По мере роста качества звуковоспроизводящей аппаратуры закономерно появляется проблема проникновения помех из электросети непосредственно в звуковой канал. Звучание музыки воспроизводимой в позднее вечернее или ночное время суток значительно отличается от дневного прослушивания. Многие ошибочно оправдывают эту разницу психоакустическим эффектом за счет лучшего эмоционального восприятия в ночное время (вспомним, что все концерты стараются проводить вечером или даже ночью). К тому же считается, что обычные бытовые электрические фильтры вполне справляются с возложенной на них функцией. А если возникает желание провести более глубокую «очистку», то достаточно просто приобрести дорогой сетевой фильтр, или стабилизатор электросети. Однако те любители качественного звука, которые уже перепробовали все вышеперечисленные устройства и не получили ожидаемого улучшения, по-прежнему задаются вопросом: «Каким образом получить натуралистичное звучание?» Особенно ярко эта проблема проявляется на этапе апгрейда хорошей аппаратуры на технически еще более лучшую, при этом качество звука остаётся на том же уровне. Возникает парадокс: параметры совершеннее, а звучание без изменения.
Благодаря форумам многие меломаны знают о существовании специальных устройств для борьбы с явлением «грязной» электросети. Высокая стоимость не позволяет всем желающим приобрести эти устройства и очистить электросеть.
Но меломаны, обладающие навыками радиолюбителя, могут самостоятельно собрать подобные очистители сети. Ниже представлены примеры достаточно простых в сборке в домашних условиях и эффективных фильтрующих трансформаторов.
Для начала, рассмотрим обычный тороидальный трансформатор с соотношением 1:1 (Рисунок 1):
Первичная и вторичная обмотки находятся в непосредственной близости друг от друга – одна над другой. При таком расположении между катушками имеется не только индукционная магнитная связь через сердечник трансформатора, но и электрическая (ёмкостная электростатическая) за счет очень близкого расположения проводников первичной и вторичной обмоток. Из-за последней как раз и происходит проникновение высокочастотных составляющих из электросети.
На графике представлена АЧХ обычного тороидального трансформатора 1:1. Спад на частоте 20 кГц составляет 12 дБ (Рисунок 2):
Для того, чтобы минимизировать емкостную электростатическую связь логичным действием будет физическое разнесение обмоток друг от друга (Рисунок 3):
*Здесь и далее коричневым цветом будет обозначена первичная обмотка, а желтым – вторичная.
Существуют различные варианты изготовления трансформаторов с разнесением обмоток. Одна из самых громоздких и трудозатратных по сборке может считаться конструкция с четырьмя обмотками, расположенными напротив друг друга. (Рисунок 4):
Использование четырех обмоток позволяет более равномерно нагрузить магнитопровод.
На рисунке 5 представлен готовый трансформаторный фильтр (Вариант№1), имеющий магнитопровод сечением 25 мм2. Первичные и вторичные полуобмотки расположены на противоположных сторонах и намотаны проводом ПЭЛ1 диаметром 1,3 мм. Расчетная мощность – 550 Вт.
На рисунке представлена АЧХ такого трансформатора:
Спад АЧХ на частоте 20 кГц относительно рабочей частоты 50 Гц составляет 62 дБ.
Демонстрация работы источника сигнала и усилителя через этот трансформатор и без него в период с 12 до 15 часов дня показала очень хорошие фильтрующие свойства. Согласно набранной в течении года статистики, в данный промежуток времени электросеть является наиболее загрязненной.
Для получения того же эффекта можно собрать более простые конструкции фильтра, например, с использованием трёх обмоток, расположенных на одной линии (Рисунок 6):
Для изготовления такой конструкции можно взять в качестве основы обычный трансформатор с броневым ПЛ сердечником и готовой первичной обмоткой. Вторичные наматываются при помощи челнока до необходимого напряжения (Рисунок 7):
Спад на частоте 20 кГц для данного вида трансформатора с распределенными обмотками составляет 50 дБ (Рисунок 8):
Ещё один вариант – трансформатор с расположением первичной и вторичных катушек на одной оси, с металлическим экраном между ними (Рисунок 9):
Такой трансформатор можно собрать на основе удлиненных Ш-образных пластин (Рисунок 10):
Спад АЧХ для данного фильтра составляет более 52 дБ на частоте 20 кГц относительно рабочей частоты 50 Гц (Рисунок 11):
Самым простым и удобным решением можно считать конструкцию фильтрующего трансформатора, изготовленную из двух одинаковых типовых (промышленных) силовых трансформаторов со стержневыми сердечниками, например, ТСА270 (Рисунок 12):
Все имеющиеся вторичные обмотки и экран можно удалить за ненадобностью без разбора трансформаторов (Вариант №4) (Рисунок 13):
Включение последовательно двух полуобмоток (красные катушки на фото) на разных трансформаторах даёт первичную сетевую обмотку. А включение последовательно и синфазно оставшихся двух полуобмоток – вторичную (зеленые катушки на фото).
Необходимо иметь ввиду, что при таком виде включении общая индуктивность полученной сетевой обмотки будет недостаточной для нормальной работы фильтрующего трансформатора. Поэтому с помощью челнока необходимо добавить 75-125 витков, для получения общей индуктивности 1,1-1,3 Гн.
Из-за различия в материале сердечников трансформаторов распределение напряжения между полуобмотками будет несимметричное. Если напряжения отличаются более 5 вольт, то нужно дополнительно добавить витки к полуобмотке того трансформатора, у которого не хватает напряжения.
Для трансформатора, собранного на двух ТСА270 затухание составляет около 50 дБ (Рисунок 14):
Несмотря на то, что использовано два трансформатора ТСА270, мощность, выдаваемая в нагрузку таким устройством, составляет 270 Вт. Ограничения связаны с не полным использованием магнитопровода. Тем не менее этой мощности вполне достаточно для питания источника сигнала (компьютера со звуковой картой) и усилителя мощности 4х25Вт.
С точки зрения эмоционального восприятия, все вышеперечисленные варианты трансформаторных фильтров заставляют звучать аудиоаппаратуру немного по-разному. Например, последний вариант создаёт эффект «воздушности» звучания, а вариант, представленный перед ним, ярче воспроизводит среднечастотный и низкочастотный диапазон и подойдёт, для питания активного сабвуфера.
Как видите, собрать фильтр, вычищающий высокочастотную грязь из электросети, можно без использования дорогостоящих компонентов, если брать за основу готовые трансформаторы. Ключевым моментом сборки такого устройства является разнесение обмоток на значительное расстояние друг от друга, а не использование толстых изолирующих прокладок между обмотками, как например в медицинском трансформаторе с гальванической развязкой.
Автор: Станислав Мошев
Подтверждаю полезность применения такого фильтра для питания звуковой аппаратуры, сам впервые применил пробный вариант его на базе ТС-180 и получил явное улучшение звучания моей домашней системы. И не только моей. В дальнейшем стал использовать более мощный трансформатор ТАН-106. Был вариант тороида с разнесенными напротив обмотками , прекрасный результат.
Добавлю, что подбором емкости во вторичной обмотке на 1-2мкф можно дополнительно увеличить крутизну спада ачх такого фильтра, заодно улучшить форму питающего напряжения . Ещё улучшить фильтрацию помогает дополнительная нагрузка фильтра, скажем, включением настольной лампы ватт на 60.
Эффект от применения такого фильтра заметен сразу и уверенно. Система начинает звучать более музыкально и объемно. Минус такого фильтра-мягкая нагрузочная характеристика, мощные усилители на сотни ватт к нему подключать нельзя.А всю маломощную технику, вплоть до ламповых усилителей ватт на 5- вполне. проверено.
Для грамотно сделанного усилителя, подключенного нормальными проводами к источнику звука такая приблуда совершенно бесполезна, а вот если ваш усилитель реагирует на включение- выключение электролампы в соседней комнате то да, мотайте, фильтруйте до бесконечности.
А если соседи неадекваты и ставят ДРЛ и старые Люмен лампы(ртутная колба) списанные с предприятия.
И каждое включение лампы в сортире это “хлопок на 50гц” в розетку всем кто на лестничной площадке имеет общий 0 с этими уродами.
