Одиссей-у-010. Часть 2

Вот и дошли руки до замера усилителя по АЧХ в углубленном варианте. Описание и технические характеристики можно почитать здесь. В первой части работа была проделана 3 года назад, и немного устарела. Измерения усилителя можно сравнить с измерениями других усилителей в разделе мои работы.

1

Теперь можно посмотреть, что делается выше 20 кГц. Из доработок пока только заменил светодиод с красного на голубой, подобрав соответствующую яркость. Теперь включенный усилитель выглядит более современней. Да и голубой цвет не такой напрягающий как красный (в психологии человека голубой цвет воспринимается спокойней, нежели красный, что мне и нужно). По замерам все электролиты держат емкость. Напомню, что они новые. Вот только по питанию стоят старые пока что, емкость у каждой банки более 15000 мкФ, не высохли.

3

Измерения проходили следующим образом, на выходе усилителя стоял резистор на 8 Ом/10 Вт. На вход подавалось напряжение 0,8 – 1 В. На выходе параллельно резистору был подключен прибор, измеряющий «дБ» (высокоомным входом, не внося в выходной тракт ничего кроме собственного усиления Одиссея). На частоте 1000 Гц был выставлен 0 дБ, громкость при этом была выкручена чуть меньше половины. Все приборы линейны в диапазоне частот 18 – 625000 Гц, неравномерность меньше 0,01 дБ. Перед каждым измерением все заново калибровалось.

Перейдем к тому, что же получилось. Первая АЧХ показывает 2 канала, усиление которых отличается друг от друга на 0,3 дБ. Неравномерность одного канала в диапазоне 20 – 20000 Гц составляет аж 3,6 дБ, а в суме с другим каналом 3,9 дБ что очень плохо. Завал вниз начинается уже с 1 кГц и вверх с 2 кГц. Получается АЧХ Одиссея как бы перекошена на одну сторону. Дальше не лучше. Непонятный пик на частоте 105 кГц с уровнем +5,2 дБ и плавный спад вплоть до 620 кГц с уровнем -15 дБ.

одиссей-у-010 часть_2 ldsound.info (1)

Следующая АЧХ – измерения при максимальном и минимальном уровня тембра низких (НЧ) и высоких (ВЧ) частот. Все измерения теперь проводились с левым каналом. Подъем высоких частот начинается с 1 кГц (+0,5 дБ) и плавно подымаются до 20 кГц (+6,5 дБ) с наибольшим пиком на 100 кГц с уровнем +9,4 дБ. По низким частотам подъем начинается с 1 кГц. Максимум на частотах 18 – 50 Гц с уровнем +6,5 дБ.

одиссей-у-010 часть_2 ldsound.info (3)

И последняя АЧХ – измерения с включенной тонкомпенсацией. Данная кнопка дает прибавку к НЧ и ВЧ одновременно. Прибавка эта на Одиссее больше, нежели тембр НЧ и ВЧ выкрученный на максимум. Да и по звуку эффективней. Вся АЧХ поднялась, даже на частоте 1 кГц (на 0,5 дБ). Пик НЧ на частоте 40 Гц с уровнем + 7,5 дБ, и пик ВЧ на частоте 30 кГц с уровнем +9,5 дБ.

одиссей-у-010 часть_2 ldsound.info (4)

Так же пробовал комбинации с балансом АЧХ. Замеры не делал, целью было выровнять АЧХ. Данный регулятор имеет свойство переворачивать АЧХ, что мне и нужно. При не долгих попытках я получил АЧХ в диапазоне частот 20 – 20000 Гц с неравномерностью 1 дБ, и только на 20 Гц, с 1 кГц до 20 кГц все линейно.

Вот пока что и все. Небольшая работа, но результаты считаю заинтересуют многих. Как ни странно будет продолжение, надеюсь в нем уже отпаяется все лишнее, будет 1 вход и выход, нормальная разводка и настройка АЧХ.

