Читателю предлагается простой в изготовлении и вместе с тем высоко концептуальный усилитель. Базовая схема реализует принцип ИТУН – источник тока, управляемый напряжением. Вкратце его суть такова: сила Лоренца, действующая на проводник в магнитном поле (сиречь катушку ГД в магнитной системе), есть функция от тока, протекающего в проводнике (катушке). Однако большинство промышленных и авторских УМЗЧ представляют собой источники напряжения. И АЧХ их нормируется именно по напряжению. Однако сопротивление ГД на разных частотах, очевидно, значительно нелинейно. А следовательно, и ток в катушке зависит от ее реактивного сопротивления нелинейно. Более подробно можно прочитать в статье А. Любимова «”Сладкая парочка”: громкоговоритель + УЗЧ».
Проект этого УМЗЧ стал результатом анализа решений, предложенных в статьях, темы про токовое управление на hi-fi.ru, совместной работы товарищей с форума vegalab.ru и комплекта фильтров обвязки, предложенного Скифом. С данной ИМС автор знаком достаточно давно и в предыдущих статьях также отмечал ее комфортное и сбалансированное звучание, субъективно превосходящее детальностью и ВЧ-пассажами такие брендовые флагманы, как TDA7294 и LM3886.
Схемотехника
В других статьях не было уделено достаточное внимание нюансам поведения цепи обратной связи в приведенном выше включении. Результаты моделирования схемы были проанализированы, сведены в таблицу и позволяют сделать определенные выводы относительно номиналов комплексной цепи ООС. Дело в том, что Ку схемы вычисляется довольно неоднозначно и значительно не линеен. С другой стороны есть такая проблема, как ограничение сигнала при превышении амплитуды. Нормализованный режим усиления для стандартного включения требует входного напряжения 0,5 В для номинальной мощности. Поэтому моделирование проводилось именно по этому напряжению. С третьей стороны, стояла проблема емкости в ООС. Смещение на выходе ИМС значительно, а оно нам не надо, поэтому опорное напряжение должно сниматься с емкости, чтобы избавиться от нулевой гармоники.
Расчет схемы начнем с резистора R6. Зададим его номинал 1 кОм. Тогда сопротивление емкости в 100 мкФ на частоте 20 Гц будет 1/(2πfC)=80 Ом. Это как нельзя лучше подходит для наших целей, т.к. комплексное сопротивление на нижней рабочей частоте будет иметь угол не более 50. Отталкиваясь от заданных параметров, мною была проведена серия моделирований. Результаты сведены в таблицу:
Желтым цветом отмечено, по моему мнению, оптимальное соотношение номиналов. Обозначение «огр» значит, что амплитуда была больше напряжения питания (±20В) и синусоида уходила в ограничение. Исходя из этого, схема обрела номиналы элементов, указанные на первом рисунке.
Детали
Конденсаторы С1 и шунт C3 – пленочные К73-17х63 В. С2 и С5 – керамика К10-17Б. Цепь R7, C5 устанавливается только в случае возбуждения ИМС, чего в моем случае не наблюдалось. Токозадающий резистор R4 – металлопроволочный в керамическом корпусе (см. фото). Из доступных номиналов – 0,22 Ом, обычно применяемый в ОБР выходных транзисторов. Решающее значение здесь играет одинаковость номиналов и сравнительно лучшее звучание металлопроволочников по сравнению с углеродистыми. Сама МС может быть заменена на TDA2030 или LM1875.
Звучание
И, в заключение, о параметрах и звучании. Стоит учесть, что режим ИТУН оправдывает себя при работе на однополосные или двухполосные системы с простейшими фильтрами не выше первого порядка (конденсатор последовательно твиттеру). УМЗЧ обеспечивает выходную мощность до 20 Вт с минимальным уровнем искажений и пиковую до 50 Вт, но такой режим для TDA2050 нехарактерен и крайне экстремален. Питание – до ±20 В, выше тепловой и музыкальный режимы также нежелательны.
Испытания звучания проводились на акустике 8ГДШ-2-8 (модернизация: пылезащитный колпачок вклеен обратной стороной, что сглаживает неравномерность диаграммы направленности в области ВЧ), поддержанные сверху достаточно нейтральными и комфортно звучащими твиттерами 2ГД-36 с фильтром первого порядка (4 мкФ МБГО-2 + 0,1 мкФ К73-17). Оформление – ЗЯ. Объем порядка 17 л. Испытания показали высокую контрастность звучания, чрезвычайно высокую детализацию и проработку звуковой сцены. Усилитель очень мелодично подчеркивает ВЧ. В целом, звучание схоже с ламповым, но не имеет его недостатков – таких как подчеркнутая «округлость», окрашенность звучания и низкая динамичность. Вместе с тем, ИТУН звучит более комфортно и мягко, чем транзисторные УМЗЧ, выполненные по классической схемотехнике. Отличается собранным басом и менее свистящими верхними частотами. При всех достоинствах следует отметить, что его сборка оправдана только для работы на чувствительную акустику с низкопорядковыми фильтрами. При работе на колонки типа S-30 и т.п. поведение АЧХ совершенно непредсказуемо, особенно в области раздела фильтра.
Подытоживая, скажу, что этот усилитель стоит собрать хотя бы ради эксперимента. Ведь суммарная стоимость деталей вряд ли превысит 50р/канал. И обладатели широкополосных АС, уверен, будут удивлены новым возможностям своей акустики, давно просившейся в мусорный бак.
Печатная плата и расположение деталей приведены ниже. Размер 40х50 мм.
Автор работы: Лишманов Николай aka Lincor (lincor-lib.narod.ru)
Москва, 2005
Здравствуйте. Я первый раз хочу собрать усилитель, в этой теме особо не разбираюсь. У меня есть две колонки (достались от отца) каждая по 37 Вт (4 Ом) какие-то немецкие, хочу сделать их активными. Данная схема, что представлена у Вас, подойдёт к колонкам или же какие-то компоненты нужны другие?
По этой схеме не очень подойдет. Попробуйте лучше эту: https://ldsound.info/usilitel-na-tda2050-20-vt4-om/
Тот же автор и та же микросхема, но схемка сама немного другая.
Но там на 20Вт, а у меня две колонки, в каждой по 37Вт. Ничего страшного не случится? Или какие-то элементы взять других номиналов?
Этот тоже на 20 Вт. Одни и те же чипы, просто схема немного другая. Данная схема ИТУН подходит только для широкополосного динамика, ну или для многополосной АС с очень простым фильтром.
2 канала по 20 Вт, если для дома, то хватит.
А что мощность у АС будет больше, то это даже хорошо.
Зачем агитировать за ИТУН? Давно уже он раскритикован по звучанию!!!
Для открытых АС на чувствительных ШП вполне уместно.
Для Ваших колонок ТДА 2050 самое то. Как писал автор рекомендованой статьи, она выдает до 50 Вт, он просто не рекомендует отбирать больше 20 Вт, по причине искажений, которые, на большой мощности не очень и слышны. А ИТУН Вам вряд ли даст и 20 Вт
Была возможность послушать. На трех-полоске (сч и вч -через конденсаторы). Полностью согласен с описанием звука автором статьи. Соотношение цена/качество вообще замечательное.
А можно к примеру для тех самых пресловутых немецких колонок сделать трёхполосный ИТУН с активными разделительными фильтрами на входе. А из колонок фильтры просто выкинуть. И будет квадратиш практиш гут.
Громкие слова концептуальный усилитель и прочие трескучие словечки можно заменить скучной фразой: усилитель с неким заданным цепями ООС выходным сопротивлением, назвать это дело ИТУНом сложно, так, серединка наполовинку. Эту схему спокойно заменит обычный резистор несколько Ом, врезанный в провод к колонке. К такому питанию не каждая колонка относится хорошо, чаще всё хуже, особенно на низу, где каждый лишний Ом оборачивается выбросом на ачх из-за перебора по добротности . Другое дело, если у нас динамик с куцым низом, тогда бас чуток подтянется, за счёт просаженной средины.