Особенно забавно звучит предложение фильтровать питание для компьютера, в котором установлен импульсный блок питания, создающий столько “высокочастотной грязи”, что это сеть надо от него защищать, а не его от сети.
Чистить питание для компьютера разумеется, бессмысленно.
Что касаемо того, что лезет в питание звуковой аппаратуры из розетки, то форму этого сигнала трудно назвать даже трапецией, настолько уродливо она выглядит.
На выходе фильтра – совсем другая картина, почти синусоида . И как это влияет на звучание , понять несложно. Вся вч грязь остается за пределами блока питания , а как убрать её с помощью ” настоящих качественных кабелей ” я плохо представляю.
К тому же я нигде выше не предлагал запитывать мощники киловаттные от такого устройства. А запитать источники, преды. корректоры от такого фильтра-благое дело.
Под нормальным соединительным проводом имеется в виду провод с плотной “плетеной” экранировкой центрального (сигнального) провода .Естественно центральный проводник и оплетка должны быть медными. Хорош МГТФЭ да и многие другие экранированные провода выпущенные при СССР.При покупке готовых желательно проверить сопротивление как сигнального так и экранирующего проводника – не более 0.1 Ома на метр погонный.
Согласен с вами насчет МГТФЭ, добрый провод. Но в малосигнальных цепях (виниловая вертушка, микрофон) он звенит и шуршит, если задеть его.(тефлон-шикарный электрет) Микрофонный эффект выражен. Приходится искать провода с низким микрофонным эффектом либо подавленным особым проводящим слоем внутри на основе графита.
Что касаемо сетевого фильтра, то это решение не новое и применялось в измерительных приборах очень давно. Видел фото таких трансформаторов на разнесенных катушках . Кстати, такое решение обеспечивает безопасность устройства при сгорании первички , нет замыкания сети на само устройство.
Но вот поле рассеивания магнитное там приличное, трансформатор фонит и наводит на чувствительные цепи . Приходится выносить его подальше и экранировать.
Про микрофонный эффект МГТФа узнал впервые. Спасибо. В советское время часть мощной профессиональной аппаратуры изготавливалась с разнесенными в разные корпуса (стойки) блоками питания и усилителями мощности, не только ламповой но и транзисторной.Может по причине веса и габаритов, а может и для исключения влияния магнитного поля рассеивания силовых трансформаторов.
да, стойка позволяла удалить блок питания от усилительной части и по части помех и по части нагрева.
В любительских конструкциях можно обойтись проще, все в один корпус, не тягать по полу эти ящики.
С этим трансфильтром у меня был забавный эффект пропадания фона в ламповом однотакте, лампы грелись переменкой и фонили чуток. Фильтр убрал фон очень сильно, а причина того- форма тока там уже не трапеция, с массой зудящих гармоник, а почти чистяй синус, его не слышно было на 50 гц.
Простейшая ситуация.Нужно винил перегнать в ваву.И если нужно все сделать без лишних перезаписей и матюков,то мобилу уношу подальше.Иначе получу отзывы типа:Ой,Александр,как прикольно ,у вас на такой-то минуте у Роджера Уотерса телефон зазвонил….
A ведь вся кухня музыкальная круто экранирована,но поди ж ты…
Как-то попросил один ростовский удифил этот фильтр , послушать, сравнить с каким-то другим, повез на прослушку, ушастые собрались. Привозит обратно. Спрашиваю: ну что скажешь про фильтр? Важно рассказывает: ты знаешь, там посмотрели твой фильтр и сказали, что он не будет работать, в нем применили детали с ростовского радиорынка( кондер и резистор ).
То есть, эти пингвины даже не включали ничего. На глаз послушали. Одно слово, удифилы.
эт как вас макнули, батенька!)) что же вы не учли момент обязательной фирмовости?))
просто анекдот))
Знаете, мне удифилы столько крови попортили в свое время, что один придурок – картины не изменит.
Когда понял, что это обычная секта людей, глухих на
самое главное- на красоту музыки, прекратил с ними общение и не слушаю их бредовые речи.
Как я с Вами согласен! Однажды а Новосибирске зашел в аудио магаз, там парень лет 30 искал оптический кабель, там на витрине стоял готовый фильтр для акустики с какими то поющими конденсаторами и катушками, судя по цене они пели как Киркоров, сами без акустики 🙂 а этот парень прмерно вот так же слух кинул реплику ,,в воздух,, тут сразу нарисовался какой то ,,златоухий,, и начался разговор про этот фильтр. ,,златоухий его так разрисовывал что аж сам в экстаз уходил от сказаного самим собой, после 8-10 минут ,,боготворений,, по поводу фильтра, парень сказал – типа ,, данахон нужен за такие бабки!?,, (цена примерно была около 600.000тр!), ,,златоухий обиделся и с таким отвращением ему сказал, – да ты обсос и лох если не можешь себе позволить купить такую вещь, чо ты вообще тогда заперся сюда, нищебродам здесь не место, иди в М-видео.Вот после этого я ненавижу этих ,,гуманоидов,, это больные люди, им ничего не докажешь они как нарки на своей игле..
Или хитрые ,расчетливые люди, впаривающие доверчивым гражданам непонятно что за бешеные деньги.
Знаете, я не аскет и к кабелям нормально отношусь, но с одним условием. Когда все настроено и звучит на проводе от утюга, то можно украсить свою системку парой красивых кабелей, но не наоборот. Звука нет- а ты купи кабель у нас и звук появится. Угу. Как же ж.
!!! в точку!!!
именно, главное- втюрить!
Из чувства протеста сочиняю фильтры колоночные на том, что есть на рынке, а там есть очень приличные детали, кроме катушек, их лучше самому мотать или купить готовые, по причине нехватки сил и времени.
На звучание колонки влияет не тип деталей, а точность настройки и сведения полос, но это- с моей точки зрения, то есть лоха ушастого и нищеброда, не позволяющего себе золотые детальки из салона. ))) Зато мои колоночки поют и радуют людей музыкой, а салонные дрова по большей части воспроизводят мертвечину за безумные деньги. У каждого свой способ развлечения, видимо. У кого- музыку слушать, у кого- бабок ввалить и перед друзьями похвастать.
Почитал. Ну да. Конечно. Фильтры вот разные дают аппаратуре разное звучание. Создатель фильтра в это верит. Вообще вешать себе на систему питания такую гирю (я имею ввиду габариты и массу) вряд ли есть какой либо смысл. Нормальный блок питания чхать хотел на форму синусоиды, он её выпрямляет и фильтрует. А если он этого не делает- значит что то не так именно с БП.
Или вот если уж совсем припекло можно трансформатор сделать похожего конструктива только не 1:1 а нужных параметров. Будет тоже самое.
Или добавить электростатический экран в транс. Тоже неплохо.
Мне достаточно было услышать и сравнить звучание с фильтром и без, чтобы для себя сделать выводы о его пользе.
А применять его или нет- дело личное каждого читателя.
Эта статья рассчитана на категорию “бедных аудиофилов”, только они любят эффект воздушного звучания)) .Началось всё серьёзно с помех и плавно переросло в натуральное и воздушное звучание.) Я бы определил её в категорию “юмор-сатира” , так как с аудиофилами спорить бессмысленно и бесполезно.
А я скажу так. Недавно усилитель собирал и запитал его от компьютерного бп. А потом от обычного с 10000 мкф в фильтре и стабилизатором на LM317. Разницу на слух определить проблем никаких. Однако если поставить ещё вот такой чугунок перед трансформатором то услышать различия будет нереально. И даже спектрограмма вряд ли что скажет.
Спектрограмма чего?
Я думаю спектрограмма сети до и после бп.
Не? а прежде чем спросить посты чуть повыше прочесть затруднился?)
И это говорит тот, кто не слышал разницу с “чугунком” и без оного. Как в одесском анекдоте: “Битлз”-туфта-мне сосед Мойша напел-картавит, щепелявит-таки нельзя это спокойно слушать!
Кроме того этот как вы выразились “чугунок” не для владельцев ТДА2030 апгрейденых Мундорфами))
Добрый день. Скажите я могу собрать фильтр для аудиоаппаратуры на 2 советских трансформаторах ОСМ 0,4 380/220В? Я пытался их использовать, сказали на клеммы 380В первого транса подать сеть 220В, а концы вторичек (клеммник 220В за счет коэф. трансформации на них будет 127В) обоих соединить последовательно и соответственно получить на втором трансе на клемнике 380В – 220В- с этого клемника и брать питание на аудиосистему. Но собрав по этой схеме, обратил внимание, что падение напряжения на питание системы уже на 10В ниже под нагрузкой, чем на входе напряжения первичного трансформатора. Звучание системы при этом стало как бы просаженным с узким частотным диапазоном, блеклый монотонный звук, как будто верх и середина в звучании системы срезалось все. Если не сложно дайте совет или схему включения. Сам не электронщик, давно работал электриком, поэтому познания крайне упрощенные. Если подскажите, буду очень вам благодарен.
Повторю еще раз – для грамотно сделанного усилителя все эти фильтры абсолютно бесполезны. Все транзисторные усилители питаются от постоянного напряжения, полученного в результате выпрямления переменного либо импульсного напряжения. Форма выпрямляемого напряжения влияет только на выпрямленное напряжение и абсолютно не должна влиять на “музыкальность и объем”. Если в Вашем усилителе все по другому то устраняйте причину (недоработки монтажа,схемы, экранировки,фильтрации БП ) а не последствия (низкая помехозащищенность и как следствие плохое отношение сигнал – шум)
P.S. С непонятным праздником всех! Ну, чтоб играло!
Вы отчасти правы-грамотно спроектированный усилитель это хорошо. Но грамотная схемотехника в сочетании с хорошим усилителем – это ещё лучше.
Мостовое (противофазное) включение ЦАПа позволяет снизить цифровые шумы и увеличить динамический диапазон с 100 Дб до 125 Дб.
Мостовое (или лучше Цирклотронное) включение усилитетей позволяет увеличить помехозащищенность по питанию.
Всем, кто не слышит разницу в своём звуке днем и поздно вечером-трансформаторный фильтр БЕЗПОЛЕЗЕН!
Если водитель пользует “Жигули”-то ему бессмысленно покупать, например фирменную резину от “Мишлен”.
А вот если наоборот: водитель “феррари” легко почувствует разницу между “стандартным” набором колес и “фирменным”.
В данном случае мы имеем рассуждения владельцев “Жигулей” о не нужности лишней приблуды (Трансформаторного фильтра). И они правы, между прочим! Я сам, когда то давно, точно так же рассуждал, что комповый БП питающий источник сигнала-звуковую карту, гадит больше, чем все индустриальные помехи вместе взятые. А тут р-раз-и разрыв шаблона случился!! Оказывается не так страшен Чёрт, как его малюют))
Для “владельцев Жигулей”, не в обиду сказазано-сам таким был-нет возможности приобрести готовые “феррари”-сделайте его сами. Для транзисторного усилителя-всё что выше Кг-0.003%…0.004% всё ещё “Жигули”, чего бы там не пели хором их владельцы.
Характеристики:
Входные разъемы: RCA: 1, BAL: 1, TRIGGER IN: 1.
Выход:TRIGGER OUT: 1.
Номинальная выходная мощность: 100 Вт + 100 Вт (8 Ом, 20 Гц–20 кГц, КНИ 0,07%, 2 канала), 200 Вт + 200 Вт (4 Ом, 20 Гц–20 кГц, КНИ 0,07%, 2 канала), 400 Вт (8 Ом, 20 Гц–20 кГц, КНИ 0,07%, 1 канал).
Динамическая мощность на канал: [IHF] 125 Вт + 125 Вт (8 Ом), 170 Вт + 170 Вт (6 Ом), 250 Вт + 250 Вт (4 Ом), 500 Вт + 500 Вт (2 Ом).
Запас по динамическому диапазону: 0,97 дБ (8 Ом).
Максимальная выходная мощность: 220 W + 220 Вт (4 Ом, 1 кГц, КНИ 0,7%).
Выходная мощность по МЭК: 125 W + 125 Вт (8 Ом, 1 кГц, КНИ 0,02%).
Максимальная реальная выходная мощность: [JEITA, 1 кГц, КНИ 10%] 135 Вт + 135 Вт (8 Ом), 270 Вт + 270 Вт (4 Ом).
Диапазон частот на полной мощности: 10 Гц–50 кГц (8 Ом, КНИ 0,1%, 45 Вт).
Коэффициент демпфирования: 300 или выше (8 Ом, 1 кГц).
Чувствительность входов / входной импеданс: (BAL) 2,0 Вср.кв. / 47 кОм, (LINE) 1,0 Вср.кв. / 47 кОм [1 кГц, 100 Вт / 8 Ом – преобразование].
Максимальное напряжение входного сигнала: (BAL) 2,20 Вср.кв. [1 кГц, КНИ 0,5%], (LINE) 1,10 Вср.кв. [1 кГц, КНИ 0,5%].
Частотный диапазон: +0 дБ / -3 дБ (5 Гц–100 кГц), +0 дБ / -0,3 дБ (20 Гц–20 кГц).
Коэффициент нелинейных искажений и шум: 2 канала: 0,035% (от LINE [BAL] к SP Out, 20 Гц–20 кГц, 50 Вт, 8 Ом), 1 канал: 0,05% (от LINE [BAL] к SP Out, 20 Гц–20 кГц, 200 Вт, 8 Ом).
Разделение каналов: 90 дБ или выше (1 кГц, вход 1,0 кОм с согласующей нагрузкой), 70 дБ или выше (10 кГц, вход 1,0 кОм с согласующей нагрузкой).
Отношение сигнал/шум: [Сеть IHF-A, вход 1 кОм закороченный] 110 дБ.
Остаточный шум: [Сеть IHF-A] (BAL) 40 мкВ(ср.кв.), (LINE) 50 мкВ(ср.кв.).
Класс измерения: класс 2,5.
Потребляемая мощность: 400 Вт.
Потребление электроэнергии в режиме ожидания:устройство выключено: 0,1 Вт, режим ожидания: 0,2 Вт.
Максимальная потребляемая мощность: 800 Вт.
Функция автоматического переключения в режим ожидания: есть.
Размеры (Ш×В×Г):435 x 180 x 464 мм; 17-1/8” x 7-1/8” x 18-1/4”.
Масса: 26,9 кг; 59,3 фунта…
это характеристики ямаха м-5000 и он тоже не подходить по параметрам…и остается в классе “жигулей”…но этот г*д стоит 18000 долларов…
оно бы так, как вы пишете, но я таскал макет фильтра в салон, там от него послушали несколько фирменных кирпичей . После чего мне было предложение делать такие устройства под заказ. Но идея не прошла, мои возможности в плане производства тогда были никакие, тема затихла.
Свою домашнюю системку я запитывал через такой фильтр и разницу услышал сразу, без экспертов и их уверений в распахнутом звуке.
Цирклотрон, как типичный представитель двухтактной схемы с повторителем на выходе и общей обратной связью , никакими фильтрами не исправить, по сути, тот же транзисторный унч с его свистящими верхушками и агрессивно-взрывной подачей звука. Не годится такое устройство для меня , оно лишено главного, музыкальности. Остального -навалом. И многим нравится, и слово такое красивое.
Слух такое непредсказуемое дело, что нахваливать свое просто нет смысла, и кто слышит то же, что ты сам- услышит и без убеждения . Просто было время выслушать кучу всякого и из кучи выбрать свое подходящее. А доказывать другому, как жизнь показала- пустое.
Мне нравится, слушаю и доволен. Чего и вам желаю.
“Как видите, собрать фильтр, вычищающий высокочастотную грязь из электросети, можно без использования дорогостоящих компонентов, если брать за основу готовые трансформаторы”
Собственно говоря, спорить не буду, но сумлюваюся. И вот почему:
зачем городить огород, если можно применить более компактные фильтры в самом БП? Схемотехника есть и довольно хорошо себя зарекомендовала.