2

Статья специально подготовлена для сайта ldsound.info

Автор: LDS

2013

43 комментария: Одиссей-у-010. Часть 2

  1. Al пишет:

    о каких сотнях килогерц вы тут пишете? Вообще то усилитель низкой частоты если что.
    И ещё. А что такое “переворачивать АЧХ”?

    • LDS пишет:

      О тех, что показали приборы. Если усилитель низкой частоты это не означает, что играет он только до 20 кГц. Регулятор баланса АЧХ, читайте инструкцию!

      • валек пишет:

        вообще то от верхних частот не входящих в диапазон старались избавиться ставя на выход р-с цепочку или кондер в схеме между базой и коллектором транзистора иначе на этих частотах можно получить самовозбуждение а вы его даже и не услышите потому что частоты не слышимые а усилитель крякнет

  2. sergik пишет:

    моща и ровная АЧХ – это полдела, есть не менее важные характеристики , как сигнал/шум и коэффициент гармоник. в описаниях всех значимых аппаратов нужно обязательно это описывать

  3. Алексей пишет:

    Приобрел две недели назад такой усилитель в состоянии почти как “с магазина”.
    Звук интересный после Техникса SU-V700 , тоже очень хороший , но другой , более плотный ,весомый.
    А после Веги 109 чуствуется срсем другой, более высокий класс звучания.

  4. Роман пишет:

    Доброго времени суток!
    а подскажите пожалуйста, как мне правильно поступить:
    Недавно раздобыл Одиссей У010, и хочу раскачать его на максимум, есть где.
    Для прослушивания есть радиотехника С90 на 4ома, и Амфитон АС 025 тоже на 4ре ома.
    Как будет лучше, после профилактики Одиссея подключить последовательно 2 пары колонок, и наслаждаться мощностью, или, все таки что то думать с переделкой Одиесея под 4ре ома, и включении их в паре со старенькой лортой и амфитонами.?

    • LDSmod пишет:

      Переделывать на 8 Ом, это как новый усилитель сделать? Последовательное включение разве что, но не знаю как оно будет.

    • Alik пишет:

      Продать Одиссей и купить что то в возможностью работы на 4 Ома,или продать одну пару 4 Омных АС,и заместо них купит АС на 8 Ом.Ну или купить третью пару АС на 8 Ом для Одиссея,если средства позволяют.

      • Чалов Денис пишет:

        Соединять последовательно многополосные ас нельзя. А вот переделать Одиссей для работы с 4хомной нагрузкой можно. Там ограничение по току со стабилизатора ограничивает использование нагрузки с сопротивлением ниже 8 Ом. Заменив в стабилизаторе выходные транзисторы на более мощные (25-30 А), улучшив охлаждение усилителя в целом, можно добиться работы на 4 ома

        • Роман пишет:

          А почему нельзя многополосные ас подключать последовательно?
          Просто пока он у меня в полудохлом состоянии был, от пары в 4 ома он вообще еле играл и уходил в засщиту, после подключения 2 пар АС он начал более менее играть, даже начала какая-то мощность чувствоваться
          там из явных проблем что то с платой защиты, т.е. при включении слышен характерный громкий бульк, и после срабатывания защиты ее отпускает только после выключения, плюс родные кондеры, плюс отваливается и шулшит один канал, но так как если покрутить баланс АЧХ возвращается, думаю что надо почистить все регуляторы и оживет

    • RA9YUP пишет:

      Роман, не парь голову, включай любые колонки к усилку. Всё будет работать. О каких переделках вообще речь идёт??? Кто сказал что ум работает только на 8ом? Три года мой усилок работал на 50ас 022, они 4ома. Я его с успехом продал и он до сих пор играет у моего хорошего товарища.

