каким фильтром звучание лучше??
Спасибо за схемы. Вот только теперь сижу и думаю, у меня 15ас 109, а схема наверное 25ас 101. Колонки были разобраны шпон тоже пришлось ободрать. В общем когда все приводил до ума даже не обратил внимание на катушки где какая. Когда собирал ту на которой больше витков поставил на НЧ, а видать она на ВЧ)).
Всем добра, хотел спросить, а какой колпачек лучше, блестячий или бумажный, на звук как-то влияет?
Блестящий не продается насколько мне известно. На прочность, он мягче бумажного.
Блестящий для красоты, бумажный для звука. На ютюбе было видео сравнивались такие колонки с разными колпачками и разными динамиками просто как звучат.
С каким фильтром звучание лучше??
Берите заводской от 15АС-109. Катушки там одинаковые.
Всем привет.
Решил доработать 15 АС – 109 , так как нч динамики не нравились по воспроизведению части спектра. Выбрал подходящий динамики Visaton AL130/8 . Снял АЧХ до замены динамиков. Фильтры в двух ас идентичные, но из-за допуска конденсаторов – на одном фильтре на частоте среза была “яма” 12 дб – решил проблему допайкой конденсатора 4.7мкф поверх мбго 1мкф. С двух АС снял АЧХ – график приложил.
Звучание стало более глубоким, бас быстрым и хлестким. ВЧ оставил 10ГДВ-2 – так как сравним с Vifa BC25TC15-04 (фильтры настраивал и под эти вч) , 10ГДВ – 2 в данной связке на слух понравились больше.
– один вопрос пока не решил – откуда взялась яма на 250 Гц – есть мысли что из за малого объема корпуса.
Прикреплю дополнительное фото – замены нч в 15АС-109
Пластилин зачем?
Сергей, фанерные листы были со сколами. Пластилин хорошо заполнил пустоты.
Приветствую всех. Акустика 15АС-109, схема соответствует, динамики нормальные, заменён поролон, всё герметично. В принципе звук устраивает, не очень понравились басы. Кинул сигнал от генератора и обнаружил приличный на слух подъём в районе 130гц. Конденсаторы в фильтрах соответствуют, индуктивности две одинаковые по количеству витков, индуктивность померить нечем. С другой акустикой подъём не наблюдается.
Приветствую!
Даже интересно. А вторая АС на том же месте при измерении стояла в комнате?
Да, на том же месте.
Брал с рук в отличном внешнем, не вскрытые, для комнаты в 12 кв. Ну что сказать… в итоге, плюнул и подарил знакомому, взял JBL E30 (тыловики от комплекта) – вот небо и земля, доложу вам. Усилитель – бюджетный Technics SU-V45A.
Много комментов, а толку мало, один АБ написал умную мысль про катушку в 1мГ, но тема имеющегося фильтра не раскрыта, попробую это сделать. Итак, первоначально колонки шли с динамиком 15гд-14, с картонным колпаком, этот динамик давал выброс на 4,5 – 5кГц, единственный смысл НЧ фильтра данной АС – убрать этот выброс, т.е. при наличии нормального динамика, каким был уже более поздний, с блестящим колпачком, этот фильтр вовсе не нужен, всё равно на баланс баса и середины он не влияет, а ведь именно для этого обычно и ставят НЧ-фильтр. Далее, ВЧ-фильтр тут выбран типичным для отечественных АС, чтоб обеспечить работу головки на частоте близкой к её резонансу, ставится Т-образный фильтр, дающий вдвое более крутой спад, чем даже фильтр по Чебышеву (который ломает АЧХ почти на 90 градусов), вторым достоинством этого решения является защита от подводимой чрезмерной мощности, об этом уже много раз говорилось на форуме. Недостаток фильтра – невозможность фазового согласования с соседней НЧ-СЧ полосой. Путь лечения один единственный – снизить резонанс ВЧ-головки и подключить её первым порядком с режектором на резонанс, НЧ динамик подключить просто через катушку 0,7мг. Подключение строго противофазное. Конденсатор для ВЧ 1,5-2мкф, уровень устанавливается резистором в цепи ВЧ-головки, либо резисторным делителем, что более правильно, можно просто поставить резистор 16ом параллельно ВЧ-головке и конденсатор выбрать примерно 3,3-4мкф. Режекторный контур для последнего варианта включения ВЧ головки+резистор, будет состоять из последовательно цепи катушка 0,05мГ+конденсатор 12-20мкф (подбирается по АЧХ), данная цепь ставится параллельно ВЧ-головке (внимание! эти данные для стоковой пищалки без её доработок! в случае снижения резонанса до 2-2,5кГц необходимо номиналы контура изменить, они будут такие: 33мкф+0,14мг). После подобной доработки звук АС приблизится ко звуку высококачественного одиночного широкополосного громкоговорителя.
нет измерений
АЧХ после всех мероприятий получается линейная, при исправных динамиках 80-10000гц +/-3дб.
А где можно ачх посмотреть, скрин есть?
Доброго времени суток, уважаемые форумчане!
Кто может подсказать какой поглотитель и сколько его должно быть внутри этих колонок? достались такие, “использовались в качестве студийных мониторов”, как сказал предыдущий владелец. Звучание отвратное! Позже я понял, почему: в одной колонке НЧ динамик был заменён на 25ГДН-1-4, и в обеих отсутствует звукопоглотитель. Купил пару 15ГД-14, буду восстанавливать.
В моих был приклеен поролон на заднюю стенку толщиной примерно 15 мм. Больше ничего.
Тут спрашивали про колпачок. Динамики с блестящим пластиковым имеют неприятный дефект – при большой подводимой мощности он просто начинает “щёлкать”. Дефект был описан по моему ещё в “Радио”.
Да, в ж.Радио 1977 года в отношении динамика 6ГД-6 Салтыков об этом писал.
Пластиковый пылезащитный колпак в 15ГД-14 вообще вызывает недоверие.
Исправьте габариты ящика 360х220х163 (вместо 190)
163 мм с накладкой или без?
Без, сам ящик (по дереву). Для расчетов важнее внутренние размеры ящика : 334 х 194 х 136 , или его объем – 8,8 литра. С вычетом объема, занимаемого фазоинвертором, магнитными системами динамиков с частью корзины, элементами фильтров, полезный объем получается не менее 8 литров. Что соответствует (или равно) справочному значению эквивалентного объема ( Vas) 15ГД-14 (25ГДН-3-4).
Полезно знать и полный размер и размер по ящику.
Достались недавно, год выпуска 1987… Практически в идеальном состоянии, снял динамики, вычистил трухлявый от времени поролон, пока больше ничего кроме измерений ящика не делал. Должен сказать корпус гораздо добротней, чем у популярных S-30В, которые так-же недавно разбирал. Фанера толще, резиновые прокладки под динамиками.
15АС-109 размеры:
Внутренние размеры: 330 х 190 х 135 мм , Vb=8,46 л
ФИ: 67 х 17 х 180 мм , Sотв=11,39 см^2
Fфи~45Гц