10ГДШ-1-4 или 10ГД-36К модификация головки 10ГД-36-40, которую разработал ВНИИРПА им. А.С. Попова. Она предназначена для однополосных как встроенных, так и выносных громкоговорителей, входящих в комплексы бытовой радиоприёмной аппаратуры, трактов звукового сопровождения телевизионных передач. Изготавливалась головка на заводе «Акустика», в г. Знаменка, Украина.
Основные технические характеристики 10 ГДШ-1 (10 ГД-36):
Диапазон частот: 63 – 20000 Гц
Чувствительность: 90 дБ
Звуковое давление: 0,8 Па
Коэффициент гармоник на частотах:
80 – 125 Гц: 8%
200 – 630 Гц: 5%
1000 – 10000 Гц: 3%
Сопротивление: 4 Ом
Паспортная мощность: 10 Вт
Долговременная мощность: 15 Вт
Кратковременная мощность: 20 Вт
Основной резонанс: 40 Гц (±8 Гц)
Полная добротность: 0,6 – 1
Эквивалентный объем: 60 л
Габаритные размеры: Ø200х87 мм
Вес: 1,2 кг
Конструкция 10 ГДШ-1 (10 ГД-36)
Конструкция головки 10ГД-36-40 обеспечивает эффективное воспроизведение как низких так и высших частот звукового диапазона. Рама изготовлена методом литья под высоким давлением из алюминиевого сплава. В магнитной системе использован кольцевой ферритовый магнит марки 22РА220.
Магнитная цепь 10 ГДШ-1:
- Кольцевой магнит марки 22РА220 размером К85х35х15 мм;
- Керн диаметром 25 мм;
- Верхний фланец с отверстием диаметром 27,6 мм;
- Радиальная ширина воздушного зазора 1,3;
- Высота воздушного зазора 4,75 мм;
- индукция в зазоре 0,85 Тл.
Подвижная система 10 ГДШ-1:
- Звуковая катушка, намотанная проводом марки ПЭВЛ диаметром 0,18 мм, намотка двухслойная, в первом слое 33 витка, во втором – 30, омическое сопротивление 3,6 Ом (±0,54 Ом). Каркас звуковой катушки изготовлен из бумаги электроизоляционной марки ЭН-70. Высота ЗК 22 мм, внутренний диаметр 25,7 мм, внешний (вместе с намоткой) 26,8 мм.
- Диффузор и высокочастотный конус из бумажной массы.
- Подвес гофрированный синусоидальной формы из пенополиуретана.
- Центрирующая шайба из пропитанной ткани.
Замена полиуретанового подвеса:
Т-С параметры 10 ГДШ-1:
fs 37.1 Hz Qms 7.246 Qes 0.954 Qts 0.843 Fts 44.0 Mms 12.94 g Cms 1.426 mm/N Rms 0.416 kg/s Vas 97.92 litres Bl 3.556 Tm Eta 0.50 % Lp (1W/1m) 89.18 dB Dd 16.74 cm Sd 220.0 cm^2 Added mass 11.80 g |
fs 35.7 Hz Qms 7.119 Qes 0.756 Qts 0.684 Fts 52.2 Mms 12.30 g Cms 1.617 mm/N Rms 0.387 kg/s Vas 111.01 litres Bl 3.650 Tm Eta 0.64 % Lp (1W/1m) 90.24 dB Dd 16.74 cm Sd 220.0 cm^2 Added mass 11.80 g |
Материал прислали: ArTesla, Сибиряк
Привет всем. Очень заинтересовала информация по ТХ головок 10ГДШ-1. Сколько живу, столько были у меня в пользовании именно эти динамики. И вот закралось у меня сомнение в данных приведенных здесь! Почему указано: Эквивалентный объем: 60 л? Ведь это просто нереально. Данные приведенные здесь неверны. Порылся в источниках и вижу, что завод-изготовитель приводит совершенно другие цифры. Я думаю, что данные завода как раз верно дают значение “Эквивалентного объема”!!!
Вот с таким объемом реально создать акустический ящик.
Акустический ящик создать невозможно в принципе, но эти головы отлично играли у меня в серванте (в двух частях, разделённых перегородкой) подпёртые книгами и т.п. Почти акустический экран. Стёкла я вынул, в головы имели некое подобие передней стенки из кусков ДСП. Так что им и ФИ возможно подойдёт (это не фазоинвертор, если что), но нужны измерения параметров ТС.
