Изначально сделан крепкий макет усилителя в варианте с питанием 2х25 В и током 600 мА, по мотивам так называемого “Фермерского УНЧ” на Вегалабе. Драйвером взята лампа 5687 или 6Н6П с отдельным стабилизированным питанием и плавным подъёмом анодного.
Позже опробован вариант в классе А с током 1 А и питанием 2х16 В. Особой разницы не услышал, только кипеть стало сильнее и силовик нагревается.
В итоге выбран вариант, представленный на схеме. Ток покоя 250 мА на канал, 500 мА в сумме. Силовик теплый, не более, радиаторы 80 °С, терпимо. А главное – звук превосходен! Слушаю все диски и нет ощущения, что это транзисторы играют, на слух – Hi-End-овский лампач. Звук собранный, прозрачный и очень певучий.
Схему по чертежам автора подготовил LDS.
Автор: Бокарёв Александр
чтобы не вносить путаницу , уточните на схеме-картинке напряжения ,как на моих каракулях . по факту бп выдает 60 вольт ,по 30 вольт на КАЖДОМ конденсаторе умножителя , а не на их верхнем и нижнем концах , как может показаться, уже потом после резисторов на электролитах в 33000 мкф формируется средняя точка , а на схеме может показаться , что питание однополярное 30в. просто никто видимо еще не повторял , иначе появился бы вопрос по питанию.
комментарий можно потом удалить
именно. На каждом этаже сидит по 30 вольт, итого 60 в по концам питания. Как вариант- отказавшить от удвоителя, подать на мост 40 вольт и получить по концам те же самые 60 в.
Александр,прошу прощения за офтоп)) Скажите пожалуйста,не бывает ли у Вас иногда, что то для продажи из Вами собранных ламповых усилителей? Мне интересно в перспективе…
на продажу не делаю, нет возможности. Собрать из набора ещё смогу. настроить могу, починить. А с нуля- нет.
R12 R13 отвечают за ток покоя , их в лоб надо ставить точного одинакового номинала или все же подбирать каждый для своего плеча ? по одновременному ограничению ?
Обратно нет. Ток покоя задается тремями резисторами: двумями по краям, по 100к и одним посредине между затворами. Этот междузатворный резистор делим пополам и в его среднюю тчку заводим сигнал . Резисторы-половинки этого резистора служат ещё антизвонами в затворах.
Средняя точка на выходе зависит от идентичности пары латералов, идеала нет, придется один резистор подшунтировать примерно 10-20-кратным резистором. В моем случае параллельно резистору 100ком подпаян был 5.6 Мегаом резистор и смещение на выходе было с десяток милливольт. В другом канале не пришлось ничего паять, там был ноль.
“просто никто видимо еще не повторял , иначе появился бы вопрос по питанию”
Всё в исходной схеме есть. Кто имеет хотя бы базовые знания в радиотехнике, внимательно читая, всё увидит. А кто не имеет – пусть тупо повторяет один к одному. До мулюграмма. 😉
Александру привет и добрые пожелания. Из Минска.
стесняюсь спросить , что в питании не так ? не правильно нарисованы напряжения , от чего может сложиться мнение что питание двухполярное ?
или умножитель не нравится ? так автор его сделал ка понимаю из за отсутствия большой коллекции трансформаторов под рукой .
или не о том говорю? проясните Сергей из Минска )))
Дядя Павел, вроде как Сергей ничего такого не сказал у прынцыпе, шоб на него- задавать твоих грозных вопросов? Все аккурат до наоборот. Сплошной позитив в адрес автора схемы. Или я уже не читаю между строк?
Я писал о том что надо быть совсем олухом в радиотехнике, чтобы не понять что имея на трансформаторе обмотки 6,5+6,5+6,5+5 используя удвоитель получаем +/-30в, а не просто 30. Хотя возможно вы правы, статьи читают безмозглые интерет-обезьянки с шаловливыми ручёнками, для коих и стоит всё разжовывать.
Хотя моё ИМХО супротив удвоителя. Для себя любимого не стоит экономить на трансформаторе и двух диодах. 😉
никто не повторял , никто не повторял ….еще как повторял .
как то так получилось .(см картинки)
при повторении цобель я не ставил , а поставил вместо него резистор в 100 ом. иначе настроить ноль на выходе невозможно .
верхний (или нижний )резистор в 100к нужно заменить на 75..80ком +подстроечник в 50к и им крутить ноль на выходе.
что сказать по звуку (Я ОЧЕНЬ ПРИДИРЧИВЫЙ из за слуха который слышит много лишнего).так вот . играет шикарно ,не жалею что собрал , НО ! если в лоб сравнивать с однотактником (латерал +биполяник) с резистором -кипятильником , то он уступает ему в басе …ну как бы сказать то , у однотактника бас аж до кишок пробирает , а тут все ровненько , Но !опять таки но , звук с течением времени не надоедает ..играет себе и играет .
теперь тоже самое на русско-понятном : собираете , слушаете , восторгаетесь .(причем что одно , что второе)
если готовы пожертвовать размерами радиаторов , мощностью и организовать тихий но эффективный обдув , то однотактник звучит интересней , (субьективно конечно ,отличие незначительное и по сути отражает звук однотакта от двухтакта, было бы удивительно если бы разницы не было )но эта разница заметна ТОЛЬКО ЕСЛИ по быстрому их перетыкать.
на фото с большими индикаторами как раз однотактник .
итог , рекомендовано к повторению радиолюбителя ВАЩЕ ЛЮБОЙ квалификации , там деталей почти нет , все просто , все отмучено , все работает сразу ,и шикарно ,если нет ошибок , потому что Саша все детально подгоняет перед публикацией ,потому что все разработки изначально для себя .
недостатки !а Вы как хотели ?
1.подобрать пару латералов в жизни не реально ,
но в данной схеме -плевать ибо максимум , что мешает спать спокойно , так то что ограничение будет наступать не одновременно по полуволнам и то на максимуме который никто их адекватных любителей звука, а не мощности поддавать не будет
2.схеме нужен стабилизатор , самый примитивный на транзисторе и паре стабилитронов , но нужен .тогда один раз отстроите ноль (ток покоя сам установится с прогревом ) и параметры встанут железно .я поставил кт 898 +пара кс531в
3.самое гадкое !этот усилитель по своей сути почти ламповик ,и эта тварь очень чувствительна к разделительному конденсатору …звук меняется и очень сильно в зависимости от конденсатора (его индуктивности , добротности и комплексного сопротивления) .я перебрал свои запасы и отслушал полведра конденсаторов …..остановился на пленке выдранной со старой плазмы , в идеале конечно ССГ слюдяные , да где ж их взять ? .вообщем тут поле не паханное для творчества и экспериментов
Павел, а что у Вас ламп так много, там же одной на два канала хватает? Схемы монтажной я так понял тоже нет?)
у меня SRPP потому как имея усилитель на триоде очень запросто спалить выход если не организовать задержку анодного, в момент включения при холодном триоде будет бросок анодного в полном обьеме на вход выходных транзисторов .
в SRPP этой проблемы нет автоматом .
И лично мне нравится как звучит SRPP , особенно в том , что я слушаю наушники с усилителей и фон даже небольшой меня бесит , а SRPP его сама еще давит
Конденсаторы КСО-г,древние),но … далёкие :)60-е 70-е когда, только начинал,мой так сказать наставник,из Академии Дзержинского столько приносил с кафедры(преподовал он)и лампы разные и панельки к ним керамика,и кондёры.И от жадности своей всё это сохранил)).Много там всёго интересного есть,которое сейчас и пригодится).Ибо время есть,и желание есть,и винил наладил),и акустика собрана-4гд28(доработанные по Шорову)1гд2РРЗ,будем пробовать)
и да , у меня не умножитель , а нормальный блок питания на 68 вольт на выходе , которые после стабилизатора становятся 60.
