Функциональная характеристика определяет зависимость сопротивления переменного резистора или напряжения от положения подвижного контакта. По характеру функциональной зависимости переменные резисторы делятся на линейные – типа А и нелинейные – типов Б, В, И, Е и др. (графики указаны на рисунке).
Характер нелинейной зависимости определяется схемными задачами, для решения которых предназначен резистор. Наиболее распространенные зависимости логарифмические (Б) и обратнологарифмические (В). Резисторы с такими зависимостями применяются для регулировок громкости и тембра звука, яркости свечения индикаторов и т.п. Встречаются резисторы с характеристиками типа И или В, а также с синусными, косинусными зависимостями, используемыми в устройствах автоматики и вычислительной техники.
Отклонения от заданной кривой определяются допусками (границами). Для переменных резисторов общего назначения эти границы устанавливаются в пределах 2-20 %, а для прецизионных – в пределах 0,05-1 %. Отклонение от функциональной зависимости может иметь скачкообразный характер, в результате чего нарушается плавность регулирования. Причинами таких отклонений могут быть неоднородность и дефекты проводящего элемента и подвижного контакта, а также наличие начального скачка и минимального сопротивления.
Для измерения функциональных характеристик применяют методы проверки по напряжению и сопротивлению, которые, в свою очередь, делятся на методы непрерывного измерения и методы измерения в отдельных точках.
Метод проверки по напряжению в отдельных точках заключается в сравнении напряжений на выходе испытуемого резистора при разных положениях его подвижного контакта с расчетными значениями. Метод непрерывного измерения отличается тем, что напряжение на выходе испытуемого резистора сравнивается с аналогичным напряжением на образцовом резисторе при синхронном перемещении их подвижных контактов. Как правило, такое сравнение проводится с помощью осциллографа при подаче на вход вертикальной развертки сигнала с испытуемого резистора, а на вход горизонтальной развертки сигнала с образцового резистора. Метод проверки по сопротивлению отличается от описанного выше только тем, что вместо напряжения информационным сигналом является сопротивление резистора, измеряемое омметром.
Для более точных измерений известны методы измерения в схеме моста и схеме компенсатора, применяемые преимущественно при измерениях прецизионных проволочных резисторов.
а кто линейный “A” применял резистор для регулирования громкости, насколько неудобно?
Заметна очень неравномерность, вначале вращения , от нуля резкий скачек громкости, а потом слишком медленно восстанавливал старый усилитель пионер, не смог найти обратно логарифмический, пришлось ставить линейный резистор
Понять, кто перед нами, какой резистор и с какой характеристикой, достаточно просто. Крутануть его ось в обе стороны, найти средину и в неё установить. Измерить тестером сопротивления по концам относительно среднего вывода. У нормального показательного потенциометра от земляного вывода будет на полпути десять процентов от номинала. А у линейного половина номинала.
На каждом форуме непременно с умным видом десять раз в году заводится эта тема. Не считая сотен роликов в сети про ето самое
Ставил. Почти пофиг. Не заметил особой разницы.
ок, благодарю, попробую
Есть варианты улучшения такого переменного резистора. Взять его нагрузку в 6,8 раз меньше. чем его общее сопротивление. Скажем, для 50-к резистома взять 6, 8- 7.5 ком . Можно входное сопротивление схемы сделать намеренно низким , чтобы облагородить характеристику резистора.
Одно неудобно, само сопротивление переменника в разных положениях бегунка становится разным, нужно учитывать.
Вас понял Александр, благодарю как всегда за хорошие идеи.
Улдыс, есть статья Ивана Тимофеевича Акулиничева в старом Радио, там регулятор уровня помимо такой вот его коррекции из А в В – выполняет ещё одну роль, он включен в цепь параллельной обратной связи. За счет этого на малых уровнях сигнала звук наилучший и чистый. Я макетил такое с ламповой схемкой, но не завершил , отложил на будущее
Ищу статью в журнале, супер
статья по -моему называлась О качестве звучания на малой громкости, проще спросить в поисковике статьи Акулинмчева
О, благодарю
Ох уж эти характеристики, на усилителе НЧ регулятор с характеристикой Е, т.е. в среднем положении движка все три вывода закорочены. Где найти что подобное, или проще на галетнике собрать?
Е/И -там не закорочено, вам кажется. Просто в среднем положении рег баланса сигнал идет с крайнего вывода на движок без потерь, увеличивается сопротивление только при уходе от средины, в соседнем канале все зеркально и так же. Вы пишете про рег баланса. Накрай можете обычный с линейной зависимостью впаять, но будет потеря уровня на регуляторе баланса.
Увы, но мне не кажется. Усилитель японец, регулятор именно НЧ, я его даже выпаял и разобрал, т.к. показалось странным, что в среднем положении движка все три вывода закорочены. Там от каждого крайнего вывода идёт своя дорожка, до среднего положения 0 Ом, далее до конца – 10 кОм. А движок скользит по двум этим дорожкам.
Регулятор баланса не такая уж важная штука, чтобы искать именно такой. Недавний случай, чинил другу его NAD-320 , там сделано предельно тупо, два регулятора паровозом, громкость и баланс. И в балансе оборвались обе подковы. Впаял резисторы в обход, сигнал пошел дальше, баланс не работает и фиг с ним.
Да при чём тут баланс?
” А вы нам так объяснили” )))) Что такое НЧ регулятор, по-вашему? Вот и сижу, гадаю. хе.
Мойа тфойа нипанимат)))
Вот на самом обычном усилителе есть регуляторы НЧ, ВЧ, баланса и громкости. В данном случае такой регулятор стоит на регуляторе низких частот.
Угу. Тембр НЧ. Понял.
Чертёжник из меня никакой, но я начертил эскиз того резистора.
А! Дошло . Есть такие схемы регуляторов тембра , когда в среднем положении у нас КЗ, а движение в плюс или минус работает как переменный резистор. У вас налицо именно такой вариант. Заменить абы чем не получится.
Вот такой резистор, плюс ещё трещотка в нем на 11 положений, найти такой не могу, поэтому и возникла мысль о галетнике. Хотя можно попробовать залить жикостью для очистки контактов.
Галетник пойдет.
такой переменник на балансе в этом усилителе стоит
https://ldsound.info/altus-v60/
Из А сделать В
Мне хватает 3-4 раза
Только что увидел советский переменный резистор сп3-36 с характеристикой Д
Что-то такая характеристика в справочниках не описана.
Глянул на стрелочном показометре – она не линейная.
Кто что скажет?
Вы могли разброс в процентах принять за регулировочную характеристику. Назовите всю надпись, пожалуйста.
Например, 47ква =47 ком, тип регулировки линейная А. 47КВВ – уже показательная.
100Ком Е\И спецрезистор для регулятора баланса
Забыл добавить. 47КВА- 47 ком номинал, В- 20 проц разброс, А- тип регулировки.
Разброс – ИСВ, И-5. С-10, В-20 процентов от указанного. Был приятель с такими инициалами, научил.
Есть такой резистор именно с характеристикой Д, он ставился с блоках переключения телеканалов, 100 кОм, управлял напряжением подаваемым на варикапы настройки частоты, так как все зависимости ( ёмкости от напряжения и частоты от ёмкости) нелинейные, то характеристика резистора сделана такой чтобы при вращении колёсика частота настройки ТВ изменялась линейно.
А ведь был такой, стоял в телеке Юность, настройка варикапов от переменника. Верно.Потом он помер, я туда что-то поставил, от балды. стало сложнее попасть в настройку.
Этот телек отдали как дохлый, я поменял в умножителе селены на кремень 2Ц106г , военку и после этого телек отпахал ещё лет 20 на кухне.
полная маркировка 100кмд
и да, похоже это спец резисторы именно для блока настройки каналов телевизоров
также в статью будет уместно поместить графики характеристик импортных переменных резисторов
Когда нужда сильно прижмет приходится поступать вот так.
Вот, сколько раз делал регуляторы на щелкунчиках, каждый раз одно и то же. В самом нужном положении- регулятор и не фиксировался. Прямо, издевательство какое-то. Или громче слушай-или тише.
“…В самом нужном положении- регулятор и не фиксировался…”
Здесь принципиальна конструкция переключателя. Именно приведенный тип галетника оказался наиболее подходящим. Особенно важно, хочу подчеркнуть, галеты принципиально не чистились от возрастного налета. Мне важно было понять, насколько сильно возрастное влияние. Они с самого рождения от первоисточника и по сей день без малейшего вмешательства в точки контактов.
В 90-е еще вот так решал проблему с балансом.