Все эти космические новинки типа итуна- частное решение в пределах некой задачи, не более того. И обзывать эту схему концептуальной- шибко громко.(зато-слово красивое, это я понимаю. )
Ну, автор так назвал, возможно хотелось чего нибудь такого, концептуального, чтоб красиво звучало)
Добавление резистора в цепь колонки, пардон товарищ, о чём вы вообще?) Тут то не добавление резистора, а скорее добавление динамика в цепь ООС. А это немного разные вещи. Не могу сказать за этот усилитель, всё никак не дособеру, времени не хватает. Однако более простенький на 174ун14 показал просто отличные результаты.
Судя по всем экспериментам которые я нашел в инете схема ИТУН серьёзно снижает интермодуляционные искажения динамика. А динамик самый нелинейный элемент в системе.
какая фиг разница: врезать динамик в цепь оос, застабилизировав ток через динамик либо врезать на выход резистор, делающий то же самое. В обоих случаях резко снижается максимально подводимая к динамику мощность, усилитель нужен с огромным запасом .
Токовый режим дело нужное в плане снижения интермодуляционных искажений, особенно на средних, а вот басовик навалит проблем с его раздемпфированием на резонансе. Об этом в тонкостях есть прекрасная статья Сергея Давыдовича Батя Токовый усилитель глазами инженера.
Отец. Какой источник тока лучше, резистор или активный на транзисторе? Или операционнике. И что это никто резисторы не тыкает на выходе раз они так хорошо помогают? Да потому что не помогают. А я тебе скажу почему даже. Ты воткнёшь на выход резистор и создашь делитель напряжения. Вот тебе и надо подводить огромную мощность. И чем больше резистор(в попытке нарастить выходное сопротивление) тем большую мощность надо подводить. Замкнутый круг. Который активный генератор тока легко разрывает.
Что касаемо раздемпфирования. Тут можно демпфировать акустическим оформлением. Или можно сделать двух-трёхполосный усилитель. Низ обычный средне-верх- Итун.
активный генератор тока – он чо, безконечно токовый чо ли, сын? И у него киловольт над головой, с выходным 1 килоом? Тогда как бы угу. верю.
Только не встречал за жисть такого чуда. Которое кого-то там “разрывает легко” В клип влететь оперу легко, а вдуть в нагрузку ток неизменной величины – эт вряд ли.
вся активность источника тока задана двумями вещами: напряжением питания устройства и импедансом обслуживаемой нагрузки. И ежели у нас питание пусть 30 вольт, а импеданс вырос до 100 ом, то более 300ма тока не выжать, хоть как говортися, усрись. Хоть будь ты трижды активным.
Есть мнение что кто то путает выходное сопротивление с сопротивлением нагрузки. Отсюда и киловольты и бесконечные источники напряжения или тока.
Вообще человек не понимающий разницу между активным источником тока и простым резистором- обречён.
может я чего упустил в жизни, тогда научите. На схеме вижу источник тока с нагрузкой в цепи оос, один из вариантов источника тока. И в чёт тут тайна ? Ток задан обвеской, максимальный ток- импедансом и питанием. и как бы …ничем .
При попытке продавить растущий импеданс наш мощный операционник точно так же влетает в клип, как и все прочие. Индуктивности в такой схеме ведут себя крайне плохо. Хотя – не выходя за пределы линейной работы схемы- ток в нагрузке и правда не зависит от её метаний.
акустическое оформление ни раза никого не демпфировало, скорее наоборот, пинка поддавало на резонансе. Разве что ПАС что-то как-то утрясало.
На вегалабе итунами страдают юнуши молодые. Видя в них священный грааль, избавящий от проблем с оформлением.
Типа: делай итун плюс L-R 4 , и будет тебе счастье.
А что это за ЛР4 такой?
Линквицрайли 4 порядку.