      • Чалов Денис пишет:

        Если повезло Вам, не значит, что повезет другим. Там стаб сделан на 818гм и 819гм, они на 15А (по паспорту). Для нормальной работы допускается до 10 А. Для каждого канала это по 5 А в плечо. При 100 ваттах на выходе на 8 Ом получаем 20 вольт 2,5 Ампера. С учётом КПД усилитель потребляет 4,5-5 А. И это в статическом режиме при усилении синусоиды. Выводы сами делайте. Можете и так слушать, но надежность упадет в разы. А ремонт стабилизатора то ещё удовольствие. Так не проще сразу поставить транзисторы на больший ток?

        • Чалов Денис пишет:

          И учтите, человек собрался “раскачать на максимум”

          • Alik пишет:

            Я бы прислушался к совету Дениса.К тем более нужные транзисторы в продаже есть на любой выбор.Лучше сразу потратится и заменить,потом может обойтись гораздо дороже.Но есть один нюанс,транзисторы нужно подбирать парами,с очень близкими параметрами.А на это увы не у каждого есть возможность.

            • Чалов Денис пишет:

              Совершенно не нужно подбирать. Главное, чтобы соответствовали заявленным характеристикам. Это ж блок питания с независимыми каналами.

  5. Сергей Валериевич пишет:

    Денис, причём здесь везение? Был удивлён вашим советом, залезать в такие электронные дебри. Купил Одиссей 010 ещё в 90 году и уже 29 лет слушаю музыку через 4-х омные 25АС-033. Иногда, бывает работает на всю мощь. Единственное, что регуляторы НЧ и ВЧ стоят на 0-е, в среднем положении, в “+” не вывожу – начинают динамики подхрипывать. Так что никаких проблем за 29 лет с 4-х омными АС не было. И не только у меня. Этому аппарату совершенно без разницы 4 Ом или 8 Ом.

    • Чалов Денис пишет:

      Усилителю – не важно, стабу важно. Как то экспериментировал с одним таким, убрал стаб, транс перемотал на 35 вольт (постоянка +-43 В). 100 ватт на 4 Ом, 130 максималка. Математику стабилизатора я объяснял. В конце концов, в инструкции четко было написано: сопротивление нагрузки не менее 8 Ом. Но Вы же умнее производителя этого усилка. Вы, конечно же, правы.

      • Олег из Зеленодольска пишет:

        Как не читаю про Одиссей 010,так почти чуть ли не каждый утверждает,что ему без разницы 4 Ома. или 8 Ома,но зато на тепло в комнате жалуются)))

        • Дмитрий Большаков пишет:

          В моей инструкции (к сожалению только копия) написано:”В случае применения АС с номинальным сопротивлением 4Ом,завод-изготовитель рекомендует АС “35АС-015″ ,”35АС-018”. Слышал мнение,что “Одиссеи” всё же немного различались.Типа светлый корпус от 4 Ом нагрузка,темный от 8 Ом.Но ничего не утверждаю,за что купил- за то продаю…

  6. Сергей Валериевич пишет:

    Кстати, согласен с автором, что звук у Одиссея не разборчивый, мутноватый, а по низам неприятные обертона по мозгам бьют. Мирился с этим пока как-то не попала мне в руки Эстония 010, вот у неё звук чистый и линейность идеальная. Каждый инструмент слышен. кажется, что звук не из АС идёт, а сидишь перед сценой. Это обстоятельство и подвигло меня в позапрошлом году переработать свой усилитель по статье от Nivaga. Получилось неплохо. Если всё рассказать, как и что делал, сразу скажу, целая статья получится. Работы провёл много и “перекройка” схемотехники получилась кардинальная. Теперь Одиссей звучит не хуже Эстонии.