Громоздкий транс создает свое внешнее магнитное поле и оно тем больше, чем больше протекающий по обмоткам ток. https://ldsound.info/transformatornyj-filtr-iz-3-x-faznogo-transformatora/comment-page-1/#comment-22273
Получается, что чтобы избежать наводок от фильтра надо его ставить за версту от потребителя? Полнейший абсурд! не говорю, что магнитные поля и так не безвредны для живых существ. А экранировать нельзя)
Не надо забывать, что трансформатор не есть идеальный прибор и он вносит свои искажения в проходящий ток-гистерезис, однако! Да еще и является приемником магнитных наводок от других источников.
Можно приводить графики, делать замеры помех и тп, но меня никто не убедит в том, что это единственная панацея.
И как влияют несколько приборов, включенных после этого фильтра, друг на друга? Где замеры?
Я, скорее, соглашусь ZLOIVOVANом, что если у вас помеха из сети проходит в тракт, то у вас просто хреновенький БП.
А как исправить “хреновенький БП” заграничного Ресивера? Кондеры поменял на 10 000, с 3300 (меньшее) и 4700 (большее 2х полярное напряжение), не помогло. Выключатели поменял в квартире с “дефолтных” от строителей на Lezard и лампы на светодиодные – щелчки прекратились. Но вот незадача – купил кондиционер типа старт-стоп (перепал за 5000р), он когда работает ест 2КВт, когда включается – ещё больше. Стало трескать иногда. Ещё когда БП усилителя сабвуфера включаю – щелчок. Включал Ресивер через ИБП – помогало частично.
Есть у меня гальваническая развязка из 2х трансформаторов в корпусе от ИБП и автоматом (на всякий случай). Какие детали поставить в низковольтовой части (12в), где они соединяются, чтобы хорошенько резануть помехи?
Великолепный результат на торе с разнесёнными обмотками. Проверял на нескольких людях . Все как один отмечали ЗНАЧИТЕЛЬНОЕ ! улучшение звука при подключении к источнику ( ЦАПу SMSL-M6 ) с трансформаторным блоком питания . Я очень доволен Вашей статьёй.
Именно так был сделан фильтр, его приносил на замеры мой знакомый, спец по намотке таких изделий. Глянули ачх- красотища. Выше 500гц ничего нет на выходе. Только сеть и 10 её гармоник.
А конденсатор нужно в данную схему включать??
конденсатор увеличивает крутизну спада и увеличивает напряжение на выходе, на ачх может появиться выброс, я бы не ставил.
В моем трехмоторном магнитофоне силовой топик,питающий моторы ,соленоиды и малую электронику,располагался рядом с УВ и недалеко от блока головок.Никаких наводок не было,потому как мотал его сам с нуля и с огромным запасом по индукции.Поэтому читать страдания про вынос силовика странно.
“В моем трехмоторном магнитофоне силовой топик,питающий моторы ,соленоиды и малую электронику,располагался рядом с УВ и недалеко от блока головок.”
Какая прелесть! В магнитофоне от помехи нет влияния, а в УНЧ искажает сигнал…
“…читать страдания про вынос силовика странно.”
Так ведь не один десяток разработанных и завершенных изделий. Опыт как свой, так и друзей или знакомых имеет значение. Я неоднократно говорил, что любой проект оценивается по его завершению, а не начальной радости, что схема на макетной плате заработала… Иной раз незначительная мелочь может встретиться, а никак не можешь найти ей разумное решение. Вроде бы и работает все хорошо, а отдать в пользование никак не получается. Скажем – подсветка индикации неравномерная… и ничего из подходящих материалов нет, а нужно с чем-то экспериментировать.
Ну, Александр Ростов-на-Дону, и здесь тебе не верят…
Делов то, я на ТС-180 проходил: с одной катушки все обмотки соединил, это первая. С другой катушки соединии – вторая.
Связь между обмотками через магнитное поле сердечника, ВЧ помехи не попадают в нагрузку.
Юрий, вопрос же не в том, пропадают или нет! вопрос в том, есть ли другие, более удобоваримые способы борьбы с помехами из сети, с не такими громоздкими узлами. Или каждому меломану по киловаттному трансу в подарок и других вариантов нет? Достаточно ли зашунтировать входные питающие цепи конденсаторами или требуются более серьезные схемы?
И стоит ли, вообще, заморачиваться в этом направлении, если в домашних условиях многих вполне устраивает аппаратура-второклашка ибо более высокий класс не раскрывается в конкретном помещении?
Достаточно сравнить форму сетевого напряжения на первичке трансфильтра и вторичке, используя накальные обмотки в качестве контрольных. Там интересная картина.
Это решение применялось давно , в измерительных приборах, но хорошо забыто в наше время.
Один скромный трансформатор на базе ТС-180 или ТАН-106 спокойно тянет домашнюю стойку с ламповым однотактником, сидиплеером , вертушкой и корректором.
Можно запитать малосигналку от фильтра. а усилитель включить через спецфильтр , сетевой, специально мощный.
Юра, ТС-180 в роли трансфильтра как нельзя более удачен. с него и начал свои опыты и услышал роскошный эффект звучания моей домашки. Потом нашел удачные анодники ТА,- красота и сила.
Как бы не говорили, что такой способ борьбы с помехами очень хорош, но он не практичен по своей сути в быту. Да, в лабораторных условиях там можно изголяться в изысканиях, но, когда домашнюю аппаратуру не знаешь где пристроить, а тут еще и транс….
одного транса в бп мало? или я что то не понимаю
Это случай, когда трансформатор с рынка за рубль улучшает звук заметно круче тысячедолларовых кабелей с золотыми вилками.
а если вот так?
radio63.narod.ru/page/vrl/filter.html
и не нужно городить огород! все компактно и практично
С таким же успехом вы можете чистить сеть от вч помех, припаяв к сетевой вилке емкость. Компактно и практично. Главное- верить.
Сходил по ссылке.. Чёт какая то ересь.
Однако вот мне всё едино ваш метод бестолку. Основной источник звука у меня комп, и другого не предвидится в силу отсутствия необходимости, похоже. Ему трансформатор на вход бп ничего не даст. А усилок у меня микросхемный и у него накалов тоже нет. Может для ламповых железок оно и пойдёт, правда неясно – что дросселей в бп не хватает?(уж они то вч помехи убивают не хуже) А можно ещё что нибудь добавить тогда, не такое габаритное но не менее эффективное.
Старики Хилый и Хоровиц в “Искусстве смехотехники” я думаю плохого не посоветуют? Обычно левую часть схемы( до трансформатора) при сборке источников питания для усилителей самодельных все игнорируют. А зря. Почему то считается что просто к трансу сетевой провод воткнул- и порядок.
Антифазный сетевой кабель, антифазный межблочный кабель, разве не решат проблему ?
Эти вещи могут решить проблему которой нет. Проблему которая есть они не решат.
Вы, использовали антифазные кабели, раз делаете такие категоричные заявления ?
Что, Вы, о них знаете ?
***Про антифазные кабели***
Прочитал пару статеек пока ехал на работу.
Чтож, моё мнение не поменялось. Чувак пишет как он сделал эти самые кабели подключил СД к усилителю ими и “звучание резко улучшилось” чудесным образом, ясное дело. Если у человека такое хорошее воображение то ему можно впарить любую дичь. Эти кабели могут выполнять только одно назначение- наполнять карман человека который их продаёт лохам.
,, Звучание резко улучшилось” – вполне позитивно ))
Магнитное поле антифазной волны, сконцентрировано по осевой линии сильнее, чем у похожей синфазной линии, т.к. E&H, при удалении от оси линии, убывают по закону 1\r^3.
Соответственно у антифазный проводник менее чувствителен к всевозможным наводкам и сетевому мусору.
Видел видел, как же. И эту картинку тоже.
Что касаемо “звучания улучшилось”.. А ктож вам признается что он лох то?) Конечно улучшилось, столько труда а то и денег. Никаких результатов измерений не видно. Почему? Потому что показать нечего. Вы слишком уж надеетесь на проводки. Если усилитель и источник дерьмо вы их хоть замотайте в платиновый литцендрат, ничего не изменится. А если усилитель и источник качественные то они между собой и по витой неэкранированной паре сигнал передадут без помех.
