Сергей Гудков – страница с работами

Акустика-6. Набор для радиолюбителя
Акустика-10. Набор для радиолюбителя
Доработка усилителя Кумир 35У-102С-1
Измерение АЧХ
Мультиметр YX-360 – описание и варианты схем  [фото]
Работа разделительного фильтра 1 порядка
Работа разделительного фильтра 2 порядка
Работа разделительного фильтра 3 порядка
Расчёт дополнительных параметров динамической головки на примере 30ГДС-1-8

21 комментарий: Сергей Гудков – страница с работами

  1. Сергей Гудков пишет:

    Хорошая книжка

  2. Сергей Гудков пишет:

    третья

  3. Сергей Гудков пишет:

    Давал ссылку на программу, но она не появилась, попробую ещё раз.
    Лично я пользуюсь программой ETF Acoustic – она простая и интуитивно понятная, имеет help файл с инструкцией и схемой соединения. Позволяет снимать АЧХ, ФЧХ, импульсные характеристики, ватерфол и т.д. Есть возможность на одном графике (overlay) построить несколько АЧХ для сравнения. Скачать можно тут https://etf.software.informer.com/5.9/
    ключ к ней например тут https://keygenguru.com/serial/etf-acoustic-v5-982.html

  4. Сергей Гудков пишет:

    Кроме программы для измерений АЧХ и других частотных зависимостей радиолюбителям требуется измерительный микрофон с микрофонным усилителем и подходящая звуковая карта компьютера. Большинство современных звуковых карт вполне пригодны для этих целей, многие имеют уже встроенный микрофонный усилитель и соответствующий вход для подключения микрофона. Не обязательно искать именно измерительный микрофон т.к. профессиональные очень дорогие, а полупрофессиональные и бюджетные модели построены на обычных “бытовых” микрофонных капсюлях. К тому же профессиональные микрофоны имеют как правило специальные разъёмы требуют специального усилительного блока с источником питания микрофона. Уже давно сняты с производства микрофонные капсюли Panasonic WM-60a, WM-61a и WM-62 на базе которых делались бюджетные измерительные микрофоны. Сейчас они заменяются аналогичными. Следующий вопрос – калибровка измерительного микрофона. Микрофоны Behringer ECM8000 поставляются без калибровочного файла, т.е. их АЧХ носит вероятностный характер. В сети интернет встречаются калибровочные файлы для этого микрофона, которые построены базируясь на графиках АЧХ представленных в datasheet wm-61a. Независимая лаборатория проверила десятки капсюлей wm-61a большинство из них имеют большие отклонения от представленной в datasheet АЧХ. Значит калибровочные файлы не соответствуют. Следующий вопрос, какие характеристики требуются от микрофона для сведения и настройки фильтров АС в бытовых условиях? Ровность АЧХ и ФЧХ в области сопряжения НЧ и СЧ головок и в области СЧ и ВЧ или ШП и ВЧ с частотами соответственно 300….1000Гц и 2000….10000Гц – такими характеристиками обладают множество бытовых элекретных микрофонов. Ниже 300 Гц в бытовых условиях АЧХ недостоверны из-за шума и реверберации помещения. Выше 10кГц фильтры обычно не настраивают. Современные микрофонные капсюли можно разделить на “оригинальные” фирменные и китайские копеечные. Для измерений желательно найти оригинальный качественный микрофон снятый из аппаратуры 1990-2000х годов, это могут быть телефоны, гарнитуры, плееры и т.д. Необходимо при возможности выбрать на слух и по получающимся АЧХ наиболее ровный и широкополосный капсюль. Хорошие результаты дают капсюли диаметром 6 мм с так называемым back elecret ом.

  5. Сергей Гудков пишет:

    Желающих учить и критиковать больше, чем желающих учиться, каждый сам по себе. Люди разобщились. Обращаю внимание, я задаю вопросы потому, что мне искренне интересно, как думаете Вы, а не потому, что мне неизвестен правильный ответ.

    • Иван пишет:

      “…Желающих учить и критиковать больше, чем желающих учиться…”
      Желающих критиковать много из-за спорности некоторых утверждений. Любые знания – это накопление поступающей информации и еще не факт, что с ее помощью можно прийти к правильному результату. Попробуй поспорь с педагогом, поймешь чем это для тебя завершится.