    • RA9YUP пишет:

      Я тоже ,,перекроил,, ум корвет 068, по рекомендациям Николая Васильевича. Результат превосходный. Термостабильность на высоте. Рекомендую всем у кого есть такой усилитель, который сильно греется. После переделок (пару часов работы, неспеша) транзисторы нагреваются не более 50℃,при условии работы на максимуме около 2х часов, при нагрузке 6ом
      И опять же, чтобы не начали ,,кидаться калом,, скептики, я повторюсь – РЕКОМЕНДУЮ…не навязываю, ковырять или нет свой аппарат, дело сугубо личное
      С уважением RA9YUP

  7. Сергей Валериевич пишет:

    Денис, что сотворили разработчики, оставим на их совести, про умнее или нет, тоже рассуждать не будем. Если вы ещё не поняли – мне не важна максимальная мощность, а превалирует идеальность звука. Поговорим по существу. Давно знаю вот этого товарища http://35ac-018.ucoz.ru/publ/dorabotka_usilitelja_odissej_u_010/2-1-0-47 и сам неплохо знаком со схемотехникой не только Одиссея. Мне бы в голову не пришло выкидывать из него стабилизатор. Именно из-за его введения в УНЧ такие непревзойдённые басы. Другое дело, что они не читые. Вот для того, чтобы очистить звук от мутности и вернуть усилителю линейность и понадобилась переделка.

    • Чалов Денис пишет:

      Бас не зависит от стабилизации. А разговор начался с того, что товарищ собирался слушать на максимум на 4 Ом, а не с Ваших предпочтений. Я ему дал развернутый ответ по этому конкретному вопросу.

  8. Сергей Валериевич пишет:

    Олег, вместо печки Одиссей не использую. Зачем мне тогда в своё время было учиться на радиоинженера, чтобы портить аппаратуру? Всё отстроено. На моём аппарате транзисторы в стабилизаторе едва тёплые, а температура выходных в УМ даже на максимальной громкости, когда на выходе 23 вольта, не превышает 45 градусов. В этом УНЧ температура в большей степени зависит не от сопротивления нагрузки, а от режима, в котором работает выходной каскад.

  9. Сергей Валериевич пишет:

    Молодой человек, то бишь Денис, в таком тоне обсуждения вопросов не ведутся. С вами разговаривают нормально, а вы в каждом ответе норовите нахамить. Ну что ж, в таком случае и я поражаюсь вашей не компетентности в том вопросе, в котором вы пытаетесь давать советы, даже не утруждаясь вникнуть в суть схемотехники Одиссея. К тому же, по всему видно, что с этим аппаратом никогда не сталкивались. Не могу понять, какая тогда практическая польза от таких советов?

    • Чалов Денис пишет:

      Не Вам судить о моей компетентности. И убеждать я никого не собираюсь. И Вам я не хамил. Ваши ответы основаны на “чё ты очкуеш, я сто раз так делал”, я же Вам пощитал. Кто не компетентен? Может, Вам подробно рассказать и рассчитать режимы работы всех транзисторов в этом усилителе?

  10. Сергей Валерьевич пишет:

    Ладно, не злитесь, на расстоянии ваш диплом не виден. Рассчитать и сам могу, что потребуется. Инженерные споры не ведуться на повышенных тонах. С выражением “чё ты очкуеш, я сто раз так делал” – вы не правы, даже в мыслях не было. Мне не 20 и даже не 40 лет. Стадия “выпендрёжа” давно канула в лету. Единственное, о чём хотел сказать, когда писал свои сообщения – это то, что Одиссей (при наличии хотя бы какого-то количества серого вещества у его владельца) практически не убиваемый аппарат, и конструктивно в нём заложено многое, и его потенциал можно реализовать модернизацией. Если грамотно отстроить его параметры, то и с 4-х омной нагрузкой прекрасно работает и выходные не слишком греются.

  11. Builder пишет:

    У меня был Одиссей-010. С акустикой 35АС-015 работал безобразно, как и с любой 4-омной. Бас суховат и жестковат, а на высокой громкости от перегрузки по току сначала начинал “плеваться”, а затем светилась перегрузка, а потом и вовсе срабатывала защита. И если до 25 ватт он работал отлично, то после 50-60 сразу выбивал, а намного раньше начинал подпёрдывать. А вот с 8омной нагрузкой держал под сотню без хрипов, просто индикатор перегрузки горел чуть-ли не постоянно, но ничего не отключалось.

    • ruslan6060 пишет:

      Он был у вас неисправен. Так как с этой акустикой, также, с аналогичной ничего подобного не наблюдал и близко!

  12. Valera пишет:

    Приветствую.
    Немного добавлю личных впечатлений. Не меломан, звуком доволен.
    Начал писать комментарий из желания показать, что в моем “Руководстве по эксплуатации” написана возможность работы на акустику 4 Ом.
    Пользовался “Одиссей-У-010” с 1987 года на 8 Ом акустику , лет через 10-15 появились первые проблемы дискретных регуляторов(пропажа звука то есть, то нет в одном канале).
    В 1990 году ремонтировался выгоревший один из выходных каналов(818/819 и обвязка).
    Лет через 16 стало уходить в защиту выходное реле. Менял конденсатор 5-10мкФ.
    С примерно 2001-2002 перешёл на “буржуйский” ресивер, Одиссей-У-010
    какое-то время работал одним каналом на сабвуфер(4 Ом). Жив до сих пор,
    по входу “усилитель мощности” (сзади) можно использовать, по линеным входами треск/шипение от всех “ручек регулировки”…
    Не использую, храню как память.

    • LDS пишет:

      Представленный здесь усилитель до сих пор работает. В начале стоял так же на АС 4 Ома, но я слушал не громко, не мучал.

      • Zllator пишет:

        Я вот купил два таких, со схемой 87го и 91го года. Оба восстановил,заменил электролиты на новые. Все отлично работало с мощными 4ом АС, 35ас 1 и 35ас 018. Самое гадкое у Одиссея – транс на одном из них дико гудел, затягивания трансформатора не сильно помогло, а второй, после затяжки, перестал гудеть почти полностью. Как я понял,его родной пред – самое слабое место этого усилителя. Ещё раздражало, что при включении тонкомпенсация,сильно завышались ВЧ частоты. Звук устраивал, был явно лучше моей Aiwa 999 MK2,а потом услышал Амфитон 50ум 104(их на заводе делали на базе схемы именитого Шушурина) с родным предом, уп 003,перешел на этот комплект. Кстати, Одиссей с предом Амфитон уп 003 звучит куда лучше,чем с родным.

        • Олег пишет:

          Тоже самое могу сказать за ЭФ-017. С предом Корвет УП-028 Элка звучит намного лучше. А вот с ТК поднимались только нч а вч нет.

  13. Виталий пишет:

    а какой класс у этого усилителя?

  14. Александр Трещалов пишет:

    Ох, не знаю с какими вариантами вы имели дело, но не поленился достать паспорт на свой Одиссей и вижу, что память пока в порядке… Итак, Одиссей-У-010 стерео Hi-Fi порядковый номер 88091694, дата выпуска 30.09.88г.,
    куплен мной лично в Тарту без блата. Читаем в паспорте: п. 1.6 Номинальное сопротивление основной и дополнительной акустических систем должно быть не менее 4 Ом.
    п. 3.5 Выходная мощность на нагрузке 4 Ом при коэффициенте гармоник 0,15%, не менее 50 Вт. В то же время, в пп. 3.1, 3.3, 3.4 указано для 8 Ом ном. 50 Вт, макс. 85 Вт, КГ (40 – 16000 Гц) не более 0,05%
    Усилитель светломордый с чёрной крышкой. Надеюсь, я внёс некоторый порядок в мешанину с 4-мя и 8-ю омами нагрузки. Сам я использовал только с четырёхомной нагрузкой (Орбита 35АС-016 первых выпусков). Когда у меня появились восьмиомные системы Killer от финской фирмы Audiowell, пришлось Одиссей отправить на пенсию. До сего момента использую усилитель Onkyo A-7090, вот это – действительно и звук, и мощность!

    • LDS пишет:

      Вот. Помню, что где-то писали, что он на 4 Ома может спокойно работать.

      • Иван пишет:

        “…писали, что он на 4 Ома может спокойно работать.”
        Может и спокойно… может и беспокойно… он по разному может… как карта ляжет.

      • Миша пишет:

        на четыре Ома он потрескивает в акустике….

  15. Евгений пишет:

    Доброго всем времени суток. Прочел все комментарии. Мнения как обычно разделились. Два лагеря будут существовать вечно )) Я не спец в электронике, но имею сказать. Есть в наличие 25 АС – 033 ( 4 Ома ) и Одиссей – у – 010. Владею примерно 2 года. Был виниловый проигрыватель ЭП – Эстония 010, сейчас слушаю от компьютера. Выход с компьютера выставлен на 40% ( замер показывает 150 Мв, ели поднимать выше – уход в защиту ) В усилителе заменены все электролиты, почищены регуляторы. Заменены 818,819 на стабилизаторе. Заменены проволочные резисторы на стабилизаторе. Отстроена защита по току согласно инструкции. Выставлены токи покоя. При всём вышеописанном всё работает исправно, примерно каждый день. Громкость 1/3 ( чаще ) 1/2 ( реже ) 2/3, макс ( редко). При прослушивании на протяжении 4-6 часов 818/819 в УМ холодные ( от слова совсем ) 818/819 в стабилизаторе нагреваются ( не знаю сколько граусов, но руку держать можно. 819 он же “+” греется чуть больше 818 – го. ) Нагревается чутка транс и на этом всё. За 3-4 месяца работы все параметры сохраняются, кроме “нулей” в каналах ( от 0 до 2 Мв разбег ) причину найти не позволяет отсутствие знаний и мастера в моём городе и в округе на 100 км. В целом аппаратом доволен. Нареканий нет. Опыт мой невелик. Были Усилители: Кумир 001, Одиссей 100у-021 и теперь Одиссей 010. Ни кого ни к чему не призываю, не навязываю свой вкус и точку зрения. Бить себя в грудь и доказывать что так только так и ни как иначе не собираюсь. Споры и полемика не интересны. Каждый случай как и человек уникален и индивидуален. Без негатива, всем добра и мира. Возможно моя писанина кому то пригодится. Удачи.

  16. Марков Николай пишет:

    Вот такой интересный листок был в комплекте с “Одиссеем 010”, но его покупателям… не показывали. Брат объяснил, что, после возврата усилка на завод по рекламации, его ремонтировали и понижали в категории качества, снижая гарантийный срок с 24 до 12 месяцев, и снова продавали. Слушайте хоть на 2 Ома, гарантия закончилась )))

  17. Иван пишет:

    “…Непонятный пик на частоте 105 кГц с уровнем +5,2 дБ и плавный спад вплоть до 620 кГц с уровнем -15 дБ…”
    Этот пик присутствует практически у всех усилителей (в том числе и в ОУ), охваченных глубокой общей ООС. Он возникает в момент, когда общее усиление снижается до заданного уровня и ООС перестает его (усиление) определять. И пусть вас не вводит в заблуждение кажущаяся широкая полоса. В моих разработках пик сглажен и приходится на частоту выше 500 кГц. При этом выходная мощность номинальная. А нагрузка – только безиндуктивная. Наверняка в данном случае резистор проволочный. Тот на 100 кГц полноценной нагрузкой не является. Чтобы убедиться в эффективности нагрузки нужно мерить ток в питании. Если потребляемый ток снижается, значит нагрузка не работает, как нужно. Если ток растет, то качество схемы плохое. В хорошем тракте потребляемый ток лишь немного снижается. Скорее всего причиной является – сложность измерения тока на столь высоких частотах. Но не исключено, что и в данном случае подводит эквивалент нагрузки, несмотря на его более качественные, в сравнении с проволочными, параметрами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *