Реставрация 25 АС-027 «Афмитон»

Реставрация акустической системы 25 АС-027 «Амфитон». В основном это работа по восстановлению акустики, доработки здесь минимум. К примеру, в фильтры могут вмешиваться только научные сотрудники, которые вели данные АС, так как разработка их велась с точной подгонкой номиналов, все другие оперативные вмешательства в их конструкцию ведет за собой изменения в звуке, одно улучшаем, другое ухудшаем.

По данной АС все стандартно, подвесы на НЧ и СЧ рассыпались. Корпус крепкий, но есть один проблемный угол – исправим.

Внутри корпуса крепим ребра жесткости из деревянных брусков. Закручиваются обязательно с наружной стороны, на шкантах (на которых собирают мебель). И конечно же рейки сажаем на клей ПВА или любой столярный.

После крепления рейек клеем герлен 4 мм (виброизоляция как в авто) + сверху тонкий слой герлена с тряпочным верхом для того, чтобы закрыть фольгу, от которой отражается звук и издает паразитные звуки.

Наполнение — ватин, можно войлок, колбаска с ватой не работает на 100%. Здесь не всё так просто, как кажется на первый взгляд, каждый корпус имеет свой звук и путем простукивания каждой стороны корпуса определяется, где надо поставить распорку, ребро жесткости и потом их соединить вместе. Стараюсь корпус подогнать максимально под звук струн (никто не знает, что это такое и поэтому внутренняя отделка корпуса — моя изюминка).

Декоративные пластмассовые накладки были кривыми, чтобы это исправить, я прикрутил их к ровной поверхности и вынес на улицу, под солнце на определенное время, тогда температура была 50 °С.

Подводящие гибкие проводки (канатики) на местах соединения с диффузором и клеммами были уже потрепанными. Полная замена на новые.

Осмотр ВЧ динамика 10 ГИ показал, что ему нужна замена пленки, пропайка выводов не помогла.

На НЧ и СЧ динамиках заменены подвесы и колпачки, заново отцентрованы подвижные системы.

На одни корпуса я наношу лакокрасочные покрытия 5 раз, включая грунт, на другие 2 раза с грунтом, всё зависит от краски, предсказать итог не могу заранее, партии красок разные. В итоге покрытие получается “Под Шагрень”, устойчивая поверхность механическим повреждениям + лаки!

 

Автор: Роман Криштопин

15 комментариев: Реставрация 25 АС-027 «Афмитон»

  1. Alik пишет:

    Внешний вид,на любителя.

  2. Аудиостроитель пишет:

    “Белое – не носить, обтягивающее – не одевать.” (с)
    Мода красить корпуса в белый цвет весьма заразна оказалась.

  3. алексей пишет:

    Хорошо сделано!
    Насчет белого цвета- не слушайте никого, на вкус и цвет все фломастеры разные.
    Звучок у этих амфитонов жирный, вкусный.

  4. Евгений пишет:

    Мне вот интересно, как звук от фольги отражается? Может, кто знает…

    • Аудиостроитель пишет:

      Если речь идёт о фольгированной виброизоляции, то “нормально отражается”. В том смысле, что это НИКАКОЙ роли не играет. Это виброизоляция стенок и не более того.

      • Евгений пишет:

        Да меня просто повеселила фраза про отражение звука от фольги… Не более того…

        • Коля пишет:

          Чего только не услышишь! Хотя бы одну(!!!) статью про вибропоглощение прочитали. А то некоторые называют этот эффект “фольгированной виброизоляцией”. И смех и грех. Иногда читаю, хохочу. причем все эот пишется с серьезным видом.

  5. Сергей Гудков пишет:

    Что-то не помню ни одной советской колонки, которую изнутри чем-то обклеивали бы или оббивали. Кто помнит были такие?

    • Евгений пишет:

      Маты из ваты, распределённые по стенкам как написано в описании почти всех советских АС я встречал только в 50АС-022 и 35АС-018 “Амфитон”…

      • Чалов Денис пишет:

        35АС-015, все, что попадались мне, с матами на стенках. 15ас-109 с поролоном на стенках. S-90 c колбасами из ваты на стенках. 10МАС-1М с мешком на задней стенке. Многие из серии 25ас.

        • Сергей Гудков пишет:

          Значит пока только одна 15ас-109 имеет акустически обработанные внутри стенки в виде приклеенного поролона, все остальные имеют голый ДСП или фанеру, а внутрь просто бросают (укладывают, привязывают, клеют) ватный мат. И никакого войлока, герлена или виброзвукопоглотителя. В японских встречал кусок синтепона. Почему не обклеивают стенки ас на заводах? Это малоэффективно или трудозатратно? Все аудиофилы что-то клеют (наверно любят запах клея:)

          • Коля пишет:

            Просто профессионалы наверное лучше знают, чем “аудиофилы”, что вибропоглощение на этих частотах и такой толщине корпуса ничего не даст. И никакой войлок, герлен или “виброзвукопоглотитель” (последнее название, точнее, самоназвание в терминологии отсутствует) не сможет уменьшить не только продольные колебания пластин (стенок корпуса), но и изгибные колебания этих же пластин.
            Если серьезно, то увеличение вибро поглощения проводится либо путём подбора материала корпуса, либо созданием слоеной конструкции. В качестве примера приведу простую доступную. Из 3-4 х мм фанеры вырезаются пластины. По краям одной пластины приклеиваются планки. Внутрь по размеру размещают крестообразную конструкцию из планок, а внутрь засыпают сухой песок. Не мелкий как на Варадеро. Потом закрывают другой пластиной. Из такого сэндвича делают ящик. Очень хорошие результаты получаются. Вот только передняя и задняя панель делается из фанеры или ДСП. Но они стягиваются стяжками. Но это я делал с друзьями один раз на пробу а количестве двух штук. Утомительно и не технологично.

            Один автор предложил штамповать листы ДСП со сферическими углублениями, а внутрь заливать ЭП клей с наполнителем из резиновой крошки. В принципе, все правильно, но как это сделать технически. Лишние операции удорожают конструкцию.
            Дешевле увеличить толщину материала и вместо ДСП использовать скажем другой похожий материал типа МДФ.
            Можно изменить геометрию стенок. Особенно боковых, сделать их гнутыми. Как на Ямахе некоторых моделей. В общем, цель одна, увеличить импеданс стенок при приемлемом вибро поглощении самого материала.
            Извиняюсь, расписался.
            Резюме.
            Не надо пачкать внутренние стенки колонок автопоглотителями вибрации, клеить линолеум и другие строительные материалы. Эффект – близок к нулю.
            Хуже, конечно не будет, но и лучше тоже.
            НО объяснить это трудно. Ведь все клеят!!! Как ФИ в 10МАС. Один Незнайка сделал, другие Лохи подхватили. А почему профессионалы типа Салтыкова и Шорова так не делают не задумываются. Также и с “линолеумом”.

            Ну, а теперь на “сладкое”.
            Трубу ФИ нужно “забить”. Она не нужна. Также как и на 10МАС.
            Оформление ПАС для этой, в общем-то “никакой” АС, является оптимальным. Сменить к …. СЧ динамик. Вместо него в настоящее время можно использовать
            Р130Ш15-07 08 или 15ГДШ-3. Покрыть их герленом изнутри, чувствительность позволяет, посадочное гнездо – как 20 ГДС.
            Полосу раздела повысить до 7 кГц. и будет счастье с 6ГДВ-4 или любой другой ВЧ головкой, подходящей по размеру.
            Лично я так и поступил с доставшейся по наследству этой АС. Штатные 10 ГИ-1-4 подарил соседу по даче. Чем-то они мне не нравятся. Чем, не пойму.

  6. Александр Ростов-на-Дону пишет:

    10ГИ скорее средники, нежели пищалы, акцент у них в средину, а если её отсечь, то отдача на вч никакая, зато направленность собачая.
    И что в них находят до сих пор….
    Недавно лично увидел ачх пищалок изодинамических в колонках Инфинити, – излучающая поверхность в виде круга примерно дюйм диаметром.
    Вот это можно считать достойной реализацией идеи изодинамического излучателя, в отличие от недоразумения 10ГИ1.
    Отыскал беглые замеры ачх колонки Инфинити Каппа , 4 полосы.
    Увидеть пищалку позволил метод лопаты, закрыл средник рукой .
    АЧХ пищалы синим цветом.
    Колонка ожидает доработки под замену упаленного средника на новый от Сканспика, купольный DMX75

  7. ВОИР пишет:

    Владею такими АС уже более 20 лет, и доводить их действительно пришлось. Однако, 1) “… в фильтры могут вмешиваться только научные сотрудники, которые вели данные АС, так как разработка их велась с точной подгонкой номиналов, все другие оперативные вмешательства в их конструкцию ведет за собой изменения в звуке, одно улучшаем, другое ухудшаем.” Отлично сказал автор, и тут же уменьшил и без того минимально-достаточный внутренний объём ящиков кучей древесины. Хватит и пары поперечных распорок сечением около 20х20 (мм). 2. Оклейку стенок слоями шумо/вибро-поглотителей я тоже делал, и убрал – ничего не даёт, кроме опять же уменьшения объёма – а ящики всё равно бубнят. Эффективнее всего распределить минимально-необходимое количество рыхлой спецваты по всему объёму, оставив зазор 5-6 см до ФИ и НЧ. Это и по теории, и по моему опыту. В фильтрах лишь одно изменение: R – проволочники следует заменить на безындуктивные (для восстановления согласования полос по фазе), и точно подобрать их номинал по балансу отдачи динамиков. Я использовал МЛТ, и звук раскрылся, стал ясным и детальным. Только эквалайзером срезается бугор АЧХ от 2,5 до 9,5 кГц прим. на 3-3,5 дб, и добавляются верхи на 0,5-1 дб.

  8. Дмитрий пишет:

    “Внутри корпуса крепим ребра жесткости из деревянных брусков. Закручиваются обязательно с наружной стороны, на шкантах (на которых собирают мебель).”
    небольшая ошибка-оговорка здесь – не шканты, а конфирматы (евровинты).
    шканты, это деревянные чопики-штифты.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *