Идея построения акустики на В-200 возникла в 2004, когда приобрели партию этих динамиков. Измерения тогда показали очень странную АЧХ, совпадающую с паспортной. На АЧХ имелась ровная полка от нижнего среза до 1 кГц, затем выше килогерца отдача резко возрастала, примерно на 10 дБ. На слух это было: невыносимая кричащая середина при полностью проваленных низах. Получив схему фирменного фильтра для В-200, я сразу повторил его в макете и убедился, что АЧХ, в целом, стала очень ровная, правда, ценой потери отдачи на СЧ/ВЧ. Тогда же мы искали средник на 8″, чтобы сшить с 15″-ми динамиками TAD и Fostex. Попытка применить В-200 в качестве средника натолкнулась на его проблемные участки на АЧХ, а именно – наличие мощного пика на 3 кГц, заметного пика на 2 кГц и неровной АЧХ в районе 5-10 кГц. Лучшим решением было отрезать Визатон от 2 кГц, подхватив далее рупорным ВЧ драйвером 2001 TAD. При этом все неприятные пики средника ушли ниже ватерлинии.
В этом варианте акустика попала на выставку в 2006 году, сам Ван ден Хул был у нас и на прощание сказал: “Такой звук – у меня дома”. Когда нужно было собрать акустику на широкополоснике 8″, изготовили сферы из стеклопластика – вновь обратил внимание на В-200. К этому моменту было много вариантов его применения самой фирмой, это – SOLO-100, SOLO-50, Квадро и др. Там везде эти динамики работали на всю полосу, дополнительные ВЧ излучатели не применялись. Вернувшись к идее широкополосной акустики, я натолкнулся на неприятный момент. Внимательное и длительное прослушивание этого динамика выявило неприятное звучание верхней средины и верхов. Одним словом это можно назвать: дешёвый звук. Для борьбы с этим явлением я провозился с месяц, перебрав гору разных фильтров к динамику. В результате получил свой вариант фильтра, что был гораздо ровнее и приятнее на слух, чем фирменный. Его я выложил на аудиопортале и оттуда он уехал в Германию, там на форуме Визатона мои фильтры с интересом обсуждали. Но, я уже принял решение уйти от широкополоса и подхватить высокие какой-нибудь качественной пищалочкой. Такая нашлась, это был SEAS 27TDFC. Низкий резонанс позволил сделать стык на 1,5 кГц первым порядком.
Aкустика на широкополосном динамике В-200 Visaton. Часть вторая.
Поскольку размер шайбы с размещённым на ней по центру В-200 не позволял втиснуть туда ещё и пищалку, была сделана новая шайба, где визатон отодвинут к нижнему её краю и получилось место для ВЧ динамика. Пришлось также подрезать фланец у высокочастотника и придвинуть его впритык к басовику, но это было даже к лучшему, поскольку уменьшаются фазовые искажения при сложении сигналов двух излучателей. Затем были опробованы разные варианты фильтров, разные частоты раздела. В итоге остался один вариант фильтра, самый простой. Катушка 2,2 мГн и ёмкость 5,6 мкФ с резистором 1,5 Ома, выровнять отдачу.
Простейшие фильтры и низкий их порядок предполагают регулировку динамиков по глубине для идеального стыка по фазе. Для этого пищала должна быть отодвинута глубже басовика на пару сантиметров. Поскольку сделать это в данной конструкции нельзя, то пришлось бы применить фильтры второго или третьего порядка. Математически всё стало бы правильно, но красота звука ушла бы навсегда. Поэтому оставил всё первым порядком. Динамик В-200 имеет один нехороший параметр – высокое значение полной добротности – 0,7. В объёме сферы в 70 литров добротность перевалила за единицу. На АЧХ виден выброс выше частоты нижнего среза. Это не есть хорошо. Но вот какая штука. Сферический корпус в сочетании с данной АЧХ динамика дали в результате идеально ровную басовую полку без всякого выброса. Прослушивание разной музыки полностью это подтвердило, никакого намёка на гудёжку, а бас удивлял многих слушателей. Очень низкий, мягкий. Прелесть данного динамика в том, что тонкая мембрана широкополоса идеально рисует всю средину, мидбас и бас одним лёгким быстрым движением, не разорванном во времени. А качественная пищала берёт на себя верхнюю средину и дальше, до 18 – 20 кГц.
Внутренний объём колонки заполнен синтепоном , при этом частота резонанса в оформлении уходит вниз герц на пять и приседает выброс на нижнем срезе, что очень полезно. Кабель колоночный выведен вниз по трубе стойки и распаян на паре стандартных позолоченных клемм, внизу, на пластиковых опорах, сзади. Фильтры закреплены внутри колонки.
Фильтры к В-200 Визатон от Бокарёва Александра. Окончание статьи.
Самый простой вариант фильтра для В-200 применён фирмой в акустике EckerBox, там катушка на 1 мГн шунтирована 10-12 Омами. Идея простая и логичная, – выше килогерца валим полку по уровню, сохранив горизонтальную АЧХачх.
Недостаток есть: выпирает средина в виде горба . Его слышно. Поэтому в акустике посложнее- Solo 100 фирма применила параллельную режекцию из трёх деталей, RCL-контур. Да, горб убрали, но всё равно яркость и крикливость сохранилась, просто вылезли горбики в других местах. А на всех режекции не хватит.
Я долго возился с режекторными контурами, пока не плюнул на них и тупо включил параллельно динамику “Цепь Цобеля” навскидку, что было под рукой. И звук преобразился, стал ровным и мягким, ушла крикливость. Я сразу замерил АЧХ – там было всё очень ровно. Особенно та часть, что между 2 и 10 кГц. Глядя на схему фильтра, где два резистора по 15 Ом имеют общую точку, я хмыкнул и припаял туда вместо них переменник на 30 Ом. И получилась схема регулировки акустики на слух, в зависимости от расстояния прослушивания и характера музыки. Дальнейшая доработка этого фильтра свелась к дополнительной цепочке на входе фильтра – 6,8 Ом и 47 мкФ, которая шунтирует всплеск импеданса в районе 1 кГц. Ламповый УНЧ с высоким выходным сопротивлением даст гнусавость без этой цепочки. С транзюком её можно не включать.
До этого я придумал корректировать АЧХ этого динамика с помощью пассивной цепочки на входе усилителя, она тоже нормально работает и можно накрутить любимый звук как угодно. Более того, схему эту можно вмонтировать прямо в межблочник и демонстрировать обалдевшим слушателям эффект очень направленного кабеля. Но это уже шутка. А так – динамики вполне применимы в акустике, хотя я давно от них ушёл.
Последнее, о чём хотелось бы упомянуть, это особенная частотная характеристика сферической акустики. Обратите внимание на поведение АЧХ в районе 70 – 300 Гц. Нигде вы не увидите привычного провала на 150-250 Гц, характерного для узких колонок. Все измерения данной сферы делались с расстояния 2 метра, и на АЧХ видно лишь влияние комнаты, как некоторая волнистость на низах. Поэтому и звук данной акустики необычно ровный и плотный.
Красным – АЧХ В-200 с фильтром как широкополос. Синим – двухполоска на В-200+SEAS27TDFC.
Фильтры по принципу – катушка на НЧ и конденсатор плюс резистор-гасилка на ВЧ:
Схема фильтра для коррекции В-200 усилителем НЧ.
Схема регулируемого фильтра для В-200
Основная схема фильтра для В-200 от Бокарёва.
Фильтр для В-200 с ровным импедансом.
Фильтр НЧ до 4 кГц для В-200 и BG-20.
АЧХ 27TDFC. Розовым – без фильтра. Синим – с ёмкостью 7 мкФ
АЧХ сферы с В-200. Синим- ближнее поле. Розовым и красным- 2 м по оси В-200.
АЧХ В-200 с катушкой 2,2 мГн.
Сравнительная АЧХ сферы с В-200-розовым и BG20-синим. Фильтр один и тот же.
Автор проекта: Александр Бокарёв
Самое главное забыли, как вы сделали сферические колонки, корпус?
Корпуса делались в авиалаборатории Таганрога, ребятами -вундерами, а красились в автомастерской, там есть суперспец по покраске.
Стеклопластик основа корпуса. Видно же всё на фото, все кишки.
Очень интересная работа !
Для сферического корпуса, можно использовать глобус, подходящего диаметра.
А если сравнить Visaton В-200 с нашим 6ГД-2 по качеству , не по мощности. Ведь диффузор и подвес похожи. Но цена в 10 раз отличается. ?
6ГД-2 ровный, но требует большого объема или открытого оформления. Визатон В-200 нуждается в коррекции ачх либо спецоформлении, по типу недавно сочиненного Operly , чтобы сохранить отдачу во всей полосе. Динамики сильно разные по задаче, а что их объединяет, так это чуткий отклик, отменная прорисовка средины , хорошая слитность звучания