Миф о ламповых усилителях.
Миф №1.
Ламповый усилитель не может питаться напрямую от электрической сети.
Поэтому ставится преобразующий трансформатор 220 Вольт / …220 Вольт! Разумеется во вторичной обмотке бывает и больше 220, и меньше 220, в зависимости от выбора ламп и их режима. Но, согласитесь, довольно часто ламповые усилители запитываются от выпрямленного 220 В ( т.е. постоянного 295…305 В – в зависимости, сколько у кого в розетке). Так, зачем в Hi-End аппаратуре, позиционирующей принцип “как можно меньше деталей в звуковом тракте” этот “лишний” элемент?!
Представьте себе на минутку (придержите контраргументы пока), какие плюсы появятся у такого лампового усилителя. Итак, наверное уменьшиться стоимость самого аппарата (прикидывайте на сколько, если усилитель, допустим средней мощности и класс “А”). Вес. Значительно облегчиться такой УМ. Свободного места станет больше – однозначно. Нет силового трансформатора – нет наводок! Аргумент весьма впечатляющий. У кого ламповые усилители имеют свойство “фонить” (пускай даже самую малость), согласятся, что без “фона” было бы лучше. Комфортнее, так сказать. Гудеть и греться станет нечему. Что ещё? Тогда самый “убойный” аргумент: ваш усилитель не будет зависить от запаса мощности этого самого силового трансформатора. В вашем распоряжении вся ближайшая подстанция! Динамика звука будет максимально возможная для данной схемы вашего усилителя.
Минутка прошла. Минусы. А вернее один минус, единственный, кстати. Но, минус с большой буквы – “Фаза”!! Опаснейшая штука для здоровья людей и самочувствия электроники. Однако, все пользуются компьютерами и ноутбуками. И в них имеется импульсные блоки питания, с пресловутым непосредственным питанием от электросети. Так там имеется “гальваническая развязка”, скажете вы. А кто Вам, простите, мешает поставить в Ваш ламповый усилитель эту самую “гальваническую развязку”. Кроме того, в любом ламповом усилителе она частично реализована. Не верите?! Вспомните выходной (звуковой) трансформатор. Сколько там вольт приходит на первичную обмотку? В среднем 300 Вольт, а то и больше. Но ведь никто не кричит “Нельзя!”. Ставят и успешно пользуются практически все владельцы ламповых усилителей. Надеюсь, логическую цепочку продолжать не стоит, на тему “как сделать гальваническую развязку всей схемы”, а не только по её “выходу”.
Для тех, кто сомневается в пользе “лишней детали, вносящей дополнительные фазовые/частотные и прочие искажения”, привожу рабочую схему такого вот усилителя:
Собственно, схема представляет собой “мостовое” включение двух идентичных усилителей. Этакий ОТЛ наоборот. Что это даёт? Снижаются требования к пульсациям питающего напряжения. Снижаются общие искажения, так как работающие в противофазе усилители компенсируют не только пульсации питающего напряжения, но собственные (вносимые каскадами) искажения. А так как выходной каскад выполнен по топологии “cascode circuit-SRPP – Shunt Regulated Push Pull (СРПП, каскад с ди-намической нагрузкой), то в выходном трансформаторе отсутствует постоянная составляющая (те пресловутые 300 Вольт анодного напряжения). Нет подмагничивания железа – нет специфических искажений, присущих классическим схемам. Во всяком случае, не надо применять специальные меры борьбы с этим вредным явлением. Что упрощает требования к выходному трансформатору. Кроме того, такая топология обещает лучшие качественные характеристики. Входной (драйверный) каскад так же выполнен “двухэтажным”. Драйверные каскады такого вида довольно часто применяются в ламповой технике. А вот в выходном каскаде значительно реже. Дело в том, что выходная мощность снимаемая с такого каскада -“каскода” в четыре раза ниже двух классически запараллеленных ламп. Поэтому, кого интересует КПД усилителя, в первую очередь (например фирм-производителей бытовой техники), а качество – во вторую, данная схемотехника не подойдёт по определнию. Тем не менее, максимальная выходная мощность у данного усилителя вполне достаточная, что бы раскачать даже АС с небольшой чувствительностью. И составляет 8 Вт. С акустическими же системами чувствительностью более 90 дБ/Вт/м это более чем достаточный запас. Напомню, что “ламповые Ватты” звучат несколько громче (если так можно выразиться), чем “транзисторные”.