      • Сергей Гудков пишет:

        особенно если этот педагог – женщина

        • Иван пишет:

          Женщина – это особый случай. С ней при любом раскладе не стоит спорить, чтобы не выглядеть идиотом. А если все же решишься, то только докажешь этим, что им (идиотом) и являешься. Поэтому нужно найти такой вариант решения, чтобы женщина ощутила, что это точно то, что она хотела.

  6. Сергей Гудков пишет:

    книги по расчету фильтров Линквица-Райли, Бесселя, Баттерворта, Чебышева, Гаусса и т.д.
    1. Ханзел Г.Е. “Справочник по расчету фильтров” https://booksee.org/book/489769
    2. Зааль Р. “Справочник по расчету фильтров” https://booksee.org/book/490040
    3. Корис Р. Шмидт-Вальтер Х. “Справочник инженера-схемотехника”
    4. Ещё была хорошая книга в 80-90е по LRC фильтрам, расчёт для фазного и противофазного включения головок, жаль забыл автора
    Книжки все очень заумные, в двух словах, суть в том, что в зависимости от названия фильтра изменяются коэффициенты в формулах расчёта. Схемы одинаковые. Таблицы в книгах.

  7. Сергей Гудков пишет:

    Схема приставки к мультиметру (у которого должна быть функция измерения частоты) для измерения резонансной частоты динамиков (что удобно, портативное устройство позволяющее выбрать нужный динамик прямо у витрины магазина до покупки), а также позволяющее определить добротность Qts. Динамики с высокой добротностью заводятся при меньшем напряжении питания генератора, а динамики с низкой – при большем. Конденсаторы (малой ёмкости) не влияют на частоту, но в ними динамики заводятся легче. Измеряемы динамик должен быть в открытом воздухе, диффузор не на столе вниз, не в коробке, не прижат, и т.д. Переменный резистор градуируется используя динамики с уже измеренной на компьютере добротностью.

    • Сергей Гудков пишет:

      мультиметр лучше подключать параллельно динамику, приставку удобно сделать в корпусе от зарядки для мобильника, если вилка подходит в гнёздам мультиметра. Ток потребления 20 мА, можно использовать батареи AG13

  8. Алексей Михайлович пишет:

    Коллектив кафедры телевидения и звукового вещания выражает Вам благодарность за Ваш труд. К ним присоединяются аспиранты и студенты очного и заочного отделения, а также сотрудники наших филиалов и смежных организаций. Под Вашим чутким руководством были подготовлены десятки кандидатов наук и видных деятелей современности. Редкой удачей была возможность выбрать Вас научным руководителем. Для этого претенденту было необходимо серьёзно потрудиться и пройти ряд отборочных испытаний, тестов, зачётов и экзаменов.

    • L.I.N. пишет:

      Присоединяюсь–толковых людей в этом мире единицы…

    • Сергей Гудков пишет:

      Спасибо, после такого новогоднего поздравления, задавать глупые вопросы в комментариях, отвечать на них и шутить уже как-то не по статусу. Без иронии и уместных шуток лекции скучны не только студентам, но и лектору. Жаль, молодежь на кафедру всё равно не загонишь, хоть им лекции пой, хоть семинары пляши.

      Вообще, хотел написать комментарий о критериях качества акустических систем.
      Для объективности были выбраны в качестве критериев оценки качества те параметры, которые можно измерить. Как утверждал Дмитрий Иванович Менделеев, – Наука начинается там, где начинаются измерения. Это всем известные – диапазон частот, коэффициенты нелинейных искажений и.т.д. Так вот, с естественностью звучания это мало коррелирует, низкие и высокие частоты широкого диапазона больше утомляют, а лишние гармоники иногда воспринимаются как богатый музыкальный тембр. Но выбранные параметры позволяют аналитически рассчитывать системы и добиваться нужных характеристик (измеренных), о звучании обычно умалчивается.

      Уместно было бы рассмотреть физику восприятия человеком звуковых образов. Своеобразную фонотеку в памяти, где все звуки сравниваются с уже когда-то услышанными. Какие-то вызывают подъём эндорфинов, потом мозг снижает к ним чувствительность, звуки надоедают, ищутся новые. Одним словом этология и психоакустика и это отдельные книги.