Аудиостроитель, говоришь – невозможно? Да что ты?! Люди на этих динамиках делают и ЗЯ объёмом литров в 60, и TQWP с настройкой “трубы” на частоте около 45-50Гц и всё всех устраивает. При некоторых ухищрениях с доработкой они и в ФИ довольно-таки неплохо работают.
Здешние аудиофилы всё преувеличивают. Люди слушают свою акустику и радуются. И вдруг обрушивается критика. Всё у тебя не так и не эдак. И начинаются проблемы. Но у меня есть возможность проверить (есть и приборы , и микрофоны , и музыканты со слухом). И эти динамики обследовал. Для них объём хорош от 12 литров и до бесконечности. Бесконечность у меня это дыра между кухней и комнатой. Кухня – колонка (500 литров).Переходник – фанера толщиной 20мм. с отверстием для динамика. И звучит отлично. АЧХ лучше не придумаешь. Я бы выложил график , но не получается. Болтанки и гудения нет. Отличие от 12 л. – низов побольше.
В статье не указанно, какой завод или кооператив их выпускал?
Ну как же, сказано: город Знаменка, Украина.
ещё TS
Разобрал 10ГД-36К, катушка слабая 10Вт – это максимум, высота намотки 6 мм, пролачена слабо, провод для 10Вт тонкий всего 0,18 мм. Магнитная система – фланец тонкий, зазор чуть больше чем указанные 1,3 мм и составляет 1,32 мм, если ещё учитывать толщину медного колпачка на керне, то общий зазор будет ещё больше, соответственно индукция низкая. Отдельная тема звучание этого динамика – высокие частоты по громкости впечатляют! Но послушайте по-внимательнее, не улавливаете искажений? Кривые АЧХ как на втором графике в начале страницы. Считаю, большой ход этому динамику противопоказан, логично их устанавливали в небольшие колонки. В тоже время никому не запрещается слушать тихо в любых даже самых огромных корпусах, ставить по несколько штук и т.п. творчество.
Недостатков в этом динамике больше чем, достоинств. Непонятно куда его ставить с такими параметрами. Искажения 8%, мощность всего 10 Вт, добротность высокая, эквивалентный объём большой, АЧХ на высоких кривые. Провод намотан всего 0,18 мм хотя там ещё 0,4 мм зазора остаётся, провод 0,2 спокойно умещается и высоту намотки тогда можно увеличить до 10…12 мм. Рупорок даёт громкие, но искаженные ВЧ, поэтому его лучше отклеить и поставить дополнительно пищалку. Толщина фланца тонкая, лучше ставить магнит от 25ГДН-1-4 (10ГД-34), 6ГД-6 и катушки от них. У МС от этих динамиков нет медного колпачка на керне, но он и не особо нужен, только индукцию снижает. С доработкой получается динамик похожий по параметрам на Visaton
На взгляд человека, основывающемуся на вспышки интуиции и сравнительный анализ отпечатавшейся памяти базы конструктивных особенностей динамических громкоговорителей, но полным отсутствием физико-математической базы по расчетам, проведению измерений параметров и, как следствие, подбору акустического офоормления и компонентов, влияющих на изменение воспроизводимых ими звуковых программ и сигналов, рискну заметить, что в конструкции корзин этих замечательных динамиковне хватает “полки” для размещения плоской ЦШ в более-менее корректном для продольного и минимального поперечного перемещения подвижной системы. С высоты тяжести недуга, классифицированного, как одна из разновидностей шизофрении(болезни УМНЫХ людей, что в принципе противоречит описываемым в трактатах профессоров психиатрии, выявивших и исследовавших заболевание, обозначенное метафизической интоксикацией, имеющий одним из основных признаков отсутствие вразумительного объяснения, мотивации и причин излагаемых суждений, основанных лишь на косвенных(в силу недостаточной ширины кругозора и не свойственного больным, страдающим шизофреническими отклонениями, владения материала на поверхностном уровне), наглости и дерзости, позволяющих мне относительно безосновательно делать заявления об ошибках допущенных группами людей, профессионально подготовленных для конструирования обсуждаемого выше изделия, а также имеющих в запасе выверенные до мелочей готовые аналоги от зарубежных производителей из дружественных, или соперничающих государств, Институтов и профильных КБ сознательно, либо непреднамеренно.
Из опыта, несколько раз упирался в непредсказуемый результат после установки новых подвесов. Оказалось, что даже мизерные перекосы при поршневой работе 10гдш могут вносить жуткие искажения. Это, как мне подсказывает что-то внутри меня, связано с толщиной провода и количеством витков, расположенных в магнитном зазоре(B*L). Даже минимальное нарушение соосности магнитной цепи и катушки перекосом выносят достаточно большое количество витков катушки из магнитного зазора, что способствует снижению качества в корректной работе громкоговорителя, в то время, как легкая подвижка и “пылезащитный рупорок” способствуют повышенной чувствительности при звуковоспроизведении искажений, спровоцированных перекосом намотки. Установка переходных колец высотой 8-10мм с диаметром около 120-130мм для посадки плоской ЦШ вместо стандартной мостиковой на дне корзины, чудесным образом помогала нивелировать эти перекосы при движении катушки. Но это субъективный опыт, контроль отсутствия искажений осуществлялся уставшим ухом и воспаленным мозгом рукоблуда, без стыда и сомнения вносящим изменения в изделия расчитанные профессионалами, поэтому за истину в крайней инстанции приниматься не может и не имеет права.
Увеличение сечения эмальпровода повлечет не только поперечное заполнение магнитного зазора, но и сужение диапазона воспроизводимых частот по причине уменьшения количества витков в продольной проекции зазора и, как итог, снижению того же самого силового фактора (B*L), что тоже не лучшим образом отразится на конечном изделии. Интересно было бы оттестировать катушки, намотанные шиной прямоугольного сечения, уложенной на ребро. Там уже можно было бы и магнитные цепи усилить, и запытать керны, имеющие различные профили с разной длиной, а также вентиляционными каналами… Относительно материала подвесов для 10гдш в своем случае с некоторого момента готов/согласен/применяю только ткань, пропитанную латексом.
Ув. Сергей Гудков, имея в арсенале железо для сборки пары динамиков, могу изготовить полностью идентичную пару для исследований, измерений, получения опыта. От заводских на глаза будет весьма много отличий, как в конструкции, так и в измеряемых параметрах. Если Вы тоже из СПб велкам к сотрудничеству категорически отрицающее одностороннюю, или обоюдную материальную заинтересованность и нацеленное исключительно на ознакомительный характер с целью получения опыта и выявления конструкции ГД более грамотной, чем вымученной толпой советских ПТУшников, обученных в лучших учебных заведениях страны, имеющих уклон в сторону радио, кино- и телеиндустрии, политехнического, энергитического и металлургических направлений.
“Из опыта, несколько раз упирался в непредсказуемый результат после установки новых подвесов. Оказалось, что даже мизерные перекосы при поршневой работе 10гдш могут вносить жуткие искажения”
В подтверждение Ваших слов могу продемонстрировать АЧХ динамиков с новыми подвесами, которые приклеивались без центровки.
Измерения делались с расстояния 15см, в родном ящике Маяк 15АС-233
Зеленый – новый подвес, желтый – старый, высохший.
Видно, что старый подвес даже в высохшем и потрескавшемся состоянии дает более ровную АЧХ в диапазоне от 1 до 9 килогерц и нет такого длинного провала от 4.5 до 10к.
Но эту проблему я решил обрезав его фильтром и добавив более ровный ВЧ 🙂
А не надо приклеивать абы как. Чтоб приклеить подвес грамотно, динамик нужно разобрать. И не верьте брехне про горячую центровку с помощью звукового генератора – это всё дерьмо!
Мне не нравятся электромеханические измерения акустики. Возможно я ещё не киборг слушать электронщину. Я предпочитаю живые инструменты и голоса. Самая лучшая акустика это три полосы и три усилителя плюс……. Мы уже давно можем себе это позволить.
Смущает, что поверхность катушки и участок, к которому подклеен дифузор и шайба – зеленого цвета. Вопрос: не на цапонлак ли клались витки?
Ну, тогда понятно, чем обусловлено сползание витков у катушек и их деформация от малейшей игры влажности или температуры. Везде на заводах была халтура.
Интересно, а есть ли у кого реальный опыт по перемоке катушек на нем, под 8 ом. Изменяться ли параметры звучания и в лучшую ли сторону. И есть ли смысл приклеить противомагнит.
Можно рассчитать примерно. Все оставить, но катушка на 8 Ом? Противомагнит даст увеличение индукции в зазоре.
«Интересно, а есть ли у кого реальный опыт по перемотке катушек на нем, под 8 ом»
Я перематывал (был конкретный заказ – перемотать 10ГД-36К на 8 ом, т.к. кажется, у Заказчика ламповый усилитель имел выходной трансформатор “под 8 ом”);
результат работы положительный.
Нужно мотать проводом d0,14мм, высота намотки прежняя.
«Изменяться ли параметры звучания и в лучшую ли сторону»
Сопротивление меняется с 4-х до 8-ми Ом, добротность немного увеличивается – не могу сказать, можно ли эти изменения оценить, что они “в лучшую сторону”?
Динамики перематывались под конкретный заказ и для Открытого Оформления.
Заказчик остался доволен.
«И есть ли смысл приклеить противомагнит»
Я это не делаю…
Если нужно усилить магнитную систему, то добавляю дополнительное магнитное кольцо, но включённое в магнитную цепь, а не приклеиваю кольцо сзади на МС.
На мой взгляд, в приклеивании противомагнита на МС нет большого смысла, т.к. в этом случае индукция в зазоре увеличивается очень не много, до 3–5%, если вообще имеется такое увеличение (вот, например, Олег рассказал, что «противомагниты приклеивал. Изменений в подаче звука, на слух, абсолютно никакого» https://ldsound.info/10-gdsh-1-4-10-gd-36k/comment-page-3/#comment-103846)
Однако наряду с этим, то же самое магнитное кольцо, но не приклеенное сзади на МС, а включённое в магнитную цепь – приводит к повышению индукции до 20–25%, что намного больше “простого противомагнита”; но это требует бо’льших трудозатрат.
Перемоткой не занимался, но противомагниты приклеивал. Изменений в подаче звука ,на слух ,абсолютно никакого.Другая тема –
приклеять неодимовый,, пятачек,, на керн.Вот это, на мой взгляд, намного действеней. Где то тут на форуме обговаривали этот вопрос. Но пока в распоряжении нет динамиков под ремонт,что бы это испробывать.
Такой магнитик стоит половину динамика
«Другая тема – приклеить неодимовый “пятачок” на керн …»
«Такой магнитик стоит половину динамика»
И здесь ещё один нюансик имеется…
У неодимовых магнитов – низкая “Точка Кюри”, из-за чего у магнита, к примеру, марки “Н35” допустимая рабочая температура 80 градусов Цельсия.
Но при такой конструкции – неодимовый диск будет располагаться в непосредственной близости от обмоток звуковой катушки.
И если температура обмотки поднимется до 90–100 градусов (что вполне реально), то магнит “утратит” свои магнитные свойства…
Сергей, я не знаю, музыкальных предпочтений предполагаемого слушателя, но при разогреве катушки 10ГДШ-1 выше Точки Кюри уровень искажений будет таков, что звучание будет омерзительным. Целесообразнее не перематывать катушку на 8 Ом, а поставить последовательно ещё хотя бы один динамик.
«… при разогреве катушки 10ГДШ-1 выше Точки Кюри уровень искажений будет таков, что …»
Дело в том, что “80 градусов” – это не “Точка Кюри”, а (согласно ТУ) предельная рабочая температура; а “Точка Кюри” – это где-то около 200 градусов.
Так вот, при разогреве до “Точки Кюри” магнит перестаёт быть магнитом (по-простому – превращается в дерьмо);
а при нагреве до более низкой температуры (например, до 90–120 градусов) – магнитные свойства не исчезают полностью, а лишь частично ослабляются.
Просто смущает конструкция, в которой диск из неодимового магнита расположен в непосредственной близости от обмотки звуковой катушки (там – расстояние может быть около 1 мм).
Да и от случайной (незапланированной) перегрузки никто не застрахован…
«Целесообразнее не перематывать катушку на 8 Ом, а поставить последовательно ещё хотя бы один динамик»
Наверное, вы правы…
Но в тот момент я выполнял конкретный заказ;
и, кстати, модификация динамика 10ГД-36К на 8 ом мне самому очень даже понравилась.
Вопрос был: «Кто перематывал 10ГД-36К на 8 ом(?) – типа поделитесь результатами…»
Это верно. Два таких динамика это что надо.
Магнит динамика может нагреться до 450 градусов .
Статья с этого сайта https://ldsound.info/magnet-alnico-ferrite-cobalt-neodymium/
Сейчас перематывал катушку 10 ГДШ-1, обратил внимание заводская была намотана проводом диаметром 0,16 мм по меди, в первом слое содержала 30 витков, во втором – 27.
А позволь узнать, как ты узнал, что по меди столько-то? Как зачистил жилу?