Увлёкся и забыл, что схема по сути- типовой вариант так наз. усилителя с отрицательным R вых, точнее, комбинация ПОС по току и ООС по напряжению, достаточно компромиссное решение, мало что дающее в случае неважной акустики в тесном ящике или высокодобротного динамика.
Все эти варианты борьбы с добротностью были рассмотрены в статье Олега Салтыкова в Радио 80-х годов. И вывод относительно отрицательного сопротивления сделан неутешительный. Поэтому простая добавка в земляной конец колонки волшебного резючка не сделает ачх в низу идеальной.
А я вот подумал тут.. Вариант то вариантом но тут выходное сопротивление далеко не отрицательное, и даже не нулевое, а очень совсем даже наоборот. И где там “простое добавление в земляной конец колонки волшебного резючка”,?
Во первых в чём он волшебный?
Во вторых с какого хрена ты взял что хорошее решение всегда должно быть сложным?
Впрочем да, я забыл. Ты же гуру всех наук. Гуру не отличающий резистор от активного источника тока.
Не надо ругаться. Отрицательное сопротивление, это такой вариант, да физически это не так, но в расчетах Ку это вылазит как отрицательное число, по этому так и зовут.
Да, по низким частотам не сильно помогает, а вот например на СЧ ВЧ это работает, например, в комбиках на гитару используют ИТУН, но там главное “правильные” искажения. Как ни крути, ИТУН стоит внимания, надо понимать когда стоит это решение принимать, а когда не стоит.
вместо грубить и тыкать незнакомым людям, вы бы барин, схемотехнику подучили. Мне эти фишки давно знакомы, а вам в диковину, видать, ждёте чудес от всяких примочек.
Нет там никаких чудес, одна физика. Просто апельсины с помидорами брать и сравнивать что лучше, да ещё утверждая что это почти одно и тоже, довольно странно на мой взгляд.
На самом деле можно упростить схему чтобы не путаться в обратных связях, которых тут на глаз многовато.
тут я с вами согласен, несколько решений в одной схеме и все – недорешения. Это не ИТУН, не ПОС, нечто среднее. Обычно поступаю иначе: делаю АС, ровную по ачх и работающую с любым усилителем. Колонка, привязанная к спецусилителю, работает только в одном месте, что связывает её возможности.
Если серьёзно, то нужны две ачх по давлению: исходная, с обычным усилителем и с этим волшебным.
И мы их сравниваем: вот было- и вот стало.
АЧХ штука наглядная, различия до полудецибелы видны на экране. Поведение динамика своеобразное, его можно измерять милливольтметром до посинения, но звук будет сильно не совпадать с нашими замерами. Только микрофон покажет, добились мы желаемого результата или всё впустую.
У апельсинов и помидоров очень много общего: они сферическй формы и близкие по спектру окраски:)
Вот вариант где есть измерения http://sageshome.net/blog/index.php/sage/2014/01/07/4gd35_current_drive_itun
http://forum.vegalab.ru/showthread.php?t=10693
вот тут чуваки давно уже заморочились измерениями, столько копий сломано что нам ещё ломать и ломать))
Где положительная ОС по току? Отрицательная!
датчик тока в земляном конце нагрузки, избыток тока через нагрузку при импедансной яме превращает в падение выходного напряжения , поскольку сам стоит в нижнем плече делителя оос.
Наврал. По току в нагрузке- в самом деле ПОС, а по напряжению на выходе- ООС. Поэтому на низкоомную нагрузку добавляет ток выше среднего значения, на более высокоомную- уменьшает.
Любое увеличение тока в нагрузке при неизменном входном напряжении на входе(1) ОУ приведет к увеличению падения напряжения на R4 и соответственно к увеличению напряжения обратной связи на инвертирующем входе(2) ОУ, в результате ток в нагрузке уменьшится. ОС по току отрицательная.
отсюда мораль: усилитель увеличивает ток через динамик на участках с повышенным ипмедансом, то есть. внизу вблизи резонанса в оформлении и вверху вследствие роста импеданса через индуктивность катушки. Отдача в районе минимуму Z , а это герц 200-250 падает.Короче, это устройство давит выходной ток на участке минимального импеданса. Пожалуй , всё.
Вы будете смеяться, но то же самое делает обычный резюк ом на 10-20-100 Ом, у кого какая фантазия на этот счёт. Я снимал семейство ачх по давлению одного динамика Фостекс 206, с резистором 27 ом он начинал звучать вполне прилично и ачх выравнивалась.
Почитал характеристики НЧ динамиков, собственно у них у всех основной резонанс лежит за гранью воспроизводимых частот, посему входной фильтр вполне решит выброс АЧХ на резонансе. Хотя и сузит скорее снизу воспроизводимый диапазон. Да вот, далеко ходить не надо, прям простой пример:
https://ldsound.info/30-gd-1/ , с графиками даже. Где то на 50 гц отрезаешь и норм.
Все эти чудо схемы взяты из полных версий даташитов к TDA 2050 или другим подобным творениям.
НЕ изобретайте велосипед -он давно придуман!
Такими фокусами занимаются производители гитарных комбоусилителей .
Даташит TDA2050
Нинашел.
В усилителе Вега 50у-122с (который без ААА упрощеный )такое применяется
да найти не просто, я попал с фендеровского сайта или форума на ссылку когда искал схему для комбика .
Это был даташит для производителей, для всех этих тда
талмуд этот я себе сохранил но дело было давно – найду поделюсь
Очень хочется видеть, заранее спасибо!
собрал данную схему 2 платами на 2 канала,подключил колонки от центра панасоника(достались по случаю,60 Вт заявлено(врут китайцы)),но думал на 15Вт (питание +-13 в с трансформатора) пойдут.Ошибся,через 1.5 минуты обрыв обоих НЧ динамиков!вот и думаю чего на него цеплять
Защиту для АС сделайте. Я собрал, все работает https://ldsound.info/itun-na-tda2050-amp-oak-dvojnoe-mono/
ИТУНисты одно время на Веге обитали, тоже молились на это решение.Потом приутихли. Видимо, повзрослели или слух наладился. По крайней мере, не мутят сознание народа. И это радует. Но сюда прогресс ещё не добрался, тема ИТУНов тлеет, с редкими протуберанцами в межзвездное пространство.
И сколько дорогой товарищ Александр собрал и протестировал ИТУНов? Я не имею ввиду включение резистора последовательно динамику, а обычных, типа этого. Я же не начинаю рассуждать сколько людей повторило ваш усилок на 2А3? Думаю кроме вас может ещё пара людей.
Какую больную мозоль вам ИТУНы нажали, расскажите пожалуйста.
Это не мозоль, а непонятность, зачем нужно сочинять специальный усилитель , если у вас нормальные колонки. А исправлять кривое горбатым, как в варианте итуна, не лучшее решение и не всегда годится. хотя, смысл какой-то есть, -присадить противный выброс на 200-250гц и добавить самого нижнего баса за счет особенности схемы. Остальное под вопросом, особенно стык нч-сч, который обязан разъехаться с этим усилителем. Там тоже выброс импеданса. Значит, ждем крика на этой частоте.
Честно говоря как раз сейчас с итуном экспериментирую. Не с таким, а обычный усилок на транзисторах в этот режим перевёл. Небольшой усилок, ватт на 5 всего. Колонки один шп динамик. Ошущения забавные. Динамик в обычном режиме слушать просто невозможно(ну блин, из магнитолы филипс вынул старокитайской с помойки буквально))) В итунном режиме вполне неплохо играет. Крика на стыке вроде нет, Это всё я товарища одного немного паять учу, на самом деле учебный стенд. То есть из дров что то более менее играющее оно точно сделает, на хороших колонках пока не пробовал. Скорее всего разница будет не особо заметной.
У меня предположения примерно похожие на ваши: дрянной динамик такая схема дотянет до состояния звучания, а с приличной ровной настроенной в линию колонкой могут возникнуть проблемки. ПОС по току и ООС по напряжению -штука известная из книжек 50-х годов.