      И ещё один момент. Звуковоспроизводящие системы и компоненты – это очень прибыльный бизнес. Поэтому производителям не выгодно делать идеальные системы. Если кто-то пишет в обзорах о кристальности звука, о безупречности форм и материалов – это маркетинг и реклама. В науке такого подхода нет, есть просто параметры и свойства. Потребитель зачарован мифами, он знает именитые марки, но может ими похвастаться и почувствовать свою важность от обладания такой вещью.
      Например, один приятель говорить другому, у меня усилитель Sony, Audio Note и т.п. А другой ему отвечает, а у меня самодельный. Ведь сразу не поймёшь уровень этого самодельного поскольку для него нет стандарта, названия, характеристик, мировой известности фирмы, промоушена, нет шаблона мышления.

      Ещё о шаблоне мышления, научном подходе. Большинство из вас знают научный метод расчёта акустических систем, например, по книгам И.А. Алдошиной. В результате получаются всем известные акустические системы промышленного изготовления. Измерительные микрофоны в звукомерных камерах показали – что хотели, то получили. АЧХ – в допуски входит, диапазон в норме, звучание – сойдёт.

      А что мы слушаем ровные графики АЧХ, ФЧХ , ИПЧ и диапазон? Кто не имеет миф-шаблона, что система должна воспроизводить от 20Гц?! И иметь мощность не менее 100Вт? Эти утверждения шаблоны и мифы, таким научным подходом можно рассчитывать железобетонные конструкции для машин, но не для человека.

      • Алекс пишет:

        Цитата:
        “Ещё о шаблоне мышления, научном подходе. Большинство из вас знают научный метод расчёта акустических систем, например, по книгам И.А. Алдошиной. В результате получаются всем известные акустические системы промышленного изготовления. ”

        – не получаются, т.к. практически ни одна АС разработки ВНИИРПА (и в т.ч. Алдошиной) не дошла до серийного производства в неизменном виде.
        А “всем известные” акустические системы промышленного изготовления – как правило, результат кучи рационализаций, упрощений и удешевлений.

        Тем более, что “всем известны” в основном разнообразные S-90 и их клоны, которые к ВНИИРПА отношения не имеют, и где сама квалификация изначальных разработчиков вызывает вопросы.

      • Иван пишет:

        “…Уместно было бы рассмотреть физику восприятия человеком звуковых образов…”
        Ну наконец то читаю то, о чем твержу уже почти пол века. И самое удивительное, что нужную статью однажды довелось встретить. К сожалению не зафиксировал ее источник. Там была подробно описана физика работы слуха и мозга при восприятии звука. Именно из этой статьи я и понял, что слух одновременно не обладает заявленной динАмикой. Она, динАмика слуха, как бы плавно плавает и изменяет чувствительность слухового восприятия. Таким образом звук, который первоначально ощущается как избыточно громким, спустя время почти полностью перестает таким восприниматься. Лично проверил это. Все оказалось именно так. Только четко описав взаимосвязь между требуемыми свойствами тракта и ее идеального восприятия слухом можно будет представить какие основные свойства необходимо иметь.

  9. Сергей Гудков пишет:

    Настройка фазоинвертора без приборов.
    Начинающие радиолюбители иногда желают удостовериться в правильности настройки своих аудиосистем, но сталкиваются с отсутствием измерительных приборов. Конечно, это не проблема их можно изготовить самому, но можно воспользоваться имеющимися. Посмотрите на youtube ролик , как настраивать фазоинвертор без приборов.
    Описание эксперимента: колонка кладётся вверх динамиками, конечно, снимается сетка с НЧ, на диффузор насыпается немного риса, подаётся сигнал (конечно через усилитель у которого регуляторы тембра выставлены в ноль, как понимаете) от приложения “звуковой генератор скачанного для смартфона, ну или компьютера. Плавно меняется частота генератора от 20 до 100 Гц, рис будет прыгать, но на какой-то частоте его подскок будет минимальным – вот это и будет частота настройки фазоинвертора. Обычно это 25…40 Гц. Далее сравнивается полученная частота с паспортной частотой указанной на этом сайте для данной АС.

    • Иван пишет:

      Можно еще проще. Берется шерстяное одеяло и плотно закрывается фазоинвертор. Затем манипулируя идет сравнение на приведенных частотах. Просто на слух отчетливо слышна разница. При закрытом фазоинверторе идет плавный спад. При открытом – практически одинаковая отдача до определенного порога, а затем резкий спад. А движение диффузора у 4А32 или 28 при этом снижается. Так что никакие зерна не дают реальную картину. Это у S-90 эффект от фазоинвертора не особо заметен. Проверено еще коллегами по сервису в свое время.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *