Первая 4-х полосная акустическая система от компании Yamaha, в которой на СЧ и ВЧ динамиках используется мембрана из чистого бериллия. Изготавливалась в Японии, в 1978 году.
Характеристики модели YAMAHA NS-890:
Диапазон воспроизводимых частот: 40 – 20000 Гц
Чувствительность: 92 дБ/Вт/м
Сопротивление: 8 Ом
Номинальная мощность: 40 Вт
Максимально допустимая входная мощность: 80 Вт
Используемые громкоговорители:
НЧ: ∅300 мм, конусный JA-3065
Мидбас: ∅120 мм, конусный JA-1205
СЧ: ∅50 мм, купольный JA-0521
ВЧ: ∅30 мм, купольный JA-0520
Частоты раздела кроссовера 600 Гц, 2000 Гц и 6000 Гц
Размеры (ВхШхГ): 745х375х317 мм
Вес: 31 кг
Описание YAMAHA NS-890
Корпус полностью герметичен и имеет поверхность с отделкой под дуб, только передняя панель выполнена в черном цвете. Вся поверхность выполнена из одного и того же материала – ДСП, и каждая панель соединена вместе с помощью прочного клея, образуя цельную конструкцию. Толщина дефлектора и задней панели составляет 25 мм, остальная часть имеет толщину 18 мм и усилена в различных местах.
СЧ и ВЧ динамики оснащены регуляторами уровня с плавной регулировкой. Рама каждого громкоговорителя изготовлена из литого под давлением алюминия.
Низкочастотный диапазон оснащен НЧ-динамиком с диффузором диаметром 300 мм. Бумага диффузора конического типа с гофром, который подавляет вибрацию и обеспечивает широкий поршневой режим работы головки. Подвес изготовлен из уретановой пены. В магнитной цепи используются ферритовые магниты диаметром 156 мм и весом 4,4 кг, с общим магнитным потоком 200000 максвелл и плотностью магнитного потока в 10000 гаусс.
Каркас звуковой катушки изготовлен из нейлонового волокна Nomex компании DuPont. Намотка катушки выполнена медным плоским проводом. Керн имеет медный колпачок.
Мидбас оснащен диффузором диаметром 120 мм. Диффузор изготовлен из тщательно отобранных материалов и имеет небольшой вес. Подвес изготовлен из ткани, специально обработанной материалом на основе смолы, что в достаточной степени улучшает линейность по амплитуде в пределах рабочей полосы частот. Звуковая катушка намотана медным плоским проводом с диаметром намотки 42 мм. Магнитная цепь представляет собой ферритовый магнит диаметром 90 мм и весом 1 кг с общим потоком 60500 максвелл и плотностью потока 11300 гаусс. Чтобы избежать влияния НЧ-динамика, позади него предусмотрена тыловая полость, заполненная большим количеством стекловаты для подавления нежелательных резонансов.
Среднечастотный диапазон оснащен куполообразной бериллиевой диафрагмой диаметром 50 мм. Диафрагма, использующая особые свойства бериллиевого материала, напрямую соединена со звуковой катушкой, с намотанной по медным плоским проводом, прошедшим термостойкую обработку. Все это поддерживается тангенциальным подвесом из специальных волокон с двойным покрытием из вязкоупругой и термореактивной смолы.
В магнитной цепи используется магнит диаметром 100 мм и весом 1,2 кг с общим потоком 72000 максвелл и общей плотностью потока 15500 гаусс. Воздушная камера с коническим полым керном подавляет нежелательный резонанс за диафрагмой и снижает искажения при высоких уровнях входного сигнала. Перед диафрагмой установлен акустическая линза для улучшения направленности.
Высокочастотный диапазон оснащен купольным твитером. Мембрана представляет собой бериллиевую диафрагму, отлитую в форме купола диаметром 30 мм, напрямую соединенную с намотанной по краю звуковой катушкой из термообработанного алюминиевого плоского провода и поддерживаемую тангенциальным подвесом из специального волокна с двойным покрытием из вязкоупругой и термореактивной смолы. Конструкция схожа с СЧ динамиком. Керн имеет коническую форму, а зазор заполнен звукопоглощающим материалом для подавления нежелательных резонансов внутри устройства. В магнитной цепи используются ферритовый магнит размером 80 мм и весом 0,8 кг. Плотность магнитного потока 14500 гаусс, общий поток 20000 максвелл.
В фильтре используются конденсаторы MP, разработанные в соответствии с электрическими характеристиками и проверками на “звучность”.
Два среднечастотника вместо одного – почему бы и нет? Интересно, а с НЧ секцией никто не экспериментировал? Ну, типа, две головки – одна на резиновом подвесе, другая без, да каждой свой прибамбас ( после разделения полос) – резиновой – компрессор (дабы не захлёбывалась при регулировке громкости), другой (громкого боя) – экспандер (дабы друг друга замещали)…
Есть и такое. Есть когда 2 одинаковых НЧ играют разный диапазон – по высоким частотам обрезаны по-разному.
Спасибо! Сформулировал я конечно, коряво, каюсь… Просто в своё время пользуясь S-90, замечал, что нормальные басы у 30-ГД-1 воспроизводятся на относительно небольшой громкости. При превышении некого порога звук становится обеднённо – жестким, неприятным. Тогда и задумывал соорудить двухполосный бас.
Применение 2-х НЧ динамиков оправдано в редких случаях. Сейчас модно применять сдвоенную пару в ящиках типа “tower”. Сделано это из чисто эстетических соображений (сужение ширины АС для более удобного размещения в комнате). Вообще, до подаваемой мощности 30 Вт такого эффекта быть не должно. Возможно, это чисто субъективное ощущение, связанное с отражениями в помещении хорошо прослушиваемым на большей громкости. Может быть связано с проблемами в НЧ динамике, например, межвитковое замыкание, или трение катушки при нарушении соосности, что нередко проявляется при повышенной амплитуде колебаний диффузора. Вплоть до скрипа. Чудес не бывает. Попробуйте вскрыть динамик, если умеете. Или замените его. Ну, и самая распространенная причина – в искажениях усилителя. Это уже надо смотреть на осциллографе.
4-х полосные системы, как явление, хорошее, с точки зрения акустики. Поясню. Для хорошего воспроизведения низких частот нужен динамик с большим диаметром диффузора. Но это накладывает ограничения на частоту среза. Для диффузора диаметром 300 мм – эта частота равна 630 Гц. Для 1-го СЧ диаметром 120 мм частота волнового совпадения (граница поршневого диапазона – по Иофе, хотя правильнее было назвать эту область граничной частоты образованием зоны Френеля) 1600 Гц (цифры округленные). Для 2-го СЧ – диаметром 50 мм эта граница около 4000 Гц. Однако, в отличии от двух первых динамиков, выполненных на конусных диффузорах, для которых указанное условие волнового совпадения является критичным, исполнение 2-го СЧ динамика с диффузором на сферической диафрагме не вносит таких волновых искажений в АЧХ. Поэтому появилась возможность расширить диапазон его работы и уйти выше частоты наилучшей чувствительности уха. Что хорошо!
Суммируя, можно сказать, что в «Yamaha» не лохи сидели. Я не слышал эти АС, но подозреваю, что в области СЧ и ВЧ звук должен быть очень хорош!