Про платиновый литцендрат ув NEULO близок к истине, как никто. Знали бы вы, какой именно провод лучше всех работает в антифа- кабеле? Ни за что не догадаетесь. Потому что у вас его нет. Поэтому вам не и суждено услышать настоящий звук– настоящего кабеля из настоящего провода – марки БИФ. А там все заоблачное.
Информация и ,,картинка”, из ,,Технической электродинамики” -Н.А.Семенова. Это научное обоснование, как работает антифазная линия и с каким результатом.
По поводу – слышно или не слышно провода ?
Да, слышна разница, причём без всяких глупостей, типа двойных слепых тестов, измерений и пр.
Но, это при одном, но очень важном условии, – абсолютном тональном балансе. Вот тогда, аудиотракт очень отзывчивый на любое изменение компонентов, в том числе и проводов.
Может оно и работает. НО, если вы забьёте на всё остальное. К примеру на ту картинку что я привёл… Никакие такие антифазные хоть профазные и мегафазные провода вам не помогут. И будете вертеть киловаттные трансформаторы на стойки там где хватило бы обычного подавителя помех, нормального дросселя в бп или стабилизатора. Или всего вместе.
“…и здесь тебе не верят…”
Что значит – не верят? Чему я должен верить? Я описал свои действия для оценки воздействия сети на качество звучания. Как я еще могу, каким действием услышать это? Ну если такая уверенность в своей правоте, то почему не объяснить – каким образом найдено заметное влияние сетевых помех на качество звучания УНЧ?
Человек: утром и вечером, при интенсивном освещении и без него, после употребления алкоголя и без него – имеет различное восприятие звука. А давайте мы это припишем к изменению свойств в сети! Они же могут различаться в течении суток? Дааааа. Ну вот! Хорошее объяснение.
Зато естественное влияние мощного силовика внутри замкнутого корпуса – это уже “страдания”. Это уже не страдания, а реальный факт поддающийся проверке, а не возможному присутствию…
Мне кажется это всё из области “изометрии сетевых проводов” или “как улучшить дерьмовый блок питания” , эффект как от плацебо, примерно.
Как раз все иначе , влияние фильтра на полосу пропускания спокойно измеряется обычными приборами, эффект применения заметен невооруженным ухом.
Один из эффектов, к примеру- пропадает фон от накала переменным током некоторых прямонакальных ламп , скажем, 6с4с. Зуд от переменки , порождаемый грязью высших гармоник сетевого тока, исчезает, по причине заметного улучшения формы синусоиды. Если до фильтра там нечто напоминающее мохнатую трапецию, то на выходе уже нечто сильно похожее на синусоиду. А если подстроить вторичку в резонанс емкостью на пару мкф, то форма еще больше приближается к синусоиде. Так штааа…..
Конденсатор в параллель вторички подобрал из нескольких 0.47мкф для большей точности точности . Получил примерно 1,8мкф. Проверял на слух по лучшему звучанию моей аппаратуры . Создал вот такОго монстра. Ещё в свободное пространство поместил блок питания на 5в и 9в. Получилось два в одном . И усилитель ультралинейный JLH 1969 и цап SMSL-M6 подключил сразу к этой конструкции на прямую . Я в востОрге . На создание тора ушло 5 !!! кило меди сечением 1,7 мм . Ток холостого хода 8 миллиампер !!!
ещё фото тора
Железо взял со своего разобранного тороидального сварочного аппарата. Дал вторую жизнь .
ДИАМЕТР проволоки 1,7мм . Весь аппарат очень тяжелый получился .
Монстр, согласен. Скажите схему нет на него?
диоды мостов дополнительно зашунтировал параллельно каждый 0.047 мф плёночными конденсаторами . и ёмкости с20 , с23, с3 , с7 увеличил до 4700 мф .Тороидальный трансформатор блока питания мотал сам с расчётом обмоток первички на 260 вольт( для увеличения соотношения виток на вольт чтоб не входило в насыщение железо) вторичку мотал после подключения в сеть первички и доматывал с вольтметром чтобы получилось переменное напряжение примерно 9в.
мосты обычные, не Шоттки , мощные. Питание сразу подаю на цап . Раньше при включении холодильника , болгарок на улице и т.д. цап часто терял связь с компьютером. После создания такого монстра все проблемы исчезли . Ни какие покупные сетевые фильтры , даже дорогие мне не помогали.
Есть идейка, вторичку фильтра сделать симметричной, заземлив среднюю точку на корпус устройства. Теперь от сети отвязаны , как бы безопасно.
Как раз безопасно без средней точки .Можно даже браться за голый провод ( за один конечно ).В медицинских кабинетах так подключают аппаратуру через развязывающий трансформатор без средней точки.
Я делал нечто похоже, но проще и скуднее, да щелчки из сети ушли, правда не совсем в 0.
Хороший БП, всегда нужен, с диодами Шотке, сетевыми емкостями достаточного номинала.
Только не надо забывать, что любой провод, как минимум, это ещё сопротивление, ёмкость и индуктивность.
Эти параметры оказывают заметное влияние на звук.
Мне все равно до ваших “мне кажется это всё из области “изометрии сетевых проводов” или “как улучшить дерьмовый блок питания” , эффект как от плацебо, примерно”…
ТС-180 стоит в стойке внизу много лет и радует. Вот так вот, други…
Что в 2005г, что и сейчас, просто прикрыл бумажкой, и пофигу, сорри.
Главное эффект, а не результат, или наоборот, хз…
ПС1: мне он нужен
ПС2: мне 100% помогает
ПС3: мне хватает на усилитель, СД или винил, + еще по мелочи.
Оно работает, я же не говорю что нет? Но всё это можно получить и от обычного бп, к примеру поставить подавитель ЕМИ , если оно вас так волнует, коробочка 4*3*1.5 см, уж поменьше тс180 точно, а толку в плане подавления вч помех поболе. А накалы можно питать фильтрованной постоянкой, понятно что покушаюсь на святое, где то читал что постоянка в накале “убивает микродинамику”. Ну можно немножко и убить чтоб грязи и фона было поменьше.
Тот случай, когда спаять и послушать- быстрее. чем доказывать теоретически, что это – не работает.)))
Я конечно доверяю вашему опыту) Но на лампах пока ближних планов паять что то нет. Вернее есть но как всегда по своему. Вот к примеру выходной трансформатор работающий в зоне средних частот, примерно так с 300-400 гц, какой он?) И на вч с 4 кгц, примерно?
От телека , ТВЗ1-9 можно использовать смело. Низ не нужен. Индуктивность куриная, навскидку- пара генри.
ВЧ транс вообще без сердечника, на воздухе.
Среднечастотный транс можно намотать на соседних секциях, индуктивность рассеивания , наподобие сетевого фильтра. обвалит полосу средника сама, задаром. Но нужно помотать чуток.
ТА-236 и ТАН-106 опробованы для фильтра , есть распайка.
Канадская компания Torus Power делает системы стабильного электропитания аудиофильской техники — сетевые кондиционеры, изолирующие трансформаторы и т.п. С таким питанием музыкальные системы начинают играть чище и музыкальнее, даже видео становится детальнее и контрастнее.
Я посмотрел как они мотают эти фильтры и только в одном ролике увидел по настоящему сделанное разделение обмоток.Технологию никто просто так не рассказывают .
Здравствуйте, возник такой вопрос из-за лени перематывть трансформатор чтобы разделить обмотки на кольцевой сердечнике. Если использовать два трансформатора ( по 2.5 кВт). Сетевое напряжение 220 в будет повышаться до 380 в а потом понижаться до 220. Два трансформатора должны лучше фильтровать чем один с неразнесенными обмотками. Может есть у этой схемы какие-то недостатки.
Тянитолкай из двух трансов прилично потребляет ток. И фильтрует тоже несколько хуже, мой в холостом ходу огромный Тор потребляет 8!!!миллиампер. Тогда как тянитолкай из двух маломощных трансов жрал больше 200миллиампер. И все же ЦАП редко, но вылетал. А на большом Торе с разнесёнными обмотками НИРАЗУ. И к тому же всё-таки даже в двух трансах тянитолкая обмотки намотаны друг на друга и видимо какая-то грязь все равно проникает.