…Колонки один шп динамик…Крика на стыке вроде нет,.. – стык чего? Динамик то один, широкополосный.
я переживаю – только за ту двухполоску как за родным братом, как сказали бы в Одессе. А к ширику – каких вопросов? Никаких. Он и без костылей поет.
Ну так понимать надо буквально. Нету крика на стыке. На стыке чего? на стыке ничего, в районе обычного разделения нч и сч, 400-500 гц, наверное.
И вообще это был тонкий армейский юмор.)
Итуны, по крайней мере у меня, подключены к выходам активного кроссовера 3-х полоски, с крутизной спада 24 дб октава, частоты среза 300 гц и 3000 гц. Звук отличный, ничего, нигде подгонять не нужно и выбросов нет.
Ваш кумир Бать, скорее всего, нагрузил итуны на разделительные пассивные фильтры, отсюда и дерьмовый звук. Почитайте внимательно описание Линкора к итунам. Может что поймете.
А на веге более не обсуждают итуны по причине- сколько можно об одном и том же.
У Солнцева что там усилок кажется? Более ничего нет. И сколько его можно обсуждать? Я, например, не встречал в сети ни унч, ни каких- то предкаскадов, ни акустики разработанной батем. Чтобы его разработки повторялии обсуждали на форумах, писали запросы в поисковиках. А итуны Линкора везде. Так кто здесь лидер?
Собрал по этой схеме, однако выяснилось много чего. Не работает. Вернее работает но после 0.5 ватта начинает хрюкать. Выяснилось что цепь Цобеля на схемке нарисована неправильно, она должна на землю идти , а не на верхний конец R4. Однако все хвалят, толи не повторял никто, в том числе и сам Линкор её не собирал, толи все цобелей на землю по привычке разводят.)
Самовозбуд. В 90г.г. имел дело с А2030 . Могут заводиться непонятно от чего, причем поведение разных партий микросхем разное, приходилось вешать дополнительные керамические конденсаторы. А20х0 имеют мощностную полосу пропускания до 80 -100 кГц и требуют аккуратной и продуманной разводки.
В своё время бился с возбудом у 2030, обвеска не работала.
Убрал возбуд, когда прочел ГДРовскую книжку про эту микросхему, там дан вариант разводки сигнальных цепей. После разведения в две точки входных и выходных земель схема стала совершенно устойчивой, для интереса выкинул цобели и шунты по питанию- не звенит и не генерит. Меандр идеальный.
Скорее всего так оно и есть. Без цобелей генерит, с цобелями как на схеме хрюкает, с цобелями на землю работает просто отлично. Правда платку пришлось немного перепахать, все 6 каналов.) Смешно.))) Выпаять резисторы с одно конца и заземлить, теперь выглядит неаккуратно.
здравствуйте. вопрос : Если С1-10mkFх50V .С5-0.1мФ.
С6иС7-4700мkFх35V +0.1мФ. R1,R3,R4,C2,C3-убрать.
R7-0.8ом. SP-8ом 30ватт. C4-10mkFx50V, R6-470om,
R5-120k. Как по вашему?
Открываем даташит и юзаем. Выбросив R4 вы благополучно выпали из этой ветки и отправились куда то в другую.
сколько будет ватт, премерно по моим данным при R4-0.2 по однополярному на 19 вольт. могу выложить схемы с настройками (volume,bass,treble) с добавкой R4.
Добрый день, так мне не ясно какая мощность на выходе этого усилителя? И питание однополярное или двуполярное? площадь радиатора какая должна быть?
Нормальная схемка. Реставрировал свой “Днепр-11”. Сначала просто собрал УМ на 2050 по штатной схеме с питанием +-18 В. Позднее перепаял по схеме приведенной в начале этой статьи. Чисто субъективно так мне больше понравилось. На внутреннюю акустику (2 ШП + твиттер через ёмкость) звучит очень мягко. А на две 10МАС-1М (включенных последовательно(!) с соблюдением фазировки) просто замечательно.
Спасибо автору за идею.