схема простая , мост ,конденсатор 10000мкф , потом стабилизатор ,потом емкость в 10000мкф , резисторы по + и – в 0,1ом и потом банки для виртуальной земли по 33000.
когда я писал о однотактнике я имел ввиду АБ-1
вернее его несколько более раннюю версию которая тут не представлена .
Надеюсь Саша не будет против , что я выложил его схему ….ну не дозвонился ))).
схема кстати рабочая , без проблемная и запускается сразу , и работает прекрасно , единственно резистором 44 ком надо установить половину питания на выходе …И ВСЕ !
если есть радиаторы побогаче , то питание можно поднять до 30 , получив конкретную печку с достойной мощностью и офигенным звуком (по теплоотдаче в этом случае и звуку Линдси Худ нервно курит в стороне )
кто надумает собирать , то вместо дефицитного транзистора на входе можно ставить что угодно по усилению и напряжению -работать будет .
эконом вариант, но далеко не эконом по звуку кт3107и .(найти с мах. Н21)
или 3108 если найдете
гипер не эконом но самый шикарный 2SA999 если конечно найдете (живуть в очень старых хифи видиках,где трекинг еще ручкой подстраивался )
2SA999)их есть у меня)и именно из старого видака).Не ленился своё ремя всякую старую технику на деталюшки разбирать.Подспорье хорошее,для пенсионера).Буду попробовать.
Дядя Паша, видел твои 5 неподнятых входящих, был в процессе. Пельмени- это святое, никакие телефоны не отвлекут.
Добавлю про транзисторы, твоя же наводка. 2SA970 . Офигенный Р-транзистор с усилением под 600 и независимой бэттой. Ему в пару 2sc2240
PS. А что, схема под названием АБ1 неужто тебе не знакома?
Там как бы сильно все проще и понятнее.
https://ldsound.info/ab1-odnotaktnyj-usilitel-klassa-a/
Разная концепция построения блока питания у нас с дядь Пашей объясняется вопросом. У него- как задавить дурной избыток переменки в тех трансах, что есть сейчас и здесь. У меня вопрос иной: где добыть постоянки из тех куцых накальников, что бог послал. Отсюда сильно разные схемы питания.
Опять же- я избегаю стабов, сочиняю схемы, чтобы не фонили без всего. дядя Паша ночью в наушниках выслушивает кабели, ему фон серпом по фаберже, моя концепция крепко не подходит.
Кстати, Александр Сергеевич, Вы в АБ4 не поставили на выход класс А.
А как подружить АБ1 с предварительным усилителем на лампе как в АБ4? Есть у меня мощный транс и радиаторы, не хочется их оставить без дела.
При выборе 2SA970 и 2SC2240 нужно на буковки смотреть: у BL hfe=350~700, GR hfe=200~400. Другие буквы, если такие попадутся, явно хуже.
Дмитрий, соединить ламповый драйвер с однотактником на латерале просто, подать выход драйвера от АБ4 на вход усилительного каскада АБ1. Емкость разделительная нужна в пределах 0,22-0,47мкф на 400в.
Левая часть от АБ4 вместе с конденсатором С6 и все?
Угу. Сам так сейчас буду делать, опробую в звуке с лампой вариант АБ1 полностью. Одна платка готова, спаял, включил, полет нормальный.
Добавлю, что входное сопротивление у схемы АБ1 под 80 килоом, для лампы удобная нагрузка. И усиления особого от неё не требуется, так как выходной каскад усиливает в 2-3 раза.
Хорошо, спасибо. Жду отчета)
Выходной каскад максимум Ku=2 и чуть меньше, согласно номиналам. Иначе, повышенное усиление не сопутствует хорошему звуку. Есть идея, запустить этот каскад как повторитель. И все усиление отдать на лампу. Что скажите? Я про АБ-1
Был вариант повторителя, с резистором в истоке. Звук в итоге не устроил, хотя первые впечатления неплохие . Позже выслушал жесткость на трубах и скрипке, наждак, отказался от повторителя, в обоих вариантах, с резистором и симметричного на комплементарных транзисторах. Именно по этой причине сочинилась такая навороченная схема , как АБ-1.У неё с балансом порядок.Но выходное сопротивление в районе полутора Ом достигается за счет ООС.Без ООС там Ом 10 выходного.
дядя Паша, злобный крытик, погубил такую идею, блин. Нет уже настроя делать. Нет баса ему. Всей Молдаванке хватает, ему нет.
Сейчас в бессильной злобе слушаю такое.
лампу оставляю, выходной каскад переделывается в А класс, с питанием +30в , на паре транзисторов.
беда ещё в том, что я пень глухой, верха не слышу, а Павел слышит , как мыш летучий и ему мой АБ 4 высверлил ухи. А не верить ему не имею права.
Значит, делаем АБ1 МК2.
Так Вы же по приборам смотрите. Если все ровно, значит все есть.
Непонятно, при грамотной реализации, каким местом эта схема может “сверлить ухи”. Активные усилительные элементы вполне линейны, тока всем хватает.
ООС отсутствует, а это повышает требования к качеству используемых деталей.
Могу также заметить, что тип и номинал C8 и C9 могут существенно влиять на звук, и в параллель C5 тоже желателен качественный плёночный конденсатор.
Для себя основные отличия между однотактником и двухтактником вижу в ООСности/безООСности, и во включении выходников: в двухтакте повторитель, а в однотакте УН. Сток и исток (+-ООС) по-разному взаимодействуют с нагрузкой, отсюда, предположительно, и “басище” у однотакта.
Всё ИМХО.
Вспомнилась ещё мысля, что отключение одного из транзисторов выходной пары в классе AB изменяет вых. сопротивление усилителя, особенно безООСного, что влияет на взаимодействие УМЗЧ с нагрузкой. Поэтому для безООСника класс А должен быть лучше. ИМХО.
Вообще-то я делаю все свои мульки под свои ухи. И изначально считаю себя правым, а схему рабочей. Оттого и выкладываю на радость людЯм. И вдруг мне говорят, что баса нет, схема г-но, а другая за пять копеек гораздо лучше. и что мне остается делать?
Посыпать седую лысину пеплом и уползти с тихим шипением.
Что и делаю в данный момент.
Потому как других мнениев, окромя дяди пашиных, у меня нет. А моё против егойного не катит. Он так слышит.
Хотя, брали этот двухтакт на прослух, месяц слушали и вроде даже хвалили. Только нашим ростовским верить – себя не уважать: в глаза он тебя хвалит, а за глаза поливает помоями. такой народ, особенный.
у однотакта выходное сопротивление настроено именно под мои колонки и лампач, под 1, 5 Ома выходного. А двухтакт – у него доли Ома. нужен уравнивающий резюк, которому я придаю значение.Потому что всё влияет на всё.
В схему АБ2 , пушпулл на латералах с опером на 544уд2 на выход впаян резистор 1, 5 ома, намеренно. И звучит эта схема на зависть всем транзюкам, мной слышанным. В итоге думаю поженить с лампой однотактную схему на 2SK1058 , а для прокачки тяжелых колонок останется схемка от Вадика70.
с 601-ми не знаком. Это более поздние .Их нет в справочнике. Посмотрю в сети.
Я, собственно, пишу не ради критики, а всего лишь в порядке обсуждения.
Сам присматриваюсь к Вашим схемам, т.к. имею некоторое количество КП901,902,903… и выходные P-латералы в пределах доступности. Вот только собирать нет времени пока, да и стоимость некоторых компонентов по уровню выше среднего внушает некоторую грусть.
903-е это J-FET ы, шикарные, есть схемка на них, в паре с Р-латералом.
Спасибо, буду схемы коллекционировать пока. 🙂
Есть ещё КП601А,Б. Пробовали такие где-нибудь?
Получил письмо от форумчанина , он смоделировал двухтранзисторный вариант схемы на латерале в микрокапе, получил хороший результат. Ток покоя стабилен, спектр- одна вторая гармоника, которая при подходе к ограничению немного падает.
А я вчера долго слушал эту схему, все устраивает . Хотя в сравнении с лампой нет этакого привычного эха и объёма. Но в целом достойно. Оставлю её насовсем. Мощность уже не нужна, слушаю на микроваттах и рад.
Эхо и объём – немного виброшумов и чётных гармоник ламп приятны человеческому уху. 🙂
Пара слов- и сразу ясно, что вы в теме. Согласен радостно с вами. Всё именно так.
А почему выходной каскад питается однополупериодным выпрямителем?
С точки зрения одного плеча-как бы да, однополупериодный. С точки зрения всего питания по краям – как бы нет, пульсации 100-герцовые.
Сделано из того, что есть в тумбочке. К тому же вторичка прибита одним концом к питанию и не отрывается при переходе через нуль.
И вообще. ОППВ нынче в моде. Так что, причин много и все оправдательные.
Экую Вы, Алесандр, мини-Заратустру сообразили. Если бы у меня она не играла, то может тоже собрал бы ваш вариант.
Не собирайте. Этот вариант уже разобран на атомы. Оставил драйвер, заменил выходной каскад на вариант АБ1 с резисторной нагрузкой в стоке и получил совершенно новый звук, равного которому нет на данный момент.
Повторители, как ни старался к ним привыкнуть , не прижились, там что-то с басом не то. Акцент смещен выше, с баса на мид, не то.
Мощность у схемы АБ4 конечно конская, с точки зрения варианта АБ1 с его комариными 3-4 ватта. Но приличный звук живет на тех же 3-5 ваттах, дальше начинает подкрикивать.
Заводил ООС с выхода в сетку драйвера, надеясь успокоить крик , не получилсь. закрыл тему. Тем более, такой потрясный звук. который дает АБ1, сразу ставит точку в поиске .
Одной 6SN7 (6Н8С) хватит для АБ4 для двух каналов?
Маловато усиления, всего 10 -12 не более, важен источник, у меня к примеру выход сидючка полвольта, хватает , чтобы 3ваттник раскачать, а какие у вас запросы я не в курсе.
Звуковая карта компа.
Причем здесь трехватник? Все считают должным не указывать на своих схемах чувствительность схемы. Чувствительность, не определяется выдаваемой мощностью. (Чувствительностью качать ничего не получается) Чувствительность это общее усиление схемы от входа. А значит, надо подавать не меньше на вход схемы, что бы достичь заданной мощности. Меньше подавать можно, но заданная мощность не достигается, что не есть смертельно, прото будет меньше.
Ну, есть некий стандарт, 2 вольта по нулю дБ с выхода сидиплеера, к нему
и притягивается и чувствительность схемы. Разумеется, подав на вход 0,5 вольта вместо двух , не получится достичь расчетной мощности.
есть лампа с усилением поболе, это 12 AT7 12 AY7 , ЕСС81 , там усиление под 30 .Но звук нужно оценить, нравится или не очень. Они все светлят , не всегда удачно получается. А ещё неплохой вариант 6н6п или 6Н6П-и, усиление под 20, звук спокойный , удачная лампочка.
На сколько сильно влияет на звук транзистор “электронного дросселя”?
Чтобы ответить , нужно провести сравнительное прослушивание с дросселем и без . А без дросселя схема не будет схемой, не работает она без него, да и при включении будет удар по динамикам. Так что при всем желании, как говорится.
Выходной каскад максимум Ku=2 и чуть меньше, согласно номиналам. Иначе, повышенное усиление не сопутствует хорошему звуку. Есть идея, запустить этот каскад как повторитель. И все усиление отдать на лампу. Что скажите? Я про АБ-1
Интересно какую мощность получили и величина искажений ? Ведь транзисторы мощные.
Александр, там все скучно и предсказуемо. Скажем, с питанием два по 15вольт на нагрузке 8 Ом имеем 12 пиковых , 8 эффективных, значит, 8 Ватт. Мало. Зато А класс, это класс. Подняли питание, два по25в, убавив ток до среднепотолочных 250 мА. 22 вольта на 8Омах, 15 в эффективных, 25-27 ватт.
Транзисторы-то они мощные, но внутреннее конское, падение тоже. Поэтому в УНЧ на латералах принято параллелить транзисторы для увеличения тока в нагрузке , особенно при работе на 4 Ома.
Какой точности нужны резисторы R12, R13, R14, R15 или 5%-ые подойдут? Хотелось попробовать в классе А с питанием 2х16В, и транзисторы пока попроще типа irf610.
На ИРФах вы не сделаете подобную схему по многим причинам. Первая- ток покоя ИРФов плывет с нагревом, вторая- транзисторы открываются чуть не с 3-5 вольт вместо нуля у латералов. Ну и последнее, емкость затвора у вертикалов намного выше , чем у латералов. Зато вертикалов кругом как грязи и цена пятак. ещё бы не возжелать сочинить на них чегой-то эдакое. Только не прокатит.
У 610 кстати по характеристикам входная, выходная емкости раза в 3 меньше чем у 1058.
Да, емкости мизерные. Но порог открывания даже при 125 град в районе 4 вольт.
Резисторы R12-13-14-15 подбираются по нужному смещению между затворами, обеспечивающему ток покоя , заодно подгоняются верхние резисторы в плечах, для получения нуля на выходе схемы. Муторное занятие, проще подстроечники впаять, но нет им доверия. И там разница доли процента.
Подкидывал в параллель к имеющимся 100 килоомам мегаомные резисторы до получения нуля на выходе.
А какое смещение между затворами в А классе например? Всяко больше чем 4В?
У латералов 1058 и 162 оно по 2 -2, 5 вольта затвор-исток, то есть, около 4-5 вольт межзатворного. С Вертикалами будет вдвое выше, если не втрое. И его ещё стабить нужно , термодатчик ставить.
Ясно. А на сколько хороши 2sk1530, 2sk1358 не знаете? Не особо дорогие вроде.
Кто-то уже спрашивал, а я вроде бы смотрел даташит. Они тоже вертикалы, но кажется, порог открывания невелик. Счас гляну в даташите.
Ага, есть. инпут капацитанс 900, трансфер капацитанс 100. Порог открывания от 1, 5 вольта, очень неплохо. И 200в держат. Самое то.
А если вместо 100к по 70-80к поставить и небольшой подстроечный, то ничего не сгорит? Тогда ведь любые транзисторы открыты будут, если правильно понимаю?
У нас пара резисторов смещения по 100ком видны со стороны лампового драйвера, как 50 килоом, что в принципе допустимая нагрузка, впритык, если в анодах сидит по 22-27килоом. Убавите резисторы, получите 30 килоом нагрузки, уже напряжно для лампы, нужно думать, как снизить выходное сопротивление драйвера, головняк начинается. Хотя, никто не мешает увеличить резисторы между затворами до нужного смещения , не трогая эти 100 килоом . Можно разбить резисторы на 100ком на две части, одна из которых подстроечник. И накрутить и ток и ноль на выходе, потом законтрить резисторы.А лучше постоянные впаять.
Странно что неслышите разницы в звучании. Все кто строил подобный выходной двухтакт отмечали нежелательные особенности звука. Потому это вроде бы и простое решение но не проучило популярность. А для тех кто не слышит разницы то и без разницы.
А все, кто, – это кто? Они все вам отчитались, до единого?
Самой схемы уже давно не существует, а вы продолжаете жевать тему – зачем?
Знаете, топография схем не так уж и велика. Остальное обвесы. Так вот сам прицип и определяет звучание. Остальное прибамбасы. Здесь применяется давняя разработка с бородой, волна поочередно открывает транзисторы. Все оно работает, но по низким частотам проблеммы. Для аудиофилов древности это не слышно. А вот современные требования по низам не вписываются в такое схемное решение.
Транзисторы были и открыты, в варианте с режимом А. Только звук от того, что они открыты, сильно не получшел. Потому как повторитель , не включенный в схему , сам по себе, достаточно неважный выходной каскад, как оказалось.
После чего пришел к иной схеме, она звучит намного интереснее повторителя.
Вечный вопрос : что собрать
и звука хочется и “Вт.” иногда , вот мысли враскорячку что собрать ?
АБ-1
АБ-2
АБ-3
АБ-4
кто слушал плз отзывы в один пост.
(а то по всему сайту тонким слоем размазано )
АБ-1
Они просто разные. Сравнени схоже, что лучше, ламповый или транзисторный усилиетль)
Если к моменту прочтения этой темы у вас нет понятия о нормальном звуке, то АБ вам мало чем поможет. Мне, как отцу этих схем, все они, как дети, нравятся , по-разному. И каждая интересна по-своему. А вы- как знаете. Соберите и поймёте. Оконечный усилитель ещё не вся цепочка домашней системы. Лишь частица.
Пока слушаю на ( Zen Variations 9 Nelson Pass ) и нормальный звук только ищу …
но вот АС у меня 4-ом_ные , вот и не неймется, то выход помощне,
,то на лампы поглядываю, и акустику, но всё разом не успеть
Отказался от схемы комплементарного повторителя на выходе, у него с низами не то. И звуковой баланс вверх смещен, с подсвистом.
в качестве эксперимента
не пробовали а АВ1 заместо мощного резистора включать источник тока , как у Nelson Pass ,
как он отражается на звуке , ???
что думаете
А что думать, выходное взлетит за облака, и кушайте его с кашей .
Транзистор имеет внутреннее в районе 2-3 Ом, резистор 10 -15, в параллель они дают в районе полутора Ом, на уровне лампача. И как бы всех устраивает.
Ответил утром, комментарий пропал. Источник тока вместо резистора резко увеличит выходное сопротивление.Оно у нас складывается из резистора в 10 Ом (15 вариант) и внутреннего сопротивления транзистора, оно в районе 2-3 Ом. Суммарное около 1, 2- 1, 3 Ома.
К тому же, нет ничего надежнее бревна из резистора, а ваш ИТ вещь в себе, возьмет да грохнется.
Есть еще один неплохой и очень похожий вариант:
Для чего нужен резистор R5 5,6M в электронном дросселе?
зарядная цепь из этого резистора и емкости в затворе задает время плавного подъёма анодного напряжения. А плавность нам нужна чтобы не было хлопка в динамики при включении.
Тогда делитель R3, R5 придется по-другому рассчитывать? Хотелось делитель на 300К и 10М и 8 мкФ но увеличить время плавного роста напряжения.
Делитель R3 R5 еще выполняет роль разрядника сетевой банки, заодно понижая потенциал затвора ниже уровня пульсаций на банке. Время подьема анодного напряжения предостаточно ,чтобы избежать хлопка при включении.Зачем перепахивать заведомо рабочую схему , мне непонятно.
Чтобы падение на выходе было меньше. Если R5/R3=33 то получается примерно 308 В на входе и 298 на выходе, затем 27 кОм в аноде. Ладно без R4 обойдусь.
Видимо, вы не все знаете о работе такого фильтра. Делайте, как считаете нужным .
Можно ли применить в данной схеме без других изменений компл. пару биполярных транзисторов типа 2sc5200, 5198 , только пересчитав резисторы R12-R15?
Нет, биполяры туда вообще никак. В этом усилителе весь смысл в этих латералах, зачем менять? Вот https://www.chipdip.ru/product/2sj162-2sk1058
Даже с переделками? Латералы дорогие и редкие что-то, а биполярных большой выбор и недорогие и нейтральней по звуку.
Делал на irf610, 6н1п, 6н23п (какие были), яркий и светлый звук, своеобразный, ток покоя 300 мА. Характер звучания как я понимаю определяется в основном только лампой.
Полно схем с лампой на входе и биполярами на выходе. Ищите.
И ещё: если вам 5400 дорого для транзисторов, может не стоит заморачиваться?