Обмотки для того и разносят потому что через железо сердечника не пролазит высокочастотная грязь , да и форма синусоиды с конденсатором 2мф на выходе намного правильней .
Ого, как народ-то торкнуло. То, что несется мусор из-за изменения нагрузки в сети – это понятно. Помеха может быть настолько заметна, что без радикального решения данного вопроса даже электроприборы могут отказаться нормально работать, особенно в сельской местности. В свое время довелось решать проблему сети при ремонте приемников. Ну не питать же их от батареек? Но при чем здесь качество звука? Даже в самых трудных случаях вопрос решался просто – брались два одинаковых трансформатора нужной мощности и включались по очереди: первичка – вторичка – вторичка – первичка. Тут тебе и фильтр и разделительный трансформатор. Не нужно ничего мотать. Во вторички подгонялись фильтрующие конденсаторы и все.
Иван, всех делов снять АЧХ фильтра в двух вариантах,с разносом и без.Там даже не две больших,а четыре очень больших разницы
Ну тут можно нанести предположений и допусков сколь угодно. Прежде всего всегда нужно задаваться степенью влияния изменения напряжения на нагрузку. Мне как-то принесли скороварку посмотреть. Ну посмотрел… вижу работает. Тогда взял мощный латр и снизил питание. Скороварка даже не смогла нагреть воду. Сразу понял – из села. Так и в данном случае. Если вести речь о влиянии сетевых помех на УНЧ, то нужно сразу же понимать: что это за УНЧ, каково его схемное решение, есть ли уязвимые места в схеме, склонные реагировать на внешние изменения питания. А то читаю, как с помощью фильтра динамика расширилась со 100 дБ до 150 дБ, хочется понять – а какова степень субъективного такого изменения? В моих схемах питание всегда двухполярное с полноценным дифкаскадом. Это означает подавление синфазных изменений. А от сети помехи должны наводиться на оба провода практически одинаково. Даже если помехи составляют долю процента они подавляются самой схемой довольно неплохо. Иначе нестабилизированная схема сама себя сводила бы с ума собственными токами. У меня в прямой видимости цифровой индикатор напряжения сети. Я вижу, как напряжение постоянно прыгает, но в акустике никаких звуков сроду никогда не было. Ни работа холодильника, ни другой бытовой техники не заметна. Только даже такие виды помех никак не должны влиять на понятие – качество звука. Что за горе у спецов очередное?
Простая ситуация,которой сам свидетель и участник.Усилитель ламповый,прямонакальный однотакт,накал переменным током.Фон в колонке ощутимый, о чем я в курсе,причина ясна.Проверяя работу фильтра,включил от него усилитель и отметил резкое снижение уровня фона.Эффект понятен,зуд от высших гармоник сетевого тока 50герц убрал фильтр,а колонки имеют спад отдачи ниже 50-60,поэтому общий фон заметно присел.
,,Но причём здесь качество звука ?”
Притом, что если не обращать внимания на сетевые помехи, то за качество звука можно не волноваться )).
P.S. это, как 2×2=4 ))
Добрый день. Скажите я могу собрать фильтр для аудиоаппаратуры на 2 советских трансформаторах ОСМ 0,4 380/220В? Я пытался их использовать, сказали на клеммы 380В первого транса подать сеть 220В, а концы вторичек (клеммник 220В за счет коэф. трансформации на них будет 127В) обоих соединить последовательно и соответственно получить на втором трансе на клемнике 380В – 220В- с этого клемника и брать питание на аудиосистему. Но собрав по этой схеме, обратил внимание, что падение напряжения на питание системы уже на 10В ниже под нагрузкой, чем на входе напряжения первичного трансформатора. Звучание системы при этом стало как бы просаженным с узким частотным диапазоном, блеклый монотонный звук, как будто верх и середина в звучании системы срезалось все. Если не сложно дайте совет или схему включения. Сам не электронщик, давно работал электриком, поэтому познания крайне упрощенные. Если подскажите, буду очень вам благодарен.
“…если не обращать внимания на сетевые помехи, то за качество звука можно не волноваться”
Какие сетевые помехи у народа, которых не слышно, но они влияют на качество звука? Это что-ж за помехи такие?
Отмечал сильное ухудшение звука в час пик – с 7 до 11 вечера, как раз, когда народ с работы приходит, отдыхает, включает электроприборы. Так что помехи сильные и они влияют.
“Отмечал сильное ухудшение звука в час пик – с 7 до 11 вечера…”
Хорошо, в чем заключается это ухудшение? Вот только что: сделал паузу в звуке, вывел регулятор громкости на максимум. Слышен специфический еле-еле слышимый звук ноута. Отключил вход от ноута. Стою, слушаю вплотную с акустикой – ничего, полная тишина. В УНЧ с полосой в Мегагерц и единичном усилении за 20 МГц… Я должен что-нибудь слышать? Сеть колеблется – я вижу. Включаю звук. Отключаю и снова включаю питание где-то на 0,5 сек. “на ходу”. Старт-стопный режим для УНЧ. Такое ощущение, что УНЧ на батарейках. Ни малейшего постороннего звука в динамиках. Как еще мне сделать?
Я не говорю о помехах в АС, обусловленных помехами сети. Я говорю о тяжёлом, утомительном звучании в целом, грязь в ВЧ. Это явление не от моей усталости или настроение, это реальное изменение звучания. Я не собираюсь спорить и высказывать свои мысли по поводу усилителестроения, опыт очень маленький. Собирал все попадавшиеся схемы, слушал, не нравилось – разбирал. Но слухом не обделён и изменения качества ловлю сразу.
“Я не говорю о помехах в АС, обусловленных помехами сети. Я говорю о тяжёлом, утомительном звучании в целом, грязь в ВЧ…”
Тогда я не понимаю. Если нет совершенно никаких “следов” присутствия влияния изменений в сети, то отчего тогда возможно изменение звучания? Я же говорю, что на 0,5…1 сек. могу отключить питание и звук совершенно никак не меняется. Не меняется специфика звучания, нет никаких щелчков. Так каким еще способом я должен услышать влияние помехи на качество?
Этих помехов звать интермодами,продукты взаимодействия вч дряни и нелинейностей схемы Пролезать помеха может и по входу и по выходу,акустический кабель та же антенна для ловли эфирной дряни.А усилителю от поданной на выход помехи становится не по себе так же,как от пролезающей на вход.Удивляет не это,удивляет непонимание специалистами ,занятыми в аудиотеме возможности проявления таких процессов и их влияния на звучание.
“…удивляет непонимание специалистами ,занятыми в аудиотеме возможности проявления таких процессов и их влияния на звучание.”
Я готов к восприятию, но у меня нет этих проблем. Я должен поверить по умолчанию? К такому не готов.
А я и не призывал Вас верить в это. Я это слышу, вы спецы, вы и разберитесь. Добавлю: при питании от аккумулятора, усилитель магнитофона Весна 212 на 4 или 5 транзисторах я слушал с удовольствием года 3. От сети он звучал как любой ширпотреб. Вот и расскажите, от чего так происходило.
“…Я это слышу…”
Вы слышите разницу при работе между питанием от сети и от батареи. Вы слышите все: само присутствие трансформатора, недостатки фильтрации, которых при работе с батареей нет. Слышите наводки от близкого нахождения трансформатора к схеме. Я в своих разработках постоянно продумываю место расположения трансформатора и самым эффективным вариантом всегда является – вынос трансформатора за пределы корпуса.
Во всех приличных изделиях силовой трансформатор капитально залит, хорошо экранирован и максимально удален от чувствительных цепей. Потому то многие крутые изделия с трансформатором в центре корпуса, располагают радиатором во внутрь. Основная схема оказывается максимально удалена от транса, хотя охлаждение схемы ухудшается. А радиаторы служат дополнительным экраном.
В свое время, создавая схему для бобинного магнитофона, экспериментировал с материалами для экранировки магнитной головки. Наиболее эффективным оказалось сочетание двух пластин – из стали и меди. Скорее всего с трансформаторами такое сочетание тоже желательно.
Вы, Иван, похоже только себя и слышите. Ещё раз напишу: я не слышу шумы питания, я слышу ухудшение качества. Именно качество звукового материала. Искажения, задавленность, грязь.
,Да,именно так.Исчезает помеха и звук освобождается от удавки на шее.
Вот, Александр умеет слушать. 🙂 Никому не в обиду, я правда хочу разобраться в той проблеме. Такое ощущение, что на эту удавку как то влияет даже не помеха, а просадка сети. Это как в машине, когда забивается бензофильтр, плохо тянет.
“…похоже только себя и слышите…”
“…хочу разобраться…”
Вы ни в чем разбираться не хотите. Вы слышите только себя, в чем и обвиняете меня. Я вам привел несколько методов воздействия на питание и передал реакцию на эти воздействия. Вы предлагаете верить во что-то из-за чего-то потому что… Если нет никаких возможностей даже оценить какой-то величиной событие, то что требуется понять? Александр умеет слушать потому, что с вами согласен. Но он использует преимущественно ламповые схемные решения, а там свои заморочки и он так же будет стоять на своем. Потому, что в любом споре никогда не рождается истина. Если выдвигается любое предположение, то оно должно быть технически подтверждено и событие должно быть как минимум создано для возможности его проверки. Тот уровень изменений, который может хоть как-то влиять на поведение нагрузки должен быть отчетливо заметен обычным осциллографом. Так же осциллографом легко видно пульсацию нестабилизированного питания обычного транзисторного УНЧ. И эта пульсация не оказывает негативного влияния на качество сигнала. Так какой же тогда сигнал влияет?
Приветствую!
Отмечу пост Александра Б.
Есть такой эффект — прямое детектирование мощных “внеполосных” (относительно звуковой частоты) сигналов кристаллами УНЧ-микросхем.
Далеко за примером ходить не надо: работают простые компьютерные колонки Genius и вдруг из динамиков “космические звуки” раздаются, а через секунду у человека начинает звонить мобильный телефон . Или на эти же колонки хорошо прослушивались сигналы близкорасположенных FM станций.
Что касается “развязывающих” трансформаторов-фильтров, то “простой” силовой транс-тор {на 51 Гц :)} с секционированными (а по ГОСТ другие в БРЭА запрещены) обмотками с малой межобмоточной ёмкостью как-бы и так неплохо справлялся с вышеуказанными функциями — пример: силовой секционированный транс магнитофона Яуза. В “старых” трансах, помню, ещё экранирующую обмотку мотали.
Это не экран, это развязывающая обмотка. Призвана уменьшить ёмкостную связь между обмоток. В идеале это должна быть медная незамкнутая полоса, подключённая к “земле”. Такое решение здорово уменьшает вч помехи.
Приветствую Дениса!
Я не знаю, что такое “развязывающая обмотка”, но знаю, что такое экран (в электрическом смысле) и экранирующая обмотка и для чего они требуются и как эта обмотка соединялась. При относительно “плотной” намотке такая обмотка ничем не хуже медной разомкнутой полосы.
Между первичной и вторичными намотками наматывается слой проволоки или полоса медной фольги. Тем самым устраняется ёмкостная связь между обмотками.
В бытность работы на заводе шеф применял свой вариант экранирующей обмотки.Он разматывал электролит К 50-3, у которого плюсовой вывод приварен к толстой фольге.Убавив ширину ленты,закатывал ее в скотч с двух сторон и этой полоской мотал слой вперекрышку.Контакт луженый,к нему паяем провод.
“…прямое детектирование…”
О, подмога подтянулась. Вначале тогда следует уточнить, что (какой сигнал) подвергается детектированию? Мы берем стандартную схему с обычным дифкаскадом. Полоса пропускания – 1 Мгц. Вход ограничен фильтром в 40 кГц. Подавление синфазной составляющей в полосе 40 кГц не менее 40 дБ. Любой сигнал со входа легко и непринужденно усиливается до заданной величины. Кроме подаваемого на вход сигнала никаких посторонних форм не наблюдается. Что, откуда, через что, каким методом детектируется? И прежде всего – какой сигнал детектируется? Пульсация, возникающая в питании, достигающая при больших нагрузках сотен милливольт и даже больше не детектируется? Или детектируется? Тогда как такая схема вообще работает на мегагерцах? При том, что сигнал не как после магнитной ленты, а идеально чистый.
Ну, давайте, нужно что-то еще придумывать.
“…работают простые компьютерные колонки Genius и вдруг из динамиков “космические звуки” раздаются…”
Очень подходящий пример. Подобную акустику я даже в самые тяжелые времена не мог слушать. Ну хорошо, допустим, берем такой случай. А из чего исходит, что происходящее, хоть как-то связано с качеством питания? Если я во входной шнур последовательно сигналу создам невероятно плохой контакт, то это неизбежно приведет к ухудшению передачи сигнала с источника на вход. И вход в такой ситуации подключен (кроме самого источника) к своеобразной антенне, которая образуется за счет свойств входного кабеля. Вот на этот кабель “работает” телефон. Так может проблема в качестве экранированных проводов? Опять возвращаемся к наводкам…
Вот только что подошел вплотную к акустике и запустил телефон, никаких звуков в акустике от слова совсем. Полная тишина! Жду следующих вариантов.
Какой алгоритм подгона фильтрующих конденсаторов? Если не трудно схему нарисуйте.
Коллеги по увлечению! А может перед тем, как бороться с помехами, неплохо бы было определиться – а не является ли сам трансформатор источником помех? Мой друг детства как-то мучился с вашими сложностями и случайно сдвинул незакрепленный в корпусе силовик. Изменившийся звук навел его на мысль отодвинуть еще дальше. Все закончилось тем, что он расположил силовик вне корпуса. Я помню, как он мне показывал это в виде фокуса. С наводками тороида пришлось и мне морочиться в собственной конструкции. А ведь сейчас модно стало в крутых моделях выделять питание в отдельный модуль. Так может и ларчик в другом месте открывался?
В сети 220в. И все эти крики шум и гам легко доносятся через силовые трансформаторы,через ёмкостную связь обмоток,через диоды моста и через электролиты питания и ногда и через стабилизаторы.Всё это царит внутри железного корпуса Вашего Сд или отдельного цапа! И всё это некачественное ёдово поступает на микросхемы занимающиеся обработкой и конвертированием звука.Внутри и без того хватает,кое-как приемлемо звучит,так теперь и из вне нахально лезут.
Кто-то хочет возразить?
Возражу. Цифровая техника устойчива к помехам. Тем более по питанию. Речь об аналоговой части – УМЗЧ. Транзисторный умзч охвачен глубокой ООС, благодаря которой, влияние шумов по питанию минимизировано.
“…Транзисторный умзч охвачен глубокой ООС, благодаря которой, влияние шумов по питанию минимизировано.”
Не просто минимизировано, но каждое качественное решение обладает свойством эффективного подавления таких шумов.
“…Кто-то хочет возразить?”
А чему возражать, истерике?
С чего это вдруг трансформатор, параметры которого оптимизированы для эффективной передачи информации в определенном частотном участке, так же легко должен передавать и помехи?
С чего это вдруг выпрямительные элементы, которые имеют свои особенности для работы в определенном частотном диапазоне, так же легко должны передавать вне рабочего участка?
С чего это вдруг навороченные многозвенные схемы фильтрации, которые заточены для работы на постоянном токе должны с сопоставимой амплитудой выдавать постороннюю переменную составляющую?
С чего это вдруг схема транзисторного УНЧ оставшуюся “мелочь” проникшую по цепям питания не смогла подавить?
Что за схемы вы строите, господа? Как говорят в таких случаях: “У вас все не слава Богу”.
Сетевые НЧ & ВЧ помехи – слышимый звуковой диапазон. Звуковой тракт, Вам эти ,,специи” интермоделирует и озвучивает, на полную катушку, под неусыпным контролем ООС, губящей музыкальность и красоту звука на корню.
Многие люди привыкли слушать, ,,что есть” и не замечают ущербности такого звучания.
“…эти ,,специи” интермоделирует и озвучивает, на полную катушку, под неусыпным контролем ООС…”
Почитайте выше, сколько цепей должна пройти помеха прежде, чем попасть в схему. И то, что все же доходит до схемы, подавляется самОй схемой.
“…люди привыкли слушать, ,,что есть” и не замечают ущербности такого звучания…”
За 40 лет своих разработок я не заметил своей ущербности? Не тупого копирования чужих идей, а именно разработок. Если бы передо мной стояла задача копирования, то я бы просто купил подходящий аппарат 90-х годов и не мучался как некоторые…
Мой ЦАП с выноснЫм блоком питания это цифровой прибор ,правильно ? Но почему реагирует на плохую аналоговую сеть ? Цифровой прибор занимается вычислениями и если в начале уравнения хоть несколько цифр или запятых не там поставить к концу вычисления не сойдётся ответ,то есть звук будет не совсем как записан . На палубе корабля в шторм даже очень хороший танцор не очень качественно станцует .
“…почему реагирует на плохую аналоговую сеть ?..”
Вы не путайте: наличие импульсной помехи и форма ее воздействия на потребителя.
Я же не утверждаю, что импульсной помехи не существует. Она есть, и в современной сети присутствует постоянно. Но в какой форме и до какой степени идет воздействие на непосредственного потребителя – это носит индивидуальный характер. Сам подход к использованию дифференциальных аналоговых схем подразумевает подавление помех самой схемой. Но, если схема на частоте помехи не работает, то происходит ее (помехи) интегрирование. Только для такого случая вся схема должна быть просто ужасной.
Что касается цифровых схем, то они в принципе работают в условиях постоянной вероятности ошибки. Когда на экране ПК “вылетает” сигнал какой-нибудь ошибки, то это не значит, что до этого ошибок не было. Просто система справлялась с функцией отлавливания и исправления ошибок. Но этот процесс не может быть беспредельным. С какого-то момента система “захлебывается” и более функционировать не может. Так, что для сбоев цифровых схем питание должно быть просто безобразным и к помехам сети это не имеет никакого отношения.
Ответ был дан. Ждите, когда его проверят.
А это и есть мой ответ. Трансформатор с разнесёнными обмотками я уже сделал,даже два варианта . И с ними ЦАП просто поёт и не ” вылетает ” от щелчков сети никогда. На ультралинейном усилителе jlh1969 это очень хорошо заметно.
Вот как можно так общаться, если один собеседник высказывает мнение, а другой “ушел” на проверку?
“А это и есть мой ответ.”
Это не ответ, это накопитель энергии для маломощных потребителей. Если у вас “вылетает” от щелчков сети, то питание у вас никудышнее. И трансформатором вы меняете энергетическое взаимодействие между сетью и потребителем. Ваш источник питания работает в связке с этой индуктивностью аналогично, как при пассивном корректоре мощности. Импульсы сети тут не причем.
Так или иначе мой ЦАП и другая аппаратура получает хорошее питание и её хочется слушать . “Музыкальность” явно проявляется и это факт с которым не поспоришь. Я экспериментировал и с двумя Ш образными трансформаторами встречно включенными и двумя типами и фильтров кучу разных испробовал. И с конденсаторами и т.д. и т.п. Но проблему решил наилучшим образом только Тор с разнесёнными обмотками. И это не самовнушение ,проверял на моих гостях и все как один отмечали заметное улучшение качества звука, его хочется слушать ещё и ещё. В частном секторе дом в конце сети получал самое паршивое питание хоть днём ,хоть ночью.
“…В частном секторе дом в конце сети получал самое паршивое питание хоть днём ,хоть ночью.”
Ну так я об этом и говорю, что проблемы с сетью основательные. Для таких сетей нужны источники питания с расширенными возможностями. Примененный тороид позволяет реализовать буфер через который возможно хоть как-то работать в принципе. Диапазон питания цифровой части ограничен. И если его (диапазон питания) начать дергать, то система устойчивой быть не сможет. И даже системы питания начального и среднего уровня с такими сетями работать не могут. Здесь не простое присутствие помехи, а пропадание сети на недопустимое для использованной схемы время. Вот тут-то подобные накопители энергии и помогают. Иногда и аккумуляторные системы приходится устанавливать. Но какое это имеет отношение к качеству работы УНЧ? В таких сетях плохо работают все потребители.
ЦАП – цифро-АНАЛОГОВЫЙ преобразователь. На фыходе стоят фильтры на ОУ и повторители. Разделите питание на цифровую и аналоговую части, с хорошей стабилизацией и фильтрацией последней и Вы сильно удивитесь переменам.
“…Разделите питание на цифровую и аналоговую части…”
Это конечно оригинальное предложение, но как вы это практически представляете? После подобных действий устройство скорее всего совсем загнется. Что там за ЦАП с таким странным питанием…
В 80-х , некоторые топовые линейки cd плееров были с раздельным питанием, на цифровую и аналоговую части и отключаемым дисплеем. Прилагаю фото Sony CDP 557 ESD.
“В 80-х , некоторые топовые линейки cd плееров были с раздельным питанием…”
Это я встречал. Я имел ввиду – действия самого пользователя в этом направлении скорее всего завершатся гибелью изделия. Несколько источников питания использовано в одном моем УНЧ. Там от 50-ти ватного тороида питаются выходники и раскачка, а от 10-ти ватного через линейные стабилизаторы питается вся остальная часть. Когда-то такой подход к питанию обещал, по мнению авторов, рост качества. УНЧ мощностью в 12 Вт на канал работает многие годы, довольно маленьких размеров, внутри забит под завязку. Особенной сложностью было найти точку общей земли. Полоса – 500 кГц. Больше этот подход не использую – слишком сложно при спорных преимуществах.
Классическое решение.
Только что решил “подергать” сеть рядом включенной (в соседнюю с УНЧ розетку) электробритвой. В динамиках – полное затишье. То, что УНЧ включен можно понять лишь по подсветке индикации. Тут же, при передергивании входного шнура, впечатляющий рев и снова полное затишье. Ни фона, ни шума, ни случайных звуков. Нужно будет подумать, как создать систему имитирующую сетевые броски. И главное понять, какие условия в нее нужно заложить.
Помехи проходят в звуковой тракт по многим путям. Это гальваническая связь через заземляющие конденсаторы в ИБП, ёмкостная связь между обмотками, несинусоидальность питающего напряжения, броски тока и работе мощных потребителей таких как сварочный аппарат, микроволновка, старая дрель с замыканием в коллекторе и т.д. Спектр помех очень широк 0….10ГГц. Из всего спектра целесообразно выделить те, которые влияют на звуковой тракт в большей мере. Слышимые помехи на УНЧ (силовая часть) проходящие по питанию, если в фильтре установлены конденсаторы по 15000 мкФ и более маловероятны, для этого достаточно рассчитать коэффициент сглаживания пульсаций фильтра, вот на входные цепи УП, CD, тюнер, звуковая карта и т.д. воздействие помех вполне возможно. Главным образом помехи создаются из-за неправильной экранировки и подключения земли не в том месте, когда создаются дополнительные пути прохождения “грязного” тока по экранирующим оплёткам соединительных кабелей. В таких случаях по возможности лучше применять оптические соединительные кабели, но если нет возможности то разделительный сетевой трансформатор гальванически изолирующий от сети – хорошее решение. Так же не стоит забывать об отношении сигнал шум и стараться передавать полезный сигнал большей амплитуды. В профессиональной звуковой аппаратуре также используется симметричное соединение т.е. в каждом канале в кабеле идут два сигнала противофазные друг-другу которые при сложении во входной дифференциальной цепи увеличивают полезный сигнал в 2 раза и взаимовычитают наведённые помехи. Устройства китайского производства с ИБП (возможно не содержание фильтры) например, компактные люминесцентные лампы, зарядные устройства, компьютеры, желательно включать в сеть через фильтр (см. схему) чтобы не пропускать помехи в сеть. Как-то так в двух словах, целая статья получилась, а не комментарий.
нашел такую схему фильтра,смущают только номиналы конденсаторов.
подскажите,какие лучше всего подойдут,или оставлять эти?