Для того, что бы сигнал поступал в противофазе на вход усилителя использован наиболее симметричный из существующих видов Фазоинвертора – трансформатор. Его коэффициент трансформации выбран 1:2+2 под стандарт СиДи (2 В эфф.). Таким образом входной трансформатор выполняет три функции: является фазоинвертором, согласующим трансформатором и выполняет функцию…”гальванической развязки”. Вход усилителя представляет собой симметричную линию (балансное подключение).
Схема усилителя размещена в корпусе натурального дерева, который имеет лаковое покрытие. Отсутствуют какие либо экраны. Схема не нуждается в подстройке режимов или какой либо балансировке. Подбор пар (исправных) ламп не требуется. В драйвере использованы лампы 6Н9С. Тее, кто предпочитает “аналитическое-нейтральное” звучание более “музыкальному-ламповому” окрасу могут заменить эти лампы на 6Н8С (без изменения номиналов резисторов). Звук приобретёт “тот самый ламповый” оттенок звучания, который нравиться большенству пользователей музыкальных записей. Следует помнить, что коэффициент усиления ламп 6Н8С в два раза ниже 6Н9С, что приведет к уменьшению выходной мощности в два раза и составит 4 Вт. В выходном каскаде использованы “тугие” лампы 6Н13С всё той же “октальной” серии. Поэтому, оптимально начинать прослушивание музыки необходимо после 90 минут (!) после включения усилителя. Именно через такой промежуток времени усилитель начинает “звучать_как_надо”.
На фотографии представлен усилитель №5, выполненный по этой схеме. Вместо выходных ламп 6Н13С использованы 6Н5С. Выходная мощность -7,5 Вт (8 Ом).
Дополнительную информацию (намоточные данные согласующих трансформаторов и варианты применения готовых трансформаторов в качестве выходных и пр.) можно найти в журнале “Радиоконструтор” №2, за 2014 год, стр.6-9.
Автор: Станислав Мошев
Силовой транс все равно нужен для накала ламп. А для отсутствия подмагничивания выходного трансформатора необходимо добиться равенства потенциалов на катодах VL 3.1 и VL 4.1 и поддерживать в период эксплуатации.И конечно следует обратить внимание на качество изоляции обмоток входного и выходного трансформатора .220 Вольт опасны для здоровья.
У входного (согласующего) трансформатора изоляция действительно повышенная -провод ПЭЛШО (лак+шелковая).
Один из 4-х собранных усилителей имел накальный трансформатор – электронный Тошибра-размером со спичечный коробок. Мостовая схема “не замечает” грязи в накале ламп и менее требовательна к фильтрации по питанию анода, в отличии от классических схем.
Подмагничивание не такое страшное как вы представляете – у не подобранных ламп замеренная разность потенциалов на первичной ТАН104 было менее 0.1 В. Попробуйте с таким током что нибудь намагнитить у сердечника.
– вместо силового транса для накала можно использовать копеечные блоки питания от гаджетов …
… а ведь есть же еще и схемы без выходных трансформаторов, по крайней мере, со слов авторов, качественного звучания 😉
Спасибо за идею. Благодаря вам я сделал свой УНЧ CRPP на 6п14п. Фазоинвертор из схемы Комарова с разделённой нагрузкой на 6Н2П. На входе CRPP на 6Н2П. Трансформаторы на выходе от ИБП APC500. Диапазон 6гц – 19,5кгц по 0 дб ! Звук закачаешься. Накал 12V от платы с компьютерного БП, накалы ламп вкл. последовательно.
Только питание у меня 600V на выходе и фазоинвертор +215V. Мощность неискажённая 5вт на канал. Немного, но зато звук “заткнул” все муз.центры и Айву и Сони. Практика показала – CRPP любит большие V. Жаль фото приложить нельзя.
Привет любителям ламп! Я и сам из этого общества. Случайно наткнулся на этот пост и не смог удержаться от коммента. Еще в начале 80-х строил ламповые УНЧ на Г807 и заметил, что она звучит заметно лучше на пределе, когда даешь ей 650 В. на анод. Не могу сказать за Db, но на слух очень даже заметно лучший звук. Только следить за током надо, две величины превышать нежелательно, лампы этого не любят. И без того горит синим пламенем. =)